Какой признак застрахованного для обязательного социального страхования в отчете по страховым взносам указывать для работника работающего по договору гражданско-правового характера? Сведения о застрахованных лицах" расчета Что значит признак застрахованно

Навигация по статье

В настоящее время в России практически каждый гражданин имеет (СНИЛС) - это является подтверждением того, что гражданин застрахован в пенсионной системе РФ и за периоды его трудовой деятельности уплачивались страховые взносы.

  • Данный документ является обязательным при устройстве на работу, без него невозможно в будущем.
  • Также он может быть добровольно оформлен независимо от трудоустройства неработающим гражданам, несовершеннолетним детям и лицам иностранных государств.

Субъектами правоотношений в системе ОПС являются:

  • застрахованные лица (все граждане, имеющие СНИЛС);
  • страхователь (работодатели, все юридические лица, а также физические лица, уплачивающие взносы за себя или за других граждан);
  • страховщик (ПФР или любой другой негосударственный пенсионный фонд (НПФ)).

Таким образом, система ОПС была создана государством и представляет собой систему мер, направленных на формирование и защиту пенсионных прав граждан, застрахованных в ней. Данная система основана на страховых принципах, согласно которым страховщик обязан делать отчисления за застрахованных лиц.

Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде?

Законодательством РФ также предусмотрены иные права застрахованных лиц:

  • беспрепятственное получение информации о состоянии своего , размере уплачиваемых взносах, количестве пенсионных баллов и других сведений у своего работодателя (страхователя) или в Пенсионном фонде (в том числе дистанционно через «Личный кабинет» на официальном сайте ПФР);
  • бесплатная замена страхового свидетельства СНИЛС прежнего, ошибки в бумажном документе или ;
  • защита своих прав в судебном порядке;
  • в государственном или негосударственном пенсионном фонде;
  • распоряжение своими пенсионными накоплениями (смена пенсионного фонда, управляющей компании и т.д.);
  • своевременное получение пенсионных накоплений (бессрочной выплаты накопительной пенсии, единовременной или срочной пенсионной выплаты).

Персонифицированный учет пенсионных прав

Для организации и учета сведений о застрахованных лицах в системе ОПС государством была создана . Учетом информации занимается Пенсионный фонд России.

В данной системе содержится вся основная информация о каждом гражданине:

  • личные данные (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство и т.д.);
  • сведения о заработной плате, периодах трудовой деятельности;
  • сведения о страховых взносах;
  • количество пенсионных баллов и т.д.

Главной целью создания персонифицированного учета является учет данных о стаже и заработке граждан, а также осуществление контроля за регулярной уплатой страховых взносов. Это дает возможность при установлении как страховых, так и накопительных пенсионных выплат гражданам свести к минимуму ошибки и неточности.

Индивидуальный лицевой счет в ПФР

При регистрации в системе ОПС Пенсионный фонд России открывает гражданину индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и присваивает страховой номер - . Постоянный страховой номер содержит контрольные разряды, позволяющие выявлять ошибки в процессе учета.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года сам индивидуальный лицевой счет делится на три части . Каждая часть содержит определенную информацию о каждом застрахованном в системе ОПС лице:

  • общая часть (ФИО, адрес места жительства, пол, гражданство, сведения о доходе, периоды трудовой деятельности и т.д.);
  • специальная (данные о пенсионных правах на накопительную пенсию);
  • профессиональная (сведения о страховых взносах, уплаченных за гражданина, имеющего право на досрочное назначение пенсии; инвестиционный доход; профессиональный стаж, суммы выплат).

СНИЛС присваивается застрахованному лицу один раз и не подлежит замене. Данные о гражданине постоянно уточняются и дополняются в течение всей его жизни. После смерти застрахованного лица информация о нем также хранится в органах Пенсионного фонда определенное время.

Так как информация о гражданине, содержащаяся на индивидуальном лицевом счете, является строго конфиденциальной , то получить ее может только он сам.

Состояние ИЛС можно посмотреть через специальную выписку, получить которую можно в территориальном органе ПФР (в том числе дистанционно через «Личный кабинет») или на официальном сайте Единых государственных услуг (Госуслуги). Данная выписка состоит из 7 блоков, в которых представлена информация о застрахованном лице.

Обязанности застрахованных лиц в системе ОПС

Помимо прав в системе обязательного пенсионного страхования у застрахованных лиц есть и обязанности .

  • Главной обязанностью является своевременное предоставление достоверных данных , подлинных документов страхователю или непосредственно страховщику.
  • В случае изменения сведений в документах (смена фамилии после замужества, смена имени и т.д.) гражданин обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд России или работодателю, так как любое изменение персональных данных может повлиять на выплату пенсионного обеспечения при его установлении.
  • При этом застрахованное лицо также обязано соблюдать все условия, которые установлены для назначения и выплаты пенсии.

Ответственность работника перед работодателем и Пенсионным фондом

Как субъект правоотношений в системе ОПС застрахованные лица несут определенную ответственность, как перед страхователем, так и перед страховщиком. Также каждый наемный работник несет ответственность перед своим работодателем и Пенсионным фондом России за невыполнение своих обязанностей .

При невыполнении гражданами своих обязанностей (например, представление недостоверных данных о себе) из бюджета ПФР могут быть выплачены излишние суммы денежных средств. В этом случае ответственность застрахованных лиц заключается в возмещении страховщику причиненного ущерба в денежном выражении в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос № 1. Что требуется для получения страхового свидетельства?

Ответ. Регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н.

Регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подлежат:

1) граждане Российской Федерации (независимо от места их проживания, в том числе и постоянно проживающие за границей);

2) иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации (данный статус подтверждается Видом на жительство);

3) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации (статус подтверждается разрешением на временное проживание);

4) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении и иностранных граждан в Российской Федерации»);

5) иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, также могут быть зарегистрированы в системе ОПС (для возможности их доступа к электронным сервисам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги) без последующего учета пенсионных прав.

Регистрация застрахованного лица и оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица, представленной в территориальное Управление ПФР. Анкета застрахованного лица заполняется лично гражданином на основании документа, удостоверяющего личность, и заверяется его личной подписью.

Анкета застрахованного лица может быть представлена в территориальный орган ПФР лично либо через страхователя (то есть, организацию, в которой работает застрахованное лицо).

Прием граждан по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется территориальными Управлениями ПФР по экстерриториальному признаку (то есть вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства).

Таким образом, для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и оформления страхового свидетельства застрахованное лицо может обращаться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Анкету застрахованного лица через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

При представлении Анкеты застрахованного лица непосредственно в территориальный орган ПФР или через МФЦ гражданин должен представить также документ, удостоверяющий личность.

В случае, если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представляет национальный паспорт (на иностранном языке), он должен дополнительно представить нотариально удостоверенный перевод паспорта с национального языка на русский. Кроме этого, необходимо представить документ, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации (для граждан Российской Федерации), или документ, подтверждающий проживание (постоянное или временное) или временное пребывание на территории Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства), если такие сведения отсутствуют в документе, удостоверяющем личность.

Бланк Анкеты застрахованного лица по форме АДВ-1, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт

Вопрос № 2. В какие сроки оформляются страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования?

Ответ. Регистрация граждан в системе ОПС и оформление страхового свидетельства (включая обмен страхового свидетельства и выдача его дубликата) осуществляется территориальными органами ПФР в режиме реального времени (в режиме он-лайн).

Таким образом, в случае обращения гражданина по вопросу оформления страхового свидетельства непосредственно в Управление ПФР, оно будет оформлено и выдано застрахованному лицу непосредственно на приеме.

Если же гражданин по вопросу оформления страхового свидетельства обращается в МФЦ, то оно будет оформлено в течение 10 рабочих дней со дня обращения заявителя за государственной услугой.

Вопрос № 3. Можно ли направить Анкету застрахованного лица для оформления страхового свидетельства в территориальное Управление ПФР по почте?

Ответ. Анкету застрахованного лица можно направить через организацию почтовой связи (данный способ актуален для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и т.п.).

В этом случае подпись застрахованного лица на Анкете должна быть удостоверена нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

К Анкете застрахованного лица должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации (либо законное нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации).

Вместе с Анкетой также необходимо направить в территориальный орган ПФР заявление, в котором должен быть указан способ получения застрахованным лицом страхового свидетельства. В случае, если застрахованное лицо выразит желание получить страховое свидетельство по почте, в заявлении необходимо указать полный почтовый адрес места жительства, по которому будет направлено оформленное страховое свидетельство.

Вопрос № 4. Каким образом можно произвести обмен страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования?

Ответ. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования подлежит обмену на новое страховое свидетельство в следующих случаях:

1) в случае изменения у застрахованного лица анкетных данных, указанных на лицевой стороне страхового свидетельства:

  • - фамилии;
  • - имени;
  • - отчества;
  • - даты рождения;
  • - места рождения;
  • - пола;

2) в случае установления неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве.

Обмен страхового свидетельства осуществляется на основании Заявления об обмене страхового свидетельства (форма АДВ-2).

Прием граждан по вопросам регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и выдачи страховых свидетельств (в том числе по вопросам обмена страхового свидетельства) осуществляется территориальными Управлениями ПФР вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства.

Таким образом, с Заявлением об обмене страхового свидетельства можно обратиться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В случае, если гражданин в настоящее время работает, то Заявление об обмене страхового свидетельства он может подать в органы ПФР и через своего работодателя.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление об обмене страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

Одновременно с Заявлением об обмене застрахованное лицо обязано представить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство, которое подлежит обмену;
  • документ, на основании которого были изменены анкетные данные (например, свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени и пр.).

Бланк Заявления об обмене страхового свидетельства по форме АДВ-2, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт в разделе «Жизненные ситуации» .

ВАЖНО! При обмене страхового свидетельства страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица не меняется.

Вопрос № 5. Каким образом можно восстановить страховое свидетельство в случае его утраты?

Ответ. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае утраты страхового свидетельства или его непригодности для использования застрахованное лицо должно получить дубликат страхового свидетельства. Оформление и выдача дубликата страхового свидетельства осуществляется на основании Заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства (форма АДВ-3).

Прием граждан по вопросам регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и выдачи страховых свидетельств (в том числе по вопросам выдачи дубликата страхового свидетельства) осуществляется территориальными Управлениями ПФР вне зависимости от места регистрации гражданина (по месту жительства или месту пребывания) и фактического места жительства.

Таким образом, с Заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства можно обратиться в любое Управление ПФР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

В случае, если гражданин в настоящее время работает, то Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства он может подать в органы ПФР и через своего работодателя.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Прием осуществляется также по экстерриториальному признаку.

Заявление о выдаче дубликата заполняется лично застрахованным лицом на основании документа, удостоверяющего личность.

www.сайт в разделе «Жизненные ситуации».

Вопрос № 6. Можно ли получить дубликат страхового свидетельства через интернет?

Ответ. В настоящее время на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf реализован электронный сервис по приему от граждан заявлений о выдаче дубликата страхового свидетельства через «Личный кабинет застрахованного лица». С помощью данного сервиса застрахованное лицо имеет возможность в режиме он-лайн получить дубликат страхового свидетельства в форме электронного документа посредством сети Интернет.

Для получения дубликата страхового свидетельства гражданину необходимо на официальном сайте ПФР:

Войти в «Личный кабинет застрахованного лица»;

В режиме «Электронные услуги и сервисы ПФР» выбрать услугу «Индивидуальный лицевой счет» - «подать заявление: о выдаче дубликата страхового свидетельства»;

Заказать дубликат страхового свидетельства, выбрав режим «Запросить»;

Для вывода на печать документ можно получить через режим «История обращений». Для получения дубликата страхового свидетельства в электронном виде, в формате PDF, необходимо направить документ на электронную почту.

С помощью указанного сервиса дубликат страхового свидетельства будет сформирован в бумажном виде по форме АДИ-7, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 2п.

Для получения дубликата страхового свидетельства на бланке установленного образца застрахованному лицу необходимо обратиться в любое территориальное Управление ПФР. При себе необходимо также иметь документ, удостоверяющий личность.

Вопрос № 7. Я временно проживаю в Ленинградской области. Место постоянной прописки - Дагестан. Недавно потерял страховое свидетельство. Могу ли я восстановить его по месту жительства, а не по месту постоянной прописки? И куда мне обращаться?

Ответ. В соответствии с нормами законодательства Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства может быть представлено в территориальное Управление ПФР страхователем-работодателем (если застрахованное лицо осуществляете трудовую деятельность) или лично застрахованным лицом в территориальное Управление ПФР по месту фактического проживания. При себе необходимо иметь паспорт.

Кроме того, граждане Российской Федерации также могут представить Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бланк Заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства по форме АДВ-3, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www.сайт в разделе «Жизненные ситуации».

Вопрос № 8. Можно ли представить Анкету застрахованного лица/Заявление об обмене страхового свидетельства/Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства через доверенное лицо?

Ответ. В случае, если гражданин не может лично представить Анкету застрахованного лица, Заявление об обмене страхового свидетельства или Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства, то эти документы могут быть представлены лицом, действующим на основании оформленной надлежащим образом доверенности. Указанная доверенность должна быть удостоверена нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства (статья 185.1 Гражданского кодекса РФ).

Доверенное лицо (лицо, на имя которого оформлена доверенность) при представлении Анкеты, Заявления об обмене или Заявления о выдаче дубликата должно предъявить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность доверенного лица;
  • незаверенную копию документа, удостоверяющего личность лица, от имени которого представлена Анкета, Заявление об обмене или Заявление о выдаче дубликата;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность, удостоверенную в установленном порядке);
  • документ, на основании которого были изменены анкетные данные лица, от имени которого представлено Заявление об обмене, либо его копию, заверенную в установленном порядке нотариусом или лицом, приравненным к нему в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ;
  • страховое свидетельство, подлежащее обмену.

В этом случае оформленное страховое свидетельство (или его дубликат) будет выдано лицу, действующему от имени гражданина на основании доверенности. Для получения страхового свидетельства лицо, на имя которого оформлена доверенность, должно предъявить доверенность и документ, удостоверяющий его личность.

Вопрос № 9. Может ли иностранный гражданин, работающий в России, получить страховое свидетельство?

Ответ. Регистрации в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования подлежат следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации (данный статус подтверждается Видом на жительство);

2) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации (статус подтверждается разрешением на временное проживание);

3) иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

ВАЖНО! На высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, обязательное пенсионное страхование не распространяется.

Однако в настоящее время для физических и юридических лиц в режиме реального времени открыт доступ к значительному числу государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в том числе, к электронным сервисам Единого портала государственных и муниципальных услуг и электронным сервисам интернет-портала «Пенсионный фонд Российской Федерации»).

При этом большинство государственных услуг в режиме реального времени предоставляется гражданам, прошедшим регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации, для осуществления которой необходимо наличие СНИЛС.

В связи с этим, в целях исполнения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют регистрацию в системе ОПС всех обратившихся граждан, включая иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом № 115-ФЗ, и выдают им страховые свидетельства.

Однако следует иметь в виду, что иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, могут быть зарегистрированы в системе ОПС без последующего учета пенсионных прав . Это означает, что начисление и уплата страховых взносов на ОПС за названных лиц страхователями не производится. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на данную категорию граждан также не подлежат представлению.

Регистрация застрахованного лица и оформление страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица, заполненной лично гражданином на основании документа, удостоверяющего личность.

Указанные выше иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, могут представить в территориальный орган ПФР Анкету застрахованного лица лично либо через страхователя (то есть, организацию, в которой работает застрахованное лицо).

Внимание! Иностранные граждане и лица без гражданства не могут представить Анкету застрахованного лица через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Если документ, удостоверяющий личность застрахованного лица (например, национальный паспорт иностранного гражданина), оформлен на иностранном языке, то Анкета застрахованного лица заполняется на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность, на русский язык.

Вопрос № 9. Как оформить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на ребенка?

Ответ. Регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подлежат дети, являющиеся гражданами Российской Федерации (независимо от места их жительства), а также дети, являющиеся иностранными гражданами, при условии их постоянного или временного проживания, а также временного пребывания на территории Российской Федерации. Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования детей осуществляется на основании Анкеты застрахованного лица по форме АДВ-1.

Регистрация несовершеннолетних до 14 лет (включая новорожденных).

На несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет Анкету представляет его законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители). Присутствие самого ребенка при представлении законным представителем Анкеты не требуется. Наличие у законного представителя доверенности от несовершеннолетнего также не требуется.

При представлении Анкеты застрахованного лица на ребенка в возрасте до 14 лет законный представитель ребенка предъявляет:

  • свидетельство о рождении ребенка (при необходимости также представляется документ, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации);
  • для детей из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий их статус на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание);
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • если по вопросу регистрации подростка обращается опекун (попечитель) - документ, подтверждающий установление опеки (попечительства).

Страховое свидетельство, оформленное на имя несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, выдается его законному представителю.

Регистрация несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет .

Анкету застрахованного лица на несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет представляет сам несовершеннолетний при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или его законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). При этом при представлении Анкеты законным представителем присутствие самого подростка не требуется. Наличие у законного представителя доверенности от несовершеннолетнего также не требуется.

При представлении Анкеты застрахованного лица лично несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет он предъявляет свой паспорт.

Несовершеннолетние из числа иностранных граждан и лиц без гражданства предъявляют документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий их статус на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание). Если по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подростка в возрасте от 14 до 18 лет обращается его законный представитель, то одновременно с Анкетой застрахованного лица он должен представить:

  • - документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (паспорт);
  • - свидетельство о рождении ребенка;
  • - документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • - если по вопросу регистрации подростка обращается опекун (попечитель) - документ, подтверждающий установление опеки (попечительства).

Анкета в данном случае заполняется законным представителем несовершеннолетнего и заверяется его подписью.

ВАЖНО!

Если документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (например, национальный паспорт иностранного гражданина или свидетельство о рождении ребенка, родившегося на территории иностранного государства), оформлен на иностранном языке, то Анкета застрахованного лица заполняется на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность, на русский язык.

В случае, если документ, удостоверяющий личность, заполнен на национальном языке, использующем в качестве графической основы кириллицу, то независимо от того, что алфавит национального языка строится на графической основе кириллицы, реквизиты Анкеты заполняются на основании нотариально удостоверенного перевода документа, удостоверяющего личность застрахованного лица, на русский язык с национального языка.

Вопрос № 10. Могут ли родители получить в территориальном Управлении ПФР страховое свидетельство, оформленное на подростка в возрасте старше 14 лет? Требуется ли для этого нотариальная доверенность, выданная подростком?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством гражданин Российской Федерации, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации, обязан иметь паспорт гражданина РФ. В связи с этим, регистрация подростка в возрасте 14 лет и старше, а также выдача ему уже оформленного страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования осуществляются на основании паспорта ребенка и при его личном обращении в территориальные органы ПФР.

В то же время, согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть, по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. До наступления этого возраста его права и обязанности реализуют и защищают, а также представляют его интересы законные представители - родители, усыновители, попечители. При этом специальных полномочий для законных представителей не требуется.

При осуществлении действий от имени и в интересах несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет законным представителям не требуется наличие доверенности. Подтверждением полномочий законного представителя (например, родителя) является паспорт и свидетельство о рождении представляемого несовершеннолетнего.

В связи с этим, по вопросу регистрации в системе обязательного пенсионного страхования несовершеннолетнего в возрасте 14 лет и старше (в том числе по вопросу обмена страхового свидетельства или выдачи дубликата) может также обратиться его законный представитель. В этом случае законный представитель должен представить:

1) паспорт несовершеннолетнего (для граждан Российской Федерации) или иной документ, подтверждающий личность ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства;

2) документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации (при необходимости);

3) документ, подтверждающий статус иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации (постоянное или временное проживание, временное пребывание); 4) документ, удостоверяющий личность законного представителя;

5) документ, удостоверяющий родственные связи с несовершеннолетним (например, свидетельство о рождении) либо документ, удостоверяющий соответствующие полномочия (для попечителей).

Страховое свидетельство, оформленное на имя несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, может быть выдано как самому несовершеннолетнему при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, так и его законному представителю.

Законный представитель несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет имеет право получить в территориальном Управлении ПФР оформленное на имя подростка страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования на основании паспорта законного представителя и документа, удостоверяющего родственные связи (свидетельство о рождении), либо документа, удостоверяющего соответствующие полномочия (для попечителей).

Сведения о гражданах, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (СОПС), обрабатываются и хранятся с помощью индивидуального или персонифицированного учета (ПУ). Система в России заработала еще в 2002 г., ее основным страховым принципом является обеспечение в будущем граждан пенсиями за счет того, что на протяжении трудовой деятельности с них взимаются и перечисляются в ПФР взносы.

Начисляют и уплачивают взносы с доходов граждан работодатели, у которых они могут трудиться в разные периоды жизни. Участником системы может стать только официально трудоустроенный гражданин, подать о нем сведения должен работодатель. После регистрации участника поставят на персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, и он сможет постепенно формировать пенсионные права.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Со временем сведения о гражданине будут накапливаться в базах данных СОПС. Важными является информация о трудовом стаже, местах работы, периодах трудовой деятельности, доходах, перечисленных страховых взносах (СВ). Сведения о гражданах являются индивидуальными.

Зарегистрироваться в системе может не только совершеннолетний гражданин РФ, но и подросток или ребенок, а также нерезидент и лицо без гражданства. Застрахованные лица (ЗЛ), кроме несовершеннолетних, должны трудиться у страхователя (работодателя) на основании трудового договора, или другого, чтобы он смог подать о работнике сведения.

При регистрации каждому участнику открывается лицевой счет с индивидуальным страховым номером (СНИЛС). В дальнейшем номер используется для идентификации сведений о гражданине. Каждому участнику выдается страховое свидетельство (СС) в виде пластиковой карточки зеленого цвета.

На нем, кроме СНИЛС, находятся личные данные застрахованного лица: Ф., И., О., пол, дата и место рождения, дата регистрации в СОПС. Благодаря регистрации в СОПС в дальнейшем лицо сможет реализовать свои права на пенсию. Для ПУ ежеквартально работодатели передают сведения о работниках в ПФ, оформленные на специальных бланках утвержденного образца, их достаточно много.

В Инструкции № 987н о ПУ сказано, что учет представляет собой:

  • регистрацию лиц;
  • сбор различных сведений, которые касаются трудовой деятельности;
  • обработку информации;
  • информирование участников системы о состоянии их лицевых счетов с учетом результатов по инвестированию средств для формирования накопительной части;
  • в дальнейшем установление и корректировку размера пенсии.

Начиная с 2011 г. сведения от страхователей должны поступать только в электронном виде, если среднесписочная численность работников составляет больше 50 человек. В остальных случаях разрешается их подавать на бумажных носителях. Сведения, которые являются индивидуальными о ЗЛ, формируются работодателем на основании , приказов, кадровых документов и других.

Общие положения по закону

Закон о ПУ в системе ОПС № 27 был принят в 1995 г. и вступил в действие с 01 апреля 1996 г. На протяжении последних лет в него вносилось немало дополнений и изменений. Законом устанавливается правовая основа и принципы ПУ сведений о лицах, которые имеют право на получение пенсий, социальной помощи и другой государственной материальной поддержки.

Глава 1 закона «Общие положения» включает несколько статей:

1-я статья В ней даются понятия и формулировки, относящиеся к закону.
  • ЗЛ следует считать граждан, которые имеют право на получении пенсии в настоящий момент или в будущем. К ним относятся также и те, кто сегодня еще занимается трудовой деятельностью, но имеет право на оформление пенсии по старости досрочно. Все эти лица должны были ранее уплачивать страховые взносы.
  • К страхователям следует относить юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территории РФ, они оплачивают взносы за наемных работников. Некоторая категория физ. лиц имеет право платить взносы самостоятельно, к ним относятся ИП, граждане, занимающиеся юридической практикой, другие.
  • Страховые взносы делятся на обязательные и дополнительные, которые отправляются на увеличение накопительной части с возможностью инвестирования.
  • Под индивидуальным лицевым счетом (ИЛС) следует понимать документ, который хранится в электронном виде в базах данных ПФ. Информацию, которая в нем находится, можно обрабатывать программными средствами. На специальной и профессиональной части счета происходит формирование за счет поступающих взносов накопительной части и доходов от их инвестирования.
  • Профессиональный стаж складывается из продолжительности периодов трудовой деятельности застрахованной особы на различных местах работы в условиях, которые признаются законодательством опасными и вредными.
  • Отчетным периодом следует считать срок, за который страхователь подает в ПФ сведения о застрахованном работнике для ПУ.
  • С помощью информационной системы ПФ через Личный кабинет любой участник СОПС имеет возможность получать необходимую информацию о своем лицевом счете.
2-я статья Здесь законодатель излагает правовую основу ПУ. Ее составляют различные нормативные акты федерального значения: Конституция РФ, настоящий закон и другие.

Центральные условия

Далее, закон содержит положения о правах и обязанностях страхователей и ЗЛ, ответственности за невыполнение требований законодателя, цели и принцип работы программы ОПС. Отдельно рассматривается вопрос контроля за документами, и какие сведения о ЗЛ являются обязательными для ПУ.

Права, обязанности и ответственность лиц

Данные моменты рассматриваются в главе 3-й закона:

ЗЛ имеют право:
  • бесплатно получать сведения о состоянии своего лицевого счета через Личный кабинет, телекоммуникационный канал связи, по почте письмом с уведомлением, на электронку;
  • получать бесплатно копию сведений о себе, которые были представлены работодателем в ПФ или налоговую;
  • при несогласии с информацией в ИЛС, обращаться для ее исправления с заявлением в ПФ или НС, в суд.
ЗЛ обязаны:
  • проходить регистрацию в ПФ;
  • получать страховые свидетельства ОПС, в дальнейшем хранить их и предъявлять при необходимости, при утрате обращаться в территориальное отделение ПФ;
  • сообщать в ПФ об изменениях в личных данных и других сведениях, касающихся трудовой деятельности;
  • подавать по требованию Фонда документы, в которых хранятся сведения, необходимые для ПУ и включения в ИЛС.
Права страхователя, он может:
  • требовать от ЗЛ предоставления страхового свидетельства при поступлении на работу и других сведений;
  • проверять сведения, переданные ему работником, по согласованию с ПФ.
Обязанности страхователя:
  • предъявлять в ПФ сведения о ЗЛ согласно срокам, установленным законодателем;
  • получать в ПФ страховые свидетельства и их дубликаты для выдачи работникам;
  • выдавать СС сотрудникам под подпись;
  • передавать сотрудникам копию индивидуальных сведений, которые были представлены в ПФ для ПУ;
  • контролировать реквизиты СС в соответствии с документами ЗЛ.
Государственный ПФ имеет право:
  • требовать от ЗЛ оплаты взносов;
  • обрабатывать сведения о ЗЛ, предоставленные для ПУ (корректировать, вносить уточнения);
  • получать от негосударственных ПФ и НС информацию о пенсионных правах ЗЛ.
ПФ обязаны:
  • своевременно включать в ИЛС сведения в отношении ЗЛ, которые представляются страхователями и НС, а также физлицами, перечисляющими взносы самостоятельно;
  • контролировать правильность представленных сведений;
  • бесплатно, в течение 10 дней информировать ЗЛ о состоянии ИЛС и других данных способом, который он укажет в заявлении;
  • разъяснять страхователям и ЗЛ их обязанности и права, технологию ПУ, порядок представления сведений с помощью унифицированных форм;
  • отдельно учитывать на ИЛС суммы взносов, которые направляются на накопительную часть и дополнительные СС, уплаченные работодателями в пользу ЗЛ, и другие;
  • сообщать ЗЛ обо всех изменениях, которые были внесены на ИЛС;
  • представлять необходимую информацию о ЗЛ Фонду ОМС, негосударственным ПФ;
  • представлять ЗЛ доступ к инфосистеме ПФ, которой можно пользоваться через Личный кабинет.

Органы ПФ, должностные лица, в них работающие, страхователи и ЗЛ несут ответственность за невыполнение положений закона. На должностных лиц возлагается ответственность следить за хранением и передачей индивидуальных сведений о ЗЛ, ограничивать доступ к конфиденциальной информации и защищать ее.

Лица, которые будут незаконно удерживать доступ к информации, нарушать режим защиты и др., несут ответственность согласно Уголовному, Гражданскому кодексу и КоАП. Страхователи, которые нарушат режим подачи сведений, будут привлечены к материальной ответственности в размере 500 руб. за каждого ЗЛ.

При нарушении страхователем порядка предоставления отчетности в электронном виде, на него возлагается штраф в размере 1000 руб. Если страхователем отчетность была направлена в ПФ с ошибкой, ему отводится 5 дней для ее исправления.

Если факт правонарушения будет установлен должностным лицом ПФ, он обязан составить акт и подписать его вместе с нарушителем. Далее, рассматривает акт и привлекает нарушителя к ответственности руководитель территориального отделения ПФ.

Цели и принцип действия программы

В законе рассматриваются цели ПУ:

  • создать условия для назначения страховой и накопительной части пенсии ЗЛ по результатам их трудовой деятельности;
  • обеспечить достоверность предоставляемых сведений о ЗЛ;
  • создать информационную базу, которая позволит реализовать пенсионное законодательство, и чтобы с ее помощью можно было оценивать обязательства перед ЗЛ по выплате различных пенсий;
  • развивать заинтересованность ЗЛ в уплате взносов в ПФ и одновременно контролировать платежи;
  • предоставить информационную поддержку государству в вопросе прогнозирования расходов, связанных с выплатой пенсий, определения тарифа для начисления СВ;
  • упростить порядок назначения пенсий;
  • другие.

Работа программы основывается на нескольких принципах, с помощью которых достигается качество учета ЗЛ:

  • единство и федеральный характер ОПС в стране;
  • всеобщность и обязательность уплаты СВ;
  • учет сведений и доступ к личной информации ЗЛ;
  • использование сведений о ЗЛ другими системами страхования (медицинского, социального);
  • контроль соответствия предоставленной информации в отчетах страхователями фактически поступившим суммах СВ;
  • осуществление ПУ каждого участника на протяжении всей трудовой деятельности, чтобы в дальнейшем сведения были использованы при назначении пенсии;
  • другие.

Контроль документации

Работодатели обязаны представлять информацию в ПФ в виде отчетов:

  • индивидуальные сведения о стаже работника и начисленных СВ на ОПС подаются по формам и СЗВ-4-2;
  • для описи передаваемых документов необходимо использовать форму АДВ-6-1;
  • учет уплаты СВ оформляется в ведомости по форме АДВ-11;
  • список ЗЛ можно подавать в произвольной форме.

Инструкция по заполнению бланков утверждена Постановлением правительства № 192н. После заполнения бланков их следует формировать в пачки в количестве не больше 200 документов одного наименования. В пачке, где содержаться заполненные бланки СЗВ-4-2 должны храниться сведения о не больше, чем 200 застрахованных работниках.

Сведения о сотрудниках формируются в пачки отдельно по:

  • ЗЛ, которые выходят на пенсию;
  • различным категориям ЗЛ;
  • корректирующим данным;
  • отменяющим данным.

К оформлению пачек с документами предъявляются особые требования:

  • они прошиваются специальным образом и нумеруются;
  • обязательно каждая пачка должна содержать список ЗЛ;
  • каждый документ в пачке должен заверяться печатью, подписью и соответствующей записью руководителя.

Подготовленные сведения сдаются в ПФ согласно срокам, установленным законодателем. В дальнейшем ПФ не только обрабатывает данные о ЗЛ, но и контролирует достоверность представленной информации. Это происходит путем проверок, которые проводятся сотрудниками ПФ.

Они обязаны требовать у работодателей для сверки данных различные документы, справки и другую информацию, которая подтвердит начисление и перечисление СВ, длительность трудового стажа для досрочного назначения пенсии, другое. Если в результате проверки будут обнаружены расхождения, то ПФ обязан направить работодателю уведомление об их устранении.

Для представления в Фонд уточненных данных страхователю отводится 2 недели. Если страхователь не сделает этого, то ПФ разрешено самостоятельно внести изменения в ИЛС сотрудников предприятия на основании данных проведенной проверки. На случай ликвидации страхователя гражданину разрешается подавать в ПФ заявление и необходимые документы, чтобы на их основании Фонд мог самостоятельно внести уточнения в ИЛС.

Обязательные данные

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования необходим, чтобы программа ОПС могла эффективно работать на государственном уровне.

ИЛС, которые открываются застрахованным лицам, состоят из 3 частей:

Общая В ней указываются сведения об:
  • индивидуальном номере, который присваивается каждому ЗЛ ();
  • Ф. И. О. и фамилии, которая была дана ЗЛ при рождении (записывается в свидетельстве);
  • дате и месте рождения;
  • адресе постоянной регистрации;
  • паспортных данных;
  • гражданстве;
  • дате регистрации в ПФ в качестве ЗЛ;
  • периодах трудовой деятельности или иной, которая может включаться в СС, связанный с работой в особых условиях труда;
  • доходах, на которые были начислены взносы;
  • сумме начисленных и уплаченных СВ;
  • других.
Специальная В ней указываются данные о:
  • СВ, которые поступили на накопительную часть пенсии;
  • управляющей компании или негосударственном ПФ, куда ЗЛ желает инвестировать средства;
  • ежегодной передаче средств на инвестирование;
  • доходах от инвестирования;
  • о смене управляющей компании или негосударственного ПФ;
  • других.
Профессиональная В ней указываются данные о:
  • суммах взносов, уплаченных за ЗЛ, которому положено досрочное назначение пенсии;
  • инвестиционном доходе;
  • продолжительности профессионального стажа;
  • суммах осуществленных выплат.

В специальной и профессиональной части ИЛС может содержаться и другая информация.

Организация персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования

Органом, который обязан осуществлять ПУ, является ПФР. В него поступают сведения о лицах, которых требуется застраховать, он обрабатывает их, открывает ИЛС, а затем на протяжении всей трудовой деятельности лица корректирует о нем информацию. После смерти ЗЛ информация в течение месяца передается в территориальное отделение ПФ.

Сведения, которые хранятся в ИЛС, относятся к конфиденциальной информации. После открытия ИЛС участнику СОПС выдается свидетельство с индивидуальным номером. Обязанность получать в ПФ и выдавать ЗЛ свидетельства возлагается на страхователей.

Если гражданин уплачивает взносы самостоятельно, то он может сам получить свидетельство в ПФ. При потере документа гражданин обращается с заявлением к страхователю о восстановлении, последний передает прошение в ПФ.

Страхователи передают постоянно в ПФ сведения обо всех наемных работниках, на доходы которых начисляются взносы. Если гражданин является официально безработным и находится на учете в центре занятости, то центр передает сведения о нем в ПФ.

Информация о ЗЛ может передаваться на бумажных носителях или в электронном виде, в последнем случае страхователю необходимо иметь . Копия переданных сведений сохраняется у страхователя. Документы на бумажных носителях или в электронном виде хранятся в ПФ 6 лет.

Сведения должны передаваться страхователями (предприятиями, ИП) в случаях, когда происходит:

  • постановка гражданина на ПУ впервые;
  • прием на работу;
  • ликвидация или реорганизация юрлица, прекращение деятельности ИП или другого работодателя;
  • потеря страхового свидетельства;
  • изменение личных данных гражданина.

Если физлицо платит СВ самостоятельно, то оно представляет информацию для ПУ так же, как и остальные работодатели. Дополнительно информация о ЗЛ подается в виде ежеквартальной и годовой отчетности в сроки, установленные законодателем.

Выдача пособий

Государственные пособия являются денежными выплатами, которые призваны обеспечить недостаток финансов у гражданина, потерявшего работу (доход). Выплаты могут быть назначены только на время, в отличие от трудовых пенсий, назначаемых пожизненно.

Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и официальных доходов, зарегистрировался в центре занятости. Также гражданин, будучи безработным, должен находиться в поиске работы.

После подачи документов в центр занятости, последний должен признать гражданина безработным и поставить на учет. Безработным устанавливается пособие в процентном отношении от среднего заработка за последние 3 месяца или в кратном от минимального размера пособия, установленного законодательством.

Для определенных категорий граждан применяются повышающие коэффициенты. Для граждан, которые пострадали в результате катастрофы, связанной с выбросом радиоактивных веществ, но в данный момент являются безработными, государство выплачивает дополнительные пособия. В любом случае пособие начисляется с дня признания гражданина безработным.

Выплата может осуществляться только на протяжении года после постановки на учет, но необходимо сказать, что на него можно становится неоднократно. Выплаты осуществляются государством ежемесячно, как только безработный проходит перерегистрацию.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Какой признак застрахованного для обязательного социального страхования в отчете по страховым взносам указывать для работника работающего по договору гражданско-правового характера?

Официальных разъяснений по данному вопросу пока нет. Согласно законодательству, лицами, застрахованными в системе обязательного социального страхования, являются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сотрудники, работающие по ГПД, к таким лицам не относятся, следовательно, при заполнении расчета по страховым взносам по данным сотрудникам следует указать признак застрахованного лица в системе обязательного социального страхования «2». За более точными разъяснениями по данному вопросу вы можете обратиться в свою налоговую инспекцию.

Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС

<…>

<…>

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ

Закон

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

<…>

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Публикации по теме