Задачи правоохранительных органов рф. Задачи правоохранительных органов рф Вопросы и задания к документу

Приложение 4 .

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).


С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ , опираясь на текст.

2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).


С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексован­ности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).

Могут быть названы и другие проявления.


С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самооп­ределения личности.

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возмож­ностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирова­ние своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность само­оценки для личности.

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.



C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Раздел 5. Политика

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Название документа в 1.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.

О том, как, в силу каких причин и условий возник­ло общество, в научных представлениях прошлого и на­стоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность инди­видов, обладающих сознанием и волей.

Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социоло­гическая науки, объединение индивидов в человече­ское общество происходит лишь на основе общего инте­реса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обсто­ятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных ин­тересов его членов. Несовместимость этих интересов ве­дёт к дестабилизации общественной жизни.

Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного со­трудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижи­мы для отдельного человека<...>

Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.

Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>

Человек - первичная клеточка общества. Но обще­ство не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из много­образных связей и отношений, складывающихся меж­ду членами общества и их различными объединениями.

Для общества как объединения взаимодействую­щих индивидов характерен организующий фактор, ко­торый определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет са­мо общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного пове­дения (В.Н. Хропанюк).

С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами обще­обязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

С4.Автор утверждает, что «общество не есть механи­ческий конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, под­тверждающих точку зрения автора.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «мировоззрение»? Привлекая знания общество­ведческого курса, составьте два предложения, содержа­щие информацию о мировоззрении.

С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.

С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает со­стояния полного, завершённого удовлетворения. Объ­ясните, что имел в виду учёный, когда называл челове­ка «желающим существом»? Сформулируйте своё отно­шение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунк­тах.

‹ ›

Название документа в 2.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого челове­ка как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, соци­альные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близ­ких понятий: «государство», «народ», «нация». Госу­дарство - это основанная на праве и законе форма ор­ганизации жизни народов и наций как сообществ. Го­сударство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных язы­ком, культурой, происхождением. Нация - этносоци­альная форма общности людей, связанная с государст­венностью, экономическими, политическими, духов­ными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поня­тием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодос­таточности. Самодостаточной называют систему, спо­собную своей собственной деятельностью (функциони­рованием) создавать и воссоздавать необходимые усло­вия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает спо­собность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями вы­ступают экономические, политико-правовые, нрав­ственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной де­ятельности, являющейся основной субстанцией, спосо­бом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).

С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.

С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования лю­дей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приве­дите три аргумента, подтверждающие точку зрения ав­тора.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «народная культура»? Привлекая знания обще­ствоведческого курса, составьте два предложения, со­держащие информацию о народной культуре.

С 5. Назовите любые три характерных признака религии.

С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.

С7. Отечественная наука выработала учение о де­ятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ос­вещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

‹ ›

Название документа в 3.doc

Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные ми­ры называют субкультурами.

У одного языка - несколько диалектов. Группы, го­ворящие на разных диалектах, - субкультуры; груп­пы, говорящие на разных языках, - различные куль­туры. Когда люди из двух групп, несмотря на несход­ство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господст­вующей культуры. Романские языки произошли от ла­тинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не ди­алектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.

<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоян­но общающиеся во дворе, создают своеобразную суб­культуру, понятную только им. Но шимпанзе и горил­лы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находиться в конфликте с господ­ствующими ценностями.

<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Домини­рующая культура... не способна охватить всё многооб­разие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).

С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформули­руйте три тезиса о роли культуры для общества.

С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры

и по­ясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5. Назовите любые три характерных признака мо­рали.

С6. Сформулируйте две общие характеристики, ко­торые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.

С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаменталь­ных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумен­та, подтверждающих ваш ответ.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и об­щества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

‹ ›

Название документа отв. 1.doc

Ответы Вариант 1.

С1.

Какие основные элемен­ты - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;

2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;

3) общество создаётся на основе взаимных интере­сов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;

4) общество вырабатывает правила общеобязатель­ного поведения.

С2.

«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».

Введение права частной собственности в российское за­конодательство легализовало начало развития рыноч­ных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.

С3. Опираясь на знание обще­ствоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обще­ством «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

«Вырабатывае­мые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».

Устанавливаются государством;

Носят общеобязательный характер;

Закреплены законодательно;

Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.

С4. Автор утверждает, что «об­щество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

1) общество представляет собой систему взаимодей­ствующих элементов;

2) основой любого общества является совместная де­ятельность;

3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.

С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отра­жение в системе ценностей и идеалов личности, соци­альной группы, общества.

Примеры предложений:

1. Мировоззрение современного человека существен­но отличается от мировоззрения средневекового чело­века.

2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.

С5.2. Могут быть приведены следующие характер­ные особенности научного познания:

1) принцип объективности;

2) рационалистическая обоснованность;

3) проверяемость;

4) системность.

С6. Сознательность.

Пример: зная об угрозе жиз­ни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

2. Орудийный характер.

Пример: в Москве развер­нулось строительство жилья, в ходе которого использу­ются новейшее оборудование и искусственные материалы.

3. Преобразующий характер.

Пример: в ходе неоли­тической революции человечество перешло от собира­тельства и охоты к земледелию и скотоводству, от при­сваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.

С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребнос­ти (физиологические, социальные, духовные).

Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.

Аргументы:

1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием кото­рой являются физиологические потребности, а верши­ной - потребности в самоактуализации.

2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.

3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказы­ваться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения по­требностей в безопасности и стабильности существова­ния (экзистенциальных потребностей) и т.д.

4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удов­летворена, другая всплывает на поверхность и направ­ляет внимание и усилия человека.

С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:

а) принцип объективности;

б) рационалистическая обоснованность;

в) системность знания;

г) принципиальная проверяемость;

д) прогностичность, предсказательная сила.

2. Уровни научного знания: эмпирический и теорети­ческий.

3. Методы эмпирического познания:

а) наблюдение и эксперимент;

б) измерение и классификация;

в) систематизация и описание.

4. Методы теоретического познания:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) формализация;

в) моделирование.

5. Универсальные методы научного познания:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция;

в) аналогия и моделирование;

г) абстрагирование и идеализация.

6. Особенности мышления в области общественных наук:

а) субъект и объект познания совпадают;

б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

в) сложность объекта познания - общества;

г) вероятностный характер закономерностей;

д) ограниченность применения эксперимента как ме­тода познания.

7. Отличительные характеристики социального и гу­манитарного мышления:

а) изучение фактов, законов, зависимостей обще­ственно-исторического процесса;

б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;

в) понимание, обращение к текстам;

г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.

‹ ›

Название документа отв. 2.doc

Ответы Вариант 2.

С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельно­стью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и са­мостоятельности... это означает способность произво­дить всё необходимое для совместной жизни людей».

С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватываю­щим понятием. «Государство - главный аппарат уп­равления страной (обществом) и сама страна».

СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, ре­гулируемая нормами, традициями, обычаями, и на­правленная на удовлетворение потребностей.

1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как за­конодательно, так и традициями и направлена на по­требность в продолжении рода.

2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.

С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:

1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.

2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.

3. Только в процессе деятельности могут быть созда­ны условия для функционирования общества.

С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.

Примеры предложений:

1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».

2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.

С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:

1) форма мировоззрения;

2) основана на вере в сверхъестественные силы;

3) предписывает определённое поведение верующим;

4) содержит систему обрядов, ритуалов.

С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объ­ективен, добросовестно проверяя результаты своего от­крытия.

2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёно­го недопустим плагиат.

Пример: в статье учёного М. со­держатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

    Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впер­вые сформулированному Гиппократом: «не навреди».

Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за не­распространение ядерного оружия и получил Нобелев­скую премию мира.

Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профес­сиональные и массовые экологические движения.

При­мер: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человече­ского мозга из-за непредсказуемости последствий.

С7. Виды деятельности:

У ребёнка до поступления в школу ведущий вид де­ятельности - игра, познание мира.

У подростка - общение со сверстниками, учёба.

У взрослого человека - труд.

Черты личности, которые формируются у школь­ника:

1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общи­тельность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).

2. Адекватная самооценка, образ себя, умение уп­равлять собой (скромность - самовлюблённость, само­критичность - самоуверенность и т.д.).

3. Отношение к делу (ответственность, добросовест­ность, целеустремленность или лень, умение планиро­вать перспективные цели и др.).

4. Отношение к собственности (щедрость - жад­ность, бережливость - расточительность, аккурат­ность - неряшливость и т.д.).

Следует отметить опре­делённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных лично­стных черт.

С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвиваю­щаяся открытая система.

2. Пути общественного развития:

а) понятия «реформа» и «революция»:

б) понятия «инновация» и «модернизация».

3. Формационный и цивилизационный подходы к изу­чению общества:

а) ступени развития человеческого общества (перво­бытное, рабовладельческое, феодальное, капита­листическое, коммунистическое);

б) характеристика аграрного, индустриального, пост­индустриального обществ.

4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», цикличе­ское развитие.

5. Критерии прогрессивного развития общества:

а) средняя продолжительность жизни человека;

б) состояние здоровья;

в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;

г) отношение к природе;

д) степень соблюдения прав человека и др.

6. Противоречивость общественного прогресса.

7. Взгляды мыслителей на направленность обществен­ного развития:

С3. Может быть дано одно из определений культуры:

Культура - совокупность духовных и материаль­ных ценностей общества.

Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:

1. Культура позволяет общаться как отдельным лю­дям, так и разным народам.

2. Культура делает общество духовно богатым.

С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:

1) религиозные секты;

2) скинхэды в современной России.

И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обла­дают своей культурой. Но ценности, ими провозгла­шаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.

С5.1. Образование - целенаправленный процесс вос­питания и обучения человека. Примеры предложения:

1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.

2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.

С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:

1) представляет совокупность общественных цен­ностей;

2) содержит образцы поведения в обществе;

3) подвержена изменениям;

4) в качестве санкции использует общественное по­рицание;

5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.

С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.

Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.

2. Характеристика: произведения массовой и эли­тарной культуры могут приносить авторам существен­ный доход.

Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тар­ковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.

3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.

Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами мас­совой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитар­ной культуре.

С7. Отличия:

Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отно­шениях между народами, классами, другими социаль­ными группами (демографическими, профессиональ­ными).

Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духов­ные ценности.

Ответ на вопрос: философия относится к гуманитар­ным знаниям.

Аргументы:

1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являют­ся духовные ценности человеке и человечества.

2. Философия формулирует так называемые «веч­ные вопросы», ответ на которые важен каждому чело­веку.

С8.

1. Образование как социальный институт общества.

2. Образование как основной фактор первичной соци­ализации личности.

3. Общая структура системы образования РФ:

а) дошкольное образование;

б) среднее (школьное) образование;

в) среднее профессиональное образование;

г) высшее профессиональное образование.

4. Государственная общенациональная образователь­ная политика:

а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направ­лениях развития российской системы образова­ния;

б) принцип непрерывности и преемственности про­цесса образования.

5. Функции непрерывного образования:

а) компенсирующая (восполняющая пробелы в обра­зовании);

б) адаптивная (оперативная переподготовка в усло­виях быстро меняющейся экономической и соци­альной ситуации);

в) развивающая (удовлетворение потребностей твор­ческого роста).

6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.

7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информа­ционного общества.

8. Почему образование является национальным богат­ством страны?

Необходимость фундаментально подготовленных людей:

а) для обеспечения потребностей модернизации;

б) для разработки и реализации принципов новой экономики;

в) для развития гражданского общества и правового государства;

г) для формирования духовности и культуры, чувст­ва любви к Родине, ответственности за её судьбу.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Правопорядок и правоотношения

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

Правосознание

«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.

Публикации по теме