Теперь на выборах смогут голосовать и избираться иностранные граждане. Могут ли иностранцы принимать участие в выборах президента РФ? Избирательное право иностранных граждан в рф

Трыканова С.А., доцент кафедры теории и истории государства и права факультета юриспруденции и политологии, старший научный сотрудник Центра европейской политики и права РГУ им. С.А. Есенина.

Вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и превращение ее в мировой центр массового перемещения трудовых мигрантов ведут к целому комплексу проблем в социально-экономической и политической жизни российского общества. Одним из дискуссионных вопросов российской правовой и политической практики является возможность реализации избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - действующий рамочный избирательный закон) уже содержал видоизмененные законодательные формулировки по участию иностранцев в выборах. Так, п. 10 ст. 4 рассматриваемого документа установил, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Как видим, предложенная правовая формула содержала несколько новелл. Во-первых, для участия иностранцев в избирательных действиях требовалось наличие двух, а не трех, как ранее, условий - заключение международного договора и принятие закона. Второй новеллой можно считать появление нормы, прямо разрешающей иностранным гражданам принимать участие в местном референдуме.

Кроме вышеназванных особенностей нового законодательного определения статуса иностранных граждан нам представляется возможным выделить еще одну. Если ранее закон предписывал участие иностранцев в выборах "в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации", что позволило нам выделить три допустимых вида федеральных законов, то новый рамочный закон использует иную формулировку: "На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом", иностранные граждане участвуют в выборах. То есть подчеркивается процессуальный аспект регулирования электоральных отношений. Следовательно, подразумевается именно избирательный закон.

Впрочем, в российской правовой системе принято еще два новых федеральных закона, подтверждающих права иностранцев на участие в муниципальных выборах. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подтвердивший в ст. 12 право постоянно проживающих в РФ иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепивший в п. 1 ст. 3, что "иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами".

Оправданно ли такое неоднократное федеральное регулирование одного и того же вопроса? Безусловно, если нормы различных правовых актов взаимодополняют, развивают друг друга. Однако характерна ли подобная согласованность для российской правовой системы? Думаем, что нет. Несмотря на наличие в отечественном законодательстве нескольких норм по рассматриваемой проблеме, участие иностранных граждан в муниципальных выборах обладает значительной долей неопределенности.

Противоречие трех вышеназванных Законов заключается в том, что они устанавливают разные требования к проживанию иностранных граждан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с рамочным избирательным законом устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные условия - по сути, наделяет избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно проживающих иностранцев.

Несмотря на чрезвычайную важность рассматриваемого института и крайне ограниченный перечень государств, граждане которых допускаются к участию в политической жизни российских муниципальных образований, на сегодняшний момент в стране отсутствуют единые статистические данные о количестве иностранцев, реализовавших избирательные права. Конечно, нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают нулевой правоприменительный эффект рассматриваемых норм рамочных избирательных законов. Вместе с тем в отчетах государственных органов крайне редко освещается этот вопрос, да и то, как правило, в связи с незаконным участием в избирательном процессе исследуемой категории лиц. Уникальная практика в этом отношении характерна для Хабаровского края. Как следует из доклада прокуратуры этого субъекта РФ, в 2003 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы в нарушение требований законодательства в списки избирателей в Ванинском районе были включены граждане Украины, Молдовы, Казахстана, Армении, которые, естественно, не обладают активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти <1>.

<1> См.: Головин А.Г. Избирательное право России. М.: Норма, 2007. С. 37.

Конечно, такое широкое толкование идеи равенства прав граждан в российских условиях вряд ли оправданно. Однако предоставление избирательного статуса иностранцам на муниципальном уровне следует, на наш взгляд, приветствовать. При этом крайне важно сохранить взвешенный подход к включению "неграждан" в политическую систему на местном уровне. Заимствуя опыт европейской интеграции, основанный на идее "общего дома", предпочтение следует отдавать гражданам государств - членов СНГ. Культурная, правовая, языковая общность жителей некогда единой страны будет способствовать интегративным процессам даже на микроуровне, в качестве которого выступает муниципальное образование <2>.

<2> См.: Ершов В.А. Основы избирательного права РФ. М.: ГроссМедиа Феррал, 2008. С. 54.

Для придания жизнеспособности исследованным в настоящей статье нормам российского права следует в первую очередь исключить их коллизионность. Поскольку основополагающие вопросы выборов в нашей стране регулируются рамочным избирательным законом, целесообразно в законы о статусе иностранных граждан и о местном самоуправлении включить единую норму о том, что "участие иностранных граждан в выборах на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Что касается политико-правовой практики регулирования реализации избирательных прав граждан ЕС и стран, входящих в европейскую интеграцию, то она также содержит в себе много противоречий.

Заметим, что документы Европейского союза были главным образом ориентированы на защиту экономических и личных прав граждан и признание правосубъектности личности на международной арене. Суд Сообществ в ряде своих решений подчеркивал, что "право сообщества вне зависимости от законодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния". И лишь в 1970-х годах в состав такого правового достояния индивидов официально были включены политические права - в связи с расширением полномочий Европейского Парламента введены прямые всеобщие выборы в эту наднациональную европейскую структуру. Акт о выборах представителей в Европейский Парламент путем всеобщего и прямого голосования от 20 сентября 1976 г. отразил этот принцип непосредственной демократии.

Однако, несмотря на предоставление политических прав физическим лицам, Акт непосредственно избирательные права иностранных граждан при выборах депутатов Европейского Парламента не регулировал. Не исключая такую возможность (в ст. 1 решался вопрос участия в наднациональных выборах "представителей народов государств, объединившихся в Сообщество"), документ 1976 г. предписывал присоединившимся странам устанавливать процедуру выборов в Европейский Парламент внутренним законодательством до вступления в силу единообразной избирательной процедуры, разработанной самим Парламентом. То есть детальной нормативной регламентации избирательной правоспособности иностранных граждан государств Сообществ, находящихся на территории другого участника Сообществ, в европейском праве вплоть до начала 1990-х годов не было.

Процессуальный пробел был восполнен Директивой Совета от 6 декабря 1993 г. N 93/109, непосредственно посвященной осуществлению права избирать и быть избранным на выборах депутатов Европейского парламента для граждан Союза, которые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются. Основные критерии здесь - определение избирательной правоспособности по правовым актам страны гражданской принадлежности; уведомительный характер участия в выборах, возможность ограничения избирательных прав граждан ЕС, реализуемых по месту постоянного пребывания, ценз оседлости до пяти лет. Последнее правило допустимо для государств Союза, в которых наблюдается количественное превышение гражданами ЕС (кроме граждан страны пребывания) 20% общей численности избирателей. Впрочем, как отмечает В.И. Лафитский, этим правом в истории европейских выборов воспользовался лишь Люксембург.

Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные варианты - от полного исключения иностранцев из электоральной жизни государства до разрешения участвовать в общегосударственных выборах. Примером первого может выступить опыт Бразилии, Основной Закон которой в ст. 14 устанавливает, что иностранцы не могут быть зарегистрированы в качестве избирателей. От такого полного игнорирования влияния иностранцев на внутригосударственную политику разительно отличается опыт стран британского Содружества, допускающий в некоторых случаях граждан Содружества к формированию высших органов государственной власти.

Участие иностранных граждан в выборах регулируется актами различной юридической силы зарубежных правовых систем. В некоторых странах на высшем конституционном уровне содержатся предпосылки для включения иностранцев в число избирателей. Так, в ст. 51 Основного Закона Италии 1947 г. предусматривается, что итальянцы, не являющиеся гражданами Республики, могут быть приравнены в законодательном порядке к гражданам страны в отношении занятия выборных должностей. Статья 13 Конституции Испании допускает наделение иностранцев избирательными правами на условиях взаимности в силу договора или закона. Однако более распространено регулирование представительства иностранцев детализирующим конституции законодательством о выборах. Причем подобная регламентация зачастую носит расширительный характер. Так, в порядке детализации испанской Конституции ст. 6 Закона "О правах и свободах иностранцев, проживающих на территории Испании" 2000 г. не только подтверждает избирательные права иностранцев-резидентов на муниципальных выборах, но и гарантирует защиту прав тем иностранным гражданам, которые не могут участвовать в местных выборах. Речь идет о предоставлении им права выбрать демократическим путем собственных представителей для принятия участия в дебатах и решениях муниципалитетов, к которым они относятся <3>.

<3> См.: Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. М.: НОРМА, 2006. С. 100.

Таким образом, вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

  • бумагу, которая будет удостоверять личность;
  • бумаги, свидетельствующие о наличии регулярного источника финансовых поступлений, размер которых должен превышать прожиточный минимум и позволять существовать на достаточно благоприятном социальном уровне (или справку, подтверждающую факт нетрудоспособности);
  • документ, свидетельствующий о наличии жилой площади (на основаниях, которые предусматриваются законодательством РФ);
  • справку о состоянии здоровья, выданную специально назначенным медицинским учреждением (она должна засвидетельствовать об отсутствии опасных заболеваний инфекционного характера и зависимости от наркотических веществ);
  • справку об отсутствии ВИЧ.
  • Период действия ВНЖ и варианты его обретения Что касается периода действительности вида на жительство, то он составляет пять лет.

Дает ли вид на жительство право голосовать на выборах?

Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее здесь. Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Есть ли право голосовать у обладателя вида на жительство в рф

Главная-ВНЖ Вопрос, какие права дает вид на жительство в России интересует многих мигрантов, ведь каждый из них ищет лучшую жизнь за пределами своей Родины. Под определением «вид на жительство в России» следует понимать бумагу, выдающеюся гражданину другого государства или личности без подданства, которая является подтверждением законного права жить в РФ на постоянной основе. В представленной статье постараемся разобраться более подробно, какие права мигранту дает ВНЖ в РФ.
Также следует рассмотреть, что представляет собой вид на жительство, какие существуют варианты его оформления, и какая ответственность возникает перед владельцем данной бумаги. Основные аспекты ВНЖ Разрешение на проживание на территории Российской Федерации считается документом, который прилагается к национальному паспорту гражданина иной страны.

Какие права дает вид на жительство в россии

Инфо

Главное, что нужно сделать перед выездом за границу, это узнать есть ли у вас запрет на выезд, в этом поможет проверенный сервис наших партнеров, который, в течении нескольких минут, предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу. Каждый следующий этап легализации в Российской Федерации наделяет иностранного гражданина все новыми правами, а вместе с ними и обязанностями. Если сравнивать РВП с ВНЖ, то второй документ практически приравнивает статус своего обладателя к статусу гражданина РФ.


Но на повестке дня остается вопрос, можно ли голосовать с видом на жительство? И здесь мигрантов ждет некоторое разочарование, о чем и пойдет речь в данной статье.

Избирательные права иностранных граждан

Нет избирательных прав в России[] Армения[] Действующее соглашение

  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
  • подписан в городе Москве 29 августа 1997 года
  • ратификация - Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 100−ФЗ

Статья 4 1. постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором. 2.

Права граждан получивших вид на жительство в россии

Как получить вид на жительство в России: Видео Похожие статьи Для получения гражданства РФ потребуется собрать комплект документов и пройти ряд процедур. Своими силами это сделать очень не просто, исходя из этого доскональное знание всех нюансов и законов, а также грамотные подсказки экспертов – это Ваш шанс избежать некоторых проблемных обстоятельств и легально находиться на территории РФ. Получите помощь специалистов перейдя по ссылке. Выборы президента РФ 2018 в Анталии Турция.

Права и обязанности граждан получивших вид на жительство в россии

Это означает, что на основании ВНЖ мигрант может жить в России неограниченное количество лет, продлевая его каждый раз на новый период. Читайте подробнее, что такое ВНЖ.Читайте также Получению ВНЖ предшествует целый ряд обязательных миграционных формальностей, которые могут несколько отличаться в зависимости от категории заявителя. К примеру, жители Беларуси освобождены от обязанности получать РВП.
Они могут сразу перейти к оформлению статуса постоянного жителя. к содержаниюПорядок действий при получении ВНЖ Сразу следует отметить, что данная стадия легализации не является первой во всем процессе.

Что дает вид на жительство в россии?

Внимание

Однако данная категория иностранцев для того, чтобы получит гражданство России, должны отказаться от предыдущего в течение 2 лет. Если это условие не выполнится, мигрант лишится ВНЖ. Выдача вида на жительство При одобрении заявления, мигрант получает соответствующее уведомление.


После этого мигрант обязан явиться в органы ГУВМ для получения документа. Детей вписывают в вид на жительство родителей с фотографией, а при достижении 14 лет они получают собственный ВНЖ. РВП, при получении вида на жительство, утрачивает свое действие и подлежит изъятию.
Мигранты из Белоруссии получают вид на жительство сразу после того, как зарегистрируются на месте проживания в субъекте Российской Федерации. Однако требуется подтверждение дохода, необходимого для получения услуг, необходимых на территории государства. Вид на жительство выдается на срок от трех до пяти лет, в зависимости от оснований.
Регистрация ИП Согласно российскому законодательству открыть собственный бизнес в нашей стране может любое лицо, которое достигло совершеннолетия. Это означает, что зарегистрировать ИП могут:
  • граждане РФ;
  • лица иностранного происхождения;
  • апатриды.

Сама процедура мало чем отличается для всех трех групп. Но зарегистрировать компанию можно только по месту своей прописки, таким образом, если бизнесмен не является гражданином РФ, ему необходимо предоставить в уполномоченный орган РВП или ВНЖ, которые и подтверждают его регистрацию в том или ином регионе. Рекомендуем изучите подробнее все аспекты, касающиеся предпринимательства с ВНЖ. к содержаниюМожно ли взять ипотеку с ВНЖ Финансовые трудности могут возникнуть в жизни любого человека.

Можно ли голосовать с видом на жительство

По сути вашего вопроса о нельзя точно ответить, потому как вы не указали относительно какой страны возник вопрос, потому как у каждой страны свое законодательство относительно прав граждан и людей, которые имеют вид на жительство! Поэтому ответ будет зависеть, в первую очередь, от страны! Я точно знаю только в отношении Великобритании, у меня родная сестра через этих ребят получила вид на жительство 2 года назад, реально профессионально срботали! И вот точно знаю, она рассказывала, что при этом она получила такие же права как гражданине, кроме прав голосовать и быть избранным! Если говорить не о России, а об Украине, то насколько я знаю, вид на жительство не позволяет иностранцам голосовать на выборах. Ведь это не оформление гражданства, человек как был гражданином своей страны, так им и остается. И голосовать на выборах он может в своей стране.

Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и превращение ее в ми­ровой центр массового перемещения трудовых ми­грантов ведёт к появлению целого комплекса про­блем в социально-экономической и политической жизни российского общества. Одним из дискуссион­ных вопросов российской правовой и политической практики является возможность реализации избира­тельных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления.

Истории конституционного развития нашей страны известны различные правовые подходы к определению возможности иностранцев принимать участие в избирательном процессе. На ранних эта­пах отечественного народного представительства уже присутствовали элементы такого участия. Достаточ­но вспомнить опыт Земских соборов, избиравших на российский престол царей. Учитывая, что в качестве возможных претендентов рассматривались кандида­туры иноземных принцев, а сами соборы основыва­лись на принципе выборности и в литературе иногда назывались «избирательными соборами», можно с большой долей условности сделать вывод о наделе­нии иноземцев пассивным избирательным правом. В более поздний дореволюционный период отече­ственной истории уже доминировал принцип под­данства при наделении лиц избирательным статусом. Однако в п. 20 гл. 5 первой российской Конституции 1918 г. устанавливалась иная норма, в соответствии с которой «...из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Совет­ская Республика предоставляет все политические пра­ва российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству...».

В текстах последующих Основных законов, за ис­ключением п. 11 гл. 1 Конституции РСФСР 1925 г., от­меченная норма отсутствовала.

Запрет на реализацию активного избиратель­ного права иностранными гражданами сохранялся в российском праве вплоть до принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (да­лее - второй рамочный избирательный закон); пас­сивного - до вступления в силу Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По­следний документ в виде общего правила запрещал иностранным гражданам осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвиже­нию кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов. Очевидно, что эта общая формулировка включала запрет на реализа­цию как активного, так и пассивного избирательно­го права иностранцев. Единственное исключение из этого правила было закреплено в п. 8 ст. 4 второго рамочного избирательного закона в ред. 1999 г., уста­навливающем, что в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральны­ми законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

В юридической науке делались попытки обо­снования противоречивости указанной нормы тре­бованиям Конституции. По нашему мнению, такая точка зрения не является обоснованной. Действи­тельно, Основной Закон в ст. 32 провозглашает право именно граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Однако систематическое толкование этой статьи в со­вокупности с ч. 3 ст. 62 Конституции позволяет рас­пространить избирательные права и на иностранных граждан, но в пределах, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Таким образом, для предоставления националь­ного режима иностранцам при проведении муници­пальных выборов в соответствии с рамочным избира­тельным законом требовались три условия:

Наличие международного договора с государ­ством (государствами), гражданам которого (кото­рых) предоставляются избирательные права на тер­ритории России;

Принятие федерального закона, разрешающего иностранным гражданам принимать участие в мест­ных выборах;

Наличие закона субъекта РФ, закрепляющего аналогичное право.

Заметим, что некоторые исследователи при ана­лизе п. 8 ст. 4 второго рамочного избирательного закона допускали альтернативное толкование в от­ношении последних двух условий участия иностран­цев в муниципальных выборах. Так, С.А.Авакьян ука­зывал на необходимость отражения избирательных прав отмеченных лиц «в федеральном законе либо законе субъекта РФ». В.А.Лебедев также делал ссыл­ку на два условия реализации иностранцами из­бирательного права - заключение международного договора РФ и принятие «федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации». На наш взгляд, построение рассматриваемой нормы все же предполагало совместное регулирование участия иностранных граждан в выборах как федеральным, так и региональными законами.

Впрочем, это была не единственная законода­тельная формулировка, вызвавшая сложности в толковании. Если в отношении первого условия со­мнений в правоприменении не возникало (очевидно, речь могла идти как о двустороннем, так и о много­стороннем договоре), то в отношении второго усло­вия оставались вопросы. Было неясно, какой именно закон имелся в виду: избирательный, закон о стату­се всех иностранцев либо закон о статусе иностран­цев определенной гражданской принадлежности. Дело в том, что буквальное толкование пункта 8 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона допускало все три версии. Однако практика доказывала реали­стичность только двух. Так, на уровне Федерального закона об основных гарантиях допускалось участие иностранных граждан в муниципальных выборах (п. 8 ст. 4); кроме того, Федеральный закон от 10 ию­ня 1997 г. № 89-ФЗ «О ратификации Договора о Со­юзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России» признавал обязательность для нашей стра­ны Устава Союза Беларуси и России, подписанного 23 мая 1997 г. Учитывая, что в ст. 18 вышеназванного Устава допускалось право граждан Союза, постоян­но проживающих в другом государстве - участнике Союза, избирать и быть избранными в органы мест­ного самоуправления на территории этого государ­ства, то рассматриваемый Федеральный закон кос­венно разрешал гражданам Белоруссии участвовать в муниципальных выборах на территории РФ. Что же касается закона о статусе всех иностранцев, то новый нормативный акт о правовом положении иностран­ных граждан находился на стадии разработки, а За­кон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» не пред­усматривал возможности наделения этой категории лиц какими-либо избирательными правами.

По свидетельству Ю.А.Веденеева, единствен­ным для нашей страны международным договором, предусматривающим на момент вступления в силу второго рамочного избирательного закона участие иностранных граждан в муниципальных выборах, яв­лялся Устав Союза Беларуси и России 1997 г. С учетом этого факта многие субъекты РФ, включившие в свое законодательство норму о наделении избирательны­ми правами иностранцев, предоставляли гражданам

Белоруссии возможность участия в муниципальных выборах. В Амурской области такая возможность впервые была предусмотрена п. 3 ст. 3 Избирательно­го кодекса 1999 г., установившим, что «в соответствии с международными договорами РФ и соответствую­щими им федеральными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ».

Интересно, что Закон об основных гарантиях 1997 г. не регулировал вопросы участия иностран­ных граждан в местных референдумах. Впрочем, Б.А.Страшун предполагал возможность применения законодательства по аналогии к институту референ­дума. Обоснованность этой точки зрения подтверж­далась п. 4 ст. 18 второго рамочного избирательного закона, предусматривающим включение иностран­ных граждан в список избирателей, участников рефе­рендума, при достижении ими на день голосования 18-летнего возраста.

Следующий масштабный этап правового регу­лирования участия иностранных граждан в муни­ципальных выборах приходится на 2002 г. Однако в истории деятельности российского парламента по вопросам электорального поведения иностранцев известна и более ранняя дата - 23 февраля 2001 г. В этот день в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий изменение фе­дерального избирательного законодательства. По свидетельству В.Кривцова, в одной из поправок бук­вально было изложено следующее: «На выборах, на­значенных в случае досрочного прекращения полно­мочий высшего должностного лица субъекта РФ, не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, если основанием для назначения указанных выборов послужили...». Буквальное толкование приведенного текста позволяло, как выразился автор, «не доверять гражданам РФ (внося запрет на выдвижение ими сво­их кандидатур), уже обманувшим один раз ожида­ния избирателей, и предоставить возможность для реализации пассивного избирательного права ис­ключительно гражданам иностранных государств и лицам без гражданства». Этот юридический курьез, конечно, не был привнесен в отечественную право­вую систему (за основу была взята введенная в июле 2001 г. во второй рамочный закон формулировка п. 7 ст. 28), что не помешало дальнейшему реформирова­нию статуса различных категорий избирателей.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации» (далее - действующий рамочный избиратель­ный закон) уже содержал видоизмененные законода­тельные формулировки по участию иностранцев в выборах. Так, п. 10 ст. 4 рассматриваемого документа установил, что на основании международных дого­воров РФ и в порядке, установленном законом, ино­странные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального об­разования, имеют право избирать и быть избранны­ми в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выбо­рах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Как видим, предложенная правовая формула со­держала несколько новелл. Во-первых, для участия иностранцев в избирательных действиях требовалось наличие двух, а не трех, как ранее, условий - заключе­ние международного договора и принятие закона. В последнем случае четко не определялся вид такого за­кона (федеральный, закон субъекта РФ), что породи­ло различные варианты толкования этой нормы. Так, Ю.А.Веденеев под названными законами понимает «федеральные законы, законы субъектов РФ»; причем разделительная запятая скорее исключает возмож­ность автономного регулирования избирательной правоспособности иностранцев уровнем только фе­дерального закона либо нормами исключительно ре­гионального правового акта. В.А.Лебедев, напротив, указывает на достаточность федерального регулиро­вания этого вопроса. О.Е.Кутафин отмечает возмож­ность регулирования статуса избирателя-иностранца как федеральными законами, так и законами субъек­тов РФ, что уже допускает некоторую альтернатив­ность. По мнению автора настоящей статьи, термин «закон», упомянутый в п. 10 ст. 4 действующего ра­мочного избирательного закона, следует толковать с учетом ст. 71, 72 Конституции РФ. Поскольку во­просы избирательного права составляют совместное ведение РФ и субъектов РФ, а заключение междуна­родных договоров, в том числе об участии граждан в выборах на территории государства пребывания, - исключительная прерогатива РФ, то в современных условиях возможность автономного регулирования правоспособности иностранцев на местных выборах следует исключить.

Кроме вышеназванных особенностей нового за­конодательного определения статуса иностранных граждан нам представляется возможным выделить еще одну. Если ранее закон предписывал участие иностранцев в выборах «в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации и соот­ветствующими им федеральными законами, закона­ми субъектов Российской Федерации», что позволило нам выделить три допустимых вида федеральных за­конов, то новый рамочный закон использует иную формулировку: «на основании международных до­говоров Российской Федерации и в порядке, установ­ленном законом», иностранные граждане участвуют в выборах. То есть подчеркивается процессуальный аспект регулирования электоральных отношений.

Следовательно, подразумевается именно избира­тельный закон.

Впрочем, в российской правовой системе приня­то еще два новых федеральных закона, подтвержда­ющих права иностранцев на участие в муниципаль­ных выборах. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтвердивший в ст. 12 право постоянно прожива­ющих в РФ иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренных федеральными закона­ми, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации», за­крепивший в п. 1 ст. 3, что «иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления пра­вами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».

Оправданно ли такое неоднократное федераль­ное регулирование одного и того же вопроса? Безу­словно, если нормы различных правовых актов до­полняют, развивают друг друга. Однако характерна ли подобная согласованность для российской право­вой системы? Думаем, что нет. Несмотря на наличие в отечественном законодательстве нескольких норм по рассматриваемой проблеме, участие иностранных граждан в муниципальных выборах обладает значи­тельной долей неопределенности. В юридической ли­тературе при изучении данного института исследова­тели ограничиваются повторением законодательных формул, не раскрывая детально их содержание. Зна­чительный вклад в отсутствие ясного избирательного статуса иностранцев привносят как противоречия в немногочисленных законодательных формулировках отечественных законов, так и недостаточная инфор­мированность правоприменителей о действующих международных договорах РФ, предполагающих участие отдельных категорий иностранцев в муници­пальном избирательном процессе. К числу противо­речивых законодательных формул можно отнести, во-первых, отсутствие единых ссылок на правовые документы об избирательных правах иностранцев. Действующий Закон об основных гарантиях, как от­мечалось, ссылается на международные договоры РФ и законы; Закон об общих принципах организации местного самоуправления - на международные до­говоры РФ и федеральные законы; Закон о правовом положении иностранных граждан - только на феде­ральные законы. Такой различный подход создает правовую неопределенность, которая отнюдь не спо­собствует единому толкованию норм. Естественно, что наиболее благоприятные условия для иностран­цев создает рамочный избирательный закон; следо­вательно, именно он при возникновении спора под­лежит применению.

Второе противоречие трех вышеназванных за­конов заключается в том, что они устанавливают раз­ные требования к проживанию иностранных граж­дан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с рамочным избирательным законом устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные усло­вия, по сути, наделяя избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно прожива­ющих иностранцев. Если руководствоваться требова­ниями п. 6 ст. 1 рамочного избирательного закона, то федеральные законы не должны ему противоречить; при возникновении коллизии должны применяться нормы Закона об основных гарантиях. С другой сто­роны, юридический принцип par in parem non habet imperium (равный не имеет власти над равным) ста­вит под сомнение обоснованность приоритета одно­го федерального закона над другим. В юридической науке само право законодателя провозглашать вер­ховенство норм одного из законов над нормами всех иных законов этого же вида нередко оспаривается. Этому способствует мнение Конституционного Суда РФ, который подчеркивает, что в Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия внутри актов одного их вида; ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому феде­ральному закону большей юридической силой

Центральная избирательная комиссия, рассма­тривая коллизию о законодательных требованиях к продолжительности проживания иностранных граждан на территории России, сослалась на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предложив для разрешения противоречий в каждом конкретном случае руковод­ствоваться нормой, содержащейся в международном договоре. А поскольку в международных договорах, как правило, употребляется терминология, исполь­зованная в рамочном избирательном законе, прио­ритет следует отдавать именно ему.

Некоторые сложности традиционно вызывает вопрос о том, гражданам какой страны могут предо­ставляться избирательные права на муниципальных выборах в России. В юридической литературе в ка­честве единственного примера традиционно приво­дился краткосрочный опыт российско-белорусских отношений, основанный на Уставе Союза Беларуси и России. Учитывая, что с 26 января 2000 г. этот доку­мент прекратил свое действие, можно было бы сде­лать вывод об отсутствии практического применения рассматриваемых норм российских законов. Вместе с тем в вышеупомянутом письме ЦИК РФ отмечают­ся в числе действующих в настоящее время между­народных договоров РФ, предусматривающих право иностранных граждан на участие в местных выборах и референдумах, договоры с Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Армения и с

Туркменистаном. Причем первые два договора пред­усматривают предоставление активного и пассивного избирательного права при выборах в представитель­ные органы муниципальных образований, глав му­ниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, а также права на участие в местном референдуме. В соглашении с Туркмениста­ном гражданам договаривающейся стороны предо­ставляются те же права, но в несколько расширенном составе: им разрешается принимать участие в выбо­рах глав муниципальных образований без ограниче­ния для глав местных администраций. Наименьший объем в сфере непосредственной демократии предо­ставляет договор с Арменией - этот документ пред­усматривает лишь право постоянно проживающих иностранцев на участие в местном референдуме.

Участие в муниципальных выборах отдельных категорий иностранцев в стране проживания не ис­ключается еще как минимум двумя межгосудар­ственными соглашениями с бывшими союзными ре­спубликами, в которых участвует Россия. Имеется в виду Договор о правовом статусе граждан одного го­сударства, постоянно проживающих на территории другого государства, 1998 г., и Договор между РФ и Республикой Грузия о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республи­ки Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории РФ, 1995 г. Однако для вступления их в силу требуется ратификация.

Несмотря на чрезвычайную важность рассма­триваемого института и крайне ограниченный пере­чень государств, граждане которых допускаются к участию в политической жизни российских муни­ципальных образований, на сегодняшний момент в стране отсутствуют единые статистические данные о количестве иностранцев, реализовавших избиратель­ные права. Конечно, нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают нулевой правоприменительный эффект рассматриваемых норм рамочных избирательных законов. Вместе с тем в отчетах государственных органов крайне редко освещается этот вопрос, да и то, как правило, в свя­зи с незаконным участием в избирательном процессе исследуемой категории лиц. Уникальная практика в этом отношении характерна для Хабаровского края. Как следует из доклада прокуратуры этого субъекта РФ, в 2003 г. при проведении выборов депутатов Госу­дарственной Думы в нарушение требований законо­дательства в списки избирателей в Ванинском районе были включены граждане Украины, Молдовы, Казах­стана, Армении, которые, естественно, не обладают активным избирательным правом при выборах в ор­ганы государственной власти.

Конечно, такое широкое толкование идеи ра­венства прав граждан в российских условиях вряд ли оправданно. Однако предоставление избирательного статуса иностранцам на муниципальном уровне сле­дует, на наш взгляд, приветствовать. При этом край­не важно сохранить взвешенный подход к включению «неграждан» в политическую систему на местном уровне. Заимствуя опыт европейской интеграции, основанный на идее «общего дома», предпочтение следует отдавать гражданам государств - членов СНГ. Культурная, правовая, языковая общность жителей некогда единой страны будет способствовать интегра­тивным процессам даже на микроуровне, в качестве которого выступает муниципальное образование.

Для придания жизнеспособности исследован­ным в настоящей статье нормам российского права следует в первую очередь исключить их коллизион- ность. Поскольку основополагающие вопросы выбо­ров в нашей стране регулируются рамочным избира­тельным законом, целесообразно в законы о статусе иностранных граждан и о местном самоуправлении включить единую норму о том, что «участие ино­странных граждан в выборах на территории Россий­ской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан Российской Федерации».

Вторым обязательным условием совершенство­вания практики избирательных кампаний в России с привлечением иностранцев является модерни­зация системы учета избирателей, использующей комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы». Пункт 3 ст. 17 действующего рамочного избиратель­ного закона устанавливает лишь, что иностранные граждане в случаях, рассмотренных выше, включа­ются в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления. Однако ввиду отсутствия эффективной системы учета иностран­ных граждан-избирателей на практике комиссиям приходится обращаться к явочному порядку голо­сования иностранцев на местных выборах, дополняя список избирателей - граждан РФ. Естественно, это не позволяет ответить на вопрос: какое же количе­ство иностранных граждан из имеющих право уча­ствовать в муниципальных выборах приняло участие в голосовании. Если использовать терминологию В.В.Маклакова, сегодня в России избирательный кор­пус является не юридическим, а потенциальным, т. е. включающим значительную долю незарегистриро­ванных избирателей. Очевидно, что требуется мо­дернизация регистра избирателей в процессе раз­вития ГАС под руководством Федерального центра информатизации при ЦИК РФ, поскольку в Положе­нии о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденном Постановлением ЦИК РФ от 29 апреля 2003 г., не детализирован учет такой ка­тегории избирателей, как иностранцы.

И, наконец, третье условие для повышения эф­фективности участия в российских выборах граждан зарубежных государств - надлежащее информиро­вание участников избирательного процесса о содер­жании как международных договоров, так и россий­ского избирательного законодательства. По нашему мнению, это один из самых слабых аспектов иссле­дуемой проблемы. К сожалению, члены многих из­бирательных комиссий не осведомлены о категориях иностранных граждан, которым надлежит выдавать бюллетени при проведении выборов, референдума, о порядке и основаниях их участия в выборах. Основ­ная причина этого - отсутствие должного норматив­ного регулирования, комплексно учитывающего нор­мы избирательного и административного права.

Заметим, что документы Европейских сообществ были главным образом ориентированы на защиту экономических и личных прав граждан и призна­ние правосубъектности личности на международной арене. Суд Сообществ в ряде своих решений подчер­кивал, что «право сообщества вне зависимости от за­конодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния». И лишь в 70-х гг. в состав такого право­вого достояния индивидов официально были вклю­чены политические права - в связи с расширением полномочий Европейского парламента введены пря­мые всеобщие выборы в эту наднациональную евро­пейскую структуру. Акт о выборах представителей в Европейский парламент путем всеобщего и прямого голосования от 20 сентября 1976 г. отразил этот прин­цип непосредственной демократии.

Однако, несмотря на предоставление политиче­ских прав физическим лицам, Акт непосредственно избирательные права иностранных граждан при вы­борах депутатов Европейского парламента не регу­лировал. Не исключая такую возможность (в ст. 1 решался вопрос участия в наднациональных выборах «представителей народов государств, объединивших­ся в Сообщество»), документ 1976 г. предписывал при­соединившимся странам устанавливать процедуру выборов в Европейский парламент внутренним за­конодательством до вступления в силу единообраз­ной избирательной процедуры, разработанной са­мим парламентом. То есть детальной нормативной регламентации избирательной правоспособности иностранных граждан государств Сообществ, находя­щихся на территории другого участника Сообществ, в европейском праве вплоть до начала 1990-х гг. не было.

Процессуальный пробел был восполнен Ди­рективой Совета от 6 декабря 1993 г. № 93/109, не­посредственно посвященной осуществлению права избирать и быть избранным на выборах депутатов Европейского парламента для граждан Союза, ко­торые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются. Основные критерии здесь - определение избирательной право­способности по правовым актам страны гражданской принадлежности; уведомительный характер участия в выборах, возможность ограничения избирательных прав граждан ЕС, реализуемых по месту постоянного пребывания, цензом оседлости до 5 лет. Последнее правило допустимо для государств Союза, в которых наблюдается количественное превышение гражда­нами ЕС (кроме граждан страны пребывания) 20 % общей численности избирателей. Впрочем, как от­мечает В.И.Лафитский, этим правом в истории евро­пейских выборов воспользовался лишь Люксембург.

Естественно, что нормы международного и ев­ропейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного стату­са иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные вари­анты - от полного исключения иностранцев из элек­торальной жизни государства до разрешения уча­ствовать в общегосударственных выборах. Примером первого может выступить опыт Бразилии, Основной закон которой в ст. 14 устанавливает, что иностранцы не могут быть зарегистрированы в качестве избира­телей. От такого полного игнорирования влияния иностранцев на внутригосударственную политику разительно отличается опыт стран британского Со­дружества, допускающий в некоторых случаях граж­дан Содружества к формированию высших органов государственной власти.

Участие иностранных граждан в выборах регу­лируется актами различной юридической силы за­рубежных правовых систем. В некоторых странах на высшем конституционном уровне содержатся пред­посылки для включения иностранцев в число изби­рателей. Так, в ст. 51 Основного закона Италии 1947 г. предусматривается, что итальянцы, не являющиеся гражданами Республики, могут быть приравнены в законодательном порядке к гражданам страны в отно­шении занятия выборных должностей. Статья 13 Кон­ституции Испании допускает наделение иностранцев избирательными правами на условиях взаимности в силу договора или закона. Однако более распростра­нено регулирование представительства иностранцев детализирующим конституцию законодательством о выборах. Причем подобная регламентация зачастую носит расширительный характер. Так, в порядке де­тализации испанской Конституции ст. 6 Закона «О правах и свободах иностранцев, проживающих на территории Испании» 2000 г. не только подтвержда­ет избирательные права иностранцев-резидентов на муниципальных выборах, но и гарантирует защиту прав тем иностранным гражданам, которые не могут участвовать в местных выборах. Речь идет о предо­ставлении им права выбрать демократическим путем собственных представителей для принятия участия в дебатах и решениях муниципалитетов, к которым они относятся.

Внутригосударственные нормы разрешают, как правило, участие иностранных граждан в трех ви­дах выборов - муниципальных, наднациональных и социальных. Поскольку в зарубежной научной док­трине местные выборы относятся к категории адми­нистративных (т. е. не связанных с формированием органов власти, реализующих государственный суве­ренитет), то внутреннее законодательство государств соответствует международным нормам о наделении иностранных граждан избирательными правами на местном уровне.

Интересно, что базовым критерием для участия иностранцев в национальных выборах в зарубежных государствах является невозможность реализации су­веренитета, который олицетворяется с деятельностью центральных органов власти. В решениях некоторых зарубежных структур прослеживается превалирова­ние идеи государственного суверенитета, реализуемо­го публичными органами, над принципом народно­го суверенитета, принадлежащего всему населению. Так, Конституционный совет Франции в решении от 9 апреля 1992 г. признал неконституционным предо­ставление активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах иностранцам - гражданам других государств ЕС на том основании, что посредством муниципальных выборов избирают­ся муниципальные советники, в свою очередь участву­ющие в выборах сенаторов. Дело в том, что книга II «Выборы сенаторов от департаментов» Избиратель­ного кодекса Франции 1964 г. предусматривала из­брание сенаторов от департаментов избирательной коллегией, состоящей из депутатов, региональных советников и советников Собрания Корсики, гене­ральных советников, а также делегатов муниципаль­ных советов или заместителей этих делегатов. Тем са­мым участие иностранных граждан в муниципальных выборах предоставляло им возможность влиять на формирование Сената, т. е. реализовывать националь­ный суверенитет, принадлежавший французским гражданам. В последующем для ликвидации выше­названной коллизии нормы Конституции Франции 1958 г. были модернизированы. В 1992 г. на конститу­ционном уровне участие иностранцев - граждан ЕС в муниципальных выборах было подтверждено, но с ограничением - им запрещалось осуществлять функ­ции мэров или их заместителей, участвовать в назна­чении выборщиков сенаторов и в выборах сенаторов. В отделе 1-bis раздела IV Избирательного кодекса в чис­ле требований к иностранцам для участия в выборах муниципальных советников и членов Совета Парижа предусматривается гражданство ЕС, постоянный ха­рактер пребывания, избирательная правоспособность в государстве своего основного гражданства.

Таким образом, вопрос о реализации избира­тельных прав иностранных граждан на выборах орга­нов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Справоросс Олег Михеев намерен внести сегодня в Госдуму поправки в избирательное законодательство, которые полностью лишат иностранцев права участвовать в выборах как в качестве избирателей, так и кандидатов. На местном уровне такая возможность есть у граждан Туркмении и Киргизии - тех стран, с которыми у РФ заключены специальные международные договоры. В Госдуме отмечают, что для начала нужно получить статистику участия в выборах иностранцев, а местные органы власти "не влияют на суверенитет государства".

Сейчас, согласно ст. 4 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления "на основании соответствующих международных договоров". Депутат Олег Михеев указывает на "недопустимость" того, чтобы иностранные граждане "решали судьбу" РФ: поправки, которые он намерен внести в Госдуму, предполагают исключение этого пункта из закона. В пояснительной записке к законопроекту указано, что предоставление гражданам других стран права голосовать и быть избранными - это "угроза суверенитету и национальной безопасности государства".

Член Центризбиркома (ЦИК) Майя Гришина пояснить "Ъ", есть ли статистика голосования иностранцев на выборах в РФ, не смогла, отметив лишь, что "международные договоры, которые ратифицировала Госдума, имеют приоритет по сравнению с федеральными законами". Соответствующие договоры, согласно пояснениям главы ЦИКа, которые приложил к законопроекту справоросс, есть с тремя странами. Из них следует, что активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах в России без ограничений обладают граждане Туркмении. Они же имеют право участвовать в местных референдумах. Граждане Киргизии могут избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, но не могут при этом становиться главами муниципальных образований. А граждане Армении обладают правом на участие в местном референдуме.

Поскольку Олег Михеев в поддержке "Единой России" своего законопроекта не уверен, он также намерен сегодня обратиться с письмом к президенту Владимиру Путину, чтобы он подумал о пересмотре международных соглашений. Если это сделано не будет, пояснил "Ъ" справоросс, он опасается "массового голосования гастарбайтеров в поддержку действующей власти".

Прежде чем оценивать инициативу, "надо понять, сколько иностранных граждан имеют право участвовать в выборах на местном уровне, сколько уже успели избраться, поднять статистику, посмотреть, какие решения принимают те, кто успел избраться", заявил "Ъ" зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству от "Единой России" Дмитрий Вяткин. Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев отметил, что "доля истины" в словах его коллеги есть, поскольку в некоторых регионах иностранцы голосуют на местном уровне и "власть это использует, чтобы создать перевес".

А зампред комитета от ЛДПР Сергей Иванов отметил, что полномочия местного самоуправления "не позволяют влиять на суверенитет и территориальную целостность государства".

Добрый день! Я являюсь гражданином Украины, имею статус временно проживающего лица в субъекте "Новосибирская область". Хотел бы узнать о возможности выражения активной гражданской позиции иностранными резидентами по факту принятия участия в голосовании на выборах президента Российской Федерации на основании всеобщего равного и прямого избирательного права. Ежели у меня отсутствует данное право при статусе временно проживающего лица, прошу Вас дать ответ о возможности приобретения данного права совместно с приобретением статуса постоянного проживающего иностранного лица.

Ни с РВП, ни с ВНЖ Вы не можете участвовать в голосовании на выборах президента Российской Федерации.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права). Подробнее .


1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Публикации по теме