Федеральный мониторинг земель осуществляется в соответствии с. Государственный мониторинг земель: понятие, объекты, иерархическая структура. Государственный мониторинг земель

  • 3.4 Земли под водой в различных категориях земель
  • 3.2 Распределение земельного фонда страны по угодьям.
  • 3.5. Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями (тыс. Га)
  • 3.6. Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и их коллективами (тыс. Га)
  • 3.7. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2000 гг. (тыс. Га)
  • 3.3. Характеристика качественного состояния земель Российской Федерации
  • 3.4. Распределение земель Российской Федерации по формам прав на землю.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 4. Основные методы управления земельными ресурсами.
  • 4.1. Государственный земельный кадастр
  • 4.1. Распределение земель, подлежащих отнесению к федеральной собственности, по категориям в разрезе федеральных округов, тыс. Га
  • 4.2. Землеустройство
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.
  • 4.4. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 4.2. Основные показатели госземконтроля органов Росземкадастра, мпр России и Госстроя России за 2000 год
  • 4.5. Деятельность по стандартизации, сертификаци и лицензированию в системе Росземкадастра.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 5. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
  • 5.1. Организационная структура управления земельными ресурсами.
  • 5.2. Функции органов управления земельными ресурсами.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Приложение 1
  • 1. Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и администрация Нижегородской области совместно осуществляют:
  • 2. Государственный земельный комитет Российской Федерации:
  • 3. Администрация Нижегородской области:
  • 4. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области:
  • 5. Федеральное государственное учреждение "Государственный кадастровый центр Нижегородской области":
  • 6. Заключительные положения:
  • Глава 6. Экономический механизм управления земельными ресурсами
  • 6.1. Основные положения формирования земельной ренты.
  • 6.1. Формы и виды земельной ренты
  • 6.2. Основные формы платы за землю.
  • Формы платы за землю
  • Базовая величина нормативной цены земли
  • Рентообразующие факторы и условия образования дифференциальной ренты
  • Характеристики территорий
  • 6.3. Формирование рыночного оборота земли.
  • 6.4. Земельные банки и ценные бумаги.
  • Муниципальные земельные облигационные займы
  • Земельные ипотечные облигации
  • Бюджет города
  • Центральный
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 7. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
  • 7.2. Земельно-информационная система
  • 7.3. Информационное обеспечение системы природопользования.
  • 7.1. Природно-ресурсный потенциал регионов страны
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Управление земельными ресурсами субъектов российской федерации
  • 8.1. Организационная структура управления земельными ресурсами субъектов рф.
  • 8.2. Особенности управления землями различных категорий субъекта Федерации.
  • Глава 9. Управление земельными ресурсами вмуниципальных образованиях.
  • 9.1. Основные положения функционирования муниципальных образований.
  • В процессе управления можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
  • 9.2. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.
  • Рыночные
  • Социальные
  • Структура управления Дробянским образованием
  • 9.3. Мероприятия по управлению землями муниципального образования.
  • Глава 10. Особенности управления земельными ресурсами городов и иных поселений.
  • 10.1. Основные особенности узр поселений.
  • 10.2. Основные мероприятия узр поселений.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Особенности управления земельными ресурсами в г. Москве.
  • 11.1. Анализ использования земель г. Москвы
  • 11.1. Площади административных округов
  • 11.2. Распределение земельного фонда г. Москвы по угодьям.
  • 11.3. Прогнозные показатели рационального использования земли в Москве, га.
  • 11.2. Формирование законодательной базы узр г. Москвы
  • 11.3. Организационная система узр г. Москвы
  • Городская дума
  • Правительство города
  • Префектуры
  • Районные управы
  • 11.4. Экономический механизм узр г. Москвы
  • 11.5. Анализ проведения конкурсов на выполнение земельно-кадастровых и землеустроительных работ для государственных нужд в г. Москве
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 12. Основные методы и приемы определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 12.1 Основные методы и приемы определения эффективности системы узр.
  • Экономическая
  • Технико-технологическая
  • Бюджетная
  • Народно-хозяйственная
  • 12.2 Критерии и показатели эффективности системы узр.
  • По приоритету
  • По народно-хозяйственной значимости
  • По виду результата
  • По виду расчета
  • Пилотная проверка определенной методологии
  • Показатели оценки эффективности системы управления
  • Характеристика содержания процесса управления земельными ресурсами
  • Глава 13. Определение эффективности системы узр в субъектах Российской Федерации
  • 13.1. Методика определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 13.1. Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами
  • 1 3.2. Пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в федеральном округе и субъекте Федерации
  • 13.2 Анализ поступления земельных платежей за 1992-2001 гг., у.Е./1000 га
  • 13.3 Результаты множественной корреляционной зависимости между поступлением платежей за землю и финансированием отдельных видов земельно-кадастровых работ
  • 13.5 Анализ эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий в Приволжском федеральном округе, у.Е./1000 га
  • 1 Этап. Определение результативного показателя, характеризующего экономическую деятельность региона.
  • 2 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на валовой региональный продукт.
  • 3 Этап. Составление статистической модели зависимости валового регионального продукта от факторов, его обуславливающих
  • 4 Этап. Построение модели на основе нейросети для валового регионального продукта
  • 5 Этап. Определение величин вкладов каждого фактора в величину валового регионального продукта
  • 13.6 Доля основных факторов в величине валового регионального продукта региона с использованием регрессии (пакет Statistica)
  • 13.7 Вклад факторов в величину валового регионального продукта региона с использованием нейросетевого анализа (пакет NeuroPro)
  • 6 Этап. Анализ результатов
  • 13.4. Методика определения доли участия системы управления земельными ресурсами в поступление платежей за землю
  • 1 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину поступления земельных платежей
  • 2 Этап. Составление статистической модели зависимости земельных платежей.
  • 13.4. График остатков предсказанных и наблюдаемых переменных.
  • 13.5. Распределение предсказанных значений земельных платежей.
  • 3 Этап. Построение нейросети для земельных платежей
  • 13.8. Определение вклада факторов на земельные платежи с использованием нейросетевого анализа
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Моделирование системы управления земельными ресурсами
  • 14.1. Теоретические положения прогнозирования системы управления земельными ресурсами
  • Модели прогнозирования
  • 14.2. Применение нейросетевого и статистического анализа для моделирования системы управления
  • 14.3. Методика прогнозировании системы управления земельными ресурсами на основе использования статистического и нейросетевого анализа данных
  • 14.1. Прогноз поступления земельных платежей в субъектах рф, входящих в Приволжский федеральный округ (Statistica)
  • Глава 15. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
  • Методы административного регулирования по сохранению сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Налоговые льготы для собственников сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Основные видя политики по государственному влиянию на земельный рынок (по разработкам в. И. Назаренко)
  • Преференциальные оценки цены сельскохозяйственных земель в некоторых европейских странах страна
  • Порядок выдачи разрешения на отчуждение земельного участка.
  • Сделки по передаче недвижимого имущества (земли).
  • Регистрация прав на недвижимое имущество (землю)
  • Арендная плата за землю (по данным в.И. Назаренко)
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.

    В современных условиях информации земельного кадастра не достаточно для принятия управленческих решений в сфере землепользования. Поэтому, помимо данных земельного кадастра, как сведений, отражающих состояние земель, для выявления и изучения различных процессов, которым они подвержены, требуется дополнительная информация из земельно-информационной системы, задачей которой является исследование причин и динамики этих процессов. Государственный мониторинг земель представляет собой такую систему наблюдений за состоянием земель. Целью мониторинга земель является сбор данных, позволяющих обеспечить контроль за их сохранением.

    Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

    Структурные компоненты системы государственного мониторинга земель соответствуют категориям земельного фонда по целевому назначению: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; мониторинг земель поселений; мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности; обороны, безопасности, иного специального назначения; мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов; мониторинг земель лесного фонда; мониторинг земель водного фонда; мониторинг земель запаса.

    Задачами государственного мониторинга земель, как указано в ст.67 ЗК РФ, являются:

    своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

    информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    Мониторинг земель ведется разными методами и способами. Он включает систему натуральных наблюдений (экспедиционные, стационарные, комплексные фоновые, дистанционные) и автоматизированную систему (АИС), в которую входят: информационно-поисковая система (АИПС), система обработки данных (АСОД), система комплексной интерпретации данных (АСКИ), прогнозно-диагностическая система (АПДС) и система управления (АСУ).

    Для различных оценок состояния отдельных категорий земель используются данные и материалы специализированных мониторингов отдельных компонентов окружающей среды, проводимых в рамках государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

    Государственный мониторинг земель является многофункциональной подсистемой, находящейся в сложном взаимодействии с другими подсистемами ЕГСЭМ.

    В системе государственного мониторинга земель выделяются следующие его подсистемы:

    а) мониторинг правового режима земель – наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков;

    б) мониторинг использования земель – наблюдения за динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений;

    в) мониторинг качества земель – наблюдения за изменением плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративного состояния земель, экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы;

    г) мониторинг экономического состояния земель – наблюдения за изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

    Для реализации этих задач мониторинг должен осуществляться поэтапно и предусматривать: проведение систематических аэрокосмических и наземных съемок; инвентаризацию и анализ фондовых материалов; выбор и создание системы полигонов, ключевых участков и маршрутов наблюдений; организацию базовых, периодических и оперативных наблюдений. Систематизация и обработка результатов этих этапов должны быть положены в основу прогноза изменений состояния и использования земель.

    По результатам оценки состояния и использования земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации, сопровождающиеся тематическими картами, диаграммами, таблицами, характеризующими динамику и направления развития изменений состояния и использования земель.

    Следующий этап ведения государственного мониторинга земель связан с реализацией методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации. Основной задачей этого этапа являются организация оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

    Состав информационных ресурсов системы государственного мониторинга земель, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”, иными нормативными и правовыми документами, принятыми в его развитие. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными и используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, земельного контроля, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу их из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

    Информация, включаемая в базу данных государственного мониторинга земель, подлежит обязательному документированию является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа. Порядок предоставления документированной информации органам государственной исполнительной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам определяется Правительством РФ.

    Документированная информация мониторинга земель в установленном порядке вносится в государственный земельный кадастр.

    В зависимости от целей наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Федеральный мониторинг земель ведется в пределах Государственной границы РФ; при этом обеспечиваются необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности, территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, значимым для национальной безопасности страны.

    Региональный мониторинг земель осуществляется в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов Российской Федерации.

    Локальный мониторинг земель проводится в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, территориальных зон, земельных участков с целью регулировать землепользование и земельные отношения.

    Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель.

    Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель. Кроме того, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров и соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

    Согласно Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 января 2001г. организацию и осуществление мониторинга ведут органы названной службы. Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы: Минприроды РФ, Минсельхоза РФ, Федеральной гидрометеорологической службы, Госстроя РФ, соответствующие органы субъектов РФ.

    В соответствии с Законом о мелиорации земель мониторинг мелиорированных земель, формируемый в виде систематических наблюдений за состоянием мелиорированных земель по их гидротехническим, техническим и иным объектам недвижимости должен содержать сведения об экономических характеристиках земельных участков, особенно кадастровой стоимости объектов государственного кадастрового учета, в т.ч. земельных участков.

    Федеральным законом “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельхозназначения” мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусматривающий проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсикологических обследований, также отнесен к государственному мониторингу земель.

    Росземкадастр координирует работы, выполняемые другими министерствами и ведомствами, связанные с получением данных и сведений о негативных процессах и явлениях, влияющих на состояние и использование земель.

    Государственный мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, стандартных форматов данных нормативно-технической базы, систем координат, утвержденных Правительством РФ в установленном порядке.

    Росземкадастр также анализирует материалы государственного мониторинга земель, другие данные и сведения, полученные от территориальных органов, и ежегодно представляет в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Данные об особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно.

    Территориальные органы Росземкадастра по результатам ведения мониторинга земель предоставляют ему и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации региональные доклады о состоянии земель, а при выявлении особо опасных процессов – оперативной сводки. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

    Юридические и физические лица, связанные с производственной и иной деятельностью, включая проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, а также использование земель и восстановление их состояния способами и методами, исключающими ими негативные воздействия на земли, (уничтожение почвенного покрова, деградация и нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мелколесьем и сорными растениями, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными и вредными веществами, захламление земель отходами производства и потребления и иные негативные процессы), обязаны: участвовать в разработке и реализации мероприятий по мониторингу земель; вносить в соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о финансировании работ по оценке и прогнозу изменений состояния и использования земель.

    Кроме того, собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы), независимо от ведомственной подчиненности, обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правового режима, обладать документами, подтверждающими их права на землю и обязанности, а также права на пользование чужими участками (сервитуты). Владельцы гидротехнических сооружений и каналов (оросительных сетей), размещенных в пределах обслуживаемых земельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

    Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны предоставить внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажением информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов.

    Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации – на реализацию аналогичных региональных программ.

    Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходимых управленческих решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану.

    Мониторинг осуществляется, исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    Получение информации при осуществлении мониторинга может производится с использованием:

    а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

    б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

    в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    г) соответствующих фондов данных.

    Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

    а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

    б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период – раз в 3 года и более);

    в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

    Федеральная служба земельного кадастра России, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются в целом, а также по отдельным природным комплексам. Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геолого-разведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) являются сведениями для органов земельного кадастра и для принятия решений органами контроля в области использования и охраны земель.

    Работы по мониторингу земель были начаты и проводятся в соответствии с Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг., утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года и разработанной в развитие постановления Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. “О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР” и постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 года “О мониторинге земель”.

    На основании этих постановлений был издан ряд приказов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (с мая 2000 года – Росземкадастр) по организации ведения мониторинга земель с утвержденным перечнем основных мероприятий, рекомендуемых для региональных программ, в связи с чем в большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны и приняты свои программы проведения мониторинга земель.

    Ведение государственного мониторинга земель связано с реализацией методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации. Основной задачей этого этапа является организация оперативного предупреждения органов управления контроля за состоянием и использованием земель о негативных изменениях в состоянии и использовании земель.

    При осуществлении базового мониторинга, фиксирующего исходное современное состояние и использование земель, специалистами Росземкадастра составлена карта экологического районирования земель России в масштабе 1: 8 000 000.

    На территории субъектов Российской Федерации периодически ведется инвентаризация земель и проводятся выборочные обследования результаты, которых позволяют отметить тенденцию к ухудшению состояния и использования земель.

    По результатам анализа данных государственной отчетности установлено, что за последние 10 лет отмечены существенные изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения, запаса и лесного фонда.

    Качество земель продолжает ухудшаться, возрастает негативное воздействие на земли, приводящие к интенсивному проявлению процессов деградации и загрязнения земель, к снижению их продуктивности и нарушению экологического состояния.

    На территории большинства субъектов Российской Федерации из-за крайне недостаточного финансирования работ по мониторингу земель или полного отсутствия финансирования практически не изучались динамика и интенсивность проявления таких опасных процессов, как эрозия почв, подтопление земель, опустынивание, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и ряд других негативных процессов.

    В отдельных субъектах Российской Федерации, где органы власти придают важное значение мониторингу земель при управлении земельными ресурсами, регулировании имущественных отношений, решении социальных, экономических и иных задач, связанных с использованием и охраной земель, минимизацией ущерба от деградации и загрязнения земель, проведены определенные работы по мониторингу земель. Так, в Краснодарском крае продолжались работы в соответствии с “Программой мониторинга земель Краснодарского края на 1996-2000 гг.” Осуществлялись наблюдения за водно-физическими свойствами черноземов, орошаемых на местном стоке; за агрохимическими и химическими свойствами почв, занятых посевами риса, за процессами слитизации и другими показателями качества земель. Разработаны практические рекомендации по химической мелиорации почв. В Ставропольском крае в 2000 году продолжены наблюдения за процессами подтопления земель, динамикой уровней и минерализацией первого водоносного горизонта и засоления пород зоны аэрации на восьми ключевых участках, организованных в 1996 году. В Хабаровском крае в 2000 году проводилась корректировка почвенного обследования двух хозяйств (ГСП “Лермонтовское” Бикинского района и ГСП “Горьковское” Хабаровского района). Отмечено снижение содержания гумуса в почвах по сравнению с предыдущим обследованием.

    В Астраханской области создана система полигонов и ключевых участков: “Дельта”, “Черные земли”, “Степной- I”, “Степной-II”, “Дефляция”, “Волго-Ахтубинская пойма”, “Солевой”, “Волга”, на которых продолжались работы по мониторингу земель.

    В Кировской области проведен мониторинг земель Кировочепецкого района по отдельным показателям, характеризующим качество земель.

    В областях Центрально-Черноземного района велись наблюдения за эрозионными процессами, переувлажнением почв, их дегумификацией и другими процессами, связанными с истощительным использованием земель, снижением уровней грунтовых и подземных вод вследствие добычи полезных ископаемых открытым способом, загрязнением и захламлением земель и т.д.

    На территории этого района ведутся постоянные наблюдения за состоянием земель на полигонах: “КМА”, “Красногвардейский”, “Усмань”, “Бассейн Дона”, “Рамонь”, “Каменная степь”, “Город Воронеж, промзоны и пригородные агломерации”.

    В Оренбургской области в 2000 году были проведены плановые, предусмотренные Программой мониторинга, исследовательские работы по определению загрязняющих веществ на реперных участках земель сельскохозяйственного назначения и земель других категорий, за исключением запаса.

    В Пензенской области создана сеть из 15 стационарных ключевых участков, расположенных в 14-ти административных районах, велись обследования почв с определением на части территории области содержания остаточных количеств пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов и составлены картографические документы.

    В Ростовской области в 2000 году продолжались работы по мониторингу земель на полигонах “Западный”, “Центральный” и “Восточный”.

    В Тамбовской области в 2000 году были произведены исследования переувлажненных сельскохозяйственных угодий.

    В Челябинской области ведутся наблюдения за негативными процессами, которые наиболее характерны для различных природных зон области. Так, отмечаются закисление почв, заболачивание, снижение содержания гумуса, проявление эрозии почв, загрязнение земель отходами производства.

    На территории большинства субъектов Российской Федерации из-за крайне недостаточного финансирования работ по мониторингу земель или отсутствия финансирования практически не изучалась динамика и интенсивность проявления таких опасных процессов как эрозия почв, подтопление земель, опустынивание, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и ряд других негативных процессов на землях.

    Отсутствие такой информации фактически не позволяет предоставить необходимые достоверные сведения и данные для ведения государственного земельного кадастра, выполнения земельно-оценочных работ с учетом изменений качества земель, осуществлять планирование и реализацию мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на землях различных категорий и обеспечить рациональное использование и охрану земель от деградации, разрушения, загрязнения и захламления.

    В целях предупреждения и устранения негативных воздействий и процессов на земельные ресурсы, вызванных продолжающимся истощительным и нерациональным использованием земельного фонда России, минимизации разрушения почвенного покрова при разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и иной хозяйственной деятельности, получения объективной и своевременной информации для ведения государственного земельного кадастра, государственного учета земель, осуществления государственного земельного контроля землеустройства, земельно-оценочных работ, планирования и реализации мероприятий, связанных с воздействием на земли, необходимо дальнейшее совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.

    "

    Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 67 ЗК РФ

    Статья 67 ЗК РФ. Государственный мониторинг земель (действующая редакция)

    1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

    2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

    1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

    2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

    3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

    4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

    В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

    В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

    Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

    4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

    5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    • BB-код
    • Текст

    URL документа [скопировать ]

    Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (ст. 67 ЗК РФ).

    Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

    Содержание государственного мониторинга земель:
      1. сбор информации о состоянии земель, ее обработка и хранение;
      2. непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
      3. анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
    Задачи государственного мониторинга земель:
      1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
      2. информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
      3. обеспечение информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
    Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
      • федеральный;
      • региональный;
      • локальный.

    Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом - Министерстве природных ресурсов и экологии РФ (см. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404).

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель (см. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утв.

    Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

    Государственный мониторинг земель



    ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель.

    Государственный мониторинг земель - часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

    Объект государственного мониторинга земель - все земли в РФ.

    Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

    Задачи государственного мониторинга земель:

    • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
    • - обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений , включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
    • - обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю ;
    • - обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

    Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

    Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

    Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

    1. Мониторинг использования земель. Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

    Показатели мониторинга использования земель:

    • - общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
    • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
    • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
    • - площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • - площадь застроенных земель в разрезе категорий;
    • - общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
    • - иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

    2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

    Количественные показатели мониторинга состояния земель:

    • - общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
    • - общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
    • - общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
    • - общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
    • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
    • - общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
    • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

    Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

    • - площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
    • - площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
    • - площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
    • - площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
    • - площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
    • - площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

    Оценка состояния земель

    Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

    При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

    • - дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
    • - сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
    • - наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
    • - сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
    • - землеустроительной документации;
    • - материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
    • - сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
    • - данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
    • - результатов обновления картографической основы;
    • - данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

    По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

    Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.


    Сущность государственного мониторинга земель

    Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

    Объектами государственного мониторинга земель является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки. Это определено Статьёй 67 Главы 11 Земельного кодекса РФ.

    Задачами государственного мониторинга земель

    1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

    2. Информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным (местным).

    Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ.

    Региональный мониторинг - территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

    Локальный (местный) мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований.

    Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Государственный мониторинг земель, являющийся частью государственного мониторинга окружающей среды.

    Блок схема мониторинга

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации № 846 от 28 ноября 2002г. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

    Согласно названному положению мониторинг включает в себя:

    сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

    непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

    анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

    Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

    а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

    б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков;

    в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    г) соответствующих фондов данных.

    Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

    базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

    периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

    оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

    Принципы ведения мониторинга земель

    достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

    единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

    взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

    централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

    наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

    Общая последовательность разработки и осуществления мониторинга


    Государственный мониторинг земель наряду с мониторингом атмосферного воздуха, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, составления недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации является частью государственного мониторинга окружающей среды, представляющегося собой комплексную систему наблюдения за состоянием окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды»).

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – Роснедвижимость (постановление правительства РФ от 12 июня 2008 г. №456).

    Информация, полученная при осуществлении мониторинга земель, используется экологическим мониторингом при:

    разработке прогнозов социально – экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

    разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

    осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

    прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

    подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

    Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

    В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель, который представляет собой систематические наблюдения за их состоянием. На основе данных наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и производится их оценка (статья 21 Федерального закона).

    С помощью съёмок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолётов получаются характеристики состояния земель на глобальном и региональных уровнях. Съёмки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

    Система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

    концепцию ведения государственного мониторинга земель, как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

    ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

    научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

    нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

    Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

    В результате общегосударственной программы мониторинга земель создаётся информационная база данных о состоянии земельного фонда страны, то есть всех категорий земель независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Отраслевые мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других природных объектов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и другие. Мониторинг земель входит в общую автоматизированную Единую государственную систему экологического мониторинга – ЕГСЭМ.

    Собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы) независимо от ведомственной подчинённости обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правового режима, обладать документами, подтверждающими их право на землю и обязанности, а равно права на пользование чужими участками (сервитуты). Владельцы гидротехнических сооружений каналов (оросительных сетей), размещённых в пределах обслуживаемых земельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

    Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среде служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природо - пользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделённые соответствующими правами государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.

    Как следует из Положения о мониторинге земель в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. №491, мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

    мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

    мониторинг земель населённых пунктов;

    мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

    мониторинг земель природоохранного, природо – заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко – культурного назначения;

    мониторинг земель лесного фонда;

    мониторинг земель водного фонда;

    мониторинг земель запаса.

    

    Публикации по теме