Гендерные особенности общения мужчин и женщин. Общение мужчин и женщин – в чём различие? Методика проведения эксперимента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы процесса общения, его субъекты и функции. Характеристики и разновидности невербальных средств общения. Интерпретация основных коммуникативных жестов: прикрывание рта, пожимание плечами, жест "ОКей" и V-образный знак, поднятый вверх большой палец.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Выявление патопсихологической роли дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств ребенка. Разработка основных направлений экспрессивной психокоррекционной работы с заикающимися старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения. Жаргон как вербальное средство криминогенного общения. Виды невербальных средств общения в жаргоне: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    Афлетунова Гульшат Эдуардовна

    студент 3 курса, кафедра ИСЭ ПГТУ, РФ, г. Йошкар-Ола

    Email : gulshat . afletunova @ yandex . ru

    Богданов Антон Игоревич

    научный руководитель, канд. ф. наук, ст. преп.. ПГТУ, РФ, г. Йошкар-Ола

    Современная наука проявляет большой интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих исследований доказано, что при изучении влияния социальных характеристик на речь, необходимо учитывать пол человека.

    Речевое поведение мужчин и женщин строится на базе исторически сложившихся стереотипов, которые были зафиксированы в языке. Существование различий в языке разных полов было уже характерно для языков первобытной поры. Н.Б. Мечковская пишет, что мужские и женские языки различались, прежде всего, словарем. Охотничью или строительную лексику, например, знали мужчины, а лексику домоводства - женщины

    До 60-х годов наука не проявляла большого интереса к особенностям речи мужчин и женщин. Впервые пол, как социальный фактор, определяющий особенности речевого развития, начал упоминаться в трудах У. Лабова, П. Траджилла. Одной из первых работ в этой области считается книга американской исследовательницы Робин Лакофф «Язык и место женщины». Данная тема «язык и пол» в последнее время активно разрабатывается.

    Сегодня, данной проблемой занимается наука лингвистика. Лингвистика - наука, изучающая языки. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.

    Речевое поведение - сложное явление, которое связано с местом рождения человека и местом его обучения, будь то обычная школа или, например, закрытый лицей. На речевое поведение человека также оказывает влияние та среда, в которой он общается, то есть привычное окружение человека, его воспитание и национальные особенности. Однако основным фактором, несомненно, влияющим на речевое поведение человека является факт принадлежности его к мужскому и женскому началу. Как пишет В.Н. Телия в одной из своих работ «Женщинам более свойственны фактические речевые акты; они легче переключаются, «меняют» роли в акте коммуникации». Мужчины наоборот, переключаются в акте коммуникации намного тяжелее, а, увлекаясь темой разговора или диалога, перестают реагировать на остальные реплики, которые с ней не связаны.

    Говорить о различиях в речевом общении у мужчин и женщин ученые начали ещё в конце XVII-го века, когда ими были открыты туземные племена. Различия в мужской и женской речи не столь значительны, они не всегда проявляют себя в любом речевом акте, а также не свидетельствуют, что пол является главным фактором коммуникации, как это предполагалось на начальном этапе развития феминистской лингвистики. Наукой также был сделан вывод, что каждый человек в разных ситуациях обнаруживает различное речевое поведение.

    Исследования показали, что, взяв нескольких людей одного пола и возраста, но имеющих различный профессиональный статус, можно найти различия в их языковом общении.

    Речевое поведение человека в различных обстановках разное. Например, на работе или дома человек имеет определенное речевое поведение, а находясь в новой и незнакомой обстановке этот же человек показывает совершенно другое речевое поведение.

    Однако, гендерная лингвистика сегодня не отрицает, что имеются определенные черты, которые свойственны только мужчинам и только женщинам. Например, женщинам больше свойственна неконфликтность и эмоциональность. Основной тематикой в разговорах у женщины является тематика семьи, отношений, моды, воспитания детей, а также искусства и литературы. В разговоре женщины более детальны, чем мужчин, а также часто ссылаются на кинофильмы, книги и личный опят. Также замечено, что у женщин в разговоре существует большее количество вводных слов, чем у мужчин, а также женщины чаще употребляют в своей речи «высокие слова». Психологи выделяют также такую черту как присутствие в языке у женщин преувеличений и обобщений. Для мужской речи более приемлемой оказывается точность и конкретность. Главной темой разговора у мужчин является интересующее их дело (охота, рыбалка и так далее), а также инновационное развитие и политика. Мужчины чаще ссылаются на авторитеты, причём, по утверждению психологов, данные авторитеты чаще всего являются мужчинами. Мужчины в своей речи част иронизируют и употребляют профессиональную лексику. Их речи присуще огромное употребление вводных слов и преобладание глаголов над остальными частями речи. Лингвисты также утверждают, что употребление нецензурных слов чаще происходит у мужчин, нежели у женщин.

    Отличия в речевом поведении у мужчин и женщин находят своё отражение и в том, какие истории они рассказывают. Мужчины рассказывают главным образом о себе и из любой ситуации именно он выходит победителем. Женщины же наоборот, рассказывают в большей степени о других нежели о себе, а также зачастую говорят не о своих «геройских подвигах», а о собственной глупости, например, о том, как забыла ключи дома и захлопнула дверь, или о том, как вместо документа достала ненужную бумажку.

    Стиль ведения беседы у мужчин и женщин также имеет свои характерные особенности. Так, например, мужчины очень часто ставят под сомнение авторитет его собеседника и более охотно вступают в конфликты. Как отмечалось выше женщины менее конфликты и чаще избегают возможность открытого ведения «боя» в разговоре. Мужчины наиболее охотнее говорят в незнакомом им кругу и чувствуют себя при этом более комфортно, у женщин наоборот, комфорт при разговоре они чувствуют в более узком кругу своих близких. Мужчины, по мнению лингвистов, прежде чем начать говорить, детально обдумывают все, что было услышано от собеседника и только после этого формулируют ответ и говорят его. У женщин происходит все с точностью до наоборот. Женщина сначала говорит, демонстрируя при этом свой внутренний процесс обдумывания сказанного и лишь в процессе речи она обнаруживает именно то, что хочет сказать.

    Как отмечает, А.Ю. Беляева в своей статье, для женской речи также характерно использование элементарных сигналов внимания типа «ага». В речи женщин часто встречаются примеры употребления слов со значением неуверенности в истинности того, о чем они говорят. Это могут быть модальные слова «типа», «наверное», «по-моему». Речь мужчин отличается от женской тем, что она довольно часто используют наречия наверно «или» и «наверное» в значении «несомненно, верно, точно». Но в большинстве случае мужчины используют модальные слова для абсолютной уверенности правильности собственного мнения.

    Мужской речи также характерно влияние такого фактора как профессия. Мужчины широко употребляют профессиональную терминологию в непринужденном общении. Женщины наоборот стараются использовать более простой и понятный своему собеседнику язык, для того, чтобы быть с собеседником «на равных».

    Можно сделать вывод, что речевое поведение мужчин и женщин прямо противоположно. Мужчины обычно погружены в ход своих мыслей, и если увлекаются беседой, то не реагируют на окружающую среду. Женщина же, более открыто ведет беседу, чутко реагирует на всю окружающую обстановку.

    В современном мире выравниваются социальные роли мужчины и женщины. Язык является лишь одним из аспектов, с помощью которых человек выражает свою половую принадлежность в этом мире. Женщина в большей степени сопровождает свои требования различными формами вежливости и так называемыми формальными ограничителями. Для мужчины в разговоре сверхзадачей прежде всего является утверждение собственных лидирующих позиций и состязание в установлении лидирующих статусных ролей. Исследования показывают, что мужчины, когда они говорят друг с другом, очень редко перебивают друг друга во время диалога. Но в то же время, когда они говорят с женщинами, то количество перебивания резко возрастает и становится общей тенденцией в разговоре.

    Когда мужчины говорят с мужчинами, они, как правило, очень редко сомневаются в компетентности друг друга. Тогда же, когда женщина решается в присутствии мужчины проявлять свою компетентность, мужчина воспринимает это как вызов, как агрессию со стороны женщины, и стремится ее подавить.

    Природа общения мужчин и женщин зависит от большого количества различных факторов, изучение которых происходит и сейчас. Лингвистика является развивающейся наукой, так как с течением времени меняются и социальные роли мужчин и женщин.

    Список литературы:

    1. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М.: Наука, 1993. - С. 90-136.
    2. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. - 189 с.
    3. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1. Спб, 1997. - С. 94-124.

    ВВЕДЕНИЕ

    Древние греки придавали большое значение мужским и женским манерам общения. Прямая агрессия в отстаивании своих взглядов оказалась присуща не только мужчинам, но и женщинам, а нежность и забота не всегда была чертой свойственной только женщинам. При общении мужчины Древней Греции держали голову высоко поднятой, чтобы не быть принятыми за гомосексуалистов, а женщины, наоборот, не имели права смотреть в глаза собеседнику. Женщина должна была обязана смотреть в сторону, что говорило о её скромности и покорности.

    В настоящее время стили общения, так же как и манеры, стали слишком свободными, и это в некотором роде спутало распределение социальных ролей. Считается, что мужской авторитет в обществе укрепляет авторитарный стиль общения, поэтому мужчинам гораздо легче использовать директивный, доминирующий стиль руководства. Демократичность и эмоциональность в общении присуще женщинам, поэтому им более близок стиль социального лидера объединяющего коллектив.

    В своей работе я привел примеры результатов исследования особенностей общения мужчин и женщин. Попытался разобраться каких партнеров для общения выбирают дети и взрослые мужского и женского пола, какие оценки даются лицам мужского и женского пола представителями своего и чужого пола, какой из полов более сплочен между собой, для какого пола выше значимость общения, каковы особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами. Главный акцент в работе сделан на мужской и женский стиль общения, на сходство и различие между ними.

    Тема общения всегда актуальна, так как человек существо социальное и он не может существовать вне общества, поэтому каждый должен уметь общаться, учитывая особенности окружающих.

    Цель работы: проанализировать особенности общения между мужчинами и женщинами. Для раскрытия темы курсовой работы использовались исследования разных авторов, занимающихся этим вопросом.

    Объект исследований: речевые взаимодействия мужчин и женщин

    Предмет исследований: стили общения мужчин и женщин

    Методы исследований: исследовать - теоретический анализ и синтез содержимого научных источников

    Глава 1. ОБЩЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

    пол общение гендерное женское

    1.1 Значимость общения для мужчин и женщин

    Психология мужчин сформирована таким образом, что они предают больше значимости превосходству над другими. Стиль общения, который они выбирают, говорит об абсолютной независимости и самоуверенности. Говорят они с нажимом, перебивают, дотрагиваются до собеседника руками, смотрят прямо в глаза, редко улыбаются. Стили общения мужчин и женщин меняются в зависимости от социального контекста. Любому человеку, выступающему с позиции силы, может подойти авторитарный стиль общения, который обычно приписывают мужчинам.

    Мужской стиль общения формируется в раннем детстве. Мужчины более понятны и предсказуемы в своих желаниях и потребностях по сравнению с женщинами. Наигранная холодность, эмоциональная сдержанность, стремление к доминированию, к неординарным и рациональным способам воздействия - характеристика мужского общения.

    Некоторые ученые считают, что во главе угла у женщин стоят отношения между людьми, поэтому у них значимость общения проявляется в большей степени.

    Женщины более свободно и эмоционально чем мужчины выражают свои переживания и чувства (даже с лицами противоположного пола). Диапазон межличностных дистанций, определяющий уровень близости с определенным человеком, у женщин так же больше, чем у мужчин. Осознание и ощущение связей, которые объединяю людей и делают их общение интимно-доверительным, у женщин развито гораздо сильнее в связи с их социальной ориентированностью. Исследования психологов показали, что основные классические различия (у мужчин - ориентированность на решение задач, у женщин - ориентированность на развитие отношений) постепенно утрачиваю свою актуальность в формате различий делового стиля общения тех и других.

    Влияние на различие общения мужчин и женщин начинается уже с ясельного возраста (1,5 года). Имеющаяся в этом возрасте половая эмоциональная дифференциация (большей эмоциональностью обладают девочки) и различие в интересах воздействуют на различия общения между детьми мужского и женского пола. Девочкам свойственна большая ответственность и «материнское поведение» по отношению к другим детям. В «социальных» играх, с участием других детей, чаще участвуют девочки (любого возраста), чем мальчики. Забота девочек о внешнем виде и манерах поведения - косвенное проявление их интереса к мнению о себе окружающих. W. Johnson, L. Termal (1940), L. Terman - L. Tyler (1954) выявили, что больше вопросов о социальных отношениях родителям задают девочки, а это говорит о том, что они больше готовы к общению, чем мальчики. В своей работе О.А. Тырнов (1996) сказал о том, что шаблонные типы взаимодействия юноши используют чаще, чем девушки. Степень владения методами и приемами общения у юношей меньше, а более гибкими и вариативными в общении являются девушки. Исследования многих ученых показали, что стремление девочек к общению больше, чем у юношей.

    Исследование общения взрослых мужчин и женщин показало, что существует акая же закономерность, как и у детей (С.М. Петрова, 1995). А.А. Бодалев установил, что объем общения у женщин в полтора раза больше, чем у мужчин. Женщинам в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья, что говорит о большой значимости общения. У мужчин такая связь не обнаружена (W. Johnson, L. Termal 1940).

    1.2 Половые особенности социальной перцепции

    Большее развитие у женщин социально перцептивных способностей (женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, более точно могут определить эффект своего собственного воздействия на другого человека). А.А. Бодалев считает, что все основные стороны, в которых выражается внешний облик человека девушки-студентки фиксируют чаще чем юноши студенты. На самом деле различие в частоте фиксирования роста и глаз оказались достоверными. Девушки более точно определяли такие характеристики как пропорциональность телосложения, внешний облик воспринимаемых людей, цвет глаз, волос и некоторых других. В.С. Агеев (1985) сравнил русских и вьетнамских студентов. Исследования показали, что кросскультурные различия между студентами при оценке деловых, коммуникативных личностных качеств незнакомого человека оценка представителей своего пола обнаруживает меньше различий чем представителей противоположного пола.(табл.№1)

    Таблица №1 Кросскультурные различия между студентами

    Объект восприятия

    Вьетнамская девушка

    Русская девушка

    Вьетнамский юноша

    Русский юноша


    Лица мужского пола дают менее детализированное описание другого человека чем лица женского пола. Исследования А.А. Бодалева подтвердили это. Девушками были отмечены все качества личности, кроме отношения к труду, гораздо чаще, чем юношами. Достоверными при этом были половые различия в частоте фиксирования коммуникативных и интеллектуальных черт характера. Юношами в два раза чаще чем девушками давалась характеристика личности в целом.

    Такая же закономерность видна и в работах А.И. Данцова и Ш.В. Саркисяна (1980). Каждому, кто принял участие в эксперименте, были даны по одной фотографии мужчины и женщины с нейтральным выражением лица. При составление индивидуального портрета женщины использовали больше элементов, чем мужчины. Мужчины более детально и точно создавали мужской портрет чем женский, используя при этом гораздо большее количество элементов, независимо от отношения к описываемому объекту. Женский пол при индивидуальном описании себе подобных использовал больше элементов, чем при описании противоположного пола, в случае если отношения к женскому объекту было положительным, и меньше элементов если отношение к женщине, изображенной на фотографии было отрицательным.

    При оценке людей женщины более «добрые», чем мужчины. Об этом свидетельствуют данные исследований Ж. Лендела (1978). Учащимся с 8 по 10 класс была представлена возможность оценить любимого и не любимого учителя. При оценке любимого учителя девочки указали на 15,2% качеств, чем мальчики, а при оценке не любимого учителя мальчики указали на 14,5% больше качеств, чем девочки.

    Для мужчин физические признаки привлекательности женщины при её восприятие имеют решающие значение. Низкоэкспрессивные женщины воспринимаются менее дружелюбно, чем высоко экспрессивные.

    А.А. Бодалев (1983) провел исследование низкого и высокого голоса у мужчин и женщин. Разные тембры голоса вызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств их владельцев у людей, которые слушают их впервые. Напряженность в женском голосе ни сказалась на присвоение негативных характеристик, а напряженность в мужском голосе негативно повлияла на характеристику его владельца. Люди думали, что мужчины не очень владеют собой, не обладает высоким интеллектом, уязвим т.д.

    Недостатком в личности мужчины считается многословие, а многословие женщины считается нормой.

    3 Отношения к противоположному полу

    В исследованиях специалистов в данной области говорится, что оценки представителей противоположного пола оказываются более низкими, чем представителей своего пола. Эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. Изучая эмоционально-личностные отношения дошкольников Т.А. Репина, выявила, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8%, а между детьми противоположного пола-15,2%. Девочки были более устойчивы в выборе, чем мальчики.

    В.Е. Каган (2000) говорит о том, что дети 4-6 лет обоего пола считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек», и «я плохой», а у девочек - «девочки лучше мальчиков», и «я хорошая».

    Данная тенденция прослеживается и у дошкольников. Оценку мальчиками и девочками поведения в школе представителей своего и противоположно пола изучал Д. Хартли (1981). Он выявил, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а собственное поведение- как с положительной, так и с отрицательной. Девочки оценивают свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков как плохое. Данные факты говорят о том, что роль школьника и школьницы по разному соотносится с полоролевыми стереотипами. «Хорошая школьница» и «Настоящая Женщина»- это представление, которые не противоречат друг другу, а противоречивыми представлениями в сознании учащихся возникают представления о «Хорошем школьнике» и «Настоящем мужчине».

    Проведя исследования на большой выборке школьников, Н.А. Васильев с соавторами (1979) выявил, что у мальчиков и девочек существенно разнится эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола. Девочки всех классов (1-10) в абсолютном большинстве случаев девочек оценили выше чем мальчиков. Возрастная динамика оценок у мальчиков была сложнее. Учащиеся младших классов примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В среднем звене свою симпатию мальчики отдавали представителям своего пола. Резко изменяется картина в старших классах: редко встречается симпатия к представителям своего пола, а часта проявления симпатии к девочкам даже превышает число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени. (рис.№1)

    Рисунок №1 Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола.

    По данным А.Г. Шестакова более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется и у взрослых, но выражено это не так сильно, как у детей.

    1.4 Круг общения у женщин и мужчин

    Исследования А.А. Бодалева показали, что у женщин круг общения намного больше, чем у мужчин состоит из разновозрастных лиц. Эти же выводы подтвердил и И.С. Коном (1972). В общении с противоположым полом юноши больше ориентируются на сверстников, а девушки (значительная их часть) наоборот - на более старших представителей мужского пола. По данным И.С. Кона, на вопрос «Друга какого возраста вы бы предпочли?» 80% юношей отдали предпочтение сверстнику, 20% выбрали друга старшего возраста и,только, в единичных случаях было отдано предпочтение младшему возрасту. Что касается девушек, то 40 - 50 % из них отдают предпочтение старшим и никто не выбирает младше себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста очень противоречива. Они с охотой попечительствуют (ухаживают, помогают, наставляют) именно над младшими детьми.

    В работах А.А. Бодалева (1983) говорится о том, что в круге ближайшего общения у мужчин на 21 - 34 % больше людей, которые занимаются одинаковой с ним деятельностью, чем у женщин. Мужчины в круге своего общения имеют на 24-27 % больше субъективно значимых для них людей и людей с более высоким социальным статусом, чем женщины.

    Включая человека в круг своего общения, мужчина основывается на возможности получения от этого лица различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С изменением возраста, причины формирования непосредственного круга общения меняются. В большинстве своем дети отдают предпочтение эмоционально-половому признаку, а у взрослых при выборе партнеров для общения главным фактором является прагматизм.

    Р. Хаген и А. Кан (1975) выявили интересные факты общения у мужчин и женщин. В реальном межличностном взаимодействие и в чисто личностном плане не пользуются расположением не только мужчин, но и женщин высококомпетентные женщины. Проводимый эксперимент показал, что и женщины и мужчины стремятся исключить из группы общения компетентных женщин. Р. Хаген и А. Кан объяснили это тем, что высокая компетентность женщин нарушает полоролевые стереотипы. Снижение самооценки мужчины происходит в случае проигрыша им женщине, так как «настоящий» мужчина всегда должен обыграть женщину (примером этого служат соревнования на первенство мира по шахматам, которые проводятся отдельно для мужчин и для женщин).

    И.В. Панина и Н.Н. Сачук (1985) в своей работе говорят о том, что межличностные контакты женщины активно расширяются в пожилом возрасте, а контакты пожилых мужчин ограничены рамками семьи.

    5 Теснота общения и пол

    Отношения дружащих девочек и мальчиков тоже отличаются. Более доверительные отношения у дружащих девочек, чем у мальчиков. Дружеские и близкие отношения с противоположным полом у девочек тоже завязываются раньше, чем у мальчиков.

    У взрослых людей сохраняется та же тенденция. Взаимоотношения между женщинами более тесные и дружеские, чем между мужчинами. Они могут самораскрываться и вести более интимные разговоры.

    В подростковом возрасте у девочек сильно проявляется интимность отношений, что и побуждает их устанавливать контакт с лицами противоположного пола. А.А. Бодалев (1979) отмечает, что косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. Анализ данных психоневрологического института им. В.М. Бахерева, приблизительно 80% женских неврозов - это следствие такого развития взаимоотношений семейной сфере (происходит расхождение с их желаниями, с их притязаниями), и только 20% мужских неврозов имеют отношение к данному фактору. Женщины более сильно переживают отсутствие интимных отношений, чем мужчины, но они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

    О дружеских отношениях с женщинами и мужчины, и женщины говорят как о более близких, приносящих радость и взаимную заботу.

    Совместная деятельность и совместные игры с друзьями более свойственны мужчинам. У мужчин имеется гораздо больше «секретов», чем у женщин, они менее откровенны и неохотно делятся интимной информацией с другими. Мужчины, которые испытывают сильное чувство привязанности, боятся его проявлять, так как проявление этого чувства и самораскрытие будет считаться признаком слабости и произойдет потеря уважения со стороны других мужчин. Следовательно, мужчины более одиноки, чем женщины. Общение мужчин носит более поверхностный характер, чем у женщин, несмотря на то, что круг общения у них может быть шире. Эмоциональной поддержки от мужчин ждут редко, потому, что их реакция на раскрытие перед ними чувств другого человека, выглядит слишком логично и безэмоционально (такую реакцию можно принять за отторжение). Мужчины, которые избегают самораскрытия, уменьшают себе возможность получения поддержки от других, так как окружающие могут просто не догадываться об этом.

    По мнению женщин их общение с близкими людьми более тесное и стабильное, чем у мужчин. Увеличение с возрастом близости с другими детьми отмечают 57% женщин, и только 7% из них говорят об уменьшении. 20% обследованных мужчин потдтвердили увеличение близости с возрастом, 51% уменьшение, 29% сказали о том, что их коммуникативные контакты с женщинами одновременно более близкие и вместе с тем более не устойчивые. В.Н. Васильева и Н.А. Васильева (1979) выявили, что сплоченность девочек в младших классов выше чем мальчиков, а начиная с пятого класса мальчики становятся более сплоченными. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и у студентов. Коэфециэнт сплоченности в мужских группах был 0,28-0,53, а в женских- 0,08-0,11. Все эти данные говорят о том, что придя в школу девочки быстрее устанавливают контакт друг с другом, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в старших классов. Отсутствие контакта между мальчиками и девочками в первых 1-8 классах привело к тому, что их сплоченных была нулевой (от 0,9 до 0,16). В старших классов (9-10) сплоченность возросла 0,27-0,59.

    Исследования В.А. Вончарова (2001) показали, что девочки 7-8 классов выделяют большее число «изгоев», при этом не осознавая своего положения в классе. Особенности темперамента и интеллекта, причина отвержения девочек, особенности характера-причины отвержения мальчиков. У мальчиков число школьников, которые получили большое число положительных выборов больше (41-54%), а у девочек (37-42%). Это говорит о большей сплоченности среди мальчиков.

    Я.Л. Коломинский (1999) отмечает, что представители противоположного пола чаще выбирают ученики младших и средних классов, которые занимают не благоприятное положение в системе личных взаимоотношений. В 30% «звезды» выбирали представителей противоположного пола, а отвергаемые- в 75%. Отношения между мужчинами более соревновательные и конфликтные. Все конфликтные ситуации среди мальчиков выясняются с помощью силы и отвергается более слабый. Решение конфликтных ситуаций на эмоциональном уровне свойственны девочкам (споры, бойкоты). Среди девочек распространены нежные прозвища, а клички мальчиков берут основу и в физических особенностях или фамилии.

    Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ

    1 Мужской и женский стили общения

    Древние греки предавали большое значение манере общения мужчин и женщин. Единичные представители мужского и женского полов могли демонстрировать свои взгляды на жизнь и свой стиль поведения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы.

    Стиль общения мужчин подкрепляет их авторитет в обществе. В ситуации где нет жесткого распределения ролей, выступая в качестве лидера, мужчины склонны к авторитарности, а женщины к демократичности. Женщинам намного легче дается стиль социального лидера, создающего дух команды, а мужчинам - дерективны проблемноориентированный стиль руководства. Большее значение победам, превосходству и доминированию над другими предают мужчины. В организациях где принят демократический стиль руководства мужчины и женщины в качестве лидеров ценятся одинаково высоко. Оценка женщин-лидеров ниже - при авторитарном стиле. Сильная и напористое мужское руководство воспринимается охотнее чем навясчивая агрессивная женская. Заботу о независимости присуще мужскому стилю общения, а забота о взаимозависимости-женском. Мужчины более склоны к действиям, характерным для людей, обреченных властью (разговор с нажимом, перебивание собеседника, касание собеседника руками, твердый взгляд в глаза, редкая улыбка). Женщинам присущи менее прямые способы воздействия на собеседника (не перебиваю, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны). Традиционно мужской стиль общения определяется как стремление к независимости, а женский - созависимости. В психологии говорится о том, что мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, обреченных властью. Так же отмечено, что мужчины гораздо быстрее придут на помощь к женщине, а женщины помогают человеку без относительно его пола.

    Социальный контекст влияет на изменение мужского и женского стилей общения. Человек, который выступает с позиции силы, свойственнее авторитарный стиль общения, признаки которого мы приписываем мужчинам. Существуют различия на индивидуальном уровне: некоторые женщины ведут переговоры напористо и прямо в то время как некоторые мужчины ведут переговоры неуверенно и осторожно.

    Гендерные различия зависят от социального контекста. Гендерные различия сходят на нет при провоцирующих обстоятельствах. При этом нужно упомянуть о том, что женщины не являются сдержение мужчин в иных формах агрессии.

    С раннего детства более активным и предметным выглядит мужской стиль общения. Прямолинейность в потребностях делает мужчин более понятными и предсказуемыми, чем женщин. Многое в мужском стиле общения зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. Улыбка и смех гораздо реже в мужских группах чем в женских. Если речь идет о смешанных группах, то мужчины-лидеры, общаясь с женщинами подчиненными, и мужчины подчиненные, общаясь с женщинами лидерами, улыбаются чаще чем женщины (C. Johnson, 1993). В общении женщины чаще задают вопросы, повторят их, чаще сомневаются или отрицают все свои высказывания, что бы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли и его соавторы (1995) обнаружили, что немногим больше чем мужчин у женщин выражена оправдывающиеся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклонной напряженности позы, спокойная жестикуляция. При общении с мужчинами и женщинами, женщины-лидеры смеются одинаково часто, в отличии от мужчин-лидеров, которые смеются только в присутствие противоположного пола. Об этом сказал (C. Johnson, 1993).

    Большая эмоциональная сдерженность, стремление к доминированию, креативным и рациональным способом взаимодействия, черты которые характеризуют мужское общение (Л. Карли, 1995). Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии. У них меньше принято обниматься и целоваться. Многие авторы полагают, что это боязнь того, что их заподозрят в гомосексуализме. Но такие нормы нехарактерны некоторым странам. Ш. Берн говорит о том, что в Морокко мужчины могут свободно ходить по улицам, держась за руки или под локоть. Содержание совместной деятельности для мужчины важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам.

    Гораздо свободнее женщины выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола. У женщин большой диапазон межличностных дистанций, каждая из которых показывает уровень близости с человеком. Четкое осознание хрупких связей, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным, у женщин связано с большей социальной ориентированностью. Межличностные отношения, для которых характерны подчиненные или социально желательные стратегии поведения, в которых женщина, в большей степени, опирается на интуицию характеризуют женский стиль общения. Исследования различных ученых показали, что основное классическое различие в деловом стиле общения мужчин и женщин постепенно утрачивает свое главенствующее положение (мужчины ориентированы на решение задач, а женщины - на развитие отношений). Мотивом принятия решения у мужчин является польза дела, а у женщин мотивов гораздо больше: всеобщее благо, хорошие отношения, ревность, месть, стремление «напакостить». Еще раз повторимся, что женщины склонны к демократичности, а мужчины к авторитарности. В организации с демократичным стилем общения, то женщина- лидер ценится так же высоко, как и мужчина - лидер. В организации с авторитарным стилем общения оценка женщины - руководителя ниже, чем мужчины. Любая организация характеризует мужчин как сильных, напористых и активных, а женщин - как агрессивных и навязчивых. Стремление к социальному доминированию и независимости свидетельствует о мужском стиле общения, женский стиль - это стремление к взаимозависимости, партнерству или сотрудничеству.

    Признанные различия между мужским и женским стилем общения выражаются в следующем:

    Критерии правильности решения у мужчин - простота и рациональность, у женщин - позитивные человеческие последствия.

    В своей деятельности мужчины постоянно сводят на нет эмоциональную напряженность, женщины ставят во главу угла личное отношение к предмету деятельности и партнерам.

    Женщине важен процесс, а мужчине - результат. Решая любую проблему, мужчины усердно сокращают промежуточные звенья, женщины тщательно исследуют детали, тормозят при принятии решения.

    Решая проблему, мужчина рассчитывает на команду, хотя они более склонны к авторитарным методам принятия решений. Женщины при решении проблемы рассчитывают на себя, хотя они более склонны общаться и советоваться. Мужчины более рискованны, чем женщины.

    В общении с начальством женщины робеют чаще, чем мужчины. Они легче подчиняются чужому авторитету и часто считают, что чужие интересы важнее, чем их собственные.

    Женщины не умеют разделять личную и профессиональную деятельность в эмоциональном плане. Испытывая чувство счастья или несчастья, женщина работает гораздо хуже, чем мужчина. Счастливый или несчастный мужчина на работе способен отстраниться от личных проблем, а в личной жизни забыть о работе. Для 90% мужчин самое важное в жизни - работа.

    В публичной и приватной жизни поведение и коммуникации женщин и мужчин определяются нормами и стереотипами полового поведения. Большинство мужчин считают, что они правильно исполняют свою роль, ведя себя напористо, невежливо и самовластно. В условиях эмансипации женщины начинают имитировать авторитарное поведение мужчины. Они не стремятся освободиться от мужского шовинизма (юридического, социального и психологического), а, наоборот, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли. Они стремятся к внешней независимости, утрачивая при этом внутреннюю.

    2 Обмен взглядами

    В работах Е.Р. Слабодской и Ю.М. Плюснина (1987) , что мальчики больше взглядов направляют на мальчиков, чем на девочек. Взгляды девочек, направленные на мальчиков, также больше, чем на девочек.

    Наблюдения В. Айкса и Р. Варна показали, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются, используют меньше жестов при общении, чем студенты, которые имеют более либеральные полоролевые установки. Это обусловлено стеснительностью, которая связана с возрастными особенностями.

    Когда женщины разговаривают, то они реже смотрят на собеседника, чем во время слушания. У мужчин таких различий нет.

    3 Различия в обращениях

    Имеют разницу и обращения, направленные к женщинам и мужчинам. Р. Рубин (1981) опросил университетских преподавателей и выявил, что молодых преподавателей - женщин студенты гораздо чаще называют по имени, чем мужчин. Если, к примеру, взять спортивных обозревателей, то можно говорить о том, что девушек теннисисток гораздо чаще называют по имени, чем юношей (53% и 8% соответственно). Ласкательные прозвища, даваемые женщине, превращают ее в детенышей животных или в еду (зайка, конфетка, котенок, сладкая и т.д.) По мнению психологов это говорит о том, что женщина как человек имеет более низкий статус.

    4 Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения

    Разная вариация и разная частота жестов также присутствует в общении мужчин и женщин. Женщины менее часто используют прикосновение к другим, чем мужчины. Они предпочитают прикосновение к себе.

    «Купол» - жест доверия - пальцы соединяются на подбородке купола храма. Это означает доверительность, но часто и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, гордость или эгоистичность. Этот жест подтверждает большую уверенность человека в сказанном. Приняв такую позу, можно вызвать абсолютное доверие к себе. Во время этого жеста высота рук может быть различной. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

    Со времен древнего Рима жест «руки, прикладываемые к груди» расценивался как открытость и честность. Такой жест женщины используют очень редко.

    Защитным положением человек поглаживает шею ладонью. Когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад (производится впечатление оттягивание для удара или отдергивания как от ожога), но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины при это делают вид что поправляют прическу.

    Медленный и изящный подъем руки к шеи - типичный жест неуверенности женщин. Если на шеи есть украшение, то рука притягивается к нему, проверяя на месте ли оно.

    Сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом характерно для маскулинной манеры поведения.

    5 Роль ростовых отношений между мужчинами и женщинами

    Группа оксфордских психологов и выявили связь между ростом собеседника и «дистанции разговора». Это связь для мужчин и женщин оказалась разной. Чем выше мужчина, тем ближе он к собеседнику, чем рост мужчины меньше, тем дальше он от своего собеседника. У женщин наблюдается прямопротивоположная зависимость. Автор эксперимента объяснили это тем, что в обществе сложилось своеобразная культурная норма: мужчина высокого роста, женщина маленькая и миниатюрная. Высокому мужчине комфортно рядом с собеседником, а высокая женщина старается отойти дальше, что бы скрыть свой недостаток. Следовательно подходить близко к высокой женщине и к низкому мужчине во время разговора не нужно - им это будет неприятно. А к низкой женщине и высокому мужчине подходить можно почти в плотную - им это будет приятно.

    В.М. Погольша (цит. По В.М. Куницыной и др., 2001) отмечает, что мужской и женский стиль общения в своей основе формируется под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипах, но роль психофизиологических особенностей не отрицается.

    Новые модели мужественности и женственности появились в двадцатом веке, так как общество пришло к равенству полов, потом дошло до формулы «равенства в различии». Эволюция критерии в мужественности и женственности в истории культуры происходит постоянно. Неотъемлемой частью жизни и сознания в нашем обществе является соревнование. По этому мужчина обречен на конкуренцию, отсюда его эмоциональна я замкнутость и страх перед неудачей. На поведение мужчины влияет его представление о соответствии личных притязаний его месту в жизни и мнению о нем репрезентативной группы (начальники, коллеги, подчиненные, родные, близкие, женщины). В мужском мире женщина считается слабым полом, мужчинами принято демонстрировать свою компетентность. Перед деловой женщиной стоит выбор между мужским поведенческим стилем (который может привести к профессиональным успехам) и женским поведенческим стилем (который не позволит сделать её карьеру, но повысит самооценку окружающих её мужчин). На рабочем месте взрослые мужчины выше человеческих отношений ценят правила, как в детстве во время коллективных игр. Споря, мужчины резко выражаются, агрессивен жестикулируют, повышают голос. Они не воспринимают ситуацию как угрожающую их самооценки и как обидную. Они быстро забывают о соре и её причине. У женщин все наоборот. Напряженная атмосфера дискуссии тяжело переживается ими. Все выпады они воспринимают как направленные против них лично. После проигранного спора они долго выясняют отношения и не скоро возобновляют общение.

    Стиль общения связан с тем как проявляется личность и как она взаимодействует с другими личностями. Персона мужчины соответствует «деловому» стилю общения.

    Заключение

    Стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия. Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует о достигнутом данным человеком уровне коммуникативного мастерства и тесно связан с личностными особенностями и мотивацией достижения. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные), интенсивностные и содержательные характеристики.

    Мужской и женский стили общения формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно - более соревновательным и конфликтным. Женский стиль более ориентирован на партнерство и взаимозависимость, женщины свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к сопереживанию (эмпатия).

    Исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол, более пригодный для занятия руководящих постов. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся участием в общей работе.

    Современная психология все чаще опровергает устоявшиеся стереотипы относительно неспособности женщин выполнять функции руководителей и занимать достойное место в деловом "мужском" мире. Высказывается предположение, что здоровая фемининная психология в будущем будет представлять не просто женскую психологию, а универсальную человеческую психологию, ориентированную скорее на партнерство, чем на доминирование.

    И мужчины и женщины могут приобретать качества противоположного пола, сохраняя при этом свои собственные. Так проявляется свойство андрогинности, позволяющее индивиду лучше адаптироваться в социуме, расширять свой поведенческий репертуар, более полно реализовать потенциал личного влияния.

    Значимость общения для мужчин и женщин.

    Аффилиация – потребность в общении и в эмоциональных контактах.

    Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т.е. у женщин.

    Установлено, что средний объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин.

    Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

    Половые особенности социальной перцепции.

    Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

    Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола.

    Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола.

    Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные.

    Приводятся данные, согласно которым, многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у женщин – как норма.

    Женщины редко ошибаются

    в своих суждениях друг о друге.

    А. Кристи

    Если хотите узнать о недостатках девушки,

    похвалите ее перед подругами.

    Б. Франклин

    Отношение к противоположному полу.

    Во многих исследованиях показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

    Дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

    Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное – как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков – как плохое. Роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

    Половые особенности выбора партнера общения детьми.

    Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

    Контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

    Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. У девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

    В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружат с теми, кто добивается лучших результатов, чем они сами.

    Круг общения у женщин и мужчин.

    В круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части – на более старших представителей мужского пола.

    Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партнеров общения является прагматизм.

    В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только у мужчин, но и женщин. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину.

    В пожилом возрасте женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, в то время как мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи.

    Теснота общения и пол.

    Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков.

    Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

    И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу.

    Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин.

    Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем мужчины.

    Сплоченность. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась на студенческих учебных группах.

    Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

    Мужской и женский стили общения.

    Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят.

    Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

    Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться.

    Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным.

    Обмен взглядами. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

    Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, различаются. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

    Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

    Жест доверия – «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

    Жест «руки, прикладываемые к груди» еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

    Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

    Для женщины типичный жест неуверенности – медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

    Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом.

    Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Объясняется это тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине – им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или рослому мужчине можно подходить почти вплотную – им это будет приятно.

    Мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

    Занятие № 4.

    Время чтения 11 минут

    Психология общения мужчины и женщины - особая тема, интересующая многих, эти знания необходимы для построения гармоничных отношений. Главный секрет - мужчины и женщины очень разные на генетическом уровне, отличаются восприятием мира, реакцией на жизнь, способами взаимодействия. Наша ошибка - равнять по себе, надеяться и требовать такого же отношения, понимания во всём.

    Проблемы общения в психологии всегда были актуальными, возникновение непонимания, конфронтации имеет чёткие основания, факторы. Общение возникает как процесс взаимодействия людей с целью обмена информацией, понимания, установления связи между людьми.

    Структура общения в психологии предполагает способы выражения мыслей в вербальной (слова, речь) и невербальной форме (жесты, мимика). Причём замечено, что женщины чаще используют невербальные способы взаимодействия. Информация излагается в различном виде, кодируется - письменная, устная.

    В статье проанализируем основные отличия мужчин и женщин, которые стоит учитывать в общении, при знакомстве, в семейной жизни. Информация будет ключом к миру противоположного пола, к людям "с другой планеты". Что нужно мужчинам и женщинам? Почему мы такие разные? Эти вопросы волнуют людей уже многие столетия.

    В ходе биологической эволюции, развития с древних времён, природой заложены различия строения и восприятия на физиологическом уровне. Для установления взаимопонимания мужчины и женщины необходимо понимать особенности, заложенные природой, обратимся к исследованиям науки и психологии. В результате наблюдений, экспериментов учёные заметили следующие факты:


    Психология общения мужчины и женщины учитывает различия на физиологическом уровне. Причём особенности организма неразрывно связаны с психическими реакциями, восприятием мира. В следующем разделе обратим внимание на особенности поведения, психологические особенности.


    Психология общения мужчины и женщины предполагает понимание друг друга, наших отличий в восприятии жизни, реакций, особых правил женского и мужского мира.

    Психологические особенности женщины:


    • мужчины нацелены на дело, действие, менее подвержены эмоциональным всплескам;
    • редко обсуждают свои проблемы, стараются решать сами или с близкими друзьями;
    • дают советы, когда их просят;
    • нуждаются в доверии, любимая женщина должна верить ему;
    • не любят, когда их переделывают, учат жить;
    • нуждаются в восхищении, признании заслуг;
    • одобрение действий, похвала необходимы им, как воздух;
    • поощрение хороших дел, благодарность за помощь стимулируют к новым стремлениям;
    • мужчина выражает любовь через конкретные дела (помощь любимой), помогая решать сложные задачи, через интимные отношения;
    • мужчины воодушевляются на подвиги, чувствуя, что нужны своей женщине.

    Таким образом, психология общения мужчины и женщины строится на взаимопонимании, уважении, признании наличия особых реакций у противоположного пола на жизнь, эмоций, проявления чувств; понимание данного вопроса положительным образом влияет на установление эффективного взаимодействия, создание крепкой семьи.


    Правила общения мужчин и женщин

    Психология общения мужчины и женщины предполагает установление особых правил поведения, норм, необходимых для поддержания хороших отношений, установления контактов. Рекомендации основаны на различиях психики мужчин и женщин. С детских лет замечаем особенности в поведении, увлечениях, проявлениях реакций, однако редко понимаем способы установления доверительных, честных отношений на долгие годы.

    Важная истина - психология хороших отношений между мужчиной и женщиной строится на понимании физических и психических различий. Исторически обусловлено формирование мышления, отношения к жизни, быту, семье. Мужчина не всегда способен понять эмоциональность женщин, а женщины - уязвимость гордости и желание самореализации мужчин.

    Желаем всегда находить взаимопонимание и жить в гармонии с любимым человеком!

Публикации по теме