Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Инна Александровна КузнецоваГосударственное и муниципальное управление: конспект лекций Объект и пре

Осмысление содержания институтов государственного и муниципального управления связано с определением понятия «управление » и «социальное управление ». Наука государственного и муниципального управления представляет собой целостную систему знаний об общих явлениях и закономерностях, организации и деятельности государственного и муниципального управления. Ее предметом является публичная власть, структура и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Публичная власть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Публичная власть обладает верховенством в решении вопросов государственного значения. Особенностью публичной власти является непременное наличие принуждения и санкционных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления. Ее распоряжения обязательны для исполнения.

К публично-правовым образованиям в Российской Федерации относятся государство и муниципальные образования, что определяется особенностями государственного и социально-экономического устройства. Территориальная общественное самоуправление не является публичной властью, а представляет собой добровольные объединения граждан по месту жительства для решения вопросов местного значения, то есть не обладает признаками публичной власти.

Существуют различные классификации социального управления. Виды социального управления определяются по субъекту управления. Например, социальное управление, субъектом которого является государство в лице органов государственной власти и управления и их должностных лиц, осуществляющее управленческую деятельность в установленном законами порядке - государственное управление. Под управлением понимаются различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта, что означает, оно имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию. С точки зрения кибернетики – науки об управлении, управление - это целенаправленное воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает системы управления государства и муниципальных образований, обеспечивает их функционирование в соответствии с закономерностями их существования и развития. Государственное управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у государства.

Социальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления на основе форм прямого волеизъявления граждан, в целях их самоорганизации в целях решения вопросов местного значения, определяется как местное самоуправление. В лице органов местного самоуправления, должностных лиц, оно классифицируется как муниципальное управление . Городские и сельские поселения и другие муниципальные образования, осуществляют функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), поэтому они не входят в систему органов государственной власти, хотя они обладают властными полномочиями, то есть функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ).

Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком и узком значении. В широком смысле – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых государственных органов всех ветвей власти, а также государственных служащих. В узком (организационно-правовом) смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемая системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Государственное управление следует рассматривать в узком значении, так как именно в организационно-правовом смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. В производственных отношениях оно во главу угла ставит форму собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения государство не должно допускать чрезмерной монополизации отдельными лицами или группами решающих средств производства, так как она приводит к резким контрастам богатства и бедности.

Сущность социального управления раскрывается через триаду свойств: целеполагание, организация, регулирование, поэтому основными областями науки государственного и муниципального управления является аппарат (механизм) государственного и муниципального управления, а именно:

    организационная и функциональная структура государственного и муниципального управления;

    конституционно-правовые основы деятельности органов государственного (муниципального) управления;

    полномочия органов государственной и муниципальной власти и их разграничение по уровням управления;

    публичная служба (государственная и муниципальная служба, кадровая политика);

    характер и направленность взаимодействий ветвей власти в процессе управлении;

    управление бюджетом и бюджетным процессом;

    организация планирования, включая стратегическое;

    управление информационными потоками и информационные технологии, используемые в государственном и муниципальном управлении;

    нормативная деятельность государства (правотворчество и правоприменение) и др.

Особенности, характеризующие государственное управление в узком понимании:

а) государственное управление – это конкретный вид деятельности по реализации единой государственной власти, имеющий функциональную и компетентностную специфику, осуществляемый исполнительно-распорядительными органами государственной власти (органами управления);

б) суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании, умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм);

в) государственное управление – это подзаконная деятельность административного, исполнительно-распорядительного характера. Органы управления осуществляют проведение в жизнь законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти, используя юридически властные полномочия, т.е. распоряжаясь они исполняют законы;

г) государственное управление – это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Атаманчук Г.В. в основу классификации видов управления положил источник и потенциал власти субъекта управления. Он выделяет:

    государственное управление (это наиболее важный, всеохватывающий и властный вид управления);

    местное самоуправление – это подвид государственного управления в демократическом обществе, субъектом которого являются жители населенных пунктов и административных территорий;

    менеджмент (руководство предприятия, фирмы, руководящий орган); общественное управление;

    групповую саморегуляцию;

    целесообразное поведение человека .

К особым свойствам государственного управления можно отнести:

    наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами

    наличие у субъекта управления властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти и распространяется на все общество;

    масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов;

    право государства на применение в процессе управления методов принуждения.

Субъектами государственного и муниципального управления в широком смысле слова являются система органов государственного управления и местного самоуправления, политические партии, общественные, профессиональные движения, союзы, ассоциации, объединения, лоббисты, СМИ, коммерческие и некоммерческие организации, граждане государства. В узком смысле - непосредственные субъекты государственного и муниципального управления представлены законодательными, исполнительными, судебными и контрольными органами на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

Объекты государственного управления, исходя из сущности, содержания и задач государственного и муниципального управления, сформулированных выше, можно класси­фицировать по следующим основным при­знакам:

Принадлежность объекта к той или иной форме общественной собствен­ности (федеральная, собствен­ность субъекта Фе­дерации, муниципальная);

Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (потребля­ется внутри страны, региона, муниципального образования, имеет межрегиональное потреб­ление, экспортная продукция и др.);

Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социаль­ные, экологические и другие процес­сы в регионе;

Место и роль в воспроизводстве условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и куль­туре, социальной защите и поддержки).

Государственная власть как особая разновидность социальной власти и имеет следующую структуру: субъект власти (государство, население), объект (на кого именно направлена власть), отношения, возникающие по поводу власти, регламентирующие правила, нормы. Это – это политическая власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. К характерным признакам государственной власти относят:

- публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

- универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

- верховенство – свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

- законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

- легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

- легальность – соответствие действующего законодательства Конституции Российской Федерации;

- использование системы налогов ;

- использование государственного принуждения - легальное употребление силы с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

- деление всего населения только по территориальному признаку .

Общие и специфические функции государственного управления – это конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. По содержанию, характеру и объему воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организацию, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. К общим функциям относят:

Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности;

Разработку и реализацию политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

Управление государственным имуществом и предприятиями, организациями и учреждениями государственного сектора;

Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

Осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой (прямое воздействие на объект управления) и регулируемой (опосредованное воздействие на объект регулирования) сферах.

Специфические функции государства отражают особенное содержание отдельных воздействий государства. Например, финансирование, налогообложение, лицензирование, аккредитация, регулирование труда и заработной платы, кредитование и др. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов. К ним относят обеспечение законности, подготовку и повышение квалификации кадров управления и др. В число основных задач государственного управления входят:

- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятель-­

ности населения, высокого уровня и ка­чества жизни;

- экономическая и социальная трансформация хозяйства страны и ее ре­гионов;

Анализ, прогнозирова­ние и программирование национального и ре­гионального развития;

- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления эко­номической базы региона и муниципальных образований;

- обеспечение экологической безопасности в стране и ее регионах, заши­та окружающей среды;

- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической поли­тики;

Создание и развитие рыночной инфраструктуры и др.

В основе построения органов власти лежит принцип разделения властей (фр.sеparation des pouvoirs, лат.trias politica) - принцип, согласно которому государственная властьдолжна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви:законодательную,исполнительнуюисудебную. Впервые этот принцип был впервые предложенДжоном Локком, а введён в научный оборотШарлем-Луи де Монтескьёв 1748 году. В соответствии с ним выделяют 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкойзаконодательства. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти -парламент. Например, в России законодательная власть представлена двухпалатнымФедеральным Собранием, в которое входят Государственная думаиСовет Федерации, в регионах - законодательными органами (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть, а монарх или президент, исполняет в основном представительские функции и не располагает реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть осуществляет в разных государствах исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительно-распорядительная деятельность - вид деятельности государственных органов исполнительной власти и органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований и подразделений их аппарата), направленной на организацию исполнения законов. В необходимых случаях она сопровождается принятием в рамках закона нормативных правовых актов (постановлений, распоряжений и др.). Например, в распоряжении государственной и/или муниципальной собственностью и в распорядительных действиях, адресованных субъектам управления ею: должностным лицам и гражданам, вступающим в общественные отношения в данной сфере. В зависимости от территориального масштаба деятельности и административнотерриториального деления страны органы исполнительной власти делятся на центральные (федеральные), субъектов РФ (республик, краев, областей) и местные (муниципальные).

Судебная власть – это власть , основной функцией которой является правосудие. Правосудие (юстиция) – вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть. Под судебной властью также понимается деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона. Структура судебных органов в России, например, судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства и основана на системе принципов, характеризующих отдельную грань правосудия: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; осуществление правосудия на началах равенства всех граждан перед законом и судом; обеспечение права на судебную защиту; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность правосудия (открытости судебного разбирательства); защита законных интересов личности; состязательность и равноправие сторон при рассмотрении дела в суде; родной (национального) язык судопроизводства. Систему федеральных органов судебной власти образуют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также другие федеральные суды.

Выделение контрольной власти в качестве самостоятельной условно. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы. В России статус этих государственных органов определяется как система органов, не входящих в структуру ни одной из трех ветвей власти.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рассматриваются понятие, сущность государственного управления, типы и формы государства, органы государственной власти, структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, судебная власть, система органов местного самоуправления и многое другое.
Для студентов экономических ВУЗов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления

1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Государственное и муниципальное управление, Конспект лекций, Кузнецова И.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Субъект и объект муниципального управления Структура субъекта муниципального управления
  • Структура объекта муниципального управления
  • 1.3. Цели и задачи муниципального управления
  • Главная цель муниципального управления
  • Цели муниципального управления
  • Формирование “древа” целей муниципального управления
  • Задачи муниципального управления
  • 1.4. Законы, закономерности и принципы
  • Муниципального управления
  • Законы, используемые и учитываемые
  • В муниципальном управлении
  • Закономерности муниципального управления
  • Принципы муниципального управления
  • 1. Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.
  • 2. Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
  • 3. Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.
  • 5. Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.
  • 6. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
  • 7. Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.
  • 8. Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.
  • 9. Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления.
  • 10. Принцип государственной гарантии муниципального управления.
  • 1.5. Связь теории муниципального управления с другими науками
  • Лекция 2. Основы муниципального управления
  • 2.1. Исторические основы муниципального управления
  • 2.2. Правовые основы муниципального управления
  • 2.3. Организационные основы муниципального управления
  • 2.4. Финансово-экономические основы муниципального управления
  • 2.5. Территориальные основы муниципального управления
  • Лекция 3. Технология муниципального управления
  • 3.1. Функции муниципального управления
  • Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
  • Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами
  • Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  • Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
  • 3.2. Методы муниципального управления
  • Экономические методы муниципального управления.
  • Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.
  • Социально-психологические методы.
  • 3.3. Процесс муниципального управления Сущность и содержание процесса муниципального управления
  • Особенности и эффективность управленческих решений.
  • Лекция 4. Организация муниципального управления
  • 4.1. Управление муниципальным хозяйством
  • 4.2. Управление муниципальным имуществом
  • 4.3. Управление муниципальными финансами
  • 4.4. Управление социально-культурной сферой
  • 4.5. Управление развитием муниципального образования
  • 4.6. Управление муниципальным персоналом
  • Лекция 5. Основные направления муниципальной политики
  • 5.1. Муниципальная политика в экономической сфере
  • 5.2. Муниципальная политика в социальной сфере
  • 5.3. Муниципальная политика в политической сфере
  • 5.4. Муниципальная политика в духовной сфере
  • Лекция 6. Обеспечение муниципального управления
  • 6.1. Информационное обеспечение
  • 6.2. Техническое обеспечение
  • 6.3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
  • Лекция 7. Развитие муниципального управления
  • 7.1. Стратегическое планирование
  • 7.2. Стратегическое управление
  • 7.3. Управление по результатам
  • 7.4. Маркетинг в муниципальном образовании
  • 7.5. Логистика в муниципальном образовании
  • 7.6. Территориальное общественное самоуправление
  • Система территориального общественного самоуправления
  • Тос в системе местного самоуправления
  • Выгоды от территориального общественного самоуправления Для субъекта федерации:
  • Для муниципального образования:
  • Для населения самоуправляющейся территории:
  • Выборы органов тос
  • Выборы председателя сос Полномочия органов тос
  • Направление и уровни развития тос
  • Эволюция тос
  • Бюджет тос
  • Лекция 8. Муниципальные системы зарубежных стран
  • 8.1. Англосаксонская муниципальная система
  • 8.2. Французская (континентальная) муниципальная система
  • 8.3. Коммунальное самоуправление в Германии
  • Лекция 9. Эффективность муниципального управления
  • 9.1. Показатели эффективности муниципального управления
  • 9.2. Методы повышения эффективности муниципального управления
  • Темы рефератов, курсовых и дипломных работ Темы рефератов:
  • Темы курсовых работ:
  • Темы дипломных работ:
  • Основные термины и понятия
  • Контроль – функция управления, процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
  • Использованная и рекомендуемая литература:
  • Приложение Раздел “Самоуправление. Муниципальное управление” комплексной программы социального развития “Нижегородский край – XXI век”
  • Васильев Алексей Алексеевич Муниципальное управление
  • 603000, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 5-а, тел./факс (831 2) 333 673
  • 3 Воронин а.Г., Лапин в.А., Широков а.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М. Монф. 1997 г..
  • Лекция 2. Основы муниципального управления

    2.1. Исторические основы муниципального управления

    Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

    В раннем средневековье происходило становление новых институтов городского самоуправления. В Новгороде и Пскове – это система вечевых собраний, посадник, тысяцкий, сотские, старосты.

    В XYI веке становление губного и земского самоуправления осуществлялось путем жалования уставных грамот отдельным административно-территориальным единицам. Губные и земские избы можно рассматривать как зачаточные формы местного территориального самоуправления. Уставные грамоты регламентировали порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей.

    Дальнейшее оформление населения в самоуправляемое сословие обусловили реформы Петра 1. В 1699 году была создана Бурмистерская палата (Ратуша). В ее состав вошли бурмистры, которые избирались посадским населением, прежде всего купечеством. Палата объединила управление посадскими и торговыми людьми. На местах аналогично создавались земские избы.

    Реформой городского самоуправления 1718-1724 гг. были созданы магистраты как органы управления определенной общественной территориальной единицы города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправления. Магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегали город от пожаров, пристраивали гуляк и нищих, осуществляли государственные сборы и контролировали уплату пошлин, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела. В 1734 году города получили права юридического лица, что создало реальные возможности для горожан добиться финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.

    Правовую основу развития городского самоуправления определила “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”, изданной Указом Екатерины II в 1785 г. Она определила основным субъектом городского самоуправления “общество градское” (городское собрание), которое составляли городские обыватели. Оно собиралось один раз в три года по инициативе губернатора для рассмотрения его предложений, связанных с развитием города и направлениями деятельности губернской администрации в ближайшие годы.

    Текущие вопросы жизни города решали общая дума и шестигласная дума. Общая дума была представительным органом, а исполнительно-распорядительные функции исполняла шестигласная городская дума, избираемая городской думой.

    Развитию местного самоуправления дали толчок земская и городская реформы Александра II. Городовое положение (1870 г.) предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: а) городская дума; б) городская управа; в) городской голова – председатель городского самоуправления. В отличие от земств выборы в городские думы осуществлялись без учета сословности на основе имущественного ценза. Становление земского и городского самоуправления означало переход от сословного к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления.

    После 1917 г. судьба земских и городских учреждений была решена, сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году все завершилось ликвидацией земских и городских органов местного самоуправления.

    Наступил период советов – нового института местного управления, основанного на демократическом централизме.

    Организация местной власти в советский период

    Ликвидация старых органов самоуправления производилась на основе циркуляра НКВД, в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов.

    Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

    В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти . Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

    Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР насчитывалось свыше 50 тысяч, а в РСФСР – около 28 тысяч местных Советов.

    Вопросы своей компетентности местные Советы рассматривали на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась один день. На время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Решения, принимаемые Советом на сессии, подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.

    Местные Советы избирали из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов.

    Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

    Местные Советы, за исключением поселковых и сельских, образовывали отделы и управления исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

    Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

    В своей деятельности депутаты обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать наказы населения избирательного округа и добиваться их реализации. Депутаты отчитывались о своей работе перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. Депутат мог быть отозван по решению большинства избирателей округа.

    Высшим организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм , допускающий формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющийся в жесткой централизации и концентрации государственной власти.

    В соответствии с данным принципом в ведении вышестоящих Советов сосредотачивалось нормотворчество и планово-регулирующая деятельность. Вышестоящие Советы руководили деятельностью нижестоящих. Решения вышестоящих были для них обязательны. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.

    Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов. Исполнительные органы были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень централизации государственного управления и прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.

    Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался и действовал под их руководством. Наиболее важные вопросы должны были решаться депутатами на сессиях Советов. Кроме того, депутаты избирались в состав исполнительных комитетов, в различные постоянные комиссии Советов, а также вели работу в своих избирательных округах. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов и управлений, постоянных комиссий и других органов, образуемых местными Советами. Местный Совет был вправе рассмотреть вопрос о реализации своих решений и принять необходимые меры в целях их исполнения.

    Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали: а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии; б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах; в) контроль за деятельностью Советских органов по реализации партийных директив.

    Местные Советы находились также в зависимости от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам. Однако практика советской работы была такова, что аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников. Такое отношение переносилось и на постоянные комиссии, и на Совет в целом. На сессиях практически не выбирались наиболее оптимальные пути решения проблем, а просто утверждались заранее подготовленные решения, в которые не вносились какие-либо существенные добавления и поправки. При этом надо учитывать, что сессия местного Совета проходила в течение одного дня. Поэтому она превращалась в формальную процедуру прохождения подготовленного аппаратом решения. Аппарат исполнительного комитета готовил первую организационную сессию Совета нового созыва, а также по существу и все последующие сессии. Он организовывал и проводил учебу депутатов. Все это способствовало непомерному возрастанию роли исполнительных органов в ущерб выборным, что сказывается до сих пор на всех уровнях власти.

    В апреле 1990 года был принят закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления. В соответствии с этим законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты. Данный Закон ввел понятие “коммунальная собственность”. К коммунальной относилось имущество, передаваемое безвозмездно, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.

    В июле 1991 года в РСФСР был принят Закон “О местном самоуправлении в РСФСР”, на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования новой системы местного самоуправления в Российской Федерации.

    "

    Т е м а 1. Теоретические основы государственного управления.

    Теория возникновения государства. Школы государственного управления. Логика экономической деятельности государства, характеристика стадий.

    Понятие и функции государства, признаки государства. Содержание, субъекты и объекты государственного управления. Элементы системы государственного управления, принципы формирования системы государственного и муниципального управления. Уровни власти, форма (виды) государства. Эффективность функционирования органов государственного управления

    Теории возникновения государства.

    1.Теологическая теория.

    Возникновение государства объясняется волей Бога.В современных условиях эта теория видоизменилась и нашла выражение в христианско-демократической концепции государства.(Г.Гегель 18-19 века)

    2.Теория общественного договора, контрактная теория государства.

    Государство-это результат договора между суверенными властителями и поданными.Эта теория определяет социальное предназначение государства. (Эпикур 3 век до н.э.)

    3.Теория насилия.

    Согласно этой теории, государство возникло в результате военных завоеваний и политического насилия,которые в итоге приводят к углублению социального неравенства; образованию классов и эксплуатации.

    4.Антропологическая теория.

    Данная теория о возникновении государства указывает на то, что государственная форма организации коренится в самой природе человека (Аристотель 4 в до нэ)

    В наилучшей форме: монархия, аристократия, умеренная демократия

    В наихудшей:тирания, олигархия, охлократия (власть толпы)

    5.Патриархальная.

    Согласно патриархальной теории,государство возникло в процессе механического соединения родов в племена,затем племен в целостности до государственных образований.

    6.Марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс)

    Общество делится на классы,в свою очередь государство отражает интересы господствующего класса.Образование частной собственности приводит к общественному неравенству,в результате чего общество разделяется на онтогенетические классы (противоположные друг другу);господствующий класс создает государство для подчинения неимущих.

    7.Либерализм (М.Тэтчер начало 20 века)

    В основе лежит свобода личности,защищенная правами частной собственности,а гарантом является государство.

    8.Неолиберализмпризнает свободу личности,но не увязывает с трудовой теорией стоимости.В 19 векена смену теории стоимости приходит неоклассическая экономика,которая базируется на предельной производительности и полезности.та теория получила второе рождение после Второй Мировой войны (концепция монетаризма).Согласно этой теории,свободе личности угрожало государство и его стремление контролировать все сферы человеческой деятельности,что приводит к потребности в ограничении государственного влияния для предотвращения экономического кризиса.

    9.Встроенный либерализм (40ые годы 20 века).

    В рамках этой теории ограничена деятельность большого бизнеса государством.Государство не только планировало бюджет,но и владело многими отраслями промышленности.

    10.Неолиберализм.

    На смену встроенного либерализма в конце 60х годов 20го века приходит неолиберализм,который предполагает полное освобождение капитала от таких ограничителей как государство и социальные институты.

    Школы государственного управления.

    Наука государственного управления возникла в древнем Китае,далее получила развитие в античные времена.Однако,фактически это направление связывают с развитием университетов в Австрии,где читали дисциплины камеральных наук,иначе говоря науки государственного управления.Создание школы администрации связано с тем,что в 19 начале 20го века государство выполняло преимущественно охранительные функции.В связи с этим стала развиваться наука об административном прав,которая рассматривала совокупность правовых норм,предназначеных для урегулирования взаимоотношений,связанных с деятельностью органов государственного управления. В США наука административного права является основной и по сей день.

    Основоположник американской школы управления обосновал необходимость высокого профессионализма в системе государственного управлении;сформулировал требования к подбору государственных служащих,разработал модель «административной эффективности» ,предложив использовать в гос управлении методы организации и управления,которые применяются в частном бизнесе.

    Школа поведенческих наук сфере гос управления сформировалась на базе развития социологии и психологии с целью повышения эффективности человеческих ресурсов организации (А.Маслоу)

    Школа количественного подхода управления связана с внедрением в науку управления метода точных наук.

    Подходы в управлении.

    Процессный подход в управлении предполагает, что управление-это совокупность процессов, то есть работ по подготовке и принятию управленческих решений, а также контроль за их исполнением.

    Системный подход в управлении - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

    Ситуационный подход (кейсовый) предполагает, что центральное место занимает ситуация,как конкретный набор обстоятельств,оказывающая значительное влияние в конкретный период времени.

    Этапы становления науки о государственном управлении.

    I.Конец 19го 20ые годы 20го века (М.Вебер,В.Вильсон)

    II.1920-1950 (А.Файоль,А. Маслоу)

    III.с 1950-современное время

    Модели эффективного государства.

    1.Рациональная бюрократия (М.Вебер,В.Вильсон)

    2.Новое государственное управление.

      Гос служащие могут проявлять инициативу на рабочем месте

      Акцент на клиенто-ориентированную деятельность гос органов

      Открытость и прозрачность гос службы

      Новые способы оплаты служебной деятельности на основе оценки эффективности и результативности

    Форма гос-ва.

    Форма гос-ва отвечает на вопросы о том,на каких принципах и как территориально построена гос власть, а также создаются органы гос власти,их взаимосвязь и методы взаимосвязи.

    В зависимости от развития исторических событий меняется форма государственного строя.

    З составляющих:

    1.Форма правления-порядок образования и организация высших органов гос власти,их взаимоотношений друг с другом и с населением.

    Существует 2 формы правления: монархия и республика (президентская и парламентская)

    2.Форма государства- внутренняя,национально территориальная организация государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

    Существует 3 формы:

      унитарное- форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования

      Федеративное-форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

      Конфедерация (союз суверенных гос-в)

    3.Политический режим отражает уровень демократического развития; методы осуществления политической власти,итоговое политическое состояние в обществе,которое складывается в результате взаимодействия различных политических сил.

    2.Тоталитарный - политический режим, стремящийся к полному (тотальному ) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

    3. Демократический -политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

    Функции государства.

    Функции гос-ва- основное направление деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в них отражается социальное предназначение.

    Классификация:

    1.В зависимости от продолжительности действия (постоянные,временные)

    2.В зависимости от принципа разделения властей (законодательные,исполнительные,судебные)

    3.В зависимости от назначения (основные, не основные)

    4.В зависимости от сферы:

    А) Внутренние (ф-я обеспечения единства гос власти,управленческая,интеграционная,хозяйствования,содействие воспроизводству человеческого фактора, защита общества от разрушающих внешних и внутренних факторов

    Б) Внешние (ф-я международного сотрудничества и международных связей

    Функции гос-ва,связанные с экономикой:

    1.Правовая-создание правовых основ функционирования экономики и поддержание традиций экономического поведения

    2.Распределения- распределение гос-х ресурсов для конденсации провалов рынка

    3.Перераспределения – изменение пропорций в распределении доходов,богатства,для осуществления социальной справедливости

    4.Стабилизационная-поддержание устойчивости основных макроэкономических параметров за счет гос-х ресурсов (курс валют,уровень инвестиций,регулирование денежной массы,предоставление базовых общественных благ,защита слабозащищенных слоев населения,обеспечение социальным страхованием)

    Публикации по теме