Выборы консулов и принятие законов. Устройство римской республики. древний рим где был расположен рим? где был расположен рим? Различия в управлении



ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим? Как был основан город Рим? Как был основан город Рим? Чем занимались и где жили римляне? Чем занимались и где жили римляне? На какие группы разделялось римское население? На какие группы разделялось римское население? Как и почему образовалась в Риме республика? Как и почему образовалась в Риме республика?












Выборы консулов Ежегодно в предрассветных сумерках одного из ______ дней на _________ поле широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание ________ Рима. На высоком берегу _______ взвивался ________ флаг знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ________. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам _________ на будущий год. Каждый гражданин получал ________, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена ______ победителей. Консулом мог стать как ________, так и _________ гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей ______ не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. летних Марсовом граждане Тибра красныйликторов консулов табличку двух богатыйбедныйденег



Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми делами в Сенате 2 консула. 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры - руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры При черезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, сроком на 6 месяцев. 2 консула 8 пре́торов 4 эдила 2 цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения



Лекция

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Постепенно в боях патрициев с плебеями к III в. до н.э. сложилось классическое римское государство. Римляне называли его республика (res publica), то есть общее достояние.

Если бы мы спросили какого-нибудь афинянина эпохи Перикла, чем Афины более всего гордятся, он, вероятно, показал бы нам Акрополь с беломраморными храмами статуями, театр Диониса, где игрались пьесы Эсхила и Аристофана, попытался бы рассказать нам о достижениях греческой науки. Иными словами, Афины более всего гордились своей высокой культурой. Если бы мы обратились с аналогичным же вопросом к римлянину III в. до н.э., он, несомненно, сказал бы, что римляне более всего гордятся своим государственным строем и моральными качествами своих граждан. При этом они считали, что это вещи взаимосвязанные. Самый лучший народ в условиях деспотизма постепенно вырождается, становится раболепным, трусливым, лживым. С другой стороны, самый лучший строй, данным развращенному народу, не принесет ничего, кроме коррупции и бандитизма. Строй воспитывает граждан, граждане поддерживают строй.

Греки познакомились с римской республикой в IV-III вв. до н.э. Они все признавали ее заслуживающей похвал и уважения. Однако с точки зрения греческой науки трудно было определить государственный строй Рима. Как мы помним, греческие ученые выделяли три правильные государственные формы: монархию, законную власть одного; аристократию, законную власть немногих, и демократию, власть всего народа при условии, что народ этот чтит свои законы. Но ни одна из этих форм неприемлема была для Рима. В 168 г. до н.э. в Рим приехал Полибий , впоследствии крупнейший историк. Римский строй его очень заинтересовал. Именно в нем он видел причину всех великих побед Рима. Полибий жил в Риме семнадцать лет, бывал в сенате и народном собрании, дружил со многими римскими политиками. И он пришел к неожиданному выводу. По его словам, республика не является ни монархией, ни аристократией, ни демократией, но равномерным смешением монархического, аристократического и демократического элементов . От монархии в Риме власть консулов, от аристократии – сенат, от демократии – народное собрание. Римляне полностью согласились со взглядами Полибия. Впоследствии их развивал великий римский оратор Цицерон. Теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Консулы это высшие должностные лица Рима. Их было двое, и они избирались народом на один год. А через год слагали полномочия и давали народу отчет в своей деятельности. Консулы прежде всего главнокомандующие. Они заведуют всем, что связано с войной. И, если мы вспомним, что Рим воевал всегда, и что в Риме была железная дисциплина, мы поймем, что власть консулов была поистине огромна. В мирное время консул мог собирать сенат и народное собрание. Но, как мы увидим, это могли делать не только консулы. Собирая сенат, консул мог достаточно жестко определить повестку дня. Консулы представляли лицо государства для иностранных держав. Кроме того, консулы могли на одни сутки арестовать римского гражданина. Более чем на сутки римлянина арестовать вообще было нельзя.



Консулы заимствовали даже внешние признаки царского достоинства. По преданию, когда изгнали царей, то все атрибуты власти передали консулам, но дабы Рим опять не стал монархией, решили, что, во-первых, их должно быть двое; во-вторых, они должны властвовать только год. Они носили царское одеяние с пурпурной каймой и сидели в кресле из слоновой кости, как бы на троне. Это кресло называлось курульным . Консулов сопровождала почетная свита из 12 ликторов , которые несли знаки консульского достоинства – фасции , пучки прутьев и секиры. Первоначально, секира означала право жизни и смерти. Потом все изменилось, поэтому в черте города Рима консулы вынимали секиры и склоняли фасции перед народом. Ликторы выполняли приказы консулов. Например, именно ликтор отводил в тюрьму арестованного человека. Таковы полномочия консулов.

Сенат – это высший совет республики. Сенаторов было около трехсот. Состоял сенат из бывших должностных лиц, то есть после того, как они были выбраны, год исполняли свои обязанности, отчитывались перед народом, их зачисляли в сенат. Сенаторов назначали пожизненно. Был только один случай, когда сенатора можно было удалить из сената. Его мы рассмотрим позднее. Таким образом, сенаторы были выбраны народом и проверены на деле. Сенат прежде всего заведовал казной. Это было заимствовано всеми европейскими государствами. Высший совет держит в руках все финансы. Можно вспомнить борьбу короля и парламента в Англии XVII в. Король, например, объявлял войну. Парламент не мог ему этого запретить. Но он мог отказать ему в субсидии. Такую же картину мы видим в Риме. Консул, опираясь на народное собрание, мог начать войну. Но сенат мог не давать ему на эту войну денег (во второй части нашего пособия мы столкнемся с такими случаями).

Вторая прерогатива сената – это дипломатия. Только сенат принимал иноземных послов, и только сенат давал наказы своим послам. Мы помним, что в Афинах послов принимало народное собрание. Не всегда это кончалось для Афин удачей. В комедиях Аристофана представлены ловкие восточные дипломаты, которые водят за нос простодушный афинский народ, суля ему златые горы. В Риме же дипломатия была в руках профессионалов. В Афинах не было и не могло быть дипломатической тайны. В Риме она была. Чаще всего заседания сената были открытыми. Но бывали случаи, когда сенат заседал при закрытых дверях.

Сенатор во время заседания был неприкосновенен. Его нельзя было арестовать. Нельзя было даже прервать его речь – положение, заимствованное английским парламентом.

Полибий говорит, что, если мы посмотрим на полномочия консулов и сената, то увидим, что они огромны. Мы можем спросить себя, что же остается на долю народа и остается ли вообще хоть что-нибудь. И он отвечает, что остается, притом важнейшие вещи.

Первое. Только народ объявляет войну и заключает мир.

Второе. Только народ принимает законы, то есть народное собрание является высшим законодательным органом.

Третье. Народ выбирает всех должностных лиц и слушает их отчет.

Для обсуждения всех вопросов народ собирался на Форуме , площади между двумя холмами Капитолием и Палатином. Поэтому для римлянина «форум» – в переносном смысле общественная жизнь. Отсюда слово форум вошло во все европейские языки. В Афинах народное собрание собиралась приблизительно раз в девять дней. В Риме оно собиралось нерегулярно. Созывать народ могли только некоторые должностные лица. Однако собирался народ очень часто и на народном собрании обсуждались все политические вопросы. Фактически должностное лицо о каждом своем шаге докладывало народу.

Теперь остановимся на полномочиях народа подробнее.

В Афинах закон мог предложить любой гражданин. В Риме – только должностное лицо. Закон впоследствии носил его имя, например, Корнелиев закон, Семпрониев закон и. т. д. Примерно за месяц до голосования текст законопроекта вывешивался на улицах и площадях города. Как мы уже говорили, грамотность была поголовная, поэтому все граждане успевали с ним ознакомиться. Затем магистрат созывал народное собрание, разъяснял отдельные пункты и вообще говорил в пользу закона. Любой человек мог выступить с критикой закона или предложить в нем какие-то изменения. Но хозяином был только автор законопроекта. Он мог ничего не учесть и поставить закон на голосование. Но иногда, чувствуя, что его предложение все равно провалится, он брал его обратно.

Слайд 2

Сегодня на уроке:

  • Познакомимся с устройством Римской республики;
  • Выясним, как осуществлялось управление римским государством;
  • Выясним, какие нововведения в армии способствовали захвату огромных территорий;
  • Слайд 3

    План:

    • Выборы консулов и принятие законов.
    • Сенат и его роль в Риме.
    • Римское войско.
  • Слайд 4

    Выборы консулов.

    Причины борьбы патрициев и плебеев:

    1. ) уравнивание в правах патрициев и плебеев
    2. ) снять долговую кабалу (326 г. до н.э.)
    3. ) получить доступ к общегосударственным землям
  • Слайд 5

    Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле(широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

    Слайд 6

    Функции консулов.

    1. проводили наборы в войско
    2. созывали Народное собрание
    3. предлагали новые законы
    4. могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения
    5. во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске (но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)
  • Слайд 7

    Сенат и его роль в Риме.

  • Слайд 8

    Римское войско.

    1. вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.
    2. построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.
    3. умение строить походные лагеря – крепости
    4. суровая военная дисциплина
  • Слайд 9

    • Поступая на службу в армию, новобранец давал клятву верности.
    • Прежде это было обещание исполнять приказы своих командиров, затем - клятва верности императору.
  • Слайд 10

    Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало маршброски на 30 км. Воины шли в быстром темпе:со скоростью 6,5 и даже 8 км в час.

    Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь

    Слайд 11

    Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами.

    Слайд 12

    Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц были ворота.

    Изгнание Тарквиния и уничтожение царской власти было общим делом всех граждан, и патрициев и плебеев; но выгоды от этой перемены достались исключительно знатным фамилиям, сословию патрициев, которое совершенно обособилось от плебеев и сделало своими привилегиями все почести и политические права. Единственною уступкою, какую получили от патрициев плебеи в первый времена республики, могло быть разве то, что для пополнения сената до цифры трехсот членов патриции приняли в сенат некоторое количество важнейших людей из плебеев; а быть может, что даже и этого не сделали они; быть может, новые сенаторы были выбраны исключительно из патрициев. Эти новые члены сената были названы «сопричисленными» (conscripti) в отличие от прежних, называвшихся «отцами» (patres); потому теперь, обращаясь к сенаторам, ораторы называли их patres et conscripti;впоследствии эта формула получила упрощенный вид: patres conscripti. Вся власть, принадлежавшая царю, перешла к сословию патрициев; но права царя были разделены между несколькими сановниками, избираемыми на короткий срок, потому сановники были гораздо слабее царя.

    Сенат

    Эта перемена возвысила значение сената; он сохранил характер совета, созываемого консулами, как назывались главные два сановника, избираемые на год; но как бессменная корпорация членов, принадлежащих к важнейшим фамилиям и сохраняющих свой сан пожизненно, имел он фактический перевес над сановниками, которые менялись каждый год. Право назначения сенаторов, принадлежавшее прежде царю, было предоставлено консулам; но они могли выбирать людей лишь из определенного круга фамилий, и эти фамилии, называвшиеся «сенаторскими», занимали преобладающее положение в обществе. Сенат был охранителем законного порядка. Народному собранию могли быть предлагаемы только те проекты законов, которые были одобрены сенатом; по одобрении сената они назывались сенатусконсультами. Народные собрания, на решение которых представлялись проекты законов, происходили по центуриям; законным местом для них была площадь, называвшаяся comitium. Все решения центуриатных комиций по принятию ли законов, по выборам ли сановников, получали законную силу только по утверждении их «отцами» (patres). Вопрос о том, кого надобно понимать под названием patres, ученые решают не одинаково. Некоторые (Моммсен, Мадвиг) полагают, что эта «власть отцов» (patrum auctoritas) принадлежала сенату, собранию представителей сословия патрициев; другие (Нибур, Ланге) думают, что право утверждать законы и выборы принадлежало комициям курий, в которых собирались все патриции. Но мнение, что в собраниях курий участвовали только патриции, вовсе без плебеев, не основано ни на каких положительных известиях, потому едва ли можно под названием patres понимать собрание курий. Сенат объявлял войну, заключал мир, заключал другие трактаты с иноземными государствами, имел верховный контроль над администрацией и судопроизводством, заведовал финансами, государственными землями, религиею.

    Консулы

    При содействии советов сената и под надзором его, текущими делами управления и судопроизводством заведовали два сановника, первоначально называвшиеся преторами, а потом консулами; они были избираемы на один год. Они созывали сенат, руководили его совещаниями, приглашали сенаторов подавать голоса; на войне они были военачальниками с неограниченною властью. Они избирались народом, но вступали в отправление своей должности, лишь получив от собрания граждан по куриям утверждение в сане и «власть» (imperium). У царя было 24 ликтора; они были разделены между консулами, так что перед каждым консулом шло 12 ликторов; царь имел пурпурную тогу; консулы имели тогу с пурпурной каймой. Действия одного консула могли быть останавливаемы запрещением другого.

    Диктатор

    Иногда патриции вручали всю царскую власть сановнику, который назывался диктатором («повелителем»); он имел 24 ликторов, фаски которых были с секирами; это означало, что вся исполнительная власть принадлежит ему с правом над жизнью и смертью. Но диктатор назначался только во времена большой опасности для государства и, по устранены её, слагал с себя сан, дававший ему неограниченную власть не только над войском в походе, но и над гражданами в Риме, и подчинявший ему всех сановников. Диктатор был не «обыкновенный», а «чрезвычайный» сановник. Один из консулов, по поручению сената, назначал в ночной тишине и при совершении религиозных обрядов диктатором того человека, который был выбран в этот сан сенатом. Срок власти диктатора не мог превышать шести месяцев. Диктатор назначал себе по собственному выбору помощника, который назывался начальником конницы (magister equitum), и был вполне подчинен диктатору, но был выше всех других сановников. От диктатора не было апелляции к народу. Диктатура была для патрициев средством сдерживать стремление плебеев к равноправности и подавлять волнение граждан. Именами консулов обозначался год. Консулы совершали жертвоприношения и молитвы от лица народа, и от его же имени вопрошали богов при содействии авгуров.

    Квесторы

    Кроме консулов, другими обыкновенными сановниками были квесторы, заведовавшие под надзором сената финансами. Первоначально было два квестора; с расширением государства число их увеличивалось соразмерно возрастанию их занятий. Первоначально они, вероятно, назначались консулами, но потом были избираемы народом. Срок их сана был также годичный. Во времена царей квесторами назывались судьи по делам об убийствах (стран. 64); по-видимому этим уголовным судьям было потом поручено и управление финансами; а впоследствии времени оно стало исключительным их занятием. Когда сан консулов стал доступен и плебеям, патриции отделили, как мы увидим, судебную власть от обязанностей консулов и поручили ее новому сановнику, претору.

    Префекты города и царь священнослужения

    Когда оба консула удалялись из Рима, их наместником в Риме был «префект города (praefectus urbi). Таким образом судебная и военная власть царя была разделена между консулами и квесторами, поставленными под надзор сената, а для исполнения религиозных обязанностей царя была учреждена должность особенного духовного сановника, заведовавшего всеми делами, относившимися к государственной религии, и между прочим охранением огня на очаге государства. Он назывался «царем священнослужения» (rex sacrorum); за ним было оставлено имя царя для того, чтобы сохранился прежний посредник между богами и народом. Но с саном этого царя не мог быть соединяем никакой другой сан, потому он был бессильнейшим из всех римских сановников. Он назначался на всю жизнь, и жил в доме, стоявшем на верхнем конце священного пути.

    Устройство Римской республики

    (Технология – педагогическая мастерская )

    Цель: познакомиться с устройством Римской республики:

    Задачи:

    образовательная:

    1 выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;

    2 рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;

    3 дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;

    4 охарактеризовать боевую подготовку римского войска;

    5 найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;

    развивающая:

    1 на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;

    2 на основе исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;

    3 на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;

    воспитательная:

    1 формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;

    2 формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;

    3 развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

    Оборудование :

    • Учебник (пар. 45, 46)
    • Карта «Древний Рим», атласы
    • Компьютерная презентация

    Индивидуальные карточки

    Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Марсово поле, Форум, туника, тога, кандидата, легион, гастаты, принцепсы, триарии.

    Тип урока: комбинированный

    Тема: «Устройство Римской республики»

    План

    1. Выборы консулов и принятие законов.

    2. Сенат и его роль в Риме.

    3. Римское войско.

    Ход урока:

    1) Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

    А вы знаете, что…

    • Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться?
    • Так вот, цель нашего урока, и последующих – рассмотреть, как прославились римляне в истории. Для этого нам понадобится систематизировать знания.

    2) Проверка д/з:

    а) Исторический зрительный диктант

    Отметить те понятия, с которыми можно провести историческую параллель с Древней Грецией (в скобках указать греческие термины) – взаимопроверка, оценки

    б) Индивидуальная карточка:

    АЛГОРИТМ

    Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Как жили жители древнего Рима?»

    Для этого вспомни:

    1) В честь кого город получил такое название?

    2) Какие занятия существовали у древних римлян?

    3) Какая схема управления у них была?

    Ход урока:

    Из обстоятельного ответа вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

    Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь)

    Борьба патрициев и плебеев.

    Борьба патрициев и плебеев продолжалась свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:

    Равноправие в политической жизни государства

    Долговая кабала

    Пользование общинной землёй

    1. В результате:

    А) плебеи добились отмены долгового рабства и уравнение в правах с патрициями. 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.

    А кто мне напомнит что такое долговое рабство?

    Б) они стали полноправными римскими гражданами.

    Теперь вместе с патрициями плебеи принимали законы, участвовали в работе народного собрания, выбирали консулов.

    Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине.

    Марсово поле – низменность за городской чертой Рима где проходили празднества посвященные богу Марсу.

    В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался Красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит.

    Являлся консул и 12 лекторов:

    – труба звучала;

    – жертвоприношение (жрецы).

    Каждый гражданин получал табличку и писал имя того кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета – звук трубы и 2 консула выбирали

    Как стало называться Римское государство с 509 г. до н.э.? (республика).

    Что представляло собой управление в Риме в III в. до н.э. ?

    Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы с вами проведём следующую работу:

    • Разобьемся на группы
    • Получим задание
    • Будем искать правильный вариант ответа
    • Будем работать с текстом учебника (пар. 44, 45, 46) и карточками

    Группы получают задание.

    1 группа. Определить, какая форма правления сложилась в Риме в 3 веке до н.э. Составить схему, назвать органы правления Рима;

    2 группа. Консулы. Порядок избрания. Полномочия.

    3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.

    4 группа. Народное собрание

    5 группа. Народные трибуны.

    Работа с текстом учебника. Работа в группе (10-12 мин.)

    • Обсуждение работы групп.

    1.группа

    Республика – форма правлении, при которой государством управляют избранные (консулы)

    2 группа . Консулы

    Вопрос: Дайте ребята оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?

    Ответ: в мирное время это разумно. Одна голова хорошо, а две лучше. Но на войне такая смена опасна, так как один консул считает, что от сражения надо отказаться и ждет когда придет его очередь.

    3 группа. Сенат и его роль в Риме.

    Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

    Консулы пожизненно

    Трибуны члены сената

    Ведал:

    1 казна;

    2 план войны;

    3 переговоры с другими государствами;

    4 судьями были сенаторы.

    В Афинах не было подобного органа.

    4 группа . Народные трибуны

    В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

    Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.

    В 326 г. до н.э. народный трибун Петелий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

    5 группа . Народное собрание

    Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир.

    Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.

    Вопросы для обсуждения: Сравним Римское и Афинское государства.

    В чем сходство между государством в Афинах и в Риме?

    (Высшая власть принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители).

    2. В чем различия устройства в Афинах и в Риме?

    Различия в государственном строе Афин и Рима:

    1. Принятие законов.

    2. Оплата должностей.

    3. Снятие с должности.

    4. Роль сената.

    (Записи в тетрадях).

    Таким образом, Афины – демократическая республика, Рим – аристократическая, т.е. власть принадлежала знати.

    Итак, 1. Что добились плебеи в результате борьбы с патрициями? (отмена долгового рабства, стали полноправными гражданами).

    2. Когда было отменено рабство? (в 326 г. до н.э.).

    3. Кто в Риме имел право предлагать закон? (консулы, народные трибуны и должностные лица).

    4. Кто мог стать консулом? (только богатый, т.к. не было оплаты).

    5. Где проходили выборов консулов? (Марсово поле).

    6. Что такое кандида? (белый плащ).

    7. Что такое форум? (главная площадь города).

    4) Закрепление изученного

    Игра «Да - Нет» (Верные и неверные утверждения):

    Я утверждаю, что:

    • Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело» (да)
    • Плебеи могли стать консулами (да)
    • «Вето» по-латински «разрешаю» (нет)
    • В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей (нет)
    • Выбирали 2 консулов (да)
    • Выборы проходили на Марсовом поле (да)
    • Один консул был главнее другого (нет)

    Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.

    5) Рефлексия

    У каждого в печатном виде карточка с фразой: «Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.

    6) Домашнее задание

    • Задача для любознательных
    • Пар. 44(2), 45(3), р/т № 56, 57(1-7), 58
    • По желанию: составить рассказ от имени земледельца, плебея или консула (сенатора) о том, как прошло голосование на выборах или как принимали закон

    Предварительный просмотр:

    Карточка №1. 1 группа.

    Составить схему устройства Рима в III веке до н.э.Назвать должности и дать им определение.

    3 группа Сенат и его роль в Риме. Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

    В него попадали без выборов бывшие

    Консулы пожизненно

    Трибуны члены сената

    Другие должностные лица 300 человек

    Ведал:1 казна;2 план войны;3 переговоры с другими государствами;

    4 судьями были сенаторы.

    НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул – всегда соглашался с сенатом.

    В Афинах не было подобного органа

    2 группа. Кто такие консулы и каков круг их обязанностей

    Должностным лицом в Риме мог стать по закону любой гражданин, как бедный, так и богатый. Но в Риме деньги за службу государству не платили, следовательно, должности могли занимать только богатые люди: консул должен был содержать охрану, писцов, курьеров и так далее. Деньги нужны были и для организации выборов. Консулы были главными должностными лицами, они управляли Римом, созывали народное собрание, предлагали новые законы, производили набор в армию. Оба консула обладали равной властью, каждый мог из них отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел

    Консулом мог стать по закону как богатый, так и бедный. Но в Риме не платили за службу государству (а в Афинах?), поэтому лишь богачи занимали должности. Так, консулу приходилось содержать не только семью, но и охрану, писцов. Для выборов Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Богатые стремились привлечь избирателей.

    Очень часто до выборов рабовладелец говорил бедноте (стр. 272). Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них.

    Став консулами рабовладельцы одевали белоснежный плащ – КАНДИДУ (кандидат – человек стремящийся занять какую-нибудь должность).– совесть чиста.

    Во время войны – 1 консул возглавлял часть войска, отправившегося в поход, 2 консул оставался в Риме. Или оба на войне. Но на войне нужна единоличная власть, поэтому ежедневно менялись. Консул + 12 лекторов.

    В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.

    4 группа. Народные трибуны.В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

    Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.В 326 г.до н.э. народный трибун Петелеий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

    5 группа. Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир. Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.


  • Публикации по теме