Является ли закрытой информация об опекунах. Плановые проверки опекунов: как часто проходят и на что уделяют особое внимание? Может ли опека осуществляться по договору на возмездных условиях

Время чтения: 7 минут

Каждый гражданин, который принял решение взять под опеку ребенка или, например, больного родственника, ежегодно должен сдавать отчет об опеке в соответствующие органы. Необходимость в нем обусловлена желанием государства контролировать опекунов, добровольно взявших на себя обязательства, касающиеся не только ухода за подопечным, но и сохранения и ответственного управления его имуществом. Отчет опекуна в 2020 году не содержит каких-либо существенных изменений, но чтобы избежать проблем с его заполнением, рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Что собой представляет отчет опекуна

Данный отчет представляет собой документ установленной законодательством строгой формы, отражающий все действия опекуна в отношении имущества подопечного, совершенные им в рамках опеки.

Годовой отчет опекуна, в зависимости от статуса и возраста подопечного, должен содержать все сведения за прошедший год, касающиеся хранения, управления и использования материальных ценностей, принадлежащих опекаемому.

Таким образом, в документе отражаются любые изменения имущественного положения подопечного, в том числе относительно всех источников доходов, приобретения одежды, покупки средств личной гигиены, расходов на оплату бытовых услуг и других расходов, которые были осуществлены за счет средств подопечного. Все отраженные в форме данные должны быть документально подтверждены соответствующими финансовыми документами.

Отметим, что документ касается исключительно финансовой составляющей опекунской деятельности и не отражает выполнения функций неимущественного характера. Обратим внимание, что данную отчетность не следует путать с таким документом, как отчет попечительского совета школы, который выполняет абсолютно иные функции и подается совершенно другими субъектами.

Зачем нужен отчет опекуна и куда его подавать

Согласно ст. 37 Гражданского кодекса РФ, в число полномочий опекуна входит , за исключением той собственности, которой подопечный может распоряжаться самостоятельно. В отношении большинства совершаемых мелких сделок по распоряжению имуществом опекун принимает самостоятельные решения. При этом он обязан совершать их исключительно в интересах опекаемого. И чтобы интересы последнего были соблюдены, законодатель ввел для ответственных за имущество опекунов строгую отчетность.

Отчет опекуна или попечителя, согласно ст. 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», ежегодно подается в органы опеки и попечительства, которые реализуют контролирующие функции относительно соблюдения прав подопечных. После подачи документ подлежит утверждению руководителем того органа, в который он подается.

По результатам проведенной проверки орган опеки обязан внести изменения в акт описи имущества подопечного, внося новые ценности и исключая проданные или пришедшие в негодность.

Законодательная база

Необходимость и правила проведения опекунской отчетности определены комплексом нормативно-правовых актов. Изначально распорядительные опекунские полномочия определены ст. 37 ГК РФ, которая уточняет правила и особенности их осуществления, а также предписывает необходимость предоставления отчета. Правила предоставления и составления последнего, в свою очередь, определены положениями ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48.

Этим же законом определены полномочия ответственных лиц по опеке и попечительству, правовой режим управляемого ими имущества подопечных, порядок осуществления контроля со стороны соответствующих органов, а также ответственность, которая может наступить в результате ненадлежащего исполнения добровольно взятых на себя обязанностей, и другие особенности указанных взаимоотношений.

Формы отчетов, а также подробные правила их заполнения и предоставления компетентным органам определены соответствующими постановлениями правительства. В зависимости от возраста подопечного, использоваться могут постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 или постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

Основные права и обязанности опекуна

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.04.2008 № 48, права и обязанности опекунов определяются гражданским законодательством. Они являются законными представителями своих подопечных и вправе действовать от их имени в любых обстоятельствах, без получения какого-либо специального разрешения. Согласно ст. 36 ГК РФ, опекуны исполняют свои полномочия бесплатно. В рамках последних они обязаны обеспечивать должное содержание подопечных, их лечение и уход за ними, образование и воспитание, полноценную защиту прав и интересов.

Опекунские функции должны выполняться с учетом мнения опекаемого, а при невозможности его узнать – исходя из данных о предпочтениях, полученных от родителей, прошлых опекунов или иных лиц. В тех случаях, когда основания для опеки отпадают и это было замечено опекуном, он вправе самостоятельно обращаться в суд с целью восстановления дееспособности подопечного.

В процессе реализации своих функций опекуны вправе требовать от органов опеки содействия в предоставлении медицинской, юридической, психологической, социальной и иных видов помощи.

Необходимые документы для составления отчета

Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, вместе с отчетом опекун обязан представить в орган опеки документы, которые будут подтверждать информацию, отраженную в нем. В документы для отчета опекуна могут входить товарные чеки, налоговые квитанции, чеки об оплате страховки, платежные поручения, выписки из банков и банковских счетов, а также любые другие платежные документы. Исключения составляют фискальные документы, в которых отражены расходы, совершенные за счет средств опекаемого и направленные на покупку продуктов питания, средств личной гигиены и иные несущественные расходы на мелкие нужды.

Кроме них, в органах опеки могут потребовать справку с места учебы, справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам и другие значимые документы.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, в отчет о расходовании денежных средств опекуном должны быть внесены данные:

  • об имущественном положении подопечного;
  • о входящем в его собственность имуществе и месте его хранения;
  • о расходах, произведенных за счет подопечного, и приобретенном в результате этих расходов имуществе;
  • о доходах, полученных в результате распоряжения собственностью опекаемого, в том числе об отчужденном имуществе;
  • о собственности, приобретенной взамен проданной, и так далее.

Следует учитывать, что отчет опекуна об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного будет отличаться от документа, составляемого в отношении использования имущества взрослого опекаемого. В отношении отчетности по использованию имущества каждого из них предусмотрена отдельная специальная форма, которая предусматривает разделы по всем возможным видам имущества и расходы, которые должен отразить опекун по каждому из своих подшефных. Форма отчета опекуна о хранении и использовании имущества взрослого опекаемого и ребенка определяется отдельными нормативными документами правительства РФ.

Обратим внимание, что, помимо непосредственных данных о расходах и доходах, законодатель требует указывать в отчете даты их произведения и получения соответственно. Кроме прочего, указанию также подлежат уплаченные налоги.

Правила составления отчетности

В соответствии с законодательством, законный представитель опекаемого должен составить отчет опекуна и подать его в органы опеки до 1 февраля нынешнего года. В отчете отражаются все вышеуказанные расходы и действия, имевшие место в прошедшем году, с момента установления опеки или с момента предоставления прошлогоднего отчета.

После подачи и утверждения отчета все предоставленные документы помещаются в личное дело опекаемого, которое хранит инспектор органов опеки и попечительства. Таким образом, если даже имущественное положение подшефного существенно изменилось, новый отчет опекуна в 2020 году подавать не нужно – такие сведения отражаются в отчетности 2020 года.

При составлении отчетности необходимо учитывать особые правила и принципы:

  • опекунская отчетность предоставляется по специальной форме, составление произвольного документа не допускается;
  • заполнить форму можно как шариковой ручкой от руки, так и в электронном формате на ПК с последующим распечатыванием;
  • несмотря на внушительное количество граф, опекун заполняет лишь те разделы, которые относятся к понесенным им расходам и полученным доходам в части имущества, принадлежащего подопечному. В остальных графах проставляется прочерк;
  • все суммы проставляются в рублях, даже доход был получен в иностранной валюте;
  • в документе недопустимы исправления;
  • обязательный реквизит документа – подпись опекуна с датой предоставления отчета в органы опеки.

Несмотря на достаточное количество информации, далеко не все понимают, как правильно заполнить отчет опекуна или попечителя по форме 423.

Опекунский отчет в отношении совершеннолетнего недееспособного

Форма финансовой отчетности для опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина определена постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927. Согласно ему, помимо стандартных реквизитов, касающихся личности опекуна и опекаемого, а также имущества и полученных доходов, отчет опекуна недееспособного совершеннолетнего должен содержать развернутый перечень расходов, произведенных за счет подопечного.

В документ входят данные о тратах:

  • на продукты питания;
  • на одежду и обувь;
  • на гигиенические средства и предметы личного пользования;
  • на лекарства и оплату лечения;
  • на коммунальные и бытовые услуги;
  • на приобретение товаров длительного пользования;
  • на произведенный ремонт и другие расходы.

Нужно учитывать, что расходование средств совершеннолетнего требует тщательной фиксации, поскольку в отчете они могут отражаться как совокупно за весь отчетный период, так и помесячно.

Отчет опекуна в отношении недееспособного с психическим расстройством

Законодателем не определены какие-либо особенности предоставления опекунской финансовой отчетности в зависимости от основания признания недееспособности и установления опеки над совершеннолетним. Более того, такие данные даже не подлежат отражению в самой форме отчета. Поэтому предоставление отчета опекуна недееспособного психически больного осуществляется в общем порядке, а сам документ ничем не отличается от описанного выше.

Опекунская отчетность в отношении ребенка

Заполнение отчета опекуна несовершеннолетнего ребенка также имеет некоторые особенности. Форма данного документа, а также правила его заполнения определены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

По сути, определенная им форма содержит аналогичные разделы и графы документа, как и для совершеннолетних, касающиеся наличия и сохранности движимого и недвижимого имущества, а также доходов и расходов опекаемого.

C 2015 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся правил заполнения отчета в отношении подопечных детей. По сути, законодатель упростил отчетность, позволив не вносить в нее несущественные расходы, подобные затратам на питание, покупку средств личной гигиены, одежды и прочего.

Законодателем была принята новая отчетная форма с изменениями – отчет опекуна содержит теперь минимальный перечень видов расходов. Теперь в их число входят лишь затраты:

  • на лечение ребенка в медучреждениях;
  • на приобретение товаров длительного пользования, если их стоимость выше двукратного прожиточного минимума;
  • на ремонт жилья, в котором проживает ребенок.

При этом указанные суммы отражаются совокупно за весь отчетный период – возможности помесячного отражения законодателем не предусмотрено.

Пройдите социологический опрос!

Расписка к отчету

Если опекун не может предоставить документы, подтверждающие совершенные им расходы за счет средств подопечного, или же это невозможно физически (например, в отношении приобретения продуктов питания), он вправе приложить к отчету расписку, в которой будут отражены все указанные расходы. Расписка к отчету опекуна прикладывается также в случаях, когда опекаемый может самостоятельно получать и распоряжаться некоторыми видами своих доходов (например, алименты или стипендия для ребенка, достигшего 14 лет). По таким средствам приемный родитель отчитываться не должен, поэтому в расписке указывается, что подопечный самостоятельно получил средства и расходовал их на личные нужды.

Ответственность за нарушение правил предоставления отчета

Какой-либо ответственности за нарушение правил составления отчета опекуна, внесение в него некорректных сведений и пропуск сроков его подачи законодательством не предусмотрено. Однако это может стать поводом для подозрения со стороны органов опеки в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, например, в порче имущества или его расходовании не в интересах подшефного.

Если такие нарушения будут выявлены, органы опеки обязаны составить об этом соответствующий акт и предъявить опекуну требование возместить убытки. Кроме того, согласно ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48, компетентные органы вправе отстранить опекуна от исполнения его функций.

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Сегодня мне написала одна многодетная мама из Омской области:

"К нам сегодня опять приезжали с проверкой. Даже не постучались, зашли с вопросом, почему дочка 2 дня не в школе, а она заболела и мы не предупредили, еще вопрос: почему дети в долг питаются в школе? Я объяснила, что нет пока денег. Прошли посмотрели, что порядок везде, в бахилах были, все как надо,...ничего не писали и я не подписывала,..В понедельник приедут пожарники и они будут проверять условия печки, все ли в порядке. Говорят, это по всем многодетным будет проверка...Я думала они про нас уже забыли и оставят в покое, но нет же, приехали".

Так получается, что с каждым днем наша личная-частная-семейная жизнь все больше и больше, помимо нашей воли, попадает под лупу внимания государственных органов.

И больше всего их интересуют именно наши дети. Как нас уверяют, контроль усиливается исключительно для защиты их прав и наилучших интересов.

В целом вышло так, будто родители, неожиданно для себя, сейчас стали невольными участниками какой-то жутковатой игры втемную, где на кону - их дети. А правила этой игры знает только тот, кто сам их и устанавливает. Родителей же не потрудились поставить в известность как о существовании новых правилах, так и об их содержании.

Все более актуальной становится проблема вмешательства в частную жизнь семьи через осмотры жилища, где проживает семья с детьми. С каждым днем растет количество причин для проникновения посторонних лиц в наши квартиры. Учителям, нужно давать отчеты о социальном статусе своих учеников, полицию заставляют ездить в семьи после вызова ими ребенку "Скорой помощи", органы опеки проводят "профилактические" осмотры многодетных семей, которых против их воли приравняли к неблагополучным и так далее. Еще совсем недавно такого не было. И это наша новая неприятная реальность.

Нам, родителям никогда не говорят, что именно в наших квартирах и домах проверяют эти непрошенные визитеры и прочие интервенты. По опыту могу сказать, что проверяют вот что:

запахи в квартире/доме -затхлость, сырость, гниение
внешний вид всех домочадцев
состояние ремонта
степень чистоты и порядка
домашние насекомые - мухи, тараканы клопы
наличие отдельных спальных мест для всех детей
наличие постельного белья, в том числе в шкафах
степень свежести постельного белья
наличие одежды и обуви по сезону и по размеру
наличие запаса продуктов питания в холодильнике, в кухонных шкафах
наличие детского питания, если дети младшего возраста
наличие приготовленного горячего блюда, супа
наличие игрового и/или учебного места
наличие игрушек, книг, развивающих игр, канц.принадлежностей
наличие памперсов, банных гигиенических принадлежностей
доступ детей к опасным предметам, опасным местам
состояние отопления, если печное
состояние электропроводки
наличие водопровода/канализации
исправность и чистота сантехники/холодильника
состав семьи
доходы семьи
совместное проживание больного/пьющего/старого человека
контактность детей
состояние здоровья детей на момент осмотра
конфликтность в семье
наличие бутылок или банок от алкоголя
присутствие домашних животных

Это из жизненного опыта.

А вот небольшой документ Министерства образования РФ, который рассказывает о том, что же именно должны у нас проверять по закону.

Документ называется Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334). Я сделала его пункты не по порядку, а по степени практической ценности для каждого из нас.

Конечно, это не захватывающее чтиво, все довольно скучно, но уж не обессудьте, занудство и сухость языка - это обыкновенное свойство нормативных актов.

Целиком Порядок можно посмотреть

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "____"_________2009 г. N ______, содержащий:

Оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

Выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

Выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

Необходимо знать и помнить, что этот акт вы обязательно должны получить на руки. И еще надо знать, что этот акт осмотра можно оспорить в суде. А это можно сделать, только получив его на руки и прочитав, что там написали господа визитеры:

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Так объясняется, для чего может проводиться обследование:

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Кто имеет полномочия проводить такие осмотры:

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Вот тут дополнителная красота документа - о пользе доносительства:

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

Ну и кто такой, этот загадочный "уполномоченный специалист", сколько классов школы он закончил, имеет ли сам семью, детей, мы, конечно, так и не узнаем. Узнаем только то, что у него всего три дня после доноса:

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

И никакого другого выхода нам, кроме как повышать свою правовую грамотность, в такой ситуации нет. И хоть изредка бывают и неблагополучные семьи, и вообще всякие, но речь сейчас в первую очередь о том, чтобы обычных людей не коснулись возможные перегибы и чтобы элементарное игнорирование законов представителями власти не стали причиной чьего-то несчастья.

PS Акт осмотра органы опеки давать на руки не привыкли. Закон им не всегда писан, как известно.

Вот приблизительный текст заявления, который можно подать в канцелярию местной администрации, органа соцзащиты или др, подготовив его в двух экземплярах и обязательно получив на один из них входящий номер регистрации. Желательно также себе на память записать дату подачи заявления, чтобы в срок потребовать ответ. Давать ответы, в том числе в письменном виде - это тоже не всегда в почете у должностных лиц:

Главе Администрации или
ОСЗН или Комитета по образованию
(в зависимости от того, кому у вас подчиняется опека)
города/поселка/района
от ФИО
матери/отца
ФИО ребенка. дата рождения
Телефон для связи

ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОПИЙ АКТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно пункту 9 «Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденного приказом № 334 Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г.:

«Копия акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка.»

Поэтому прошу:

- предоставить мне копии всех актов обследований, проводимых представителями субъектов профилактики в моем доме по адресу:…

Указанные копии, заверенные в надлежащем порядке, прошу направить по почтовому адресу:

Тут ваш адрес

Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Город или поселок

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Головин Денис Александрович, главный специалист органа опеки и попечительства Администрации г.Кургана

- Денис Александрович, здравствуйте. Расскажите о работе – что входит в Ваши должностные обязанности?
- Я занимаюсь взрослыми недееспособными.
Чтобы назначить опекуна взрослому, суд должен признать человека недееспособным. Обращаются к нам родственники, а информацию могут подать даже соседи. Чаще всего родственники заявление в суд и в указывают, какие неадекватные действия совершаются. На основании иска судья обязательно назначает психоневрологическую экспертизу, а уже по ее заключению выносит решение о признании недееспособным. Любой человек с согласия близких родственников может стать опекуном. У нас есть список документов, необходимых для установления опеки. Обязательно отсутствие судимостей, инфекционных заболеваний. Заявление от близких родственников о том, что они не возражают против назначения опекуном данного человека. После этого назначается опека. Если же никто не изъявил желание стать опекуном, то таких направляют в психоневрологический интернат.
У взрослых опека не оплачиваемая.

- Как производится распоряжение имуществом опекаемого?
- По распоряжению имуществом : никакого права у опекуна в отношении имущества опекаемого, и у опекаемого в отношении имущества опекуна нет. Это строго прописано в законе № 48. Единственное – опекун распоряжается пенсиями и другими выплатами, получает за недееспособного, ежегодно – отчет по установленной форме составляет опекун и представляет в орган опеки и попечительства о произведенных расходах денежных средств опекаемого. Если на сберкнижке недееспособного лежат деньги, то если опекун решит взять эти деньги в сумме свыше 5000 руб. на нужды опекаемого, он пишет заявление в опекунский совет, опекунский совет рассматривает это заявление, смотрит, на какие цели он хочет снять деньги, если это удовлетворяет опекунский совет, то он разрешает снять деньги. Менее 5000 руб. – без разрешения.

- То есть можно снимать неоднократно понемногу?
- Да, но ведь за них тоже надо отчитываться.

- А каким образом у вас предусмотрено распоряжение крупным имуществом опекаемого, квартирами, например?
- Все сделки также проходит через опекунский совет, но он удовлетворяет только те сделки, при которых права недееспособных не ущемляются. Сделка не должна вызывать уменьшение имущества недееспособного. Если, например, продается квартира недееспособного (переезжает опекун вместе с недееспособным), то вырученные от сделки деньги кладутся на именной счет недееспособного. Если меняется жилплощадь – опять же с таким расчетом, чтобы не ухудшалось положение недееспособного.

- А завещание недееспособный может написать?
- Нет, завещание недееспособный уже никак не может написать. Наследование имущества недееспособного производится только по закону – если только он ранее (до решения суда о признании недееспособным) не успел составить завещание. Если же наследников нет, имущество переходит государству – так называемое выморочное имущество.

Вот, кстати, интересно, каким образом государство принимает и оформляет выморочное имущество? Как его учитывает?
- Был у нас случай, когда умерла бабушка, и у нее на счете осталось 1500 руб. Наследники получить эти деньги отказались. По всем законам, деньги эти должны перейти государству. А вот в лице кого? Какой орган должен их принимать и учитывать? Бухгалтера наши вообще не сталкивались с такой ситуацией, я обзвонил все государственные органы, осталась только налоговая инспекция. Вот она и будет распорядителем этих денег от лица государства. В этом разница, например, с недвижимым имуществом: если остается выморочная квартира, то она переходит в муниципальную собственность.

- А вот если престарелый человек проживает один и родственников нет, как вы реагируете на обращения соседей?
- Пока не назначен гражданский опекун, опекуном фактически являются либо органы опеки, либо психоневрологическая больница. В основном, недееспособными признают по признакам психических расстройств. По физическим критериям (когда реально не может ходить, говорить и т.д.), например, в результате инсульта, встречаются редко. Если поступает обращение, мы можем выехать на место совместно с сотрудниками психоневрологической больницы; однако тут тоже есть ограничения – медицинские работники могут оказывать медицинские услуги только с согласия самого гражданина. Но если человек представляет угрозу для окружающих – если необходимо изолировать. Недавно поступило сообщение о том, что мужчина ведет себя неадекватно и грозится выбросить маму из окна девятого этажа. Когда я приехал на место, мне соседи сказали, что его уже увезла бригада психиатрической больницы. Я потом беседовал с врачом, предложил направить мужчину в психоневрологический интернат, но врач отказал – сказал, что они не имеют права направлять человека в интернат, т.к. он хоть и состоит на учете, но судом он не признан недееспособным. Поэтому все действия возможны только с согласия самого человека. Вот тут и проблемная ситуация – именно с теми, кто ведет себя неадекватно, состоит на учете, но не лишен дееспособности. Тут зависит все от лечащего врача – если он увидит улучшение, решит, что приступ снят – тогда его выписывают, отправляют домой. Хотя бывает, что после выписки такие люди могут выйти, тут же порвать паспорт, сидеть дома, ничего не есть и совершать другие неадекватные действия, в том числе общественно опасные. Поэтому и сложно с дееспособными. С недееспособными проще. Исковые заявления в суд о признании недееспособными пишет сама больница.

- Интересные случаи бывали?
- Лично мне запомнился – посетили одного недееспособного – он находился дома после лечения и третий месяц уже заканчивался, был с мамой-опекуном. На протяжении трех месяцев он не спал.

- Вообще не спал?
- Вообще не спал. Настолько воспаленный мозг у человека был – при этом он еще мог бегать, кричать, швырять предметы: как правило, все такие больные очень сильны физически. Этот отказывался пить лекарства, а опекун не мог заставить. Соответственно, можно себе представить, насколько был измотан опекун.

Текущая страница: 8 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Шрифт:

100% +

Кто имеет преимущественное право быть опекуном недееспособного лица?

Преимущественное право быть опекунами гражданина, признанного недееспособным, перед всеми другими лицами имеют его бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети и внуки, братья и сестры (ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли быть недееспособному назначено несколько опекунов?

Закон позволяет органу опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в опеке, назначить ему несколько опекунов.

В этом случае представительство и защита прав и интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами.

Если ведение дел подопечного поручается опекунами одному из них, это лицо должно иметь доверенность от остальных опекунов. Обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи (а в отношении несовершеннолетнего, признанного недееспособным, также обязанности по его обучению и воспитанию) распределяются между опекунами в соответствии с актом органа опеки об их назначении либо договором об осуществлении опеки. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ч. 6–9 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли одно и то же лицо быть назначено опекуном нескольких подопечных?

Закон устанавливает право органов опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, назначить одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных. При этом в акте о назначении лица опекуном второго и следующих подопечных орган опеки обязан указать причины, по которым опекуном не может быть назначено другое лицо.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна при осуществлении им законного представительства орган опеки обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий (ч. 10 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Как и в какие сроки производится назначение опекуна? Учитывается ли при этом желание недееспособного?

Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина, нуждающегося в опеке, в течение 1 месяца с момента, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен по месту жительства опекуна (ст. 35 ГК РФ).

Важным законодательным положением является правило, в соответствии с которым, если лицу, нуждающемуся в опеке, в течение месяца опекун не назначен, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки по месту выявления лица. Эта норма направлена на недопущение случаев, когда лицу, признанному недееспособным, опекун по разным причинам так и не назначается.

При назначении опекуна должны учитываться отношения, существующие между ним и недееспособным лицом, а если это возможно – и желание недееспособного.

Основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки о назначении опекуна. В нем может быть указан срок действия полномочий опекуна, определенный периодом или указанием на наступление определенного события.

Акт о назначении или об отказе в назначении опекуна может быть оспорен в суде заинтересованными лицами.

Может ли опекун сохранять свой правовой статус при помещении подопечного в психоневрологический интернат?

Временное пребывание подопечного в образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, либо пребывание подопечного в местах отбывания наказания не прекращает права и обязанности опекуна (ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Следовательно, временное (на срок до 6 месяцев) помещение подопечного в ПНИ не влечет за собой прекращения прав и обязанностей его опекуна.

При помещении подопечного под надзор в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, однако, при условии, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК РФ).

Таким образом, опекун, длительное время обеспечивавший уход за подопечным, защиту его прав и интересов автоматически не теряет правовой статус опекуна по отношению к своему подопечному, помещенному в ПНИ на постоянное пребывание. Орган опеки вправе сохранить за опекуном его обязанности, если будет установлено, что это в большей мере будет соответствовать интересам подопечного, нежели передача опекунских обязанностей ПНИ.

Недееспособным гражданам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в перечисленные выше организации, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов возлагается в этом случае на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Не приводит ли к конфликту интересов наделение опекунскими функциями учреждения, в котором находится недееспособный гражданин?

Практика передачи опекунский функций учреждению, в которое помещен недееспособный гражданин, приводит к возникновению конфликта интересов: одно и то же учреждение предоставляет гражданину услуги по его медицинскому и социальному обслуживанию и одновременно, исполняя функции по защите прав и законных интересов такого гражданина, контролирует качество предоставляемых ему услуг.

В зарубежном законодательстве, например в гражданском законодательстве Эстонии, установлен запрет на назначение в качестве опекуна сотрудника медицинского, социального или образовательного учреждения, в котором проживает подопечный. Аналогичный запрет существует и в отношении выполнения таких функций самим учреждением.36
Э.Пилт, Д.Бартенев Реформы законодательства в сфере дееспособности и опеки в Эстонии: уроки для России // Независимый психиатрический журнал, 2011, № 1. С. 59–63

Кто должен быть извещен об установлении опеки над недееспособным лицом?

Установив опеку над гражданином, признанным недееспособным, органы опеки и попечительства в течение 5 дней обязаны сообщить об этом в налоговые органы по месту своего нахождения (ст. 85 Налогового Кодекса РФ). Это же правило распространяется и на лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, которые осуществляют функции опекунов. Указанные сведения необходимы налоговым органам для того, чтобы иметь информацию о том, кто представляет и защищает интересы данного налогоплательщика. В налоговые органы должны передаваться также сведения о передаче имущества подопечного в доверительное управление37
См. приложение № 1 к приказу ФНС России от 22 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/632@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@»

Орган опеки и попечительства обязан также в 3-дневный срок со дня установления опеки над недееспособным гражданином направить сведения о проживающих в жилом помещении и находящихся под опекой членах семьи собственника данного жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 131 ГК РФ). Она осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр. При получении от органов опеки указанных выше сведений орган, осуществляющий государственную регистрацию, вносит записи об этом в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра (п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Федеральный закон, однако, не содержит указаний о том, каковы правовые последствия наличия данной отметки и каков порядок ее использования. Представляется, что по замыслу законодателя, ее наличие должно служить основанием для приостановления государственной регистрации и затребования регистратором у лица, подавшего заявление о госрегистрации, дополнительных доказательств наличия у него законных оснований для регистрации прав на имущество.

Данная мера должна служить охране имущественных прав недееспособных граждан и позволять предотвращать совершение неправомерных сделок с принадлежащей им недвижимостью.

Что такое предварительная опека? В каких случаях она устанавливается?

В случае если в интересах недееспособного ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке).

Таким опекуном может быть назначено совершеннолетнее дееспособное лицо при соблюдении всего двух условий: предоставления лицом документа, удостоверяющего личность, и обследования органом опеки условий его жизни. При этом Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не указывает, каков должен быть результат такого обследования. Проведения предварительной проверки сведений о личности опекуна (нравственные качества, способность к выполнению опекунских обязанностей, судимость) в этом случае не требуется, что, по нашему мнению, может привести на практике к принятию органами опеки опрометчивых решений и опасным ситуациям для самих недееспособных граждан.

На случаи назначения временных опекунов должно распространяться универсальное, с нашей точки зрения, правило, предусмотренное п. 3 ст. 35 ГК РФ, о необходимости учета при назначении опекуна отношений, существующих между ним и недееспособным, а если это возможно – и желание недееспособного.

Временно назначенный опекун наделяется всеми правами и обязанностями опекуна, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Последнее разъяснение (приведенное Федеральным законом в скобах) вызывает недоумение: недееспособные подопечные никаких сделок совершать не вправе – все необходимые от их имени сделки согласно п. 2 ст. 32 ГК РФ совершают их опекуны.

Обнаруживается и другое противоречие между ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также внутреннее несоответствие между статьями этого закона. Из ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», косвенно вытекает, что продолжительность предварительной опеки составляет 1 месяц. Если временно назначенный опекун не будет назначен опекуном в общем порядке до истечения месяца своего временного назначения, предварительная опека прекращается. В то же время в законе затем указывается, что при наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть увеличен до 2-х месяцев. Однако, как следует из ч. 3 ст. 11 закона и п. 1 ст. 35 ГК РФ, если недееспособному не назначен опекун в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки. Во всех так называемых исключительных случаях орган опеки, как представляется, должен брать на себя бремя опекунских обязанностей по защите прав недееспособных.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», кроме того, допускает образование некоторого неучтенного промежутка времени между моментом, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки, и моментом установления предварительной опеки. Этот временной зазор приводит к фактическому превышению отведенного органу опеки месячного срока для назначения опекуна в общем порядке.

Может ли опека осуществляться по договору на возмездных условиях?

Обязанности по опеке над недееспособными гражданами исполняются безвозмездно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Исходя из интересов недееспособного гражданина, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Порядок и сроки заключения договора, а также предельный размер вознаграждения опекуна за счет доходов от имущества подопечного установлены Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. 927.

Договор заключается как в отношении одного недееспособного гражданина, так и в отношении нескольких подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна. Договор заключается по месту жительства подопечного (в случаях, установленных законом, – по месту жительства опекуна) в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна или попечителя об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного заключает новый договор.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну по договору за счет доходов от имущества подопечного, не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества недееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

По просьбе опекуна, добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. О согласии на это самого подопечного в законе не упоминается. В договоре об осуществлении опеки должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования им. Орган опеки вправе досрочно прекратить пользование таким имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном имущественных прав и интересов подопечного.

Безвозмездное пользование опекуном жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Предусмотрена ли законом профессиональная опека?

В федеральном законодательстве такое понятие отсутствует. Однако потребность в прошедших подготовку профессиональных опекунах для одиноких недееспособных граждан вполне очевидна.

Некоторый опыт введения института профессиональной опеки имеется на региональном уровне. Так, согласно Закону Архангельской области от 19 ноября 2010 г. № 226-17-03 «О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области» такая форма опеки предназначена для недееспособных граждан, над которыми не установлена опека в предусмотренные законом сроки ввиду отсутствия совершеннолетних дееспособных граждан, желающих ее осуществлять. Такая опека осуществляется в соответствии с актом органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна и заключенным с ним договором. Опекун получает вознаграждение из средств областного бюджета.

В соответствии с Правилами установления профессиональной опеки над недееспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 г. № 162-пп, профессиональная опека устанавливается над недееспособными гражданами, имеющими жилые помещения, пригодные для проживания, при отсутствии у них медицинских противопоказаний, установленных для предоставления нестационарного социального обслуживания. При этом такие гражданине должны относиться к одной из следующих категорий: являться одинокими или утратившими социальные вязи либо иметь близких родственников, которые, однако, по состоянию здоровья или иным обстоятельствам не могут исполнять опекунские обязанности.

Ответ на вопрос о том, кто и в каком порядке осуществляет подготовку профессиональных опекунов, в законодательстве Архангельской области сформулирован предельно лаконично. Как указано в законе, соответствующую подготовку проводят органы опеки и попечительства, а организует такую работу областное министерство здравоохранения.

Каковы обязанности опекуна? Можно ли опекуну запретить совершать определенные действия?

Опекун выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в т. ч. в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, ч. 5 ст. 37 ГПК РФ) на основании акта органа опеки и попечительства о его назначении в качестве опекуна. Опекун может обратиться за юридической помощью к адвокату или другому лицу, избранному им в качестве представителя. В этом случае в судебном заседании могут участвовать два представителя недееспособного гражданина – законный и избранный.

Будучи представителем подопечного в силу закона, опекун совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). Опекун в письменной форме дает согласие на обработку персональных данных своего подопечного, включающую сбор, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение и другие действия (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Статья 36 ГК РФ обязывает опекунов заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекун обязан извещать орган опеки о перемене своего места жительства или места жительства подопечного. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки.

Если больной находится дома, опекун должен следить за тем, чтобы в отношении него регулярно осуществлялось диспансерное наблюдение, чтобы подопечный выполнял все требования врача, а при необходимости был помещен на стационарное лечение. Если больной госпитализирован, опекун должен периодически навещать его, представлять его интересы перед администрацией больницы, следить за сохранностью и содержанием его жилья. Защищая интересы своего подопечного, он в то же время обязан следить за тем, чтобы сам подопечный не нарушал чужих прав и свобод. Опекун должен стремиться приобщить больного к трудовой деятельности с учетом его личностных особенностей, а также способностей и возможностей путем формирования новых и восстановления утраченных навыков, постепенного вовлечения в более активный труд с расширением круга интересов. Правильное осуществление опеки оказывает положительное влияние на реабилитацию больного.

Опекун имеет право и обязан : подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пенсий, пособий; подавать иски в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного, о признании права собственности недееспособного лица, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о вселении подопечного, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного; предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, подавать заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.

Доходы подопечного расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в т. ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК). Согласие органа опеки понадобится также на отчуждение жилого помещения собственника, в котором проживает находящийся под опекой член его семьи, если при этом затрагиваются его права и охраняемые законом интересы (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (п. 1 ст. 37 ГК РФ в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ).

Статья 575 ГК РФ, находясь в противоречии со ст. 37 ГК РФ, не допускает дарение от имени недееспособных их опекунами, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей.

Опекун, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна и их близкими родственниками.

На опекуна возложено исполнение обязанности недееспособного по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за счет денежных средств последнего. Статья 332 1 Таможенного кодекса РФ предусматривает особенности исполнения указанных обязанностей.

Специальные полномочия опекуну недееспособного гражданина предоставлены Семейным кодексом РФ. Опекун вправе подавать в суд иск о признании недействительным брака, заключенного с недееспособным лицом (п. 1 ст. 28

СК РФ), о расторжении брака с недееспособным лицом (п. 2 ст. 16 СК РФ). Опекун вправе от имени подопечного заключать соглашение о месте жительства детей бывших супругов и порядке общения с ними (п. 3 ст. 65 СК РФ) и др.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» опекун дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказывается от него) в отношении своего подопечного, который по своему состоянию не способен выразить свою волю. При тех же условиях согласие (просьба) опекуна требуется для оказания недееспособному лицу психиатрической помощи согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Ходатайство опекуна необходимо для выезда подопечного за пределы России. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина и безопасность окружающих людей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» недееспособное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, по заявлению опекуна, имеющего гражданство РФ, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

На основании ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, признанному недееспособным в соответствии с законодательством иностранного государства, по заявлению его опекуна – гражданина России может быть выдано разрешение на временное проживание в

Российской Федерации без учета утвержденной Правительством РФ квоты.

В интересах подопечного орган опеки в акте о назначении опекуна либо в договоре об осуществлении опеки может указать отдельные действия, которые опекун совершать не вправе, в т. ч. может запретить опекуну изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Публикации по теме