Субъекты международного права и международных отношений. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Правопреемство в отношении государственных долгов

Субъекты международного права-это акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Это также лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные правоотношения.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в том числе ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства, а производными (вторичными) международные организации, правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом - уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств - участников такого акта. Таким образом, объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами - учредителями. Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственно-подобные образования типа вольных городов (города Данциг в 1923-1939 г., Триест в 1947-1954 г.), а также государство город Ватикан. По общему правилу, физические лица (индивиды) и внутригосударственные организации (в том числе межнациональные, торговые и промышленные компании, корпорации) не являются субъектами международного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их статус на международной арене.

Г.В. Игнатенко отмечает, что основное свойство субъекта международного права - «юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами». По мнению Я.А. Броунли, «субъектом международного права является образование, способное иметь международные права и обязанности, а также могущее защищать свои права путем заявления международных претензий».

Из выше сказанного можно сделать вывод, что Г.В. Игнатенко, в отличие от Я.А. Броунли, полагает, что субъект международного права в любом случае должен участвовать в процессе правотворчества. Таким образом, по наличию (отсутствия) данного критерия всех субъектов международного права следует разделять на две основные группы: участвующих в правотворчестве (государства, основные международные организации) и не имеющих такой возможности (в том числе индивиды). При этом и те, и другие должны быть способны к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных нормами международного права. Собственно говоря, это свойство является определяющим субъекта права и в общей теории права.

Способность иметь права и нести обязанности является необходимым условием возникновения конкретных субъективных прав. Международная правосубъектность означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность - это способность акторов быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Отраслевая правосубектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии. Специальная правосубъектость - это способность акторов быть участниками лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица.

Некоторые правомочия в международных отношениях предоставлены субъектам Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их ведению.

При этом следует отметить, что государства в лице своих уполномоченных органов также могут быть субъектами международных правоотношений. Кроме того, государства определяют основные правила и условия внешней торговли, условия и порядок участия в ней своих и иностранных субъектов.


Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое может вступать в международные публичные правоотношения. Субъект международного права должен подчиняться непосредственно международному регулированию и обладать международным публичным статусом.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регу­лируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия «субъект международного права» характерны еще ряд признаков , а именно:

1) - это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести

Известная внешняя обособленность;

Персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица;

Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

Участвовать в принятии норм международного права;

2) - это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности акторов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и международные (межгосударственные) организации. Субъекты между­народного права должны иметь юридическую способность самостоя­тельно участвовать в урегулированных международным правом отно­шениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные предс­тавительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с дру­гими субъектами международного права, защищать свою правоспо­собность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. В соответствии с межгосударственными договорами в прошлом устанавли­вался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус неко­торых политико-территориальных образований – государственно-подобных образо­ваний. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоя­тельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

В настоящее время государственно-подобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский ор­ден. Ватикан – это город-государство, резиденция папы римского в особом районе Рима. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). В силу глобального характера католи­ческой религии папскому престолу приходится поддерживать широкие междуна­родные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в то числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, зани­мающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как администра­тивный центр католической церкви.

Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения с рядом госу­дарств, которые его признают субъектом международного права.

Мальтийский орден в Риме является действующим государственно-подобным образованием в современном мире. Это официальное историко-религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823-1828 гг. и с Италией в 1912-1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб- квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом-государством (после Ватикана).

Государственно-подобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число не стабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) государства - с момента образования;

б) нации, борющиеся за независимость - с момента признания;

в) международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;

г) физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособ­ность.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку меж­дународному праву не известна категория недееспособных госу­дарств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обя­занностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в сово­купности международных прав и обязанностей. Однако права и обя­занности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют между­народный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений. Термин «международная правосубъектность» широко используется в различных международных правовых актах - например, в Декларации принципов международного права 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (не суверенные).

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение.

Первичные субъекты международного права не создаются никем в качестве таковых. Их по­явление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это, прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в ка­честве носителей международных прав и обязанностей. В международном праве не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

В отношении всех народов и наций применим принцип свободного само­определения. Однако не каждый народ является субъектом международно-пра­вовых отношений. Большинство народов организовано в национальные госу­дарства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта международного права. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно яв­ляются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командо­вание, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основ­ным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что «все народы и нации могут быть... субъектами международных право­отношений самоопределения». Однако такое утверждение способно обладать не только стабилизирующим, но и дестабилизирующим влиянием на международный правопорядок, что противоречит в своей сути целям и принципам международного права.

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. К производным субъектам международного права также относятся государ­ственно-подобные образования.

Производные субъектымеждународного права создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей.

Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:

§ вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;

§ отсутствие суверенитета и территории;

§ вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;

§ постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;

§ они ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;

§ любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.

Субъект международного права является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; бо­рющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно дей­ствующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые счи­тают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллек­тивного образования; непосредственное участие в создании международно-пра­вовых норм) дает основания «считать то или иное образование полноценным субъектом международного права».

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности. В международных отношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.

Международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды могут обладать отдельными составляющими международной правосубъектности, но субъектами международного права не являются.

Основным субъектом международного права является государство. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права – оно создается, прежде всего, самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства – это главные создатели международного права и гаранты соблюдения его норм. В международно-право­вой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента - суверенную власть, население, определенную терри­торию. Если абстрагироваться от остальных функций и характеристик госу­дарства и сосредоточиться только исключительно на его международной право­субъектности, может получиться следующее определение: «Государство - необ­ходимая организация населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Государство сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международ­ных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами».

Возникает вопрос, почему именно государство ставится на первое место в системе субъектов международного права? Для этого есть ряд существенных причин:

1) государство на сегодняшний день единственный способ политической организации человеческого общества;

2) только государства выступают как в качестве создателя норм международного права, так и в качестве основного механизма претворения этих норм в жизнь на своей территории.

3) основное же качество, отличающее государство от других субъектов, - это обладание суверенитетом.

Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило, государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов международного права - принципа суверенного равенства.

Государства, участвующие в международных отношениях, могут быть простыми, или унитарными, и сложными, состоящими из двух или более государств. В унитарных государствах имеется единая система высших органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), которой полностью подчинены органы власти на местах. В унитарном государстве действует одна конституция на всей его территории, оно имеет единое гражданство, единую систему права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией. Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, большинство стран Африки и Латинской Америки, Таиланд, Япония и ряд других.

К сложным государствам относятся конфедерации и федерации . Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.). Но каждый член конфедерации имеет своего главу государства. Органы конфедерации состоят из представителей входящих в нее государств, а их решения по наиболее важным вопросам требуют обычно ратификации (утверждения) государствами - членами. Члены конфедерации остаются субъектами международного права. Кроме того, субъектом международного права может быть и конфедерация в целом, если при ее создании государства - члены возложили на нее ответственность за осуществление определенных международных дел, заключение договоров и т. п. Примером конфедерации в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария (1815-1848 гг.) и Германия (1815-1866 гг.).

Федерация - это наиболее сложное государственное образование. Федерация - уже не просто союз государств, а союзное государство. То есть федерация является формой государственного устройства, как и унитарное государство. В отличие от конфедерации в федерации федеральная власть непосредственно распространяется и на ее граждан. Акты центральных федеральных властей (законы, постановления правительства и др.) обязательны на территории всей федерации. В то же время члены федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, республики и др.) обладают определенной самостоятельностью. Кроме общесоюзного гражданства здесь иногда имеются гражданство члена федерации, конституция субъекта федерации, которая не может противоречить федеральной, сохраняются свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые существуют наряду с аналогичными органами федерации. Все же самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они были субъектами международного права, поскольку они, как правило, не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную внешнюю политику. Федеративными государствами в настоящее время являются: Россия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Австралия, Германия и др. Во всех этих странах федерация в целом, а не ее члены, является субъектом международного права. Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, ФРГ, Австрия) право их членов заключать международные соглашения по некоторым вопросам может осуществляться только с согласия самой федерации. То же применяется и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности их членов (например, Австралия и Канада). Среди государств как субъектов международного права иногда выделяют государства, имеющие статус постоянного нейтралитета (Австрия, Камбоджа, Мальта, Швейцария). Однако этот статус не затрагивает их суверенитета. Все они являются полноправными суверенными государствами.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждается, что «каждое государс­тво пользуется правами, присущими полному суверенитету». Кроме того, в 1974 г. ГА ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право заключать международные договоры или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

4) право быть членом международных организаций и участво­вать в международных конференциях;

5) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм

К основным обязанностям государств относятся:

1) воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций.

2) разрешать международные споры мирными средствами.

3) не вмешиваться во внутренние дела других государств.

4) сотрудничать с другими государствами в различных облас­тях.

5) уважать право народов на самоопределение.

6) добросовестно выполнять обязательства.

Основные права и обязанности государств определяются основ­ными принципами международного права.

Все государства имеют одинаковые основные права и обязан­ности, являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политичес­кого или иностранного характера.

§ 1. Понятие и виды субъектов международного права

Определение понятия субъекта международного права связано прежде всего с оценкой предмета международно-правового регулирования. В настоящее время существует две концепции понятия субъекта международного права, которые принято именовать традиционной и современной.

Традиционная. Это особая концепция по сравнению с общей теорией права и государства, где субъект - участвующий в отношениях, регулируемых правовыми нормами, носитель прав и обязанностей.

Концепция международно-правового статуса субъекта предполагает в качестве основного свойства субъекта юридическую способность к самостоятельным международным действиям, включая создание международных норм. Отличительные черты таких субъектов - независимость друг от друга.

Данный статус признавался прежде всего за государствами, некоторыми международными организациями, нациями и народами, борющимися за независимость, и государственно-подобными образованиями.

Современная. Распространяет на международное право понимание субъекта в общей теории права. Иначе говоря, субъектом принимается участник отношений, регулируемых международно-правовыми нормами; носитель прав и обязанностей, установленных этими нормами.

В круг субъектов в этом случае включаются юридические и физические лица, хозяйственные объединения и неправительственные организации, а также части (единицы) федеративных государств. Данная теория разделяет субъектов международного права на правосоздающих (к ним относятся «традиционные субъекты») и правоприменяющих, круг последних, разумеется, значительно шире первого.

Определений понятия субъекта международного права в отечественной литературе существует достаточно много.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международную ответственность (Г. И. Тункин).

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии в общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое может вступать или вступает в международные публичные правоотношения (С. В. Черниченко).

Одно из наиболее оптимальных определений было дано Международным Судом ООН при рассмотрении дела о возмещении вреда:

Субъект международного права - это образование, способное иметь права и обязанности и защищать свои права путем заявления международных претензий.



Последнее определение является традиционным, однако все упомянутые в нем показатели зависят от наличия субъекта права. Иными словами - образование, которое обычное право признает способным иметь права и обязанности и которому такая право- и дееспособность предоставлена - является субъектом права. Если же первое условие не реализовано, образование все же может обладать провосубъектностью весьма ограниченного характера, которая зависит от выраженного или молчаливого согласия уже существующих субъектов права и будет иметь значение лишь для тех, кто дал это согласие.

Обычными видами субъекта права в международных отношениях являются государства и организации. Однако реальность международных отношений не может быть сведена к такой простой формуле. «Обычным видам» сопутствуют родственные единицы и различные образования, в том числе несамоуправляющиеся народы, кроме того, физические лица обладают некоторой правосубъектностью.

Таким образом, абсолютная строгость в вопросе о видах допустимых субъектов права не отвечает действительности, ибо признание и молчаливое согласие могут санкционировать существование явно аномального образования, которое все же имеет разветвленные правоотношения в международном сообществе.

Основными характеристиками, присущими международной правосубъектности, являются:

Ø способность заявлять претензии по поводу нарушений международного права;

Ø способность заключать юридически действительные в международном плане договоры и соглашения;

Ø пользование привилегиями и иммунитетами в отношении национальных юрисдикций.

По существу, международная правосубъектность - это одновременное:

a) обладание международными правами и обязанностями;

b) подчиняемость международному праву;

c) способность участвовать в международных правоотношениях.

От объема прав и обязанностей субъекта, в количественном плане, международная правосубъектность не зависит.

Классификация субъектов международного права проводится по различным основаниям.

Первичные субъекты создаются в историческом процессе; возникнув, неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.

Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от желания создателей и, как правило, определяется международным договором.

Следующая классификация основана на практике в большей степени, а потому позволяет выделить интересные особенности среди субъектов международного права вне зависимости от того, обладают ли они самостоятельной правосубъектностью либо нет.

Устоявшиеся субъекты международного права:

1. Государство - наиболее важная категория субъектов международного права, главная политическая организация общества. В международных отношениях, где нет верховной власти, диктующей правила поведения для государств - они сами и главные создатели, и гаранты соблюдения норм международного права.

Государственный суверенитет - это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не было никогда, так как все государства взаимосвязаны и взаимозависимы, но к концу ХХ в. он все более ограничивается нормами международного права (экономический суверенитет не означает изолированности от других государств, а только дает возможность определять экономическую политику в стране).

Как носители суверенитета все государства юридически равны, независимо от политической, экономической и военной мощи, а потому каждое государство обладает в международном отношении одинаковой степенью самостоятельности и независимости.

Ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств, подписанной в Монтевидео 26 декабря 1933 г. предусматривала, что государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:

1) постоянное население - применяется в связи с критерием территории и подразумевает наличие стабильного сообщества;

2) определенная территория - важен контроль над определенной пространственной сферой и наличие политического сообщества, а не точнейшее установление границ (например, Израиль был принят в ООН несмотря на разногласия в вопросах о границах);

3) правительство - самое краткое определение государства в целях данного признака, это стабильное политическое сообщество, поддерживающее правовой порядок и расположенное на определенной территории. Лучшее доказательство стабильного политического сообщества - это эффективное правительство с централизованной администрацией и законодательными органами (хотя в некоторых случаях правительство необязательно для статуса государства, как, например, в Польше в 1919 г.).

В чьих интересах и для какой правовой цели правительство должно быть «эффективно»? - если государство уже основано, то значительные гражданские беспорядки или нарушение правопорядка в результате иностранного вторжения или стихийных бедствий не рассматриваются как факторы, затрагивающие правосубъектность;

4) способность вступать в отношения с другими государствами, так называемый критерий независимости.

В связи с последним критерием возникает проблема «зависимого» государства, с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью. Иностранный контроль над делами государства может осуществляться с санкции международного права, например, договора о протекторате (то есть территории, обладающей некоторой степенью автономии в силу внутригосударственного права, причем эта автономия защищена международной гарантией); в силу какого-либо соглашения на представительство во внешних сношениях; вследствие правомерной войны в порядке коллективной обороны и санкций, ведущих к оккупации территории агрессора (например, оккупация Германии союзниками в соответствии с Берлинской декларацией от 05.06.1945 г.).

Термин «зависимое»используется для обозначения одной или нескольких следующих ситуаций:

Ø отсутствует статус государства, поскольку данное образование в столь полной мере подчинено другому государству, что находится у него под контролем;

Ø государство пошло на такие уступки другому государству в вопросах юрисдикции и управления, что в известном смысле перестало быть суверенным;

Ø государство в законном порядке передало другому государству широкие права представительства во внешних сношениях (это возможно и без подчинения - так, например, с 1919 г. Швейцария осуществляет дипломатические сношения княжества Лихтенштейн по соглашению);

Ø в дела государства фактически вмешиваются и хотя количественно оно не находится под постоянным контролем «патрона», в качественном отношении - это государство-«клиент»;

Ø субъект особого рода, фигурирующий в международном праве лишь для некоторых целей (протектораты или подопечные территории и проч.);

Ø государство не рассматривается как «независимое» для целей определенного правового документа.

1. Некоторая степень перманентности (постоянства). Время является одним из элементов государственного статуса, однако перманентность не представляет собой необходимый элемент государства как правового порядка, и страна с непродолжительным сроком жизни может оставить после себя ряд вопросов, которые были связаны с его существованием.

2. Готовность соблюдать международное право. Сам тезис подвергается резкой критике, поскольку деликтная и иная ответственность государств - следствие статуса государства и логически неоправданно выдвигать в качестве критерия условие, которое данное образование может удовлетворить лишь в том случае, если оно является государством.

3. Некоторая степень цивилизации (Хайд). «Необходимо, чтобы жители данной территории достигли такой ступени цивилизации, которая делает их способными соблюдать... те правовые принципы, которыми должны руководствоваться члены международного сообщества в своих взаимоотношениях друг с другом». В современном международном праве невозможно рассматривать как res nullius племенное общество, которое отказывается иметь дипломатические отношения с другими государствами (Западное Самоа и др.).

Виды государств как субъектов международного права.

Простые (унитарные): единая система высших органов государственной власти; одна конституция; единое гражданство; единая система права; территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (иногда, административная автономия). Такое государство выступает в международных отношениях как единый субъект.

Сложные: конфедерация - союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда совместных проблем. Члены конфедерации сохраняют свой статус субъектов международного права; им может обладать и сама конфедерация, если государства-члены закрепили соответствующие положения в конфедеративном договоре.

Федерация - члены федеральных союзов могут осуществлять по конституциям некоторых государств определенные правомочия, в том числе заключать международные договоры. Обычно эти полномочия осуществляются от имени всего союза в целом, хотя возможно и от имени члена союза. Однако, если союз первоначально образовался как союз независимых государств, отношения внутри него сохраняют международный элемент и союз может действовать как представитель входящих в него государств. Конституция США разрешает штатам заключать с согласия конгресса соглашения с другими иностранными государствами - на практике не было прецедента. Аналогичная ситуация в РФ, противоположная - в Канаде.

2. Политические образования, с правовой точки зрения, приближающиеся к государствам. Такие образования создавались в порядке политического урегулирования вопросов определенных территорий международными многосторонними и двусторонними договорами. Территории обладают известной автономией, населением, некоторой правосубъектностью в международном плане - в общем, похожи на государства.

Вольный город Данциг (Гданьск) признавался Постоянной Палатой международного правосудия как обладающий международной правосубъектностью, за исключением тех ограничений, которые вытекали из договорных обязательств, предусматривавших особые отношения с Лигой Наций и Польшей. Подобным же статусом обладала Свободная территория Триест, существовавшая по договору между Италией и Югославией до 1954 года.

3. Международные организации. Возможность межгосударственных организаций быть субъектами международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11.04.1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН».

Поскольку международные организации не обладают суверенитетом и территорией, они являются субъектами, значительно отличающимися от государств. Основные характеристики определяют, что международные межправительственные организации:

1) вступают только в те правоотношения, которые определяются их функциями и соответствуют учредительному акту;

2) создаются и действуют на основе международных договоров;

3) заключают международные соглашения по определенному кругу вопросов, оговоренному в соответствии с целями и функциями организации;

4) ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров.

Вопросы прекращения и правопреемства для международных организаций решаются волеизъявлением государств-членов международной организации (в частности, в отличие от государств, вопросы правопреемства возникают лишь если организация-предшественник прекращает свое существование).

Международные организации могут быть и субъектами международного частного права: заключать контракты и договоры займа; приобретать движимое и недвижимое имущество; заключать договоры об аренде и проч.

4. Органы международных организаций. Вспомогательные органы международных организаций создаются на основе учредительного международного договора или на основе осуществления прав, предоставленных таким договором.

Такие органы способны обладать большой степенью независимости и значительными административными, нормоустановительными и судебными правами, не приобретая при этом самостоятельной правосубъектности (например, Европейское агентство по атомной энергии, специализированные учреждения ООН и т. д.).

5. Нации и народы, борющиеся за независимость. Право на самоопределение признается за всеми нациями и народами. Особенностью современного международного права является то, что субъектный состав пополнился такими представителями, как нации и народы, ведущие борьбу за собственную независимость.

Хотя в доктрине термины «народ» и «нация» считаются равнозначными, понятие «народа» в Уставе ООН (ст. 1 - самоопределение народов) более точно, поскольку возможны ситуации с многонациональными территориями.

Говоря о возможности ведения борьбы за независимость, следует иметь ввиду, что для правомерности такой борьбы должны существовать необходимые предпосылки. В частности, к ним можно отнести следующие нарушения норм международного права: прямое колониальное владение; оккупация; незаконный протекторат и т. п., а кроме того, неравноправные договоры; иностранный контроль в какой-либо форме; «кабальные» займы и кредиты и проч.

В ходе борьбы нация или народ могут создавать определенные руководящие органы с единым центром, через которые они осуществляют сношения с остальным миром через свои права и обязанности (практически это вооруженные отряды, не разрозненные, имеющие единое командование, которое чаще всего и выступает как политическое руководство).

Особые виды правосубъектности:

1. Несамоуправляющиеся народы - в соответствии со смыслом гл. XI Устава ООН, народы «несамоуправляющихся территорий» обладают правосубъектностью, хотя и особого вида. Вопрос этот тесно связан с самоопределением.

2. Воюющие и восставшие стороны. На практике воюющие и восставшие стороны в каком-либо государстве могут вступать в правовые отношения и заключать действительные в международном плане соглашения с другими государствами и другими воюющими и восставшими сторонами.

На статус конкретной воюющей стороны могут влиять факторы, связанные с принципом самоопределения и правосубъектностью несамоуправляющихся народов. Воюющая сторона часто представляет собой политическое движение, стремящееся к достижению независимости и к отчуждению.

3. Образования особого рода: Ватикан и религиозный орден

В договоре и конкордате 1929 г. Италия признала «суверенитет Святейшего престола в международной области» и его исключительный суверенитет и юрисдикцию над городом Ватиканом (конкордат - договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране).

Ряд государств признает Святейший престол и поддерживает с ним дипломатические отношения; он является участником многих многосторонних конвенций, в том числе Конвенций о морском праве 1958 г.

С точки зрения функций, территории, административной организации Ватикан приближается к государству. Особенности выражаются в следующем:

Ø не имеет населения, кроме церковных должностных лиц;

Ø единственная цель существования - поддержка Святого престола как религиозного центра.

Правосубъектность Ватикана основывается, во-первых, на схожести с государственной в отношении функций, несмотря на наличие определенных особенностей, включая патримониальный характер суверенитета Святого престола и, во-вторых, на молчаливом согласии и признании со стороны существующих субъектов международного права.

Правосубъектность религиозного ордена , независимо от его территориальной базы в Ватикане, может существовать лишь для тех государств, которые готовы вступать в отношения с такими институтами в международном плане.

Даже в сфере признания и двусторонних отношений правосубъектность таких институтов, как Суверенный орден Иерусалима и Мальты , должна быть ограниченной по причине отсутствия территориальных и демографических признаков государства. В области права войны статус упомянутого ордена – «общество помощи» (ст. 125 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.).

4. Территория с неопределенным статусом. Имеет население и самостоятельную администрацию - образования, существующие на территории с таким статусом, могут считаться обладающими модифицированной правосубъектностью, приближающейся к правосубъектности государства.

Тайвань (Формоза) до марта 1972 г. рассматривалась в международных отношениях как остров с неопределенным статусом. Другие государства поддерживали отношения с властями, признавали паспорта, имели консульство на острове.

Нежелательно, чтобы население подобных территорий рассматривалось с точки зрения права, как не имеющее гражданства.

5. Физические лица. Общей нормы, в соответствии с которой физическое лицо не может быть субъектом международного права и выступать в определенных контекстах как субъект права - не существует.

В то же время относить физические лица к полноправным субъектам международного права - бесполезно, так как это предполагало бы наличие у него таких прав, которых в действительности нет, а кроме того, все равно пришлось бы проводить границу между физическим лицом и иными субъектами международного права. В настоящее время физические лица считаются обладающими определенными полномочиями в международных отношениях.

Достаточно долгое время в международных отношениях велась дискуссия о том, что транснациональные корпорации обладают статусом субъектов международного права. Их экономические ресурсы могут превышать ресурсы небольших государств; они пользуются мощной дипломатической поддержкой; заключают соглашения, в том числе и концессионные с иностранными государствами и правительствами - предполагалось, что эти отношения должны рассматриваться в международно-правовом аспекте.

На практике в 1969 году в споре между США и Перу в отношении американской компании «Интернешнл петролеум компани» Перу национализировало эту компанию, а также аннулировало договор с ней от 13.08.1968 г., по которому Перу отказывалось от всех требований к США о выплате долга и предоставляло ряд льгот компании.

Правительство США заявило, что договор между Перу и компанией является международным и подлежит обязательному исполнению, то есть делало попытки приравнять концессионный договор к международному (первые заключаются государством с иностранными компаниями и регулируются внутренним законодательством). Международный суд ООН отказал США в иске и устранил, таким образом, повод для споров.

§ 2. Признание государств

В международных отношениях наиболее важным аспектом института признания в целом является признание государств, правительств, статуса воюющей и статуса восставшей стороны.

Как это ни странно, но сложность правовых вопросов находит наиболее точное выражение в доктринальном споре между декларативной и конститутивной точками зрения на признание государств и правительств.

Согласно декларативной теории (Фишер Уильямс, Брайерли, Кожевников и др.) правовые последствия признания имеют ограниченный характер, так как признание - это лишь декларация или подтверждение существующего правового и фактического положения, поскольку правосубъектность возникла уже раньше, в силу самого права.

Поэтому на таком, достаточно объективном форуме, как Международный суд ООН, совершенно обоснованно было бы исходить из предпосылки существования государства и в том случае, когда другая сторона в споре или третьи государства его не признавали. Например, решением по делу Tinoco Concessions (1923г.) удовлетворен иск Великобритании, предъявленный на основе концессионных прав, предоставленных правительством Коста-Рики, не получившим признания со стороны некоторых государств. «Когда непризнание правительства другими государствами обусловливается не отсутствием у него фактического суверенитета и полного правительственного контроля, а ссылками на его незаконность или неправомерный характер его появления, такое непризнание, в какой-то степени теряет свою доказательственную силу» (концессия - договор, по которому государство предоставляет иностранному предпринимателю или фирме промышленное предприятие или участок земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства и проч.).

Конститутивная теория (Анцилотти, Оппенгейм, Лаутерпахт и др.) определяет, что политический акт признания - это предварительное условие существования юридических прав; в самой крайней форме это означает, что сама правосубъектность государства зависит от политического решения других государств.

С этим принципиально невозможно согласиться, так как есть ясное положение, согласно которому государства не могут по своему собственному решению устанавливать компетенцию других государств, которая определена международным правом и не зависит от согласия или признания.

Кроме того, сами сторонники конститутивной теории, чувствуя, возможно, необходимость дать разумное объяснение положению непризнанного государства, становятся подчас на точку зрения, приближающуюся к декларативной теории.

Вопрос о признании государства возникает с его появлением на свет как суверена. Признание имеет как политическое, так и юридическое значение - оно облегчает существование нового государства, нормализует международные отношения.

Для государств существует обязанность признавать и применять основные принципы международного права: существует обязанность «признания», хотя бы для определенных целей, но не обязанность прямого, публичного и политического разрешения вопроса или декларации о готовности вступить в дипломатические отношения путем признания. Эта форма признания остается политической и дискреционной (по своему усмотрению).

Признание не обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений, а отсутствие дипломатических отношений не означает само по себе непризнание государства. Признание осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.

Признание правительства. Современное международное право при решении этого вопроса учитывает прежде всего:

Ø фактический контроль новым правительством территории и власти в стране;

Ø степень поддержки правительства населением;

Ø готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства и следовать нормам международного права.

Признание государства и признание правительства могут находиться в тесной связи, но они не обязательно идентичны (хотя признание государств может иметь форму признания правительств).

Непризнание не означает, что государство не обладает признаками государственности; непризнание правительства имеет более «политический» характер, чем непризнание государств, так как нежелание вступать в нормальные отношения более часто выражается в непризнании правительственных органов.

С точки зрения установления добровольных двусторонних отношений непризнанное правительство находится не в лучшем положении, чем непризнанное государство.

Переходным видом в признании самостоятельного государства или вариантом признания правительства является признание органов национально-освободительного движения или признание воюющей или восставшей стороны. Это признание повстанцев на различных ступенях гражданской и освободительной войны. Точных критериев для разграничения воюющих или восставших сторон нет. Юридическое последствие такого признания - распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны (Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.).

На практике очень сложно говорить о единых формах признания или непризнания. Дело в том, что терминология официальных сообщений и деклараций не отличается последовательностью - встречаются и «признание де-юре»; «признание де-факто»; «полное дипломатическое признание»; «формальное признание» и проч.

Наиболее распространены:

признание де-факто (de-facto) - как правило, это выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно и предполагает лишь торговые или консульские контакты;

признание де-юре (de-jure) - полное, окончательное, влекущее установление дипломатических отношений. Оно не может быть взято назад, в отличие от де-факто;

признание ад-хок (ad-hoc) - в буквальном смысле это означает «в данной ситуации», «по конкретному делу». Разовые контакты, в которые государства вступают друг с другом вынужденно, для решения конкретных вопросов.

§ 3. Правопреемство государств

Вопросы правопреемства кодифицированы двумя универсальными конвенциями - Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. Россия не является участницей последней.

Термин «правопреемство государств» в науке международного права используется как для обозначения той фактической ситуации, которая влечет за собой постановку проблемы перехода прав и обязанностей, так и для названия самого перехода прав и обязанностей от одного государства к другому, происходящему при этом.

В науке международного права были попытки дать единое решение проблемы правопреемства - истории известны два противоположных решения этого вопроса.

В течение XVII-XIX вв. господствовала теория универсального правопреемства , сторонники которой утверждали, что государство-преемник наследует и международную личность предшественника. Ее основы были заимствованы из римского наследственного права, которое считало, что «в наследстве воплощена имущественно-правовая личность умершего», и в соответствии с этим устанавливало полный переход к наследнику прав и обязанностей наследодателя. Теория универсального правопреемства была введена в науку Гуго Гроцием и нашла отражение в Конвенции 1978 г.

Не нашла сколько-нибудь широкой поддержки в науке международного права негативная теория, или, как называет ее Г. Вилкинсон - теория дисконтинуитета. Ее автором считается английский юрист А. Кейтс: «Правопреемство является в действительности только субституцией без континуитета. У прав появляется новый хозяин, но их связь с обязанностями, которые раньше существовали, прекращается».

Разновидностью негативной теории считается принцип tabula rasa, в соответствии с которым новое государство начинает свое существование «с чистого листа».

Крупными примерами правопреемств являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ и образование единого государства; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы, Эстонии от СССР; прекращение существования СССР и образование на его основе 12 независимых государств; образование на территории СФРЮ в качестве самостоятельных государств Боснии, Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение Чехии и Словакии. По произведенным в 1993 г. на западе подсчетам за предшествующие полтора года на политическую карту мира было нанесено 21 новое государство.

Межгосударственное правопреемство - это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Момент правопреемства - дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не участвовало, всегда различаются две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.

К наиболее распространенным основаниям возникновения правопреемства, относятся:

1) возникновение нового государства в результате социальной революции;

2) возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы (деколонизации);

3) разделение или отделение частей государства;

4) объединение государств;

5) частичные территориальные изменения в государстве.

В отношении международно-правового регулирования различаются сферы, в которых осуществляется правопреемство. Речь идет о международных договорах, государственной собственности, государственных архивах, государственных долгах, государственной территории, границах государства, членстве в международных организациях и органах.

Действующие нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят характер норм обычного права или определяются соглашением заинтересованных сторон. Конвенции имеют определенное значение, так как формулируют общепринятую практику.

Объекты правопреемства:

1. Государственная собственность. В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-правопреемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что переход собственности осуществляется в принципе без компенсации, если иное не предусмотрено соглашением заинтересованных государств или решением компетентного международного органа. Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, находящиеся на территории государства-предшественника, но принадлежащие третьим государствам, согласно внутреннему праву государства.

Нормы правопреемства различают режим движимого и недвижимого имущества.

При объединении к государству-преемнику переходят все имущество (движимое и недвижимое).

При разделении государства:

Ø недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

Ø недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника переходит к преемникам в справедливых долях;

Ø движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к соответствующему преемнику, оставшаяся - в справедливых долях.

Эти положения не применяются, если иное соглашение не достигнуто между государствами-преемниками.

При отделении части территории государства или ее объединения с другим государством:

Ø недвижимая собственность, находящаяся на отчуждаемой территории переходит к государству- преемнику;

Ø движимая собственность, связанная с деятельностью этой территории переходит к государству-преемнику, иная движимая собственность переходит в справедливых долях.

2. Государственные архивы. Это совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно внутреннему праву и хранились под его контролем в качестве архивов для конкретных целей.

По договоренности между государствами может устанавливаться компенсация за переход архивов. По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно приняло все меры для предотвращения утраты или повреждения архивов.

При объединении государств, к государству-преемнику переходят все архивы государства-предшественника.

При разделении государства, часть архивов, которая должна находится на территории государства-преемника, в целях нормального управления территорией передается новому государству. К нему переходят также архивы, непосредственно касающиеся этой территории.

При отделении государства, части его территории, на которой образуется самостоятельное государство, передается часть архивов государства-предшественника, которая необходима для нормального управления территорией. Передается часть архивов, непосредственно связанная с территорией.

Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его распадом соглашением о правопреемстве от 6 июля 1992 г. Соглашение исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур СССР, и хранящихся за пределами государств-участников соглашения. Они не претендуют на право владения архивами.

3. Государственные долги. Для целей правопреемства это - любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным обязательством. Правопреемство государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов.

Датой перехода долга является дата правопреемства.

При объединении государств к государству-преемнику переходят все долги государства предшественника.

При разделении государства и отсутствии специального соглашения долги переходят в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом.

В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

4. Международные договоры. С точки зрения складывающихся в международном праве норм и международной практики, вопросы правопреемства в отношении договоров разрешаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании, таким образом, одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждого из объединяющихся государств, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство-участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к части территории государства-преемника, в отношении к которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться участники многостороннего договора с ограниченным числом участников, объект и цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении части территории.

Если многосторонний договор не относится к вышеупомянутым категориям, государство-преемник может уведомить всех участников договора, что он применяется в отношении всей его территории, при условии, однако, что такое применение не является несовместимым с целью и объектом этого договора и не изменит коренным образом условий его действия.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином: если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь части территории, он продолжает действовать в отношении того государства, кому принадлежит эта территория.

Если отделившаяся часть одного государства-предшественника становится частью другого государства, то договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении государства-преемника, в силу вступают договоры государства-преемника, если применение не является несовместимым с предметом и целями таких договоров.

Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся к отдельной территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории, однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Для преемника действительны оговорки предшественника, он может сделать собственные оговорки (ст. 15 п. 1а, 2).

В соответствии со ст.19 двусторонний договор считается оставшимся в силе в отношении государства-преемника, если стороны явственно договорились об этом, в силу поведения они должны рассматриваться выразившими такое согласие.

Современное международное право - это нашло отражение и в Конвенции 1978 г. - исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государств в отношении договоров о границах (ст. 11).

Применительно к правопреемству в отношении договоров Венская конвенция 1978 г. исходит из того, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником исключительно по причине того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, явившейся объектом правопреемства. Для оставления в силе в отношении нового независимого государства двустороннего договора необходима явно выраженная договоренность с другим государством - участником договора, или такое его поведение, которое равносильно подобной договоренности.

Венская конвенция предусматривает неприменимость зафиксированных в ней правил правопреемства нового независимого государства, если применение в отношении этого государства какого-либо договора «было бы несовместимо с объектами и целями этого договора или коренным образом изменило бы условие его действия».

Процесс правопреемства после распада СССР.

Российская Федерация получила официальное либо молчаливое признание в качестве государства, которое для международного сообщества восприняло от Союза ССР основные направления и компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных Россией после распада Советского Союза, использовался термин «государство-продолжатель». Данный термин был применен для того, чтобы подчеркнуть в договоре, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР (в качестве примера можно привести Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 года). Однако далеко не все соглашения содержат эту формулу и нельзя сделать вывод о том, что концепция «государства-продолжателя» является нововведением в положения о правопреемстве. Кроме отдельных соглашений, основное значение этой концепции заключалось в применении к членству СССР в Организации Объединенных Наций (этот вопрос был решен 21 декабря 1991 года соглашением государств СНГ о продолжении Российской Федерацией членства СССР в Совете Безопасности ООН и других международных организациях) и в решении судьбы дипломатических и консульских представительств СССР - МИД Российской Федерации 3 января 1992 года обратился к правительствам государств с просьбой считать представительства Советского Союза представительствами России, которая была удовлетворена.

Проблемы государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов Советского Союза решались, в принципе, в соответствии с правилами Конвенций 1978 г. и 1983 г. Самым сложным стал вопрос о правопреемстве собственности Союза ССР вне его территории. Заключенное Соглашение государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом устанавливает, что «каждое из них (государств СНГ) имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом».

Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес определил, что вопрос об участии в международных договорах должен решаться в соответствии с международным правом каждым государством самостоятельно, в зависимости от конкретных деталей. Двусторонние договоры решаются сторонами данных соглашений на взаимной основе.

Определенная специфика была установлена в правопреемстве договоров, ограничивающих вооружение. В частности, можно коснуться Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года - Российская Федерация на сегодняшний день является участником этого договора как государство, обладающее ядерным оружием; остальные бывшие республики присоединились к нему как неядерные государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правопреемство бывших республик Советского Союза проходило в традиционных рамках правопреемства в международном праве, за исключением положения Российской Федерации, которая, с одной стороны, выступает в качестве государства-продолжателя СССР в отношении определенных категорий прав и обязанностей, а с другой стороны, является традиционным государством-преемником.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «субъект международного права»?

2. Что такое международная правосубъектность?

3. Каков круг субъектов международного права?

4. Выделите значимые с точки зрения международного права признаки государства.

5. В чем особенности правосубъектности федеративного государства?

6. Каковы формы и виды международно-правового признания?

7. Охарактеризуйте основные теории признания.

8. В чем сущность межгосударственного правопреемства?

9. Каковы особенности правопреемства основных объектов: договоров, собственности, архивов и долгов?

10. В чем особенности правопреемства в связи с распадом СССР?


См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко. - М., 1978; Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994 и др.

См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. - М., 1999.

См.: Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994.

См.: Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М., 1994.

Дело Reparation for Injuries // International Court of Justice Reports, 1949. - P.179.

Классификация основана на: Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.; I.C.J. Reports – материалы дел, рассмотренных Международным Судом ООН и др.

Конвенция в юридическую силу не вступила, но с теоретической точки зрения интересна в плане определения критериев государственности в международном праве.

Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.

Kelsen Н. Principles of International Law. - L., 1958.

См., например: Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977; Chen. The International Law of Recognition. - P., 1968.

См. подробнее тему «Международно-правовое регулирование прав человека».

Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977. - С. 149.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются: государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования , причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права.

Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.

Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. В структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность нации. В международной организации существуют постоянно действующие органы. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Предыдущая

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • понятие, особенности и виды субъектов международного права;
  • понятие и особенности государств как основных субъектов международного права;
  • особенности международной правосубъектности народов, борющихся за государственную независимость;
  • понятие и особенности международной межправительственной организации как производного субъекта международного права;
  • концепции международной правосубъектности иных участников международных отношений;

уметь

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, касающиеся международной правосубъектности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения но поводу субъектов международного права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях, касающихся прав и обязанностей субъектов международного права в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международной правосубъектности;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международной правосубъектности;
  • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, касающиеся деятельности субъектов международного права;

владеть навыками

  • работы с международно-правовой терминологией по вопросам субъектов международного права;
  • работы с международно-правовыми актами, касающимися вопросов международной правосубъектности;
  • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международноправового статуса конкретных субъектов международного права;
  • анализа правоприменительной практики, в том числе урегулирования спорных вопросов, возникающих в связи с международной правосубъектностью;
  • реализации норм международного права о правах и обязанностях субъектов международного права.

Понятие и виды субъектов международного права

Исторически сложилось так, что в концепциях международного права, доминировавших в период до конца XIX – начала XX в., признавалось, что только государства являются единственными субъектами международного права. Это состояние международно-правовой науки соответствовало реальному положению государств в международной системе, начиная с глубокой древности и вплоть до начала XX в., когда международные отношения были преимущественно сферой межгосударственного взаимодействия. Международное право тогда понималось как система юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Для межгосударственных отношений было характерно признание принципов независимости и суверенитета государств, над которыми не существовало какой- либо внешней политической власти.

Государства – единственные субъекты международного права в те времена выступали не только творцами международно-правовых норм, на них также возлагалась задача применения и осуществления норм международного права. Степень убежденности и уверенности в правильности данной концепции субъекта международного права проявилась даже в период действия первой универсальной международной межправительственной организации – Лиги Наций. Создание и функционирование Лиги Наций не повлияло па устоявшиеся взгляды относительно характера субъектов международного права, что нашло отражение в решении ее судебного органа по делу о судне "Лотос" (Франция против Турции), принятом в 1927 г. Постоянная палата международного правосудия в этом решении утверждала, что международное право регулирует отношения между независимыми государствами. Юридические нормы, которые обязывают государства, создаются путем волеизъявления государств, которое выражается либо в договорах, либо в общепринятых обычаях.

Традиционная концепция о том, что только суверенные государства являются единственными субъектами международного права, сегодня не имеет под собой никаких убедительных оснований, так как она перестала отражать современную международную практику. Современная межгосударственная система наряду с государствами включает и ММПО, играющие в ней все возрастающую роль. Самое существенное значение для изменения структуры межгосударственной системы после Второй мировой войны имело создание ООН, деятельность которой показала несостоятельность прежней концепции в новых исторических условиях. Международный суд ООН в своем заключении от 11.04.1949 по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, использовал прямо противоположный подход по сравнению с позицией Постоянной палаты международного правосудия. Международный суд ООН отметил, что на протяжении всей истории международного права его развитие определялось потребностями международной жизни, а постепенное расширение объема коллективной деятельности государств привело к тому, что в ряде случаев появились примеры действий на международном уровне, совершаемых определенными субъектами, не являвшимися государствами. Кроме того, он указал, что в любой правовой системе субъекты права отнюдь не обязательно должны быть идентичны по своему характеру или по объему своих прав; их правовая природа зависит от потребностей сообщества. Это позволило Международному суду ООН признать, что ООН является субъектом международного права. Позднее международная практика позволила распространить этот вывод на все международные межправительственные организации.

Итак, развитие международного права во второй половине XX в. позволяет утверждать, что под воздействием самых различных факторов изменилась существовавшая в прежние эпохи ситуация. Международное сообщество стало универсальным. Сфера вопросов, регулируемых международно-правовыми нормами, значительно расширилась; вырос объем и масштабы коллективной деятельности государств; на мировой арене появились новые субъекты – международные организации (универсальные и региональные), увеличение количества которых является одним из наиболее характерных фактов современных международных отношений. Все это серьезно повлияло на структуру и функционирование международного права.

Современные государства серьезно отличаются от своих предшественников прошлых эпох, они строят свои отношения с гражданским обществом на иных правовых принципах, изменился и сам характер выполняемых ими функций. Развитие международных отношений и международного права все более ограничивает возможности злоупотреблений государствами своими правами. Концепция верховенства международного права сегодня обязывает их действовать с большим вниманием и предосторожностью. Кроме того, в современных условиях в международных отношениях появились проблемы, которые государства неспособны решать в одиночку своими силами и которые требуют от них осуществления постоянного международного сотрудничества в рамках ММПО. Более того, решение подобных проблем сегодня настоятельно требует участия других субъектов международных отношений – так называемых негосударственных образований (ТНК, МНПО и т.д.), роль которых в международной жизни заметно возрастает.

Нельзя не отметить, что вопросы, которые традиционно не относились к сфере регулирования международного права, как например, обращение государства с его гражданами, сегодня регулируются международно-правовыми нормами, что позволяет предполагать, по меньшей мере, в некотором отношении, что человеческая личность также становится дестинатором международно-правовых норм. Об этом же говорит и становление концепции индивидуальной международной уголовной ответственности, позволяющей международным судебным органам привлекать индивидов к уголовной ответственности на международном уровне.

Усиление данных тенденций в международных отношениях привело к новому пониманию международной правосубъектности, которая сегодня уже не может рассматриваться как исключительная характеристика суверенных государств. Государства сегодня не являются единственными субъектами современного международного права, в отличие от ситуации, которая была в прошлом, так как структуры международного сообщества и международного правопорядка сегодня выглядят более сложными, чем они были в прошлом. Таким образом, наряду с государствами, основными (первоначальными) или первичными субъектами международного права, сегодня появились другие – производные (вторичные) субъекты, созданные суверенными государствами, такие как ММПО. Ко второй категории субъектов международного права относятся другие негосударственные учреждения, которые в конкретных условиях являются дестинаторами международноправовых норм, за которыми международное право признает некоторые нрава и налагает на них определенные обязанности, поэтому они обладают определенным ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международная практика подтверждает этот вывод. Достаточно обратиться, например, к Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., которая признает возможность существования международных соглашений между субъектами международного права, которые не являются государствами или ММПО (ст. 3 Конвенции). Таким образом, дана Конвенция допускает, что могут существовать субъекты международного права, отличные от государств и ММПО.

В отечественной науке международного права существует две точки зрения относительно круга производных (вторичных) субъектов международного права. Представители первой точки зрения считают, что субъектом международного права являются лица, не только способные участвовать в международно-правовых отношениях, но и юридически способные к самостоятельным действиям в международных отношениях (включая способность создавать международно- правовые нормы и способность независимо от кого бы то ни было их осуществлять). Они признают в качестве субъектов государства, ММПО, государственно-подобные образования и нации или народы, борющиеся за свою независимость (Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко, Г. И. Тункин, О. И. Тиунов и др.). Представители второй точки зрения считают, что субъект международного права должен пониматься в том же смысле, как это принято в общей теории права, т.е. как лицо, обладающее возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международным правом. Иными словами, субъект международного нрава – эго носитель международно-правовых прав и обязанностей. При таком подходе количество субъектов международного права значительно расширяется, в их число включаются ТНК, МИПО, индивиды и т.д. (Н. Захарова, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко и др.).

Итак, все существующие субъекты международного права могут быть разделены на две большие группы:

  • 1) основные (первоначальные) или первичные субъекты, к которым, прежде всего, относятся государства. Государства в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от какой-либо внешней воли, поэтому она носит объективный характер. Па основе их взаимодействия возникает международный правопорядок. Некоторые относят к основным субъектам международного права народы, эволюционирующие в направлении обретения собственной государственности (Ю. Е. Карлов, Ю. М. Колосов), объединяя их с государствами в единую группу суверенных субъектов международного права;
  • 2) производные (вторичные) субъекты, которых иногда именуют несуверенными субъектами международного права, правосубъектность которых носит ограниченный и функциональный характер. Это их качество вытекает из того, что они, либо создаются государствами (как ММПО), либо государства тем или иным способом подтверждают или признают их международную правосубъектность (ТНК или МПК, МИПО, индивиды, некоторые относят к ним народы под колониальным господством и национально-освободительные движения). Их правосубъектность носит ограниченный характер, потому что они создаются или признаются первичными субъектами международного права, которые не наделяют их суверенитетом, дающим полноту международных прав и обязанностей, а лишь признают за ними права действовать в ограниченных, определенных сферах международных отношений. Функциональность их правосубъектности определяется тем, что они наделяются ей для достижения определенных целей и осуществления определенных функций, поэтому в своей деятельности они не могут выходить за пределы предоставленных им прав, а должны стремиться к достижению своих целей теми средствами, которые за ними признаны международным правом или которыми они наделены государствами.

Публикации по теме