Система органов государственной власти. Административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти россии Федеральные органы исполнительной власти включают

Государственная власть во все времена представляла собой сложное структурированное явление. При этом оно развивалось параллельно эволюции самого общества. Изначально организация социума имела форму племенной общины. Власть в таких формированиях строилась исключительно на авторитете и воле вождя. С течением времени общество формировало новые, более разветвленные и эффективные структуры. В конечном итоге возникло государство. Что касается власти в современных странах, то она реализуется людьми через специальные органы. Они руководствуются положениями определенной нормативной базы в своей деятельности, а также выполняют ряд достаточно специфических функций. При этом большой интерес вызывают отрасли власти. Ведь их основной задачей является непосредственная реализация главных функциональных направлений государственной политики. Следует отметить, что работают подобные организации в составе структурированного механизма, построение которого происходит на основе действующего юридического режима РФ.

Три ветви государственного управления

В систему федеральных органов исполнительной власти входят различные ведомства и службы. Но чтобы более детально разобраться в особенностях подобной структуры ведомств, необходимо выяснить, что является её непосредственным началом. Все мы когда-либо слышали о принципе разделения государственного управления на три основополагающие ветви: законодательную, судебную и, конечно же, исполнительную. Однако мало кто знает о моменте изобретения данной юридической категории. Суть в том, что принцип разделения власти был изобретен Монтескье и Джоном Локком в период Нового времени. В тот момент государства во всем мире переходили на новый

Основной целью реформирования стало уничтожение единоличной власти монархов и создание демократических институтов. Как мы понимаем, инновационный принцип разделения власти нашел свое применение. Практически во всех современных странах государственное управление имеет трёхгранную систему. Ведь монархический строй правления показал свою полную неэффективность и бесполезность. Приверженцы подобного политического режима никогда бы не обрели поддержки общества.

Россия в данном вопросе не является исключением. Все функционирующие в нашем государстве органы на сегодняшний день входят в структуру судебной, законодательной или исполнительной отрасли власти. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, какие организации в систему федеральных органов входят, нужно проанализировать специфику отдельной ветви управления и её значение.

Понятие исполнительной сферы управления

Каждая существует с определенной целью. Исполнительная сфера управления является полностью независимой и самостоятельной. Она существует, прежде всего, для выполнения определенных государственных функций, которые имеют статус наиболее важных. Конечно, основной целью является реализация основного закона и его норм, а уже потом положений иных законодательных актов.

сферы управления

В составе любой ветви управления функционируют специальные ведомства. Они, по сути, являются прямыми реализаторами государственной власти. В контексте данной статьи мы рассматриваем органы исполнительной ветви. Данные ведомства наделены массой специфических полномочий. Их главной целью есть не что иное, как приведение определенных государственных программ в жизнь. При этом в систему федеральных органов исполнительной власти входят совершенно разные структуры. Это говорит о значимой роли, которую отыгрывает представленная ветвь. Стоит отметить, что сама система ведомств имеет большое количество интересных аспектов, которые нужно анализировать отдельно.

Понятие системы ведомств

Орган упомянутой ветви управления в единственном экземпляре не представляет ничего существенного. То есть он неэффективен в своей деятельности. Поэтому для удачной реализации государственной политики создана целая система органов власти исполнительного характера. Но что она собой представляет? Система исполнительных ведомств - это обусловленная отдельными государственными функциями и традициями национального характера совокупность определенных органов, а также их подразделений и иных элементов. То есть структура является самостоятельным механизмом, который строится на конкретных принципах и имеет собственные задачи.

Особенности построения системы официальных органов

Принципы построения структуры ведомств - это ключевые теоретические аспекты, согласно которым происходит формирование механизма всей исполнительной ветви. На сегодняшний день учеными было выведено три исходных положения.


Что входит в систему федеральных органов исполнительной власти?

На сегодняшний день в РФ существует множество ведомств представленной в статье ветви управления. Очень часто данный факт не позволяет представить их структуру. Иными словами, многие люди попросту не понимают, что в систему федеральных органов исполнительной власти входит. Если не учитывать доктринальные наработки ученых, то основой систематизации этой сферы является Указ Президента РФ, изданный в 1994 году. Согласно его положениям, в систему исполнительной власти входят: центральный орган, Правительство РФ, комитеты, государственные комитеты, федеральные службы и министерства. При этом существуют специфические элементы в структуре данных ведомств. Например, субъекты Федерации имеют собственную исполнительного характера. Данный факт во многом обусловлен территориальным строением РФ. Государство является федеративным, что дает его субъектам определенную автономию во внутренних и некоторых внешних отношениях.

Особенности и полномочия Правительства

Как мы выяснили, в систему федеральных органов исполнительной власти входит центральный орган, регулирующий всю вертикаль ветви.

Таковым является Правительство России. Орган осуществляет ряд достаточно значимых полномочий:

  • разрабатывает федеральный бюджет;
  • управляет собственностью, которая принадлежит непосредственно государству;
  • приводит в жизнь политику в сфере безопасности, охраны здоровья, образования и т. п.;
  • принимает соответствующие меры для обеспечения процесса борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.

Как мы видим, представленный орган отыгрывает значимую роль в процессе непосредственной реализации государственной политики и положений отдельных нормативных актов.

Правовой статус иных общенациональных структур

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные ведомства и комитеты, министерства. Данные организации функционируют под контролем центрального органа. При этом они имеют собственную компетенцию, в рамках которой производится вся непосредственная деятельность элементов федеральной исполнительной системы. Положения о конкретных органах утверждаются главой державы или же Правительством. Таким образом, та или иная организация представляет собой юридическое лицо, которое может самостоятельно и от своего имени вступать в правоотношения.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные службы и министерства, наделенные особым статусом.

Примером является министерства внутренних дел, обороны, ФСБ и СВР. Они в своей деятельности подведомственны непосредственно Президенту, а не Правительству РФ.

Уровень субъектов РФ

В систему России входят федеральные организации территориальных элементов Федерации. В данном случае в структуре также присутствуют министерства, управления, ведомства и службы и т. д. Однако их деятельность распространяется исключительно на территории соответствующего субъекта государства. При этом в систему исполнительной отрасли элементов Федерации могут входить организации, существование которых обусловлено традициями определенной этнической культуры. Как уже указывалось ранее, такой подход к организации управления на уровне отдельных территориальных образований обусловлен федеративной структурой РФ. Суть в том, что централизованная система исполнительных органов не смогла бы обеспечить потребность всех без исключения субъектов страны. Поэтому была создана отдельная система, функционирующая на территориальном уровне.

Вывод

Итак, мы попытались выяснить, какие ведомства в систему федеральных органов исполнительной власти входят. Статья раскрывает данную проблематику, а также поясняет некоторые особенности соответствующей ветви государственного управления.

Власти РФ представляет собой институт, осуществляющий государственное управление. Он обладает определенной степенью юридической самостоятельности. Рассмотрим далее, какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ.

Общая характеристика

Орган исполнительной федеральной власти представляет собой особую организацию. Она учреждается государством. К основным задачам исполнительных органов относят реализацию и обеспечение выполнения законных и прочих нормативных актов, функций госуправления во всех областях жизни страны. Свою деятельность указанные институты осуществляют, используя специальные методы и формы. Все они обладают соответствующей структурой, властными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих.

Признаки

Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института.

Принципы работы

Деятельность исполнительных структур базируется на следующих положениях:

  1. Обеспечение территориальной и государственной целостности страны.
  2. Распространение суверенитета РФ в пределах ее границ.
  3. Верховенство Конституции.
  4. Единство системы госвласти.
  5. Разграничение полномочий и предметов ведения между государственными институтами.
  6. Разделение госвласти на три направления.

Компетенция

Исполнительные федеральные органы наделены особыми полномочиями. Они реализуются в специальных формах. Институты обладают конкретной компетенцией, закрепленной в нормативных актах. В нее, как правило, входят права, обязанности, задачи, ответственность и полномочия. В содержание последних включены:


Классификация

В современную систему федеральных органов исполнительной власти входят институты, наделенные законодательной инициативой. Они обладают также государственными полномочиями по принятию нормативных актов и контролю их исполнения. По характеру компетенции различают институты межотраслевой, общей и отраслевой направленности. Последние руководят работой подчиненных им секторов.

К примеру, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Минздрав, Комитет по металлургии и так далее. Институты межотраслевой направленности реализуют специальные полномочия. Они выполняют общие для сфер управления и отраслей задачи. Ими, например, являются Минфин, Минэкономразвития и прочие. Исполнительные органы могут быть коллегиальными или единоначальными. К первым следует относить организационно оформленные группы лиц, которые принимают решения большинством голосов. Это, например, госокмитеты, правительство. В единоначальных органах утверждение решений осуществляется руководителем единолично.

Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти?

Конституция и иные нормативные документы устанавливают разграничение законодательных, судебных и распорядительных институтов. В современную систему федеральных органов исполнительной власти не входят, таким образом, Госдума, Федеральное Собрание, ВС, ВАС и прочие суды России. Закон допускает осуществление совместной деятельности региональных, местных и государственных институтов управления. При этом в нормативных актах установлен перечень вопросов, которые могут относиться к общему ведению. Система федеральных органов исполнительной власти РФ является многоуровневой. Институты, которые включены в нее, могут создавать территориальные подразделения и контролировать их работу. В этом случае последние являются подотчетными и также входят в систему федеральных органов исполнительной власти.

Внутреннее устройство

Президент своим Указом от 10 января 1994 года определил, какие структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Институт, в частности, формируют:

  1. Правительство России.
  2. Министерства.
  3. Госкомитеты.
  4. Главное управление госохраны.
  5. Федеральные службы.
  6. Агентство правительственной информации и связи.
  7. Налоговый департамент.
  8. Федеральный надзор РФ.

Институт составляют также:


Министерства и ведомства

Институты, которые входят в систему федеральных органов исполнительной власти, имеют некоторые отличия. Так, министерства проводят госполитику и осуществляют управление в конкретной сфере деятельности. Они также координируют в установленном секторе работу других институтов, которые также входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Руководство министерством осуществляется должностным лицом, включенным в состав правительства. Ведомства считаются относительно самостоятельными институтами. Их руководители не включаются в состав правительства. Ведомства также не выступают как структурные подразделения министерств. Их работу координирует непосредственно Правительство страны.

Госкомитет и комиссия

Эти институты входят в систему федеральных органов исполнительной власти для осуществления межотраслевой координации по вопросам, которые относятся исключительно к их ведению. Их работа осуществляется на коллегиальной основе. Госкомитет и комиссия осуществляют и функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности. Руководителями этих институтов именуются председателями. Они не включаются в состав Правительства.

Другие институты

Среди прочих органов стоит отметить федеральную службу, российское агентство и надзорную инстанцию. Эти институты осуществляют специальные функции в определенных сферах деятельности. В частности, они реализуют исполнительные, регулирующие, разрешительные, контрольные и прочие задачи. Российским агентством руководит генеральный директор. Надзорную инстанцию возглавляет начальник. Управление федеральной службой осуществляется директором.

Правительство

Оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Конституцией и ФЗ. Правительство - коллегиальный институт. Он является высшим органом власти и возглавляет исполнительную ветвь. Правительство формируется из:

  1. Председателя.
  2. Заместителей (первых в том числе).
  3. Федеральных министров.

В предусмотренных законодательством случаях председатель временно выполняет обязанности главы государства. При его отсутствии его полномочия исполняет один из заместителей согласно оформленному письменно распределению.

Председатель правительства

Назначение и освобождение этого лица от должности осуществляется главой государства в порядке, предусмотренном в Конституции. При снятии председателя с поста правительство автоматически уходит в отставку. Но при освобождении должностного лица от обязанностей глава государства вправе перепоручить их одному из заместителей. Срок временных полномочий может составлять до 2 мес. Назначение на должность и освобождение от нее заместителей, а также федеральных министров осуществляется президентом по представлению председателя правительства.

Деятельность

Правительство России координирует и управляет работой федеральных министерств и других государственных исполнительных органов, контролирует их деятельность. Они, в свою очередь, находятся в подчинении высшего института и несут перед ним ответственность за реализацию поставленных задач. Правительство утверждает положения об исполнительных федеральных органов. Исключением являются те, руководство которыми относится к компетенции президента. Правительство назначает на должность и снимает с нее:


Правительство вправе подать в отставку. Она или отклоняется, или принимается президентом. Глава государства может принять по своей инициативе решение об отставке высшего исполнительного органа, а также в случаях, установленных Конституцией. К последним, например, относится выражение недоверия или отказ Госдумы от доверия правительству.

Нормативные акты

Правительство России вправе издавать распоряжения и постановления. Оно также обеспечивает их реализацию. Распоряжения и постановления подписываются председателем. Эти нормативные акты обязательны на всей территории государства. Все постановления, которые издает правительство, должны быть опубликованы в официальном государственном издании. Исключение составляют те нормативные акты, в которых присутствует информация, относящаяся к гостайне. Опубликование должно быть произведено не позднее 15 дней с даты принятия. В случае необходимости незамедлительного обнародования среди населения постановления должны быть доведены до всеобщего сведения безотлагательно через СМИ. Нормативные акты правительства не могут противоречить Конституции. В случае несогласованности распоряжений и постановлений с положениями Основного закона, ФЗ и указов президента они отменяются главой государства. Правительство обладает полномочиями принимать заявления, обращения и прочие акты, не обладающие правовым характером.

Заседания

Правительство собирается не реже раза в месяц. На заседаниях может присутствовать президент в качестве председателя. В соответствии с предусмотренным порядком, в них также вправе участвовать представители:

  1. Палат ФС.
  2. КС, ВС, ВАС.
  3. Генпрокуратуры.
  4. Счетной палаты.
  5. ЦБ и прочие лица.

Федеральные министры и заместители председателя присутствуют на заседаниях лично. При невозможности своего участия они обязаны проинформировать об этом высшее должностное лицо правительства.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным федераль-ным органам исполнительной власти относятся:

государственные комитеты РФ» федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, рос-сийские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента РФ.

Министерство Российской Федерации- феде-ральный орган исполнительной власти, проводя-щий государственную политику и осуществляю-щий управление в установленной сфере деятель-ности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнитель-ной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федера-ции, федеральная комиссия России -это феде-ральные органы исполнительной власти, осуществ-ляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их веде-нию, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государствен-ный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель государ-ственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России. Эти руководители не входят в состав Правительства РФ.

Федеральная служба России, российское агент-ство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуще-ствляющими специальные (исполнительные, конт-рольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Феде-ральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - началь-ник федерального надзора России. Эти руководите-ли также не входят в состав Правительства РФ.

Как уже отмечалось выше, федеральные орга-ны исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной вла-сти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.

Высшим органом исполнительной власти в Рос-сийской Федерации является % РФ. Правовой статус Правительства,РФ определен Конституцией РФ и. Федеральным конституцион-ным законом «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ является коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из членов Правитель-ства - Председателя Правительства РФ, замести-телей Председателя Правительства РФ (включая первых) и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязаннос-ти Президента РФ. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его. заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязан-ностей.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Осво-бождение от должности Председателя Правитель-ства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. Однако в случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ" Президент РФ вправе до назначения нового Пред-седателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Предсе-дателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. Заместители Председателя Правительства РФ ц федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президен-том РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ и по своей иници-ативе, а также и в предусмотренных Конституци-ей РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа Го-сударственной Думы в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ руководит работой федераль-ных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их дея-тельность, они же, в свою очередь, подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ утверждает положения о федеральные органах исполнительной власти (за исключением тех из. них, руководство которыми входит в компетенцию Президента РФ). Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности: замести-телей федеральных министров, руководителей фе-деральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, них заме-стителей (за исключением тех органов, руковод-ство которыми входит в компетенцию Президента РФ), а также руководителей органов и организа-ций, созданных при Правительстве, и должност-ных лиц своих территориальных органов.

Правительство РФ издает постановления и рас-поряжения и обеспечивает их исполнение. Поста-новления и распоряжения Правительства РФ под-писываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению на всей территории страны. Постановления Правительства РФ, за ис-ключением постановлений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, под-лежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимос-ти немедленного широкого обнародования они до-водятся до всеобщего сведения через средства мас-совой информации безотлагательно. Постановле-ния и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам "и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ вправе при-нимать также обращения заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа-теля Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозмож-ности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. На заседа-ниях Правительства РФ имеет право председатель-ствовать Президент РФ. Представители палат Фе-дерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суде

РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной пала-ты РФ, Центрального банка РФ, иные лица впра-ве участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с установленным порядком

Система федеральных органов исполнительной власти

В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не входя ни в одну из трех властей, по существу, имея ряд конституционных полномочий в области исполнительной власти, в нее входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия Госдумы РФ и Федерального собрания РФ) и смещает Председателя Правительства РФ и руководителей других федеральных органов государственной власти, напрямую руководит рядом министерств (например, силовыми). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и в Указах Президента РФ весьма часто встречаются положения, означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства РФ.

Конституция РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно подойти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные (Федеральное собрание РФ – Совет Федерации и Госдума РФ) и судебные (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, другие федеральные суды, к примеру, окружные арбитражные суды), а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, Академии наук РФ).

Оставшиеся органы составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определенные органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти, исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что, естественно, предопределяет объем полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых законов, распоряжений, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе.

Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

– Правительство РФ;

– министерства РФ (федеральные министерства) (24);

– государственные комитеты РФ (13);

– федеральные комиссии России (2);

– федеральные службы России (17);

– российские агентства (3);

– федеральные надзоры России (2);

– иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Для современных министерств характерно сочетание отраслевых и межотраслевых функций и полномочий, то есть кроме проведения госполитики в данной сфере федеральное министерство координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Система федеральных министерств состоит из 24 федеральных министерств, возглавляемых министрами. Компетенция федерального министерства определяется Положением о федеральных министерствах (утверждается Правительством РФ или Президентом РФ). В федеральном министерстве образуется коллегия (министр, заместители и т. д.). Главное звено центрального аппарата федерального министерства – отраслевые (подотраслевые) и проблемные департаменты, отделы и т. д.

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию РФ возглавляют, соответственно, председатель государственного комитета РФ и председатель Федеральной комиссии России.

Отличия госкомитета РФ от федерального министерства невелики, поэтому часто происходит обоюдное преобразование.

Госкомитетов сейчас 13: по делам молодежи, кинематографии, по физкультуре и туризму и т. д. Возглавляет госкомитет председатель.

Федеральные комиссии РФ (ФКРФ) возникли не так давно, по сути, тождественны госкомитетам. Существует две: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Федеральная энергетическая комиссия. Федеральные службы России (ФСР) – их существует 17. Это налоговая, пограничная, служба безопасности и т. д. ФСР осуществляют регулятивные, контрольные и разрешительные функции отраслевого характера. Федеральные агентства – ФАПСИ, космическое. Федеральные надзоры – осуществляют контрольную деятельность (Госатомнадзор). Все это – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.

Федеральную службу РФ возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство – генеральный директор Российского агентства, Федеральный надзор России – начальник Федерального надзора России.

Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Президентом РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения ранга.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ формируются ими самостоятельно. Государственно-правовая природа субъектов весьма различна (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения).

Органы исполнительной власти в республиках: а) Президент – высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (Калмыкия, Якутия); б) Правительство (его председатель) – глава исполнительной власти (Хакассия); в) исполнительная власть принадлежит особому органу – Госсовету (Дагестан).

Республиканские правительства, в соответствии с республиканскими Конституциями, осуществляют исполнительную власть под руководством Президента (Бурятия); являются исполнительным и распорядительным органом, формируемым Президентом (Ингушетия); являются исполнительным органом госвласти, подотчетным Президенту (Кабарда). Составы республиканских правительств однообразны: министры, председатели госкомитетов, руководители республиканских ведомств, образуемых правительствами.

Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ – это администрация края, области и т. д., а также ее глава. Это могут быть губернатор и возглавляемое им правительство (Ставропольский край), губернатор и возглавляемая им администрация (Иркутская область).

Глава администрации подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по вопросам ведения РФ и совместного ведения; представляет интересы субъекта в Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти; может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств; по вопросам своей компетенции принимает постановления и распоряжения.

Органы исполнительной власти в Москве – Московская городская администрация (мэрия), возглавляемая мэром Москвы. В структуру мэрии входят правительство Москвы (коллегиальный орган), управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы (департаменты), префекты административных округов и т. д. Мэрия имеет двойной статус: это орган госвласти субъекта и орган муниципального самоуправления. Районная управа осуществляет решение вопросов местного значения. Органы исполнительной власти в Санкт-Петербурге: глава исполнительной власти – губернатор, он же возглавляет правительство города.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. Федеральные

Из книги Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе 1. Министерство обороны Российской Федерации и

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 22. Ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1. Генеральный прокурор Российской

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств и

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

3. Предложения по действиям федеральных органов исполнительной власти в обеспечении государственной политики в области защиты авторских и смежных прав На основании требований п. 4 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти Согласно Конституции РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Структура федеральных органов исполнительной

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. Правовое регулирование МСУ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области МСУ Основу правового регулирования МСУ составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус МСУ.Кроме конституционных норм

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Система органов исполнительной власти республики в составе РФ В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ Глава администрации назначается Президентом РФ по представлению главы Правительства РФ.В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты самостоятельно устраивают свои органы исполнительной власти. В

Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

Статья 284. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации 1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области

Из книги автора

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Публикации по теме