Почему погиб космонавт комаров. Почему, зачем и как погиб космонавт Комаров. (Начало). — Друзья отца не оставили вас

О неудачах в космических полетах при советской власти говорить было не принято, многие факты даже скрывались. Как погиб Владимир Комаров, настоящий Герой Советского Союза, космонавт, страна узнала не сразу. Космос на начальной стадии освоения был практически непостижимым, а корабли имели множество недоработок, упущений со стороны конструкторов.

Имена многих героев-космонавтов всем известны, но сколько остается по сей день неизвестных никому людей, чьей профессией стал космос и чья жизнь оборвалась именно в небе.

Гибель космонавта Комарова стала одной из несоизмеримых жертв ради зондирования бесконечного пространства. Он, как и многие другие выдающиеся мастера, отданные своему запредельному делу, посвятил всего себя исследованиям и поискам ответов на вопросы, которые человечество издавна задавало.

Первые фатальные случаи

Как и Владимир Комаров, биография которого заслуживает отдельного внимания, трагически погиб Валентин Бондаренко. Его смерть стала первой в ходе освоения космических просторов: в 1961 году герой пал жертвой пожара в сурдокамере при научном институте во время учебной тренировки. Валентин только готовился стать космонавтом, проходя учебу. При отцеплении медицинских датчиков от тела он обтер свое тело смоченной в спирту ваткой, которая вспыхнула, попав на рядом стоящий обогреватель. Камера, насыщенная кислородом, загорелась, огонь быстро распространился в замкнутом пространстве. Пламя перекинулось на одежду, которая тут же вспыхнула: космонавт получил сильнейшие ожоги. Как только сурдокамеру удалось открыть, Валентина в срочном порядке отправили в больницу. После отчаянной восьмичасовой борьбы за жизнь Бондаренко умер, причиной летального исхода стал ожоговый шок.

Этот случай стал первым и публично не был озвучен правительством Советского Союза. Но стал уроком для властей и причиной отказа от проектирования космических аппаратов в помещениях, насыщенных кислородом.

Позже аналогичным образом и при подобных обстоятельствах погибло еще трое астронавтов из Америки, и, если бы не секретность первого трагического случая в истории космонавтики, данной катастрофы можно было бы избежать.

О космонавте, сгоревшем заживо при посадке

Корабль “Союз-1”, возвращаясь на Землю 23 апреля потерпел крушение по причине отказа парашютной системы. Гибель космонавта Комарова в ходе испытания данного корабля стала очередным ударом для всей советской страны. Конечно, первые запуски были не до конца продуманными и изученными. Беспилотный режим представлял опасность, поэтому и произошла неудача. За год до этого происшествия, 28 ноября 1966 года, аварийную посадку с орбиты совершил первый автоматический “Союз-1”, или “Космос-133”, как о нем было сообщено в ТАСС. Чуть позже, в декабре этого же года, потерпел аварию по причине разрушения стартового стола “Союз-2”.

Небольшая предыстория трагедии с Комаровым

Но советскому правительству хотелось новых достижений в космонавтике, и в спешке было принято решение подготовить ракету к старту к 1 мая, хотя неполадок у нее было достаточно. Узнав о количестве неполадок, астронавт, призванный полететь в космос, приболел, повысилось кровяное давление, и он слег. Был назначен другой испытатель, Владимир Михайлович Комаров, достаточно опытный и подготовленный пилот, бывавший уже на орбите в качестве дублера с Юрием Гагариным в апреле 1966 года.

Как всё происходило на самом деле?

После выхода корабля на орбиту по причине неполадок Комаровым было принято решение срочно сделать посадку, но катастрофы избежать не удалось. Этот факт вновь был скрыт. В энциклопедии написано, что полет прошел успешно и программа выполнена. Версий на самом деле было несколько.

Одна из них - небрежность монтажника, который, просверлив отверстие в экране, так как не мог добраться до нужного агрегата, забил его в итоге стальной болванкой. Болванка расплавилась, попав в плотный атмосферный слой при спуске корабля, и воздух проник в атмосферный отсек. Создавшееся давление привело к сдавливанию контейнера с парашютом, выйти и раскрыться которому не удалось. Произошла новая трагедия.

Последние минуты до гибели героя-космонавта

Гибель космонавта Комарова практически была неизбежной. Ему удалось выпустить запасной парашют, но тот был сразу погашен первым в результате попадания на стропы. Шансов выжить практически не было, и все по халатности монтажника, небрежно отнесшегося к своей работе.

При спуске аппарат ударился о землю, и пилот Комаров погиб.

Помнить всегда: кто виноват в произошедшем?

Ответственность за парашютную систему в Советском Союзе лежала на Минавиапроме. Версия произошедшего была им озвучена совершенно иная: якобы крышка стакана с парашютами внутри выстрелила, попав при спуске корабля в разреженную атмосферу. По причине резкого перепада давления стакан деформировался, а поскольку был вмонтирован в сферу аппарата, то защемил основной парашют. При спуске на большой скорости аппарат начал балансировать и при соприкосновении с землей потерпел крушение.

Местом, где произошла катастрофа, называют Адамовский район Оренбургской области. В поселке Карабутак с тех пор установлен памятный мемориальный комплекс, к которому ежегодно приходят 23 апреля, чтобы почтить память погибшего героя. В степи под Орском сначала появился первый обелиск 11 июня 1967 года. Его установка была организована сослуживцами

История ничему не учит, или Как не повторять ошибок

Чуть позже, в июне 1971 года, произошла еще одна трагедия в космонавтике - гибель сразу трех героев: Виктора Пацаева, Владислава Волкова и Георгия Добровольского, когда они спускались на землю с орбитальной станции “Союз-1”. Тогда крушение потерпел космический корабль «Союз-1». Космонавты были дублерами, которые полетели вместо основного экипажа в составе с Валерием Кубасовым, Петром Колодиным и Причина гибели - вновь амбиции наших советских политиков.

Взяв пример с американцев, которые летали на Луну на 3-местном корабле, власти приняли решение, что и наших должно полететь именно трое человек. Если бы полетело двое и в скафандрах, то трагедии бы не случилось. 3 скафандра просто не совмещались со всеми условиями в полете, не подходили по габаритам и размерам кабины. Космонавты полетели в спортивных костюмах, чего категорически делать было нельзя.

По примеру Гагарина, опять же в составе из трех человек, в 1964 году на «Восходе» полетели Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров. Рассчитанная на одного человека кабина, конечно, для троих была неимоверно тесна, и космонавты предпочли лететь не в скафандрах, а в спортивных костюмах, а также убрали единственное кресло для катапультирования, чтобы как-то увеличить пространство. Сплошное нарушение всех условий в полете.

Они просто изначально подвергали свои жизни опасности. По большой случайности этот полет закончился успешно. Но из-за нарушения правил и по причине столь халатного отношения к условиям до трагедии было рукой подать.

Королев же, чувствуя заранее свою вину, просил прощения на всякий случай, провожая космонавтов в полет. Этот инцидент властями того времени, конечно, тоже был скрыт.

Причины гибели космонавта Комарова

При спуске потерпел крушение "Союз-1". Владимир Комаров не мог сразу заметить осложнения в работе аппарата. Сначала до высоты 150 км от Земли все было нормально, но при входе в атмосферу нужно было разделить корабль на три части, то есть отделить кабину от бытового прибора и отсеков. Именно в момент разделения вентиляционный клапан сработал преждевременно, хотя открытие его должно было произойти позже, возле самой Земли.

Причина такого неожиданного открытия клапана до сих пор так и не установлена. Специалисты считают, что при разделении корабля на отсеки разорвались пироболты от ударных нагрузок, форточка могла открыться от взрыва клапана дыхательной вентиляции и движения запирающего штока. При спуске в аппарате сильно понизилось давление, и космонавт просто не успел отстегнуть ремни для того, чтобы закрыть образовавшуюся дырку (форточку), в итоге потерял сознание.

При обнаружении погибшего врачи констатировали наличие азота в крови, кровоизлияние в мозг, кровь в легких. После этого случая пилотируемые полеты на 2 года были прерваны. Советская космическая техника срочно нуждалась в доработках. Это инцидент повлиял на власти. Космонавтам стали выдаваться специальные костюмы, иная одежда в полете была недопустима. Меры для безопасности людей были приняты в срочном порядке.

Краткая биография великого космонавта

Весь свой жизненный путь посвятил полётам погибший Владимир Комаров. Биография героя подтверждает это. Родился космонавт в 1927 году. В 16 лет, после окончания семилетней школьной программы, поступил в специализированную школу ВВС в Москве лишь с одной целью: стать в один ряд с легендарными военными советскими лётчиками, однако соответствующий диплом он получил только к окончанию военных действий.

На следующий год после выпуска Комарова перевели в Батайск. Окончив в городе училище военной авиации имени Серова в 1949 году, поступил на службу военным лётчиком-истребителем в Северокавказском округе. Вскоре в Грозном он познакомился с Валентиной. Школьная учительница вышла замуж за Владимира Михайловича.

От военного истребителя к космическому испытателю

В 1952 году Комаров был снова переведён по службе. На этот раз его новое место жительства было в западном украинском городке Мукачево. Будучи старшим лётчиком около семи лет, Комаров продолжал развиваться, учиться и расти как профессионал. Космонавт в 1959 году получил высшее образование, окончив академию имени Н. Е. Жуковского. Далее его карьера продолжилась в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС.

Учреждение отличалось от предыдущих научно-исследовательских институтов профильной направленностью - испытания новейших моделей авиатехники. Переход сюда стал в каком-то смысле фатальным для Комарова - именно здесь ему предложили работу по испытанию космических аппаратов, о которой распространяться было запрещено. Уже с 1961 года он начал готовиться к полётам на «Востоке» и «Восходе».

Последние минуты жизни Комарова

Владимир Комаров вел переговоры с Юрием Гагариным, и подлинная запись до сих пор сохранилась. Речь шла о том, что Комаров не мог открыть левую батарею. Уже перед посадкой Гагарин поручил подготовиться к заключительным операциям, внимательно и спокойно отнестись к автоматическому спуску, ориентируясь на Луну. Комаров говорил, что все в порядке, якобы он находится в кресле и пристегнут ремнями. Гагарин пожелал дышать глубже при приземлении, и после ответа Комарова: «Спасибо, передайте всем…» - связь с ним мгновенно оборвалась. Это всё, что успел сказать в тот миг Владимир Комаров. Космонавт, последние слова которого удалось услышать диспетчерам, навсегда остался в памяти людей, которые его знали.

Аппарат стал спускаться после выхода в атмосферу. Поисковым самолетам он был виден, и летчики увидели запуск вытяжного парашюта. Далее они доложили, что корабль горит на самом деле. Последние фразы были роковыми. Корабль загорелся, и в тот момент Комаров Владимир Михайлович знал, что погибнет. Не знает никто, что он чувствовал в эти минуты жизни. Все сгорело: и бортжурнал, и

По легенде, пилоты с поисковых самолетов якобы слышали, как бранился космонавт, но это миф. Услышать голос можно было только через антенну, находившуюся на стропах основного парашюта, но раскрыться ему суждено не было.

Ночью 25 апреля останки Владимира Комарова были доставлены в госпиталь Бурденко. Прибыл главнокомандующий Вершинин, маршал авиации, чтобы торжественно проститься с погибшим, но увидев, что от него осталось, приказал срочно кремировать.

Что показало расследование?

Расследовать смерть и катастрофу в целом, произошедшую на "Союзе", принялась специально назначенная комиссия. В те годы вопросами освоения космоса занимался Устинов. По официальной версии трагедия произошла случайно, сослались на стечение обстоятельств.

На самом деле причина - техническая. По мощности вытяжной парашют был гораздо слабее основного и не смог вытащить его по причине заедания от сжатия давления в стенках контейнера, которым, в свою очередь, не хватило жесткости. Обвинение было предъявлено конструкторам, участникам разработки данного парашютного отсека на корабле, также создателям такой парашютной системы. С должности были сняты главный конструктор Ткачев и его заместитель Мишин.

С 1971 года - без аварий

Спустя 1,5 года после того, как случилось несчастье - гибель космонавта Комарова на «Союзе», следующим полетел космонавт Георгий Береговой в начале 1969 года, а также отдельно - Хрунов и Елисеев. Два корабля на орбите все же состыковались, уже в открытом пространстве космонавты смогли перейти из одного «Союза» в другой. Второй полет также был трагичным, но герои сделали практически невозможное. "Союз" был признан самым надежным среди всех космических аппаратов тех времен, и больше с 1971 года трагедий не было.

Отвага и мужество героя не осталось без внимания со стороны государства. Комаров был посмертно награждён второй раз почетной медалью «Золотая Звезда». Кроме того, орден космонавта под удивительным названием "Роза ветров", предоставленный Международным комитетом по аэронавтике и полётам в космос, подтверждает значимость совершенного Владимиром Михайловичем подвига.

Сегодня его прах покоится в Кремлёвской стене на главной площади Москвы. Имя героя неоднократно звучало и с экранов телевизоров. На документальных событиях основан фильм под символичным названием «Космос. Первая кровь». Его создатели провели объёмную работу по выяснению причин трагедии и важных нюансов, о которых в советское время не упоминали. В Германии десять лет назад симфонический оркестр Берлина исполнил множество произведений, написанных выдающимися композиторами со всего мира специально к программе проекта Ad astra. Среди них было и творение, посвященное Владимиру Комарову.

Если бы ни трагедия с Комаровым, «Союз» должен был быть в полете до 2014 года. Прошло полвека, и вряд ли появится иной корабль, способный просуществовать столько лет. А ведь жизнь ему (в обмен на свою) дал все тот же герой - Владимир Михайлович Комаров. Ну разве это не героизм? К сожалению, о нём мало кому известно, незаслуженно… Но теперь, зная печальную и самоотверженную историю отечественного космонавта Комарова, имя которого должно стоять наравне с остальными великими испытателями, необходимо чтить память о нём.

Владимир Комаров начал готовиться к старту в 1965 году, полет должен был пройти на новом многоместном советском корабле серии "Союз". У 38-летнего космонавта за плечами уже был опыт полета на околоземную орбиту: в октябре 1964-го на борту корабля "Восход" он вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым совершил двухдневный вояж в космос. За это время корабль 16 раз облетел земной шар.

ПО ТЕМЕ

За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". Вскоре ему присвоили квалификацию "космонавт третьего класса", а в январе 1965 года назначили инструктором в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны СССР.

Второй полет Комарова, начавшийся 23 апреля 1967 года, оказался роковым: он погиб на следующий день во время экстренного спуска на Землю. При выполнении финального маневра не раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, а стропы запасного скрутились из-за сильного вращения. На скорости около 100 километров в час спускаемый аппарат врезался в землю в Оренбургской области и загорелся.

Коллега Комарова, космонавт Алексей Леонов в интервью ТАСС рассказал, что изначально планом полета предусматривалось следующее: Комаров стартует на "Союзе-1", после успешного выхода на орбиту вслед за ним отправляется "Союз-2" с тремя членами экипажа – Валерием Быковским, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Двум последним после стыковки кораблей "Союз" на околоземной орбите предстояло выйти в открытый космос и перейти с борта второго "Союза" в корабль Комарова, вместе с которым вернуться на Землю. Дублером Комарова был назначен Юрий Гагарин, рвавшийся в космос.

Через 540 секунд после запуска корабль вышел на орбиту. На втором витке с Комаровым была установлена связь, и тот смог доложить на Землю, что одна из солнечных батарей не раскрылась. В ЦУПе было принято решение прекратить полет.

Трагическое стечение обстоятельств привело к гибели Владимира Комарова. Вот как описывает увиденное в оренбургской степи Алексей Леонов: "За счет того, что есть собственный кислород, металл горел как дерево. Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра. И металл расплавленный был, как лужа воды".


Впоследствии некоторые СМИ писали о якобы страшных криках Комарова, которые слышали в радиоэфире на Земле, и что он перед смертью сильно ругался на конструкторов, создавших корабль. Леонов назвал домыслы журналистов глупостью.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные во время полета, Владимира Комарова посмертно наградили второй медалью "Золотая Звезда". Международный комитет по аэронавтике и космическим полетам отметил его подвиг орденом "Роза ветров" с бриллиантами.

Прах Владимира Комарова захоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. На месте гибели космонавта в степи под Орском в Оренбургской области установлен мемориал.


Улетая в космос, советские космонавты шли на смерть

23 апреля 1967 года с космодрома стартовал новый трехместный корабль «Союз-1». На борту был один-единственный космонавт - Владимир Комаров.

Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту: не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, из-за запотевания не работал солнечно-звездный датчик, возникли сбои в работе новой ионной системы ориентации. Когда поступила команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс… Космонавт сумел произвести торможение над расчетной точкой, но отказала парашютная система. Владимир Комаров погиб ровно через 40 дней после своего 40-летия. У него осталось две могилы, родным выдали два свидетельства о смерти.
Накануне Дня космонавтики спецкор «МК» встретилась с его дочерью, Ириной Владимировной Комаровой.

Новый космический корабль «Союз» начали создавать в пику лунной программе США. Правительство СССР вынесло секретное постановление, согласно которому советские космонавты должны были первыми в 1967 году облететь Луну, а через год высадиться на спутник. Для этого в спешке начали конструировать корабль «Союз».

Состоялось три беспилотных запуска «Союзов», и все они были проблемными. Несмотря на это, 23 и 24 апреля в 1967-м решено было отправить на орбиту сразу два пилотируемых корабля?

Первым должен был лететь на трехместном «Союзе–1» мой папа, Владимир Комаров. На следующий день на «Союзе-2» должны были выйти на орбиту Хрунов, Быковский и Елисеев. Потом планировалась стыковка: к «Союзу-1» должен был подойти второй корабль, Хрунов и Елисеев через открытый космос должны были перейти в корабль отца. После чего оба «Союза» должны были пойти на посадку.

В 1967 году готовились отметить 50-летие советской власти, нужны были свершения в космосе. Насколько я знаю, только генерал Мрыкин, начальник одного из проектных отделов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Прудников и начальник 1-го управления полигона полковник Кириллов позволили себе сказать, что сотни замечаний, полученных во время испытаний, свидетельствуют о том, что корабли еще «сырые». На что Мишин, заменивший покойного главного конструктора Королева, вспылил и в резкой форме сказал тому же Кириллову, что научит его работать. Голоса «осторожных» не были приняты во внимание.

- Помните день перед стартом?

Тогда в Звездном городке не принято было провожать космонавтов к автобусу. Помню, мы с мамой стояли на пороге квартиры, отец вошел с чемоданчиком в лифт и долго-долго не решался закрыть внешнюю железную дверь. Прощался с нами.

- Владимир Комаров предчувствовал беду?

Это было не предчувствие, а знание возможностей. Перед полетом отец зашел в больницу к знакомому летчику-испытателю, у которого обнаружили рак. Его жена потом рассказала маме о состоявшемся между ними разговоре. Отец признался в палате больному: «Процентов на девяносто полет будет неудачным».

Незадолго до старта отец вдруг заставил маму учиться водить машину. Настоял, чтобы она сдала на права, потом ездил с ней в качестве пассажира, чтобы она уверенно чувствовала себя за рулем.

На 8 Марта он принес маме шикарный столовый сервиз, который едва умещался в багажнике «Волги», и сказал: «Вот будешь потом принимать гостей». А перед стартом папа навел у себя в столе идеальный порядок, ответил на все письма. Показал маме, где лежат документы на квартиру, где ключи от гаража.

- Как вы поняли, что ситуация в полете стала развиваться нештатно?

У нас вдруг дома отключили телефон. Мама сразу поняла, что пошло что-то не так. Когда из Москвы приехала жена Феоктистова, ее уже начало трясти.

Отец в это время проводил ориентацию «Союза-1» почти вслепую. После выхода на орбиту на корабле не раскрылась одна из двух панелей солнечной батареи, потом не прошла команда на ориентацию корабля на Солнце. Когда поступила команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс. С папой на связи в это время находился Юрий Гагарин. Отцу предложили ручную ориентацию на светлой стороне… Сподвижник Королева, конструктор Борис Черток, в своих воспоминаниях отмечал, что такой вариант посадки космонавты не репетировали. Папа выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Он сделал все, чтобы вернуться…

- Средства ПВО обнаружили, что спускаемый аппарат идет на посадку в 65 километрах восточное Орска…

Казалось, что самое трудное позади, было объявлено даже расчетное время приземления. Все присутствовавшие в Центре управления полетами стали хлопать в ладоши, обсуждать, как будут встречать космонавта. И вдруг Юрия Гагарина срочно попросили к телефону. Стало известно, что приземление прошло ненормально. Позже пришло сообщение о гибели отца. На высоте 7 километров произошло скручивание строп парашюта. Старт второго «Союза» был отменен.

«Перекись водорода способствовала горению»

- Как вы узнали о трагедии?

Был пасмурный день, мама почему-то не пустила меня в школу. А потом в сильный дождь вдруг отправила гулять. Прячась под козырьком, я увидела, как к нашему подъезду подкатила черная «Волга». Из нее со свитой вышел генерал-полковник, я успела заметить три звезды на его погонах. Как потом рассказывала мама, она спросила у него только одно: «Вы уверены?». Он сказал: «Да, это абсолютно точно».

Потом дверь у нас не закрывалась. Шли космонавты, инженеры, техники, их жены. Мама обняла меня и сказала: «Ирочка, теперь мы будем жить втроем». Я почему-то была уверена, что трагедия случилась с братом Женей. О том, что папа погиб, мне сказала Валентина Владимировна Терешкова, которая жила в нашем подъезде. У мамы случилось кровоизлияние в левый глаз, на следующее утро у нее появилась прядь седых волос.

- Говорят, что вашу маму, Валентину, уговаривали не ездить встречать гроб с телом отца?

Высокие чины, вероятно, опасались ее слез и истерик, что она будет кого-то обвинять и проклинать. Но мама настояла и поехала. Никто, естественно, гроб не открывал. Отца ведь нашли достаточно быстро. Удар о землю был таким сильным, что образовалось углубление более полуметра. Произошел взрыв, и начался пожар. В баках спускаемого аппарата сохранилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая служила рабочим телом для двигателей системы управляемого спуска. Она оказалась гораздо страшнее бензина, при разложении выделяла свободный кислород, что способствовало горению.

- Кто первым прибыл на место падения?

Местные жители из соседнего села. Пытаясь потушить пожар, они забрасывали огонь землей. Когда приземлились вертолеты службы поиска, то были использованы огнетушители. Прибывший на место падения помощник главнокомандующего ВВС по космосу Николай Каманин потребовал собрать обгоревшие останки отца, которые сразу же отправили в Орск. Весь пепел и мелкие фрагменты собрать было невозможно, на месте падения насыпали небольшой холмик. Летчик-испытатель Сергей Анохин положил на насыпь, как принято у летчиков, свою форменную фуражку. Мама потом ездила на место гибели папы как на могилу.

- Владимир Михайлович успел осознать, что погибнет?

Об этом мы не узнаем никогда. Бортовой магнитофон при пожаре полностью расплавился. Черток рассказывал, что последний доклад отца был уже на посадочном витке, прошло разделение, передача шла через щелевую антенну спускаемого аппарата. Голос отца прослушивался с трудом. Отец хотел предупредить о каком-то происшествии, но связь при входе в плотные слои атмосферы оборвалась. Нам говорили, что корабль снижался с большой скоростью, от страшных перегрузок отец мог погибнуть мгновенно.

Владимир Комаров несколько раз был на волоске от смерти.

Место гибели: город Щелково

25 апреля на траурном митинге с трибуны Мавзолея выступили Суслов, Келдыш и Гагарин. Урну с прахом Комарова устанавливали в нишу Кремлевской стены.

Перед полетом Владимир Комаров слушал новую песню Пахмутовой и Добронравова «Нежность», которая вышла в цикле «Обнимая небо» и была посвящена летчикам. В день похорон строчки «опустела без тебя земля...» прозвучали уже как реквием по самому космонавту.

В выданном свидетельстве о смерти в графе «причина» было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щелково.

У мамы от возмущения срывался голос: «Какое Щелково? Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?» Она показала это свидетельство Гагарину: «Юрочка, и кто мне поверит, что я вдова космонавта Комарова?» Гагарин побледнел, пошел «наверх» разбираться… Вскоре маме принесли другой документ, где уже значилось: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1».

Дублером Владимира Комарова был Юрий Гагарин. Многие были уверены, что, отправившись на недоработанном «Союзе» в космос, ваш отец спас, прикрыл первого космонавта.

Во-первых, папа сам хотел слетать. Последние полтора месяца перед полетом он не пил холодное молоко и кефир из холодильника, чтобы не заболеть.

Во-вторых, он возглавлял отдел подготовки космонавтов, был более взрослым и опытным в отряде, уже совершил полет в качестве командира первого многоместного корабля «Восход». Когда многие только пошли учиться в академию имени Жуковского, он уже имел высшее инженерное образование, знал «Союз» буквально «до винтика». Папа дал согласие на полет, даже если бы на месте Гагарина был другой космонавт. Жить потом с тем, что вместо тебя пошел на риск другой… Нет, он так поступить не мог.


А с Гагариным они дружили, даже дни рождения отмечали на работе сообща (оба мартовские). Их судьбы вообще трагически переплелись: Юрий Алексеевич учился в Оренбурге, папа погиб под Оренбургом. У папы родиной его предков была Владимирская область, Гагарин погиб под Киржачом во Владимирской области.

У мужчин не принято отмечать 40-летие. Владимир Комаров широко отпраздновал юбилей. Получилось - ровно за сорок дней до полета. Он не верил в приметы?

Тот юбилей папа отмечал три дня. Сначала приехали родственники, потом у нас дома гуляли папины коллеги, следом собрались его друзья. Мама ведрами жарила цыплят табака. Папа выпивал первый бокал сухого вина, а дальше в рюмке была только минеральная вода. Гости все приходили и приходили… Папа словно попрощался со всеми.

- После гибели Владимира Комарова вашей маме сложно было оставаться жить в Звездном городке?

Летом нам устроили длительный отпуск. Сначала мы поехали на Кавказ, в Пятигорске жили на даче Косыгина, потом нас отправили в Крым. На море надо мной взял шефство космонавт Волков. Коллеги отца ловили катранов, вечером запекали их на огне и приглашали нас на пикник.

В Звездном городке маму спросили, где она хотела бы жить с детьми. Брат заканчивал школу, ему нужно было поступать в институт. Мама с ужасом думала, что Женя будет жить в общежитии или мотаться каждый день на занятия на электричке, и приняла решение переехать в Москву. Были те, кто ее осуждал, говорил: ну вот, поехала за легкой жизнью. Нам предложили несколько вариантов квартир, одна из которых была в знаменитом «доме на набережной» около Кремля. Мама сказала: «Я не смогу каждый раз, выходя на балкон, видеть могилу мужа». А потом мы поехали смотреть квартиру у метро «Аэропорт», которая раньше была коммунальной. В одной из комнат на стене висел папин портрет, вырезанный из газеты. Мама поняла, что это знак судьбы, и решила остановиться именно на этом варианте.

Портрет с секретом

7 ноября 1967 года в честь 50-летия советской власти в Манеже открылась выставка, где был впервые выставлен и портрет отца. Художник Александр Лактионов прислал маме приглашение: уважаемая Валентина Яковлевна, мы с Владимиром Михайловичем ждем вас такого–то числа, в такое–то время. То есть от себя и от папы.

Лицо на портрете художник писал с отца. Пару месяцев он ходил к Лактионову позировать. После гибели папы художнику позировал уже брат. На 15-летнего Женю надевали отцовский китель. Он был крупный, спортивный, нередко вместе с космонавтами играл в хоккей. Так что руки на этом портрете моего брата.

Желая взглянуть, как пишется портрет, мама как–то зашла в мастерскую художника. Лактионов выпивал и... разговаривал за столом с папиным портретом. Они успели с отцом подружиться. И портрет он написал «с секретом». У мамы прямо мурашки побежали по коже, она не раз повторяла: «Идешь, и как будто следом глаза Володи за тобой следят, поворачиваются».

Маме тогда пришлось нелегко. Она вообще не помнила события первого года после гибели отца. Чтобы отвлечься, поступила на работу в агентство печати «Новости». Она историк, работала редактором на выпуске. Проверяла все факты, цифры, фамилии. Мной занимался брат, который был старше меня на восемь лет. С детства он бредил морем, с папой они строили подводные лодки с моторчиком, запускали их в ванне. После гибели папы мама как–то спросила брата: «Женечка, кем же ты хочешь быть?» Он ответил: «Не беспокойся, мама, я не буду ни летчиком, ни моряком. Я буду физиком».

- Друзья отца не оставили вас?

Что вы! Друзья отца на протяжении многих лет собирались на его день рождения. Это не был день траура. Было весело, человек же родился! Мама в обязательном порядке оставляла за столом два свободных места для двух самых близких друзей отца, летчиков-истребителей, дяди Вити Кекушева и дяди Толи Скрынникова. Также они каждый год - без звонков, без приглашений - приезжали к маме на ее день рождения, 2 сентября. И обязательно каждый - с двумя букетами: от себя и от папы.

За столом летчики вспоминали, что отец не раз был на волосок от смерти. С 1952 по 1954 год они служили в Закарпатье. В полк приходили первые реактивные самолеты, которые нужно было испытывать в различных ситуациях. Летчики гибли почти ежемесячно. Однажды отец летел в одной спарке, а впереди шел более опытный летчик, который прошел войну. Была низкая облачность, кругом горы, покрытые лесом. Вдруг первый самолет пошел вниз под облако, задел верхушки деревьев и разбился. Отец, наоборот, пошел вверх и благополучно приземлился. Так потом его таскали на допросы. У него была невероятная интуиция. Не раздумывая, он выбрал нужный курс. Потом ему приходилось садиться на последних каплях горючего. Мама рассказывала о ночных полетах. Ревут двигатели самолетов, все женщины крепко спят. Как только наступала тишина, в окнах зажигался свет, все понимали: что-то случилось, раз всех разом посадили. Однажды прошел слух, что погиб летчик, чья фамилия начиналась на букву «к». Во двор вышла мама с двухлетним Женей и ее соседка с грудничком на руках. Обе стояли, ждали, к кому придут. Пришли к маминой соседке…

Судьба не раз отводила Владимира Комарова от космоса. Известно, что однажды во время тренировки на центрифуге электрокардиограмма зафиксировала «неполадки» в работе сердца.

Папе тогда запретили на полгода перегрузки и парашютные прыжки. Чтобы доказать, что он здоров, он поехал в военно-медицинскую академию в Ленинград, к кардиохирургу Вишневскому. Академик его обследовал, выдал заключение, из которого следовало, что такие «пики» на кардиограмме бывают при больших нагрузках как раз у людей с тренированным сердцем. Потом Вишневский приглашал папу в академию, чтобы он поговорил с маленькими пациентами перед сложной операцией на сердце. Папа подбадривал малышей, давал потрогать им свою Золотую Звезду.

- Говорят, Сергей Королев хотел забрать Владимира Комарова из отряда космонавтов к себе на фирму?

Это предложение Королев делал отцу неоднократно. Когда мы были в гостях у Сергея Павловича, он даже обратился за помощью к маме: «Валечка, ну хоть ты подействуй на него. Чего он сопротивляется?» Это было осенью 1965 года. В январе 1966-го Королева не стало. Мама очень жалела, что не смогла тогда уговорить отца.

«Где папина вторая Золотая Звезда, мы не знаем»

У Владимира Комарова две могилы. Прах его покоится в нише Кремлевской стены. Чтобы поклониться его памяти, родным приходится выписывать специальный пропуск. До второй могилы, что в оренбургской степи, надо добираться на четырех видах транспорта.

Мама рассказывала, что на целине в 1967 году не было ни воды, ни деревьев. И вдруг у самодельного обелиска, который поставили офицеры и солдаты, служившие в части неподалеку, зазеленели березки. Причем сложилась традиция: каждый водитель, кто проезжал мимо, брал с собой воду в канистре и съезжал с дороги, чтобы полить березки. Мама часто бывала на могиле, читала ученические тетрадки с отзывами, которые оставляли посетители музея космонавта, что располагался в соседнем селе. В 1987 году самодельный обелиск из черного камня, эскиз которого выполнил солдат-срочник, постоянно сидевший на «губе», заменили на «государственный» обелиск. Около памятного знака разрослась целая рощица, но мама помнила те тоненькие березки–прутики, что поднимали на папиной могиле всем миром.


- Где хранятся две отцовские медали «Золотая Звезда»?

Одна Золотая Звезда находится в музее Российской армии. У нас ее забрали в 70-м году. А про вторую Звезду мы ничего не знаем. Дело в том, что ее никто маме не вручал, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе передал только грамоту о присвоении папе звания Героя.

- Какие вам полагались выплаты?

Нам платили пенсию за отца 180 рублей, на меня и брата - еще по 75. Когда рухнул Союз, все льготы отобрали. Раньше по требованию выделяли машину, потом за одну поездку нужно было заплатить 70 рублей. В 1991 году это были большие деньги. Я помню, вдовы Покрышкина и Кожедуба искали третью компаньонку, чтобы в складчину оплатить машину и съездить к врачу. Когда отменили персональные пенсии, мама пошла в районный военкомат, встала на учет как вдова полковника. Пенсия в 1995 году за отца в переводе на доллары составила 50 долларов. Жизнь папы оценили в 50 долларов. Мама говорила, что такого унижения она не испытывала никогда. На электричке она ездила в Звездный городок за продуктами, которые им выделяли по талонам. Мама умерла в 65 лет. За неделю до своего дня рождения.

- Замуж она так и не вышла?

Маме постоянно снился папа. У нее было ощущение, что он до нее дотрагивается руками. Они очень любили друг друга. Я ни разу не слышала, чтобы они ругались. Отец впервые увидел маму на снимке, который был выставлен в витрине фотоателье. Он в 1949 году служил в Грозном. Мама там же училась в педагогическом институте. По случаю начала взрослой жизни родители сшили ей шикарное белое пальто. Папа не мог пройти мимо чернобровой красавицы в белом, стал о ней расспрашивать фотографа. А потом они с другом стали «патрулировать» центральную улицу Ленина, однажды заметили в студенческой компании незнакомку с фото и вычислили, где она живет. Папе выдавали в качестве дополнения к пайку шоколад, которым он стал делиться с мамой. Через полгода они поженились, вскоре родился мой брат Женя.

Мама была красивая женщина. После гибели отца народная молва постоянно выдавала ее замуж. Когда умерла жена Косыгина, поползли слухи, что мама стала его новой женой. Потом ей приписали мужа - секретаря обкома партии, следом генерала. Все эти сплетни ей были крайне неприятны. Второго такого замечательного человека, как папа, мама не встретила.

- Как сложилась ваша с братом судьба?

Женя поступил на физико-математический факультет МГУ, позже закончил академию внешторга. Я пошла в военный институт, 21 год прослужила в армии, работала военным переводчиком.

Когда я уже прощалась с Ириной Владимировной, в гости зашел Владимир Михайлович Комаров, полный тезка космонавта, его внук.

Недавно всей семьей они оттирали от краски бюст Комарова на Аллее космонавтов, который испачкали вандалы.

Пришли, отмыли, как только отошли от монумента, к памятнику пришла компания мальчишек лет по 13–14 с гвоздиками. Накануне показали фильм о погибших космонавтах. Не наш, американский. За рубежом тех, кто погиб, осваивая космос, помнят поименно. Они сберегли жизни идущим следом.

Об удачах, знают все. О неудачах практически никто. Герои, имена которых мало кому известны.

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко. Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).
Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.
12 октября 1964 года Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров тоже отправились в полет на "Восходе" в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты полетели не в защитных скафандрах, а налегке - в спортивных костюмах. Провожая их, Королев обнимал каждого и говорил: "Уж ты прости меня в случае чего. Я человек подневольный". Тогда пронесло.

Спуск "Союза-11" проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего - из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась "форточка"). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться из "сбруи", но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы. Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. Это первая официально объявленная потеря.

28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар. Погибли семь астронавтов, в том числе учительница Криста Маколифф.

23 июля 1999 г. Через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.

Перед Владимиром Комаровым стояла практически невыполнимая задача - вручную посадить неуправляемый корабль на Землю. Все переговоры с товарищем на орбите вел Юрий Гагарин - он был последним, кто общался с Комаровым. Мы воспроизводим подлинную запись их переговоров: «Рубин, я Заря, как слышите меня, прием». Комаров: «Я Рубин, слышу вас отлично. Не могу открыть левую половину батареи,открылась только правая батарея, прием». Это первый доклад космонавта. И разговор перед посадкой: Гагарин: «Все нормально, я Заря». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Готовьтесь к заключительным операциям, повнимательнее, поспокойнее, сейчас будет автоматический спуск с лунной ориентацией, нормальный, настоящий». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Я Заря, как самочувствие, как дела, прием». Комаров: «Все в порядке, я Рубин, прием». Гагарин: «Понял вас». Комаров: «Нахожусь в среднем кресле, привязался ремнями» Гагарин: «Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении». Комаров: «Спасибо передайте всем...».
На этом связь оборвалась - корабль вошел в атмосферу Земли. Спускаемый аппарат шел на посадку. Корабль засекли из поисковых самолетов, и летчики доложили: «Видим аппарат, идет на посадку, открылся вытяжной парашют». Потом тягостное молчание перед роковым: «Горит на Земле». Какими были последние минуты жизни Владимира Комарова, никто не узнает никогда - бортовой магнитофон расплавился, бортжурнал сгорел. Самая распространенная легенда, что пилоты поисковых самолетов слышали матерную брань космонавта, не выдерживает никакой критики: связь возможна была только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся...

Когда в ночь на 25 апреля останки Комарова привезли в госпиталь им. Бурденко, туда же приехал маршал авиации К. Вершинин, чтобы лично убедиться: возможно или нет торжественное прощание с погибшим. Увидев, что осталось от космонавта, маршал дал команду останки немедленно кремировать...
Причины катастрофы «Союза» расследовала комиссия во главе с Д. Устиновым, курировавшим в то время вопросы освоения космоса. Официальная версия была: «Стечение ряда факторов, носящих случайный характер». Космонавтам первого отряда о причинах гибели их товарища рассказали на специальном собрании с показом документальных кадров трагедии. Они должны были быть готовыми к любой ситуации... А причина трагедии была чисто технической: вытяжной парашют не в состоянии был (попросту не хватило мощности) вытащить основной, который заело, т. к. давлением были сжаты стенки контейнера, бывшие недостаточно жесткими. Виновными были признаны конструкторы, разрабатывавшие парашютный отсек корабля, и создатели самой парашютной системы. Главного конструктора и начальника Института парашютных систем Ф. Ткачева сняли с занимаемых должностей, был наказан один из заместителей В. Мишина.
Через полтора года после гибели Владимира Комарова «Союз» снова полетел в космос с Георгием Береговым на борту. А еще через полгода, в январе 1969 года, на орбите удалось-таки состыковаться двум кораблям, и два космонавта, Е. Хрунов и А. Елисеев, перешли через открытый космос из одного «Союза» в другой. Они выполнили то, что должны были сделать в том трагическом полете. С 1971 года «Союзы» не подводили ни разу, американцы признали этот корабль самым старым, но самым надежным космическим аппаратом, в отличие от их «Шатла».
По планам, «Союз» должен еще летать, как минимум, до 2014 года. В истории мировой космонавтики не было, нет и вряд ли когда-нибудь появится космический корабль, который имел бы полувековую жизнь, которую дал ему Владимир Комаров в обмен на свою...

Публикации по теме