Органы осуществляющие аудит в сфере закупок. Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок. Вывод должен отвечать таким критериям

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

  • количество заявок, подаваемых на одну закупку;
  • количество допущенных заявок;
  • долю закупок у единственного поставщика.

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры: Видео

Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чемЗаконом о госзакупках. Помимо контроля в сфере закупок, Закон содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Мониторинг будет осуществляться на постоянной основе в целях оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а аудит будет проводиться для оценки результатов закупок и достижения целей закупок (подробнее см. Обоснование закупок). Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе , существенно отличаются от правил, установленных Законом о госзакупках.

а) Мониторинг закупок

В соответствии с Законом мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона).

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также обоснованность закупок.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона).

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также размещаться в единой информационной системе.

Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

б) Аудит в сфере закупок

Аудит, согласно Закону , будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона).

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона).

Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона).

в) Государственный контроль в сфере закупок

Законом будут существенно изменены правила осуществления государственного контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона о госзакупках):

Полномочия по осуществлению контроля будут разделены между тремя разновидностями органов госвласти и местного самоуправления;

Будет подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о госзакупках). Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона о госзакупках.

Закон существенно расширит систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе . Первая группа перечисленных выше органов будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 5 , 8 и 10 ст. 99 Закона. Отметим, что порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона и в целом совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона о госзакупках.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона, будут проверять, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех стадиях осуществления закупок, начиная с плана закупок (см. Планирование) и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Счетная палата России и иные органы, перечисленные в ч. 8 ст. 99 Закона, будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, а также установления достоверности учета расходов на осуществление таких закупок. Контроль они будут осуществлять в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установит Правительство РФ в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов

В Законе определено, как решаются вопросы в случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: при проведении внеплановой проверки закупки должно применяться решение органа более высокого уровня (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона). В случае выявления противоречий между решениями, вынесенными в отношении одной и той же закупки органами различных уровней, применяется решение органа более высокого уровня, вынесенное по результатам внеплановой проверки (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона).

г) Обжалование действий, нарушающих права и интересы участников закупок

Почти не изменились правила обжалования в контрольных органах действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С семи до десяти дней увеличивается срок, в течение которого может быть подана соответствующая жалоба (п. 3 ст. 105 Закона).

Разберем, что такое аудит в сфере закупок, чем он отличается от контроля, кто может осуществлять аудит, что входит в аудит, а что нет.

Какие цели преследует аудит

Главной целью аудита считается достижение целей в 44-ФЗ и правильность проведения тендеров. Помимо этого, проверяют обоснованность плана закупок и плана-графика закупок (с 1 октября только плана-графика). А также насколько эффективно прошли тендеры, исполнены ли контракты, и насколько эффективно исполнены. Проверяются все возможные документы и информация, которую заказчик должен размещать в ЕИС.

Аудит проходит постоянно, от плана-графика, от тендера к тендеру, от контракта к контракту. По результату аудита, каждому заказчику выставляют баллы по эффективности.

Кто может осуществлять аудит

Не так много органов могут его проводить. В список входят:

  • счетная палата региона;
  • контрольно-счетные органы региона (УФК);
  • законодательные органы гос. власти регионов.

Каждый из этих органов вправе проверять только определенных заказчиков. Счетная палата может проверять гос. учреждения (например, министерства), казенные учреждения, корпорации и т.д. А УФК может проверять как муниципальные учреждения, так и государственные.

Какую задачу преследует аудит

Главная задачей для аудита – это правильное расходование денежных бюджетных средств. И если какой-то из органов, которые его осуществляют, заподозрят заказчика в нарушениях или каких-либо недостатках – ему могут выдать акт, в котором будет определено время на исправление ситуации. Также этот акт будет размещен в ЕИСе.

Чтобы выявить ошибки в закупках и своевременно принять меры для устранения нарушений, проводите внутренний аудит закупок. Читайте, как организовать аудит внутри организации, какую информацию проверить и как оформить результаты работы.

Методика аудита

Так как аудит в сфере закупок – это достаточно новое направление, специально для проверяющих органов разработали аудиторскую методику, на которую они основываются при проверках. Когда органы проверяют на аудит, в первую очередь смотрят на документацию о контрактной службе или контрактном управляющем и комиссиях заказчика, также на регламенты работы контрактной службы и взаимодействии с другими управлениями заказчика.

В дополнение смотрят на документацию о требованиях к товарам, работам и услугам и нормировании в сфере закупок. На основе этих документов проверяют правильность обоснования тендеров и предоставления коммерческих предложений. Также обращают внимание на правильность составления планов-графиков , обоснования тендеров и выбора способа определения тендера. На этапе проведения тендеров просматривают правильность допуска или недопуска участников тендера. А также правильность заключения контракта с единственным поставщиком.

Как проходит аудит

Сначала органы аудита собирают общедоступную информацию по определенному заказчику из ЕИС и других систем, где могут выявить хоть какую-то информацию в сфере закупок.

На основе собранной информации органы аудита составляют список несостыковок, нарушений и недостатков. С этим списком они выезжают к заказчику на проверку и проводят более углубленный аудит по списку, составленному ранее. И по итогу двухэтапной проверки, органы аудита делают полный отчет, который прописывают в акте. В этом акте органы аудита дают рекомендации по исправлению недостатков и нарушений.

Хоть контроль в сфере закупок – это не цель аудита в сфере закупок, если все-таки органы аудита обнаружат нарушения, то они обязаны будут передать материалы дела в прокуратуру для дальнейшего разбирательства.

Какой может быть аудит

Так как сами по себе аудиторские проверки – понятие не новое, аудит проводится по всей финансово-хозяйственной деятельности заказчика. И с аудитом могут прийти как в части бухгалтерской деятельности, так и в других направлениях. Например, могут проверять деятельность заказчика по госпрограммам или инвестиционным мероприятиям.

Так или иначе, при аудите дело может дойти и до закупок. Ведь закупки - основополагающая часть всей деятельности каждого заказчика.

Важно: По результатам аудита руководитель заказчика имеет право не соглашаться с результатами акта и может написать официальное письмо с пояснениями, в каких моментах он не согласен с органом аудита и самое главное обосновать свое мнение. Дополнительно результаты аудита заказчик может опротестовывать в суде.

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры:

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Контроль в сфере закупок по контрактной системе

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Комлик В.Ю. “Направления и вопросы аудита в сфере закупок. Основные нарушения”

Источник: http://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/audit-v-sfere-zakupok.html

Закупки услуг аудита - только по 44-ФЗ

О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности»

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу применения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами З, 7 части 4 статьи 1 Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

  • осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ.

Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ.

Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона № 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-03.

Закон № 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов «закупка» и «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Термин «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ) применяются положения Закона № 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

При этом не подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие последствия признания открытого конкурса несостоявшимся:

1) часть 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

2) часть 2 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых осуществляется проведение повторного конкурса или новой закупки;

З) часть 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ Закона № 44-ФЗ):

1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон № 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ;

2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом № 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

З) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ .

Федеральным законом от 03.07.

2016 № 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.

1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон № 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона № 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

Глава 6 Закона № 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Глава 5 Закона № 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий.

Положения Глав 5, 6 Закона № 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи З Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Часть 10 статьи З Закона № 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.

2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона № 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.

1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ);

2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона № 44-ФЗ соответственно;

З) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи З, статьей 6 Закона № 223-ФЗ;

4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом № 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности Законом № 307-ФЗ).

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Р.А. Петросян

Источник: http://censovet.ru/2018/01/26/2119/

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита – это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Публикации по теме