Конвенции и соглашения. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду Иного враждебного использования средств воздействия

инициирована СССР, вступила в силу 5.10.1978 г. Участниками на 1997 являлись около 60 государств, в т.ч. РФ как правопреемник СССР. Открыта для присоединения других государств. Запрещает военное и любое враждебное использование средств воздействия на природу для изменения (путем управления природными процессами) динамики, состава, структуры Земли или космического пространства. Не воспрещает воздействия в созидательных целях.

  • - специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду. Источником воздействия может являться: точка выброса загрязняющего вещества...
  • - инициирована СССР, вступила в силу 5.10.1978 г. Участниками на 1997 являлись около 60 государств, в т.ч. РФ как правопреемник СССР. Открыта для присоединения других государств...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - конвенция, принятая по инициативе СССР Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1976 и призванная перекрыть целое направление возможного развития новых методов ведения войны и избавить нынешнее и...

    Экологический словарь

  • - предельные характеристики источников воздействия на окружающую среду, соблюдение которых в любом случае не может привести к нарушению установленных критериев качества окружающей среды...

    Экологический словарь

  • - уровни воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, при которых обеспечиваются установленные нормативы качества окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - показатели комплексного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, при которых обеспечивается устойчивое функционирование экологических систем...

    Экологический словарь

  • - разработка и введение в действие нормативов воздействия на окружающую среду...

    Экологический словарь

  • - многоцелевая информационная система, в задачи которой входит наблюдение, оценка и прогноз источников воздействия на окружающую среду и отходов, а также нормирование источников воздействия на окружающую...
  • - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям состояния окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - вредное воздействие на окружающую природную среду воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям состояния окружающей природной...

    Экологический словарь

  • - Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г." в книгах

КОНВЕНЦИЯ о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие

Из книги Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 г автора Автор неизвестен

КОНВЕНЦИЯ о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное

Оценка воздействия на окружающую среду (EIA)

автора Ротенгаттер Вернер

Оценка воздействия на окружающую среду (EIA) В отличие от честолюбивых общих целей отчета Брундтланд и многих национальных и международных документов по глобальным экологическим вопросам конкретные оценки воздействия проектов на окружающую среду часто ограничиваются

Оценка воздействия на окружающую среду в проектах туннеля под Ла-Маншем и Эресунд

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

Оценка воздействия на окружающую среду в проектах туннеля под Ла-Маншем и Эресунд В процедурах оценки воздействия на окружающую среду существуют методики анализа, которые могут помочь сделать правильные выводы относительно добросовестной практики. Ниже в качестве

106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов Основные средства (ОС), часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами, являются одним из важнейших факторов производства.

18. Современный экологический кризис и его особенности. Масштабы воздействия человека на среду и биосферу

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

18. Современный экологический кризис и его особенности. Масштабы воздействия человека на среду и биосферу Главная особенность современного экологического кризиса – его глобальный характер Он распространяется и угрожает охватить всю планету. В этой связи обычные

автора Автор неизвестен

Статья 147. Превышение нормативов допустимости вредного воздействия на окружающую среду и выброс загрязнителей без наличия разрешения Превышение нормативов допустимости выброса загрязняющих веществ, радиологического, физического и биологического воздействия на

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 156. Невыполнение требований законодательства о государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду Невыполнение требований законодательства о государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

54. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

54. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду Существует несколько договоров, которые ограничивают или запрещают использование определенных средств ведения военных действий и способствуют защите окружающей среды во время

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 21. 2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления,

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы

Глава VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СТАТЬЯ 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от

35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Мк. 12:3; Лк. 20:10). Феофилакт говорит: "посланные рабы - это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа.

Государства-участники настоящей Конвенции,

руководствуясь интересами упрочения мира и желая внести вклад в дело прекращения гонки вооружений и достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем и в дело избавления человечества от опасности использования новых средств ведения войны,

преисполненные решимости продолжать переговоры с целью достижения эффективного прогресса в направлении принятия дальнейших мер в области разоружения,

признавая , что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду,

принимая во внимание Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде , принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года,

сознавая , что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешнего и будущих поколений,

сознавая , однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей,

желая эффективно запретить военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду с целью устранения опасностей для человечества от такого использования и подтверждая свое желание действовать в направлении достижения этой цели,

стремясь также внести вклад в углубление доверия между народами и в дело дальнейшего оздоровления международной обстановки в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

1. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

2. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности, противоречащей положениям пункта 1 настоящей статьи.

Статья II

Используемый в статье I термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Статья III

1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил международного права, касающихся такого использования.

2. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства-участники, которые в состоянии делать это, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Статья IV

Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется принять любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям настоящей Конвенции, под его юрисдикцией или под его контролем где бы то ни было.

Статья V

1. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении целей или в связи с выполнением положений настоящей Конвенции. Консультации и сотрудничество во исполнение этой статьи могут также предприниматься путем использования соответствующих международных процедур в рамках Организации Объединенных Наций и в соответствии с ее Уставом. Эти международные процедуры могут включать использование услуг соответствующих международных организаций, а также Консультативного комитета экспертов, о котором говорится в пункте 2 настоящей статьи.

2. Для целей, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, депозитарий в течение одного месяца после получения просьбы любого государства-участника настоящей Конвенции созывает Консультативный комитет экспертов. Любое государство-участник может назначить эксперта в комитет, функции и правила процедуры которого изложены в Приложении, составляющем неотъемлемую часть настоящей Конвенции. Комитет передает депозитарию документ, подытоживающий выяснение фактических обстоятельств дела, который должен включать все представленные Комитету в ходе его заседаний точки зрения и информацию. Депозитарий рассылает этот документ всем государствам-участникам.

3. Любое государство-участник настоящей Конвенции, которое имеет основание полагать, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Такая жалоба должна содержать всю относящуюся к делу информацию, а также все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность.

4. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты Советом Безопасности, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, на основании жалобы, полученной Советом. Совет Безопасности информирует о результатах расследования государств-участников.

5. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется предоставлять или поддерживать помощь в соответствии с положениями любому государству-участнику, который обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет решение о том, что такой участник потерпел ущерб или, вероятно, потерпит ущерб в результате нарушения Конвенции.

Статья VI

1. Любое государство-участник настоящей Конвенции может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Текст каждой предложенной поправки должен быть представлен депозитарию, который незамедлительно направляет его всем государствам-участникам.

2. Поправка вступает в силу для каждого государства-участника настоящей Конвенции, принимающего эту поправку, после сдачи на хранение депозитарию документов о ее принятии большинством государств-участников. Впоследствии для каждого оставшегося государства-участника поправка вступает в силу в день сдачи им документа о ее принятии.

Статья VII

Настоящая Конвенция является бессрочной.

Статья VIII

1. Через пять лет после вступления в силу настоящей Конвенции в Женеве (Швейцария) депозитарием созывается конференция государств-участников Конвенции. Конференция рассмотрит вопрос о том, как действует Конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что ее цели и положения осуществляются, и, в частности, рассмотрит эффективность положений, содержащихся в пункте 1 статьи I, по устранению опасностей военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

2. Впоследствии с интервалом не менее пяти лет большинство государств-участников настоящей Конвенции может, путем представления депозитарию предложения с этой целью добиться созыва конференции для тех же целей.

3. Если, однако, конференция не была проведена, как это предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, в течение десяти лет после предыдущей конференции, депозитарий запрашивает мнения всех государств-участников настоящей Конвенции относительно созыва такой конференции. Если одна треть или десять государств-участников, в зависимости от того, какое число меньше, выскажутся положительно, то депозитарий предпримет немедленные меры по созыву конференции.

Статья IX

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет Конвенцию до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты или документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот двадцатью правительствами в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Депозитарий незамедлительно уведомляет все подписавшие и присоединившиеся к настоящей Конвенции государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящей Конвенции и любой поправки к ней, а также о получении им других уведомлений.

6. Настоящая Конвенция будет зарегистрирована депозитарием в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья X

Настоящая Конвенция, русский, английский, арабский, испанский, китайский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает должным образом заверенные копии Конвенции правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию, открытую для подписания в Женеве восемнадцатого мая одна тысяча девятьсот семьдесят седьмого года.

Войну можно отнести к одному из антропогенных способов уничтожения природы. Ее разрушительная сила весьма велика и выделение в качестве принципа запрет военного или иного враждебного воздействия на природную среду несет в себе огромную …………….

В Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. в 24-м принципе отмечается, что «война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития».

Данный принцип тесно связан не только с другими отраслевыми принципами международного экологического права, такими, например, как принцип ответственности, экологической безопасности или принцип предотвращения радиоактивного заражения окружающей среды, но и со специальными принципами других отраслей права. В частности в международном морском праве выделяется принцип использования Мирового океана в мирных целях или исключительно в мирных целях.

В международном гуманитарном праве на вопросы сохранения и охраны окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов также обращается большое внимание. I Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года запрещает нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, даже в тех случаях, когда. такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (ст. 56). П. 3 ст. 35 и ст. 55 I Дополнительного протокола отмечают, что при ведении военных действий следует проявлять заботу о защите и сохранении природной среды. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить, или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или уменьшат шансы на выживание населения. Кроме того данный Протокол призывает государства заключать между собой другие соглашения, предусматривающие дополнительную защиту природной среде в период вооруженных конфликтов(п. 6 ст. 56).

На международном уровне рассматриваемый принцип нашел отражение в Конвенции о запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятую 10 декабря 1976 года. Согласно нормам ст.1, закрепленных в данной Конвенции государства обязуются не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству.

Во Всемирной хартии природы акцентируется внимание, на том факте, что невозможно сохранить природу и природные ресурсы, пока человечество не научится жить в мире и не откажется от войны и производства оружия (). Понимая незащищенность и хрупкость природы, разработчики Хартии также при выделении общих принципов указали на необходимость защищать природу от разграбления в результате войны или иных враждебных действий (Принцип). Принцип 25 Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году также отвергает войну и подчеркивает, что мир, развитие и защита окружающей среды взаимозависимы и неотделимы.

Принцип запрета военного или иного враждебного воздействия на природную среду отражен и в таких международных договорах как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.), договорах о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967г.) и в южной части Тихого океана (1986г.), договорах о создании безъядерных зон в Юго-Восточной Азии (1995г.) и в Африке (1996г.) и ряде других соглашений.

Данный принцип предполагает не только отказ от военных действий и связанной с ними гонки вооружений, но и применения любых средств воздействия на окружающую среду, приносящих ей вред и(или) наносящих какой-либо ущерб. Ст. 1 и ст. 2 Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещают военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долговременные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству - участнику. В вышеупомянутой Конвенции под «средства воздействия на природную среду» принято понимать любые средства, для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу или космического пространства.

Ярким примером негативных экологических последствий вооруженного конфликта являются события в Югославии Они явились одной из крайних форм разрушения окружающей среды, известно также как экоцид, под которым понимается преднамеренное действие одного государства, использующего свою экономическую и военную мощь для уничтожения природной среды, населения, культуры другого государства.

Ущерб был нанесен как в результате непосредственного применения оружия, так и побочного воздействия на окружающую среду. НАТО бомбило гражданские объекты на территории страны, в т.ч. предприятия химической, фармацевтической и нефтеперерабатывающей промышленности. В целом разрушение предприятий как химической, так и фармацевтической промышленности привело к утечке большого количества аммиака, жидкой пластмассы, искусственных удобрений, возникновению ядовитых облаков.

В общей сложности в период с 24 марта по 5 июня 1999 г. целями ракетно-бомбовых ударов на территории Югославии стали 105 промышленных объектов.

Таким образом, отсутствие единой системы отраслевых принципов – это еще одно доказательство того, что в настоящее время международное экологическое право находится на стадии становления и развития. Приведение системы принципов международного экологического права к единообразию и их универсализация – одна из первостепенных задач, стоящих на пути прогрессивного развития отрасли и которая может быте решена путем проведения кодификации международного экологического права. Актуальность данного вопроса неразрывно связана с влиянием природной среды фактически на все сферы международной жизни, включая, военные, экономические, социальные и многие другие. Многоаспектность данной проблемы безусловно только усложняет и затягивает процесс кодификации, однако дальнейшее оттягивание решения данного вопроса может привести к необратимым последствиям.

В итоге автору хотелось бы подчеркнуть, что система специальных принципов до сих пор не утвердилась и продолжает совершенствоваться, дополняться и изменяется, что в первую очередь связано с развитием международного экологического права как отрасли международного права. Однако уже сейчас можно сделать ряд выводов, которые являются следствием отсутствия четкой систематизации принципов международного экологического права:

1. Кодификация отраслевых (специальных) принципов международного экологического права позволит не только ускорить процесс становления отрасли международного экологического права, но и будет способствовать ее устойчивому развитию.

2. В настоящее время нет единства в формулировке, содержание и количестве отраслевых принципов;

3. Прослеживается тенденция «дробления» отраслевых принципов, на более мелкие;

2002-05-18T00:11Z

2008-06-05T12:16Z

https://сайт/20020518/147817.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

К 25-летию подписания Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду

145

Необходимость принятия специального документа, защищающего природу от негативного воздействия, возникла после обнародования результатов об итогах применения некоторых специальных химических (фитотоксических) веществ армией США в ходе боевых действий в Южном Вьетнаме. СССР выступил с инициативой принять специальную конвенцию, запрещающую подобные действия любой армией мира. С этой целью Правительство СССР в 1974 году представило в ООН проект Конвенции. Генеральная Ассамблея ООН одобрила проект без существенных изменений в декабре 1976 года, 18 мая 1977 г. она была подписана в Женеве. Документ вступил в силу 5 октября 1978 г. К 2002 году 50 государств мира ратифицировали соглашение, еще 17 стран подписали, но не ратифицировали документ. Депозитарием Конвенции является Генеральный секретарь ООН. Конвенция запрещает преднамеренное применение химических и бактериологических средств для военного или враждебного воздействия на природную среду, которые могут явиться большой опасностью для...

Необходимость принятия специального документа, защищающего природу от негативного воздействия, возникла после обнародования результатов об итогах применения некоторых специальных химических (фитотоксических) веществ армией США в ходе боевых действий в Южном Вьетнаме.

СССР выступил с инициативой принять специальную конвенцию, запрещающую подобные действия любой армией мира. С этой целью Правительство СССР в 1974 году представило в ООН проект Конвенции. Генеральная Ассамблея ООН одобрила проект без существенных изменений в декабре 1976 года, 18 мая 1977 г. она была подписана в Женеве.

Документ вступил в силу 5 октября 1978 г. К 2002 году 50 государств мира ратифицировали соглашение, еще 17 стран подписали, но не ратифицировали документ. Депозитарием Конвенции является Генеральный секретарь ООН.

Конвенция запрещает преднамеренное применение химических и бактериологических средств для военного или враждебного воздействия на природную среду, которые могут явиться большой опасностью для населения, животных, растительности, изменить погоду, климат, вызвать наводнения, цунами и т.д. Кроме того, всем участникам соглашения запрещена разработка технологий, способных повлиять на динамику, состав и структуру Земли и космического пространства. При этом каждое государство - участник Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности, противоречащей положениям данного документа. Вместе с тем Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.

В сентябре 1984 года в Женеве состоялась конференция государств-участников конвенции, где были подведены некоторые итоги по контролю за соблюдением условий соглашения всеми подписавшими его странами. При этом участники соглашения призвали присоединиться к нему максимально большое количество государств.

Многие положения Конвенции легли в основу природоохранного законодательства большинства стран мира, в том числе и России.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду является договором международного права в области разоружения с целью прекращения гонки вооружения и достижения всеобщего разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта. Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. Речь идет об обычных нормах общего характера, касающихся ведения военных действий, которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападениях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб. Конвенция была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу.

Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Государства - участники Конвенции должны способствовать самому полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства - участники, которые в состоянии делать это, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Любое государство – участник, которое имеет основание полагать, что какое-либо другое государство - участник действует в нарушение обязательств Конвенции, может подать жалобу в СовБез ООН. Такая жалоба должна содержать всю относящуюся к делу информацию, а также все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность. Каждое государство - участник Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты СовБезом в соответствии с положениями Устава ООН. Совет Безопасности информирует о результатах расследования государства - участников.

Конвенция составлена на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском. В ней всего 10 статей.

Публикации по теме