Государство выступает как субъект мчп при заключении. Международное частное право. Правовое положение государства как субъекта международного частного права

Введение.

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств – обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – физические и юридические.

Цель работы – изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

1. Проанализировать субъекты международного частного права;

2. Рассмотреть государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства и его виды;

3. Рассмотреть понятие иммунитета государства, его виды;

4. Охарактеризовать российское государство как участника гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

1. Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Естественные права и свободы не относятся к исключительной прерогативе государства и должны быть предоставлены каждому человеку безотносительно к тому, где и в каком государстве он проживает. В Российской Федерации они нашли закрепление в Конституции.

Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Они юридически обязывают государства предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству.

У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого – либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требует ся для определения:

· статуса организации в качестве юридического лица;

· организационно-право вой формы юридического лица;

· требований к наименованию юридического лица;

· вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,
в том числе вопросов правопреемства;

· порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

· внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица
с его участниками;

· способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч. 2 ст. 1202 ГК РФ.

· дляопределения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

2. Государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства, его виды.

Основную группу отношений регулируемых международным частным правом составляют имущественные отношения.

Различают два вида имущественных правоотношений, в которых участвуют государства: во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государствами и международными организациями; во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Государства являются носителями универсальной международной правосубъектности, т.е. обладают не только международной, но и гражданско-правовой правосубъектностью. Они вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности, заключая гражданско-правовые сделки с иностранными физическими или юридическими лицами. Таким образом, особенностью государств как субъектов МЧП является их правоспособность заключать сделки имущественного характера, не будучи юридическими лицами.

Важнейшей составной частью статуса государства как субъекта МЧП является институт иммунитета государства в международных политических и имущественных отношениях.

Под государственным иммунитетом в широком смысле понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей.

Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств. В более узком смысле, применительно к режиму гражданско-правовых сделок, государственный иммунитет выступает как материально-правовое преимущество, проявляющееся в реализации, в частности, процедур исполнительного производства властными структурами иностранных государств относительно государственной собственности.

Международно-правовой основой защиты государственного иммунитета является Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2 декабря 2004 г.), которая определила, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общими принципами международного публичного права и МЧП.

Участие государств в международных экономических отношениях, в том числе внешнеторговых, кредитных, инвестиционных, расчетных и других, влечет во многих случаях применение института государственного иммунитета и означает особую значимость его использования именно в рамках МЧП.

По мнению Μ. М. Богуславского, особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений состоит в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило согласие на применение иностранного права.

Государственный иммунитет в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом есть одно из проявлений особого конституционного статуса государственной собственности, национального суверенитета, обеспечения экономической безопасности государства, международно-правовых принципов невмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав, присущих суверенитету.

Государственный иммунитет является международно-правовым институтом, поскольку государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско- правовых отношениях, будучи равным партнером с другими хозяйствующими субъектами, что закреплено в ст. 124 ГК РФ.

Институт государственного иммунитета и его доктрина имеют длительную историю развития как на международном, так и на национальном уровне. В XX в., т.е. до принятия Конвенции 2004 г., государственный иммунитет понимался как "абсолютный" и действовал в качестве обычной международно-правовой нормы. Но "частноправовая составляющая" государственного иммунитета всегда проявлялась в том, что государство, его органы и представители ни в каком случае не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства. Согласие могло быть выражено в международном договоре, в частноправовом контракте, в публичном устном или письменном заявлении в ходе судебного или иного разбирательства.

Однако доктрина абсолютного государственного иммунитета не означала, что к государству не могут быть предъявлены имущественные и иные требования. Они не могут предъявляться без согласия государства к нему в судах других государств, но могут предъявляться в судах конкретного государства на общих гражданско-правовых основаниях.

После вступления в силу Конвенции 2004 г. происходит качественное изменение масштабов участия государств как субъектов МЧП с контрагентами, представляющими собой субъектов частного права других государств. Данный акт регламентировал "устойчивый иммунитет" государственным органам, учреждениям, институтам и иным государственным образованиям в гражданско-правовых сделках с иностранным элементом в том объеме, в каком они правомочны совершать юридические действия от имени суверенной власти государства. Данное положение частично трансформировало доктрину абсолютного иммунитета государства.

В целях обеспечения исполнения имущественных обязательств субъектами национального рынка государства стали выступать гарантами имущественных обязательств своих частных субъектов. При этом выросла заинтересованность одних государств в сделках с частными субъектами других государств, которые соглашаются на эти сделки на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам.

Это также привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания государственного иммунитета как ограниченного, коллизионного, судебного (юрисдикционного) иммунитета. Это означает, что государство имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда оно действует, реализуя свои властные функции. Если государство выступает в качестве коммерческого партнера, т.е. выступает стороной частноправовой коммерческой сделки, оно утрачивает права на иммунитет в отношении своих имущественных и иных прав. Каждое государство само определяет и устанавливает в рамках своей юрисдикции пределы и условия предоставления иммунитетов для других государств.

Концепция ограниченного государственного иммунитета имеет место в правовой системе Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, Канаде, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и др. Ряд из названных стран участвует и в Европейской конвенции об иммунитете государств (Базель, 16 мая 1972 г.).

Надо подчеркнуть, что как коммерческий (или некоммерческий) характер сделки (контракта), так и коммерческий (или некоммерческий) характер использования имущества (собственности) подлежат определению с точки зрения критериев характера и целевого назначения сделки или собственности государства, что отражено в Конвенции 2004 г.

Ограниченный иммунитет государства как субъекта МЧП проявляется не во всей полноте государственного иммунитета, а лишь некоторых его составляющих, т.е. в судебном или процессуальном иммунитете. Но это не означает отказ от иммунитета государственной собственности.

Концепция коллизионного иммунитета государства вытекает из коллизионной природы международных коммерческих сделок и не является бесспорной. Она означает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если стороны не договорились об ином. Однако поскольку государства, как хозяйствующие субъекты, выступают в гражданско-правовых сделках на равных основаниях, данная концепция расширяет "нежелательные последствия" ограничения государственного иммунитета в сделках с участием государства.

Концепция коллизионного иммунитета государства "ограничена" ст. 414 КТМ РФ об определении права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, согласно которой право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами РФ, другими законами и признаваемыми в Российской Федерации обычаями торгового мореплавания.

Концепция судебного (юрисдикционного) иммунитета наиболее тесно связана с национальным гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом. Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом в следующих случаях: 1) по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации; 2) при привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица;

  • 3) при наложении ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ;
  • 4) при принятии по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов.

Обращение взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Применение юрисдикционного иммунитета (в процессуальном плане) не означает освобождения государства от выполнения им своих обязательств по сделке, или от ответственности за ее неисполнение, или от ответственности за возмещение причиненного вреда. Применение иммунитета означает лишь, что спор может рассматриваться по иску, но только в суде данного государства.

В правовом смысле, если применяется юрисдикционный иммунитет, можно говорить об использовании соответствующего международного частноправового института. При отказе же в применении иммунитета дело переходит в плоскость того или иного национального правопорядка. В принципе, согласно нормам МЧП отдельных государств право страны, в суде которой рассматривается спор, не обязательно является применимым.

Нечеткость международно-правовых норм, определяющих критерии коммерческого или некоммерческого характера сделки государства или характера его собственности, приводит к тому, что национальный суд, решающий вопрос о юрисдикционном иммунитете, должен толковать самостоятельно национально-правовые критерии и подходы к разграничению международного публичного договора и внешнеэкономического коммерческого контракта. Это необходимо для определения и выбора судом "типа применяемого иммунитета" к рассматриваемым отношениям с участием государственной собственности.

Хотя предварительное обеспечение иска есть по существу судебное действие, соответствующий иммунитет в отношении такой судебной акции рассматривается как самостоятельный вид государственного иммунитета, поскольку принудительные меры в большей степени вторгаются в суверенные права государства, нежели рассмотрение судом иска против иностранного государства. Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает неприемлемость каких-либо властных, принудительных мер в отношении государственной собственности без согласия данного государства.

Предварительное обеспечение иска может быть применено в отношении имущества, связанного с коммерческой, культурной, спортивной, благотворительной и иной имущественной деятельностью государства. При этом суд устанавливает характер, целевое назначение действий государства, а также и действительную принадлежность имущества, в отношении которого испрашивается предварительное обеспечение. Принудительность, властность действия при исполнении вступившего в законную силу решения иностранного суда сходно с судебным решением о предварительном обеспечении иска.

Принудительное исполнение судебного решения, как и предварительное обеспечение иска, в силу норм национального права и соответствующих международных договоров о правовой помощи может осуществляться и за пределами национальной юрисдикции суда, рассматривающего дело.

Пример

Так , швейцарская компания "Нога" по судебному делу об иске о возмещении ущерба российской стороной частноправового контракта пыталась добиться предварительного обеспечения иска, а затем исполнить в принудительном порядке решение шведского арбитражного суда (1997 г.) против Российской Федерации в других странах: Люксембург, Швейцария, Франция.

Современные концепции иммунитета собственности государства как субъекта МЧП , включающие судебный (юрисдикционный) иммунитет, иммунитет от обеспечения иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения, устанавливают имущественный международный частноправовой иммунитет государства в качестве самостоятельных видов государственного иммунитета. Иммунитет государственной собственности имеет самостоятельное значение, поскольку он распространяется как на государственную собственность, используемую в дипломатических сношениях (например, помещение дипломатических представительств и иное их имущество), так и вообще на любую иную государственную собственность.

Этот иммунитет может быть не обязательно связан с судебными, исковыми требованиями к иностранному государству и к его собственности, связанные с возбуждением исков в судах и арбитражах, а касается иного государственного имущества, правомерно находящегося за пределами территориальной юрисдикции данного государства.

Основные виды гражданско-правовых отношений с участием государства изложены подробно в гл. 5.

  • 9. Конвенция оон 1980 г. О договорах международной купли-продажи
  • 11. Взаимность. Виды взаимности. Реторсии.
  • 12. Базисные условия международной купли-продажи. Инкотермс 2000 г.
  • 13. Принципы автономии воли сторон
  • 14. Понятие гражданства и домицилия, соотношение между ними
  • 15. Коллизионные вопросы брачно-семейных отношений
  • 16. Понятие и структура коллизионной нормы
  • 17. Понятие и виды иммунитета государства
  • 18. Правовое положение иностранцев в мчп
  • 19. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования международных частных отношений
  • 20. Основные формулы прикрепления и сферы их применения
  • 21. Рассмотрение споров в арбитраже ad hoc
  • 22. Понятие коллизионной нормы. Ее значение
  • 23. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф
  • 24. Консульские браки. Признание браком, заключенных за пределами территории рф
  • 26. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 27. Усыновление иностранцами детей – российских граждан
  • 28. Понятие, предмет и значение мчп
  • 29. Коллизионные вопросы усыновления.
  • 30. Вексель в международных расчетах
  • 31. Позитивная и негативная концепции публичного порядка
  • 32. Трудовая миграция
  • 33. Коллизионные вопросы наследственного права
  • 34. Понятие иностранного элемента в мчп
  • 35. Определение применимого права при отсутствии соглашения сторон международного договора
  • 36. Выморочное имущество
  • 37. Международные организации, специализирующиеся на унификации права и их роль в развитии мчп
  • 38. Правовое положение лиц, имеющих одновременно гражданство двух и более государств, в Российской федерации
  • 39. Типовые контракты
  • 41 Сфера применения Конвенции оон 1980 г. О договорах международной купли-продажи
  • 42. Иностранный инвестор. Иностранная инвестиция
  • 43. Личный статус юридического лица «национальность» юридического лица и способы ее определения
  • 44. Применимое право в договорах международной купли-продажи
  • 45. Право, подлежащее применению к форме сделки.
  • 46. Личный закон физического лица
  • 47. Организационно-правовые формы участия иностранного капитала в хозяйственной деятельности в рф
  • 48. Международная морская перевозка. Перевозочные документы
  • 49. Понятие унификации права. Виды унифицированных правовых норм
  • 1) По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:
  • 3) По субъектам международных договоров:
  • 50. Международная автомобильная перевозка. Особенности правового регулирования
  • 51. Государственные гарантии иностранным инвесторам
  • 52. Отсылка к закону третьего государства
  • 53. Способы и порядок заключения договора международной купли-продажи
  • 54. Обязательства из причинения вреда с участием иностранного элемента
  • 55. Обратная отсылка и возможности ее применения
  • 56. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража. Виды коммерческого арбитража.
  • 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
  • 15.3. Право, применимое арбитражем
  • 57. Беженцы и вынужденные переселенцы
  • 58. Императивные нормы в мчп
  • 59. Договор международной купли-продажи. Понятие, формы, виды
  • 60. Международные расчетные правоотношения по документарному аккредитиву
  • 61. Предмет мчп. Современные тенденции развития мчп
  • 62. Виды арбитражных соглашений
  • 63. Чек в международных расчетах
  • 64. Оговорки о публичном порядке, понятие публичного порядка
  • 65. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая сделка (понятие, особенности, виды)
  • 66. Принципы международных коммерческих договоров унидруа
  • 67. Понятие иностранного юридического лица. Право- и дееспособность юридического лица
  • 68. Коллизионные вопросы международной купли-продажи
  • 69. Заключения брака на территории рф иностранным гражданином
  • 70. Конфликт квалификаций
  • 71. Государство как особый субъект мчп
  • 72. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешения инвестиционных споров
  • 73. Основания и порядок применения иностранного права. Содержание иностранного права
  • 74. Подсудность гражданских дел, осложненных иностранным элементом
  • 75. Теория «функционального» иммунитета
  • 76. Хромающие отношения в мчп
  • 77. Содержание договора международной купли-продажи
  • 78. Международная железнодорожная перевозка
  • 79. Соотношение мчп и мпп
  • 80. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов
  • 81. Участие рф и ее Субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • 82. Виды коллизионных норм
  • 83. Коллизионные вопросы деликатных обязательств
  • 84. Оффшорные зоны
  • 85. Основания и порядок применения иностранного права
  • 86. Основные формы международных денежных расчетов
  • 87. Транснациональные корпорации
  • 88. Основные принципы правового положения иностранных граждан в рф
  • 89. Собственность рф, находящаяся за рубежом. Порядок управления и распоряжения этой собственностью
  • 90. Международная воздушная перевозка
  • 71. Государство как особый субъект мчп

    Государство – основной, универсальный субъект МПП. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

    Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:

      судебным – неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;

      от предварительного обеспечения иска – без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;

      от принудительного исполнения судебного решения – без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;

      собственности государства– собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государствасобственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;

      доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) – если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.

    На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного иммунитета», «торгующего государства» и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отноше-нии таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.

    Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х гг. XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве коммерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства.

    Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., законы об иммунитете иностранного государства в Пакистане и Аргентине 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерческие и некоммерческие. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство совершает действия коммерческого характера (т. е. ведет торговую деятельность), оно иммунитетом не пользуется. При определении характера деятельности иностранного государства суды должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель. Иностранному государству не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении собственности, которая используется в торговых целях.

    Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, – это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.

    Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии международного права ООН. Комиссия подготовила Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (основанный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 г. был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе Проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности».

    Основные начала участия государства в международных ЧПО, его выступления в качестве субъекта международного частного права заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип: государство, участвуя в ЧПО, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст. 124 и 1204 Гражданского кодекса. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в ЧПО.

    Статья 127 Гражданского кодекса закрепила норму, что особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются законом об иммунитете государства и его собственности», но до сих пор такой закон не принят, хотя работа над его проектами идет с начала 1990-х гг. Положения проекта ФЗ «Об иммунитете государства», подготовленного в 2000 г. в Центре торговой политики и права, полностью основаны на доктрине функционального иммунитета, очень многие нормы реце-пированы из Европейской конвенции 1972 г.

    Действующее российское законодательство до настоящего времени основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).

    "

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

    МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    (РПА Минюста России)

    Юридического факультета

    Кафедры гражданско-правовых дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Тема: «Государство как субъект международного частного права»

    Выполнила студентка

    8221 учебной группы 3 курса

    Яковлева Людмила Сергеевна

    Научный руководитель:

    Ковальчук Л.Н.

      Введение………………………………………………………..3-5

      Основные субъекты международного частного права и их

    характеристика……………………………………………………6-10

      Иммунитет государства и его виды…………………….........11-18

      Заключение……………………………………………………19-20

      Список литературы…………………………………………....21-22

    ВВЕДЕНИЕ.

    Актуальность темы исследования. В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной, проработанной юристами-практиками, прокомментированной учеными-правоведами и требует к себе еще много внимания и даже пересмотра многих моментов, что связано с кардинальным изменением нашего общества, его идеологии, социально-экономической сферы страны и естественным устареванием взглядов советских юристов-теоретиков, основывающихся на признании только марксистско-ленинской философии, теории абсолютного иммунитета государства, плановой экономики, монополии государства во внешнеэкономических отношениях.

    Об актуальности и огромном значении проблемы государства как субъекта международного частного права однозначно свидетельствует продолжающаяся уже не одно десятилетие работа Комиссии международного права ООН, направленная на кодификацию международно-правовых норм об юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

    Объект и предмет: Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при участии государства в международном гражданском обороте, правовые основы и нормативно-правовое регулирование международных частноправовых отношений с участием государства в Российской Федерации и других странах, а также судебно-арбитражная практика РФ и некоторых зарубежных стран по вопросам, связанным с участием государства в таких отношениях.

    Предмет исследования - государство, вступающее в международные частноправовые отношения, а также совокупность механизмов, закономерностей и особенностей участия государства в международном гражданском обороте.

    Цель и задачи. Цель исследования обусловлена отсутствием прямого правового регулирования международных частноправовых отношений с участием государства и заключается в выявлении всего комплекса проблем, возникающих при вступлении государства в правоотношения с частными иностранными лицами в разработке теоретического обоснования необходимости доктрины ограниченного иммунитета государства и формулировании вывода о необходимости скорейшего принятия Федерального закона об иммунитете государства, а также в определении основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы России, регулирующей вопросы участия государства в международном гражданском обороте, выработке рекомендаций и предложений.

    Основными задачами исследования являются следующие:

    Определение и исследование правового положения государства как субъекта международного частного права;

    Выявление и анализ особенностей государства как участника международного гражданского оборота;

    Анализ понятия, видов и теорий иммунитета государства и его собственности, а также исследование истории возникновения и развития данного феномена;

    Сравнительно-правовой анализ международно-правовых норм, законодательства и судебной практики Российской Федерации и некоторых зарубежных стран по вопросам иммунитета государства с целью выявления возможности применения международного и иностранного опыта.

    Степень разработанности темы. В отечественной юридической науке глубоких комплексных теоретических исследований именно государства как субъекта международного частного права не проводилось, однако в этой сфере работали такие ученые как И.И. Лукашук, В.Е. Живарев, М.М. Богуславский, Л.П. Ануфриева и другие.

    Методы: сравнительно-правовой,метод научного абстрагирования, исторический метод.

    Структура контрольной работы: контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава1. Основные субъекты международного частного права и их характеристика

    1.Физическое лицо.

    С каждым годом количество правовых связей российских граждан и юридических лиц с иностранными субъектами неуклонно возрастает. Это связано в первую очередь, с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими государствами. в процессе различных правоотношений субъекты российского права находясь на территории другого государства или принимая в России иностранцев и лиц без гражданства, не всегда правильно оценивают свой правовой статус и своих контрагентов. Это может повлечь негативные последствия для обеих сторон, в виде судебных разбирательств, невозможности исполнения заключенных договоров, нарушения прав и законных интересов участников международных отношений. Для снижения вероятности наступления таких последствий, соответствующие субъекты должны знать содержание своего правового статуса и своих партнеров.

    Правовое положение физических лиц как субъектов международного частного права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. В России был принят новый Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»2002г.

    Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Они юридически обязывают государства предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд прав и свобод. С огласно ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 1 иностранным гражданином считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого – либо гражданства, в отношении любого государства.

    2.Юридическое лицо.

    Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

    3.Государство.

    Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица). Государство может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений. Суверенитет как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным, но и принципиально отличным субъектом как международного, так и внутреннего права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой - властная природа и суверенитет государства не может не сказаться на его правовом положении. Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства:

    а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются международным публичным правом);

    б) отношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны правоотношения, а второй являются иностранные юридические лица, международные хозяйственные организации (МХО) или физические лица (регулируются международным частным правом). Отношения такого типа возникают, в частности, в тех случаях, когда государства:

    1) осуществляют выпуск займов и облигаций, продаваемых иностранцам;

    2) заключают концессионные соглашения и торговые сделки;

    3) вступают в арендные отношения с иностранным участием;

    4) выступают в качестве наследника выморочного имущества;

    5) предоставляют гарантии по внешнеторговым сделкам и т. д.

    Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом.

    Возможность участия государства в отношениях гражданско-правового характера прямо предусмотрена российским законодательством.

    В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Из этой статьи следует три положения:

    1) государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;

    2)государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;

    3) к государству по аналогии применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124).

    Раздела VII части III ГК РФ содержит специальную статью "Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом" (ст. 1204), которая непосредственно касается правового статуса государства как субъекта МЧП. Согласно данной статье к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела VII части III ГК РФ применяются на общих основаниях. Нормы МЧП применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Это свидетельствует об отходе российской доктрины МЧП от традиционно поддерживаемой концепции абсолютного иммунитета государства и признание концепции функционального (относительного) иммунитета государства, если оно выступает субъектом имущественных отношений гражданско-правового характера.

    Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, то есть его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

    В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче­ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за­ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударствен ное общение определяется нормами между­народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре­шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме­нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы­боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

    Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства - обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери­зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен­ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре­делах своей территории и компетенции, независимость одного государст­ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули­ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст­ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна­родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

    В силу суверенного равенства каждое государство пользуется между­народным иммунитетом - изъятием из-под действия национальной пра­вовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

    · судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

    · иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения со­вершать определенные действия государственным органам иностранно­го государства в порядке обеспечения исковых требований);

    · иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность при­нудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностран­ного государства или государственных органов);

    · иммунитет государственной собственности (означает неприкосно­венность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

    Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: не­обходимостью получить согласие государства для осуществления опре­деленных действий со стороны другого государства. Без согласия госу­дарства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к уча­стию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.


    До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвен­ции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

    Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридичес­кие лица, вступающие в отношения с государством, должны предусмат­ривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых госу­дарство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

    Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношени­ях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содер­жится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, сле­дует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношени­ях международного характера.

    От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компе­тенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Со­гласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Фе­дерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федераль­ные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, де­партаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внеш­неэкономических связей Российской Федерации заключает договор меж­дународной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником дого­вора является государство - Российская Федерация со всеми вытекаю­щими юридическими последствиями.

    Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, обла­сти, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, авто­номные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

    При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства - Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законо­дательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

    К таким специфическим субъектам гражданского права, как Россий­ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для кото­рых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществле­нием их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государствен­ной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила ре­гулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.

    Нормой, специально посвященной регулированию гражданских от­ношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и госу­дарств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положе­ние является отсылочным и содержит правило о том, что особенности от­ветственности Российской Федерации и субъектов РФв международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммуните­те государства и его собственности.

    К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положе­ние о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отноше­нии предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

    Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разра­ботке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был при­нят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.

    В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократив­шись в количестве, представляют за рубежом интересы российского госу­дарства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает между­народным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государст­ву. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оп­тимизации системы управления внешнеэкономическими связями Россий­ской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых пред­ставительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых ­представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает струк­турный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торг­овых представительств.

    Публикации по теме