Основная форма заключения международного договора. Форма и структура международного договора. Юридическое значение наименования международного договора. Язык международного договора. Международные торговые соглашения

Договоры могут классифицироваться по разным основаниям. В зависимости от числа участников договора делятся на двусторонние и многост оронние.

Двусторонние (в них участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой – несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

- многостронние (универсальные или общие - рассчитаны на участие всех государств (например, Венские конвенции 1969 и 1986 гг.) и договоры с ограниченным числом участников (Римский договор о создании ЕЭС 1957 года).

В современном международном праве растёт роль и удельный вес многосторонних договоров. Они, в свою очередь подразделяются на универсальные (общие) и локальные.

Как определено в заключительном акте Венской конвенции ООН 1969 г. общими многосторонними договорами являются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры должны быть открыты для всеобщего участия. В которых предполагается участие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.)

Локальными (региональными) являются договоры, в которых участвуют ограниченное число государств. Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключения региональных соглашений. Таковыми являются соглашения, заключённые в рамках СНГ и Европейского Союза.

Особо стоят договоры, регулирующие режим определенных видов территории, например, Договор об Антарктике 1959 г, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

По объектам регулирования делятся на:

Политические (о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.);

Экономические (об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.);

Военные (ограничение вооружений и вооруженных сил, поведение в вооруженных конфликтах, размещение войск за границей, поставки военной техники, участие в военных программах);

По специальным вопросам (о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.)

По форме договора:

Письменные и устные.

Договор может заключаться в письменной или устной форме (так называемое «джентельменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.



По времени действия:

Бессрочные и срочные.

По пространству действия:

Региональные и универсальные.

По возможности присоединения:

Открытые (это такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств);

Закрытые (это такие договоры, участие в которых зависит от согласия их участников).

Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих стран предполагают согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. Венская конвенция о праве договора 1969 и др.

Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» 1995 г. предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени правительства РФ, межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. При этом следует иметь в виду, что независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создаёт права и налагает обязанности на Россию в целом.

Структура международного договора:

1. Наименование договора (договор, устав, пакт, хартия, акт, конвенция, статут, соглашение, программа, нотификация).

2. Преамбула (в ней часто формулируется цель договора).

3. Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части.

4. Заключительная часть (в ней излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора и т.д.).

5. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем, описаний и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Язык договора. Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке.

Таким образом, в соответствии с Венскими конвенциями 1969 и 1986 гг. международный договор понимается как регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

Связи с внешним миром крайне важны для любого открытого и цивилизованного государства. Подобные отношения регламентируются рядом специальных документов, среди которых особое место уделяется международному соглашению. Что представляет собой данный юридический источник? Какими особенностями он обладает? В этой статье будет подробно рассказано про понятие, виды, формы и значение источников международного права.

Понятие международного договора

Договор является наиболее популярной формой политического соглашения. Он может приобретать статус международного, если заключается между разными государствами. Юридическая сила договора зависит от того, какую форму имеет принимаемое соглашение: например, это может быть конвенция, пакт, устав, протокол и т. д.

Все международные соглашения имеют четкую цель: это совместное достижение странами определенных результатов по тому или иному вопросу. Объектом договора могут быть любые материальные или нематериальные блага, а также действия или бездействия. Как правило, объект соглашения отражается в наименовании принимаемого документа.

Возможностью заключать договоры обладают все страны. Такая правоспособность была закреплена в 1969 году по Венской конвенции - которая, к слову, также является международным соглашением. Согласно этому документу, любое государство должно стремиться к заключению и достижению определенных целей, направленных на развитие отдельных стран или всего мира в целом.

Существует в рассматриваемой сфере и ряд специальных ограничений. Например, одно государство не может обременить какую-либо страну обязательствами, без ее согласия на это. Все заключаемые в международных соглашениях нормы должны строго соответствовать положениям всемирного права, которое запрещает создавать неудобства или проблемы для кого бы то ни было.

Источник международного права - международный договор

Договор, заключаемый между различными государствами, является базовым источником международного права. Это закреплено юридически - Уставом ООН и Регламентом Суда ООН. Именно договор представляет собой наиболее понятную и конкретную форму согласительного выражения. Заключается он субъектами межгосударственных юридических отношений. В результате принятия международного соглашения устанавливаются особые правила, обладающие преимущественно императивным характером. Они касаются формирования, изменения или ликвидации взаимных обязанностей и полномочий различных субъектов права.

В большинстве случаев нормы, сформированные межгосударственным соглашением, предназначены для многократного применения. Такие договоры именуются универсальными. Они отражают интересы всех стран, а также открыты для внесения изменений. Примером такого соглашения является Устав Организации Объединенных Наций - важнейший источник международного права. Согласно статье 103 этого документа, любое межгосударственное соглашение, противоречащее Уставу ООН, не может обладать полноценной юридической силой.

Все межгосударственные соглашения являются фундаментом для международного права. При этом определить основные особенности данной отрасли не так уж и просто. Это по-настоящему громадная юридическая область, одинаково значимая для всех признанных мировых государств. Чуть подробнее о ней следует рассказать далее.

Международное право

Юридические отношения, в которых присутствует иностранный элемент, объединяются в отрасль международного права. Данная сфера регулируется специальными нормативными актами, которые именуются межгосударственными соглашениями.

Рассматриваемой правовой отрасли присущи некоторые особенности. Во-первых, международная юридическая сфера представляет собой совокупность норм и принципов, обладающих преимущественно императивным характером. Это означает, что выполнение всех правовых установок обеспечивается принудительно. Во-вторых, международное и внутригосударственное (национальное) право обладают схожей структурой. Здесь есть отрасли, институты, нормы и прочие важные элементы. Причем ни одно национальное право не может противоречить международным нормам и принципам.

Международное право делится на публичное, частное и наднациональное. Публичное право представляет собой систему, которая регулирует межгосударственные отношения путем принятия определенных решений мировыми организациями. На сегодняшний день ведущей международной организацией является ООН.

Частное право регулирует внутригосударственное законодательство, усложненное иностранным элементом. Самый распространенный способ применения такого права - это регулирование коллизионных норм (национальных юридических элементов, осложненных иностранным правом).

Наконец, существует наднациональная правовая группа. В некоторых странах власть делегирует часть своих полномочий международным органам. Путем заключения международных соглашений, мировые организации берут на себя обязанность по управлению внутренними делами отдельного государства.

Число субъектов, заключающих соглашение

Специалисты в области юриспруденции разработали множество различных классификаций международных соглашений. Так, договоры могут делиться в зависимости от числа субъектов права.

Первая группа юридических актов именуется односторонней. В данном случае есть всего один субъект, обладающей правом волеизъявления. Именно этот субъект налагает на себя ряд полномочий или обязанностей, за реализацию которых он в полной мере ответственен. К группе односторонних актов относятся:

  • Нотификации. Это задокументированные факты, обладающие определенными правовыми последствиями. Заключают такие соглашения страны, которые возлагают на себя обязательство что-то исполнить (например, вывести или ввести войска, устранить или возместить ущерб и т. д.).
  • Признание. Это документ, представляющий собой факт закрепления государственной воли. По сути, признание является видом соглашения, что переводит фактическое положение в юридическое.
  • Протест. В данном случае одно государство выражает свое несогласие или недовольство по определенному поводу. Похожим документом является отказ - соглашение, согласно которому государство отказывается от определенных прав. Отказ от обязательств не допустим.

Вторая группа видов международных соглашений имеет двусторонний или многосторонний характер. В данном случае два или более государства приходят к соглашению по тому или иному вопросу. Классифицировать такие договоры можно в зависимости от области их действия. Здесь следует выделить универсальные договоры. Их заключают абсолютно все государства, которые являются членами мирового сообщества (например, ООН или НАТО).

Что такое региональные договоры? Как уже ясно из наименования, соглашение происходит между государствами определенного региона (это, например, Европа, постсоветское пространство, Южная Америка и т. д.). Здесь же следует выделить субрегиональные договоры - их участниками являются страны, находящиеся внутри определенного государства (или, например, Еврорегиона).

Группы межгосударственных договоров

Все международные конвенции, соглашения и договоры делятся на несколько групп. По уровню открытости следует выделить закрытые и открытые документы. Закрытые не разглашают число субъектов, заключивших договор. Открытые документы предусматривают возможность присоединения любого государства к формируемому или работающему договору.

Есть также классификация, связанная с субъектом, заключающим договор. Так, субъектами могут выступать страны как единые и неделимые элементы. В данном случае заключаемые соглашения будут именоваться межгосударственными. Также субъектами могут выступать правительства или различные исполнительные ведомства. Например, медицинские организации из разных государств заключили между собой договор, который будет именоваться ведомственным.

По критерию формы международные соглашения, конвенции и договоры делятся на письменные и устные. Последние заключаются крайне редко. Известный пример устного договора - "джентльменское соглашение" представителей морского права, заключенное в 1973 году в Генассамблее ООН.

Наконец, межгосударственные соглашения классифицируются в зависимости от объекта. Целью заключаемых договоров может быть разрешение пограничных, транспортных, образовательных, военных или любых других вопросов.

Форма международного договора

Международное соглашение обладает полной юридической силой лишь в том случае, если оно правильно составлено. Первый важный момент - это язык документа. Долгое время все межгосударственные соглашения составлялись на латыни. Позже официальным языком был французский. Сегодня заключенное соглашение имеет две или более копии - в зависимости от того, между какими странами оно заключается. Если же документ односторонний, то составляется он на английском и соответствующем национальном языках.

Структура договора должна соответствовать положениям Венской конвенции. Необходимыми частями являются преамбула, основная часть и заключение. Каких-то особенных правил в данном случае нет.

Нормы международных соглашений должны отражать цели создания акта, правовые субъекты, вводимые права или обязанности, договорные условия и многое другое. В зависимости от прописанных норм соглашение может иметь следующие формы:

  • Трактат. Это многостороннее соглашение, которое устанавливает взаимоотношения субъектов в области той или иной политической сферы. Трактат регулирует куда более серьезные вопросы, нежели договор. Например, Берлинский трактат 1878 года утверждал независимость ряда европейских государств.
  • Договор. Это самый распространенный вид нормативного акта, заключаемого между государствами. Договор направлен на регулирование вопросов экономики, культуры, политики и т. д.
  • Пакт. Данное соглашение заключается в целях решения конкретного вопроса (пример - пакт о ненападении между странами).
  • Декларация. Чаще всего это односторонний документ, заключаемый по определенному вопросу (например, Декларация о правах человека 1948 года).

Существует также множество других документов, регулирующих вопросы международного характера. Все они обладают различной юридической силой.

Договоры о сотрудничестве

Заключаемые между странами соглашения в большинстве случаев направлены на реализацию сотрудничества. Причем межгосударственное взаимодействие может иметь самые разные цели. Здесь стоит отметить развитие образовательной сферы, культурной, научной, производственной или любой другой. Каких-то особых требований к международным соглашениям о сотрудничестве не существует. Важно лишь правильное оформление документа, перевод на несколько языков, а также ратификация международным сообществом.

О сотрудничестве между разными странами следует рассказать на примере международного таможенного соглашения. Договор такого рода заключается на основании Конвенции по тарифам и торговле 1947 года. Основными целями таможенного сотрудничества является обмен информацией о перемещаемых товарах, унификация таможенного законодательства, исследование таможенных систем и многое другое. Реализация данных целей нужна для повышения уровня жизни в соответствующих государствах.

Международные торговые соглашения

Межгосударственные торговые отношения регламентируются в настоящее время по "типовым" договорам. Такие документы составляются профессиональной командой специалистов. Причем составители могут относиться к неправительственной или международной группе.

Вне зависимости от того, к какой организации причисляют себя субъекты международного права, составляемые торговые договоры должны соответствовать положениям международной торговой палаты (ICC). Это крупное многоотраслевое объединение, одной из целей которого является составление и ратификация межгосударственных соглашений.

Важнейшей отраслью ICC является Центр международной торговли (ЦМТ). Это агентство, контролируемое ООН, направленное на развитие экономических отношений в мире. ЦМТ разрабатывает стандарты договоров, которых должны придерживаться все торговые организации. Один из самых распространенных договоров ICC - международное экономическое соглашение купли-продажи. Этот документ регламентирует совершение сделок в сфере промышленного производства. Однако здесь исключены сделки об импорте и экспорте сырья, а также договоренности о продажах долгосрочного типа.

Международные коммерческие соглашения ICC могут иметь самую разную направленность. Стоит выделить строительные договоры, а также франчайзинговые, дистрибьюторские, транспортные и многие другие. К слову, транспортные договоры занимают сегодня особое место. Межгосударственные перевозки осуществляются постоянно, а потому их необходимо строго регламентировать. Большую роль сегодня играет соглашение о международных перевозках груза. Договор классифицирует виды перевозимых вещей, устанавливает нормы составления накладной, закрепляет права и ответственность транспортеров. Отдельным договором регламентируется перевозка опасных грузов. Такое соглашение было заключено в Женеве в 1957 году.

Заключение международного договора

Формирование и заключение межгосударственных соглашений включают в себя несколько стадий. Первым этапом является выдвижение договорной инициативы. Инициатором может быть как одно государство, так и целая группа стран. Если инициатива одобряется, то начинается подготовка текста документа. Это долгий и тщательный процесс, требующий постоянного согласования с международными инстанциями. Стоит помнить, что ни одно международное соглашение не должно противоречить Уставу ООН. Это такой же верховный документ, как, например, Конституция в России.

Сформированный текст договора должен быть одобрен и переведен на соответствующие языки. Далее договор подписывается субъектами права. Особую роль здесь играет процесс парафирования - предварительного одобрения и согласования документа. Это частая практика в международном праве. Уполномоченные субъекты ставят не подпись и печать, а лишь параф - небольшой росчерк. Тем самым документ считается одобренным составителями, но не проверенным представителями международных правовых структур.

По итогу документ согласовывается одним из нескольких путей: подписанием, ратификацией, одобрением, подтверждением, присоединением (к другому документу) либо утверждением.

Выполнение международного договора

Межгосударственный договор вступает в силу в тот момент, когда его ратифицируют путем подписания. После ратификации документ передается депозитарию на хранение. Любой договор может быть срочным и бессрочным. Срочное соглашение действует определенное количество времени. Бессрочный документ заключается для постоянного действия.

Все принимаемые международные договоры публикуются в официальных правительственных СМИ различных государств. За выполнением норм соглашения следит соответствующая международная организация. Это может быть ООН, Международная организация здравоохранения, научные комитеты и многое другое. Прекращение действия документа наступает лишь в связи с истечением его срока либо путем аннулирования. В последнем случае субъекты права принимают решение о денонсации или ревизии (пересмотре) документа. По итогам этих процедур может быть вынесено решение о прекращении действия договора.

Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

– подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов международного права является заключение международных договоров и соглашений.

Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права , регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным . В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.

Основными источниками права международных договоров являются:

  • Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения международных договоров , их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров:

Объектом международного договора являются, как правило, отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ , действий и воздержания от действий.

Классификация и виды международных договоров .

1. По количеству участников:

  • двусторонние;
  • многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

  • общие многосторонние договоры;
  • договоры, имеющие глобальное значение;
  • специальные договоры.

3. По территориальному влиянию:

  • универсальные;
  • региональные;
  • локальные.

4. По доступности участия в международном договоре:

  • открытые;
  • закрытые.

Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

Наименования международных договоров в зависимости от содержания.

Пакт военно-политический договор. Соглашение межправительственный договор по экономическим вопросам. Конвенция договор по техническим (процессуальным) вопросам. Картель договор о выдаче преступников и о военнопленных. Конкордат договор, заключенный с Ватиканом.

Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти , с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

  • освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;
  • не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками.

Под формой международного договора понимаются средства и способы, с помощью которых воля субъектов, участвующих в заключении договора, оформляется в соглашение между ними.

В международном праве отсутствуют нормы, фиксирующие определенную форму международного договора. Она зависит от усмотрения сторон, заключающих договор. Абсолютное большинство договоров оформляется в письменной форме. Однако имеются и устные соглашения. Так, в Конвенции 1969 г. указывается, что ее неприменимость по отношению к международным соглашениям «не в письменной форме не затрагивает юридической силы таких соглашений» (ст. 3). Устные международные договоры могут получать подтверждение в Коммюнике глав государств, которые не рассматриваются как самостоятельные договоры, но могут служить доказательством устной договоренности государств по какому:либо вопросу.

Основными элементами формы международного договора являются язык, структура и наименование договора. Наиболее значимым элементом договора является язык договора, с помощью которого стороны выражают свою позицию относительно содержания договора. В международном праве нет нормы, устанавливающей обязательность какого-либо языка при заключении договора.

В международной практике в целях гарантии равенства субъектов двусторонние договоры пишутся в двух экземплярах, на языках каждой из сторон договора. Причем оба текста договора аутентичны, то есть имеют равную юридическую силу, что закрепляется в самом договоре. Так, в Договоре между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о взаимном регулировании вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств, 1998 г. имеется такая формулировка: «Совершено в г. Праге... в двух экземплярах, каждый на русском и чешском языках». Причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу (ст. 6).

Если язык сторон международного договора малоизвестен в международных отношениях либо в практике сотрудничества сторон, они составляют текст на третьем языке, который является преимущественным в случае расхождений в текстах на языках участников договора. Так, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г. закреплено: «Совершено в г. Душанбе... в двух экземплярах, каждый на белорусском, таджикском и русском языках... все тексты являются аутентичными. В случае любого расхождения в толковании преимущество имеет текст на русском языке» (ст. 19).

Следует отметить, что в некоторых двусторонних договорах текст, составленный на языке только одного участника, считается имеющим юридическую силу. Это возможно в исключительных случаях как санкция против государства, нарушившего нормы международного права. Примером могут служить мирные договоры 1947 г., заключенные Англией, Францией, СССР с государствами, выступавшими на стороне фашистской Германии во Второй мировой войне (Италия, Венгрия, Финляндия, Болгария). Только тексты этих договоров на языках стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, считались аутентичными.

Если многосторонний договор заключен в рамках международной организации, текст договора публикуется на рабочих языках международной организации. Так, договоры, заключенные в рамках ООН, публикуются на шести рабочих языках ООН: английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.); в Совете Европы - на двух рабочих языках: английском и французском (Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.). Что касается иных многосторонних договоров, то они публикуются на тех языках, о которых договорились стороны.

К важным элементам международного договора относится структура договора. Обычно в договоре выделяется:

Преамбула, где излагаются причины и цели, которые ставят перед собой стороны договора,

Основная (общая) часть, включающая содержание договора;

Заключительная часть, где закрепляются срок действия договора, порядок его вступления в силу, возможность присоединения, заявления оговорок, поправок к договору, процедура денонсации договора.

Сложный по структуре договор отличается не только мно- гостатейностью, но и включает главы, разделы (части), имеет приложения. Подобная структура характерна для универсальных кодифицирующих договоров либо уставов международных организаций. Так, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. состоит из 6 частей и имеет приложение. Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. включает 12 частей и 128 статей. Особой структурной сложностью отличается Конвенция по морскому праву 1982 г., которая состоит из 16 частей, каждая часть включает разделы и подразделы и 320 статей. Кроме того, данная Конвенция имеет 9 приложений.

Наряду с традиционной структурой международных договоров имеется ряд двусторонних соглашений с упрощенной структурой, заключенных нетипичным способом путем обмена письмами (нотами) либо принятием параллельных резолюций одинакового содержания (используется в практике международных организаций). Показательно в этом плане Соглашение об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия, заключенные путем обмена нотами. Министерство иностранных дел Республики Беларусь в своей ноте от 1 ноября 1994 г., предложило Министерству иностранных дел Союзной Республики Югославия от имени Правительства Республики Беларусь установить дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия и считать дату ответной ноты Союзной Республики Югославия датой установления дипломатических отношений. Министерство иностранных дел Союзной Республики Югославия в своей ответной ноте подтвердило свое согласие на установление дипломатических отношений Союзной Республики Югославия с Республикой Беларусь путем обмена нотами.

В международном праве нет единого наименования международного договора. Термин «договор» используется как общее родовое понятие, так и для названия конкретного соглашения (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.).Применяются другие термины: соглашение (Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования 2001 г.), пакт (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), хартия (Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.), статут (Римский статут международного уголовного суда 1998 г.), конвенция (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.), протокол (Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г.), меморандум (Меморандум о поддержании международного мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств 1995 г.), конкордат (так называются соглашения, заключаемые Ватиканом с государствами).

Следует отметить, что не существует каких-либо критериев, определяющих выбор сторонами того или иного термина для наименования соглашения. По мнению Международного Суда ООН, «применяемый термин не является определяющим элементом характера соглашения или международного обязательства».

Публикации по теме