Международное публичное право. Кодификации международного права по территории действия

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.

О КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Ю.С. Ромашев

Кафедра международного права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ул. Малая Ордынка, 17, Москва, Россия, 119017

В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Процесс кодификации международного права осуществляется достаточно давно, а его значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, несмотря на это, по мнению авторов, доминирующее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права, так как большая часть существующих областей международного права кодифицирована, но с появлением новых международно-правовых институтов этот процесс снова необходим. Авторы оценивает роль международных органов (например, Комиссии международного права ООН) в процессе кодификации. Также в работе раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин авторитетных ученых правоведов в области международного права.

Ключевые слова: международное право; кодификация международного права, прогрессивное развитие международного права, морское право, международное гуманитарное право.

Современный мир представляет сложную динамично развивающую систему. Государства сотрудничают и противоборствуют друг с другом в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах. Однако во взаимоотношениях государств все же большее место занимает их сотрудничество, которое не может прогрессивно развиваться без соответствующих регуляторов, важное место среди которых принадлежит международному праву.

Международное право все больше вторгается в нашу жизнь. Число международных договоров стремительно растет. Они охватывают самые различные сферы жизнедеятельности человечества от исследования и разработки морского дна до освоения космического пространства.

Одним из наиболее важных способов повышения эффективности международного права в эпоху глобализации является его кодификация. Она приводит не только к упорядочению норм международного права, но и воздействует на развитие законодательств государств, способствует их большей системности и единообразию. Кодифицированы такие древнейшие отрасли, как дипломатиче-

ское, консульское и морское право, право международных договоров и международное гуманитарное право. В основу дальнейшего международного нормотворчества, развития других отраслей международного права также положен процесс его кодификации и прогрессивного развития.

Процесс кодификации тесно связан с глубокими научными исследованиями. Данный вопрос имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Кодификация становится все более наукоемкой, а в ходе его необходимо решать все более сложные вопросы . В ходе ее осуществления необходимо проанализировать огромный массив норм, вычленить из него только действующие нормы, отвечающие потребностям современного развития.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что в настоящее время данному вопросу в российской международно-правовой науке по-прежнему уделяется не так много внимания. Данную проблему исследовали К. А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, В.М. Корецкий, ИИ. Лукашук, А.П. Мовчан и др. Зарубежные исследования так же немногочисленны.

Многие ученые сходятся в общем понимании кодификации международного права, считая, что это систематизация норм международного права, сведение их в единые международные договоры, как правило, универсального характера. Кодификация вообще, и международного права в частности, по их мнению, имеет целью уточнение действующих норм права; устранение устаревших правил; выяснение неопределенных, разрешение противоречивых и сведение действующих норм в систему. При этом большинство международников также отмечают, что кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права.

Как известно, выделяют два вида кодификации международного права - официальную и неофициальную. Неофициальную кодификацию можно считать одним из этапов официальной кодификации и она лежала у истоков кодификации международного права, составляет ее научную основу.

Неофициальной кодификацией занимаются, как правило, видные ученые - наиболее квалифицированные специалисты по международному праву, общественные организации, представленные как международными, так и национальными неправительственными организациями. Данная работа выражается чаще всего в форме разработки проектов международных договоров, судьбу которых должны решить уже субъекты международного права.

Первые предложения о неофициальной кодификации всего международного права обычно приписывают Иеремию Бентаму (Англия), предложившему ее в конце XVIII в. Однако он затронул вопрос кодификации не существующего позитивного международного права, а выдвинул мысль о некоем утопическом международном праве, которое могло бы явиться основой вечного мира между цивилизованными государствами .

Попытки кодификации международно-правовых норм производились в то же время и другими лицами. Так, например, в 1792 г. французский конвент постановил издать Декларацию прав народов. Эту работу выполнял аббат Грегуар. Декларация должна была включать 21 статью и содержать лишь принципы дан-

ного вопроса. Однако проект данного документа не был принят указанным органом.

В 1861 г. усилия по кодификации были предприняты австрийским юристом Домин-Петрущевичем. Им был опубликован Краткий кодекс международного права.

В 1863 г. профессор Колумбийского колледжа в Нью-Йорке составил проект «Законов войны». Данный документ в виде сборника норм, опубликованных Соединенными Штатами во время гражданской войны, предназначался как руководство для вооруженных сил.

Известный швейцарский ученый-международник Блюнчли в 1868 г. издал работу «Современное международное право цивилизованных государств», переведенную на ряд языков, в том числе и русский. Работа была представлена в виде кодекса.

Вопрос о необходимости кодификации международного права поднимался в работе «О призвании нашего века к реформе и кодификации международного права», опубликованной известным итальянским политиком и юристом Манчи-ни в 1872 г. В этом же году в Нью-Йорке вышли в свет научный труд Дедлея Фильда «Основы проекта международного кодекса». В 1887 г. Леоне Леви опубликовал работу «Международное право с материалами для Кодекса международного права», в 1890 г. итальянский юрист Фиоре - «Кодифицированное международное право и его юридическая санкция». В 1906 г. Е. Дгоплесси представил свой «Проект установления власти национальной, законодательной, административной, судебной: проект кодекса публичного международного права».

Общественные организации также активно подключились к процессу неофициальной кодификации. Так в 1873 г. в Генте (Бельгия) был образован Институт международного права, представляющий объединение юристов различных государств. Они разработали ряд проектов международных договоров, охватывающих различные области международного права. В 1880 г. Институт издал свой Сборник законов сухопутной войны. В 1913 г. этот институт опубликовал Справочник по морской войне.

В 1873 г. была создана Ассоциация для реформы и кодификации международного права. Эта организация действует и в настоящее время под новым наименованием - Ассоциация международного права (штаб-квартира находится в Лондоне).

В 1880 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество международного права. Его деятельность была направлена на создание благоприятных условий кодификации принципов международного права.

В Вашингтоне в 1912 г. был создан Американский институт международного права.

В целях оказания помощи в изучении международного права и его кодификации в 1957 г. в СССР была образована Советская ассоциация международного права, ныне Ассоциация международного права Российской Федерации.

В неофициальной кодификации большую работу проводят Международный институт космического права, Международный морской комитет.

Международный комитет Красного Креста подготовил проекты кодификации норм гуманитарного права. В дальнейшем на их основе были приняты четыре женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

В настоящее время по-прежнему растет значение неофициальной и особенно доктринальной кодификации. Велика роль международных неправительственных организаций в кодификации права окружающей среды и других отраслей международного права. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы.

Официальная кодификация - осуществляется субъектами международного права - действующими лицами на международной арене и способными создавать нормы международного права. Наиболее активно участвует в кодификации государства и международные межправительственные организации.

Первые попытки осуществления официальной кодификации были предприняты при подписании Парижского договора на Венском конгрессе (18141815 гг.). Кроме того, на конгрессе были утверждены положения, регламентирующие режим международных рек, ранги дипломатических агентов, а также нормы, запрещающие работорговлю и касающиеся нейтралитета.

Парижский мирный конгресс (1856 г.) продолжил процесс кодификации норм, касающихся гуманизации правил ведения морской войны, в частности по запрете каперства, о нейтрализации Черного моря.

Реальные шаги по официальной кодификации были предприняты российским правительством. Так, в 1874 г. по инициативе русского императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция. На ней обсуждался проект кодекса международного права о ведении сухопутной войны. Юристы, дипломаты и военные в качестве делегатов приглашенных государств одобрили Положение из 60 статей, известное под названием Брюссельской декларации, но эти статьи так и никогда не были ратифицированы государствами .

Необходимость упорядочения правового регулирования ведения сухопутной и морской войн привели к необходимости созыва крупномасштабных международных мероприятий. Так в 1899 г. в Гааге была созвана Первая конференция мира. Считается, что инициатором ее созыва стал российский император Николай II. На данной конференции были приняты конвенции, по-настоящему являющиеся международными кодексами, например такие как Конвенция о мирном разрешении международных споров и Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Кодификация ряда областей международного права, осуществленная на конференциях мира, показала необходимость и возможность ее осуществления в широких масштабах и явилась знаменательным событием в развитии международного права.

После Первой мировой войны кодификация международного права продолжилась, был заключен широкий спектр конвенций в области права воору-

женных конфликтов, регламентирующих обращение с раненными и военнопленными, запрещения отравляющих и удушающих газов, мирного разрешения споров, воздухоплавания и морского судоходства, а также в экономической сфере.

Важную роль в выяснении взглядов правительств на международное право и в согласовании их позиций играют универсальные международные организации и международные конференции. С их помощью вырабатывается общий подход. Все это сказывается как на кодификации и развитии международного права, так и на применении его норм. Эти организации позволяют всем государствам участвовать в формировании и развитии международно-правового сознания и соответствующих норм .

Большой вклад в данной области внесен Лигой наций, являющейся универсальной международной организацией. Именно она приступила к систематической деятельности по кодификации международного права. В рамках Лиги наций активную роль в этом вопросе сыграли рекомендации Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, состоявшего из 17 членов.

В качестве первоочередных направлений кодификации этим органом были выбраны: гражданство, территориальные воды, ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев, дипломатические привилегии и иммунитеты, процедура международных конференций, порядок заключения и составления проектов международных договоров, пиратство, эксплуатация морских богатств.

Конференция по прогрессивной кодификации международного права проходила в Гааге с 13 марта по 12 апреля 1930 г. В ходе ее работы были приняты: конвенция по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; протокол, относящийся к определенному случаю безгражданства; особый протокол, касающийся безгражданства. По другим вопросам, касающихся, например, территориальных вод, общего консенсуса не было достигнуто.

Л. Оппенгейм, оценивая результаты Гаагской конференции 1930 г., подчеркивал, что, во всяком случае, ее опыт и результаты дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ .

На смену Лиги наций пришла Организация Объединенных Наций. Ее деятельность в рассматриваемой области вытекает из п. 1 ст. 13 Устава ООН, согласно которой Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Через этот главный орган ООН проходят проекты, подготовленные другими ее органами. В настоящее время роль Ассамблеи в кодификации и прогрессивном развитии международного права только возрастает.

В рамках ООН большую роль в процессе кодификации играет Комиссия международного права. Ранее данный вспомогательный орган ООН именовался Комитетом по прогрессивному развитию международного права и его кодифи-

кации. Согласно Статуту Комиссии ее цель определяется как содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссия приняла участие в кодификации норм международного права, включенных во многие конвенции, в частности в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Конвенцию о специальных миссиях 1969 г., Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и многие другие.

Кроме того, Комиссия международного права подготовила ряд документов, содержащих кодифицированные нормы, а именно Проект декларации прав и обязанностей государств (1949 г.), Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (1950 г.), Проект конвенции об искоренении и сокращении безгражданства в будущем (1954 г.), Проект статей о клаузулах о наиболее благо-приятствуемой нации (1978 г.) и др.

На материалы Комиссии международного права ссылаются в дипломатической практике и, что особенно существенно, на них нередко опираются решения международных судебных органов.

Одним из наиболее примечательных событий в деятельности Комиссии международного права стало окончание работы над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статьи проекта были приняты к сведению, включены в резолюцию Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 г. в качестве приложения и предложены «вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере».

В Проекте подведен некоторый итог по кодификации норм международного права в вопросах международно-правовой ответственности. Данный документ имеет большое значение и для законодательств, регулирующих вопросы их международной деятельности, а также деятельности должностных лиц, направленной на реализацию международных обязательств своих государств. Кроме того, Проект, наряду с кодифицированными, правда уточненными, обычными нормами международного права содержит и множество новых прогрессивных положений, которые следует осмыслить государствам и в дальнейшем применять их на практике. Международный Суд ООН в своих решениях обращался еще на стадии разработки Проекта к его положениям и признавал их в качестве обычных норм международного права.

Следует обратить внимание, что кодификацией норм международного права занимаются и другие органы ООН - Комитет по использованию космиче-

ского пространства в мирных целях, ранее существовавшая Комиссия по правам человека, а ныне - Совет по правам человека, ЮНСИТРАЛ и др.

В кодификации норм международного права принимают активное участие такие специализированные учреждения ООН, как МОТ, ИКАО, ИМО, ВОЗ, ЮНЕСКО. Большая их заслуга в кодификации международного морского, воздушного и космического права, а также таких комплексных областей, как международное трудовое право, транспортное и телекоммуникационное право.

Следует заметить, что, несмотря на позитивное значение кодификации, многие юристы высказывают опасение, что многие кодификационные нормы несколько расходятся с нормами, которые сложились как обычные. При этом участниками многих конвенций по-прежнему остается ограниченное число государств. Все это создает определенные сложности в правоприменении.

Эффективность кодификации, по мнению И.И. Лукашука, во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация .

Как мы видим, процесс кодификации международного права осуществляется весьма давно, а ее значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, хотя, по нашему мнению, большее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права. Большая часть существующих областей международного права уже кодифицирована. Однако это не означает, что кодификация международного права уходит в прошлое. Появляются новые международно-правовые институты и отрасли, нормы которых будут испытывать потребность в кодификации. Одновременно будут формироваться новые и видоизменяться старые обычные нормы международного права, что неизбежно потребует их кодификации.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб: Россия-Нева, 2001.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Оппенгейм Л. Международное право: пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом / под ред. и пред. С.Б. Крылова. - М.: Госуд. изд-во иностранной литературы, 1948.

ON THE CODIFICATION OF INTERNATIONAL LAW

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The Department of International Law National Research University Higher School of Economics

17, Malaya Ordynka st., Moscow, Russia, 117198

The article considers the historical aspects of the formation of the codification of international law. The codification of international law is carried out for a long time, and its value is very large, es-peccialy for the development of the legislation of states, despite this, in author"s opinion, greater significance at the current stage will be given to the process of progressive development of international law, as most of the existing areas of international law are codified, but with the appearance of new international legal institutions, this procedure will be necessary again. The author values the roleof the international bodies (eg, the International Law Commission) in the process of codification. Also this article reveals the importance of formal and informal codification and shows the participation of international institutions in that field. The author is analysing the doctrines of reputable scientists jurists in international law.

Key words: international law; codification of international law and the progressive development of international law, maritime law, international humanitarian law.

Lukashuk I.I. Kodifikacija i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava v XXI veke // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. - Spb: Rossija-Neva, 2001.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast": uchebnik dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem, pravovoj un-t. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2005.

Oppengejm L. Mezhdunarodnoe pravo: per. s 6-go angl. izd., dop. G. Lauterpahtom / pod red. i pred. S.B. Krylova. - M.: Gosud. izd-vo inostrannoj literatury, 1948.

Bentham"s Works, ed. by Bowring, VIII.

  • Становление и развитие международного права
    • О возникновении международного права
    • Состояние и характер современного международного права
    • Перспективы развития международного права
    • Международное право и мировой правопорядок
  • Понятие, особенности и система международного права
    • Понятие международного права
    • Особенности международного права
    • Система международного права
  • Нормы и принципы международного права
    • Нормы международного права
    • Принципы международного права
  • Источники международного права
    • Общая характеристика источников международного права
    • Международные договоры
    • Международный обычай
    • Решения международных организаций и конференций
    • Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
    • Кодификация международного права
  • Соотношение международного и внутригосударственного права
    • Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
    • Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Соотношение международного публичного и международного частного права
    • Конституция и международное право
    • Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
  • Субъекты международного права
    • Общие вопросы международной правосубъектности
    • Международно-правовое признание
    • Правопреемство в международном праве
  • Население и международное право
    • Международно-правовая регламентация положения населения
    • Международно-правовые вопросы гражданства
    • Правовой режим иностранцев
  • Территория и международное право
    • Виды территорий в международном праве
    • Территория государства
    • Территориальные приобретения и изменения
    • Территориальные споры
    • Государственная граница
    • Демаркационные линии
    • Международные реки
    • Международные каналы
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой статус Шпицбергена
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Принуждение и ответственность в международном праве
    • Классификация мер международно-правового принуждения
    • Санкционные меры международно-правового принуждения
    • Несанкционные меры международно-правового принуждения
    • Санкционная ответственность в международном праве
    • Объективная ответственность в международном праве
  • Право международных договоров
    • Право международных договоров как отрасль международного права
    • Национальное право и международные договоры Российской Федерации
    • Международные договоры как юридические акты международного права
    • Заключение между народных договоров
    • Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
    • Депозитарий многостороннего договора и его функции
    • Регистрация и опубликование международных договоров
    • Недействительность международных договоров
    • Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
    • Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
    • Толкование международных договоров
    • Договоры и третьи (неучаствующие) государства
    • Международные договоры в упрощенной форме
    • Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • Международное право прав человека
    • Международное сотрудничество в области прав человека
    • Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    • Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
    • Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
    • Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
    • Право убежища
    • Беженцы и перемещенные лица
    • Защита меньшинств и коренных народов
  • Международное морское право
    • Понятие, источники и субъекты международного морского права
    • Пределы действия норм международного морского права
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
    • Морские пространства, имеющие различный правовой статус
    • Международное сотрудничество в пределах морских пространств
  • Международное воздушное право
    • Понятие и система международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой режим международных полетов
    • Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
    • Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
    • Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
    • Международные авиационные организации
  • Международное космическое право
    • Понятие, история развития и источники международного космического права
    • Субъекты и объекты международного космического права
    • Правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космонавтов и космических объектов
    • Международное сотрудничество в освоении космоса
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Перспективные вопросы международного космического права
  • Международное экономическое право
    • Истоки, понятие и система международного экономического права
    • Субъекты, источники и принципы МЭП
    • Международная экономическая интеграция и глобализация
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Международно-правовые основы международной финансовой системы
    • Международный валютный фонд
    • Всемирный банк
    • Региональные финансовые организации
    • Международные клубы кредиторов
    • Международное сотрудничество в области энергетики
    • Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
  • Международное право охраны окружающей среды
    • Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
    • Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
    • Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
    • Международно-правовая охрана природных объектов
    • Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
  • Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
    • Методология и понятийный аппарат
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
    • Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
    • Интерпол - Международная организация уголовной полиции
    • Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
    • Международное уголовное правосудие
  • Право внешних сношений
  • Международные конференции
    • Понятие и классификация международных конференций
    • Подготовка и созыв международных конференций
    • Работа международных конференций
    • Механизм принятия решений
    • Виды актов международных конференций и их правовое значение
  • Право международных организаций
    • Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
    • Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
    • Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
    • Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
    • Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
    • Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
    • Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
    • Надгосударственность международных организаций
  • Право европейского союза
    • «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
    • Определение, понятие и особенности европейского права
    • Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
    • Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
  • Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
    • Международно-правовая база функционирования СНГ
    • Союзное государство России и Белоруссии
    • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    • Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
    • ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
  • Мирное урегулирование международных споров
    • Понятие международного спора
    • Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
    • Мирные средства разрешения международных споров
    • Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
    • Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
    • Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
  • Право международной безопасности
    • Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
    • Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
    • Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
    • Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
    • Операции по поддержанию мира
    • Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Право вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
    • Правовые последствия начала войны
    • Нейтралитет во время войны
    • Правовое положение участников вооруженных конфликтов
    • Правовой режим военной оккупации
    • Запрещенные средства и методы ведения военных действий
    • Средства и методы ведения морской войны
    • Средства и методы ведения воздушной войны
    • Защита прав личности во время вооруженного конфликта
    • Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
    • Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
    • Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
  • Международное право и информационные технологии
    • Общие вопросы и основные понятия
    • Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
    • Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
    • Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
    • Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий

Кодификация международного права

Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.

В общей теории права понятие «кодификация» имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.

Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.

Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных Гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.

Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация , осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу.

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм". Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.

В целом же было бы неправильно противопоставлять правотворчество совершенствованию механизма правоосуществления. Оба процесса взаимосвязаны.


Похожая информация.


Кодификация - это официальная систематизация действую­щих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их ком­плексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего между­народного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела; в) исключение устаревших норм и устранение противоречий

между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчест­вом, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регули­рования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в еди­ный согласованный документ действующие (неустаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключитель­ной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, поря­док морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществ­ляется на официальном уровне - либо государствами посред­ством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются ме­ждународные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

§ 5. Кодификация международного права

Результатом кодификации является один или комплекс ко­дификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о право­преемстве в отношении международных договоров и в отноше­нии государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт между­народной организации (Декларация о принципах международ­ного права 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы; некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих до­говоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с ино­странными государствами» (с 1982 г. - «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено МИДом России, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ 1 подготовлен и

Глава 4. Нормы международного права

опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Рос­сийской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сбор­ник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО».

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках меж­дународных организаций: Секретариат ООН публикует «Treaty Series»; Исполнительный секретариат СНГ - «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «European Treaty Series».

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-мето­дических или в информационных целях.

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Советский ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном между­народном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регули­рования. Киев, 1980.

Лукашук И. И. Нормы международного права в международ­ной нормативной системе. М., 1997.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного международ­ного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридиче­ская сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Советский ежегодник между­народного права. 1978. М., 1980.

Литература

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы между­народного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Советский ежегодник междуна­родного права. 1979. М., 1980.

Шестаков Л. Н. Императивные нормы в системе современ­ного международного права. М., 1981.

Глава 5 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и виды источников международного права

Источники международного права представляют собой уста­новленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

К источникам международного права приложимы основные характеристики источников права в общей теории права. Одна­ко в отличие от внутригосударственного права международное право не имеет таких конституционных норм или специальных актов, в которых дается перечень нормативных актов в привяз­ке к компетенции принимающих их органов государства.

Сами государства, международные организации и (в преду­смотренных случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но и внешнюю форму их существования. Над­лежащая оценка источников международного права обусловле­на реальными процессами нормотворческой деятельности.

Презумпция разнообразия источников международного пра­ва присуща Уставу ООН, в преамбуле которого выражена ре­шимость народов Объединенных Наций «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обяза­тельствам, вытекающим из договоров и других источников ме­ждународного права». Если бы разработчики Устава, а в их чис­ле были выдающиеся юристы-международники, основывали свое суждение исключительно на практике того времени (1945 г.), то им достаточно было добавить к договорам между­народные обычаи. Они же явно формулировали текст с ориен­тацией на перспективу, не связывая государства в их решениях.

международное обязательство, «независимо от обычного, дого­ворного или иного происхождения этого обязательства» 1 .

Традиционно сложились и на протяжении веков применя­лись два источника международного права - международный договор и международный обычай. Их широчайшее распростране­ние в практике международных отношений - с учетом, естест­венно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровожда­ются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, - породило представление 6 том, что только они являются и способны быть источниками междуна­родного права.

Между тем дипломатическая практика государств, деятель­ность проводимых государствами международных конферен­ций, функционирование международных межправительст­венных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов меж­дународных конференций и совещаний и актов международных ор­ганизаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений го­сударств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как со­держания, так и юридического значения фиксируемых положе­ний именно как правовых норм. Они должны также соответст­вовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам междуна­родного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатиро­вать существование следующих разновидностей источников ме-

1 Доклад Комиссии международного права о работе ее 48-й сессии. 6 мая - 26 июля 1996 г. ООН. С. 133.

ждународного права: международные договоры, международ­ные обычаи, акты международных конференций, акты между­народных организаций и международных органов.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при ре­шении споров на основании международного права Суд приме­няет международные конвенции (т. е. договоры), международ­ные обычаи, так называемые общие принципы права, признан­ные цивилизованными нациями 1 , а также «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по пуб­личному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Как видно, здесь наряду с источниками международного права упомянуты судеб­ные решения и научные концепции, именуемые вспомогатель­ным средством, т. е. ориентиром при толковании правовых норм. Вопрос о юридической природе и значимости судебных решений в наши дни стал предметом различных оценок. При­менительно к международному праву имеются в виду постанов­ления (решения) международных судебных учреждений, при­знаваемые обязательными как в учредительных документах са­мих судов (например, ст. 94 Устава ООН, ст. 59, 60 Статута Международного Суда), так и в национальном законодательст­ве, в том числе в российских актах (ст. 6 Федерального консти­туционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции»). Более сложной является проблема квалификации таких постановлений (решений) как судебных прецедентов на межго­сударственном уровне, имея в виду их нормативное юридиче­ское значение (см. § 6 гл. 5 настоящего учебника).

В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от са­мих государств и международных организаций, а также от меж-

1 Толкование формулировки об «общих принципах» в литературе неоднозначно: одни ученые понимают их как традиционные юридиче­ские постулаты, известные еще римскому праву (например, закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться и т. д.); другие скло­няются к отождествлению общих принципов с основными принципа­ми международного права (см.: Корецкий В. М. «Общие принципы права» в международном праве // Корецкий В. М. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 2. С. 165-199).

§ 2. Международный договор как источник международного права 111

дународных и национальных судебных учреждений, иных орга­низаций и органов, в том числе на уровне отдельных госу­дарств.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как ис­точники международного права, поскольку они выражают ин­тересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Во-первых, определенные законы, соответствующие законо­мерностям межгосударственного общения, оказывают позитив­ное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах род­ственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельство­вать о становлении международного обычая, признаваемого го­сударствами. В-третьих, в процессе взаимного общения госу­дарства должны уважать законы друг друга, затрагивающие во­просы такого общения и не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализа­ция многих международно-правовых норм обусловлена согла­сованными и взаимодействующими с ними национальными за­конами.

§ 2. Международный договор - основной источник международного права 1

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное согла­шение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также неза­висимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового по­нятия для всех нормативных актов в договорной форме). Ана­логичное определение международного договора дано в Вен-

См. также гл. 12 настоящего учебника.

Глава 5. Источники международного права

ской конвенции о праве договоров между государствами и меж­дународными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в та­ких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров пре-зюмирует возможность заключения договоров между государст­вами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего сле­дует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Кон­венции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения между­народных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимо­связанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расце­ниваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником междуна­родного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Интересен в этом плане пример заключения Договора меж­ду СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. Одновременно с До­говором были приняты в качестве приложений к нему мемо­рандум и два протокола. В дальнейшем были подписаны три соглашения между СССР и США, конкретизирующие отдель­ные положения Договора, и 13 «сопутствующих» соглашений, в которых одной из сторон являлись либо СССР, либо США, а их контрагентами выступали иные государства, на террито­рии которых в то время были размещены подлежащие ликви­дации ракеты.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуще­ствлении положений этой Конвенции, которые касаются со-

§ 2. Международный договор как источник международного права 113

хранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной ис­точник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благо­приятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без ис­ключения области международных отношений, государства по­следовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, догово­ры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимо­действие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, при­знали «все возрастающее значение договоров как источника ме­ждународного права и как средства развития мирного сотрудни­чества между нациями, независимо от различий в их государст­венном и общественном строе».

Особое значение приобрели общие многосторонние догово­ры, призванные регулировать отношения, которые представля­ют интерес для международного сообщества государств в це­лом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универ­сальности таких договоров.

Известны энергичные усилия нашего государства в сотруд­ничестве со многими государствами по расширению круга уча­стников Договора о нераспространении ядерного оружия. Не­которые государства уклоняются от участия в Международных пактах о правах человека, несмотря на призывы к достижению их подлинной универсальности.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источ­никах международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения суще­ствования СССР термином «международные договоры Россий­ской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) догово­ры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) догово­ры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров

Глава 5. Источники международного права

§ 4. Акты международных конференций

относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавер­шенности предусмотренной для этого процедуры и ратифици­руемые уже от имени Российской Федерации 1 .

Публикации по теме