Понятие кодификации международного права. Кодификации международного права Основные кодификационные акты отраслей международного права

международное право

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

  • 1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
  • 2) изменением или пересмотром устаревших норм;
  • 3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
  • 4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

В качестве примера рассмотрим кодификацию норм международного права на примере дипломатического и космического права.

В отношении источников дипломатического права необходимо отметить, что дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 гг.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Первым документом ООН, содержавшим адресованные государствам рекомендации, касающиеся деятельности в космосе, явилась резолюция 1721 (XIV), единогласно принятая ГА ООН 20 декабря 1961 г. Признав общую заинтересованность человечества в дальнейшем мирном освоении космоса, в налаживании международного сотрудничества в данной области и в направлении его на благо всего человечества, Генеральная Ассамблея приняла рекомендацию о том, чтобы в своей деятельности по исследованию и использованию космоса государства руководствовались следующими принципами:

  • - международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • - космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению.

Важное значение данных положений заключалось, прежде всего, в том, что они подтвердили основополагающий принцип, согласно которому государства обязаны руководствоваться международным правом во всех своих действиях и во всех средах, включая космическое пространство.

Всего через два года после начала работы Комитета ГА ООН получила его первую международно-правовую "продукцию". В результате напряженных переговоров в Комитете и его Юридическом подкомитете был подготовлен и представлен на одобрение ГА ООН проект декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Декларация, единогласно принятая ГА ООН 13 декабря 1963 г., сыграла важнейшую роль в становлении международного космического права. Жуков Г.П. 40 лет договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела//Юрист-международник. - 2007. - N 3

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом "быстрого правового реагирования" явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений:

  • - о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • - об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • - о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • - о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

Таким образом, под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Конституция Испании 1978г. устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в этой стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В Конституции, однако не упоминается международный обычай, как одна из категорий источников международного права. В то же время в ходе одного из судебных процессов, состоящихся в этот период в Испании, одна из спорящих сторон указала, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Как соотносятся упомянутые положения испанского законодательства с п. 1-в ст. 38 Статута Международного Суда ООН?

Статут Международного Суда ООН Статут Международного Суда ООН //http://un.by/ru/documents/statut/gl2text.html в ст. 38 определяет, что:

  • 1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
    • а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений.

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

  • 1) согласование правила поведения и
  • 2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

Предыдущая

Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series "; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens ). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

21. Кодификация международного права. Деятельность Комиссии международного права ООН

Предмет международного права охватывает широкую группу отношений между государствами и иными субъектами международного права. Отсюда и большое разнообразие международных норм.

Такое разнообразие и разрозненность норм международного права служат причиной большой путаницы при их применении. Поэтому большое значение в настоящее время придается кодификации норм международного права.

Кодификация международного права – это форма систематизации (упорядочения) норм отрасли права, в результате которой на базе разрозненных норм создается единый, логически цельный и выверенный документ, регулирующий определенную сферу международных отношений.

Кодификация международного права проводится правотворческим путем.

Что касается иных видов систематизации международного права, то они носят, как правило, неправовой характер. Систематизация международного права возможна также в виде консолидации, что означает создание не логически цельного единого документа, а подборку международных документов, регулирующих какую-либо сферу международных отношений.

Важность кодификации норм международного права отмечена в Уставе ООН, где говорится, что кодификация норм международного права является одной из важнейших задач сотрудничества между государствами.

В рамках ООН даже создан специальный орган – Комиссия международного права ООН. Комиссия международного права ООН является вспомогательным органом Ассамблеи ООН. Состав и полномочия этой Комиссии определяются Положением о Комиссии, утвержденным Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г. Согласно Положению целью деятельности Комиссии является содействие прогрессивному развитию международного права, в т. ч. путем его кодификации.

Комиссия состоит из 25 членов, являющихся признанными авторитетами в области международного права, которые должны своим присутствием в Комиссии обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и правовых семей. Члены Комиссии избираются из числа лиц, внесенных в список по рекомендации государств – членов ООН Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

Основная деятельность Комиссии сводится к выработке проектов международных договоров.

Благодаря деятельности Комиссии были систематизированы многие нормы международного права, в частности касающиеся морского международного права (в 1958 г.), международного дипломатического права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.), консульского права (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

С другой стороны, международный договор может быть правовым обычаем; это бывает тогда, когда государства не дали согласия на юридическую обязательность договора, конвенции, но молчаливо соблюдают нормы, закрепленные в этих источниках. Например, СССР ратифицировал Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. только в 1986 г., однако он все время соблюдал положения Конвенции. Закон СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» 1978 г. был принят в соответствии с положениями Венской конвенции.

Общие принципы права. О них говорится в п. «с» ст. 38 Статута Международного суда ООН. Международный суд применяет «общие принципы прав, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права до сих пор идет дискуссия, что относится к общим принципам права; это:

  1. принципы естественного права и справедливости, и они представляют особый источник права;
  2. основные принципы международного права.

Более правильная точка зрения, что общие принципы права - это принципы, присущие всем правовым системам мира («правовым семьям »); они как бы отражают совпадающее правосознание народов (наций) и могут применяться в процессе реализации норм международного права . Например, к этим принципам относятся законность , равенство, справедливость, добросовестность. К таким общим принципам относятся и юридические постулаты, или максимы, правила юридической логики и юридической техники , в том числе пришедшие к нам из римского классического права (как правило, они пишутся на латинском языке). Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «никто не может быть судьей в собственном деле»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и др.

Судебные решения и доктрины. Это вспомогательные средства, один из путей для принятия решения судом.

Судебные решения, прежде всего акты международных судов, приближаются к прецедентному праву. Что касается доктрины, то еще в прошлом международное право называли доктринальным правом, или правом ученых (например, это труды Г. Гроция).

Как правило, Международный суд ООН в своих решениях не ссылается на доктрину. Она используется в мнениях судей и выступлениях представителей сторон. Таким образом, по ст. 38 Статута Международного суда ООН судебные решения и доктрина не являются источниками права, они могут быть основой для создания впоследствии норм обычного права и международного договора, если к такому соглашению придут государства.

Следует сказать несколько слов о ч. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН. Суд может решать дело на основе равенства и справедливости (ex aequo et bono). Речь идет о возникших фактах, отношения в связи с которыми не урегулированы нормами международного права или являются спорными. С согласия государств дело может быть передано на рассмотрение Международного суда ООН. Это особые случаи. Я. Броунли пишет: «Это право разрешать дело ex aequo et bono подразумевает достижение компромисса, примирения в порядке дружественного урегулирования».

Приводится такой пример применения принципа справедливости.

В 1969 г. Международный суд ООН вынес решение о континентальном шельфе Северного моря. Суду пришлось прибегнуть к формулированию принципа справедливости в вопросе о делимитации прилежащих зон континентального шельфа. Дело в том, что прибрежные государства, выступающие в качестве сторон в споре по поводу дна Северного моря, не были связаны никакими нормами обычного или договорного права.

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и др.

По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Но вопрос в том, являются ли эти обязательства юридическими и можно ли отнести их к источникам международного права. Например, государство заявляет о постоянном нейтралитете, о неприменении первым ядерного оружия , о признании какого-либо нового образования. Поскольку такие акты встречаются часто, то КМП ООН в 1996 г. предложила Генеральной Ассамблее ООН включить право, касающееся односторонних актов государств, в качестве темы, подходящей для кодификации и прогрессивного развития международного права.

Согласно разрабатываемому проекту конвенции это такие акты, которые представляют собой заявление, выражающее волю и согласие государства, и посредством которого это государство стремится создать обязательства или другие правовые последствия по международному праву. КМП ООН при разработке критериев классификации актов государств использовала три общепризнанные категории: акты, посредством которых государство принимает на себя обязательства (обещание и признание); акты, посредством которых государство отказывается от какого-либо права (отказ); акты, посредством которых государство подтверждает какое-либо право или притязание (протест).

Односторонние акты государств обсуждались в Международном суде ООН.

Такие конференции созываются специально для обсуждения и принятия источника международного права в письменной форме.

Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Такие документы в отличие от источников международного права (договоры , конвенции) не регистрируются в ООН и не ратифицируются, они лишь подписываются участниками конференции (совещания).

Особо стоит вопрос о природе Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Некоторые юристы считают, что Заключительный акт СБСЕ является источником международного права, содержит в себе принципы международного права и государства были наделены правами по осуществлению контроля за соблюдением принятых политических и правовых обязательств . В отличие от других международных договоров Акт не подлежит ратификации.

Что касается актов международных организаций, то их природа также неоднозначна. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Существуют разные подходы; например, если за резолюцию проголосовали все государства или 2/3 государств, то она - источник международного права. Более правильная позиция состоит в том, что резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН. К ним, например, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Эти акты имеют общепризнанную обязательную силу. Остальные резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права . Резолюции могут быть нормотворческими, когда они касаются поправок к Уставу ООН. Например, согласно ст. 108 Устава ООН и ст. 69 Статута Международного суда ООН резолюции Генеральной Ассамблеи служат юридической формой принятия поправок к Уставу и к Статуту. Эти поправки ратифицируются государствами - членами ООН. Таких поправок было уже несколько (например, поправки об увеличении числа членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета).

Есть акты, которые регулируют внутреннюю деятельность международных организаций (регламенты, порядок голосования, избрание на должности, взносы в бюджет и т.д.). Эти акты образуют так называемое внутреннее право международных организаций.

Кодификация норм международного права

В процессе нормообразования и создания источников международного права накапливается большой массив норм права . В связи с этим появляется необходимость в кодификации таких норм. Кодификация как один из видов систематизации международно-правовых актов преследует цель обеспечить ясное и четкое изложение действующих норм международного права . Кодификация исключает различное и неодинаковое толкование норм международного права и содействует единообразному и последовательному их применению.

Кодификация - это международная деятельность и правотворческий процесс1, она может быть официальной и неофициальной, общей и частичной. «Сущность кодификации международного права состоит в усовершенствовании действующих международных норм, означающем приведение их в определенную систему на основе единых принципов». За последние годы государства кодифицировали отдельные отрасли международного права путем принятия общего многостороннего договора или кодификационного акта.

Особую роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН , учрежденный на ее второй сессии. Согласно п. 1 «а» ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях прогрессивного развития международного права и его кодификации. Как записано в Положении КМП ООН от 21 ноября 1947 г., «Комиссия состоит из 34 членов, являющихся лицами с признанным авторитетом в области международного права».

Члены КМП избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и выступают в личном качестве. В ст. 15 Положения о КМП под прогрессивным развитием понимаются вопросы, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Под кодификацией международного права понимается более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. КМП занимается подготовкой проектов многосторонних конвенций. С этой целью КМП производит отбор тем для прогрессивного развития и кодификации права. Критерии отбора тем в КМП:

  • тема должна отражать потребности государств;
  • тема должна быть достаточно созревшей с точки зрения практики государств;
  • тема должна быть конкретной и реализуемой.

Кроме того, КМП считает, что необходимо не только ограничиваться нетрадиционными темами, но также рассматривать те темы, которые отражают новые изменения в области международного права и насущные интересы международного сообщества. На 60-й сессии в 2008 г. КМП постановила работать над следующими проектами тем: оговорки к международным договорам ; ответственность международных организаций; защита людей в случае бедствий; общие природные ресурсы; последствия вооруженных конфликтов для международных договоров; высылка иностранцев ; иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции; обязательство выдавать или осуществлять судебное преследование (aut dedere aut iudicare).

Окончательно разработанный проект конвенции КМП представляет Генеральной Ассамблее ООН, которая принимает решение о созыве конференции государств для обсуждения и принятия текста конвенции.

Система международного права

За последние годы в научной литературе и в практике международных организаций появились термин и понятие нормы «твердого права» (англ. hard law) и нормы «мягкого права» (англ. soft law).

Нормы «твердого права» содержатся в международных договорах, в которых четко и ясно устанавливаются права и обязанности сторон.

Нормы «мягкого права» не порождают четких прав и обязанностей, они дают лишь общую установку, например, такие нормы содержатся в политических договорах («добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры») и в резолюциях международных организаций, конференций, в коммюнике, в совместных заявлениях.

В научной и учебной литературе все чаще пишут о нормах международного процессуального права. Многие процессуальные нормы содержатся в международном судопроизводстве , например в Статуте Международного уголовного суда (ч. 5, 6, 8).

Принципы международного права. Принципы международного права являются основой международного правопорядка . Это обобщенные, основополагающие и общепризнанные юридические нормы. Они обладают высшей юридической силой. Обязательства, вытекающие из основных принципов, носят универсальный и всеобщий характер (erga omnes), и все государства должны быть заинтересованы в защите принципов. Состояние международного правопорядка зависит от того, как соблюдаются и признаются принципы государствами. Нарушение одного принципа влечет нарушение всей системы международного права.

Государства постоянно стремятся кодифицировать и конкретизировать принципы международного права. В Уставе ООН закреплены семь принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение споров; невмешательство во внутренние дела; сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное соблюдение обязательств по международному праву. Но Устав ООН называет эти принципы, а конкретное их содержание дано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Пункт 6 ст. 2 Устава закрепил: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Заключительный акт СБСЕ 1975 г. включил еще три принципа международного права: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Поскольку принципы являются основой международного права, то нарушение одного принципа влечет подрыв устоев всей системы международного права и правопорядка. Все государства, независимо от времени их возникновения, членства или нечленства в ООН, обязаны соблюдать императивы принципов международного права.

Принципы права - комплекс обобщенных норм, составляющих ядро современного международного права и фундамент современного международного правопорядка. Принципы - это требование, несущее в себе должное, и это идеал, определяющий цели, ориентиры через законность , справедливость, добросовестное соблюдение международных обязательств. Как видим, принципы - это правила поведения особого рода и высшего порядка.

Все принципы международного права взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это подчеркнула Декларация о принципах международного права 1970 г.: «При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Качеством принципов международного права является их императивность (jus cogens). Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дает понятие императивной нормы (jus cogens): «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Статья 53 не назвала конкретно нормы jus cogens. КМП ООН в 2001 г. в Комментарии к Проектам статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния привела в качестве примера следующие нормы jus cogens: запрещение агрессии, рабства и работорговли, геноцида, расовой дискриминации и апартеида, пыток; основные нормы международного гуманитарного права, применимые в вооруженном конфликте ; право на самоопределение.

Помимо общих, основных принципов в международном праве существуют межотраслевые принципы (договоры должны соблюдаться, ответственность и др.) и отраслевые принципы (свобода судоходства в морском праве, исследование и использование космического пространства в мирных целях в космическом праве и т.д.).

Во многих международных документах, правовых актах и в национальном законодательстве государств часто ссылаются на принципы международного права.

Развитие системы международного права идет в соответствии с требованиями практики международно-правового регулирования. Диверсификация международных отношений и становление международного порядка оказывают непосредственное воздействие на систему международного права. Система международного права стабильна, динамична и постоянно развивается. Естественно, в этой системе возникают противоречия, но все же она остается единой и целостной.

В связи с развитием системы международного права, появлением в ней новых отраслей и институтов на универсальном и региональном уровне в последнее время стали обсуждать проблему фрагментации (разрыв частей) международного права. Речь идет о том, что в отраслях международного права, в практике международных судебных учреждений возникли такие нормы и решения, которые противоречат нормам других отраслей международного права или не совпадают с прежними решениями международных судебных учреждений (например, нормы о правах человека). И следовательно, фрагментация угрожает системе международного права. На эту проблему обратила внимание КМП ООН; Г. Хафнер, член Комиссии, посвятил ей специальный доклад. Он выделил следующие причины, способствующие усилению фрагментации системы международного права: отсутствие централизованных институтов, которые обеспечивали бы однородность и соответствие правовых норм; параллельное регулирование на универсальном или региональном уровне одного и того же вопроса; конкуренция норм. По мнению Р.А. Колодкина, члена КМП ООН, фрагментации системы международного права не существует, а ее угрозы тем более.

По каким бы путям ни шли международно-правовое регулирование и создаваемые нормы международного права, главное, чтобы это регулирование соответствовало принципам международного права, нормам jus cogens как верным «стражам» системы международного права. Да и сама кодификация международного права доказывает, что система развивается и устраняются причины для ее фрагментации.

Публикации по теме