В предмет изучения кпрф входят вопросы. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. кпрф - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической. Субъекты инициативы рефере

Понятие, роль и предмет и метод КПРФ как отрасли российского

КП - одна из отраслей системы производства РФ. Как и любая другая отрасль права, КП представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, охраняющих права и свободы человека и гражданина и упреждающих в этой связи систему органов государственной власти. Исходя из вышеизложенного, смысл КП заключается в нахождении баланса между властью в государстве и свободой человека, и поскольку КП регулирует столь важную, сложную, наиболее конфликтную сферу общественных отношений, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе отраслей права РФ. С КП начинается формирование всей системы национального права, всех его отраслей. Ни одна отрасль права в РФ не может развиваться, если она не находит опоры или поддержки в КП, а тем более противоречит им. Ведущая роль КП проявляется и в том, что КП теснее всех других отраслей права, связана с политикой и политической системой. Власть и свобода в государстве соприкасаются не только в индивидуальном проявлении свободы одного человека, но и через коллективные действия людей, через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании, а затем в функционировании государственных органов. Отсюда острый интерес к развитию КП со стороны самых различных политических сил.

Как и любая отрасль права, КП имеет свой предмет, т.е. это же общественные отношения, которые регулируются нормами КП. По сравнению с другими отраслями, предмет КП имеет свои особенности:

1. КП регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах
жизнедеятельности общества и государства, экономической, политической,
социальной, культурной и др., тогда как другие отрасли права воздействуют на
общественные отношения в какой-либо одной сфере социальной жизни.
Например, предметом гражданского права является только имущество и тесно
связанные с ним личные неимущественные отношения.

2. Особенностью предмета КП является и то, что нормы КП регулируют не все
подряд общественные отношения, а лишь определенный слой, наиболее
важные, главные общественные отношения в каждой из таких сфер. Они
являются системообразующими, составляющими целостность общества через
отношения подобного рода. Возникают такие понятия, как государство, народ,
граждане, власть, демократия. Переходя непосредственно к вопросу о предмете,
необходимо уяснить, что предмет КП охватывает две основные сферы
общественных отношений:

А) отношения между человеком и государством по поводу установления, соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина


Б) отношения по устройству государства и государственной власти, т.е. властеотношения.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В КП эти методы многообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. Выделяют два основных метода:

Императивный - это метод властных предписаний, субординации, основанный на
запретах власти и ответственности

Диспозитивный - метод равноправия сторон, метод координации, основанный на
дозволении.

В свою очередь эти методы подразделяются на следующие способы воздействия:

Дозволение - применяется преимущественно к регулированию правового статуса
личности и гражданина и к определению компетенции государственных органов

Обязывание - этот способ воздействия касается организации государственной
власти и исполнения долга гражданина перед государством

Запрещение - относится к действиям, нарушающим права и свободы человека и
гражданина и посягающим на государственные или общественные интересы.

В целом конституционно-правовые методы и способы воздействия на общественные отношения основываются на властно-императивных началах. Диспозитивный же способ используется реже. Особенностью КП-х отношений являются, достаточно часто встречающиеся, неравенства сторон участников КП-х отношений, подразумевающих подчинение одной стороны другой.

Термин КП происходит от названия политико-правового документа (конституции) и в переводе с латинского «Конституция» означает «устройство, установление». Понятие конституционного права в юридической литературе рассматривается в трех значениях:

· КП – это одна из отраслей права России, которая занимает ведущее место в правовой системе и в этом смысле КП – это систематизированная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

· КП как наука – совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии КП как отрасли права.

· КП как учебная дисциплина – система знаний об отрасли и науке КП, формируемая в образовательных целях.

Предмет КП РФ: КП является отраслью российского права, которое представляет собой систему правовых норм, т.е. систему общеобязательных правил поведения людей и главным содержанием этих норм является охрана основных прав и свобод человека и гражданина и учреждение в этих целях определенную систему государственной власти.

Предметом КП является следующая группы общественных отношений:

o общественные отношения, закрепляющие принципы на которых основано устройство государства и общества и данные принципы получают закрепление в первой главе Конституции. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление в 1 ой главе К РФ «Основы конституционного строя».

o общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина и закрепляют главные принципы положения человека в обществе и государстве. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление во 2ой главе К РФ «Права и свободы человека и гражданина».

o общественные отношения, регулирующие федеративные отношения между РФ и ее субъектами. Конституционные нормы, регулирующие данную сферу общественных отношений получают закрепление в 3ей главе К РФ «Федеративное устройство».

o общественные отношения, регулирующие систему органов государственной власти, органов местного самоуправления, их виды, правовой статус и компетенция. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление в 4ой главе «Президент РФ», в 5ой главе «Федеральное собрание», в 6ой главе «Правительство РФ», в 7ой главе «Судебная власть», в 8ой главе «Местное самоуправление»

Метод КП РФ – совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений. Методы КП бывают двух видов: императивный (метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности; для отношений, которые регулируются посредством этого метода, характерно неравенство сторон - субординация) и диспозитивный (метод равноправия сторон, который основан на дозволениях и праве выбора поведения субъектов). Императивный и диспозитивный методы могут быть подразделены на следующие способы воздействия:



o предписание (позитивное обязывание) - способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершить определенные обязательные юридически значимые действия на условиях, предусмотренных правовой нормой (например, ст. 82 – присяга Президента)

o запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействий. Если предписание обязывает совершить активные действия, то запрет призывает уклониться или воздержаться от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия либо их совершение несовместимо с государственно-правовыми ценностями

o дозволение – способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенных действий или бездействий и которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Конституционное право РФ ведущая отрасль права России, представляющая собой систему правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы Конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

38. Законодательные органы государственной власти субъектов Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской 220 Федерации, избираемым населением соответствующего субъекта. Все основные?ы организации деятельности законодательных (пред­ставительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество де­путатов (представителей), включая работающих на штатной оплачива­емой основе, определяются органами государственной власти респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономной обла­сти, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т.д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черке­сия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Ир­кутская, Кемеровская, Нижегородская области и т.д.), Народный Ху­рал (Республика Бурятия и Калмыкия), Законодательный султан (Эвенкийский автономный округ) и др.

В основном парламенты субъектов Федерации однопалатные, со­стоят не более чем из 50 депутатов. Они избираются на основе всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии сроком не более чем на 5 лет.

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта является правомочным, если в его состав избрано не ме­нее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации определяется их регламентом. Обычно они из­бирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа.

Органы представительной власти субъектов Федерации являются постоянно Действующими, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки?ов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта Федерации:

принятие конституции (устава) субъекта и поправок к ним;

осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

иные полномочия, установленные российской Конституцией и законодательством.

Обязательным является принятие законов субъектов Федерации по таким важным?ам, как: бюджет; основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти; порядок прове­дения референдума и выборов в законодательный орган субъекта Федера­ции, а также выборов высшего должностного лица субъекта; порядок дея­тельности органов местного самоуправления и процедура их избрания; программы социально-экономического развития субъекта; налоги и сбо­ры; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Феде­рации; административно-территориальное устройство субъекта и по­рядок его изменения; схема управления и структура высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации. По иным?ам данный законодательный орган принимает постановления. В 1995-1999 гг. законодательные органы большинства субъектов Феде­рации издали от 150 до 200 законов.

Правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта обладают депутаты, высшее должностное лицо члена Федера­ции, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории дан­ного субъекта Федерации, в соот с его Конституцией (Уста­вом).

Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодатель­ным органом субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта Федерации принимаются большинством голосов от установ­ленного числа депутатов, а Конституция (устав) субъекта Федерации, поправки к ним - большинством не менее двух третей голосов.

Принятый законодательным органом закон направляется для об­народования высшему должностному лицу субъекта Федерации, кото­рый обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, который не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента по­ступления закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта («наложения вето») депутаты большинством не менее двух третей голосов могут преодолеть данное решение. Затем высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано подписать и обнаро­довать региональный закон.

Особую роль в деятельности законодательного органа государст­венной власти субъекта Федерации играют контрольные функции, за­ключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых им за­конов, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный орган государственной власти субъекта испол­няет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирает­ся, однако федеральный закон специально предусматривает случаи до­срочного прекращения полномочий этого законодательного органа. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации назначаются внеочередные выборы, кото­рые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации

Исполнительные органы государственной власти субъекта Федера­ции в пределах ведения России и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую (общероссийскую) систему исполни­тельной власти. Единство этой системы предполагает большую структурно-функциональную схожесть органов исполнительной власти как федеральных, так и региональных, повышенную степень организацион­но-правового взаимодействия и определенную соподчиненность. На основании положений ст. 78 Конституции РФ федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов при взаимном соглашении могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

В соот с конституционным принципом разделения госу­дарственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном, но и на уровне субъектов Фе­дерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет свои полномочия самостоятельно.

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполни­тельной власти, возглавляемая руководителем высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Федерации (его высшим должностным лицом).

Наименование органа исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа и его главы устанавливается соответствующим пред­ставительным (законодательным) органом субъекта: Правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и т.д.), Кабинет министров (Татарстан, Башкортостан), Администрация (Тамбовская, Иркутская области и т.д.). Также различны наименования должностей руководи­телей исполнительной власти субъектов Федерации: Президент (Рес­публики Адыгея, Бурятия, Тыва и т.д.), Глава Республики (Республика Коми), Председатель Правительства (Хакасия), Губернатор (Тверская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и т.д.), Глава админи­страции (Костромская, Новгородская области и т.д). В ряде регионов допускается двойное название: «Глава администрации (губернатор) области» (Ростовская, Омская, Калининградская и т.д), «губернатор (глава администрации) области» (Самарская, Нижегородская). И лишь в Москве - городе федерального значения высшее должност­ное лицо именуется мэром.

В случае если Конституция (Устав) субъекта предусматривает нали­чие высшего должностного лица субъекта Федерации, то данное лицо по должности одновременно возглавляет данный высший исполнитель­ный орган государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта Федерации, на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Срок его полномочий состав­ляет не более 5 лет и не может превышать двух сроков подряд.

В задачи органов исполнительной власти субъекта Федерации вхо­дят исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, законодательства субъ­екта Федерации, разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Основными полномочиями высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Федерации являются: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка и представление на утверждение законодательному органу бюджета и обеспечение его исполнения; формирование иных органов исполнительной власти субъекта Федерации; распоряжение и управление собственностью субъекта Федера­ции; заключение договоров с федеральными органами исполнитель­ной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

осуществление иных исполнительно-распорядительных функ­ций и полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федераль­ными законами, указами Президента, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов Федерации.

Одной из важнейших обязанностей исполнительной власти явля­ется предоставление отчета в установленном порядке по определен­ным?ам (исполнение бюджета, реализация программ социаль­но-экономического развития субъекта Федерации) законодательной власти.

Нормы кп РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие о/о, составляющие основы конст строя, правового положения личности, гос устройства, организации и деят-и органов гос-ва и МСУ. При этом нормы кп могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Н-р, ст. 37 К. РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы кп, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "тп.

Предметом кп являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конст строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устройства и разделения властей, соц и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2. взаимоотношений м/у гос-м и личностью, правовых основ статуса российских гр-н, лиц без гражданства, иностр гр-н, находящихся на территории России, прав и свобод ч-ка и гр-на и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее SS, исключительной компетенции Ф и предмета совместного ведения Ф и SS, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования с-мы органов власти РФ: Президента, ФС, Прав-ва, органов судебной власти, органов власти SS Федерации, а также МСУ.

Конституционно-правовые нормы - это общеобяз-е правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом в целях охраны и регулир-я определенных о/о, кот осущ-ся через конкретные права и обяз-ти и обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

КПН классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

УН - это нормы, закрепляющие право SS осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. ОН закрепляют обязанности SS соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. ЗН - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.



2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

ИН - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения S в применении установленного ими правила.

ДН - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия S с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

МН - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию о/о.

ПН - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели".

Источниками КП РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму кп. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного S Федерации или территории, в пределах которой осуществляется мест/самоупр.

В первой группе особое место занимает Конст РФ.

К числу источников кп, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и ФЗ. В К! предусматривается принятие ФКЗ и ФЗ, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам кп относятся "ФКЗ о референдуме РФ", "ФКЗ о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражд-ве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания РФ" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

К!! республик и уставы должны соответствовать К! России и фз. По отношению к другим нпа, принимаемым органами S Ф., они обладают более высокой юр силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории S, являются такие правовые норм акты, как з-ны, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законод и исполн власти. К источникам относятся и правовые акты представ органов мсу, содержащие КПН, в частности, их уставы (положения).

Среди источников кп следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников кп входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат К! России и ее законам. Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками кп.

2. конституционные отношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация

КПО - это о/о, урегулированные нормами кп. Их содержание составляют права и обяз-ти участников правоотношения.

можно классифицировать прежде всего по S и объекту.

SS кпо являются гос-во, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица мест/самоупр, гр-не, лица без гр-ва и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы РФ (н-р, в процессе референдума).

Объектами кпо могут служить территория гос-ва, гр-во, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать к/о и по другим признакам:

¾ по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

¾ по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

¾ по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юр факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия % на юр акты и юр поступки.

КП России выступает как отдельная отрасль российского права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права - конституционное право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования гос. власти, и гос. устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Наука КПРФ подробно изучает отрасль «КПРФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития КП, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины КП от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней

КПРФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

КП России - ведущая отрасль права РФ. Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основывают на закрепленных КП принципах организации системы власти.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Главным источником КПР является Конституция РФ - базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.

КП, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической и экономической жизни общества.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования КПРФ составляют две основные сферы общественных отношений:

отношения между человеком и государством в РФ (отношения основ конституционного строя России, власти народа в пашей стране, форм и механизмов се осуществления; конституционного статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина);

властеотношения (федеративного устройства Российского гос-ва; статуса РФ и субъектов РФ, их взаимоотношений; административно-территориального устройства субъектов РФ; гарантий развития национальных и межнациональных отношений в РФ; системы, способов формирования, компетенции гос. органов и органов местного самоуправления, а для многих из этих органов - также и порядка (процедур) деятельности).

Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Метод КП – совокупность приемов и способов воздействия на ОО.

Методами КП, как и в любой другой отрасли являются:

императивный метод;

диспозитивный метод.

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом (т.е. властное предписание)

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению (метод равноправия, основывающийся на дозволении)

КП, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

В свою очередь эти методы делятся на способы воздействия:

1)Дозволение – применяется преимущественно к регулированию правового статуса личности, и наделение компетенцией гос. органов. (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач)

2)Обвязывание – организация государственной власти либо исполнение гражданского долга перед государством (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев)

3)Запрещение – действия нарушающие ПиС ЧиГ, или посягающие на государственные или общественные интересы (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций)

Также существуют метод общего нормирования (регулирования) (чтобы отобрать и отразить самые важные положения, характеризующие строй общества и государства) и метод детального регулирования (только соответствующих общественных отношений, напр. выборы депутатов и должностных лиц, статус Президента РФ и т.д.).

Кроме того есть и другие методы КП:

1) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту)

2) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами

3) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП - высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

КПР, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, которые обладают признаками элемента системы, а также структуру последних. Основной элемент системы КПРФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Правовые институты подразделяются на подинституты, нормы. Институты, подинституты тесно взаимосвязаны. Одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.

В системе КП принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина (права и свободы);

Федеративное устройство государства;

Систему гос. власти и систему местного самоуправления (основы избирательного права; институт Президента РФ; законодательная власть; исполнительная власть: местное самоуправление; судебная власть и прокуратура).

Каждый элемент системы отрасли КП, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России. Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - «государственное право». В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Вопрос 2. КП как наука

Наука КП - это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

Наука КП есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о КП как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права РФ, это обширная система знаний. Наука КП РФ опирается на определенную систему источников:

· Труды ученых (отечественных и зарубежных)

· Нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы

· Практика – это процессы на базе действия норм КП РФ.

Предмет науки конституционного права (круг изучаемых проблем и их влияние на общественную жизнь) составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить на; а) нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права; б) регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

Все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т.е. не только
действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих
этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее
время и в будущем;

Не только отдельные нормы, но их объединения, в т.ч. закономерности развития отрасли КП, ее
характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

Властеотношения - отношения, связанные с осуществлением гос. власти; территориальные пределы
осуществления гос. власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами
Федерации, отношения человека и государства;

Конституционно - правовой статус личности, политических партий и других общественных
объединений, различных социальных общностей;

Вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука КП занимает особое место среди других юридических наук, это единственная из правовых наук, которая изучает общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке КП являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Напр., разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль КП в национальных системах права всех современных государств.

Ведущее положение науки КП среди других правовых наук предопределяет и её задачи. Это:

Прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества;

Наука КП РФ изучает действующее КП, его историю, теорию и развитие самой науки о нем.

Раскрывает закономерности российского КП, анализирует содержание его институтов, методы конст-прав. регулирования

Создает правовые концепции, предлагает точные формулировки правовых норм для совершенствования законодательства

Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует сама наука

Изучает эффективность действующего законодательства

Наука изучает статистические данные, показывающие развитие определенных конст-прав.институтов и их тенденции

Среди теоретических концепций, которым наука уделяет особое внимание находятся проблемы:

1) Конст-прав.регулирование собственности

2) Возможности и пределы гос.регулирования и саморегулирования экономики

3) Правовое положение и роль общественных объединений

4) Народный, национальный, государственный суверенитет

5) Государственная власть и власть МСУ

6) Проявление в качестве качеств РФ как демократического, социального, правового, светского гос-ва

7) Унитаризм, автономия, федерализм

8) Народное представительство, формы непосредственной демократии

В науке КП, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, врезультате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли КП, на структуру Конституции. Один из них:

а) общетеоретические вопросы науки и отрасли КП:

б) учение о Конституции;

в) основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);

г) конституционный статус личности;

д) территориальная организация гос. (публичной) власти;

е) конституционные основы системы гос. органов, их организации и деятельности.

С развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

В настоящее же время наука российского КП развивается под преобладающим влиянием Конституции РФ 1993 г., предшествовавшей её принятию отмены действия Конституции РФ 1978 г. Безусловное влияние на развитие науки оказывает практика гос. строительства, практика работы гос. органов, состояние реализации конституционных прав и свобод граждан. Постепенно преодолевается полное отрицание и замалчивание работ советских ученых-государствоведов и безгранично восторженное восхваление работ дореволюционных авторов.

Публикации по теме