Формы проявления коррупции в вс рф. Павел хачикян - противодействие коррупции в вооруженных силах российской федерации. о противодействии коррупции

Объемы взяточничества в современной российской армии по-прежнему очень высоки. По словам полковника юстиции Константина Беляева, уровень преступлений, связанных с коррупцией в войсковых структурах не снижается, при этом отмечается рост числа взяток. Всего в 2010 году в вооруженных силах России было отмечено 2400 фактов коррупции, так почти в полтора раза возросло число взяток, корыстных должностных злоупотреблений, произошло увеличении числа мошенничеств. Все это происходит на фоне снижения в армии всех остальных видов преступлений. Борцы с коррупцией возлагают особые надежды на переход армии на систему безналичных расчетов и рассчитывают на положительный эффект.

В российской армии сегодня воруют миллионами. Так Николай Конон – начальник одного из НИИ Министерства обороны вместе с двумя своими подчиненными по фиктивным и подложным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. бюджетных средств. Теперь предприимчивый начальник проведет за решеткой 7 лет, где у него будет достаточно времени, для того чтобы осмыслить свои деяния.
По словам Константина Беляева, коррупционным преступлениям в армии способствуют упущения в контрольной и ревизионной работе, ослабление дисциплины, несовершенство российского законодательства, а порой и откровенные ошибки при подборе и последующей расстановке кадров. В прошлом году главная военная прокуратура уличила более 300 военных чиновников «забывчивости». Так они «забыли» указать в декларациях свои доходы и имущество. Все такие факты связаны с сокрытием сведений о своих доходах.

Так, один из руководителей управления главкомата ВВ МВД РФ оказался настолько «забывчивым», что не указал в декларации то, что у его неработающей супруги в собственности находится 11 земельных участков, квартиры в Москве, несколько загородных строений и счет в банке размером в 10-ки миллионов рублей. В настоящее время этой уже занимаются правоохранительные структуры.

В январе этого года Сергей Фридинский – главный военный прокурор, отвечая на вопросы по поводу коррупции в военной среде, признался, что масштабы проблемы «порой поражают». По словам прокурора, складывается впечатление, что люди уже потеряли чувство меры и совсем забыли про совесть, а суммы хищений иногда шокируют. В качестве примера прокурор привел дело, которое было возбуждено в отношении группы чиновников Управления государственного заказа Минобороны России и Главного военно-медицинского управления. Представители двух этих структурных подразделений министерства обороны заключили государственный контракт с некой коммерческой фирмой на приобретение медтехники на сумму, превышающую 26 млн. руб. Как выяснилось в дальнейшем, стоимость приобретенного медицинского оборудования была завышена почти втрое, а прямой ущерб государству составил более 17 миллионов рублей. Деньги удалось вернуть, но военным чиновникам, сотворившим эту сделку, все равно придется ответить перед законом. При этом данные организации не раз проверялись контролерами, которые нарушения эти проглядели. Видимо у них что-то с профпригодностью или зрение подводит, а может и с совестью плохо, отметил Сергей Фридинский.

Главные надежды с переломом сложившейся ситуации в министерстве обороны отождествляют с полным переходом на систему безналичных расчетов в вооруженных силах РФ в текущем году. Расчеты будут осуществляться через территориальные финансовые органы (ТФО) министерства. Данное нововведение вступило в силу с 1 января 2011 года и коснулось всех финансовых операций воинских частей и соединений армии и и осуществляется через ТФО министерства обороны. В связи с этим в течение года будут ликвидированы все воинские финансовые органы, финансово-экономические управления и службы (от уровня воинских частей до военных округов).

С использованием безналичных расчетов будет осуществляться вся повседневная деятельность армии и флота, в том числе закупка вооружения и военной техники, ее текущий ремонт, покупка запасных частей, организация боевой подготовки, приобретение продовольствия. Теперь все военнослужащие и гражданский персонал министерства обороны будут иметь дело с деньгами только через пластиковые карты, получая в банкоматах зарплату и денежное довольствие. Специалисты считают, что переход к безналичной форме расчетов сведет к минимуму проявления коррупции и воровству бюджетных средств. Помимо этого произойдет значительная экономия средств за счет сокращения штата военных финансовых органов, сокращения времени поступления денежных средств военных бюджетов до конечных получателей и т.д.

Масштабное проникновение коррупции стало распространенным в различные сферы государственной и общественной жизни, в том в числе оборону и безопасность влечет к разладу государственного механизма, тем самым подрывает развитие экономического роста России и цивилизационного общества.

Проникновение коррупции в сферы государственного аппарата определяют актуальность созданию к системе принятию эффективных мер по противодействию этому негативному социальному явлению. В том числе и в военной сфере присутствует коррупция, а это несет угрозу национальной безопасности. Коррупция в этой сфере несет довольно большой формат, а все из-за того, что армия закрытый государственный институт.

В настоящее время, коррупция в военной организации России имеет наиболее важную проблему в стране, и может привести к тяжелым последствиям. Ведь каждый год Миноборона России теряет по несколько миллиардов. Например в прошлом году общий материальный ущерб составил около 2,5 миллиарда рублей, по этим подсчетам можно закупить более тридцати современных танков Т-90, то есть фактически укомплектовать танковый полк. Так же, взяточников в военной сфере становится все больше и больше, при этом последствия несут не только экономический характер, но и идет речь об угрозе жизни военнослужащих.

Коррупция - это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки, и гражданско-правовые деликты.

Масштабы распространения коррупции в военной сфере велики, например, это проявляется во взяточничестве, злоупотребление служебными полномочиями, хищения имущества (присвоение, мошенничество, растрата), покровительство к желаемому месту службы и т.д.

Сами военнослужащие считают, что наиболее распространенными формами коррупционных проявлений в военной сфере являются: "откаты" при заключении государственных контрактов (10,3%)%); совершение хищений с использованием своих полномочий (23,6%); оказание встречных услуг и покровительство в продвижении по службе друзей, родственников и т.п. (38%); получение и дача взяток, подарков (33,4%); использование должностного положения и полномочий для получения жилья, наград, путевок, иных льгот и привилегий (20,8%); (По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в 2011 г.

Что же происходит? Почему чиновники при использовании бюджетных средств производят нарушения в коррупционных действиях и какие меры нужно предпринять для противодействия коррупции, рассмотрим ниже.

Прежде всего, в армии, как и во всем обществе резко упала мораль. Еще со времен 90-х, в связи с положением в стране, ни кто не контролировал чиновников и тогда государство дало возможность людям в погонах обогащаться за счет нее. С помощью власти и денег можно добиться потребительского отношения к жизни и получать удовольствие. Военная сфера построена на больших деньгах, тем самым отвлекает чиновников от достижения высоких результатов и ставит для них цель – сохранить эти деньги, чтобы не лишиться их. Потеря армейского духа и морали, является началом для совершения коррумпированных операций.

Следующей причиной для коррупции в военной сфере, можно назвать неразвитость и не совершенство законодательства особенно в области государственных закупок, реализации государственного оборонного заказа.

Противоречивость законодательства и юридическая безграмотность большей части населения, в том числе и военнослужащих, позволяет военным чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа. Несовершенство законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. Довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Наиболее нашумевшим скандалом в коррупционных махинациях, было дело «Оборонсервиса», в котором участвовал экс-министр обороны Анатолий Сердюков.

В 2008 году было объявлено о введении новой реформы оборонного ведомства России. В процессе реформирования был создан план об избавлении Министерства обороны от непрофильных активов, так же планировалось их продать и вырученные деньги направить в бюджет. В 2008 году в рамках этой реформы был создан холдинг, который состоял из 9 субхолдингов. Холдинг «Оборонсервис» должен был заниматься обслуживанием войск и личному составу вооруженных сил. В результате чего отвлекаться на ремонт техники, поддержания в чистоте казарм и территорий вблизи расположения воинских частей, не придется.

Но в 2012 году местные СМИ оповестили нас о крупном скандале вокруг ОАО «Оборонсервис». Правоохранительные органы уличили в махинациях сотрудников данного холдинга при реализации непрофильных военных активов. В следствии чего, предварительный ущерб государству, только от продажи восьми объектов недвижимости составил более 3 млрд руб. как оказалось позже, ряд фигурантов дела, имели тесные связи с Сердюковым, и даже поддерживали довольно близкие отношения.

В настоящее время, проводятся ряд мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации, за 2014-2015 год все мероприятия по противодействию выполнены в полном объеме. Для повышения результатов работы был принят спектр принимаемых мер в сфере профилактики коррупционных правонарушений, а также было сформированы структурные подразделения, которые решают задачи по предупреждению коррупции и иных правонарушений среди военнослужащих и гражданского персонала.

В связи с тем, что коррупция в военной сфере несет масштабный характер, имеет актуальность создание мер по противодействию коррупции в армии. В связи с этим в 2016 году будет продолжена работа по:

Совершенствованию организационной структуры профилактики коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе, по созданию соответствующих подразделений (введению отдельных должностей) в главных командованиях видов, командованиях родов войск;

Повышению эффективности проверочных мероприятий, направленных на выявление нарушений антикоррупционного законодательства, а также устранение причин и условий возникновения таких нарушений;

Внедрению и использованию инновационных подходов при осуществлении контроля соблюдения требований законодательства по противодействию коррупции военнослужащими и гражданским персоналом.

Конечно, эти мероприятия будут приносить пользу в счет государству, но также широкий комплекс действий нужно направить на общественность против коррупции. В нашей стране через порицание обществом коррупционера, можно добиться каких-либо результатов. Важно, чтобы тот человек, который был вовлечен во взяточничестве или в иных коррумпированных делах, потерял свое положение в обществе.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это на применение санкций и наказаний. Обеспечить жесткий контроль исполнительной власти и конечно же, проведение активной антикоррупционной политики. Так же, усиление кадрового отбора лиц на должности, связанные с повышенными коррупционными рисками. Нужно при отборе на руководящие должности выбирать людей честных, неподкупных и добросовестных людей, необходимо проводить обследование полиграфа и т.д.

Таким образом, можно продолжить список мер направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией в военной сфере. Но в целом, прогнозы специалистов по коррупционной преступности имеют неутешительный характер и не стоит забывать, что коррупция разлагает не только вооруженные силы, но и весь государственный аппарат. Особую опасность представляет хищение, торговля оружием, радиоактивными веществами, боеприпасами, контрабанда и т.д.

Список литературы:

  1. Волков А.А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 9
  2. Закомолдин Р.В. Служебные преступления: Учеб. пособие. Самара: Изд. Самар. гуманит. акад., 2013. – 108 с.
  3. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза Российского законодательства: вопросы теории и практики // Государство и право. - 2010. - № 11
  4. Оборонсервис. Коррупционный скандал [электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оборонсервис (дата обращения 11.02.2004)
  5. О работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений в министерстве обороны Россиийской федерации [электронный ресурс]. – режим доступа: http://mil.ru/anti-corruption.htm (дата обращения 07.06.2007)

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

Для идентификации правонарушений коррупционной направленности и их классификации необходимо разобраться в дефиниции правонарушения с учетом коррупционной составляющей. Затем полученный перечень правонарушений коррупционной направленности автор соотнесет с интересующей сферой общественных отношений (сферой охраны морских биологических ресурсов).

Под правонарушением в современной юридической науке понимаются действия (бездействия) субъектов общественных отношений, нарушающие конкретные нормы права. Правонарушения обладают рядом общих признаков. К таким признакам он относит общественную опасность (общественную вредность) и противоправность. По его утверждению «общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем, отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя».

Одним из главных признаков правонарушения является формально-юридический состав правонарушения. Как определяет теория права, любое правонарушение имеет четко определенный состав, в противном случае отсутствие состава правонарушения исключает возможность производства по любой категории дел и привлечение субъекта правонарушения к юридической ответственности. К составу правонарушения относятся следующие элементы: субъект – физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние; объект – общественные отношения, которым наносится вред или возникает угроза его причинения; субъективная сторона – сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения (в структуру психической деятельности входят следующие элементы: вина, мотив, цель, эмоциональное состояние); объективная сторона – внешнее проявление правонарушения как противоправного деяния, характеризующееся противоправным деянием (действием или бездействием), наличием причиненного вреда общественным отношениям и причинной связью между деянием и вредными последствиями.



Коррупционные отношения – это отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы».

Под коррупционными правонарушениями на военной службе понимаются противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий. Автор считает вышеуказанное определение точным и вместе с тем общим, так как под неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий не всегда понимается коррупционная составляющая совершаемого деяния. Так, например, ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) устанавливают ответственность военнослужащих за неправомерное использование своих должностных полномочий, но коррупционную составляющую не всегда можно выделить из приведенных ниже составов преступлений. Например, статьи 339, 340, 341, 347 УК РФ не всегда предусматривают коррупционную составляющую, но всегда сопряжены с неправомерным использованием военнослужащими своих должностных полномочий. В связи с вышеизложенным, автор представляет на обозрение следующее понятие коррупционных правонарушений, связанных с порядком прохождения военной службы (полученное путем наложения понятия коррупции и понятия правонарушения на военной службе): это противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды, вопреки законным интересам общества и государства.

Но как быть с военнослужащими, которые правомерно используют свои должностные полномочия и в «знак благодарности» за это получают определенную выгоду? Получается, что признаки правонарушения, которое они совершают, не учитываются в определении, указанном выше, а сами правонарушения существуют, и автор относит их к коррупционным. Таким образом, под коррупционными правонарушениями следует понимать противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с правомерным или неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды (далее под понятием выгода автор будет понимать деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права для себя или для третьих лиц), вопреки законным интересам общества и государства.

До настоящего времени законодателем не определен исчерпывающий перечень коррупционных правонарушений, за которые субъект подлежит уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. Вследствие этого автор считает обязательным установление исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений для каждой сферы деятельности с целью точного определения коррупциогенных признаков правонарушений, разработки антикоррупционных мер и в дальнейшем – для создания условий невозможности существования коррупции в каждой сфере деятельности конкретно.

Стоит отметить, что военнослужащие как и любые должностные лица несут уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения. Одним из определяющих элементов этой классификации является степень общественной опасности, которая позволяет разграничить юридическую ответственность на виды и определить соответствующие санкции.

К настоящему моменту автор отмечает множество попыток создать перечень коррупционных правонарушений в целом, однако, надо понимать, что перечень коррупционных правонарушений следует создавать в каждой конкретной сфере деятельности отдельно с учетом специфики деятельности государственных органов, исполняющих конкретную государственную функцию. Так станет более понятна сущность коррупционных правонарушений в каждой сфере, детализируются условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений и, как следствие, становится очевиднее, какие антикоррупционные меры необходимо разработать и применить.

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. К коррупционным преступлениям можно отнести виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные УК РФ под угрозой наказания, связанные с использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды. К таковым относятся следующие составы преступлений, предусмотренные УК РФ: ст. ст. 160, 285, 285.1, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 293.

Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащим являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Следующим видом ответственности является административная ответственность военнослужащих за административные коррупционные правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под коррупционным административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица (должностного лица), за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность и которое неразрывно связано с использованием должностным лицом, предоставленных ему законом полномочий в целях получения противоправной выгоды.

Зачастую нормы КоАП РФ дублируют нормы УК РФ, но характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В связи с отсутствием исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений каждый автор-исследователь этой актуальной темы вправе отнести статьи КоАП РФ к коррупционным и обосновать это. Автор согласен с исследователями, что такие статьи, как 5.10, 5.11, 5.16, 5.17, 5.18, 5.20, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.50, 5.52, 7.27, 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 14.9, чч.1,4 14.35, 15.14, 15.21, 19.5, 19.7.2, 19.7.4, 19.28, 19.29 КоАП РФ можно отнести к коррупционным, правда, за исключением из этого списка статей: 7.27, 19.28, 19.29 КоАП РФ в связи с тем, что по указанным статьям КоАП РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности согласно ст. 2.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность только юридических лиц и поэтому военнослужащих и иных физических лиц привлечь к ответственности по этой статье не представляется возможным. Однако указанная статья имеет существенное значение в противодействии коррупции в целом, предупреждая о существующей ответственности за коррупционные правонарушения, совершаемые юридическими лицами.

Таким образом, определение сущности коррупционных административных правонарушений, разработка системы правовых средств (административно-правовых средств) предупреждения коррупции, в целях создания условий недопустимости совершения коррупционных правонарушений является неотъемлемой частью противодействия коррупции как составляющая одного целого.

Рассмотрим далее дисциплинарные коррупционные правонарушения, их сущность, условия возникновения и санкцию за их совершения. Так, согласно ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ДУ ВС РФ) под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Соответственно, добавляя к дисциплинарному проступку приставку «коррупционный» необходимо выявить именно коррупционную составляющую в действиях военнослужащего, нарушающего воинскую дисциплину в корыстных целях, то есть в целях собственной выгоды.

Стоит отметить, что в законодательстве отсутствует перечень коррупционных дисциплинарных проступков. Здесь особого внимания заслуживают актуальные нововведения в нормативные правовые акты о военной службе в Российской Федерации. Так, подпунктом «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено новое основание увольнения военнослужащего: утрата доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в определенных законом случаях. Также п. 2 ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе «О военной службе» предусматривает следующие основания досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту: в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.

Подводя итог, следует отметить слишком слабое действие, установленных норм за коррупционные правонарушения ввиду их разобщенности и противоречивости. В этой связи необходима разработка такого правового института как ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения с четким выделением всех видов ответственности, устойчивым понятийным аппаратом и фиксированной процедурой применения, установленных норм.

Руководитель занятия:

майор М.Ю. Лаптева

Публикации по теме