Органы государства: понятие и виды. Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства Список использованной литературы

Определение . Орган государства - звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы - это своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа.

Орган государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) наделен властными полномочиями;

5) состоит из государственных служащих;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).

Осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);

Активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);

Имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);

Обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);

Имеет сложную структуру (С.В. Липень);

Владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).

Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия - это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция - это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции .

Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.

Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.


Виды компетенции.

В зависимости от содержания и объема различают:

Общую компетенцию - она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);

Специальную компетенцию - в нее входят только точно поимен-нованные в юридическом документе вопросы. В области управле-ния органом специальной компетенции являются министерство, департамент.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);

б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

в) путем осуществления организационной деятельности.

Виды государственных органов.

Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:

1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;

2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);

3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);

4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;

5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;

7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов.

Для законодательных органов характерно то, что они являются:

1) органом представительным - представляют нацию, все слои населения;

2) органом суверенности народа - представляют собой форму осуществления народом своей воли;

3) органом законодательным - единственный орган, издающий законы;

4) органом первичным - создается непосредственно народом;

5) органом коллегиальным;

6) органом с верховными финансовыми полномочиями - утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;

7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.

Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.

Виды представительных органов.

В федеративных государствах существует три их вида:

Высшие представительные органы (парламенты);

Представительные органы власти и управления субъектов федерации;

Местные органы власти и самоуправления.

Функции парламента.

Функции парламента - это основные направления его деятельности.

Их четыре:

Представительная - парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

Законодательная - парламент принимает законы;

Контрольная - контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;

Финансовая - утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция - создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции - привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).

Особенности органов исполнительной власти.

Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:

1) управленческий характер деятельности;

2) силовой характер деятельности;

3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;

4) иерархический принцип построения, субординационный характер;

5) многочисленность аппарата;

6) состав - система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.

7) универсальный характер деятельности - охват всех сфер общественной жизни;

8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером - "на основе и в исполнении закона";

9) специфический характер функций.

Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:

1) они представляют собой корпус государственных служащих, "бюрократии "; имеют некоторую "отстраненность" от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);

2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);

3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Чер-данцев).

Формы исполнительной власти.

Различают три формы исполнительных органов власти:

Монократическая - власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;

Дуалистическая - глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

Коллегиальная - глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).

Функции исполнительных органов.

Обычно выделяют две основные функции:

Исполнительная деятельность - осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;

Распорядительная деятельность - осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.

Глава государства.

В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах - монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример - Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).

Правительство.

Правительство - центральный орган исполнительной власти.

Он характеризуется тем, что:

1) является органом общей компетенции - все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

2) образован на срок полномочий представительного верховного органа - правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.

Государственный аппарат как составная часть механизма государства представляет собой совокупность всех органов государства, которые, в отличие от госу­дарственных предприятий и учреждений, являются организациями власти, полномочия которых носят государственно-властный характер.

Орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат. Орган государства созда­ется на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организаци­ей и деятельностью того или иного подразделения государственного аппара­та. Орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т. д. Они являются не самостоятельны­ми государственными органами, а только структурными их подразделениями. Для руководства соответствующей областью общественной жизни орган го­сударства наделяется компетенцией, т. е. определенными правами и обя­занностями. В соответствии со своей компетенцией орган издает обязатель­ные для исполнения правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным предста­вителем государства.

Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.

Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наде­ленное определенной компетенцией.

Орган государства –это юридически офор­мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ­ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде­ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма­териальными средствами для осуществления в пределах своей компе­тенции определенных задач и функций государства.

Исходя из данных определений, можно выявить характерные призна­ки органа государства:

1) орган государства – это звено, состав­ная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности госу­дарственный аппарат;

2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организа­ции и деятельности;

3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;

4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными пра­вами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и ком­петенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения прину­дительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможнос­ти распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно про­является органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Наличие властных полномочий является важнейшим признаком государственного органа.

5) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке и т. д.;

6) орган государства активно участвует в реализации функций государства;

7) его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллек­тив: «...существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администра­ции, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует отметить, что имеются в виду государственные служащие. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим явля­ется гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, ус­тановленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, вы­плачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2 ст. 3).

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:

1) в соот­ветствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов;

2) по порядку образования различают органы, избираемые не­посредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ) – производные;

3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные орга­ны, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Прези­дент РФ);

4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);

5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полно­мочия которых распространяются на всю территорию данно­го государства (в унитарных госу­дарствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов феде­рации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной едини­цы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);

6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориаль­ными управлениями и отделами);

7) по срокам полномочий – постоянные, которые функ­ционируют постоянно, но их состав обновляется через установлен­ный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;

8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).

9) по юридическому ис­точнику их легитимности:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези­дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст­ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура­тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов;

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Своего рода обобщающим основанием классификации государст­венных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предпо­лагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их клас­сификации.

Виды органов государственной власти . Важной и неотъемлемой частью в государственном механизме является глава государства. Глава государства – это должностное лицо, выступающее символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. В большинстве стран мира главой государства является монарх или президент. В ряде республик этот пост отсутствует. Глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (Великобритания), только к исполнительной (США) или не принадлежать ни к одной из них (Российская Федерация, ФРГ, Италия).

Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству, т. е. по праву рождения. Термин «президент» имеет латинское происхождение (Praesidens) и буквально означает «сидящий впереди». Президенты обычно избираются: непосредственно населением (Российская Федерация, Франция), коллегией выборщиков (США), парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов (ФРГ, Италия).

Глава государства выполняет представительские функции и обладает определенным набором полномочий.

Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, может отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе, глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального разрешения заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Полномочия президента прекращаются в обычном порядке с истечением их срока и вступлением в должность вновь избранного президента. Но возможно и досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия.

Законодательная власть. Одной из ветвей государственной власти является власть законодательная. В подавляющем большинстве современных государств ее носителем являются парламенты. Парламент (от фран. «parler» – говорить) – высший общенациональный представительный орган государства, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Родиной парламента считается Англия, где в 1215 г. власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей городов и сельских территориальных единиц (графств). Широкое распространение парламенты получили после Великой французской революции. Современный парламент является органом, отражающим интересы различных слоев избирателей и территорий, входящих в состав государства. Только парламент обладает правом принятия законов, т. е. актов, обладающих высшей юридической силой. Реальная роль парламента во многом зависит от существующей в стране формы правления. Особенно велика роль представительных органов власти в странах с парламентарными формами правления (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Австрия и т. д.), где законодательная компетенция парламентов не ограничена, и они могут принимать законы по неограниченно широкому кругу вопросов. В условиях президентских и смешанных республик, дуалистических монархий власть парламента уравновешивается властью главы государства, а при определенных условиях глава государства может даже оказывать решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. В абсолютных монархиях парламенты либо вовсе отсутствуют, либо являются своего рода консультативным органом при главе государства.

Термин «парламент» является родовым. Общенациональный представительный и законодательный орган может иметь свое официальное наименование: Федеральное Собрание (Российская Федерация), Конгресс (США), Генеральные кортесы (Испания), Кнессет (Израиль), Стортинг (Норвегия) и т. д. С точки зрения структуры парламенты могут быть однопалатными (монокамеральными) или двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатные парламенты, главным образом, существуют в федеративных государствах или в крупных унитарных государствах. Так, в Федеральном Собрании Российской Федерации верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума. Основными направлениями деятельности современных парламентов в демократических странах, независимо от объема их компетенции, являются следующие:

1. Законотворчество – занимает основное место в деятельностипарламентов. Практически в любом парламенте правом законодательной инициативы обладают депутаты (или группы депутатов). В дальнейшем они принимают участие в работе над текстом законопроекта в процессе пленарных заседаний, в комитетах, в согласительных комиссиях. Парламенты могут передавать свои законодательные полномочия правительству, акты которого принятые в этом случае образуют делегированное законодательство. Акты, принятые правительством по прямому уполномочию парламента, имеют ту же юридическую силу, что и законы.

2. Контроль за деятельностью исполнительной власти. Объем контрольных полномочий парламента за правительством и иными органами исполнительной власти во многом зависит от существующей в стране формы правления. Наиболее широкие и действенные контрольные полномочия сосредоточены у парламента при парламентарной монархии и парламентарной республике, при президентской и смешанной республиках более весомые контрольные полномочия находятся в руках главы государства.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация (от лат. ratus – утвержденный и facio– делаю) – утверждение парламентом наиболее важных международных договоров, а денонсация - это расторжение договора. В большинстве стран решение данных вопросов относится либо к совместной компетенции главы государства и парламента, либо к исключительной компетенции парламента. Необходимость участия законодательной власти в заключении и расторжении международных договоров обусловлена тем, что они, так или иначе, затрагивают внутреннее законодательство.

4. Участие в формировании иных государственных органов возможно втаких формах, как избрание президента (Израиль, Турция, Чехия), назначение (утверждение кандидатуры) премьер-министра (Великобритания, ФРГ, Италия), назначение высших судей высших судов страны (ФРГ, Венгрия, Болгария) и др.

5. В области обороны и безопасности кполномочиям парламентов относится право объявления состояния войны (состояния обороны); дача согласия на использование вооруженных сил за пределами государственной территории; утверждение военной доктрины государства; введение военного, чрезвычайного положения.

6. Квазисудебные полномочия. Осуществление правосудия в демократических странах представляет исключительную прерогативу суда. Однако у многих парламентов есть полномочия, схожие с судебными. В странах, где предусмотрена процедура импичмента (парламентского преследования) высших должностных лиц за совершенные преступления, парламент может предъявить обвинение, а впоследствии решение по существу принимается либо одним из высших судов страны, либо на референдуме. Или возможен иной вариант: выдвижение обвинения и принятие решения об отстранении лица от должности принимается парламентом самостоятельно. После смещения с должности возможно уголовное преследование в обычном порядке. Процедура импичмента применяется в отношении тех должностных лиц, которые пользуются в силу занимаемого положения иммунитетом от обычного судебного преследования (президенты, министры, судьи и т. д.).

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии, т. е. полностью или частично освобождать от наказания лиц, осужденных за уголовные преступления.

Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством (в абсолютных и дуалистических монархиях, президентских республиках, прежде всего, главой государства). Правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однако существующие конституции, как правило, закрепляют эту компетенцию в общей форме и подробно ее не описывают. Правительство имеет следующие полномочия:

– в сфере управления координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, поскольку те входят в его состав. Координация реализуется посредством специальных актов, приказов, директив, которые принимаются и распространяются сверху вниз по вертикали;

– в законодательной сфере издает акты нормативного характера или делегированные акты, чем оказывает большое влияние на нормативную сферу государства;

– внешнеполитические;

– вопросы войны и мира;

– вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны общественного порядка и окружающей среды, энергетики и т. д.

Чрезвычайные полномочия правительства закрепляются в специальных законах, и при возникновении чрезвычайных ситуаций (внешняя угроза, массовые беспорядки и т. п.) правительство может объявить военное, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в собственных руках.

Политическая ответственность правительства возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром.

Судебная власть. Правосудие следует рассматривать как особую сферу государственной деятельности, осуществляемую специально подготовленным и организованным аппаратом. В самом широком смысле к органам правосудия или юстиции следует отнести суды, прокуратуру, адвокатуру, следственный аппарат и др. учреждения. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно наказуемых деяниях. Определяя место юстиции в механизме власти современного государства, можно констатировать, что принцип разделения властей, распространяющийся на правосудие, в различных модификациях был воспринят всеми конституциями и политическими системами, признающими демократические принципы. Тенденция к полисистемности – одна из характерных особенностей организации правосудия в современный период. Она проявляется не только в виде появления параллельных многоинстанционных судебных систем, но и в форме специализированных судов в рамках основной ординарной системы гражданского и уголовного правосудия. Речь идет о семейных судах, судах по делам о несовершеннолетних и некоторых других организациях, удельный вес и значение которых варьируется.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Россий­ской Федерации осуществляется только судом посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разно­видности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему ниже­стоящие арбитражные суды. К судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по раз­решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбит­ражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287.

Орган государства - это основная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительно-распорядительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

Представительные органы государственной власти . К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент .

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет).

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживалась созданием второй палаты, формируемой на иной основе (Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют разные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовой деятельности, внешней политики, здравоохранения, социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и др.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Органы местного самоуправления . Особенностью функционирования местного самоуправления в Российской Федерации является то, что органы местного самоуправления (муниципальные советы, префектурные собрания, коммунальные советы и т.д.) не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны. Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации местного самоуправления. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограни 1 !ены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Центральные органы исполнительной власти.

Глава государства . В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх . На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и правом "вето".

В странах с республиканским правлением главой государства является президент . В целом полномочия президента сводятся к следующему:

  • - президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;
  • - ратифицирует международные договоры и соглашения;
  • - является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран президент имеет право:

  • - распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв;
  • - отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.

Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках, где президент, кроме вышеперечисленных полномочий, имеет право назначать и смещать министров, а также высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентских республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором - только одной партии.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения . Они формируются исходя из тех конкретных задач, которые должны решать. Так, для обеспечения нормального государственного управления американским обществом в кабинете министров США действуют четырнадцать министров.

При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, государственные комитеты РФ: по делам Севера, таможенный и др.). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности ; вооруженные силы . Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

Местные исполнительно-распорядительные органы . Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми или другими органами при строгом разграничении их компетенций.

В России в административно-территориальных единицах сформирована новая система управления. Ее возглавляют главы администраций. Вместе с представительными органами власти, органами территориального общественного самоуправления, с использованием институтов непосредственной демократии (местные референдумы, собрания, сходы граждан) исполнительные структуры образуют систему местного самоуправления в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах Российской Федерации, действующую в соответствии с законом о местном самоуправлении.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно Конституции и федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются лишь Конституции РФ и законам.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров.

Прокуратура Российской Федерации , как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Задача прокуратуры - осуществлять разносторонний надзор за исполнением действующих на территории законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. На прокуратуру возложена также функция координации деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению - непосредственно стоять на страже законности и правопорядка - эти органы являются правоохранительными.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое механизм государства?
  • 2. Какие органы входят в структуру механизма государства?
  • 3. Какими признаками характеризуются органы государства?
  • 4. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуправления?

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно‑властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно‑правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно‑надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких‑либо крупномасштабных задач.

Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

Формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;

Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

Наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

В основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:

Федеральные органы государственной власти;

Государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

Представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);

Производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

Институт главы государства (Президент, Монарх);

Органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

Судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);

Контрольно –надзорные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:

Постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

Временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

онятие, признаки, виды государственных органов

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

7. Имеют соответствующую материальную базу;

8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

Органы, избираемые непосредственно народом;

Органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

Коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

Единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

Органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

Специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные.

5) По иерархии:

Высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

Местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

Правотворческие;

Правоприменительные;

Правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

Постоянные;

Временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Органы государства – это первичное звено механизма государства , который претворяет в жизнь государственную волю и осуществляет на практике функции государства .

Признаки и характеристики органов государства

Органам государства присущи определенные характеристики, которые раскрывают их сущность и отличают их от других властных институтов:

  1. Органы государства наделены властными полномочиями, установленными в соответствие с законом.
  2. Действуют от имени государства и исполняют его волю.
  3. Во имя исполнения государственной воли органы государства наделены властными полномочиями.
  4. В рамках осуществления функций и полномочий органы государства наделены права юридического лица, обладают имуществом, отвечают по своим обязательствам, выступают субъектами гражданских правоотношений.
  5. Органы государства состоят из профессиональных государственных служащих.

Виды органов государства

Классифицировать органы государства можно по различным критериям:

1. На основании принципа разделения властей принято выделять органы государства, относящиеся в законодательной, исполнительной и судебной ветви власти.

2. По объему властных полномочий принято выделять органы государства первичные (выборные органы, получившие властные полномочия путем избрания) и производные от первых (созданные первичным органами в соответствие с законом в целях исполнения государственных функций).

3. По времени осуществления властным полномочий принято выделять органы государства постоянные (действующие на постоянной основе) и временные (чрезвычайные, созданные на короткий срок).

4. По географии осуществления властных полномочий принято выделять федеральные органы государства и органы государства субъектов федерации (такая структура построения государственных органов характерна для федеративных государств).

5. По широте властных полномочий принято выделять органы государства общей (решение широкого спектра вопрос) и специальной компетенции (решение вопрос в рамках конкретной отрасли).

6. По способу принятия властных решений принято выделять органы государства единоличные (принимающие решение единолично, например президент) и коллегиальные (принятие решений на основе принципа коллегиальности и голосования, например парламент).

Публикации по теме