Казанник биография. Алексей казанник, экс-генеральный прокурор рф, профессор. Так каков же все-таки выход

Алексей Иванович Казанник (род. 26 июля 1941, село Перепись Черниговской области УССР) - российский юрист и политик, доктор юридических наук (1991), профессор, Генеральный прокурор Российской Федерации (октябрь 1993 - апрель 1994), государственный советник юстиции 1 класса (1993), заместитель губернатора Омской области (1996-2003). В начале 1990-х годов получил известность благодаря тому, что после избрания в Верховный Совет СССР уступил своё место Борису Ельцину. Заслуженный юрист Российской Федерации.

Биография

Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Украинец. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.

В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 года стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом.

С 1960 года проходил срочную службу в армии в инженерных войсках.

В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экологического права в качестве доцента кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права (1975-1991).

В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений.

С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

Политическая деятельность

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области).

В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч.

После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности».

Это был совершенно осознанный поступок, - вспоминает Казанник . - Я набрал полтора миллиона голосов избирателей, а Ельцин - больше пяти с половиной. Значит, его политический рейтинг был почти в три раза выше. И справедливо было бы, чтобы в Верховном Совете был именно он.

После заседания меня догнал в переходе депутат Тельман Гдлян и говорит: «Ну и наворотил ты дел, юрист. Ты же ему политическую карьеру испортил. Ельцину Верховный Совет не нужен.

Нам нужен Ельцин на митинге - гонимый и плачущий. У нас народ гонимых и обиженных любит. Да он бы на следующих выборах невероятное количество голосов набрал. И стал бы главой государства…»

Кстати, после того как Борис Николаевич занял место Казанника, он просто подошел и пожал ему руку.

Больше мы с ним на съезде не встречались, - говорит Казанник.

А после экс-генпрокурор виделся с Ельциным не один раз.

Как-то даже Новый год вместе отмечали, - рассказал Алексей Иванович. - Мне позвонили - пригласили к Ельциным, прислали машину. Они тогда жили в центре на Тверской -Ямской. Обычная квартира рабочего человека. Чуть ли не голые стены и стеллажи, заставленные книгами.

Ельцин был очень демократичным. И это была не показная простота, а совершенно естественное поведение.

Борис Николаевич где-то задерживался… Мне Наина Иосифовна говорит: «Алексей Иванович, садитесь на диванчик. Только подушку подложите, а то он протерся - пружины выпирают…»

Вскоре подъехал Ельцин.

Обрадовался, что я уже на месте. Говорит: «Давай-ка мы с тобой, пока они там готовят, для начала закусим». Открыл банку сельди в масле, порезал редиску, огурчики, сало. Сало он, кстати, сам солил.

В 1993-м пути президента и генпрокурора разошлись.

Ельцин был руководитель-разрушитель, совершенно бескомпромиссный. На должности назначались люди, исходя из личной преданности ему. За время правления Бориса Николаевича сменилось несколько десятков членов правительства, министров и пятьсот членов аппарата. Люди просто не успевали пройти стадию ученичества и сделать что-то на своем месте. Но тем не менее Ельцин - выдающаяся личность своей эпохи. Я искренне соболезную его родным и близким. Он, единственный из бывших советских руководителей, сам добровольно отказался от власти. И так искренне покаялся перед всей страной. Сильнее всего в его телеобращении к народу тогда потрясла фраза: «Простите меня! Я не сделал всего, что обещал».

личное дело

В 1959 году уехал в Казахстан на строительство металлургического комбината. Работал там плотником.

В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского университета.

В 1989 - 1991 годах - народный депутат СССР .

В 1993 - 1994 годах - Генеральный прокурор России .

После этого был вице-губернатором Омской области, также преподавал в Омском государственном университете.

Сейчас преподает в Омском государственном университете им. Достоевского и Омском юридическом институте.

Двадцать лет назад генеральный прокурор России Алексей Казанник отказался нарушить закон и, несмотря на настоятельную просьбу президента Ельцина, отпустил на свободу амнистированных Руцкого, Хасбулатова, Макашова. Сегодня его сын, прокурор Дмитрий Казанник, ратует за то, что по закону Олега Шишова еще в Омске обязаны были заключить под стражу. «Никаких компромиссов»: Казанник-старший рассказал «БК», как воспитывал своих сыновей, почему вместо президента нашей стране нужен царь и что удерживает его самого от новогоднего корпоратива в омском правительстве.

– Алексей Иванович, имя вашего младшего сына «засветилось» в деле Шишова: прокурор Дмитрий Казанник вместе со следователем СКР ходатайствовал о помещении обвиняемого в СИЗО. Вы разделяете эту позицию?
– Дмитрий Алексеевич работает в областной прокуратуре, анализирует все хозяйственные дела. До этого много лет выступал в суде в качестве государственного обвинителя. Сегодня трудится день и ночь, потому что через него идут все дела, кто бы их ни расследовал. Сын вынужден рассматривать целые «многотомники», его задача – тщательно следить, чтобы при расследовании любого дела строго соблюдался закон. В том, что так было и в отношении Олега Шишова, у меня нет ни малейших оснований сомневаться.

– Знаю, что второй ваш сын, Михаил, тоже работает в областной прокуратуре.
– Да, Михаил Алексеевич занимается криминальной статистикой. У сыновей принципиальная позиция: все, что касается служебных дел, должно оставаться на службе. Расспрашивать их совершенно бесполезно.

– Выбор профессии для ваших детей был очевиден?
– Никогда не говорил им: «Вы должны пойти на юридический факультет». Мишка окончил восьмилетку и сказал: «Папа, хочу быть сварщиком. Давно мечтаю». «Замечательная профессия, – согласился я. – Но ты должен стать профессионалом высочайшего класса». Он окончил профессиональное училище, год проработал сварщиком на заводе. Потом его забрали в армию. Два года отслужил в ракетных войсках. Вернувшись, неожиданно сказал: «Хочу поступить на юрфак». «Ты не поступишь, – предостерег я Михаила. – У тебя нет никаких знаний. Если так уж хочешь, иди на подготовительные курсы. Позанимайся год, потом пробуй». Михаил поступил, и из него получился прекрасный специалист. Путь Дмитрия сразу лежал на юрфак: он учился на отлично в школе и вуз окончил с красным дипломом.

– Какое громкое судебное дело за последнее время вас тронуло сильнее всего?
– Может быть, это возрастное, но мне стала совсем неинтересна политика. Раньше я бегал на митинги, выступал, переживал, а сегодня уже вообще никуда не пошел бы… Тем не менее болезненно воспринимаю нашумевшее дело Васильевой. Издевательство! Как нам объяснять его студентам? «Все у нас справедливо, и вы так должны поступать…»? Подобное до того ранит душу, что уже дал себе слово не смотреть телевизор и не читать газет... И все равно смотрю, читаю, негодую… В свое время был поражен заметкой, в которой речь шла о продаже курортных земель в Подмосковье. Стартовая цена – 50 тысяч долларов за сотку. Скупили всю землю, – писало издание, по 600 рублей (!) за сотку. Представители лесхоза обратились в Московский городской суд с иском о признании договора купли-продажи недействительным. Суд в иске отказал, аргументировав тем, что объявление опубликовали заранее в газете, доступной для всех, но, к сожалению, на аукцион пришли только представители троих – Абрамовича, Шохина и некой Юлии Рутберг. И они не поднимали свои таблички, пока цена не упала до 600 рублей. Таким образом, нарушения законности нет. Читать о таких вещах просто невозможно.

– В Омске полно своих историй о продаже земли…
– Знаю, но не могу высказываться по этим делам: для этого мне надо изучить материалы. Звонят на днях с «Эха Москвы»: «Прокомментируйте арест Гамбурга, побег Меренкова…» Не могу! Не знаю ни одного материала дела, а профессия наша такова, что надо вникать в суть.

– Что сгубило Олега Шишова, по вашему мнению?
– Не могу сказать, к сожалению, по той же причине.

– Хорошо. Но как человек вы скорее сочувствуете гендиректору «Мостовика» или осуждаете его?
– Всегда относился с состраданием даже к тем лицам, которые совершили какие-то преступления. Когда-то Руслан Хасбулатов, будучи в следственном изоляторе Лефортово, написал заявление: «Немедленно требую генерального прокурора». Мои помощники говорили: «За всю историю существования прокуратуры генеральный прокурор никогда не встречался с обвиняемым. Можете послать помощника». «Нарушу эту традицию, пойду сам», – сказал я.
Если человек виновен, мы можем сочувствовать ему, переживать за него – мы же живые люди. Но юрист должен поступать только в соответствии с законом. Другого нет.
Меня нередко спрашивали и о Михаиле Ходорковском: наверное, обсуждаете в семье, сочувствуете, не поверим, если будете это отрицать! Это не имеет никакого значения! Но если бы я рассматривал это дело в суде, поступил бы точно по закону. Когда меня вынудили уйти в отставку с поста генпрокурора, я получил очень много писем и телеграмм. Ни одного осуждающего среди них не было. Сильнее всего дорожу письмом заключенных одной из колоний Ростовской области. В нем дословно написано следующее: «Мы в отряде посоветовались и пришли к выводу, что вы совершенно не способны нарушить закон. Если бы вы требовали для нас самых суровых наказаний, мы бы никогда на вас не обиделись, потому что убеждены: вы поступили бы справедливо».

– Сегодня вам сложнее читать лекции, чем тридцать лет назад?
– При советской власти читал правдивые лекции и сегодня читаю правдивые. Например, говоря о народном суверенитете, прошу: обратите внимание, в Конституции записано, что народ – единственный источник власти в Российской Федерации. Но при этом конституционная норма – что недопустимо! – ограничена нормами текущего законодательства. В результате гражданского общества в России нет. Чтобы оно сформировалось, должно быть правовое государство, а у нас нет к этому даже предпосылок…

– Громкое заявление…
– Посмотрите сами. Неотъемлемый признак гражданского общества – политические партии. Но они эффективны только в одном случае: если выражают интересы определенных категорий населения. А в нашем обществе эти интересы не дифференцированы, поэтому найти разницу между программами «Единой России», «Справедливой России» или ЛДПР невозможно. Нет достойных общественных объединений. Общественная палата РФ – единственное стоящее объединение, но оно финансируется из госбюджета, а аппарат состоит из типичных чиновников. А кто платит – тот и заказывает музыку.
Или возьмем средний класс, необходимый для формирования гражданского общества. В России нет и его. Газеты пишут – по официальным данным, он составляет якобы 25-30 процентов. Но в зарубежных высокоразвитых странах этот процент – 65-70...

– А есть ли в России элита и что она собой представляет?
Хороший вопрос. До революции 8,5% населения России принадлежало к элите: страна по этому показателю занимала первое место в мире. Что представляла собой российская элита тогда? Все дворянство с его уникальной культурой, вся инженерно-техническая интеллигенция, все русское купечество, а также все башковитые крестьяне и деятельные мещане (которых потом почем зря высмеивал Горький). После революции все они были уничтожены.
За все годы советской власти техническую интеллигенцию опустили ниже плинтуса. Помню, читал лекции на омских предприятиях. Один работник на объединении им. Баранова сказал мне: «Я по образованию инженер». – «Почему не работаете по специальности?» – «Что вы! Я скрываю это! Оклад инженера – 140 рублей. А токарем на станке я зарабатываю 300 рублей. А иногда и все 350».
На генетическом уровне сегодня элита не воспроизводится, уничтожен генофонд. А от плохого дерева не жди хорошего плода. Чтобы страна вышла из кризиса, по данным специалистов, в ней должно быть не менее одного процента элиты. У нас, по словам экспертов, 0,8 процента национальной элиты. Кажется, что это неплохо. Но кто входит в состав? Олигархи, которые грабят Россию. Чиновники государственного аппарата. Высшие должностные лица. Все они заняты лишь одним: обслуживанием самих себя.
Никто из них не говорит сегодня «Отечество», «Родина». Россию они называют «эта страна». Это временщики. Думают ли они, чтобы вывести Россию из кризиса? Вопрос риторический.
Если подходить с этих позиций к ситуации, которая сложилась в России, выхода я не вижу. Полнейшая безысходность.

– То есть вы не видите никакой надежды на светлое будущее?
– Вижу маленькую «зацепочку»: реставрировать монархию в России. Наша страна всегда была и остается монархией – вне зависимости от того, кто стоял и стоит у руля: Николай II, Ленин, Сталин или Путин. В общественно-индивидуальном сознании их воспринимают как абсолютных монархов. Ведь если сегодня канализацию прорвало, надо бежать к Путину – так считает народ...

– И что бы изменилось?
– В России появился бы нравственный символ. Сегодня у нас совершенно невозможно сформировать правовую культуру и правовое сознание, потому что нет ни единого примера... Я не могу сказать студентам: ребятишки, берите пример во-о-он с него...

– А если и монарх будет не лучшим примером?
– Страной может руководить регентский совет.

– Как вы относитесь к тому, что сегодня президент Путин укрепляет ключевые посты в стране силовиками? Вот и в омском правительстве это находит отражение...
– Вы про Бондарева? Мне говорили, что Бондарев – специалист по борьбе с коррупцией. Значит, он соответствует занимаемой должности в нашем правительстве.

– Как в целом оцениваете работу правительства Виктора Назарова?
– Не знаю, как оценивать в целом, скажу так: отношусь к этому составу правительства настороженно. Меня регулярно приглашали туда встречать Новый год. Причем подчеркивали: хотим видеть людей, которые внесли вклад в развитие Омской области. Не ходил ни разу – по той простой причине, что уже первые назначения стали свое­образным сигналом – что оно будет из себя представлять. Поставить Меренкова заниматься имущественными отношениями, а Гамбурга, человека с таким скандальным прошлым, назначить заместителем губернатора… Ну как я мог пойти туда?
Еще до назначения генеральным прокурором Борис Николаевич Ельцин «сватал» меня на самые разные должности. «Не компетентен в этом», – объяснял я. «Вы разберетесь тут очень быстро», – уговаривал президент. Однажды мне пришлось в сердцах сказать ему: «Даже родного брата не назначил бы на должность, коли он не был бы профессионалом в этих вопросах». Но разве у нас сегодня это соблюдается?..

– Какие именно должности вам предлагали?
– Предлагали – это просто страшно – должность председателя Верховного Суда Российской Федерации. Отказался, потому что никогда не практиковался в этой системе. От другой должности – начальника миграционной службы – отказался по иным соображениям. Аппарат президента уже подготовил проект указа, а я спросил: «Борис Николаевич, а средства выделяются на нужды вынужденных переселенцев?» – «Нет, Алексей Иванович». – «Но они же будут проводить митинги, демонстрации возле моего крыльца. Что я вынужден буду делать, что скажу людям?» – «Люди вас очень любят. Выйдите к ним не с деньгами, а с добрым словом, и этого им будет достаточно». – «Но этого не будет достаточно мне, – сказал я. – Так работать не буду».

– В этом году в омском правительстве «иных уж нет, а те далече»…
– У каждого органа власти, как у любого человека, сформирована определенная репутация. И изменить ее трудно. Чрезвычайно трудно.

– Чем сегодня занимаетесь кроме преподавания, Алексей Иванович?
– Готовлю учебник к печати. Дел много, замыслов тоже, но уже не хочется много работать, если честно. По-прежнему постоянно читаю, общаюсь с внучками. Прошлой зимой побывал на Байкале, который в 21 год обошел пешком. Постоял на берегу, посмотрел с грустью: и на байкальских сопках, рядом с поселком Большие Коты, уже построили
коттеджи…

Елена Ярмизина

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Казанник Алексей Иванович

государственный советник юстиции I класса

Родился в Городнянском районе Черниговской области. Получив среднее образование, в течение двух лет работал столяром в стройуправлении в городе Темиртау Карагандинской области. В 1961–1963 служил в Советской армии в городе Ашхабаде. После демобилизации поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, который с отличием окончил в 1967. Оставлен при университете для научной работы. В 1967–1969 ассистент кафедры государственного права и советского строительства. С 1969 учился в аспирантуре. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук в течение пяти лет был старшим преподавателем и доцентом на той же кафедре.

В 1975 А. И. Казанник переехал на жительство в Омск, где на юридическом факультете местного университета стал читать лекции по государственному праву. В 1990 возглавил кафедру государственного и муниципального права. В 1989 его избрали народным депутатом СССР. На Первом Съезде народных депутатов СССР он вошел в члены Верховного Совета СССР, но уступил свое место «кумиру» демократов Ельцину, который не сумел набрать нужного количества голосов. Тем не менее А. И. Казанник был включен в Комитет по экологии.

В октябре 1991 Алексей Иванович защитил диссертацию и получил ученую степень доктора юридических наук, а в 1992 стал профессором кафедры государственного и муниципального права. К этому времени он был автором более 120 научных работ. С 1993 - член Президентского совета.

5 октября 1993 Президент России Ельцин своим указом назначил А. И. Казанника Генеральным прокурором Российской Федерации. Ему был присвоен классный чин государственного советника юстиции 1 класса. В этой высокой должности он пробыл всего пять месяцев. 12 марта 1994 Ельцин принял отставку Казанника.

А. И. Казанник покинул Москву и вернулся в Омск.

Москва, октябрь 1993 г.

А. И. Казанник незамедлительно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Квартиру в Омске он сдавать не стал (возможно, чувствовал неуверенность своего положения), а поселился на государственной даче в Архангельском. 25 октября 1993 года Президент России присвоил ему классный чин Государственного советника юстиции 1 класса.

Правовое положение нового Генерального прокурора было непростым. Дело в том, что согласно действовавшей в момент его назначения Конституции РСФСР Генеральный прокурор утверждался Верховным Советом РСФСР. Но действия последнего были приостановлены Президентом еще 21 сентября 1993 года. По вновь принятой Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор утверждался Советом Федерации по представлению Президента. Однако и после начала функционирования Совета Федерации такого представления в него не поступало.

В одном из своих первых интервью А. И. Казанник заявил: «Занимая пост Генерального прокурора России, я не представляю ни Президента, ни бывший Верховный Совет, ни бывший съезд. Я представляю только закон. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен пострадать - именно этим принципом будут руководствоваться органы российской прокуратуры».

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве

3 октября 1993 г. в г. Москве был поднят мятеж. Вооруженные группы, руководимые и направляемые экстремистскими лидерами бывшего Верховного Совета Российской Федерации и другими лицами, занимавшими ответственные посты, совершили нападение на важные государственные объекты, учинили массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами, разрушениями, поджогами. Пролилась кровь многих невинных людей - мирных жителей, военнослужащих, сотрудников милиции, журналистов, в том числе иностранных корреспондентов. Нанесен большой материальный ущерб.

В настоящее время принимаются меры к ликвидации последствий мятежа и восстановлению нормальной жизни города. Государство оказывает необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших.

Организаторы и активные участники мятежа задержаны. Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовные дела. Ведется расследование. По завершении предварительного следствия уголовные дела будут переданы в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а также в другие федеральные и местные суды.

В целях восстановления правопорядка постановляю:

1. Генеральному прокурору Российской Федерации (А. И. Казаннику), Министру безопасности Российской Федерации (Н. М. Голушко), Министру внутренних дел Российской Федерации (В. Ф. Ерину) обеспечить при расследовании быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение закона с тем, чтобы каждый организатор, руководитель и активный участник мятежа понес справедливое наказание и ни один невиновный не подвергся уголовному преследованию.

2. Министерству юстиции Российской Федерации создать необходимые условия для неотложного рассмотрения в судах расследованных дел о мятеже.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации обеспечить охрану судей, потерпевших, свидетелей, других участников судебного разбирательства, а также зданий судов.

4. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок выделить дополнительные финансовые и материально-технические средства, необходимые для выполнения настоящего Указа.

5. Указ вступает в силу с момента подписания.

(Москва. Осень-93: Хроника противостояния. 2-е изд. М.: Республика. С. 537–538.)

Опьяненные разгромом Верховного Совета РСФСР, некоторые буйные головы тогда готовы были замахнуться и на всю правоохранительную систему. Бывший в то время министром юстиции Ю. Х. Калмыков высказался за то, чтобы переподчинить Генеральную прокуратуру и МВД России Минюсту. А. И. Казанник расценил такую постановку вопроса как «антинаучное забегание вперед». Он сказал: «При нынешнем размахе преступности, росте сепаратизма, полнейшем правовом нигилизме и повсеместном игнорировании законов чрезвычайно опасно перестраивать направо и налево всю правоохранительную систему. Надо максимально использовать достигнутое». И далее, признавая необходимость реформирования органов прокуратуры, подчеркивал, что на первое место по своей значимости должна выдвигаться правозащитная функция прокуратуры. «Защита прав и свобод человека, строгое соблюдение законности при задержании людей, правовых и нравственных норм при обращении с ними представителей власти, прав и интересов осужденных должны постоянно находиться в поле зрения прокурора».

20 октября 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ, касающийся деятельности органов прокуратуры.

О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации

В целях повышения эффективности деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

постановляю:

Свою деятельность прокуроры осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и настоящему Указу. Военные прокуроры, кроме того, руководствуются положением о военной прокуратуре в части, не противоречащей законодательству и указам Президента Российской Федерации.

2. Возложить на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров впредь до принятия Конституции Российской Федерации осуществление надзора за исполнением указов Президента Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Совету Министров - Правительству Российской Федерации предусмотреть необходимое финансирование, снабжение, материально-техническое и другое обеспечение органов военной прокуратуры.

4. Генеральному прокурору РФ по согласованию с Советом Министров - Правительством Российской Федерации в трехмесячный срок подготовить предложения по установлению льгот в пенсионном обеспечении прокурорских работников.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Генеральный прокурор Российской Федерации А. И. Казанник занимался повседневными прокурорскими обязанностями: проводил коллегии, совещания, вносил представления в министерства и ведомства, рассматривал письма граждан и должностных лиц.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой нашли отражение и основные принципы организации органов прокуратуры.

А 12 марта 1994 года неожиданно для всех Б. Н. Ельцин издал указ за № 465. В нем отмечалось: «В связи с тем, что Казанник А. И. был назначен на должность Генерального прокурора Российской Федерации вне порядка, установленного статьей 102 Конституции Российской Федерации, а также учитывая его личную просьбу, постановляю:

Подлинной же причиной увольнения Казанника явилось то, что он отказался выполнить указание Президента Российской Федерации Ельцина о приостановлении процесса амнистии, объявленной Постановлением Государственной думы от 23 февраля 1994 года. По акту амнистии подлежали освобождению из следственного изолятора лица, содержащиеся там после октябрьских событий 1993 года.

Заявление Генерального прокурора Российской Федерации об отставке

Президент Российской Федерации Б. Ельцин обратился ко мне с призывом приостановить процесс амнистии по Постановлению Государственной думы Федерального собрания от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии». Я полностью разделяю гражданский пафос и содержание призыва главы государства.

В ходе первомайских и октябрьских беспорядков погибло 148 человек, больше тысячи получили увечья. Остались вдовы, осиротевшие дети, убитые горем родители. Причинен огромный материальный ущерб. Тем не менее Государственная дума прощает всех преступников. По ее воле на свободу выйдут организаторы массовых беспорядков, подстрекатели и активные исполнители. В их числе немало убийц, погромщиков, мародеров, грабителей. Акт «политической» амнистии, как безграмотно назвали его законодатели, навсегда останется одной из позорных страниц в истории отечественного парламентаризма.

Однако Генеральный прокурор Российской Федерации не наделен полномочиями по приостановлению акта амнистии. Не обладает он и правом законодательной инициативы, чтобы обратиться в Государственную думу с просьбой пересмотреть постановление об амнистии. Поэтому я заявляю о своей отставке с поста Генерального прокурора России.

Моя дальнейшая судьба меня беспокоит мало. Я всегда болел за Россию, за ее многострадальный народ. Верю: придет «золотой век», где правда будет называться правдой, ложь - ложью, добродетель добродетелью, а подлость - подлостью. Но в его наступлении не будут повинны ни коммуно-патриоты, ни жириновцы, ни опошлившие самое высокое звание русского интеллигента демократы.

Во исполнение Указа президента назначенный Б. Н. Ельциным исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Николаевич Ильюшенко, издал приказ об увольнении А. И. Казанника из органов прокуратуры с 15 марта 1994 года. Однако в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации Генеральный прокурор мог быть освобожден от своей должности только постановлением Совета Федерации Федерального Собрания. Некоторое время Совет Федерации не давал согласия на это. Такое решение состоялось лишь 25 апреля 1994 года. Подписал его Председатель Совета Федерации В. Ф. Шумейко. И. о. Генерального прокурора Ильюшенко пришлось изменять свой приказ об увольнении А. И. Казанника. К этому времени Алексей Иванович уже покинул Москву и вернулся в родной Омск, чтобы продолжать преподавательскую деятельность.

law.wikireading.ru

Казанник Алексей Иванович

Источник фото: bk55.ru

Казанник Алексей Иванович родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.

В 1959 году после окончания школы уехал по комсомольской путевке на строительство «Магнитки» в Казахстан. Там работал столяром в строительном управлении, плотником на строительстве металлургического комбината. После того, как в 1959 году стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен и сокращения трудовых расценок, укрепился в желании стать юристом.

В 1963 году, после возвращения из армии, где служил в инженерных войсках, поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета. Будучи аспирантом этого же вуза, работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран.

Позже перешел на преподавательскую работу на юридический факультет ОмГУ. Также являлся специалистом в области экологического права в качестве доцентра кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права.

В 70-ых годах был лектором общества «Знание», выступал на предприятиях с лекциями, посвященными проблемам экологии.

В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганист, в одной из своих лекций дал отрицательную оценку этому событию, что стало причиной его отстранения от публичных выступлений.

С 1991 по 1993 г. — завкафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ.

В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов, трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири»). Доктор юридических наук, тема диссертации — «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР».

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному округу №22 (омская и Тюменская области).

В предвыборной программе призвал отказаться от дорогостоящих проектов и программ уровня БАМа, высказался за сокращение Вооруженных сил, выступил за смягчение налоговой политик в аграрном секторе. Также призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением.

Избравшись народным депутатом, вошел в состав Межрегиональной депутатской группы. С 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу».

На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Совет Национальностей Верховного Совета выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Бориса Ельцина.

В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. Тогда же был делегирован Верховным советом РСФСР в качестве наблюдателя в Совет Республик Верховного Совета СССР.

После отзыва из союзного парламента в декабре 1991 года вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1991 -1993 годах был председателем комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. В этот период стал автором идеи создания в регионе Азовского немецкого национального района.

В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России».

5 октября 1993 года, сразу после разгона Съезда народных депутатов и Верховного совета, указом президента Бориса Ельцина был назначен в нарушении Конституции генеральным прокурором РФ. По действовавшей на тот момент Конституции сделать это мог только Верховный Совет.

На посту генпрокурора Казанник руковоил завершением расследования уголовных дел, связанных с событиями 19-21 августа 1991 года и с разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета в октябре 93-его. Подал в отставку 26 февраля 1994 года после того, как отказался вопреки распоряжению Ельцина препятствовать выполнению постановления Госдумы об амнистии участников событий 1991 и 1993 г. Затем объявил, что его принуждали к отставке и выразил желание продолжить работу, но после консультаций с сенаторами согласился оставить пост. Официально ушел с поста генпрокурора 25 апреля 1994 года.

С этого момента начал заниматься организацией Партии народной совести, которая фактически существовала только в Омске.

В декабре 1995 года баллотировался в Госдуму как представитель Партии самоуправления трудящихся, но она не преодолела 5%-ый барьер.

В марте 1996 года был назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области.

В мае 2006 года Казаннику было присвоено звание «Заслуженный юрист РФ» (источник).

Семейное положение

Женат, двое сыновей. Один из них Дмитрий - старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следственного комитета прокуратуры Омской области.

Алексей Казанник: отдал свой мандат Ельцину из чувства справедливости и не жалею об этом

Борис Ельцин и Алексей Казанник, 1989 год

Российский политик Алексей Казанник стал знаменитым в мае 1989 года, когда на Первом съезде народных депутатов СССР уступил свое место не прошедшему в состав Верховного Совета страны Борису Ельцину. Этот шаг депутата из Сибири, по мнению аналитиков, существенно повлиял на дальнейший ход событий в России. В рамках серии материалов о событиях 1991 года, приведших к распаду СССР, ТАСС начинает публикацию интервью с участниками политической жизни страны того периода.

Делегат Съезда народных депутатов СССР, а впоследствии генеральный прокурор России рассказал ТАСС, как он повлиял на ход истории в 1991 году, а затем и в 1994-м, приняв решение о немедленном освобождении из-под стражи всех амнистированных участников событий 1993 года в Москве.

На начало 90-х годов выпали поворотные, зачастую трагические события – избрание Бориса Ельцина президентом РСФСР, ГКЧП, развал СССР, расстрел российского Белого дома. Вы были их непосредственным свидетелем и участником, принимали серьезнейшие решения. Назовите самые значимые лично для вас.

– Их было три, однако Первый съезд народных депутатов СССР и амнистия участников майских и октябрьских событий 1993 года в Москве для меня менее значимы, чем то, что произошло в декабре того же года, когда уже в должности генерального прокурора я смог предотвратить полную ликвидацию российской прокуратуры. Последующий ход событий показал, насколько важным оказалось спасение прокуратуры для сохранения целостности России.

С момента памятного съезда прошло 27 лет. Не жалеете, что тогда уступили свое место Борису Ельцину?

– Об этом поступке нисколько не жалею. Он был человеческий – желание восстановить справедливость. За Бориса Николаевича в Москве проголосовали 5,5 млн человек. За меня в Омско-Тюменском избирательном округе №22 – около 1,7 млн избирателей. У меня не было ни малейшего сомнения, что по рейтингу именно Ельцин должен быть первым в Верховном Совете.

Тельман Гдлян после заседания съезда догнал меня и сказал: «Ну, юрист, натворил ты дел! Ты толкнул Ельцина в Верховный Совет против его воли. Нам он в Верховном Совете не нужен. Надо, чтобы он выступал на митингах каждый день в Лужниках и плакался, что его не только выгнали из московского горкома партии, но даже не избрали в Верховный Совет»

При голосовании в Совет Национальностей он набрал более 50% голосов, но меньше, чем все другие кандидаты. Я знал об этих цифрах заранее, и для меня это было неожиданно: как же так? Мой шаг был продиктован именно этими соображениями и чувствами.

Что касается политических последствий, их оценка может быть разной. Например, Тельман Гдлян (в то время член Верховного Совета СССР – прим. ТАСС) после заседания съезда догнал меня в подземном переходе и дословно сказал: «Ну, юрист, натворил ты дел! Ты толкнул Ельцина в Верховный Совет против его воли. Нам он в Верховном Совете не нужен. Надо, чтобы он выступал на митингах каждый день в Лужниках и плакался, что его не только выгнали из московского горкома партии, но даже не избрали в Верховный Совет». И закончил так: «Ты испортил ему карьеру! Если бы он был гонимый, на очередных выборах, даже на пост президента СССР, за него бы проголосовало 90% избирателей».

Когда Бориса Николаевича избирали президентом России в 1991 году, он прошел блестяще (Ельцин победил на выборах президента РСФСР в первом туре, набрав 57,3% голосов, – прим. ТАСС). Ореол чистой воды мученика в народе вызывал желание его поддержать! Никакого моего участия там уже не было.

В каких обстоятельствах произошло ваше назначение генеральным прокурором Российской Федерации?

– В «горячий» для Москвы день 3 октября 1993 года я был в Омске и собирался на работу, раздался телефонный звонок. Сказали, что со мной будет разговаривать Ельцин. Он мне сказал: «Алексей Иванович, надо максимум законности, максимум справедливости, максимум вашего гуманизма. Короче говоря, вы теперь генеральный прокурор. Работы предстоит очень много».

В этой системе я не работал, но согласился, потому что Ельцин говорил именно о необходимости соблюдения закона, а я знал, что никогда не допущу несправедливости и массовых репрессий. Главная задача, которая стояла перед прокуратурой, – расследование майских беспорядков на Ленинском проспекте и событий октября 1993 года. Первые были уже расследованы, дела находились в судах и ждали решения. По октябрьским событиям следствие только начиналось, я был уверен, что лица, которых арестовали, виновны в организации массовых беспорядков, захвате общественных и государственных зданий, что поставило под угрозу жизнь и здоровье людей.

Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

Политическая деятельность

Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.

После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.

12 апреля 1994 года

- ГОСПОДИН Казанник, есть ли у нас сегодня генеральный прокурор России, и если да, то кто?

Де-юре есть генеральный прокурор Казанник Алексей Иванович, поскольку для оформления моей отставки требуется постановление Совета Федерации. Но я думаю, что оно будет принято без дискуссий. Что касается исполняющего обязанности, то если меня нет де-факто, то его нет ни де-юре, ни де-факто.

<...> президент Ельцин и его окружение при назначении Алексея Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора пошли на нарушение статьи 102 Конституции (пункт 1 "з" относит к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности генпрокурора РФ. - Олег Рубникович) и закона о Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

В последнее время все чаще можно слышать утверждения о том, что довольно большое влияние - и далеко не лучшее - на господина Ельцина оказывает его окружение. Насколько актуальны, по-вашему, эти разговоры?

Когда я был на расстоянии, в Омске, то читал в газетах "окружение президента", "коллективный Распутин" и так далее. Но мне это ничего не говорило, поскольку я считал и теперь считаю, что президент - глава государства - несет личную ответственность за все указы и распоряжения, которые он подписывает.

После же общения с его окружением я убедился, насколько я заблуждался. В администрации президента есть такие люди, которые могут подписать любой указ - о назначении-смещении должностных лиц страны, о ликвидации Министерства безопасности, о передаче Генпрокуратуре следственного изолятора в Лефортове. <...>

Все это просто удивительно. Для меня это было страшно необычно. В деятельность прокуратуры пытался вмешиваться не только Ельцин, но и его советники, помощники, вплоть до чиновников, которые считали себя вправе позвонить мне.

Не хотите ли вы назвать имена людей из окружения президента, которые пользуются особым авторитетом у господина Ельцина?

Вы знаете, в самой же администрации президента мне говорили, что если надо подписать какой-то указ без соответствующей разработки, то это сделает не первый помощник президента. Надо обратиться к начальнику его личной охраны Коржакову - он решит все проблемы.

- Интересно, а не жалеете ли вы сегодня о том, что некогда отдали свое место господину Ельцину?

Я об этом не жалею. Во-первых, у меня всегда было развито чувство справедливости, и я считал, что если за меня было подано полтора или два миллиона голосов в Омском национально-территориальном округе, а за Ельцина было подано шесть с половиной миллионов голосов, то надо формировать ВС по рейтингу. И я полагал, что будет выведен такой рейтинг: за кого больше проголосовало, тот и обладает приоритетным правом, поменьше - на втором месте... Я рассчитывал, что таким образом я попаду в Совет национальностей.

Не жалею я о своем решении и по другим мотивам. На тот период этот шаг был оправдан. Тогда стояла задача разрушить тоталитарную систему (или, как мягко ее называли, административно-командную). Я думаю, что Борис Николаевич выполнил эту задачу, но было бы очень здорово, чтобы он ушел в отставку в августе или сентябре 1991 года, после известных августовских событий.

Общаясь с ним, я убедился, что у него если и есть какой-то талант, то только разрушителя.

Публикации по теме