Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП). Какие есть современные тесты для определения профессиональных наклонностей взрослого человека? Тест на профориентацию холланда

Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный

Назначение теста

Методика предназначена для определения профессионального типа личности.

Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда

Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Инструкция к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.

Тест


Вариант А Вариант Б
1
Автомеханик Физиотерапевт
2
Специалист по защите информации Логистик
3
Оператор связи Кинооператор
4
Водитель Продавец
5
Инженер-конструктор Менеджер по продажам
6
Диспетчер Дизайнер компьютерных программ
7
Ветеринар Эколог
8
Биолог-исследователь Фермер
9
Лаборант Дрессировщик
10
Агроном Санитарный врач
11
Селекционер Заготовитель сельхозпродуктов
12
Микробиолог Ландшафтный дизайнер
13
Массажист Воспитатель
14
Преподаватель Предприниматель
15
Администратор Режиссер театра и кино
16
Официант
Врач
17
Психолог Торговый агент
18
Страховой агент Хореограф
19
Ювелир-гравер Журналист
20
Искусствовед Продюсер
21
Редактор Музыкант
22
Дизайнер интерьера Экскурсовод
23
Композитор Арт-директор
24
Музейный работник Актер театра и кино
25
Верстальщик Гид-переводчик
26
Лингвист Антикризисный управляющий
27
Корректор Художественный редактор
28
Наборщик текстов Юрисконсульт
29
Программист Брокер
30
Бухгалтер Литературный переводчик

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№ Вариант А Вариант Б № Вариант А Вариант Б
1 Р С 16 Р С
2 И П 17 И П
3 О А 18 О А
4 Р С 19 Р С
5 И П 20 И П
6 О А 21 О А
7 Р С 22 Р С
8 И П 23 И П
9 О А 24 О А
10 Р С 25 Р С
11 И П 26 И П
12 О А 27 О А
13 Р С 28 Р С
14 И П 29 И П
15 О А 30 О А

Как работать с ключом к тесту?

Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.

Обобзначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р - Реалистический, С- Социальный и т.п.

Обработка результатов теста

8-10 баллов - ярко выраженный тип;
. 5-7 баллов - средне выраженный тип;
. 2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип : предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип : офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар

Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант

МЕТОДИКА ДЖ. ХОЛЛАНДА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ Взаимосвязи типа личности и с феры профессиональной деятельности

Суть теории американского психолога Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента , характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Обработка результатов. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности.

Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбцов (1-3), содержащих наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж.Холланду

1. Реалистичный тип (Р) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механикой и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;


Любая деятельность, которая дает ощутимый результат; предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

Механические способности, изобретательность;

Математические способности.

Эмоциональная стабильность, надежность;

Практичность, бережливость;

Упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

Скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

Независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

Ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

Работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично;

Предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

Не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

Более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

Природа, сельская местность;

Наименьшее взаимодействие с другими людьми;

Ситуации, требующие небрежной одежды;

Организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

Фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

Строительные и восстановительные работы;

Фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

Охота, рыболовство, туризм;

Управление моторными видами транспорта;

Физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

2. Интеллектуальный тип (И).

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт.

Предпочитаемые виды деятельности:

Сбор информации, ее систематизация, анализ;

Выполнение сложных или абстрактных заданий;

Решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

Независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

Выполнение научной или лабораторной работы;

Предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

Математические способности;

Аналитические навыки;

Склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

Навыки письменного изложения мысли;

Рациональность, эрудированность.

Личные качества и ценности:

Независимость, самостоятельность, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

Сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

Любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

Уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

Стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

Более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-тппа слишком много проблем и вопросов;

Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

Слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

Организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

Ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

Работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает много часов в день);

Сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

Компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

Профессии И-типа:

Математик, географ, геолог;

Творческие профессии, математические и естественно-научные дисциплины, абстрактные проблемы, интеллектуальная деятельность, исследовательская работа, познание нового.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, социально ответственный. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности:

Ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

Обучение, объяснение, разъяснение;

Оказание помощи, консультирование, советование;

Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

Вербальные способности;

Навыки общения и взаимодействия с людьми;

Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

Кооперативность, настроенность на других, понимание других;

Тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего не схож с Р-тнпом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

Социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

Медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические и психологические консультативные службы;

Агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

Организация развлечения других;

Посещение общественных мероприятий, собрания;

Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор, руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, ценности.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

Управление офисным оборудованием;

Ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

Написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

Арифметические способности;

Канцелярские способности;

Ручная тонкая моторика;

Организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

Сознательность, упорство, практичность, честность;

Самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

Бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

Для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

Наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

Данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

Большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

Хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Профессии К-типа: б ухгалтер, кассир, банкир, финансист, счетовод, товаровед, экономист, секретарь, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

Финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство;

Проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

Проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип:

Организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

Руководящие и лидерские способности;

Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

Склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

Стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

Экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

Ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

Оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

Посты в государственных и политических организациях с властью, распоряжение крупными фирмами;

Промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

Членство в клубах и организациях, посещение собрании;

Спортивные состязания в качестве зрителя пли участника, богатый отдых;

Развлечения, организация вечеринок, увеселений;

Политическая деятельность.

Профессии П-типа: к оммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, дипломат, репортер, директор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности:

Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

Игра на музыкальных инструментах;

Исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

Воображение, креативность;

Музыкальные способности;

Артистические способности;

Вербально-лингвнстические способности;

Чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

Независимость, самостоятельность, нонконформизм;

Импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность:

Непрактичность, беспорядочность;

Интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»;

Стремление к самовыражению, демонстративность;

Оригинальность, открытость, свобода от условностей;

Допускает альтернативные варианты решения проблем;

Более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

Фотография, рисование, живопись;

Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

Сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

Игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа:

Артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея;

История, филология, искусство, музицирование, рисование, гуманитарная деятельность.

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция: Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть ут­ верждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься кон­ кретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую кон­ кретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига­ тельных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь рабо­ ту, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует ра­ бота, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес­ на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютер­ ных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кру­ гом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин­ формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочита­ ешь работу, дающую относительную свободу, самостоятель­ ность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во­ ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческо­ го самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (ху­ дожественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Ря­ дом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке отве­ тов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия соци­ олога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в гра­ фе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Макси­ мальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ ному из шести профессиональных типов.

/. Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься кон­ кретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре­ зультат деятельности. Способности к общению с людьми, фор­ мулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру­ гие профессии, которые предполагают решение конкретных за­ дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Об­ щение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склон­ ны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-иссле­ довательского направления: ботаник, физик, философ, про­ граммист и другие, в деятельности которых необходимы творче­ ские способности и нестандартное мышление. Общение не яв­ ляется ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, кор­ректор и другие, направленные на обработку информации, пре­доставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип лично­ сти. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопе­ реживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способно­ стями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержа­ нием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведе­ ния и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обуче­ ние, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и уме­ ют общаться.

На определение профессионального типа личности в модификации Г.В.Резапкиной.

Назначения теста

Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.

Инструкция к тесту

Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".

Тестовый материал

Первый вариант

Вариант А Вариант Б
1 Инженер-технолог Инженер-конструктор
2 Вязальщик Санитарный врач
3 Повар Наборщик
4 Фотограф Заведующий магазином
5 Чертежник Дизайнер
6 Философ Психиатр
7 Ученый-химик Бухгалтер
8 Редактор научного журнала Адвокат
9 Лингвист Переводчик художественной литературы
10 Врач-психиатр Статистик
11 Завуч Председатель профкома
12 Спортивный врач Фельетонист
13 Нотариус Снабженец
14 Перфоратор Карикатурист
15 Политический деятель Писатель
16 Садовник Метеоролог
17 Водитель троллейбуса Медсестра
18 Инженер-электронщик Секретарь-машинистка
19 Маляр Художник по металлу
20 Биолог Глазной врач
21 Телеоператор Режиссер
22 Гидролог Ревизор
23 Зоолог Главный зоотехник
24 Математик Архитектор
25 Работник детской комнаты милиции Счетовод
26 Учитель Командир части
27 Воспитатель Художник по керамике
28 Экономист Заведующий отделом
29 Корректор Критик
30 Завхоз Дирижер
31 Радиооператор Специалист по ядерной физике
32 Наладчик Монтажник
33 Агроном-семеновод Председатель колхоза
34 Закройщик-модельер Декоратор
35 Археолог Эксперт
36 Работник музея Консультант
37 Ученый Актер
38 Логопед Стенографист
39 Врач Дипломат
40 Главный бухгалтер Директор
41 Поэт Психолог
42 Архивариус Скульптор

Второй вариант

Вариант А Вариант Б
1 Автомеханик Авиаконструктор
2 Егерь Интервьюер
3 Кондитер Делопроизводитель
4 Пасечник Администратор
5 Радиооператор Актер
6 Астроном Гид-экскурсовод
7 Бактериолог Корректор текстов
8 Зоолог Брокер
9 Минеролог Актер цирка
10 Гувернантка Работник архива
11 Священник Глава администрации
12 Консультант по профориентации Драматург
13 Финансовый контролер Директор
14 Шифровальщик Искусствовед
15 Директор магазина Композитор
16 Горный инженер Биофизик
17 Животновод Репетитор
18 Маляр Составитель каталогов
19 Охотовед Директор рынка
20 Электротехник Карикатурист
21 Биолог Семейный врач
22 Вирусолог Контролер-кассир
23 Генетик Менеджер
24 Гидробиолог Писатель
25 Воспитатель детского сада Чертежник
26 Инструктор по плаванию Начальник отдела сбыта
27 Медицинская сестра Манекенщица
28 Наборщик типографии Оптовый торговец
29 Переписчик нот Музыкальный аранжировщик
30 Начальник стройки Музыкант-исполнитель
31 Машинист тепловоза Инженер-исследователь
32 Портной Консультант службы знакомств
33 Рулевой-моторист Регистратор
34 Штукатур Предприниматель
35 Садовник Танцор
36 Редактор научного журнала Учитель
37 Физик-теоретик Копировальщик чертежей
38 Ихтиолог Президент банка
39 Ученый-теоретик Художник по интерьеру
40 Преподаватель ин. яз. Контролер качества продукции
41 Тренер по лечебной физкультуре Снабженец
42 Социальный работник Художник-мультипликатор
43 Продюсер телевидения Режиссер
Ключ к тесту

Первый вариант

  1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 – все А.
  2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
  3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
  4. Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
  5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.
  6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.

Второй вариант

  1. Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
  2. Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
  3. Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
  4. Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
  5. Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
  6. Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.

Обработка результатов теста

Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.

Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

Интерпретация результатов теста

Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.

Источники
  • Тест Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.386-389.

Будучи Руководителем маркетингового подразделения, я неоднократно давала этот опросник новым спецам, которые хотели работать маркетологами-аналитками. Польза для меня: идеально в плане выбора действительно АНАЛИТИКОВ + тех, кому эта работа близка и подходит. Польза для соискателя: люди уходили с четким видением, куда завтра направят резюме - они уже могли примерно увидеть новые перспективы для себя, чтобы работа была бы и денежной, и приятной))).

Предлагаю тебе самостоятельно пройти тест на профориентацию бесплатно и без регистрации!

Итак превосходный тест на профориентацию от Д. Голанда

Это возможность быстро разобраться в своих реальных профессиональных направленностях, понять к чему ты предрасположена больше, а к чему меньше. Тест на профориентацию от Д. Голанда подходит и школьникам, и взрослым спецам, и бабулям, и бизнес-леди, и домохозяйкам - всем!

Ниже будет предложена таблица, содержаща пары профессий. Из каждой пары надо выбрать одну, которая больше нравится. Твое умение выполнять эту работу значения не имеет, просто укажи то, что нравится, не зацикливаясь на принципиальной возможности такой работы.

Запиши на бумаге 42 ответа: номер и буква.

а б
1 инженер-техник инженер-контролер
2 вязальщик санитарный врач
3 повар наборщик
4 фотограф зав. магазином
5 чертежник дизайнер
6 философ психиатр
7 ученый-химик бухгалтер
8 редактор научного журнала адвокат
9 лингвист переводчик художественной литературы
10 педиатр статистик
11 организатор воспитательной работы председатель профсоюза
12 спортивный врач фельетонист
13 нотариус снабженец
14 перфоратор карикатурист
15 политический деятель писатель
16 садовник метеоролог
17 водитель медсестра
18 инженер-электрик секретарь-машинистка
19 маляр художник по металлу
20 биолог главный врач
21 телеоператор режиссер
22 гидролог ревизор
23 зоолог зоотехник
24 математик архитектор
25 работник ИДН счетовод
26 учитель милиционер
27 воспитатель художник по керамике
28 экономист заведующий отделом
29 корректор критик
30 завхоз директор
31 радиоинженер специалист по ядерной физике
32 водопроводчик наборщик
33 агроном председатель сельхозкооператива
34 закройщик-модельер декоратор
35 археолог эксперт
36 работник музея консультант
37 ученый актер
38 логопед стенографист
39 врач дипломат
40 главный бухгалтер директор
41 поэт психолог
42 архивариус скульптор

Теперь ключ к тесту на профориентацию:

Психолог Д.Голланд разработал этот опросник, чтобы была возможность понять, к какому типу профессий ты предрасположен. Всего он выделил 6 типов: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциальный, Предприимчивый, Артичтический. Типы надо воспринимать как просто некие определения - все они ни плохие и не хорошие.

Теперь возьми еще листок бумаги и сопоставь результаты с ключом. Удобно написать в столбик названия типов, а справа от них палочками отмечать совпадение результата. Потом посчитай отметки напротив каждого типа. Обычно бывает 1 тип доминирующий, то есть набравший больше всего баллов + 1-2 дополнительных типов. Рекомендуется рассматривать результат как совокупность главного и дополнительных типов.

Вот ключ к тесту на профориентацию:

  • Реалистический тип
    1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
  • Интеллектуальный тип:
    1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
  • Социальный тип:
    2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
  • Конвенциальный тип:
    3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
  • Предприимчивый тип:
    4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
  • Артистический тип:
    5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Как расшифровать результат теста на профориентацию:

Типы профессиональной направленности личности
Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Конкретные профессии
Р Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
И Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи физик, астроном, ботаник, программист и др.
С Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. врач, педагог, психолог и т.п.
К Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
П Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
А Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Как было написано выше стоит пристально изучить не только доминирующий тип, но и те, которые встали на 2-е и 3- место. Дж.Голланд дал диаграмму в виде шестиугольника, расположив типы так, что соседние дополняют и больше всего гармонируют друг с другом.

Может получиться 2 варианта:

  • Твои типы лежат по одну сторону диаграммы - выбирай профессии по табличке + основываясь на осознанных увлечениях. Например, у тебя получилось, главный тип - Артистически, а дополнительный Интеллектуальный. А ты еще и классно рисуешь, у тебя хороший вкус. Почему бы не рассмотреть профессию, скажем, веб-дизайнера или дизайнера-конструктора модной одежды, фотограф - тоже круто.
  • Твои типы лежат по разные стороны диаграммы. Выбор осложнится тем, что либо ты очень разносторонняя личность, либо еще нет оформившихся профессиональных предпочтений. В этой ситуации надо пройти дополнительные тесты, а также крепко поразмышлять над своей мотивацией, своими талантами, увлечениями, желаниями по жизни.

Публикации по теме