Задачи правоохранительных органов рф. Задачи правоохранительных органов рф Вопросы и задания к документу
Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.
«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».
АТ.Спиркин. Сознание и самосознание
С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?
Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:
2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).
С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ , опираясь на текст.
2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).
С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.
В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:
3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).
Могут быть названы и другие проявления.
С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.
Могут быть даны описания таких ситуаций, например:
1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);
2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);
3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);
4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).
Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.
Прочитайте текст и выполните задания С1 ‑С4 .
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>
Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).
C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.
Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.
C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.
C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.
Раздел 5. Политика
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Название документа в 1.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.
О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.
Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека<...>
Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>
Человек - первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения (В.Н. Хропанюк).
С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
С4.Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.
С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом»? Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 2.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого человека как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основной субстанцией, способом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).
С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.
С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования людей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «народная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о народной культуре.
С 5. Назовите любые три характерных признака религии.
С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.
С7. Отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 3.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.
<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находиться в конфликте с господствующими ценностями.
<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Доминирующая культура... не способна охватить всё многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).
С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформулируйте три тезиса о роли культуры для общества.
С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры
и поясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.
С5. Назовите любые три характерных признака морали.
С6. Сформулируйте две общие характеристики, которые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.
С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа отв. 1.doc
Ответы Вариант 1.
С1.
Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;
2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;
3) общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;
4) общество вырабатывает правила общеобязательного поведения.
С2.
«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».
Введение права частной собственности в российское законодательство легализовало начало развития рыночных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
«Вырабатываемые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».
Устанавливаются государством;
Носят общеобязательный характер;
Закреплены законодательно;
Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.
С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
1) общество представляет собой систему взаимодействующих элементов;
2) основой любого общества является совместная деятельность;
3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.
С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Примеры предложений:
1. Мировоззрение современного человека существенно отличается от мировоззрения средневекового человека.
2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.
С5.2. Могут быть приведены следующие характерные особенности научного познания:
1) принцип объективности;
2) рационалистическая обоснованность;
3) проверяемость;
4) системность.
С6. Сознательность.
Пример: зная об угрозе жизни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
2. Орудийный характер.
Пример: в Москве развернулось строительство жилья, в ходе которого используются новейшее оборудование и искусственные материалы.
3. Преобразующий характер.
Пример: в ходе неолитической революции человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.
С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребности (физиологические, социальные, духовные).
Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.
Аргументы:
1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием которой являются физиологические потребности, а вершиной - потребности в самоактуализации.
2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.
3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения потребностей в безопасности и стабильности существования (экзистенциальных потребностей) и т.д.
4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:
а) принцип объективности;
б) рационалистическая обоснованность;
в) системность знания;
г) принципиальная проверяемость;
д) прогностичность, предсказательная сила.
2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
3. Методы эмпирического познания:
а) наблюдение и эксперимент;
б) измерение и классификация;
в) систематизация и описание.
4. Методы теоретического познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) формализация;
в) моделирование.
5. Универсальные методы научного познания:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) аналогия и моделирование;
г) абстрагирование и идеализация.
6. Особенности мышления в области общественных наук:
а) субъект и объект познания совпадают;
б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
в) сложность объекта познания - общества;
г) вероятностный характер закономерностей;
д) ограниченность применения эксперимента как метода познания.
7. Отличительные характеристики социального и гуманитарного мышления:
а) изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса;
б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;
в) понимание, обращение к текстам;
г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.
‹ ›
Название документа отв. 2.doc
Ответы Вариант 2.
С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности... это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей».
С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватывающим понятием. «Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна».
СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями, и направленная на удовлетворение потребностей.
1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как законодательно, так и традициями и направлена на потребность в продолжении рода.
2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.
С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:
1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.
2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.
3. Только в процессе деятельности могут быть созданы условия для функционирования общества.
С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.
Примеры предложений:
1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».
2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.
С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:
1) форма мировоззрения;
2) основана на вере в сверхъестественные силы;
3) предписывает определённое поведение верующим;
4) содержит систему обрядов, ритуалов.
С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объективен, добросовестно проверяя результаты своего открытия.
2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёного недопустим плагиат.
Пример: в статье учёного М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.
Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «не навреди».
Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.
Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профессиональные и массовые экологические движения.
Пример: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человеческого мозга из-за непредсказуемости последствий.
С7. Виды деятельности:
У ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности - игра, познание мира.
У подростка - общение со сверстниками, учёба.
У взрослого человека - труд.
Черты личности, которые формируются у школьника:
1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).
2. Адекватная самооценка, образ себя, умение управлять собой (скромность - самовлюблённость, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
3. Отношение к делу (ответственность, добросовестность, целеустремленность или лень, умение планировать перспективные цели и др.).
4. Отношение к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).
Следует отметить определённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных личностных черт.
С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система.
2. Пути общественного развития:
а) понятия «реформа» и «революция»:
б) понятия «инновация» и «модернизация».
3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества:
а) ступени развития человеческого общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое);
б) характеристика аграрного, индустриального, постиндустриального обществ.
4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», циклическое развитие.
5. Критерии прогрессивного развития общества:
а) средняя продолжительность жизни человека;
б) состояние здоровья;
в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;
г) отношение к природе;
д) степень соблюдения прав человека и др.
6. Противоречивость общественного прогресса.
7. Взгляды мыслителей на направленность общественного развития:
С3. Может быть дано одно из определений культуры:
Культура - совокупность духовных и материальных ценностей общества.
Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:
1. Культура позволяет общаться как отдельным людям, так и разным народам.
2. Культура делает общество духовно богатым.
С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:
1) религиозные секты;
2) скинхэды в современной России.
И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обладают своей культурой. Но ценности, ими провозглашаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.
С5.1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Примеры предложения:
1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.
2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.
С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:
1) представляет совокупность общественных ценностей;
2) содержит образцы поведения в обществе;
3) подвержена изменениям;
4) в качестве санкции использует общественное порицание;
5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.
С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.
Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.
2. Характеристика: произведения массовой и элитарной культуры могут приносить авторам существенный доход.
Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.
3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.
Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами массовой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитарной культуре.
С7. Отличия:
Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, другими социальными группами (демографическими, профессиональными).
Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности.
Ответ на вопрос: философия относится к гуманитарным знаниям.
Аргументы:
1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являются духовные ценности человеке и человечества.
2. Философия формулирует так называемые «вечные вопросы», ответ на которые важен каждому человеку.
С8.
1. Образование как социальный институт общества.
2. Образование как основной фактор первичной социализации личности.
3. Общая структура системы образования РФ:
а) дошкольное образование;
б) среднее (школьное) образование;
в) среднее профессиональное образование;
г) высшее профессиональное образование.
4. Государственная общенациональная образовательная политика:
а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направлениях развития российской системы образования;
б) принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
5. Функции непрерывного образования:
а) компенсирующая (восполняющая пробелы в образовании);
б) адаптивная (оперативная переподготовка в условиях быстро меняющейся экономической и социальной ситуации);
в) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста).
6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.
7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества.
8. Почему образование является национальным богатством страны?
Необходимость фундаментально подготовленных людей:
а) для обеспечения потребностей модернизации;
б) для разработки и реализации принципов новой экономики;
в) для развития гражданского общества и правового государства;
г) для формирования духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Правопорядок и правоотношения
Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.
Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок…
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.
22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.
23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.
24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».
Правосознание
«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.
Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.
У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.
В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.
Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.
Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.
Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.
22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.
23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.
24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.