Сколько выделяют категорий объектов транспортной инфраструктуры. Требования к порядку категорирования оти и тс. Переченьпоказателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значения

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления государственными органами и государственными учреждениями, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим бюджетом на обеспечение деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры.

Правила
категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее соответственно - критическая информационная инфраструктура, категорирование).

2. Категорирование осуществляется субъектами критической информационной инфраструктуры в отношении принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектов критической информационной инфраструктуры.

3. Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры.

4. Определение категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры (далее - категория значимости) осуществляется на основании показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры и их значений, предусмотренных показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений" (далее соответственно - перечень показателей критериев значимости, показатели критериев значимости).

а) определение процессов, указанных в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

б) выявление управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и (или) иных процессов в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка (далее - критические процессы);

в) определение объектов критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов;

г) формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов);

д) оценку в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

е) присвоение каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения им одной из категорий значимости.

6. Объекту критической информационной инфраструктуры по результатам категорирования присваивается в соответствии с перечнем показателей критериев значимости категория значимости с наивысшим значением.

Для каждого показателя критериев значимости, для которого установлено более одного значения такого показателя (территория, количество людей), оценка производится по каждому из значений показателя критериев значимости, а категория значимости присваивается по наивысшему значению такого показателя.

В случае если ни один из показателей критериев значимости неприменим для объекта критической информационной инфраструктуры или объект критической информационной инфраструктуры не соответствует ни одному показателю критериев значимости и их значениям, категория значимости не присваивается.

7. Устанавливаются 3 категории значимости. Самая высокая категория - первая, самая низкая - третья.

8. В отношении объекта критической информационной инфраструктуры, создаваемого в рамках создания объекта капитального строительства, категория значимости определяется при формировании заказчиком, техническим заказчиком или застройщиком требований к объекту критической информационной инфраструктуры с учетом имеющихся исходных данных о критических процессах субъекта критической информационной инфраструктуры.

Для создаваемого объекта критической информационной инфраструктуры, указанного в настоящего пункта, категория значимости может быть уточнена в ходе его проектирования.

9. Для объектов, принадлежащих одному субъекту критической информационной инфраструктуры, но используемых для целей контроля и управления технологическим и (или) производственным оборудованием, принадлежащим другому субъекту критической информационной инфраструктуры, категорирование осуществляется на основе исходных данных, представляемых субъектом критической информационной инфраструктуры, которому принадлежит технологическое и (или) производственное оборудование.

10. Исходными данными для категорирования являются:

а) сведения об объекте критической информационной инфраструктуры (назначение, архитектура объекта, применяемые программные и программно-аппаратные средства, взаимодействие с другими объектами критической информационной инфраструктуры, наличие и характеристики доступа к сетям связи);

б) процессы, указанные в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

в) состав информации, обрабатываемой объектами критической информационной инфраструктуры, сервисы по управлению, контролю или мониторингу, предоставляемые объектами критической информационной инфраструктуры;

г) декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларация безопасности гидротехнического сооружения и паспорт объекта топливно-энергетического комплекса в случае, если на указанных объектах функционирует объект критической информационной инфраструктуры (если разработка указанных деклараций и паспорта предусмотрена законодательством Российской Федерации);

д) сведения о взаимодействии объекта критической информационной инфраструктуры с другими объектами критической информационной инфраструктуры и (или) о зависимости функционирования объекта критической информационной инфраструктуры от других таких объектов;

е) угрозы безопасности информации в отношении объекта критической информационной инфраструктуры, а также имеющиеся данные, в том числе статистические, о компьютерных инцидентах, произошедших ранее на объектах критической информационной инфраструктуры соответствующего типа.

а) руководитель субъекта критической информационной инфраструктуры или уполномоченное им лицо;

б) работники субъекта критической информационной инфраструктуры, являющиеся специалистами в области выполняемых функций или осуществляемых видов деятельности, и в области информационных технологий и связи, а также специалисты по эксплуатации основного технологического оборудования, технологической (промышленной) безопасности, контролю за опасными веществами и материалами, учету опасных веществ и материалов;

в) работники субъекта критической информационной инфраструктуры, на которых возложены функции обеспечения безопасности (информационной безопасности) объектов критической информационной инфраструктуры;

г) работники подразделения по защите государственной тайны субъекта критической информационной инфраструктуры (в случае, если объект критической информационной инфраструктуры обрабатывает информацию, составляющую государственную тайну);

д) работники структурного подразделения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций или работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

12. В состав комиссии по категорированию могут включаться представители государственных органов и российских юридических лиц, выполняющих функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с государственными органами и российскими юридическими лицами.

а) определяет процессы, указанные в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

б) выявляет наличие критических процессов у субъекта критической информационной инфраструктуры;

в) выявляет объекты критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов, а также готовит предложения для включения в перечень объектов;

г) рассматривает возможные действия нарушителей в отношении объектов критической информационной инфраструктуры, а также иные источники угроз безопасности информации;

д) анализирует угрозы безопасности информации и уязвимости, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

е) оценивает в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаб возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

ж) устанавливает каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одну из категорий значимости либо принимает решение об отсутствии необходимости присвоения им категорий значимости.

15. Перечень объектов утверждается субъектом критической информационной инфраструктуры. Перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере в части подведомственных им субъектов критической информационной инфраструктуры.

Перечень объектов в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

16. Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры, результаты анализа угроз безопасности информации объекта критической информационной инфраструктуры, реализованные меры по обеспечению безопасности объекта критической информационной инфраструктуры, сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, а также сведения о необходимых мерах по обеспечению безопасности в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Акт подписывается членами комиссии по категорированию и утверждается руководителем субъекта критической информационной инфраструктуры.

Субъект критической информационной инфраструктуры обеспечивает хранение акта до вывода из эксплуатации объекта критической информационной инфраструктуры или до изменения категории значимости.

17. Субъект критической информационной инфраструктуры в течение 10 дней со дня утверждения акта, указанного в настоящих Правил, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Указанные сведения включают:

а) сведения об объекте критической информационной инфраструктуры;

б) сведения о субъекте критической информационной инфраструктуры, которому на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежит объект критической информационной инфраструктуры;

в) сведения о взаимодействии объекта критической информационной инфраструктуры и сетей электросвязи;

г) сведения о лице, эксплуатирующем объект критической информационной инфраструктуры;

д) сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на объекте критической информационной инфраструктуры, в том числе средствах, используемых для обеспечения безопасности объекта критической информационной инфраструктуры и их сертификатах соответствия требованиям по безопасности информации (при наличии);

е) сведения об угрозах безопасности информации и о категориях нарушителей в отношении объекта критической информационной инфраструктуры либо об отсутствии таких угроз;

ж) возможные последствия в случае возникновения компьютерных инцидентов на объекте критической информационной инфраструктуры либо сведения об отсутствии таких последствий;

з) категорию значимости, которая присвоена объекту критической информационной инфраструктуры, или сведения об отсутствии необходимости присвоения одной из категорий значимости, а также сведения о результатах оценки показателей критериев значимости;

и) организационные и технические меры, применяемые для обеспечения безопасности объекта критической информационной инфраструктуры, либо сведения об отсутствии необходимости применения указанных мер.

18. Сведения, указанные в настоящих Правил, и их содержание направляются по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

19. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, проверяет сведения о результатах присвоения категорий значимости в порядке, предусмотренном частями 6 - 8 статьи 7 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

20. Категория значимости может быть изменена в порядке, предусмотренном для категорирования, в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 7 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

21. Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5 лет осуществляет пересмотр установленной категории значимости в соответствии с настоящими Правилами. В случае изменения категории значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости направляются в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Перечень
показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значения

Показатель Значение показателя
III категория II категория I категория
I. Социальная значимость
1. Причинение ущерба жизни и здоровью людей (человек) более или равно 1, но менее или
равно 50
более 50, но менее или равно 500 более 500
2. Прекращение или нарушение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе объектов водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнических сооружений, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно нарушение обеспечения жизнедеятельности населения;
б) по количеству людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены (тыс. человек) более или равно 5000
3. Прекращение или нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно нарушение транспортного сообщения или предоставления транспортных услуг; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны транспортные услуги (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
4. Прекращение или нарушение функционирования сети связи, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно прекращение или нарушение функционирования сети связи; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны услуги связи (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
5. Отсутствие доступа к государственной услуге, оцениваемое в максимальном допустимом времени, в течение которого государственная услуга может быть недоступна для получателей такой услуги (часов) менее или равно 24, но более 12 менее или равно 12, но более 6 менее 6
II. Политическая значимость
6. Прекращение или нарушение функционирования государственного органа в части невыполнения возложенной на него функции (полномочия) прекращение или нарушение функционирования органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения прекращение или нарушение функционирования федерального органа государственной власти прекращение или нарушение функционирования Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации
7. Нарушение условий международного договора Российской Федерации, срыв переговоров или подписания планируемого к заключению международного договора Российской Федерации, оцениваемые по уровню международного договора Российской Федерации нарушение условий договора межведомственного характера (срыв переговоров или подписания) нарушение условий межправительственного договора (срыв переговоров или подписания) нарушение условий межгосударствен-ного договора (срыв переговоров или подписания)
III. Экономическая значимость
8. Возникновение ущерба субъекту критической информационной инфраструктуры, который является государственной корпорацией, государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, государственной компанией, организацией с участием государства и (или) стратегическим акционерным обществом, стратегическим предприятием, оцениваемого в снижении уровня дохода (с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных обязательных платежей) по всем видам деятельности (процентов прогнозируемого объема годового дохода по всем видам деятельности) более 15
9. Возникновение ущерба бюджетам Российской Федерации, оцениваемого:
а) в снижении доходов федерального бюджета, (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета); более 0,005, но менее или равно 0,1 более 0,1
б) в снижении доходов бюджета субъекта Российской Федерации (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета); более 0,001, но менее или равно 0,05 более 0,05, но менее или равно 0,1 более 0,1
в) в снижении доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета) более 0,01, но менее или равно 0,5 более 0,5, но менее или равно 1 более 1
10. Прекращение или нарушение проведения клиентами операций по банковским счетам и (или) без открытия банковского счета или операций, осуществляемых субъектом критической информационной инфраструктуры, являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации системно значимой кредитной организацией, оператором услуг платежной инфраструктуры системно и (или) социально значимых платежных систем или системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка, оцениваемое среднедневным
(по отношению к числу календарных дней в году) количеством осуществляемых операций, (млн. единиц) (расчет осуществляется по итогам года, а для создаваемых объектов - на основе прогнозных значений)
более 3, но менее или равно 70 более 70, но менее или равно 120 более 120
IV. Экологическая значимость
11. Вредные воздействия на окружающую среду (ухудшение качества воды в поверхностных водоемах, обусловленное сбросами загрязняющих веществ, повышение уровня вредных загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, в атмосферу, ухудшение состояния земель в результате выбросов или сбросов загрязняющих веществ или иные вредные воздействия), оцениваемые:
а) на территории, на которой окружающая среда может подвергнуться вредным воздействиям; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, которые могут быть подвержены вредным воздействиям (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
V. Значимость для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка
12. Прекращение или нарушение (невыполнение установленных показателей) функционирования пункта управления (ситуационного центра), оцениваемое в уровне (значимости) пункта управления или ситуационного центра прекращение или нарушение функционирования пункта управления или ситуационного центра органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения прекращение или нарушение функционирования пункта управления или ситуационного центра федерального органа государственной власти или государственной корпорации прекращение или нарушение функционирования пункта управления государством или ситуационного центра Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации
13. Снижение показателей государственного оборонного заказа, выполняемого субъектом критической информационной инфраструктуры, оцениваемое:
а) в снижении объемов продукции (работ, услуг) в заданный период времени (процентов заданного объема продукции); более 5, но менее или равно 10 более 10, но менее или равно 15 более 15
б) в увеличении времени выпуска продукции (работ, услуг) с заданным объемом (процентов установленного времени выпуска продукции) более 3, но менее или равно 10 более 10, но менее или равно 40 более 40
14. Прекращение или нарушение функционирования (невыполнения установленных показателей) информационной системы в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка, оцениваемое в максимально допустимом времени, в течение которого информационная система может быть недоступна пользователю (часов) менее или равно 4, но более 2 менее или равно 2, но более 1 более 1

Обзор документа

Комиссия, в частности, анализирует угрозы безопасности информации и уязвимости, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ, выявляет наличие критических процессов у субъекта КИИ.

Перечень объектов в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России.

После выявления и классификации всех возможных угроз следует выявить все потенциальные уязвимости объекта, а также произвести его категорирование.

Рассмотрим более подробно вопрос, связанный с категорированием.

Под категорированием объекта понимается комплексная оценки его состояния, учитывающая экономическую или другую значимость (оборонную, культурную и др.) в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой безопасности.

Законодательство РФ определяет, что ведомства (МО, МСЧ, МВД, ФСБ и др.), призванные обеспечить защиту сведений, составляющих ту или иную тайну, издают свои руководящие документы, по которым объекты категорируются по степени их важности.

Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) разработан ряд нормативных документов но категорированию объектов и определению режимных зон внутри объектов.

В соответствии с ними объект может быть отнесен к одной из следующих групп:

Отнесение объекта к той или иной категории важности регламентируется специальным перечнем, утверждаемом Правительством РФ. Местные органы власти могут дополнять этот перечень.

В ряде случаев можно ограничиться тремя зонами (зоны 1, 4 и 6).

Для категорирования объектов по группам безопасности в качестве критерия вводится показатель характера и масштаба возможного ущерба в случае реализации основных угроз безопасности для данного объекта в результате несанкционированного доступа нарушителей.

Рис. 1. Зоны безопасности внутри объектов

На основе этого показателя выделяют следующие категории объектов (табл. 1.) А - особо важные; Б - важные; В - промышленные и коммерческие; Г - культурно-исторические.

Оценка возможных угроз объекту проводится по следующим направлениям:

Безопасность персонала и посетителей: неэффективная защита может привести к ущербу здоровью и даже угрозе жизни людей на объекте;

Безопасность информации, сохранность государственной и коммерческой тайны;

Угрозы материальным ценностям, имуществу и оборудованию.

К высшей категории А относят особо важные объекты, на которых возможный ущерб в случае реализации основных угроз безопасности максимален по характеру и масштабам. Последствия такого ущерба выходят за пределы территории объектов и не могут быть локализованы в пространстве и во времени за счет принятия немедленных ликвидационных мер. Характер ущерба заключается в создании угрозы для жизни и здоровья персонала и населения, а также в негативном воздействии на природную среду.

К категории Б относят важные объекты, на которых характер возможного ущерба заключается в угрозе для жизни и здоровья персонала объекта, а его последствия не выходят за пределы территории объекта и могут быть локализованы путем принятия ликвидационных мер. К этой же категории предлагается отнести объекты, возможный ущерб на которых носит материальный характер, но его масштабы имеют региональное значение.

К особой группе относятся культурно-исторические объекты (категория Г ), где возможный ущерб имеет свою специфику и по масштабу может иметь как региональное, так и международное значение.

В свою очередь, каждую категорию объектов можно классифицировать по масштабу или размеру нанесенного ущерба в результате действий нарушителей. Так, особо важные объекты предлагается дополнительно разделить на три группы безопасности. Номер группы определяет масштаб возможного ущерба, который может иметь последствия соответственно трансграничного, федерального и регионального значений.

Для других категорий объектов можно использовать предложенную в таблице классификацию по группам значимости и уровням защищенности. При установлении уровня защищенности необходимо дополнительно учитывать возможные угрозы безопасности для конкретного объекта, которые определяются в основном сложившейся криминогенной обстановкой в данном регионе.

Принадлежность объекта к соответствующей категории и группе необходимо определять на начальной стадии проектирования системы защиты, так как от этого зависят не только уровень его (защищенности, но и планируемая тактика действий сил охраны, от которой также зависят общие затраты на создание СЗ. Например, для объектов категорий А и Б задачей сил охраны является предотвращение диверсионной акции нарушителем, т.е. нарушитель должен быть обнаружен и обезврежен еще до совершения акции. Для других категорий объектов допускается задержание нарушителя после совершения им акции хищения, а в некоторых случаях даже после того, как он покинул территорию объекта. Очевидно, что силы охраны объектов категорий А- Г имеют неодинаковый запас времени для нейтрализации нарушителя.

Таблица 1.

Разница в тактике действий сил охраны должна учитываться в процессе создания системы безопасности: при определении структуры, количественного состава и оснащенности сил охраны, а также при выборе типов и взаимного расположения инженерных и технических средств защиты.

МВД, в соответствии с РД 78.36.003-2002 разработало свою систему категорирования объектов, где за основу взяты значимость и концентрация материальных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте.

По этой схеме все объекты делят на две большие группы (категории): А и В, каждая из которых делится на две подгруппы: AI, AII и БI, БII соответственно.

Объекты подгрупп AI и АII - это особо важные объекты, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия на которых (кража, грабеж, разбой, терроризм и др.) в соответствии с УК РФ могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.

Объекты подгрупп БI и БII - это объекты, хищение на которых в соответствии с УК РФ могут привести к ущербу определенного размера.

Своя инструкция по категорированию объектов имеется в Росатоме: «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов». Согласно этой инструкции все объекты делятся па 4 категории:

1. Высшая (ядерно-опасные объекты: ядерные установки, ядерные материалы и изделия из них).

2. Первая (хранилище специального вооружения, испытания секретной техники, обучения личного состава работе на такой технике, боеприпасы и др.).

3. Вторая (хранилища и объекты спецтехники, ВВ, ГСМ, мат-ценностей).

4. Третья (объекты, не вошедшие по признакам в предыдущие категории).

Объекты высшей категории оборудуются многорубежным периметром с использованием датчиков охранной сигнализации, работающих па различных физических принципах; системами видеонаблюдения и физическими барьерами.

Несколько слов следует сказать об аттестации объектов информатизации. Под этим термином понимается комплекс организованно-технических мероприятий, подтверждающих, что объект соответствует требованиям стандартов РФ или иных нормативно-технических документов по безопасности информации.

Порядок проведения аттестации и выдачи «Аттестата» соответствия устанавливает «Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации», утвержденное 25 ноября 1994 года председателем ГТК (сейчас ФСТЭК).

После проведения категорирования объектов и выявления уязвимостей следует провести количественную оценку уязвимостей. Единой методики для проведения такой оценки пока не существует. На каждом предприятии имеются свои методики, представляющие, как правило, конфиденциальные документы.

Наиболее часто при количественной оценке уязвимости применяют: методы экспертных оценок, аудит безопасности системы и отдельных подсистем; методы моделирования; метод порядковых шкал и др.

В методе порядковых шкал в качестве показателя уязвимости объекта используют степень уязвимости: очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая или вероятность успешного воздействия нарушителя Р в Обратным показателем в этом случае является показатель эффективности защиты Р о. Эти показатели связаны соотношением P о = 1 - Р в.

При разработке моделей оценки показателей уязвимости необходимо составлять отдельные схемы для каждого возможного маршрута нарушителей. Так как число маршрутов может быть большим, ограничиваются выбором типовых или наиболее опасных маршрутов. При этом слишком велика роль субъективного фактора при проведении оценок. Анализ этих моделей позволяет выделить общие принципы их построения и используемые подходы и методы. Действия нарушителей определяют маршрут (маршруты) движения на объекте и способы действий при преодолении физических барьеров, технических средств охраны и при взаимодействии с силами охраны, а также персоналом объекта. Первые модели были созданы для оценки показателей уязвимости по отдельным маршрутам нарушителей. Маршрут условно отображается отрезками прямой линии с рубежами защиты между отрезками, На рис. 2 Р1 - рубеж защиты периметра территории объекта; Р2 - рубеж защиты периметра локальной зоны объекта; Р3 - рубеж проникновения в здание; Р4 - рубеж проникновения в помещение здания; Y1...Y4 - участки движения нарушителей между рубежами защиты к цели.

Время движения нарушителей к цели является суммой времени преодоления рубежей защиты и движения между рубежами. Время движения по участку определяется скоростью движения нарушителей и длиной участка. Скорость движения обычно берется средней или максимально возможной, но может моделироваться и

Рис. 2. Условное отображение маршрута нарушителя и преодолеваемых рубежей защиты

как случайная величина с некоторым законом распределения. Время преодоления рубежа защиты является функцией от способа его преодоления нарушителями, оснащения нарушителей и от характеристик физических барьеров на рубеже. Последние зависят от типа каждого из барьеров рубежа или конструкции из нескольких барьеров, а также технических средств охраны на рубеже.

Рубеж защиты характеризуется вероятностью формирования сигнала (сигналов) срабатывания средств обнаружения рубежа и возможностью оценки обстановки на участке срабатывания оператором системы охраны с помощью средств дистанционного наблюдения или тревожной группой, направляемой на участок при отсутствии в системе средств наблюдения. Вероятность обезвреживания нарушителей рассчитывается как произведение вероятности перехвата нарушителей тревожной группой и вероятности нейтрализации нарушителей при оказании последними сопротивления. Вероятность перехвата вычисляется путем моделирования движения нарушителей по маршруту и действий сил охраны по сигналам тревоги. Для расчета вероятности нейтрализации используется модель нейтрализации (боестолкновения) - обычно отдельный модуль программы.

Рис. 3. Схема объекта с системой охраны в виде совокупности зон (участков) и элементов защиты (Э3) между этими зонами

На следующем этапе создаются модели, отражающие структуру объекта в целом и позволяющие осуществлять перебор всех возможных маршрутов, определять наиболее слабо защищенные маршруты и элементы защиты па этих маршрутах, планировать решения по усилению защиты и т.д. Схема объекта с системой охраны в таких моделях представляет собой совокупность зон (участков) и элементов защиты (ЭЗ) между этими зонами (пример на рис. 3). На схеме отображаются элементы защиты, расположенные между смежными зонами. Примерами типов элементов защиты являются: периметровое ограждение с комплексом технических средств охраны (ЭЗ-1, ЭЗ-4), проходная (ЭЗ-2), транспортные ворота (ЭЗ-3), шлюз прохода людей со средствами контроля и управления доступом (СКУД) (ЭЗ-5, ЭЗ-8), транспортный шлюз со средствами СКУД (ЭЗ-В), дверь (ЭЗ-9, ЭЗ-12), окно (ЭЗ-10, ЭЗ-13), стена здания (ЭЗ-11), внутренняя стена комнаты (ЭЗ-14), внешняя стена комнаты (ЭЗ-7 - случай, когда помещение выходит на фасад здания), сейфы (ЭЗ-15). После создания собственно схемы объекта для зон и элементов защиты вводятся характеризующие их параметры. Кроме того, задаются параметры, определяющие модель действий нарушителей.

Алгоритм оценки показателя уязвимости обычно реализует перебор каким-либо образом всех возможных маршрутов нарушителей, расчет значений показателя для каждого маршрута, определение наиболее уязвимых маршрутов, точек перехватов нарушителей. Часто в модели реализуются процессы определения слабых элементов защиты, которые нарушители преодолевают без существенной задержки или с низкими вероятностями обнаружения, и оценки обстановки, направленного перебора вариантов усиления этих элементов с выдачей рекомендаций по методам их усиления и комплексирования.

Основная проблема при создании таких моделей - формирование базы исходных данных по значениям параметров, характеризующих зоны, элементы защиты, нарушителей и силы охраны. Получение таких данных экспериментальным путем требует больших затрат времени и ресурсов, часто затруднительно, особенно при учете разных способов действий нарушителей и сил охраны (примеры сложных для определения данных: вероятность прохода человека по поддельному пропуску, вероятность нарушения работоспособности средств охраны без выдачи сигналов отказа и т.д.). Для получения этих данных требуется разработка специальных частных моделей. Но эти проблемы вполне разрешимы.

Практика применения подобных моделей показала, что они весьма удобны и полезны при обосновании проектных решений. Уже сам процесс создания и применения моделей оценки, анализа получаемых результатов дает исключительно богатую информацию для специалистов. Едва ли не главное в использовании моделей - формализация процедур оценок и анализа, снижения субъективного фактора в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны.

Для объекта необходимо определить все зоны и помещения, при проникновении в которые нарушители могут нанести объекту ущерб определенной категории. Эти зоны, здания и помещения являются целевыми зонами нарушителей. К ним относятся зоны доступа к особо ценным материалам, оборудованию, носителям информации, а также применения оптовых или диверсионных средств и т.д.

Указанные зоны следует разделить по категориям ущерба. Примерами категорий ущерба являются: неприемлемый ущерб, когда нарушители могут вызвать крупную аварию, похитить особо важные документы, информацию, оборудование; существенный ущерб, когда последствия хищения или диверсии парализуют работу объекта на определенное время; материальный ущерб (большой, средний, малый), когда последствиями будут материальные потери соответствующих масштабов. Категории ущерба упорядочиваются по своей опасности. В целом же категорию зданий и объекта определяет самая опасная категория ущерба особо важных зон в здании и па объекте.

Сведения об ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, прошедших категорирование включаются в реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Категорирование ОТИ и ТС осуществляется в отношении субъектов транспортной инфраструктуры – юридических и физических лиц, являющихся собственниками ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства или использующих их на ином законном основании.
Пользователями государственной функции по категорированию ОТИ и ТС являются юридические лица, предполагающие осуществлять (осуществляющие) мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с установленной категорией и с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.


Для проведения категорирования ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры представляют в Росавтодор на имя начальник Управления, следующие документы:
для проведения категорирования ОТИ в сфере дорожного хозяйства :
1. Информацию об ОТИ в сфере дорожного хозяйства по форме согласно приложению № 1 ;
для проведения категорирования ОТИ и ТС автомобильного транспорта :
1. Информацию об ОТИ по форме согласно приложению № 2 ;
2. Информацию о ТС автомобильного транспорта по форме согласно приложению № 3 ;
3. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке);
4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
5. Копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности;
6. Заверенная опись представленных документов.

При необходимости Управление запрашивает у субъекта транспортной инфраструктуры дополнительные документы, а также проводит выборочную проверку с целью определения достоверности представленной информации.
Документы, представляемые в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, должны быть заполнены машинным способом, распечатанным посредством электронных печатающих устройств и представлены также в электронном виде на носителях. Для определения категорий ОТИ и ТС, специалисты Управления проверяют:
1. П равильность оформления заявления, перечень документов, представленных субъектом транспортной инфраструктуры;
2. С оответствие документов предъявляемым требованиям;
3. П олноту и достоверность сведений об объекте, путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах.

В случае выявления несоответствия указанных сведений требованиям, должностное лицо информирует субъект транспортной инфраструктуры о наличии препятствий для категорирования ОТИ и ТС объясняет организации содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
Субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за полноту и достоверность представленной информации.
Решение о присвоении категории ОТИ и ТС по форме согласно приложению № 4 направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме.
Субъект транспортной инфраструктуры, обязан уведомить Росавтодор об изменениях параметров, представляемых для категорирования ОТИ и ТС в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, в срок не позднее 15 дней с даты таких изменений.
Установленная категория ОТИ и ТС может быть изменена Росавтодором в случае, если:
изменились технические и другие параметры, влияющие на категорию объекта;
внесены изменения в методику категорирования объектов.
Решение об исключении ОТИ и ТС из Реестра может быть принято Росавтодором в случае, если:
1. П ринято решение о прекращении эксплуатации объекта и его ликвидации;
2. О бъект исключен из перечня объектов федеральной собственности.
Указанное решение не позднее 3 дней, с даты его принятия, доводится до субъекта транспортной инфраструктуры и владельца транспортного средства в письменной форме с указанием причин.


Сведения для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта заполняются в строгом соответствии с пояснением к формам предоставления сведений и направляются в Федеральное дорожное агентство на бумажном и электронном (USB-флэш-накопитель или DVD или CD компакт-диск) носителях в формате Exсel с сопроводительным письмом (129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4), а также на адрес электронной почты - [email protected] .


Скачать формы предоставления сведений для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта можно ниже.

В современном мире вопрос личной, общественной и государственной безопасности имеет первостепенное значение. После 9 сентября 2011 года вопросы борьбы с терроризмом получили общественный резонанс и приобрели новые направление. Многие страны пересмотрели свои критерии борьбы с терроризмом и правила общественной безопасности в сторону ужесточения, мировое сообщество сделало шаги к объединению усилий, призвало всех бороться с проявлениями терроризма.

Среди принятых мер, значительная часть касалась транспортной безопасности, координации мероприятий по обеспечению и поддержанию безопасности транспортной инфраструктуры, усовершенствования системы и её бесперебойной работы.

Важными факторами необходимости обеспечения таковой безопасности можно назвать:

  • возросшую в последние годы высокую дислокацию терроризма на транспорте , особенно с использованием террористов смертников;
  • активизацию и более высокую организации деятельности преступных группировок на транспорте;
  • постоянный рост числа аварий и необычных происшествий, что нередко связано с физическим износом сооружений и транспортных средств;
  • в последние годы более тесное переплетение преступных группировок с международным наркобизнесом.

Факторы определяют устройство системы безопасности инфраструктуры, в которую входят следующие подсистемы:


Цели и задачи категорирования ОТИ и ТС

О задачах

Одной из задач повышения защищенности является категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Процедура проводится согласно ст. 6. ФЗ РФ «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007 (изменения внесены 03.02.2014 №15-ФЗ).

Статья предписывает федеральным органам исполнительной власти, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, разработать критерии определения категорий, количество самих категорий и схему их установления.

Цели

Категорирование ставит своей целью повышение уровня безопасности объектов и транспортных средств, население и грузов, находящихся на этих объектах, предупреждение актов незаконного вмешательства или сведение к минимуму их последствий.

Критерии

Из определённых целей и задач вытекают и критерии категорирования. Их можно разделить на две больших группы:

  • Уровень угрозы включает в себя расчётные данные о количественном выражении совершенных либо предотвращенных актов незаконного вмешательства, на данном объекте или транспорте. Здесь действует принцип простого подсчёта. Количественные показатели устанавливаются согласно соответственным определённым нормам и влияют на установление категории, при расчёте берутся показатели за последний год (12 месяцев).
  • Возможные последствия предусматривают уровень нанесённого урона. Сюда включается возможные человеческие жертвы, потери в хозяйственной сфере, например, разрушение зданий, приведение в негодность транспортных средств, уничтожение грузов; а также вред, наносимый окружающей среде.

Ряд объектов, имеющих исключительно важное значение для обеспечения безопасности всей страны либо также для сопредельных стран категорированию не подлежат. Такие транспортные инфраструктуры заносятся в список, который утверждается соответственными федеральными службами.

Исход категорирования

Предполагается, что главным результатом категорирования объектов транспортной инфраструктуры и технических средств будет повышение безопасности граждан, общества и страны в целом.

К ожидаемым последствиям относят:

  1. Принятие постановления о включении данных об инфраструктуре в Реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
  2. Либо заключение об изменении категории.
  3. Проведение, в дальнейшем, мероприятий, согласно установленной категории по гарантированию безопасности.

Юридически считается проведённым категорирование при получении оформленного решения и уведомление заявителя о принятом решении.

Важные моменты категорирования автотранспорта

Автомобильные транспортные средства, или проще говоря, автобусы, являются одним из частых объектов совершения террористических актов во всех странах мира, кроме того, аварийность на автомобильном транспорте всегда была высока, автобусы уязвимы во время стихийных бедствий.

Наконец, практически каждому приходится пользоваться общественным транспортом, и гарантия безопасности при использовании автобусов важна практически для всех социальных слоёв населения.

  1. Провести ряд мероприятий по подготовке пакета документов и предоставить их к определённому строку. Подготовленные выкладки и другие документы предоставляются в структурное подразделение Росавтодора, в обязанности которого входит проведение административных мероприятий по гарантированию безопасности. Главной структурой считается Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.
  2. Одобрение заключения об уязвимости.
  3. Установление категории.
  4. Предоставление на рассмотрение Плана транспортной безопасности ОТИ и ТС.
  5. Принятие Плана.

О критериях категорий

Согласно, утверждённых норм существует 4-ре категории объектов транспортной инфраструктуры и 3-ри автомобильных транспортных средств. І-я соответствует самому высокому риску осуществления акта незаконного вмешательства.

Присвоение категории обуславливается количеством этих вмешательств, учинённых реально или предотвращённых. При 6 и свыше таковых на ОТИ предполагается присвоение І-й категории, от 3-х до 5-ти –ІІ-й категории, не больше 2-х – это ІІІ-я, четвёртая подразумевает отсутствие АНВ.

  • к І-й категории – отнесены ТС, если зафиксировано от 5-ти учинённых либо недопущенных актов незаконного вмешательства;
  • ко ІІ-й — не более 4-х таковых;
  • к ІІІ-й — ни одного АНВ не зарегистрировано.

Особенности процедуры для электротранспорта

Принципы присвоения категорий городскому транспорту идентичны принципам, применяемым к автотранспорту. Это обусловлено схожими общественными задачами, выполняемыми обоими видами транспорта и их схожими техническими характеристиками.

Здесь надобно помнить о том, что объекты инфраструктуры и транспортные средства наземного электрического транспорта: троллейбусы, трамваи, при категорировании имеют ряд отличий от автобусного парка, разница обусловлена заполнением отличных форм, так как имеется ряд существенных отличительных признаков в технических характеристиках автобусов и электрического транспорта, а также объектов инфраструктуры их обслуживающих.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 марта 2011 г.
Регистрационный N 20150

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, часть I, ст. 837; 2008, N 30, часть II, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415) приказываю :

Утвердить прилагаемый Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Министр И. Левитин

Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, часть I, ст. 837; 2008, N 30, часть II, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634).

2. Основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий.

3. Устанавливаются не более четырех категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости - первая, вторая, третья, четвертая.

5.1. Степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования.

5.2. Возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.

6. По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку.

7. В случае изменения наивысшего (наивысших) количественных показателей критериев категорирования меняется значение категории, присвоенной ОТИ или ТС.

8. Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.

9. Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях.

Публикации по теме