Международные юридические лица понятие виды. Юридические лица как субъекты мчп. Теория центра эксплуатации

До XIX в. отсутствовали четкие представления на теоретическом, и на практическом уровнях о понятии института юридических лиц. Одним из первых к научному исследованию понятия юридического лица обратился основатель исторической школы права Ф.К. Савиньи. Его учение вошло в историю под названием «теория фикций» и оказало серьезное влияние на последующие научные исследования.

Е.Н. Трубецкой, утверждал, что «понятие субъекта права вообще не совпадает с понятием конкретного, живого индивида, вследствие такого несовпадения субъектами права могут быть признаваемы учреждения и общества, причем для этого вовсе не нужно прибегать к фикции.75

75 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 168.

Основным критерием при определении правового положения юридического лица является личный закон юридического лица, так как он определяет его государственную принадлежность, «национальность». Национальность - это принадлежность юридического лица к определённому государству. В юридической литературе выделяют следующие критерии для определения национальности юридического лица:

1) теория инкорпорации (личным законом юридического лица является право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано), данного критерия придерживаются страны англо-саксонской системы права;

2) теория центра эксплуатации (личным законом юридического лица является закон места осуществления его основной деятельности);

3) теория оседлости (личным законом юридического лица признается закон места нахождения его административного центра);

4) теория контроля (юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

Законодательство каждого государства закрепляет свои критерии при решении вопроса личного закона юридического лица.

В силу ст. 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации76 личным законом юридического лица является право страны учреждения данного юридического лица. В п. 2 данной статьи приводится перечень вопросов, которые подлежат разрешению в соответствии с личным законом юридического лица: статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, требования к наименованию юридического лица, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства, содержание правоспособности юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам, вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

Правовое положение иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации определяется, во-первых, правилами, установленными законодательством Российской Федерации и, во-вторых, положениями, закрепленными в международных договорах заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

Иностранные юридические лица согласно правилам установленным законодательством Российской Федерации могут на территории Российской Федерации осуществлять хозяйственную деятельность, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правовое положение иностранных юридических лиц содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в Законе «О недрах» 1992г, в Федеральных законах: «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995г., «О соглашениях о разделе продукции 1995г., «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999г.

Инвестиционная деятельность российских юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством иностранных государств и международными соглашениями.

Вопросы, касающиеся порядка осуществления российскими юридическими лицами деятельности на территории иностранного государства, решаются в соответствии с внутренним законодательством той страны, где действует российское юридическое лицо.

На российские юридические лица за рубежом распространяется действие положений международных договоров: договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения, двусторонние договоры о правовой помощи, действующие в отношениях России с другими странами, а также положения местного законодательства.

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора, или законодательства двух и более государств и являются транснациональными корпорациями.

В научной юридической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации не существует. М.П. Бортова пишет, что «ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК. Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны» 77.

К настоящему времени уже сложилась система мирового устройства, при которой транснациональные корпорации контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% - внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре - 90%.78.

Л.А. Лунц, характеризуя ТНК, отмечает: «Совокупность такой вертикальной по признаку подчиненности системы образований не обладает юридически оформленным единством. С правовой точки зрения это - конгломерат юридических лиц различной «национальности»; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных, как сказано, по разным странам, может быть юридическим лицом со своим личным статутом (по признаку места инкорпорации или домицилия)» 79.

Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях – технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.

Следующим видом юридических лиц являются оффшорные компании. Офшор - юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведёт хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран. Для российских фирм одной из главных причин создания офшорных компаний является возможность открыть счет в зарубежном банке, что позволяет получить дополнительные рычаги управления денежными средствами. Деятельность офшорных компаний получила самое широкое распространение в финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, холдинговые структуры.

77 Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 21.

78 Касаткина А.А. Транснациональные корпорации: современной экономико-правовой анализ // Законодательство и экономика. 2013. № 9. С.1.

79 Лунц Л.А. Курс международного частного права: В трех томах. М., 2002. С. 69.

Список литературы

1. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 118-128.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ// СЗ РФ. 2001.№ 49. Ст.4552.

3. Касаткина А.А. Транснациональные корпорации: современной экономико-правовой анализ // Законодательство и экономика. 2013. № 9. С.9-17.

4. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В трех томах. - М.: Спарк, 2002. – 1007с.

5. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - СПб.: Юрид. ин-т, 1998.- 183с.

«Привязанность» юридического лица к определенному государству и его правопорядку именуется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Принадлежность юридического лица к определенному государству и соответственно его правопорядку отличается от гражданства физических лиц.

Критерии определения "национальности " юридического лица 1. 2. 3. места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права; места нахождения его административного (управляющего) центра, который характерен для стран континентальной Европы; места осуществления его деятельности, "центр эксплуатации".

Теория инкорпорации. n Личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано (инкорпорировано).

Теория оседлости (или нахождения административного центра). n Юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр.

Теория центра эксплуатации (или места деятельности). n Юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно проводит производственную (в широком смысле слова) деятельность.

Теория контроля. n Юридическое лицо имеет национальность того государства с территории которого контролируется и управляется его деятельность.

Транснациональная корпорация предпринимательская единица, владеющая или осуществляющая контроль над производством товаров или услуг за пределами страны, в которой она базируется.

Качественные признаки ТНК n n Первым и основным признаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей, является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такой корпорации осуществляется на территории нескольких стран. Вторым важнейшим признаком транснациональных корпораций является то, что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже - двум или нескольким государствам. Третьим признаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией или штаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономической зависимости, обычно системе участий. Четвертый признак транснациональных корпораций - это объединения монополистического капитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестиции за границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы данной страны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровню конкурентоспособности.

n n n Характерные черты российского юридического лица субъекта внешнеэкономической деятельности оно несет самостоятельную имущественную ответствен ность по своим обязательствам; личный статут определяется российским правом; деятельность регулируется нормами принимающего иностранного государства и положениями заключенного с ним торгового договора.

Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля.

Можно разделить на следующие виды: 1. Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансовопосреднические компании, страховые компании); 2. Торгово-посреднического профиля (экспортноимпортные, закупочные, дистрибьюторские и т. п.). 3. Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.

Юридическое лицо - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы: 1) о признании правосубъектности иностранного юридического лица; 2) о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса: "1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении "национальности" юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в прежнем законодательстве. Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет. Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое

На Государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом. Палата регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством государства инвестирования, а также ведет Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

К субъектам международного частного права, относятся юридические лица.

Традиционно в доктрине международного частного права правовой статус юридического лица характеризовался понятиями личный закон и национальность юридического лица.

«Привязанность» юридического лица к определенному государству и его правопорядку именуется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Национальность юридического лица - понятие, которое применяется условно.

Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор. В мировой практике существует несколько основных критериев, позволяющих определить национальность юридического лица. Мы с вами их определяли.

Коллизионная норма о личном статуте носит императивный характер. Государство определяет, как, т.е. согласно какому критерию следует определять личный статут юридического лица. По этому критерию можно судить о юридическом лице как о швейцарском, французском, германском юридическом лице, а это влечет за собой применение норм права соответствующего государства по перечисленным в законе вопросам (является ли организация юридическим лицом, каков объем правоспособности, в каком порядке оно возникает и прекращает свое существование).

По российскому праву в основе определения иностранного юридического лица лежит критерий места его учреждения. Личный закон (статут) юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Согласно этому критерию к иностранным юридическим лицам следует относить компании, учрежденные по закону иностранного государства.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в качестве иностранного инвестора рассматривает иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено.

Гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом, характеризуются тем, что их участниками могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. При этом перечень таких организаций в разных странах устанавливается по- разному. Например, в Великобритании полные товарищества не являются юридическими лицами, в то время как в России они имеют статус юридических лиц. Согласно ст.1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.



Деятельность одних и тех же юридических лиц в различных государствах привела к тому, что они стали именоваться «международными».

Международными юридическими лицами признается те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов - БМР).

«Международными» нередко называют «многонациональные предприятия», сейчас появился термин «транснациональные компании». Такая структура объединяет сотни и тысячи компаний, действующих на территории многих государств, в разных юрисдикциях и в рамках разных правовых режимов. Кроме этого, подавляющее большинство ТНК создано в форме акционерных обществ, акционерами которых выступают граждане десятков государств и акции которых котируются на фондовых биржах в крупнейших финансовых центрах мира.

Необходимо определить правовой статус международных юридических лиц.

Л.А. Лунц выделяет характерную для многонациональных предприятий черту: экономическое единство при юридической множественности. В современной литературе выделяются два подхода к определению национальности транснациональных корпораций или многонацион- нальных предприятий. Первый основан на определении личного статута самой ТНК, второй - на понимании ТНК как множества предприятий, каждое из которых, имеет свой личный статут. Первый подход к определению национальности ТНК заключается в том, что личным статутом такой корпорации является закон страны места ее учреждения. Такой подход был распространен до 80-х гг. прошлого столетия. Он применялся как к ТНК, признаваемым международными корпорациями в силу участия в них своим капиталом иностранных юридических лиц, так и к ТНК, имеющим разветвленную сеть филиалов, дочерних компаний и представительств в иностранных государствах.

К первойгруппе транснациональных корпораций (ТНК) относятся тресты и концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу, так как они принадлежат капиталу нескольких государств. В качестве примера можно привести англо-итальянский концерн резинотехнических изделий «Данлоп-Пирелли».

Во-втором случае, речь идет о монополиях, национальных по своему капиталу, но международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций в США принадлежат «Дженерал моторз». В странах Западной Европы крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются «Фольксваген»(Германия), «Филипс» (Нидерланды), «Бритиш Петролеум» (Великобритания), «Нестле» (Швейцария).

В настоящее время к ТНК, состоящим из множества дочерних компаний, применяется понимании ТНК как множества предприятий, каждое из которых, имеет свой личный статут. При этом подходе дочерняя компания рассматривается как юридическое лицо, являющееся частью ТНК, чей личный статут определяется в соответствии с национальным правом того или иного государства. Выделение двух подходов к определению национальности ТНК позволяет регулировать деятельность многонациональных («международных»), или транснациональных корпораций (ТНК) исключительно в рамках международного частного права.

Одним из способов устранения таких коллизий и противоречий является унификация критериев определения национальности юридических лиц в рамках международных организаций (Европейского Союза, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития), а также путем заключения многосторонних международных договоров, главным образом на региональном уровне.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государство.

Юридическое лицо это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несёт обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

  • разрешительный;
  • явочно-нормативный;
  • явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определённого вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Для оценки правового положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий, к какой категории лиц оно относится:

1) к «своим», т. е. принадлежащим к данной стране, или 2) к «чужим», т. е. к другому государству.

Важным фактором для уточнения гражданско-правового статуса иностранных юридических лиц в МЧП является то обстоятельство, что на них воздействуют две регулирующие системы: 1) система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «своим», и 2) государство, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).

Представления личного закона в своё время были перенесены и на юридические лица, вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия «национальности» и «оседлости». Категория «национальности» применительно к юридическим лицам является условной, неточной. Однако она не вызывает возражений, если стоит задача отграничения отечественных правосубъектных образований от иностранных. Например, в ОАЭ на основании Закона о компаниях № 8 от 1984 г. 51 % акций компании, создаваемой на территории ОАЭ, может владеть только физическое или юридическое лицо отечественного правопорядка. Следовательно, наиглавнейшая задача – выяснить, о местном или иностранном субъекте права идёт речь.

Двусторонним международным договором может быть установлено, что юридическим лицам, принадлежащим к договаривающимся государствам, предоставляется на основе взаимности национальный режим (либо режим наибольшего благоприятствования) для целей осуществления деятельности на территории другого договаривающегося государства. В этом случае также необходимо разграничить: 1) «своих», т. е. национальных юридических лиц, 2) иностранных, т. е. принадлежащих к договаривающемуся государству, 3) «чужих», т. е. принадлежащих к недоговаривающимся государствам.

Принцип наибольшего благоприятствования один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение «наибольшее благоприятствование». Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключён торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключён торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Для современной договорной практики нашего государства характерны некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определённых таможенных союзов. Например, торговое соглашение с Индией от 10 декабря 1980 г. В соглашении, в частности, предусматривалось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касаться преимуществ, которые были предоставлены или которые могут быть предоставлены в будущем одним из правительств соседним странам в целях облегчения приграничной торговли; преимуществ, которые Индия предоставила или может предоставить в будущем одной или нескольким развивающимся странам в связи с её участием в каком-либо соглашении по развитию торгово-экономического сотрудничества развивающихся стран; льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и (или) зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран.

Договорная практика Российской Федерации в торговых отношениях с другими странами исходит из принципа наибольшего благоприятствования и к применению национального режима в области торговли относится, в общем, отрицательно. Предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании. Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретения и товарные знаки.

1. Понятие и сфера действия личного закона юридического лица. Основные приемы определения «национальности» юридического лица, их преимущества и недостатки. Критерии определения личного закона юридического лица (доктрина «инкорпорации», доктрина «оседлости», доктрина «центра эксплуатации», доктрина «контроля»).

2. Международные юридические лица и проблемы определения их правового статуса.

3. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ. Правовое положение филиалов и представительств иностранных юридических лиц в РФ.

4. Правовое положение российских юридических лиц за границей.

Затрагивая вопрос о правовом положении юридического лица в МЧП, необходимо отметить, что в современных гражданско-правовых кодификациях, как правило, не содержится четкого определения термина «юридическое лицо» . Можно назвать признаки юридического лица, которые характеризуют его как субъект права: 1) организационное единство; 2) имущественная обособленность; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) возможность выступать в гражданском обороте, а также истцом и ответчиком в суде от собственного имени.

Правовое положение юридического лицакак субъекта МЧП также определяется по его личному закону (lex societatis) . Данный тип коллизионной привязки означает применение права того государства, которому принадлежит юридическое лицо. По нему определяются право- и дееспособность юридического лица, порядок совершения сделок его органами, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Определение государственной принадлежности юридического лица требуется также для установления налогового режима, решения коллизионных вопросов, обращения за дипломатической помощью и т.п. Необходимо иметь в виду, что к юридическому лицу неприменимы понятия «гражданство» и «место жительства». Можно говорить о «национальности» или «национальной принадлежности» юридического лица. Эти понятия в разных странах определяются по-разному. Существует четыре основные доктрины определения принадлежности юридического лица.



1. Доктрина «оседлости» , согласно которой личным законом юридического лица признается закон места нахождения его административного центра (то есть органа управления).

Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание на место его пребывания. Эта доктрина получила широкое распространение во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и ряде других стран континентального права. Определение личного закона на основании этой доктрины удобно, поскольку место пребывания организации легко проверить (по торговому регистру), и следовательно, не возникает проблем по поводу получения сведений о право- и дееспособности организации.

2. Доктрина «центра эксплуатации» , согласно которой личным законом корпорации считается закон места осуществления ее основной деятельности.

Сторонники применения этой доктрины немногочисленны. Действительно, если в качестве основного критерия определения личного закона юридического лица взять «центр эксплуатации», то совершенно не будет учтен тот фактор, что коммерческая деятельность организации (заключение договоров и других сделок), порождающая юридические обязательства, совершается в центре управления. Более того, компания может обладать несколькими местами осуществления «основной деятельности» в разных странах с равным объемом осуществляемых операций, например транснациональные корпорации (далее по тексту ТНК). Явные недостатки этой доктрины послужили основной причиной ее непризнания в Англии, США и континентальной Европе, хотя она была одобрена многими французскими учеными.

3. Доктрина «инкорпорации» , согласно которой личным законом юридического лица является право государства, где создано данное юридическое лицо. Наибольшее распространение данная доктрина получила в странах англо-американской системы права. Наша страна также придерживается данной доктрины (ст. 1202 ГК РФ). Существенным недостатком является отсутствие связи между законом места образования компании и законом места осуществления ее деятельности и, следовательно, возможность невыполнения тех требований, которые предусмотрены законодательством страны, где юридическое лицо осуществляет свою практическую деятельность (например, при создании организации в оффшорной зоне).

4. Доктрина «критерия контроля» , возникшая в военное время, согласно которой национальность юридического лица определяется с учетом многочисленных аспектов, характеризующих корпорацию. К числу таких аспектов относятся такие факторы, как национальность акционеров, директоров, служащих, рабочих; национальность держателей ценных бумаг; национальность патентов или товарных знаков, которые корпорация использует по лицензии, и т.п. Однако у всех названных критериев также имеются свои недостатки. Члены одного акционерного общества могут обладать различной национальностью. Аналогичная ситуация может возникнуть и при привязке к национальности акционерного капитала, использовании технологии, состоящей из процессов, запатентованных в нескольких странах. Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также существование несовпадающих коллизионных привязок в праве различных государств привели к необходимости определения национальности юридических лиц посредством заключения двухсторонних международных договоров (в частности, договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций).

Иностранные юридические лица организуются на территории принимающих государств в различных разрешенных национальным законодательством организационно-правовых формах. Однако соблюдение требований законодательства при организации юридического лица с участием иностранного элемента не всегда является достаточным условием для разрешения деятельности такого юридического лица на внутреннем рынке. Необходимо, чтобы юридическое лицо было признано субъектом права и допущено к осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности. В большинстве стран такое признание становится действительным без какого-либо специального административного акта со стороны государства, где юридическое лицо предполагает осуществлять свою деятельность. Такое положение существует в Великобритании, где суды признают существование любого юридического лица, если оно создано надлежащим образом по законодательству страны места государственной регистрации юридического лица. В то же время французское и германское право выдвигают определенные дополнительные условия. Во Франции для признания иностранного юридического лица необходимо издание специального приказа. В Германии специальный административный акт требуется для иностранных юридических лиц, которые не занимаются торговой деятельностью. Для торговых компаний германское законодательство более либерально и не требует специального признания. Надо иметь в виду, что признание иностранного юридического лица не превращает его в национальную (местную) компанию. Оно лишь рассматривается в признавшем его государстве как юридическое лицо.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности регулируется внутренним законодательством принимающего государства и будет рассмотрен в отдельной теме об иностранных инвестициях.

Достаточно интересной и весьма сложной в МЧП является проблема определения правового статуса так называемых международных юридических лиц, получивших в настоящее время весьма широкое распространение. Международные юридические лица, в частности ТНК, имеют филиалы и дочерние предприятия практически по всему миру. Причем данные филиалы и дочерние предприятия регистрируются как самостоятельные юридические лица по национальному законодательству принимающих стран. Это означает, что ТНК, являясь экономически единым механизмом, с юридической точки зрения представляет собой множество юридических лиц, зарегистрированных в разных странах и являющихся субъектами национального права этих стран. Данное положение существенно осложняет контроль за деятельностью ТНК. Регулирование статуса и деятельности ТНК в настоящее время осуществляется на основании многостороннего международного договора о ТНК, подписанного в марте 1998 года. Определенные усилия предпринимаются также и странами Латинской Америки. К примеру, можно назвать два важных документа, принятых странами-участницами Андского пакта: решение № 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий» и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала».

Публикации по теме