Отказ в государственной регистрации и его обжалование. Возврат документов без рассмотрения. Теперь можно обжаловать отказ в регистрации ооо в досудебном порядке Отказ в регистрации юридического лица можно обжаловать

Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности - это процедура, посредством которой возможно оспорить отказ регистратора в судебном порядке. В статье будет рассмотрена правовая природа, основания для отказа в госрегистрации, а также процедура обжалования такого отказа.

Правовая природа отказа в госрегистрации права собственности

В силу действующего закона процедура госрегистрации является единственным подтверждением зарегистрированного права собственности (далее — ПС) на недвижимость (закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).

Важно! Госрегистрация ПС на недвижимость представляет собой государственно-юридический акт, которым подтверждается возникновение/изменение/прекращение и т. п. прав на недвижимость.

Услуга госрегистрации ПС оказывается в несколько этапов:

  • прием документов на основании заявления;
  • приостановление (только в случаях, предусмотренных ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • собственно госрегистрация путем внесения записи в соответствующий реестр.

Основание для отказа в государственной регистрации прав

Законом № 218-ФЗ предусмотрена норма, в результате применения которой возможен отказ в госрегистрации ПС (ст. 27), а именно: неустранение оснований приостановления госрегистрации. Следовательно, отказ в госрегистрации можно определить как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа.

При этом диспозиция ст. 27 является отсылочной, и основания приостановления раскрываются в ст. 26 закона № 218-ФЗ.

Так, к основаниям приостановления относятся в том числе следующие:

  • у заявителя отсутствуют права на недвижимость;
  • право не подлежит госрегистрации;
  • представлен неполный пакет документов;
  • документы не подписаны или подписаны ненадлежащим субъектом, имеют неустановленную форму, не являются подлинными;
  • основание госрегистрации (сделка, акт госоргана) недействительно;
  • целевое назначение земли не соответствует использованию;
  • невозможно установление сервитута;
  • имеется судебный спор на предмет ипотеки;
  • местоположение недвижимости не соответствует адресу и т. д.

Срок приостановления госрегистрации может быть таким:

  • до завершения госрегистрации сделки с недвижимостью по ранее принятым документам на регистрацию того же объекта;
  • 1 месяц, если не представлены документы по межведомственному запросу;
  • 3 месяца — по решению госрегистратора;
  • 6 месяцев — единоразово по инициативе заявителя.

Обратите внимание! В госрегистрации будет отказано, если в предусмотренные сроки не устранены обстоятельства, ставшие основанием для приостановления.

Отличие отказа в госрегистрации ПС от отказа в рассмотрении документов

Законом № 218-ФЗ предусмотрены также случаи, когда документы, поданные на регистрацию ПС, возвращаются без рассмотрения (ст. 25).

К этим случаям, в частности, относятся:

  • несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, эталонной форме;
  • наличие в представленных в бумажном виде на регистрацию документах приписок, помарок, исправлений, не позволяющих верно толковать содержание;
  • отсутствие подписи заявителя;
  • неуплата госпошлины и т. д.

Обратите внимание! Особенностью данной процедуры является то, что в случае возврата представленных на регистрацию документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в них оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС.

В какой форме выдается отказ от регистрации права собственности на недвижимость

Отказ в госрегистрации ПС осуществляется в уведомительной форме. Порядок и способы его направления предусмотрены приказом Минэкономразвития от 25.03.2016 № 173.

Важно! Уведомление об отказе в осуществлении госрегистрации ПС направляется заявителю по указанному им адресу. Данный документ должен содержать обоснованные (со ссылкой на нормативный акт) причины отказа. В некоторых случаях вместе с уведомлением заявитель получает поданные на регистрацию оригиналы документов.

В зависимости от способа подачи заявления уведомление об отказе в госрегистрации может быть направлено 2 способами: на бумажном носителе или электронно.

Если заявление о госрегистрации было подано в электронной форме, уведомление об отказе заявитель может получить в одном из следующих вариантов:

  • в виде электронного документа, полученного с помощью веб-сервисов;
  • в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте регистратора;
  • в виде электронного документа, полученного по электронной почте.

Если заявление о госрегистрации было подано на бумажном носителе, заявитель может получить уведомление об отказе:

  • посредством личного обращения к регистратору (нарочно);
  • с помощью почтового отправления.

Как обжаловать отказ от регистрации права собственности

Законом № 218-ФЗ прямо предусмотрена возможность обжалования отказа в госрегистрации ПС.

Обжалование отказа производится по правилам:

  • административного судопроизводства (гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ) в суде общей юрисдикции — физическими лицами;
  • рассматривания дел об оспаривании ненормативных правовых актов (гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ) в арбитражном суде — юридическими лицами.

Определить подходящее законодательство и подведомственность в сфере оспаривания ненормативных актов организациями непросто. Дело в том, что разграничение компетенции между судами арбитражной ветви и общей юрисдикции в данном случае происходит исключительно по предмету спора (экономические рассматривают арбитражные суды).

Сегодня в практике считается, что оспаривание отказов регистратора юридическими лицами относится к компетенции арбитражных судов (апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.11.2016 по делу № 33а-29921/2016). В то же время руководящих разъяснений по данному вопросу нет, вследствие чего при обращении в один из судебных органов не исключен отказ по причине неподведомственности.

Обязательный досудебный порядок в данном случае не предусмотрен.

Обратите внимание Для оспаривания отказа в госрегистрации необходимо обратиться в суд / арбитражный суд с административным иском / заявлением (соответственно) о признании данного отказа незаконным. Сделать это необходимо в течение 3 месяцев с момента получения уведомления об отказе.

Подсудность дел по оспариванию отказа от госрегистрации ПС

Рассмотрим подсудность и особенности оспаривания отказа регистратора по КАС РФ. При оспаривании отказа в регистрации ПС в рамках административного судопроизводства административный иск предъявляется:

  • по месту нахождения регистратора;
  • если место нахождения регистратора не совпадает с местом нахождения подведомственной последнему территории, то в суд района, территория которого регистратору подведомственна (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 26.09.2016 по делу № 33а-35426/2016).

Правила, установленные ст. 22 КАС РФ, дополнены ст. 24 КАС РФ (об альтернативной подсудности), согласно которой в случае обжалования отказа административный иск может быть подан по месту жительства (нахождения — для юрлиц) административного истца (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.11.2016 по делу № 33а-46904/2016).

Обратите внимание! В случае оспаривания отказа непосредственно руководителя регистрационной службы иск необходимо предъявлять по месту нахождения регистратора (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.09.2016 по делу № 33а-35493/2016).

Содержание и форма административного иска при обжаловании отказа в госрегистрации ПС

В административном иске в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • реквизиты судебной инстанции;
  • реквизиты административного истца и ответчика (госрегистратора);
  • реквизиты оспариваемого отказа;
  • сведения о нарушенных из-за отказа правах;
  • нормативная база, на соответствие которой необходимо провести проверку вынесенного отказа в регистрации ПС;
  • требование о признании отказа в госрегистрации ПС незаконным.

Помимо вышеперечисленных сведений, в заявлении также могут быть изложены необходимые административному истцу ходатайства. Административное заявление должно быть подано в судебную инстанцию в письменной форме и подписано надлежащим субъектом. Законодательно предусмотрено 3 способа подачи административного иска:

  • нарочно через канцелярию суда;
  • почтовым отправлением;
  • посредством использования электронной формы на сайте суда.

Отказ от регистрации права собственности на недвижимость: правоприменительная практика

Обратите внимание! Оспаривание отказа в регистрации права собственности в порядке административного судопроизводства стало возможным относительно недавно, с 15.09.2015. При этом до настоящего времени сформировалась достаточно устойчивая правоприменительная практика по обжалованию.

Приведем наиболее интересные судебные позиции:

  • Судебный орган не вправе произвольно выбирать порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства (апелляционное определение Мосгорсуда от 06.12.2016 по делу № 33а-46960/2016).
  • При наличии вступившего в законную силу решения о признании за истцом ПС на объект недвижимости государственный регистратор не вправе отказать в регистрации ПС на том основании, что регистрация прекращения права на земельный участок и регистрация ПС на вновь образованные в результате раздела земельные участки должна осуществляться одновременно (апелляционное определение Самарского облсуда от 02.12.2016 по делу № 33а-15989/2016).
  • Арест не является препятствием для госрегистрации существующего права лица, чье имущество арестовано или которому запрещено совершать сделки с объектом недвижимого имущества (апелляционное определение Севастопольского горсуда от 30.08.2016 по делу № 33а-2571/2016).
  • Если единственным препятствием для регистрации перехода ПС к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В то же время регистрация перехода ПС к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимость (апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 11.03.2016 по делу № 33а-3240/2016).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • отказ в госрегистрации — это не что иное, как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа;
  • при возврате документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в представленных документах оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС;
  • подведомственность спора точно не определена.

В каких случаях может быть получен отказ в государственной регистрации права собственности на землю?

Право наобъект недвижимого имущества, огосударственной регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации всоответствии сЗаконом « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Если сзаявлением огосударственной регистрации прав обратилось не уполномоченное на то лицо, или документы, представленные нагосударственную регистрацию, несоответствуют требованиям закона поформелибо содержанию;

Если актгосударственного органаили акторгана местного самоуправления опредоставлении прав наземельный участок был признан, всоответствии сзаконодательством, недействительным смомента егоиздания.

Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, неуполномочено было заниматься предоставлением прав наданный участок земли;

Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без упоминания о данных условиях;

Правоустанавливающий документ на участок земли свидетельствует оботсутствии узаявителя прав наданный объект недвижимости;

Правообладатель непредставил заявление идругие необходимые документы нагосударственную регистрацию ранее – при возникновении права наобъект недвижимого имущества, хотя их наличие было необходимо длягосударственной регистрации после введения вдействие Закона;

Непредставлены все документы - всоответствии сзаконодательством, требующим государственную регистрацию прав;

Имеются противоречия между заявленными правами иужезарегистрированными правами;

Осуществление государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества недопускается федеральным законом.

Последствия получения отказа в совершении регистрационных действий

Самым негативным последствием при получении отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю можно считать дальнейшую невозможность перехода права собственности. Ведь определенные группы договоров считаются заключенными только после государственной регистрации, и в итоге собственник оказывается не в состоянии участвовать в сделке. К их числу, например, относятся сделки сжилым недвижимым имуществом. Договоры с земельными участками хоть и являются заключенными смомента ихподписания, но законодатель все равно предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности подоговору купли-продажи. Это касается любого объекта недвижимости, в том числе - и земли. Переход права собственности, который непрошел обязательную государственную регистрацию, не может считаться свершившимся, ипотому непорождает правовых последствий длязаключивших его сторон. Таким образом, отказ всовершении регистрационных действий означает не что иное, как ничтожность самой сделки.

К другим нежелательным последствиям при получении отказа вгосударственной регистрации относится и потеря денег, уплаченных в виде государственной поплины.

Обжалование отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю

Сообщение о причине отказа направляется заявителю вписьменной форме в течение неболее пяти дней после окончания срока, установленного длярассмотрения заявления.

При получении отказа узаявителя остается дваварианта дальнейших действий:

1. Повторное обращение сзаявлением орегистрации правана участок земли.

2. Обжалование отказа всудебном порядкелибо направление всудискового заявления опризнании права собственности.

Обычно жалоба на действия регистрационного органа состоит из трех частей и обязательного перечня прилагаемых к ней доказательств.

В первой (описательной) части содержатся указания на документ, зафиксировавший отказ в регистрации; вторая (мотивировочная) - доводы заявителя, а также основания, по которым он считает неверным обжалуемое решение; в просительной (третьей) части жалобы выражается аргументированное требование лица, подающего жалобу.

К жалобе, поданной заявителем, необходимо приложить следующие документы:

1. копию обжалуемого отказа;

2. правоустанавливающие документы на землю;

3. документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в указанном законом порядке и размере (если есть необходимость в такой оплате), либо право на получение льгот при оплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки (уменьшении размера госпошлины);

4. копии самой жалобы;

5. доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы представителем (при его участии в процессе), и т. д.

Преимущества привлечения юриста для обжалования отказа в регистрации права собственности на землю

Наша компания, основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику обжалования действий любых государственных органов: при отказе в регистрации права собственности, приватизации, регистрации по месту жительства и т. д. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе рассмотрения жалобы.

Дата публикации: 11.08.2014 08:56 (архив)

Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, а также обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации (официально опубликовано 22.07.2014г на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступление в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования).

Порядок обжалования решений определен главой VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Куда направлять жалобу?

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия), а также в Федеральную налоговую службу, путем подачи жалобы в установленном порядке и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в установленном порядке. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в Федеральную налоговую службу, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу и (или) в суд.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу, и (или) в суд.

Решение, принятое Федеральной налоговой службой, обжалуется в судебном порядке.

Адрес УФНС России по Республике Саха (Якутия):
677018, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.В.Губина, дом 2
Адрес ФНС России:
127381, г.Москва, у.Неглинная, 23

Сроки обжалования в судебном порядке

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Закона №129-ФЗ и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу. Жалоба перенаправляется в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу, в течение трех дней со дня получения жалобы.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом №129-ФЗ.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в Федеральную налоговую службу в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой.

Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
б) сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
в) наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
г) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
д) требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
а) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
б) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Федеральным законом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
д) имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом "д", в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "д".

Рассмотрение жалобы

В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
а) об отмене решения регистрирующего органа;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения в порядке, установленном Законом №129-ФЗ.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.
В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения.

В случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы.

Обращаем внимание, что жалобы на решения, действия (бездействие) регистрирующих органов, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подаются и рассматриваются в соответствии с положениями указанного Федерального закона, Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840, и Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 № 87н.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ заявитель может обратиться с жалобой в регистрирующий орган в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены законодательством;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной законодательством;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Иные обращения, связанные с исполнением налоговыми органами функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Суд по регистрации прав

Адвокат по Недвижимости

Гордон Андрей Эдуардович

Отказ в регистрации прав

Как известно с 1 января 2017 года в Российской Федерации права на недвижимое имущество регистрируются по новым правилам – по закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. №218-ФЗ.

Согласно новому закону отказ в регистрации прав может произойти в момент подачи документов на государственную регистрацию прав или в процессе юридической экспертизы поданных документов. Так согласно пункту 15 статьи 18 закона при подаче документов на бумажном носителе (личное обращение) их могут не принять, если не установлена личность заявителя.

Учитывая, что прием документов на государственную регистрацию прав физических лиц осуществляют многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (МФЦ), фактический отказ в принятии документов физические лица получают в МФЦ.

МФЦ и регистрирующий права на недвижимость государственный орган делает вывод о неустановлении личности заявителя, если в момент подачи заявления на гос регистрацию прав не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или заявитель отказался предъявить документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем, заявителям необходимо учесть, что положения закона позволяют трактовать его расширительно, поскольку основания для отказа в принятии документов на гос регистрацию прав сформированы в виде открытого перечня.

Понятие «установление личности» в самом законе не раскрыто, и регистраторы толкование понятия «установление личности» для гос регистрации прав проводить с учетом Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, а установление личности ностранных граждан — по правилам закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Так согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина РФ единственным документом удостоверяющим личность гражданина РФ с 14 лет является паспорт гражданина РФ.

Какое практическое значение это имеет для гос регистрации прав? — Не стоит для регистрации прав предоставлять водительские права или снилс, или военный билет. По таким документам у вас просто не примут заявление на гос регистрацию.

С паспортом гражданина РФ так же не все просто. Согласно Положению о паспорте гражданина РФ паспорт может быть недействительным, например, если в него внесены отметки, не предусмотренные этим положением (пункт 6 положения). Например, при пересечении границы с Украиной и предъявлении российского паспорта Украинские пограничники ставят в него штампик о пересечении границы, что сразу делает паспорт гражданина РФ недействительным.

Кроме того, российские паспорта заведомо имеют срок действия в зависимости от возраста его владельца (пункт 7 положения):

от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет — бессрочно.

По этому, уже при подготовке к сделке с недвижимостью проверьте свой российский паспорт, и при достижении соответствующего возраста замените его. Органы государственной регистрации прав тщательно следят за действительностью представленных на регистрацию документов, и действительность паспорта является частой причиной отказа в принятии документов.

В отличие от многих государств в России существуют внутренние паспорта и заграничные паспорта, причем правила их выдачи, требования к эти паспортам и срок их действия не совпадают. Важно, что на территории РФ заграничный паспорт гражданина РФ не применяется для удостоверения личности, и при регистрации прав на недвижимость в России загран паспорт у вас не примут.

Более сложная ситуация с удостоверением личности иностранцев. Согласно закону РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» личность иностранца на территории РФ удостоверяется паспортом иностранного гражданина а так же международными договорами. По этому, у МФЦ и у регистрирующего органа появляется дополнительная возможность для усмотрения на стадии подачи документов.

Соответственно, фактически первый этап получения отказа в государственной регистрации прав на недвижимость может быть получен при подаче заявления и документов на государственную регистрацию права в МФЦ или непосредственно в Росреестре.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Основания для отказа в государственной регистрации прав в законе о государственной регистрации сформулированы в самой общей форме и связаны с не устранением причин препятствующих государственной регистрации (статья 27). При этом, в законе отсутствует перечень таких препятствий.

Вместе с тем, в части 1 статьи 26 закона приведен перечень причин из 55 пунктов, которые являются основанием для приостановки государственной регистрации прав. Очевидно именно эти обстоятельства указывают регистраторы Росреестра в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав.

Среди 55 оснований для приостановления государственной регистрации в частности указаны:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

4) право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

8) представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;

9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

Как видно, перечень достаточно широкий и содержит оценочные критерии, что позволяет каждый из пунктов перечня оснований для приостановки государственной регистрации достаточно широко толковать. То есть новый закон о государственной регистрации прав предоставляет регистратору широкое поле возможностей для усмотрения.

Гарантией интересов заявителя государственной регистрации прав является двухэтапная процедура отказа в гос регистрации которая в обязательном порядке должна содержит: 1) приостановку по инициативе регистрирующего органа, и 2) решение об отказе. Каждое из решений и решение о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, согласно статье 28 закона, оформляется в виде отдельного документа.

Обжаловать отказ в регистрации прав

Возможность обжаловать отказ в государственной регистрации прав предусмотрена в статье 8.1 Гражданского кодекса РФ, и с января 2017 года — частью 12 статьи 29 закона «О государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Способ обжалования отказа единственный – судебный.

Суд по регистрации прав

Но это не догма, поскольку действия заявителей при получении отказа каждый раз индивидуальны и зависят от конкретной ситуации. Как было показано выше отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество возможен только после приостановки регистрации, а приостановка допускается только по основаниям, прямо установленным в статье 26 закона. Именно от оснований приостановки и отказа в государственной регистрации права зависят дальнейшие действия заявителей. Мотивы и приостановки и отказа в государственной регистрации права должны быть изложены в соответствующем решении регистрирующего органа. Суд по регистрации прав, фактически, разбирает мотивы принятого государственным органом решения.

Например, если отказ мотивирован не представлением документов, необходимых для государственной регистрации права (п.5 ч.1 ст.26 закона о государственной регистрации недвижимости), то такой отказ может быть связан и с технической ошибкой заявителя (забыли предоставить документ или не знали, что нужно предоставить документ). В этом случае даже в случае отказа у заявителя есть право повторной подачи документов на государственную регистрацию.

В другом случае если одна из сторон договора купли продажи недвижимости уклоняется от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности, Росреестр, как и в первом случае, откажет в государственной регистрации права. Отказывая Росреестр так же обоснует отказ не представлением документов, необходимых для государственной регистрации права и тем же п.5 ч.1 ст.26 закона.

Но во втором случае оспаривать отказ бесполезно, поскольку заявитель действительно не представил необходимые документы, как минимум подписанное продавцом заявление, более того, устранить уклонение второй стороны заявитель самостоятельно не сможет. Такая ситуация преодалевается путем подачи в суд иска о признании права собственности на недвижимость согласно части 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ.

В третьем случае, например при государственной регистрации вновь созданной недвижимости, Росреестр может отказать так же ссылаясь на п.5 ч.1 ст.26 закона и мотивируя не предоставлением документов третьего лица на земельный участок. В этом случае заявитель вправе оспаривать отказ государственного органа именно на основании статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ и части 12 статьи 29 закона 218-ФЗ требуя признать незаконным а потому недействительным решение Росреестра об отказе в государственной регистрации.

Функции Росреестра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимостью – это так называемые административные публичные функции, а споры, возникающие между Росреестром и заявителями при выполнении регистрационных функций являются административными.

  • Если заявитель – организация или предприниматель и созданная недвижимости используется в предпринимательской или иной экономической деятельности, заявитель подает заявление в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оспаривая ненормативный акт государственного органа (Росреестра).

Такие заявления имеют ряд особенностей подготовки и рассмотрения. Заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с даты вынесения решения соответственно о приостановке или об отказе в государственной регистрации права. Существенным отличием заявления в порядке 24 главы АПК РФ от исков при исковом производстве – истец должен доказать только два обстоятельства: 1) Не соответствие решения государственного органа закону, и 2) Нарушение прав заявителя таким решением, или создание препятствий заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, или в возложении на заявителя, нарушение закона, какие либо обязанности (ч.1 ст.198 АПК РФ).

Подготовка заявления, его оформление и прилагаемые документы – в целом, соответствуют правилам подготовки и подачи исковых заявлений. Вместе с тем, к заявлению, согласно статье 199 АПК РФ, должно быть приложено оспариваемое решение.

Существенным отличием рассмотрения заявления в порядке главы 24 АПК РФ является распределение бремени доказывания: согласно ч.5 ст.200 АПК РФ именно на соответствующий государственный орган возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

  • Если заявитель – физическое лицо (не предприниматель), с 15.09.2015г. дела этой категории — возникающие из административных и иных публичных правоотношений в связи с отказом в государственной регистрацией прав рассматриваются в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) судами общей юрисдикции – согласно статье 19 КАС РФ — районными судами.

Требования заявителя по делам об отказе в государственной регистрации права, как правило два:

Основное: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.

Дополнительное: Об обязании Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности .

Производство по административным делам осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства. Так, обращение в суд оформляется административным исковым заявлением, а заявитель именуется административным истцом.

Согласно статье 219 КАС РФ административный иск может быть подан в течении 3-х месяцев с даты нарушения прав заявителя, или с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Вместе с тем, согласно части 3 указанной статьи заявление о признании незаконным решения, действий государственного органа может быть подано в течение 10 дней с даты, когда заявителю стало известно соответственно о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.

В отличие от главы 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не может не принять административное исковое заявление только по причине пропуска срока его подачи. В силу прямого указания части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление должно быть принято судом в любом случае, а причины пропуска подлежат рассмотрению в предварительном судебном заседании. При этом в случае пропуска срока по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления восстанавливается судом.

Решение суда по административному исковому заявлению о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на недвижимость может быть двух видов (часть 2 статья 227 КАС РФ):

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании решения незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца,

и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

  • об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконным.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения о приостановке или об отказе в государственной регистрации права, суд выясняет (статья 227 КАС РФ):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В рамках спора при государственной регистрации права на недвижимость административный истец (заявитель) доказывает только два обстоятельства: 1) нарушение прав и законных интересов заявителя отказом в гос регистрации права на недвижимость, и 2) соблюдение срока подачи административного искового заявления.

Остальное – пункты 3 и 4, доказывает административный ответчик.

Решение суда по административному исковому заявлению вступает в силу в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба (статья 298 КАС РФ).

По сравнению с общим порядком государственной регистрации прав на объекты недвижимости регистрация прав через суд имеет очевидное преимущество – решение суда не подлежит юридической экспертизе регистраторами Росреестра, а значит избавлено от усмотрения чиновников взгляды которых на одни и те же юридические факты иногда существенно отличаются.

В отдельных ситуациях государственная регистрация права собственности через суд – единственная возможность оформить права на недвижимость. Прием судебной регистрации в равной мере применяется как к регистрации прав на вторичную недвижимость, так и для государственной регистрации прав на новостройки.

Записаться на консультацию по вопросу суд по недвижимости вы можете по телефону 8 (495) 518 – 19 – 90.

Добрый день! Хочется получить совет, что делать в следующей ситуации: Организация в апреле 2017 года подала пакет документов необходимый для раздела земельного участка принадлежащего организации на праве собственности на 2 (два) земельных участка и регистрации права собственности на эти два вновь образованные земельные участки. В мае 2017 года получено Сообщение об отказе в государственной регистрации - "в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием объекта недвижимости. В соответствии с Законом о регистрации не допускается осуществление регистрации права на объект недвижимости который не стоит на кадастровом учете. Заявления на постановку на кадастровый учет и на государственную регистрацию права были поданы одновременно. Вместе с тем 03 мая 2017 года принято решение об отказе №47/17-49 в осуществлении кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется одновременно в отношении всех образуемых участков. Вами представлен фрагмент проекта межевания территории в качестве не позволяющем определить площади образуемых и исходного земельного участка.". Полагая, что данный отказ является незаконным организация обратилась в Арбитражный суд сформулировав свои требования следующим образом:

1.Признать незаконным отказ от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на указанный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Получено Определение суда о назначении дела к слушаниям где написано следующее:

Заявителю: правовое обоснование требования об обязании осуществить регистрацию права на вновь образованные участки с учетом указания в оспариваемом отказе на принятие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков; сведения о том, что оспаривалось решение об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков.

Данная формулировка непонятна т.к. в иске под пунктом №1 стоит требование признать незаконным отказ от 03.05.17 №47/17-49 (это отказ в осуществлении кадастрового учета).

Удалось переговорить с судом по данному вопросу. Суд полагает, что нам необходимо обжаловать 2 (два) отказа: отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и отказ в государственной регистрации. И третьим требованием заявлять об обязании осуществить государственную регистрацию.

Вместе с тем отказ в регистрации права был выражен Сообщением об отказе в котором была ссылка только на отказ в кадастровом учете. Т.е. как такового Решения об отказе в регистрации не выносилось. Более того мы полагаем, что признания отказа в осуществлении кадастрового учета незаконным является основанием для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков и для осуществления государственной регистрации.

Вопрос: стоит уточнять исковые требования на:

1.Признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Признать незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации (Сообщение об отказе от 03.05.17 №116).

3.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет 2 (двух) вновь образованных земельных участков и государственную регистрацию прекращения права собственности на исходный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Или достаточно оставить исходные требования?

Публикации по теме