Куда жаловаться на неправильные начисления ЖКХ? Верховный суд разрешил не платить за ЖКХ тем, кто не платит «из принципа Исковое заявление неправильном начислении квартплаты

У заявительницы П. с 2-х счетов в Сбербанке (весной 2014) и с 1 счета в ВТБ (декабрь2013) были списаны денежные средства на общую сумму 26 026,43 р. Обратившись в банк, она узнала, что денежные средства списаны по требованию судебных приставов-исполнителей, а обратившись к приставам, узнала, что судом в отношении нее выдан судебный приказ (от 15.08.2013). Обратившись в суд осенью 2014 г., П. получила судебный приказ, по которому она обратилась с заявлением о его отмене в суд и 23.09.2014 г. судебный приказ был отменен. После этого П. обратилась в РОСП с заявлением о возврате взысканных с нее сумм (заявление от 14.10.2014 г.), ответа на которое ей не поступало, деньги не возвращены, а устно в РОСП ей пояснили, что денег не вернут.

Вопрос заявительницы : как добиться возврата взысканных с нее сумм, и на основании чего определяется её величина (26 026,43 р.)?

Ответ юриста.

В ходе беседы и уточнения обстоятельств дела выяснилось следующее.

Заявительнице с 2001 по 2013 год принадлежала квартира, с июня 2011 по июль 2012 года в доме, где находится квартира, способом управления домом был выбрано ТСЖ и коммунальные платежи в этот период П. вносила в ТСЖ. Затем была смена способа управления домом и жителями была избрана управляющая компания «ХХХ», которая с середины 2013 г. в платежных документах стала указывать задолженность по оплате коммунальных услуг П. в размере 24 323,77 р. В июне 2013 году П. квартиру продала, при этом сведений о наличии у нее задолженность за коммунальные услуги ни от кого не было.

После продажи квартиры П. через соседей и новых собственников жилья получила три квитанции о наличии у нее задолженности, все три квитанции ссылаются на разные лицевые счета, на разные суммы, две квитанции от ООО «УУУ», одна от ООО «ХХХ». При этом в мае 2013 года П. получила определение суда о том, что в гражданском процессе рассматривается вопрос об уступке права требования от ООО «ХХХ» к ООО «УУУ», указаны дата, время и место заседания. П. на заседание не ходила, что за дело на тот момент не знала.

В последующем, в результате обращения в различные инстанции П. узнала, что 15.08.2013 г. был выпущен судебный приказ в отношении нее о взыскании 24 323,77 р. долга за коммунальные платежи. П. приказ не получала, истцом выступало ООО «ХХХ», в результате уступки прав требования в судебном процессе была произведена замена стороны исполнительного производства - взыскателя с ООО «ХХХ» на ООО «УУУ».

06.06.2014 г. вынесено Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в отношении П. в связи с исполнением исполнительного документа. 23.09.2014 г. мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 15.08.2013 г.

Заявительница представила документы, подтверждающие вышеуказанные факты.

Во-первых, ей необходимо разобраться с долгами за коммунальные услуги. Хотя судебный приказ и отменен, если имеется сумма заложенности, ООО «ХХХ» сможет взыскать ее в исковом порядке. Поскольку у П. отсутствуют документы о смене управляющей компании и о расчетах ТСЖ с поставщиками коммунальных услуг, ей предложено обратиться в ООО «УУУ» за сведениями об оплате или неоплате ТСЖ коммунальных услуг в период 2011-2012 г. Также, поскольку ТСЖ управлялось председателем, в случае появления информации об отсутствии платежей в пользу ресурсоснабжающих организаций, обратиться с заявлением в полицию.

Во вторых, относительно действий судебных приставов. Судебный приказ, вынесенный о взыскании задолженности по коммунальным платежам, является незаконным с момента вынесения, так как ГПК РФ не предусматривает такого основания для выдачи судебного приказа. Но поскольку он уже отменен, обжаловать его не нужно.

В соответствии со ст. 128 ГПК РФ судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. П. судебный приказ не получала. Таким образом, поскольку документ, на основании которого велось исполнительное производство, отменен, следовательно, исполнительные действия совершены незаконно.

К тому же в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» «… лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой…». П. к судебному приставу не вызывалась, ей не предоставлялся срок для добровольного исполнения.

При этом путем расчетов определено, что сверх суммы долга, с П. взыскан исполнительский сбор в размере 1 702,66 р., что так же является незаконным в свете вышеизложенного.

Таким образом, действиями суда и судебных приставов П. причинен ущерб на сумму 26 026,43 р.

В соответствии с гражданским законодательством вред возмещается при наличии вины причинителя вреда (ст. 1064, 1069 ГК РФ). Ст. 60 ГПК РФ определяет допустимость доказательств, т.к. вину судьи можно установить только приговором, вступившим в законную силу, обратиться в суд за возмещением вреда, причиненного виновными действиями суда, невозможно. Поскольку в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, возмещается за счет средств казны, надлежащим ответчиком по делу будет являться ФССП России - как главный распорядитель бюджетных средств (ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) в лице Управления ФССП России по Удмуртской Республике, а вред будет возмещаться за счет средств казны РФ.

Поскольку П. подала заявление в РОСП о возврате ей списанных денежных средств 14.10.2014 г., срок, установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не истек, официального ответа нет. П. разъяснено, что в случае отказа РОСП вернуть списанные денежные средства, после истечения вышеуказанного срока она может обратиться в суд с исковым заявлением.

Юристом составлен и передан проект следующего искового заявления.

«В … районный суд г. Ижевска

Истец: П. (адрес, телефон)

Ответчик: ФССП России в лице УФССП России по Удмуртской Республике (адрес, телефон)

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц.

23.09.2014 г. Мировым судьей судебного участка (№…) было вынесено определение об отмене судебного приказа от 15.08.2013 г., что подтверждается копией указанного определения.

В ходе исполнения судебного приказа, отмененного 23.09.2014, по постановлению РОСП с моих счетов в ОАО «Сбербанк России» и АКБ ВТБ были списаны денежные средства: со счета №. . . р.; со счета №. . . р.; со счета №. . . р.

Всего на общую сумму 26 026,43 р., что подтверждается выписками с банковских счетов.

Считаю, что денежные средства списаны с моих счетов незаконно, т.к. судебный приказ, на основании которого возбуждено исполнительное производство, отменен.

Судебные приставы нарушили действующее законодательство, в том числе ст. 24, п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не известив меня о возбуждении исполнительного производства и не предоставив срок для добровольного исполнения.

О том, что я являюсь должником по исполнительному производству, я узнала, только обнаружив, что с моих счетов списаны денежные средства, поскольку о вынесении судебного приказа я также извещена не была.

Судебные приставы-исполнители не информировали меня о намерении осуществить меры принудительного исполнения, и вообще никакой информации у меня не было.

Поскольку судебный приказ от 15.08.2013 г., на основании которого денежные средства были списаны с моих счетов, отменен, считаю, что действия судебных приставов причинили мне вред в размере 26 026,43, из которых 24 323,77 р. - сумма, взысканная по отмененному судебному приказу, а 1 702,66 р. - сумма исполнительского сбора.

В ответ на мое заявление, направленное в РОСП 14.10.2014 г., мне поступил ответ (номер, дата), которым оказано в возврате незаконно списанных с моих счетов денежных средств, что подтверждается копией заявления и ответа РОСП.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Считаю, что денежные средства в размере 26 026,43 р. являются моими убытками, возникшими в результат незаконных действий должностных лиц ФССП России, подлежащими возмещению за счет средств казны РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 15,1069, 1071 ГК РФ, ст. 56, 131, 132 ГПК РФ,

Взыскать с ФССП России убытки в размере 26 026,43 р. за счет средств казны РФ.

Приложения:

1. Копия искового заявления и прилагаемых документов.

2. Квитанция об оплате государственной пошлины.

3. Копии документов, подтверждающих доводы истицы.

(дата, подпись)»

Уткина Ирина Вячеславовна, главный специалист-эксперт Управления Федерального Казначейства по УР

Консультация была дана в ноябре 2014 г.

Узнать действующие расценки можно в коммунальной службе или в интернете на специализированных сайтах. Также стоимость одной единицы услуги указывается в .

Индивидуальные приборы учета

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2012 года все граждане должны были приступить к установке счетчиков.

Видео: ошибки в расчетах платежей за ЖКУ

Приборы устанавливаются для учета ресурсов:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • электричество.

В одной квартире может быть установлено несколько счетчиков (например, для учета воды в туалете и отдельно в кухне).

Также возможен монтаж приборов учета отопления, но они эксплуатируются преимущественно в новых домах.

Как проверить законное начисление коммунальных платежей

При возникновении сомнений в правильности начисления квартплаты следует воспользоваться своим законным правом на доступность информации.

Через интернет

Порядок действий:

  1. Зайти на сайт ФСТ.
  2. Перейти во вкладку «Калькуляторы».
  3. Внимательно ознакомиться с текстом и перейти к расчету.
  4. Заполнить данные.
  5. Получить расчет.

Полученный расчет не всегда точен. Он проводится по тарифам, предоставленным органами исполнительной власти в ФСТ.

Если показания в платежке и на мониторе компьютера отличаются значительно, то стоит обратиться в управляющую компанию для получения разъяснений.

В управляющей компании

Чтобы проверить правильность начисления квартплаты через УК, нужно подать письменное заявление.

Оно пишется в двух экземплярах — одно передается на рассмотрение, второе с подписью принимающего остается у потребителя.

В заявлении указывается суть обращения. Писать можно в свободной форме.

Если нет возможности обращаться в управляющую компанию очно, допускается подача претензии в электронном виде.

Управляющая компания обязана отреагировать на обращение потребителя в течение 20 дней.

Если ответ отправляется в электронном виде, то срок сокращается вдвое. В нем должны быть отображены сделанные расчеты, результаты проведенного перерасчета.

Если потребителя не устраивает ответ, он вправе обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию.

Как сэкономить на оплате?

Способы:

Выходя из комнаты выключать свет
Менять прохудившийся кран, текущий смеситель всего одна капля в минуту способна растрачивать несколько литров воды в месяц, заставляя платить значительно больше
Для отделки использовать материалы с низким процентом теплопотерь это позволит сэкономить на электричестве в период холодов, когда в комнатах будет тепло без подключения дополнительного оборудования
Использовать энергосберегающие лампочки не оставлять приборы включенными в режиме ожидания. Такие мелочи позволяют экономить до 300 рублей в месяц
Бережно относиться к бытовым приборам своевременно делать замену техники
Оформить если есть на это основания. Они предоставляются , и другим категориям

Самый действенный способ экономии — это установка счетчиков.

Информация в квитанции

В ней указывается:

На основании действующего законодательства, жилищно-коммунальные услуги предоставляются населению по тем тарифам, которые регламентированы органами государственной власти. Когда выполняется расчет, учитывается количество человек, прописанных в квартире, площадь помещения и показания счетчиков.

Важно! Неправильное начисление коммунальных платежей, по мнению руководства служб, исключено, поскольку все манипуляции автоматизированы, и подсчет выполняет калькулятор.

На деле люди сталкиваются с тем, что в платежке указывается сумма, превышающая стоимость услуг ЖКХ. Чтобы не переплачивать за тарифы, пользователи должны знать, куда обращаться, если неправильно начисляют квартплату.

Как действовать при обнаружении ошибки?

Оплату коммунальных услуг обязаны осуществлять владельцы квартир полностью в период, установленный действующим законодательством. Управляющая компания или другая подобная организация, в свою очередь, должна предоставлять в полном объеме качественные услуги и производить правильные расчеты квартплаты.

Важно! Претензии со стороны пользователей возникают, если плата за коммунальные услуги превышает стоимость тарифов или цифра больше той, которая была в прошлом месяце. Если по ЖКХ выполнили неправильный расчет, нужно обратиться в соответствующую организацию.

Управляющая компания

Начисление квартплаты часто осуществляет расчетный центр. Такие манипуляции осуществляет компьютер, а не работники, но это не снимает ответственность с фирмы, если в платежке возникли ошибки. Если указана неправильная сумма, потребитель вправе жаловаться руководство. Отстаивать свои права гражданин может следующим образом:

  • узнать, какой размер платы по тарифам установлен на момент произведения расчетов;
  • сверить данные счетчика, указанного в квитанции, с показаниями самого прибора;
  • обратиться в УК лично или по телефону с целью исправления ошибки.

Если руководство предприятия отказало в перерасчете и сделало это незаконно, то пользователь имеет право подать жалобу в соответствующие органы.

Узнать действующие тарифы на квартплату можно в УК или ТСЖ.

Можно также узнать информацию в интернете.

Если неправильное начисление платы за коммуналку произошло из-за того, что пользователем были неверно указаны данные счетчика, то он должен обратиться в компанию с заявлением с просьбой выполнить перерасчет. После этого потребитель получит в день обращения на руки квитанцию с новыми данными или в следующем месяце придет платежный документ с урезанной суммой.

Органы контроля и надзора

Если неправомерные действия компании привели к ошибке в платежки и не признает своей вины, то потребители имеют право подать жалобу в соответствующие органы, контролирующие деятельность предприятий ЖКХ:

  • Роспотребнадзор. Следует обращаться, если ошибка расчета платы была допущена по вине организации.
  • Государственная жилищная инспекция. Помогает разобраться с перерасчетом квитанции, если неправильное начисление произошло по вине пользователя при неверном указании данных счетчика.

Прокуратура

Если УК неверно начислила квартплату и не делает перерасчет, то можно обратиться в прокуратуру. Эта организация пресекает любые нарушения закона.

Важно! Прокуратура сможет разобраться – правильно или неправильно выставлен счет. Если в ходе расследования выяснится, что подсчет тарифов был выполнен неверно, прокуратура выпишет предписание УК, обязывающее устранить ошибку. Оно подлежит обязательному исполнению.

После этого потребитель получит правильную квитанцию с адекватными тарифами.

Суд

Пользователь может обратиться с исковым заявлением на УК в суд. Здесь владелец жилья может получить не только перерасчет ЖКХ, но и компенсацию за моральный вред. Минус такого обращения заключается в том, что доказывать правильность своего требования будет истец. Для этого придется обращаться за помощью к профессионалам, поскольку представлять интересы УК будет юрист.

Для подачи иска требуется следующий пакет документов:

  • документы собственника квартиры;
  • платежки об оплате коммуналки;
  • копии заявлений в УК и решений, принятых на их основании;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Обновление статьи 157

Правительством РФ в январе 2017 года было внесено изменение в статью 157 ЖК Российской Федерации. Законопроект определяет тарифы коммуналки. Ранее была принята еще одна поправка. В ней регламентируется ответственность предприятий жилищного хозяйства за неправильное начисление по квитанциям и некачественные услуги.

Качество услуг и порядок расчета тарифов

В отредактированной статье говориться, что к качеству услуг будут предъявлены новые требования:

  • за перерывы в предоставлении услуг организации вменяется в обязанность выполнение перерасчета и выплата штрафа в пользу потребителей;
  • за некачественные услуги на организацию налагается штраф, и компания обязана сделать перерасчет квитанций;
  • расчет платы за квартиру выполняется на основании свидетельств приборов учета, которые потребитель указывает в квитанции, а если таковые не были установлены или пользователь , подсчет делается опираясь на действующие нормативы с возможностью применения повышенных тарифов.

Газ

Счет на газ начисляется на основании показаний приборов учета. Установка счетчиков на данный вид услуги не является обязательной в жилых помещениях, где не котла и газовой колонки, поэтому не во всех квартирах они установлены.

Важно! В этом случае расчет осуществляется по нормативам на каждого жильца, прописанного в квартире. Если в течение месяца происходили перебои с поставками газа, то владельцы квартир, в которых нет счетчика, могут подавать заявление на перерасчет, если его не сделала УК. В пользу потребителей с предприятия будет удержан штраф.

Электричество

Расчет за электроэнергию выполняется на основе показаний индивидуальных счетчиков и приборов общедомовых за места общего пользования для многоквартирных домов. Несоответствие в платежке может возникнуть из-за неправильного расчета общедомовых показаний. Если неверно посчитали данные, в следующем месяце пользователи могут рассчитывать на меньшую сумму в чеке.

Вода

Подсчет за пользование горячей и холодной водой осуществляется по показаниям двух счетчиков. Тарифы регламентированы Постановлением Правительства за номером 354, которое было принято 06.05.2011 года. Если пришла квитанция с завышенными суммами, можно обратиться с жалобой в Роспортреб надзор.

Отопление

Счет за отопление выставляется, исходя из площади отапливаемого помещения. Ошибка возникает, когда неверно рассчитали площадь. Необоснованное завышение платы происходит и в том случае, если теплоноситель в системе имеет температуру ниже нормы, или тепло подается с перебоями.

Коммунальные услуги

Важно! Если услуга оказывается некачественно, организация не может применять тариф за квартплату в полном объеме. Наказание за завышение счета регламентируется ФЗ РФ.

На организацию налагают штраф, и пользователи оставляют за собой право расторгнуть соглашение с этой компанией.

Компенсация за неверную платежку

Если ошибочное начисление квитанции произошло по вине УК, то наказать организацию вправе контролирующий орган. На компанию налагается штраф, размер его составляет 50% от суммы, которая была начислена сверх меры.

Когда неправильная квитанция приходит один раз, пользователи закрывают глаза на факт нарушения. Это часто влечет за собой то, что неверное начисление делают и второй раз и более. Чтобы такая ситуация не возникла, при первом обнаружении нарушения рекомендуется обратиться в УК или контролирующий орган, чтобы был выполнен перерасчет. Нельзя также самостоятельно изменять данные в платежке. Самовольные действия приведут к начислению пени.

Даны разъяснения по рассмотрению судами споров по оплате услуг ЖКХ и жилья гражданами-собственниками и нанимателями (по соцнайму) в многоквартирных домах.

Затронуты общие вопросы нормативного регулирования, некоторые процессуальные моменты.

Разобрана структура платы за жилье и коммунальные услуги, правила ее определения, внесения, перерасчета (в т. ч. в период временного отсутствия проживающих).

Отмечено, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме вносится независимо от факта пользования таковым (например, лифтом). Отсутствие письменного договора у собственника с управляющей организацией также не освобождает от внесения данной платы.

По ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы. Подчеркивается, что снижение платы возможно вплоть до полного освобождения от нее.

Кроме того, в таких случаях граждане могут предъявлять требования по Закону о защите прав потребителя.

Факт неоказания или ненадлежащего оказания услуг можно подтвердить не только актом, составленным исполнителем. Могут быть приняты во внимание любые допустимые ГПК РФ доказательства (в т. ч. показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта).

Поясняется, что платить за жилье и услуги ЖКХ нужно, даже если не соблюдена письменная форма договора соцнайма. Причем члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность при неоплате.

Лицо, принявшее жилье от застройщика, платит за содержание такого помещения и услуги с момента его передачи ему по акту (иному подобному документу).

Выделены некоторые нюансы, связанные с оформлением и выставлением квитанций на оплату. Подчеркивается, что потребителя не могут обязать получать квитанцию на оплату только в бумажном или только в электронном виде.

Рассмотрены вопросы предоставления мер соцподдержки в этой сфере.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 г. Москва "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Общие положения

1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

2. Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Органы местного самоуправления, например, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

3. На отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

Процессуальные вопросы

4. Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и 23, главы 11, 12 и 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

5. Требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 121, абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).

В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен (статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного, производства.

6. При определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

7. По общему правилу, требования о взыскании задолженности по оплате нанимателями (собственниками) жилого помещения и коммунальных услуг рассматриваются по месту жительства ответчика (статья 28 ГПК РФ).

Иски нанимателей (собственников) могут также предъявляться в суд по месту жительства или по месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (часть 7 статьи 29 ГПК РФ).

8. При определении круга лиц, имеющих право на обращение в суд с требованиями, связанными с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, судам следует учитывать, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением на основании и в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

9. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:

Плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);

Плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).

10. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 ЖК РФ)).

От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (часть 9 статьи 156 ЖК РФ).

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.

11. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

12. Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

13. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.

В частности, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

14. Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

15. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 ГК РФ.

16. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

17. Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).

18. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 статьи 162 ЖК РФ).

19. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

20. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 ЖК РФ).

21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

22. При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»).

Внесение платы

23. По договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

24. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

25. Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ).

В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (статья 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

26. У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

27. Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).

По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

28. В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

29. Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).

30. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190-192 ГК РФ).

31. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).

На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

32. В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).

В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).

33. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3-6.1, 7, 7.1, 8-10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

34. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

35. Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

36. При выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, части 1, 1.1 и 7 статьи 162 ЖК РФ).

Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (части 3-7.1, 8-10 статьи 155 ЖК РФ, статья 10 и пункт 1 статьи 408 ГК РФ). В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.

37. Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

38. По смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.

39. Пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 ГПК РФ).

40. Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

41. К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Меры социальной поддержки

42. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13-15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

43. По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Следует учитывать, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации, а иностранным гражданам только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 12 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

44. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6-12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Так, иной порядок учета доходов граждан установлен пунктом 7 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки ее нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

45. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

46. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

47. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

С проблемой необоснованного увеличения коммунальных платежей может встретиться каждый россиянин, тем более что разобраться в распечатанных в квитанции многочисленных цифрах не так просто. Причин неправильного применения тарифов ЖКУ может быть несколько – от обычной халатности, до сознательных виновных действий сотрудников коммунальных служб.

Как поступить, если были и нарушен их порядок, к кому обращаться за восстановлением своих прав в случае несогласия, можно ли наказать виновных лиц и получить компенсацию за излишне уплаченные суммы?

Как должны начисляться коммунальные платежи

В состав жилищно-коммунальных услуг входит оплата за:

  • техническое обслуживание дома и находящегося в нем оборудования;
  • вывоз мусора;
  • проведение капремонта;
  • отопление помещений;
  • использование газа;
  • электроэнергию;
  • водоснабжение и водоотведение;
На каждую группу услуг формируется свой тариф, который затем периодически корректируется Правительством РФ.

В соответствии с нормами жилищного законодательства наниматели и собственники жилого помещения должны полно и своевременно оплачивать коммунальные услуги не позднее 10 числа, следующего месяца. Если было принято решение общего собрания ЖСК или ТСЖ или был заключен договор с управляющей компанией (УК), то сроки оплаты могут меняться.

Базовые тарифы устанавливаются Правительством РФ и корректируются в зависимости от региона. С учетом времени суток могут применяться дифференцированные и одноставочные фиксированные тарифы. Предъявляемые к оплате окончательные суммы рассчитываются при помощи компьютерных систем.

Ошибки при начислении платежей за использование ЖКУ могут возникать в случаях:

  • сознательного неправильного начисления с целью завышения тарифов или включения в квитанцию несуществующих услуг;
  • неправильного применения тарифных ставок или ошибок при вводе данных в систему расчета.
Если вы вдруг обнаружили неправильно начисленную квартплату, то можете подготовить соответствующее заявление, в котором следует обозначить требование о перерасчете.

Куда обращаться при неправильном начислении квартплаты?

Жилищный кодекс РФ и иные нормативные акты устанавливают обязанность каждого гражданина, независимо от того, является ли он собственником или нанимателем жилого помещения, в полном объеме оплачивать все коммунальные услуги.

Сотрудники управляющей компания или предприятия ЖКХ, в свою очередь, обязаны не только правильно рассчитывать коммунальные платежи, но и оказывать услуги соответствующего качества.

Заявление в управляющую компанию

Если УК обслуживает несколько домов, то функции по начислению платежей передаются в расчетный центр. Всей полнотой информации о предоставленных услугах и действующих тарифах обладает руководство УК.

Обратите внимание!

Перед подготовкой претензии нужно ознакомиться с действующими именно в вашем регионе на момент расчета тарифами и внимательно проанализировать показания счетчиков учета воды, газа, электрической и тепловой энергии на дату начисления платежей.

В установленные законом сроки (от 10 до 30 дней) председатель УК должен дать ответ на ваше обращение.

Если руководство УК объяснить произведенные расчеты и не собирается производить перерасчет, то следует подготовить официальную в контролирующие органы.

Практически во всех регионах местными органами власти еще открыты горячие линии, куда можно позвонить и попытаться разобраться в применяемых тарифах и правильности произведенных начислений.

В процессе разбирательства может выясниться, что ошибка была допущена по вине владельца или нанимателя помещения, неправильно указавшего данные счетчиков. В этом случае может быть выписана новая квитанция или произведен перерасчет, а излишне насчитанная сумма пойдет в зачет будущих платежей.

Жалоба в контрольно-надзорные органы

Если УК неправильно применила тарифы или не учла предоставленные законом льготы, то подать жалобу на такие действия следует в территориальное отделение Государственной жилищной инспекции.

При отказе в предоставлении коммунальных услуг или в случае неправильного расчета, вызванного некачественным оказанием услуг, жалобу нужно подавать в Роспотребнадзор.

Жалоба в прокуратуру

Сотрудники прокуратуры осуществляют общий надзор за соблюдением норм законодательства. Если вам отказали в рассмотрении жалобы в управляющей компании, в Роспотребнадзоре или в Госжилинспекции, то вы вправе обратиться за разрешением вопроса в территориальное отделение прокуратуры. Это особенно актуально в случае явного нарушения закона со стороны коммунальных служб или неправильного начисления коммунальных услуг, приведших к отмене льгот.

Обратите внимание!

Если в процессе проведения проверки будет установлено, что ваши аргументы обоснованы, то сотрудники прокуратуры направят в адрес УК или иных организаций предписание об устранении нарушений норм законодательства. Требования прокуратуры должны быть в обязательном порядке исполнены.

Подать жалобу в один из этих органов вы можете не только во время личного посещения и передачи должностному лицу, но и путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о его получении.

Новая редакция 157 статьи ЖК РФ

В 2015 году в статью 157 ЖК РФ были внесены изменения, касающиеся новых правил ответственности предприятий ЖКХ за ненадлежащее качество услуг и неправильно произведенный расчет. С января 2017 года в нее были внесены еще и нормы, связанные с определением размера и порядка расчета платы за коммунальные услуги.

Параметры качества и порядок определения расчета за коммунальные услуги

Статья 157 ЖК РФ предоставляет право потребителю коммунальных услуг:

  • рассчитывать на проведение перерасчета в случае, если предоставление услуг осуществлялось с превышающими нормативную продолжительность перерывами. В этом случае предприятие ЖКХ дополнительно уплачивает потребителю штраф;
  • рассчитывать на перерасчет и получение компенсации в случае предоставления некачественных услуг;
  • ежемесячно оплачивать услуги на основании показаний счетчиков. В случае их отсутствия оплата производится на основании нормативных показателей с учетом применения повышающих коэффициентов.

Правила расчета

Каждый из видов предоставляемых коммунальных услуг предусматривает специальные правила расчета платежей и определения их качества.

Услуги водоснабжения

Плата за воду рассчитывается на основании показаний приборов учета по утвержденным Правительством РФ тарифам. Для доказательства неправильно начисленных платежей следует обратиться в Роспотребсоюз или в Госжилинспекцию.

Услуги за пользование газом

Платежи за газ исчисляются на основании показаний счетчика. Если они отсутствуют, то за основу берутся нормативные показатели на каждого проживающего в помещении человека. Если возникли длительные перерывы в поставках газа, то у потребителя возникает право обратиться за снижением размера платы, а также потребовать уплаты штрафа.

Услуги за пользование отоплением

Тарифы на отопление помещения рассчитываются по аналогии с оплатой за пользование водой. За основу берется размер отапливаемой жилой площади. Если обслуживающая дом компания неправильно применила тарифы, неверно использовала размер жилплощади, допустила перерыв в подаче воды или уменьшила температуру теплоносителя ниже допустимых норм, то это будет основанием для возврата денег или уменьшения платежей за отопление или подогрев воды.

Услуги за пользование электричеством

Платежи за электроэнергию начисляются на основании показаний внутриквартирного или общедомового счетчика. При завышении тарифов, особенно это относится к показаниям общедомовых счетчиков, потребитель вправе обжаловать действия поставщика энергии непосредственно в надзорных органах или в суде.

Услуги по содержанию дома

Общедомовое имущество в многоквартирном здании обслуживается УК или назначенными ТСЖ сотрудниками. Законом установлен обязательный перечень таких услуг. Управляющая компания по соглашению с собственниками имущества может сформировать перечень дополнительных услуг. Если хотя бы одна из этих услуг выполняется ненадлежащим образом, то потребитель вправе потребовать или досрочного прекращения договора, или перерасчета платежей.

В некоторых случаях защитить свои права можно путем обращения в надзорные органы, которые обяжут управляющую компанию исполнить взятые на себя обязательства, сделать перерасчет и вернуть незаконно удержанные деньги.


В соответствии с нормами ст. 157 ЖК РФ обслуживающая компания, нарушившая перед потребителем услуг свои обязательства или допустившая ошибку, обязана:

  • произвести перерасчет и возвратить незаконно удержанные деньги;
  • выплатить потребителю услуг штраф. Его размер составляет 50% от суммы превышения.

Обратите внимание!

Штрафные суммы не перечисляются на счет потребителя услуг, а будут использоваться в счет погашения задолженности. Эти суммы указываются в квитанции отдельно.

Чтобы задействовать указанные меры ответственности, наниматели или собственники жилых помещений подают заявление в адрес поставщика коммунальных услуг.

Судебные споры со службами ЖКХ

Если требования потребителя услуг не были удовлетворены УК, то потребитель может, после подачи жалоб в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор, обратиться за разрешением спорного вопроса в суд общей юрисдикции.

Подать иск в суд можно и сразу, без обращения в надзорные органы.

В суде вы сможете обжаловать любые действия обслуживающих компаний ЖКХ, но доказательство в этом случае ложится на истца. Владельцам жилья или арендаторам нужно будет сослаться на нормы закона, которые были нарушены, и предоставить обоснованный расчет суммы коммунальных платежей, которые были удержаны.

Исковое заявление надо отправить по месту нахождения ответчика. В иске вы должны обязательно:

  • указать данные сторон (истца и ответчика);
  • описание суть нарушения со ссылкой на нормы законодательства;
  • изложить требования о проведении перерасчета, выплате штрафа и компенсации морального вреда.
Если управляющая компания не позволяет вам ознакомиться с расчетами на ту или иную услугу, то в суде можно ходатайствовать об их принудительном предоставлении.

К исковому заявлению нужно приложить:

  • документы, которые подтверждают право владения или собственности на жилое помещение;
  • квитанции о начислении и оплате коммунальных услуг;
  • копию заявления в УК или надзорные органы;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Все документы нужно подать в двух комплектах, второй из которых потом будет направлен поставщику коммунальных услуг. О начале рассмотрения иска истец и ответчик оповещаются судом, после чего дело рассматривается в течение нескольких месяцев.

Резюме

Если управляющая компании или иной поставщик коммунальных услуг не выполняют свои обязанности или делают это спустя рукава, то реагировать на это лучше незамедлительно. Тем более, если вы видите, что коммунальные платежи были начислены и рассчитаны неправильно. Следует составить свою претензию, направить ее в соответствующую инстанцию и дождаться ответа. Если проблему решить мирным путем не удалось, необходимо составить иск и подать его в суд общей юрисдикции. Обратившись за помощью к опытным юристам нашей компании, вы получите квалифицированную консультацию и сможете вернуть неправильно начисленные коммунальные платежи.

Публикации по теме