Гарантии права на жизнь в российской федерации. Право на жизнь и его конституционные гарантии. Конституционные гарантии права на жизнь


В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения. *


* Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996. С. 159.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Законодательство Российской Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище для выполнения следственных действий: выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175, 178-179 УПК РФ) или на основании судебного решения. При этом под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль - это процесс внутренней психической деятельности человека, связанный с определением им своего отношения к явлениям внешнего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении.

Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.

Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения...» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации - национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» * (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.


* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» * институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.


* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939: СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2144: СЗ РФ. 1997. № 8. Ст. 952.

Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.


Смотрите также:

Неотъемлемое, неотчуждаемое, охраняемое законом право, содержащее обращенное ко всем безусловное требование о недопустимости произвольного лишения жизни. Право на жизнь - это абсолютное, естественное и неотчуждаемое право человека. Впервые оно было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 28 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), - «никто не может быть произвольно лишен жизни», из чего вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, террористическими акциями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности; общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, борьба с наркоманией, предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

С расширением гарантий права на жизнь связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (п. 2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом, с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела при участии присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом N 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен». Из Протокола (ст. 2) следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях ее приближения. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Соответствующим указом Президента РФ мораторий объявлен.

  • 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в рф.
  • 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
  • Глава V. Гражданство детей при изменении
  • 8. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации в Российской Федерации.
  • 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.
  • 10. Конституционноправовая ответственность.
  • 11. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
  • 12. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты.
  • 14. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.
  • 15. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
  • 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
  • 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
  • 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
  • Глава 11. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума. Вступление в силу решения, принятого на референдуме
  • 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
  • 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
  • Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
  • 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации.
  • 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
  • 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
  • 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции
  • 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
  • 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
  • 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
  • 30. Понятие и принципы гражданства рф.
  • 31. Понятие и сущность конституции.
  • 32. Понятие и юридическая природа основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
  • 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
  • 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
  • 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
  • 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
  • 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
  • 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
  • 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений.
  • 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
  • 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  • 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации.
  • 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
  • 45. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.
  • 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
  • 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
  • 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
  • 49. Прекращение гражданства Российской Федерации.
  • 50. Принципы правового статуса человека и гражданина в рф.
  • 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
  • 52. Российская Федерация - светское государство.
  • 53. Российская Федерация - социальное государство.
  • 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
  • 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
  • 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
  • 58. Структура Конституции Российской Федерации.
  • 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
  • 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
  • 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
  • 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
  • 65. Этапы развития Конституции Российской Федерации.
  • 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
  • 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.

    ПРАВО НА ЖИЗНЬ - основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества - человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения. П. на ж. - это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека. Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2), П.на ж. не включает запрещения смертной казни. Указывается лишь, что наказание в виде смертной казни может быть вынесено только на основании закона. Кроме того, Конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает три исключения - случаи лишения жизни человека, которые не рассматриваются как умышленное лишение жизни и как нарушение данной статьи Конвенции, поскольку являются результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: а) для защиты любого лица от незаконного насилия; б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

    Впервые П. на ж. было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), заключается в формуле: "никто не может быть произвольно лишен жизни". Из этой формулы вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Это прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия террористическими организациями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности. Важное значение имеют общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, организация службы скорой помощи, борьба с наркоманией, предупреждение детской смертности, охрана труда, профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение П. на ж. напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

    С расширением гарантий П. на ж. связаны конкретизирующие нормы Конституции РФ, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ), она может применяться на основании федерального закона лишь в качестве исключительной меры только за особо тяжкие преступления против жизни и предполагает предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Наказание в виде смертной казни предусмотрено пятью статьями Уголовного кодекса РФ: за убийство (ст. 105); за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); за геноцид (ст. 357).

    Вступление России в Совет Европы выдвинуло на повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статья 1 указанного Протокола устанавливает: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". Из ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо при неизбежной угрозе войны. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение 3 лет с момента вступления. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. На реализацию данного обязательства направлен Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В соответствии с изменениями, внесенными в январе 1998 г. в ст. 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Президент РФ может помиловать всех без исключения осужденных к смерти, даже если они и не обращаются с просьбой о помиловании. Это означает, что законодательные нормы, связанные с применением смертной казни, перестают действовать. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. содержит прямое указание о том, что применение смертной казни как вида уголовного наказания возможно только судом присяжных заседателей. Поскольку такие суды созданы лишь в отдельных субъектах РФ, то применение смертной казни и юридически, и фактически невозможно.

    Введение

    ГЛАВА I. Общая характеристика права на жизнь и его конституционное закрепление

    1. Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации 15

    2. Право на жизнь и его место в системе основных прав человека и гражданина 39

    3. Ограничения права на жизнь в Российской Федерации и их конституционное закрепление 56

    ГЛАВА 2. Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации

    1. Гарантии права на жизнь в Российской Федерации 77

    2. Субъекты обеспечения права на жизнь 115

    3. Роль органов внутренних дел в обеспечении права на жизнь 144

    Заключение 187

    Список использованной литературы 197

    Приложения 222

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования. Право на жизнь - первейшее право человека, зафиксированное в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право провозглашено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. Так, «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»1. Ключевым в данном понятии является жизнь. Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо. Данное положение находит выражение во многих философских доктринах, социально-политических учениях и религиозных концепциях.

    В современных условиях под влиянием катаклизмов, войн, природных и техногенных катастроф, болезней, заказных убийств, террористических акций и иных преступлений ценностные атрибуты жизни и смерти утрачивают свою значимость. Многие этические нормы предаются забвению. Поэтому проблемы обеспечения права на жизнь сегодня особенно актуальны и злободневны, находятся в центре внимания мирового сообщества, российских ученых, общественности.

    Впервые право на жизнь в нашем государстве было закреплено в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом СССР 22 ноября 1991 г." и затем провозглашено в ст. 20 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

    Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, -процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.

    Расширение сферы конституционного регулирования способствовало максимально полному и последовательному закреплению в рамках Конституции Российской Федерации права на жизнь, отвечающего всем существующим международным стандартам, несмотря на все положительные стороны реформ, необходимо признать, что сегодня Российское государство не может полностью справиться с выполнением своей главной конституционной обязанности - обеспечение права на жизнь.

    Несмотря на конституционную формулировку: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни - оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства против пыток в России; обеспечение экологической безопасности; низкая эффективность расследования преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека; надлежащая защита жертв террористических актов; нарастающие проблемы биоэтики.

    Указанные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования, его направленность и содержание.

    Степень научной разработанности исследования. При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.

    Научным исследованием правового регулирования жизни человека занимались дореволюционные ученые-юристы А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, изучавшие преступления против жизни человека, а также характеризовавшие признаки и условия, по которым определялись жизнь и границы жизни, наказуемость и ненаказуемость вмешательства в жизнь человека. Русские ученые-государствоведы, изучая право человека на жизнь, связывали его с правом на достойное человеческое существование (П.И. Новгородцев, В.И. Божко, И.А. Покровский).

    Советская правовая наука, в целом, отрицательно относилась к естественным правам человека. В то же время, многие юристы этого периода заложили фундамент для всестороннего изучения данного права. К числу видных советских ученых, обращавшихся к изучению права человека на жизнь, можно отнести Н.А. Боброву, СВ. Бородина, Н.В. Витрука, В.Е. Гулиева, В.Н. Горшенева, А.И. Денисова, Н.И. Загородникова, Н.И. Матузова, Р.А. Мюллерсона, Н.С. Малеина, М.Н. Малеину, В.А. Патюлина, Ф.М. Рудинского и других. Вопросы права на жизнь затрагивались в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, А.А. Безуглова, Г.А. Гаджиева, В.Т. Кабышева, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, О.О. Миронова, С.А. Солдатова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина.

    В науке конституционного права некоторые вопросы права на жизнь рассмотрены в трудах М.П. Авдеенковой, В.Н. Бутылина, СИ. Глушковой, П.П. Глушенко, А.В. Дерипаско, ЮЛ. Дмитриева, Ю.А. Казановской, Н.В. Кальченко, В.Я. Кикотя, Л.Ы. Линник, Е.А. Лукашевой, О.И. Тиунова, ТМ. Фомиченко и других авторов.

    Необходимо отметить, что различные стороны организации и деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также вопросы обеспечения права на жизнь в отечественной юридической науке изучались в трудах: В.В. Альхименко, В.И. Анохина, Д.Н. Бахраха, В.В. Барбина, В.М. Безденежных, Л.Ш. Берекашвили, А.В. Борисова, В.Н. Бутылина, В.Н. Бушкевича, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, И.В. Гончарова, Н.Л. Гранат, Р.И. Денисова, М.И. Еропкина, И.Ш. Килясханова, Е.В. Киричка, В.Р. Кисина, Л.М. Колодкина, Ф.Е. Колонтаевского, А.П. Коренева, А.П. Косицына, СИ. Котюргина. В.М. Курицына, В.В. Лазарева, Р.С Мулукаева, А.Я. Малыгина, В.А. Михайлова, А.С. Мордовца, Л.Л. Попова, А.С. Прудникова, Л.М. Розина, И.В. Ростовщикова, В.П. Сальникова, А.В. Серегина, Ю.П. Соловья, Г.А. Туманова, А.Г. Хабибуллина, В.В. Черникова, B.C. Чернявского, В.М. Шамарова, А.П. Шергина, А.А. Юнусова и ряда других специалистов.

    Признавая достигнутое, следует все же сказать, что проблемы обеспечения конституционного права на жизнь и роли органов внутренних дел не были, по существу, предметом всестороннего научного анализа. Отсутствие глубоких исследований отрицательно сказывается как на развитии государственных и прежде всего юридических средств, при помощи которых граждане могут охранять и защищать свое конституционное право на жизнь, так и на концепции всей системы прав человека и гражданина.

    Объектом исследования выступает комплекс теоретических, методологических и практических проблем конституционного закрепления права на жизнь, а также возникающих в процессе деятельности государства и его компетентных органов по обеспечению защиты естественного права каждого человека на жизнь.

    Предметом исследования являются нормативно-правовые акты и другие источники, отражающие юридическое содержание и сущность права на жизнь, его практическое применение и обеспечение органами внутренних дел.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является изучение и анализ юридического содержания и практического обеспечения права на жизнь в Российской Федерации, в том числе органами внутренних дел.

    Постановка указанной цели были предопределила необходимость решения следующих задач:

    Рассмотрение юридических механизмов обеспечения права на жизнь;

    Анализ субъектного состава обеспечения права на жизнь;

    Исследование конституционных положений, ограничивающих право на жизнь в Российской Федерации;

    Обобщение накопленного опыта обеспечения права на жизнь в деятельности органов внутренних дел;

    Определение основных перспектив совершенствования механизма обеспечения права на жизнь в Российской Федерации, в том числе в деятельности органов внутренних дел.

    Методологическая база и методы исследования. Общей методологической основой диссертационного исследования явились современные общенаучные методы, а именно: диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений; исторический метод, позволивший выявить развитие процесса правовой регламентации права на жизнь; системный метод, с помощью которого было определено место России в системе государств мирового сообщества с точки зрения закрепления в законодательстве норм об обеспечении и ограничении права на жизнь; социологически метод, позволивший раскрыть условия, воздействующие на формирование общественного сознания в отношении необходимости закрепления смертной казни в действующем законодательстве.

    Важную роль сыграли и собственно юридические методы, например, формально-юридический, выразившийся в логической разработке терминов и понятий, используемых в качестве основных категорий, и сравнительно-правовой, позволивший проанализировать нормы, регулирующие ограничение права на жизнь в различных странах, а также сопоставить российские нормы и международные стандарты.

    Особенностью методологической основы диссертационного исследования является сочетание сравнительно-правового и комплексного исследования, поскольку предмет диссертационной работы составляют правовые нормы нескольких отраслей права.

    Нормативно-теоретическую основу диссертационного исследования составили: международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Конституции СССР и РСФСР, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, нормативные акты МВД России и другие юридические источники, а также научные труды по общей теории права, конституционному (государственному) праву, уголовному, уголовно-исполнительному, международному праву, криминологии относящиеся к теме диссертационного исследования. Использовались материалы научных и научно-практических конференций, семинаров и круглых столов последних пяти лет по вопросам закрепления и соблюдения прав человека в России, пределам и основаниям их ограничения.

    Эмпирическая база исследования включает в себя:

    Судебную статистику по делам о преступлениях против жизни, рассмотренных судами Российской Федерации;

    Результаты деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений против жизни и другим вопросам обеспечения права на жизнь;

    Контент-анализ периодической печати по проблематике исследования;

    Статистические данные Министерства здравоохранения и Главного статистического управления о демографической ситуации в России за период 1994-2007 г.г.;

    Результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами по данной или близким проблемам;

    Социологические опросы.

    Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается тем, что рассматриваемая проблема - право на жизнь и его обеспечение в Российской Федерации - изучена комплексно с использованием ряда отраслей знаний, в частности, философии, социологии, психологии, медицины, общей теории права. Кроме того, достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается его методологией и методикой, охарактеризованными выше, и репрезентативностью эмпирического материала.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных, монографических исследований проблем, связанных с обеспечением права на жизнь в современном российском государстве в контексте деятельности подразделений и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, и заключается в следующем:

    Определены правовая природа и нормативное содержание конституционного права на жизнь;

    Предложена дефиниция, конституционно-правового института права на жизнь и обоснована его модель;

    Выявлены исторические закономерности в конституционно-правовом закреплении права на жизнь в Российской Федерации;

    Исследовано понятие конституционно-правового механизма обеспечения права на жизнь, его структура, содержание и место правовых средств в нем;

    Определен комплекс конституционно-правовых гарантий обеспечения права на жизнь и разработано определение конституционно-правовых гарантий обеспечения права на жизнь;

    Сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере обеспечения конституционно-правовых гарантий права на жизнь;

    На основе анализа деятельности органов внутренних дел выявлены правовые и организационные формы и методы обеспечения конституционно-правовых гарантий права на жизнь и сформулированы предложения по их совершенствованию.

    Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту, в которых впервые обосновывается или по-новому раскрывается следующее:

    1. В международных документах о правах человека не содержится точной формулировки права на жизнь, несмотря на свое огромное значение данного права для человека, общества, государства и мирового сообщества в целом. Отсутствует понятие права на жизнь и в Конституции Российской Федерации.

    В этой связи предлагается авторская позиция понятия права на жизнь под которым следует понимать неотчуждаемое, кроме случаев специально предусмотренных в законе, получаемое человеком от рождения право, которое реализуется им непосредственно и удовлетворяет высшую ценность, исходящую из природы человека, - саму жизнь, а также ценностей сформировавшихся в процессе социального развития общества.

    2. Для обеспечения всесторонней охраны и защиты права на жизнь человека и гражданина, необходимо закрепить на законодательном уровне основное содержание данного права. В международных документах о правах человека - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - содержание права на жизнь сводится к тому, что оно принадлежит каждому человеку; охраняется законом; его никто не может быть лишен произвольно. Исследование данной проблемы позволяет включить в число элементов содержания права на жизнь - право на достойное человеческое существование и право на свободное распоряжение жизнью.

    3. Право на жизнь - важнейший компонент системы прав и свобод человека и гражданина, конституционное закрепление которого в Российской Федерации базируется на общих принципах системы прав человека и гражданина. Данные принципы не только гарантируют условия для гармоничного развития личности, но и являются связующими факторами, в соответствии с которыми право на жизнь связано с другими элементами системы прав и свобод человека и гражданина, является их первоосновой.

    С точки зрения содержания все права и свободы универсальны. Однако без права на жизнь невозможно представить реализацию других прав и свобод человека и гражданина. Поэтому гарантии права на жизнь в Конституции Российской Федерации, в других нормативных актах должны быть определены более четко, исходя из определения жизни как общечеловеческой ценности, что предопределяет первостепенную значимость данного права в системе всех прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

    4. На основе исследования конституционно-правовьк гарантий права на жизнь, анализа российского законодательства и практики правового регулирования реализации права на жизнь можно сделать вьшод о том, что в законодательстве Российской Федерации закреплены основополагающие гарантии права на жизнь. Однако проблема эффективного обеспечения полноценной реализации права на жизнь коренится в том, что условия эффективной реализации этих гарантий на практике соблюдаются не в полной мере.

    5. Право на жизнь не может быть признано абсолютным, поскольку международно-правовые акты и конституционно-правовое законодательство России указывают на возможность его ограничения в результате применения смертной казни, которая может быть осуществлена только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом и обусловлена ее социальным назначением как меры, направленной на защиту высшей ценности - человеческой жизни.

    Кроме того, международно-правовые акты (Женевская Конвенция 1949 г., Дополнительный протокол №2, Декларация должностных лиц по поддержанию правопорядка) предусматривают правомерное лишение жизни и в иных случаях.

    6. С целью обеспечения более эффективной охраны и зашиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на жизнь Уполномоченного по правам человека Российской Федерации целесообразно наделить следующими полномочиями:

    По осуществлению права возбуждения дисциплинарного и административного дела по фактам нарушения прав человека;

    По внесению поправок в законодательные акты об установлении дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

    7. В государственно-правовом механизме обеспечения права человека и гражданина на жизнь, важное место в числе субъектов, обеспечивающих данное право, занимают органы внутренних дел, поскольку только в Законе «О милиции» перед сотрудниками органов внутренних дел поставлена задача защиты жизни граждан.

    Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения ими права на жизнь, позволяет в целом оценить их позитивно и признать соответствующими требованиям международно-правовых актов. Однако существующий в настоящее время порядок закрепления перечня специальных средств и условий их применения органами внутренних дел на уровне внутриведомственного нормативного акта требует, исходя из конституционных положений, законодательного регулирования.

    Теоретическая и практическая значимость исследования определяется глубиной рассматриваемых вопросов, ориентированностью всей работы на изучение теоретических проблем развития науки конституционного права и состоит в научном обосновании современного подхода к решению актуальной правовой проблемы - надлежащего обеспечения права человека на жизнь в современном российском обществе. Содержащиеся в диссертации положения могут быть использованы в процессе совершенствования правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов по конституционному праву, а также при проведении семинарских занятий.

    Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы работы отражены в статьях диссертанта, изложены в сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах, в частности: на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение конституционного статуса личности при реализации административного и оперативно-розыскного законодательства» (11 июня 2008 г., Липецкий филиал Воронежского института МВД России, г. Липецк), на Рождественских чтениях (январь 2007 г., Академия управления МВД России, г. Москва) и используются при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Конституционное право России» в Липецком филиале Воронежского института МВД России и Орловском юридическом институте МВД России. Отдельные результаты исследования внедрены в практическую деятельность территориальных органов ФСКН России в Дальневосточном федеральном округе и в УВД по Хабаровскому краю.

    Основные идеи, а также теоретические и практические положения, изложенные автором в настоящем диссертационном исследовании, нашли отражение в 5 научных работах общим объемом 1,51 п. л.

    Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации

    В последнее десятилетие в теории и практике государственного строительства в Российской Федерации произошли существенные изменения.

    Вхождение России в мировое сообщество и задача прогрессивных демократических преобразований внутри страны потребовали нового отношения к правам человека, нового осмысления взаимодействия российского государства и личности. В российском обществе постепенно стали формироваться демократическое правосознание и система правоотношений, основанных на идеях уважения человеческого достоинства, признания и защиты основных прав и свобод личности, приоритета общечеловеческих ценностей и идеалов.

    Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими элитами, т.е. субъективными факторами, в сочетании с действующими закономерностями1.

    При этом главная трудность заключалась и заключается в том, чтобы установить такую систему, в которой, с одной стороны, личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал и свободно, без ограничений, пользоваться предоставленными правами и свободами, а с другой - признавались и должным образом почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Такой оптимальный баланс как раз получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека. Именно поэтому прогрессивные страны мирового сообщества рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в качестве универсального идеала, основы развития и процветания, предпосылки устойчивости и стабильности1.

    Являясь общеисторическим и общекультурным завоеванием, права человека на сегодняшний день представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Однако процесс их всеобщего признания нельзя считать завершенным, так как во многих странах еще не сложились соответствующие социально-политические условия, позволяющие реально их обеспечить. Поэтому многие из общепризнанных прав на сегодняшний день носят лишь декларативный характер, что, в свою очередь, позволяет выделять теорию и практику прав человека.

    При этом, как показывают исследования, отсутствие теоретической разработки ряда прав и свобод человека и гражданина, отрицательно влияет на их реализацию.

    В научной литературе не раз указывалось на то, что в международных документах, регламентирующих права человека, подчас не содержится точной формулировки, конкретного определения того или иного права, что позволяет по-разному толковать его содержание3.

    Такая возможность разночтения вызывает немало проблем, которые существенным образом влияют на объем правомочий конкретного лица (как человека, так и гражданина) при реализации данного права и предоставляемых ему гарантий для его защиты.

    Среди всего комплекса разработанных и признанных мировым сообществом прав человека наибольший общественный резонанс вызывают проблемы теории и практики реализации права на жизнь.

    Это право, бесспорно, образует первооснову всех других прав и свобод. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, так как все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека.

    Однако при всем своем огромном значении для жизнедеятельности общества, государства и мирового сообщества в целом, до сих пор и в международно-правовых актах, и во внутреннем российском законодательстве отсутствует единое понимание права на жизнь. А потому при всей безусловности этого права, как естественного и принадлежащего человеку от рождения, ни человек, ни государство не могут обеспечить его полное и гарантированное осуществление. А потому при всей безусловности этого права, как естественного и принадлежащего человеку от рождения, ни человек, ни государство не могут обеспечить его полное и гарантированное осуществление.

    Законодательного закрепления определение этого права не нашло, и, несмотря на внимание к изучению права на жизнь многих ученых-теоретиков, их рассуждения зачастую приводят к диаметрально противоположным выводам. Это ведет к необходимости анализа нормотворчества, различных точек зрения о праве на жизнь и выработке четкой позиции по указанному вопросу.

    Право на жизнь и его место в системе основных прав человека и гражданина

    Принципиально важным является вопрос о месте права на жизнь в системе других конституционных прав и свобод человека и гражданина. В исследованиях по правам человека обосновываются различные подходы относительно системы прав и свобод и их классификации. Система прав человека выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяет основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе прав и свобод человека и гражданина отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.

    Современная система прав человека базируется, прежде всего на документах, принятых под эгидой ООН. Они предполагают рассмотрение прав человека в единстве, выделяя следующие группы прав личные, политические и социально-экономические, либо, по другой классификации, гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. Гражданские и политические права рассматриваются в тесной связи с экономическими, социальными и культурными правами. С момента возникновения, становления и развития формируется система прав, свобод и обязанностей человека в целом. Смысловое разнообразие прав человека проявляется и в их родовидовом разделении в соответствии с определенным критерием. Система прав человека дифференцирована по сферам - личные, политические, экономические, социальные, культурные права, по генезису -правовые и законные, по поколениям (времени возникновения) - первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколение прав, по субъектам-носителям - индивидуальные и коллективные права, по способам реализации - позитивные и негативные, по формам закрепления -естественные и позитивные, по связи с государством - права человека и права гражданина, и другие1.

    Право на жизнь как элемент общей системы прав и свобод человека и гражданина, характеризуется наличием особых правовых черт, которые реализуются во взаимодействии с другими элементами системы.

    1. Право на жизнь относится к первому поколению прав человека, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств.

    2. Право на жизнь является личным правом, взятым в антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия. Оно поддерживает своеобразие человека, ограждает его от незаконного вторжения в частную жизнь, является естественными и неотъемлемыми. Уже по самому своему определению право на жизнь и другие личные права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, внегосударственные, то есть принадлежащие каждому человеку от рождения и по праву рождения. Они увязаны между собой одним стратегическим, стержневым правом - правом каждого человека на жизнь.

    3. Право на жизнь не даровано властью, возникает независимо от нее и без её согласия, и не может быть ею отнято, без соответствующих причин. Правовое демократическое государство обязано признать это право, закрепить его в конституции и оберегать всеми имеющимися средствами. Право на жизнь человека является базой всех прав и свобод в сфере личной безопасности и индивидуальной частной жизни.

    4. Право на жизнь в системе прав и свобод человека и гражданина в России является непосредственно действующим. Это положение закреплено в Конституции РФ наряду с закреплением высшей юридической силы, прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Важной особенностью права на жизнь является то, что оно реализуются в определенных отношениях между конкретным человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий существования его граждан.

    Конституция Российской Федерации в этом смысле фиксирует, что все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Эти положения Конституции Российской Федерации четкие и полные, более чем обстоятельны, но практический опыт подтверждает, что государство и общество призваны постоянно утверждать и подтверждать принцип равноправия в обладании правами и свободами, и в особенности таким правом, как право на жизнь, так как он зачастую нарушается (к примеру, преимуществами и льготами отдельных групп и слоев населения).

    5. Сфера действия права на жизнь не ограничена определенным кругом лиц и распространяется на любого человека.

    Основные конституционные права человека и гражданина, образующие единую систему, определены Главой 2 Конституции РФ. Это право на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, семейную тайну, тайну переписки, на неприкосновенность жилища, право указывать национальную принадлежность, право свободно находиться на территории России, свобода выезда, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, а также право участвовать в управлении делами государства, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, право на свободное распоряжение своими способностями, право частной собственности, право на защиту материнства, детства, семьи, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, право на жилище, на благоприятную окружающую среду, на образование, право на судебную защиту, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Центральным правом в системе прав человека, её ядром выступает право на жизнь. Без права на жизнь разговор о правах человека становится беспредметным1, так как право на жизнь - это первооснова всех других элементов системы прав и свобод. Принцип системности в изучении права человека на жизнь позволяет сделать переход от познания явления «жизнь» к его сущности и закономерностям, необходимым для связи с окружающей действительностью, с другими правами человека. Права человека есть система, упорядоченная своим элементным и структурным строением, внутренними и внешними связями. В системе прав каждое право обладает одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями, так и право на жизнь проявляется в разных формах, несет отпечаток не только своей субстанциональности, но и места в общей системе. Например, право на жизнь выступает и в виде требования развития человека, и в виде деятельности государства по созданию условий для обеспечения и защиты жизни.

    Гарантии права на жизнь в Российской Федерации

    Право человека на жизнь - это исключительно широкое по своему содержанию понятие, включающее в себя совокупность условий, наличие которых способно гарантировать человеку достойное проживание на Земле. Предназначение гражданского общества и государства - всемерное содействие созданию, как соответствующих условий, так и возможностей использования их для счастливой жизни всего населения.

    Право на жизнь означает, что никто не может и не должен произвольно, преднамеренно, по чьему бы то ни было усмотрению или указанию покушаться на жизнь человека, лишить его того, что безвозвратно, дается каждому человеку лишь один раз при рождении. Виновниками нарушения данного права, а соответственно, и противоестественного прекращения жизни человека всегда являются общество и государство.

    Государства создаются людьми для упорядочения отношений между членами общества таким образом, чтобы облегчить жизнь каждого его члена в отдельности и всех вместе путем обеспечения свободы и равенства, содействия стремлению людей к счастью и максимального уменьшения возможных угроз и опасностей, исходящих извне. С момента образования государства жизнь человека регулируется уже не только естественными законами. Она попадает под защиту позитивного права.

    В этой связи в Конституции Российской Федерации и в отраслевом законодательстве закреплён комплекс правовых средств, которым обеспечиваются гарантии права на жизнь в России. Это те же средства, что обеспечивают конституционные гарантии на достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты: право не подвергаться пыткам, другому жесткому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам; право частной собственности; право на труд в условиях безопасности и гигиены, за вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и т.д. Обеспечение права на жизнь получает свою конкретизацию и развитие в законодательных и иных правовых актах, определяющих содержание тех или иных аспектов данного права, а также организационные, финансовые и другие условия их реализации.

    Для обеспечения комплекса правовых средств, которым закреплены гарантии права на жизнь в России, в государстве действуют и создаются специальные институты и механизмы, которыми право человека на жизнь признается и защищается, что обеспечивается как международным сообществом, так и нашим государством в отдельности.

    Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и др. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий права на жизнь выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой права человека на жизнь. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, инотггуциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

    Система аравовых гарантий, обеспечивающих защиту права на жизнь, состоит из общих гарантий (экономические, политические, идеологические) и специальных - юридических (конституционные и отраслевые). И каждая из этих гарантий дает возможность человеку реализовать свое главное право в различных сферах деятельности.

    Обеспечение права на жизнь означает признать это право, ценить его, охранять, защищать и восстанавливать. Функции государства в обеспечении права на жизнь, так же как и других прав человека, проявляются в создании условий для реализации этого права, в его охране, защите и восстановлении. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение перечисленных функций приводит к тому, что государство, в лице его органов, не в состоянии обеспечить реализацию юридических гарантий права на жизнь, за что должно нести ответственность. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту и все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

    Представляется логичным начать анализ системы общих, гарантий права личности на жизнь с экономических гарантий, определяющих в немалой степени содержание и действенность всех остальных видов.

    Субъекты обеспечения права на жизнь

    Механизм реализации внутригосударственных гарантий основных прав, свобод и обязанностей, в том числе, исследуемого права на жизнь сводится к обязанности государства на признание, закрепление, обеспечение, охрану и защиту основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина всеми органами государственной власти и общественными организациями.

    Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и осуществлять их регулирование. Для этого необходимо рассмотреть, какие же государственные органы участвуют в процессе реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России.

    Рассматривая субъектный состав обеспечения права на жизнь, необходимо отметить, что данный вопрос занимает значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность. Но решение указанной проблемы не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

    Органы государственной власти, входящие в структуру государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на жизнь весьма многочисленны и отличаются разнообразием своих функций. Виды этих органов определяются в соответствии с конституционными принципами разделения властей, федерализма и местного самоуправления. Поскольку в России установлена федеративная форма государственного устройства, существуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), а также органы местного управления и самоуправления на уровне районов, городов, районов в городах, поселков, сел и других поселений.

    Конституционный принцип разделения властей реализуется посредством установления государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти как на уровне Федерации, так и ее субъектов.

    Следует отметить, что Конституция Российской Федерации обозначила контуры соответствующей мировым стандартам единой системы защиты прав человека, которая включает гарантированные ею институты, методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека, так и тех, за выполнение которых Российская Федерация несет международные обязательства.

    На основе этого российское государство обязано создать юридические и организационные условия для защиты прав, свобод и законных интересов граждан России.

    Ст. 45 Конституции Российской Федерации провозгласила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Любой человек, находящийся на территории России, может свободно выбрать способ защиты его нарушенного права, государство гарантирует ему равную возможность независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты.

    В юридической литературе рассматривается система способов зашиты прав граждан с различных точек зрения, и ее элементы определяются по различным критериям. Думается что, в системе способов защиты права на жизнь в Российской Федерации следует выделить следующие основные элементы: Президент РФ; Совет при Президенте РФ; государственные институты несудебной защиты, судебная система федерального уровня; Прокуратура РФ; органы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации; представители всех ветвей власти уровня местного самоуправления; Уполномоченный по правам человека и неправительственные правозащитные организации.

    Особое место в системе защиты права на жизнь занимает Президент Российской Федерации, как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Содержание этой функции Российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82): «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации...».

    Публикации по теме