Унитарное государство

Контрольная работа № 2

По теме «Политическая карта мира».

Задание:

1.Ответьте на вопросы теста, используя параграфы 19-22.

2.Работа рассчитана на 90 минут.

3.Критерии оценки: «отлично» - 54 – 45 баллов

«хорошо» - 44 - 33 баллов

«удовлетворительно» - 32 - 20 баллов

Вариант 1

1.Главный объект политической карты мира – это:

1.Мировой океан; 2.Природные зоны; 3.Климат; 4.Государства.

2.В ХХ века количество стран и территорий достигло: 1.120; 2.230; 3.200; 4.320.

3.Политически независимыми государствами называются:

1.Колонии; 2.Суверенные; 3.Метрополии; 4.«Ключевые» страны.

4.Расставьте следующие станы по мере убывания площади:

1.Канада; 2.Австралия; 3.Россия; 4.Китай..

5.К микрогосударствам Европы не относится:

1.Ватикан; 2.Монако; 3.Бруней; 4.Португалия.

6.Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения

1.Китай, Индия, США; 2.Индия, Бразилия, Китай; 3.Китай, США, Индонезия.

7.Приморское положение не имеют страны:

1.Китай и Намибия; 2.Швеция и Чили;

3.Швейцария и Афганистан; 4.Испания и Мавритания.

8.Страна-архипелаг – это:

1.Индонезия; 2.Япония; 3.Исландия; 4.Шри-Ланка.

9.Полуостровное положение не имеет страна:

1.Франция; 2.Италия; 3.Греция; 4.Норвегия.

10.Стана Зарубежной Европы, не имеющая выхода к морю:

1.Швейцария; 2.Германия; 3.Дания; 4.Швеция;

11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется: 1.ВОЗ; 2.ВВП; 3.ИКТ; 4.ЕС

12. В «большую восьмерку» не входит страна:

1.США; 2.Ангола; 3.Япония; 4.Россия.

13. К «ключевым странам» не относится:

1.Индия; 2.Бразилия; 3.Южная Корея; 4.Мексика.

14. К НИС не относится страны:

1.Сингапур; 2.Тайвань; 3.Таиланд; 4.Республика Корея.

15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

1.Персидского залива;2.Бенгальского залива; 3.Средиземного моря; 4.Аравийского моря.

16.Россия относится к странам:

1.«Ключевым»; 2. НИС; 3.странам с переходной экономикой; 4.нефтеэкспортирующим.

17.Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству:

1.Республика; 2.Монархия; 3.Федерация; 4.Унитарная республика.

18.Какой континент не имеет монархии:

1.Евразия: 2.Африка; 3.Южная Америка; 4.Северная Америка.

19.Какая из перечисленных стран является конституционной монархией:

1.Великобритания; 2.Ватикан; 3.Финляндия; 4.Бангладеш.

20.Какая страна является абсолютной монархией:

1.Норвегия; 2.Бельгия; 3.Саудовская Аравия; 4.Венгрия.

21.Теократической монархией является:

1.Монако; 2.Румыния; 3.Катар; 4.Ватикан.

22.В какой части света в конце ХХ века появилось наибольшее количество новых государств:

1.В Африке; 2.В Азии; 3.В Европе; 4.В Америке.

23.Частью какого государства в ХХ веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

1.СССР; 2.России; 3.США; 4.СНГ.

24.Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется:

1.Монархией; 2.Федерацией; 3.Республикой; 4.Унитарным государством.

25.Федеративным государством не является:

1.Франция; 2.Бельгия; 3.Россия; 4.США.

26.К НИС относится:

1.Сербия; 2.Россия; 3.Сингапур; 4.Китай.

27.Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

1.Китай; 2. США; 3. Индия; 4.Индонезия.

1.Джакарта; 2.Вашингтон; 3.Пекин;4.Дели.

28.Укажите варианты, в которых верно указана столица государства:

1.Индия – Бомбей; 2.Великобритания – Манчестер; 3.Италия – Рим; 4.Польша – Краков.

29.Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

1.Италия; 2.Германия; 3.ОАЭ; 4.Бельгия.

30.Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?

1.Египет; 2.Индонезия; 3.ОАЭ; 4.Чад.

31.Большее число стран мира относится:

1.К развивающимся; 2.К развитым; 3.К странам с переходной экономикой; 4.К ключевым странам.

32.Большинство монархий в настоящее время находится:

1.В Африке; 2.В Европе; 3.В Северной Америке; 4.Южной Америке.

33.По форме правления преобладают страны:

1.Монархии; 2.Республики; 3.Федерации; 4.Унитарные.

34.Установите соответствие:

1.Нефтеэкспортирующие страны 1.Бразилия, Индия

2.Новые индустриальные 2.Иран, Алжир

3.Ключевые государства 3.Тайвань, Сингапур

4.Страны, входящие в блок НАТО 4.США, Канада

35.К экономически развитым странам относятся:

1.Япония, США, Норвегия; 2.Испания, Франция, Китай; 3.Германия, Польша, Украина; 4.Финляндия, Чехия, Албания.

36.Большинство НИС расположено:

1.В Европе; 2.В Юго-Западной Азии; 3.В Юго-Восточной Азии; 4.В Африке.

37.К группе наименее развитых стран относятся:

1.Чили, Аргентина, Бразилия; 2.Судан, Бутан, Афганистан; 3.Саудовская Аравия, Катар, Кувейт; 4.Сингапур, Южная Корея, Китай.

38.Выберите правильное утверждение:

1.США – республика, унитарное государство;

2.Италия – монархия, унитарное государство;

3.Индия - республика, федеративное государство

4.Саудовская Аравия – абсолютная монархия.

39.Установите соответствие:

1.Венгрия; 2.Канада; 3.Германия; 4.Беларусь.

1.Страна в составе СНГ; 2.Государство в составе Содружества; 3.Страна входит в состав «большой восьмерки»; 4.Страна с «переходной» экономикой.

40.Какая из указанных стран является одновременно гигантами и по площади, и по населению:

1.США; 2 Австралия.; 3.Индонезия; 4.Нигерия.

41.Какая страна не имеет выхода в Мировой океан:

1.Канада; 2.Норвегия; 3.Корея; 4.Словакия.

42.Выберите островное государство:

1.Венесуэла; 2.Австралия; 3.Марокко; 4.Индонезия.

43.Самой северной страной из перечисленных является:

1.Нигерия; 2.Чили; 3.Филиппины; 4.Турция.

44.Одной из наименее развитых стран мира является:

1.Эфиопия; 2.Малайзия;3.Иран; 4.Албания.

45.Определите государство, территория которого расположена сразу в двух частях света:

1.Египет; 2.Панама; 3.Китай; 4.Бразилия.

46.Укажите верное утверждение:

1.Монархий в мире больше, чем унитарных государств;

2.Унитарных государств меньше, чем федераций.

3.Федераций в мире больше, чем республик.

4. Республик в мире больше, чем монархий.

47.Выделите федеративное государство Азии:

1.Индия; 2.Турция; 3.Индонезия; 4.Саудовская Аравия.

48.Столицей Дании является:

1.Амстердам; 2.Осло; 3.Стокгольм; 4.Копенгаген.

49.Найдите ошибку в перечне европейских унитарных государств:

1.Франция; 2.Швейцария; 3.Греция; 4.Дания.

50.Определите страну, занимающую одно из первых стран в мире по запасам нефти:

1.Англия; 2.Иран; 3.Австралия; 4.Бразилия.

Ключ к контрольной работе № 2

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

3142

1-2 3-1

2-3 4-4

Тест 10 класс

1 вариант

1. Сколько стран насчитывается на политической карте мира?

А) около 190

Б) около 230

В) около 320

2. Суверенное государство – это...

А) независимое государство

Б) с монархической формой правления

В) унитарное государство.

3. Страны ОПЕК- это страны...

А) нефтеэкспортирующие

Б) отстающие в своем развитии

В) страны Юго-Восточной Азии

4. Расположите страны в порядке возрастания в них численности населения:

А) Индия Б) США

В) Китай Г) Индонезия.

5. Укажите две страны мира с наибольшей площадью территории:

А) Китай Б) РФ В) Андорра

Г) Монако Д) Япония

6. Установите соответствие:

Форма правления: Страны:

1. монархия А) Франция, Италия, Португалия

2. республика Б) Япония, Греция, Испания

В) Великобритания, Нидерланды, Бельгия

7. Страна – архипелаг – это:

А) Япония Б) Турция

В) Италия Г) Австралия

8. Абсолютной монархией являеется:

А) Пакистан Б) Оман

В) Япония Г) Испания

9. К унитарным странам не относится:

А) Саудовская Аравия

Б) Норвегия

В) Россия

10. Страна – президентская республика:

А) ФРГ

Б) Италия

В) США

11. В мире доминируют:

А) федеративные

Б) унитарные

В) Примерно одинаково

12. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относится:

А) к республикам

Б) к монархиям

13. Укажите в предложенном списке стран государство с унитарной формой административно-территориального устройства:

А) Бразилия Б) Австралия В) Китай

14. Большинство стран мира относится:

А) к развитым странам

Б) к социалистическим странам

В) к странам с переходной экономикой

Г) к развивающимся странам

15. По величине ВВП на душу населения к бедным относятся страны с:

А) 3000-5000 долл. в год

Б) 5000-10000 долл. в год

В) до 1500 долл. в год

16. Какие государства входят в состав «большой семерки»:

А) Италия, Испания и Япония

Б) Германия, Канада и Китай

В) Италия, Япония и Франция

Г) США, Великобритания и Нидерланды

17. К новым индустриальным странам относится:

А) Канада Б) Китай В) Малайзия

18. Белоруссия входит в состав:

А) стран с переходной экономикой

Б) «мировой элиты»

В) слаборазвитых стран

19.Какая из перечисленных стран имеет наибольший ВВП на душу населения:

А) Афганистан

Б) Нигер

В) Швеция

Г) Ангола

20. Новыми индустриальными странами являются:

А) Китай, Япония и Таиланд

Б) Малайзия, Сингапур и Тайвань

В) Израиль, Индонезия и Малайзия

Г) Индонезия, Индия и Филиппины

21. Установите соответствие:

Тип развивающихся стран Страны

1. Ключевые; А) Индия, Бразилия, Китай

2. отсталые; Б) Непал, Чад, Гаити

В) Швеция, Германия, Испания

22. Какая страна входит в состав международной орагнизации НАФТА?

А) Китай

Б) Канада

В) Россия

Г) Великобритания

23 . Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Ангола?

1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

2 вариант

1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади:

А) Австралия

Б) Германия

В) Канада

Г) Сингапур

2. Полуостровное положение имеет страна:

А) Франция Б) Италия В) Бразилия

3. К азиатским странам относятся:

А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан

Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

В) Боливия, Монголия, Таиланд

Г) Афганистан, Ирак, Финляндия

4. К островным странам относятся:

А) Мадагаскар, Новая Зеландия и Япония

Б) Великобритания, Турция и Шри-Ланка

В) Венгрия, Индонезия и Фиджи

Г) Алжир, Ирландия и Куба

5. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:

А) республика

Б) монархия

В) диктатура

6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

А) Китай, Индия, США

Б) Индия, Бразилия, Китай

В) Китай, США, Индонезия

7. Какая из перечисленных стран имеет федеративное устройство?

А) Япония Б) Китай В) Индия

8. Наибольшее количество стран мира являются:

А) республиками

Б) монархиями

9 . Какое из перечисленных государств по форме правления является республикой?

А) Швеция

Б) Франция

В) Таиланд

Г) Испания

10. Государство Таиланд расположено в…

А) Африке

Б) Азии

В) Латинской Америке

) Океании

11 . С какими из перечисленных стран граничит Россия?

А) Эстония, Азербайджан, Грузия

Б) Словакия, Литва, Грузия

В) Молдавия, Польша, Румыния

Г) Венгрия, Казахтстан, США

12 . Какая страна расположена в Северной Африке?

А) Кения Б) Танзания В) Тунис Г) Сомали

13 . В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?

А) Норвегия Б) Украина В) Индия Г) Нигерия

14. Какая из перечисленных стран относится к развивающимся странам?

А) ЮАР

Б) Польша

В) Индия

Г) Канада

15 . К новым индустриальным странам относится группа стран:

А) Малайзия, Сингапур, Тайвань

Б) Непал, Ангола, Бангладеш

В) Индия, Китай, Мексика

16. Установите соответствие между типом страны и страной, относящейся к данному типу

Типы стран:

1. наименее развитая

2. нефтеэкспортирующая

3. «переселенческого типа»

4. экономически развитая

Страны:

А) Австралия

Б) Сомали

В) Катар

Г) Япония

17. К странам с переходной моделью экономики относится:

А) Украина

Б) Таиланд

В) ОАЭ

Г) США

18. Выберите из предложенного списка страну с наименьшим уровнем ВВП:

А) Великобритания

Б) Дания

В) Непал

Г) Сингапур

19. Ключевой страной является:

А) Египет Б) Вьетнам В) Индия

20. В Европейский Союз НЕ входит:

А) Германия Б) Норвегия В) Италия

21. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК?

А) Индия Б) Болгария В) Саудовская Аравия Г) Россия

22. Какая из перечисленных стран является членом НАТО?

А) Аргентина Б) Турция В) Швеция Г) Азербайджан

23. Какой буквой на карте обозначена Мьянма?



1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

1 вариант

1. А

2. А

3. А

4. ВАБГ

5. АБ

6. 1-В. 2-А

7. А

8. Б

9. В

10. В

11. Б

12. А

13. В

14. Г

15. В

16. В

17. Б

18. В

19. В

20. Б

21. 1-А, 2- Б

22. Б

23. 2 (В)

2 вариант

1. ВАБГ

2. Б

3. Б

4. А

5. Б

6. А

7. В

8. А

9. Б

10. Б

11. А

12. В

13. А

14. В

15. А

16. БВАГ

17. А

18. В

19. В

20. Б

21. В

22. Б

23. 4 ( D)

1. Германия;

2. Казахстан.

3. Россия;

5. Все ответы верны

39. К исполнителям государственных интересов не относят:

1. Отраслевые министерства;

2. Правительство;

3. Профсоюзы.

4. Региональные и местные органы власти;

5. Министерство финансов

40. Носителями хозяйственных интересов являются:

1. Безработные;

2. Наемные работники;

3. Фермеры;

4. Предприниматели;

5. Все вышеперечисленные

41. Политическая партия превращается в исполнителя интересов если:

1. Выражает интересы большинства населения;

2. Выражает интересы наиболее могущественных корпораций;

3. Побеждает на парламентских выборах.

4. Объединяется с другой партией;

5. Нет правильного ответа

42. К центральным органам управления экономикой Республики Казахстан не относятся:

1. Министерство финансов;

2. Министерство экономики;

3. Министерство энергетики.

4. Национальный Банк;

5. Все ответы верны

Какой институт отвечает за реализацию государственного бюджета

2. Министерство финансов.

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк;

5. Министерство энергетики

Какой институт несет ответственность за состояние кредитно-денежной системы РК?

1. Министерство образования, культуры и здравоохранения;

2. Министерство финансов;

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк.

5. Министерство энергетики

Чем обусловлена необходимость изучения зарубежного опыта ГРЭ?

1. Желанием избежать ошибок;

2. Возможность изучения общих закономерностей смешанной экономики;

3. Возможность изучения системы государственных мер по регулированию экономики;

4. Возможностью осуществления сравнительного анализа и корректировки курса ГРЭ;

5. Все ответы верны

46. Что из перечисленного относится к основным инструментам ГРЭ за рубежом:

1. Индикативное планирование;

2. Программирование;

3. Экономическое прогнозирование;

4. Бюджетно-налоговая политика;

5. Все ответы верны

47. Если прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз;

2. Краткосрочный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз.

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

48. Если прогноз разрабатывается на период 10 - 20 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз.

2. Комплексный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз;

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

49. Если подход к прогнозированию исходит из анализа предыстории развития объекта, это:

1. Аналитический подход;

2. Генетический подход.

3. Исторический подход;

4. Телеологический подход;

5. Комплексный подход

50. Если подход к прогнозированию исходит из целевых установок развития данного объекта - это:

1. Аналитический подход;

2. Комплексный подход;

3. Генетический подход;

4. Исторический подход;

5. Телеологический подход.

Что из ниже перечисленного не является объектом социального прогнозирования?

1. Демографические процессы;

2. Динамика дохода;

3. Динамика занятости;

4. Развитие здравоохранения;

5. Развитие науки

52. Что из ниже перечисленного выступает объектом научно-технического прогнозирования:

1. Воспроизводство природных ресурсов;

2. Динамика общественного воспроизводства;

3. Инновации.

4. Структура производства;

5. Динамика доходов

Обобщающим показателем научно-технического прогнозирования

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля новых изделий в выпускаемой продукции.

4. Темпы экономического роста;

5. Инновации

54. Что из ниже перечисленного выступает показателями социального прогнозирования:

1. Затраты на социально-культурную сферу на душу населения;

2. Конечное потребление домохозяйства на душу населения;

3. Средняя продолжительность жизни;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

Что из ниже перечисленного является обобщающим показателем прогнозирования внешнеэкономических связей?

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля ВВП на обслуживание государственного долга.

4. Темпы экономического развития;

5. Динамика инвестиций

56. Основоположником теории предвидения является:

1. Е.Домар;

2. Й.Шумнетер;

3. Н.Кондратьев.

4. Р.Харрод;

5. Д.Кейнс

Возрастание роли прогнозирования в современной экономике

1. Децентрализацией управления;

2. Изменчивостью экономической динамики;

3. Усложнением процесса управления;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

58. К функциям прогнозирования относятся:

1. Обоснование принимаемых решений;

2. Предвидение тенденций развития;

3. Прогнозное сопровождение выполнения решений;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

59. Что не входит в систему прогнозов:

1. Временной горизонт;

2. Объект прогноза;

3. Субъект прогнозирования.

4. Уровень управления;

5. Характер управления прогнозами

60. Что из ниже перечисленного относится к методам прогнозирования:

1. Нормативно-целевой метод;

2. Эвристическое моделирование;

3. Экстраполяция;

4. Метод «мозговой атаки»;

5. Все ответы верны

Какие виды экономических моделей используются в прогнозировании?

1. Модели на основе межотраслевого баланса;

2. Односекторные модели;

3. Эконометрические модели;

4. Модель Кобба-Дугласа;

5. Все вышеуказанные

62. Что не характеризует индикативное планирование:

1. Вариантность при разработке плана;

2. Директивный характер планирования.

4. Учет материальных и финансовых ресурсов;

5. Возможность концентрации сил на нерыночном секторе

Какие методы используются государственными органами, чтобы побудить рыночные структуры следовать показателям индикативного

1. Административные;

2. Экономические;

3. Юридические;

4. Прямые;

5. Все ответы верны

64. К инструментам монетарной политики не относятся:

1. Регулирование банковских резервов;

2. Операции на открытом рынке;

3. Регулирование процентной ставки;

4. Селективное регулирование кредита;

5. Сокращение бюджетного дефицита.

65. Политика кредитной экспансии имеет своей целью:

1. Ограничение кредита;

2. Ограничения спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения.

4. Уменьшение денежного предложения;

5. Нет правильного ответа

66. Кейнсианцы утверждают, что:

1. Монетарная политика не является необходимой;

2. Необходимо государственное вмешательство в экономику.

3. Рынку внутренне присуща стабильность;

4. Рынку свойственна только свободная конкуренция;

5. Роль государства в экономике необходимо сокращать

67. Дефицит государственного бюджета образуется в случаях, когда:

1. Доходы государства превышают его расходы;

2. Расходы государства превышают его доходы.

3. Расходы государства превышают сумму налоговых поступлений;

4. Сумма налоговых поступлений сокращается;

5. Сумма налоговых поступлений растет

68. Политика кредитной рестрикции имеет своей целью:

1. Расширение кредитного рынка;

2. Стимулирование спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения;

4. Уменьшение денежного предложения.

5. Нет правильного ответа

69. Государственный долг - это сумма предшествующих:

1. Бюджетных дефицитов;

2. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

3. Государственных расходов;

4. Расходов на оборону;

5. Административных расходов

70. Если центробанк продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет к:

1. Снижению уровня процентных ставок;

2. Увеличению депозитов в коммерческих банках;

3. Увеличению количества денег в обращении;

4. Уменьшению объема ссуд представляемых коммерческим банкам.

5. Нет правильного ответа

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1глава основной части

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления .

2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация - это государствен­ный союз государств . То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест­вом, союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос­тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.) .

Вышеперечисленные три формы государственного устройства явля­ются основными, но еще существует особая форма ассоциирован­ного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объ­единениям в качестве "ассоциированных участников".

Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государствен­ному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за ша­гом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации) .

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. - о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению у прогрессу развития государственности.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

В юридической литературе четко определенно понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, “unitas” - один, единство. Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов».

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.»

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

· Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

· На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

· Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

· Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную автономию.

· Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

· Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

2 глава основной части

2 Унитарные государства в современном мире

Унитарное государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное государство нередко называют единым слитным, простым по своей структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного, составного, союзного, объединенного. Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеют более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности унитарного государства с федеративным.

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции – муниципалитеты в Нидерландах или области – общины в Армении и Болгарии), трехзвенными (например, область – провинция – коммуна а Италии) и даже четырехзвенными (например, регион – департамент – район – община во Франции).

По характеру взаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Степень централизации или децентрализации унитарного государства зависит от распределения полномочий между центральными и местными уровнями правительства, а также от разделения полномочий между различными ветвями власти. Децентрализация не есть федерализм. Она может предоставлять территориям широкую автономию, но без наделения законодательной и судебной властью.

В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.).

Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное деление унитарной страны может прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное отражение или о нем может вовсе не идти речь в конституции. Так, в конституции Испании содержится целый раздел «О территориальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ.

В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.).

В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что административное деление страны производится, исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123-132). В Конституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления (ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции закрепляет статус автономных областей и организацию местной власти.

Примерами простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша.

Административно-территориальное устройство Индонезии включает 27 провинций и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе провинций находятся назначаемые Президентом губернаторы и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включаются и ряд крупных городов, возглавляемые мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назначаемым правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами.

Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентом губернатор – представитель исполнительной власти страны, который в провинции возглавляет ее административный орган – исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в стране имеется и система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит государственному управлению.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Её политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия, под которой понимается конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства. В зависимости от объема прав, предоставлены местным органам, различают политическую и административную автономию. Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса, закрепленного в специальном законодательном акте, а также право издания законов по вопросам местного значения. Органы административной автономии не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфере несколько шире, чем в обычных административных единицах. Кроме того, органы административной автономии могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной формы автономии.

Автономия представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории. Политическая автономия довольно широко распространена в унитарных государствах Европы, Азии и Африки. Так, в составе Великобритании политической автономией обладает Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет собственный парламент (стормонт) и собственное правительство, которые, однако, длительное

время не функционировали в связи с введением в 1972 г. Прямого правления Лондона. В ходе проведенного в 1997 г. референдума в Шотландии и Уэльсе население этих частей страны высказалось за введение там ограниченной автономии и воссоздание собственных парламентов. Шотландия к тому же имеет собственную правовую и судебную систему, собственную церковь, за шотландскими представителями зарезервированы места в британском Парламенте. Областная политическая автономия существует и в Италии,

где она отражает, с одной стороны, исторические различия в традиционном укладе жизни отдельных регионов (Сицилия, Сардиния), а с другой - национальный состав территорий (Трентино Альто-Адидже, Венеция-Фриулия-Джулия).

Конституция Испании 1978 г. провозгласила право на создание автономий по национально-территориальному принципу. В соответствии с этим конституционным положением в стране были созданы четыре "национальные провинции": Страна басков, Каталония, Андалусия и Галисия. Правовой статус этих автономных сообществ определяется органическими законами (отдельно для каждой провинции), которые принимаются центральным парламентом на основе проектов, разработанных провинциальными ассамблеями (парламентами). "Национальные провинции" наделяются большими правами, чем 13 "исторических" территориальных областей этой страны.

Образование автономии может быть обусловлено и географическим положением территории, ее сравнительной удаленностью от основной части страны. Именно эти факторы сыграли немаловажную роль в предоставлении автономии Фарерским островам (автономный статус с 1948 г.) и Гренландии (автономный статус c 1979 г.) в составе Датского королевства и Аландским островам в составе Финляндии. В предоставлении автономии Гренландии определенную роль сыграл и национальный фактор (большинство населения Гренландии составляют иннуиты-эскимосы).

Ряд автономных образований в виде политической автономии имеют унитарные государства в Азии и Африке. Так, в Мьянме предусмотрена автономия для шанов и каренов и созданы соответствующие автономные образования. В Южно-Африканской

Республике существуют автономные образования по национально-территориальному (племенному территориальному) принципу, которые обладают внутренним самоуправлением (например, бантустан Транскей).

В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель - снять напряженность в межнациональных отношениях. Это, в частности, лежало в основе предоставления политической автономии курдам на севере Ирака, которая, впрочем, неоднократно нарушалась иракскими властями.

Возможность образования политическоавтономии предусматривается, как правило, в конституции и находит детальное регулирование либо в отдельном общегосударственном законе (Дания Финляндия), либо в особом статуте (законе), который разрабатывается законодательным органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания). В каждом автономном образовании имеется свой законодательный орган (например, лигтинг на Фарерских островах, ландстинг в Гренландии, ассамблея в Каталонии и т. п.) и свой исполнительный орган (например, джунты в автономных областях Италии). Последний имеет двойное подчинение: местному представительному органу и центральному правительству. Иногда центральная власть может иметь в автономном образовании своего представителя (губернатора - в Гренландии и на Аландских островах), однако он обладает в основном контрольными функциями.

Объем компетенции, предоставленной автономным образованиям либо в конституции, либо в отдельном статуте, по некоторым вопросам может быть шире, чем у иных членов федерации (например, у земель в Австрии). Гренландия и Фарерские острова, пользуясь своими автономными правами, провели на своей территории референдум о пребывании в "Общем рынке"" и по его результатам объявили в 1982 г. о выходе из Европейского Сообщества. Однако более типичной является компетенция, охватывающая лишь вопросы местного значения. При этом за центральной властью сохраняется право вмешательства в деятельность органов государственной власти автономных образований. Так, по Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества "к исполнению своих обязанностей". В Италии возможен роспуск областного совета в случае нарушения им Конституции и по соображениям национальной безопасности.

В отличие от политической административная автономия распространена не столь широко. Наибольшее число административных автономных образований (свыше сотни) имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы. Администрация и суды наряду с официальным языком государства могут использовать местный язык, на котором также может осуществляться преподавание в школе и вещание в средствах массовой информации. В Китае, например, автономные образования вправе также самостоятельно вступать во внешнеэкономические отношения в соответствии с законами государства.

Обычно административная автономия отражает специфику национального состава соответствующей административной единицы. В Никарагуа предоставление административной автономии двум округам на Атлантическом побережье страны было связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена. В Молдове имеются два административных округа, где проживают гагаузы. Административная автономия может создаваться в субъектах федеративных государств (например, в индийском штате Ассам предоставлена автономия тем районам, где проживают племена нага и мизо. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т. п.).

В настоящее время четко обозначилась тенденция роста числа автономных образований в мире, ширится многообразие форм автономии. Это отражает процесс дальнейшей демократизации власти и ее сближения с населением.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции» . Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Глоссарий

Определение

Автономия

представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории

Децентрализованные государства

это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня

Конфедерация

это государствен¬ный союз государств при котором ни одно из государств - членов кон-федерации не утрачивает своего государственного суверенитета

Местное управление

это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления

Местное самоуправление

это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

Унитаризм

государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.

Унитарное государство

это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Федерализм

это государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром

Федерация

представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Форма государственного устройства

это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Централизованные государства

это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти

Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1993 г.

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега – Л, 2002.0-608 с.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1998 г.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004 – 512 с.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

Панарин А. С. Политология: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.

Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1995 г.

Сырых В. М. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1998 г.

Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право, 1997 г.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Наука, 1995 г. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.

Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное - где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Публикации по теме