Конституционный порядок досрочного прекращения полномочий президента рф. Основания досрочного прекращения полномочий президента российской федерации Досрочное прекращение президентских полномочий в рф возможно

Введение

Глава 1. Прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса

1.1 Отставка Президента РФ

1.2 Прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

Глава 2. Отрешение Президента от должности как высшая форма ответственности Президента

2.1 Правовой институт отрешения Президента РФ от должности в конституционном праве

2.2 Порядок отрешения Президента от должности

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ, порядком прекращения полномочий Президента.

Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной демократии.

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.

Актуальность темы усиливается в виду конституционной реформы, связанной с увеличением продолжительности общей легислатуры Президента России, требующей научного осмысления.

Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований прекращения исполнения полномочий Президента РФ до окончания конституционного срока.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента России.

Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования: определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России; определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации; обосновать научно-практические предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.

досрочное прекращение полномочие президент


Глава 1. Прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса

1.1 Отставка Президента РФ

Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий Президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.).

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции основаниями досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации являются: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

Отставка Президента Российской Федерации - это досрочное прекращение полномочий главы государства в соответствии с его добровольным волеизъявлением. Решение об уходе в отставку, по смыслу данного правового института, должно носить бесповоротный характер и может быть реализовано только непосредственно после официального объявления о нем.

Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется.

По мнению автора работы, в законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер - преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.).

31 декабря 1999 г. в целях реализации конституционных норм об отставке Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным были совершены следующие юридически значимые действия: принят Указ № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в котором был определен момент досрочного прекращения полномочий главы государства (вслед за этим исполняющим обязанности Президента был издан Указ № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации»; направлены официальные уведомления об отставке главы государства в палаты Федерального Собрания; по общенациональным телевизионным каналам было передано обращение Президента к гражданам, в котором он объявил о своей отставке.

Анализ правовых актов и действий, совершенных Президентом 31 декабря 1999 г. в связи с отставкой, лишний раз убеждает в необходимости законодательного регулирования соответствующих процедур.

По мнению автора работы, казалось бы, в имеющем ключевое значение для досрочного прекращения полномочий Президента по рассматриваемому основанию Указе № 1761 содержится лишь общая ссылка на ч. 2 ст. 92 Конституции, в которой, как уже упоминалось выше, предусмотрены все три основания досрочного прекращения полномочий Президента, а сам термин «отставка» не упоминается ни в названии Указа, ни в его тексте.

Таким образом, из содержания Указа Президента Российской Федерации № 1761 от 31 декабря 1999 г. даже не вполне понятно, по какому основанию досрочно прекращены полномочия главы государства.

Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматривает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

Возникает вопрос: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На взгляд автора работы, это может быть предусмотрено Конституцией, и федеральным законом «О Президенте Российской Федерации».

Еще один вопрос: должен ли какой-либо орган государственной власти юридически констатировать факт состоявшейся отставки Президента Российской Федерации, ибо Конституция связывает с этим фактом очень серьезные правовые последствия - переход исполнения полномочий Президента к Председателю Правительства Российской Федерации и назначение досрочных выборов главы государства? По-видимому, соответствующее полномочие мог бы осуществлять Совет Федерации, так как Конституция (п. «д» ч. 1 ст. 102) относит назначение выборов Президента, в том числе досрочных, к его ведению. В любом случае законодательная неопределенность полномочий Президента, палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, связанных с отставкой главы государства, может при определенных обстоятельствах породить возникновение между ними конституционно-правового спора о компетенции. Разрешение подобного спора относится к ведению Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 125 Конституции.

Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ

Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.) Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ:

1. Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

2. Отставка Президента

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Но, к сожалению, сама процедура ухода в отставку в законе не регламентирована и не урегулирована.

3. Стойкая неспособность

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

К сожалению, и это основание не регламентировано - ни Конституция, ни федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности.

В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Российская газета. 2000. 21 июня. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ истолковал положение ч. 2 ст. 92 следующим образом:

для досрочного освобождения главы государства необходимо выработать особый порядок такого освобождения;

положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2);

для установления стойкой неспособности требуется особая процедура с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

приведение в действие досрочного прекращения полномочий допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставки;

порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ.

4. Отрешение Президента от должности

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности - высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства порядок отрешения от должности достаточно сложный.

Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.

В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы.

В частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение - коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента - это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное усложнение.

В РФ прекращение полномочий Президента:

· Выборы нового Президента:

o С момента принесения присяги новым Президентом

· Досрочно:

o Отставка – добровольный уход со своей должности – он должен об этом объявить. Прекращение полномочий в связи с отставкой – прекращения полномочий Президента, а не исполнения. Нельзя вернуть. Президент не уходит в отставку и передаёт исполнение полномочий Председателю Правительства до назначения новых выборов, но не передаёт свою должность кому-то. У нас нельзя объявить об отставке досрочно (за n время).

§ Вдруг он передумает

§ Вдруг произойдут какие-то события, которые заставят его исполнять свои обязанности

Конституцией не предусмотрены указы исполняющего обязанности президента как категории. День в день, час в час.

o Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия – возникают два вопроса: как определить стойкую неспособность и кто определяет это. КС дважды обращался к этому вопросу и давал толкование ст. 62: Президент может болеть и серьёзно болеть, Председатель может временно осуществлять полномочия и.о. Президента. Это не влечёт новые выборы. В зарубежном опыте стараются делать так, чтобы народ не узнал об этих временных проблемах со здоровьем.
Это должна определять специальная государственная медицинская комиссия. В Германии она существует постоянно, окончательно вопрос решает BVerfG.

o Отрешение от должности

§ Одна палата (ГД) выдвигает обвинение

§ Другая палата (СФ) принимает решение об отрешении

§ Председатель ВС – даёт пояснение по заключению

§ Председатель КС – в СФ даёт заключение о том, что были соблюдены все конституционные требования

§ Президент в соответствии с регламентом СФ имеет право присутствовать на этих заседаниях СФ или направляет представителя.

Конституция не называет это судом над Президентом. Однако по факту оно так и есть. Имеет два последствия: 1) возможность возбуждения уголовного дела и 2) гарантии Президенту согласно ФЗ.



· Временно исполняет обязанности Президента Председатель Правительства РФ. Встаёт вопрос, а если он не может, то кто.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст. 92, ч.1 Конституции РФ)

Конституция (ст.92, ч.2) предусматривает 3 возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

· Отставка

· При стойко неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

· Отрешение Президента от должности

1. Отставка

Добровольный уход Президента со своего поста

Данный ход он может претворить в жизнь путем издания соответствующего указа.

Так поступил товарищ Ельцин в 1999г.

Прекращение таким способом предполагает прекращение полномочий с момента издания указа , никаких отложенных отставок в наших условиях не может быть (хотя на Западе это практикуется для того, чтобы успеть передать дела своему временному сменщику).

2. По состоянию здоровья

Конкретных указаний на особенности такого ухода Конституция нам не дает, но Сурен любезно поясняет, что это, «видимо», происходит без испрашивания мнения Президента, независимо от его воли (т.к. без этого эта форма ничем не отличалась бы от отставки). Определяющим обстоятельством для данной формы ухода является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

Стоит сказать, что мнение Авакьяна по поводу необязательности волеизъявления на досрочное прекращение полномочий подтверждается Постановлением КС от 11.07. 200Ог. По делу о толковании ст.91 и ст.91, ч.2 Конституции РФ.

3. Отрешение от должности

Данное основание заложено ст.93 Конституции РФ.

Президент может быть отрешен от должности:

· только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Предложение о выдвижении обвинения против Президента вносится по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей.

Затем ГД образует специальную комиссию из депутатов Палаты для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Комиссия состоит из :

· Председатель,

· заместителя председателя

· 13 членов комиссии.

Данная комиссия действует до тех пор, пока ГД не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. Главные задачи данной комиссии :

· Проверка кворума для выдвижения обвинения и иных процедурных правил до принятия Думой решения о выдвижении обвинения,

· Ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения

· Заслушивание представителя Президента РФ

Главный итог ее работы : выработка для ГД заключения об обоснованности обвинения и о соблюдении всех процедурных правил. Данное заключение после этого рассматривается на заседании Государственной Думы. В его ходе наличествуют :

ü Доклад Председателя Комиссии, подготовившей заключение

ü Содоклад депутата, уполномоченного депутатами, выдвинувшими обвинение

ü Содоклад Президента или его полномочного представителя в ГД

По итогам обсуждения ГД 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если все принимается, то Председатель объявляет об этом Палате, а затем оформляется постановление ГД , которое в 5 – дневный срок направляется в КС и ВС для дачи заключений .

Гарантии бывшему Президенту РФ:

Урегулированы ФЗ «О гарантиях Президенту РФ…», который НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТРЕШЕННЫХ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ!!!

ü Пожизненно сохраняется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания

ü Право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий

ü Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на определенные категории случаев

ü Обладает специфической неприкосновенностью (не может быть привлечен к УОтв и АдмОтв за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, *не может быть задержан и арестован по делам, которые связаны с исполнением им своих полномочий в прошлом и т.п.)

ü Имеет право не ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения

ü Получает в пожизненное пользование одну из государственных дач

ü Имеет право бесплатно пользоваться правительственной связью и другими видами связи органов государственной власти

Получает в свое распоряжение аппарат помощников, содержащийся за счет средств федерального бюджета

Реферат

Прекращение полномочий Президента РФ основание и процедура

Введение...................................................................................... 3

1.Основания и процедура прекращения Президентом исполнении своих обязанностей................................................................................ 4

Заключение................................................................................. 16

Литература................................................................................. 17

Введение

Институт президентства является относительно молодым институтом российского конституционного права. Учреждение президентства в Российской Федерации открыло новый этап в развитии российской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность Президента Российской Федерации, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом Российской Федерации принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

В связи с особым статусом Президента очень важным вопросом является вопрос о прекращении президентом исполнения своих полномочий В рассмотрении этого вопроса мы будем ориентироваться и основываться на Конституции России, как основного закона, устанавливающего правовой статус Президента.

1.Основания и процедура прекращения Президентом исполнении своих обязанностей

В соответствии с Конституцией Президент обладает неприкосновенностью , что дает Президенту ряд гарантий; так никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; Главу страны нельзя привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности; наконец, Президента нельзя свергнуть или отстранить от исполнения обязанностей.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности, но только с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает следующие причины, по которым Президент может досрочно прекратить исполнение своих обязанностей- это отстранение от должности, что требует проведение особой процедуры, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также в случае отставки. Рассмотрим теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. Большое значение имеет и следующий пункт Конституции.Если Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако Исполняющий обязанности Президента имеет ряд ограничений- он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Рассмотрим подробнее все основания, по которым Президент может прекратить исполнение своих обязанностей:

В соответствии с Конституцией добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления,т.е. отставка, является одной из возможностей Президента снять с себя полномочия по руководству страной. В данном случае важно отметить именно письменную форму отставки, устного объявления будет в данном случае не достаточно. Следует учитывать, что подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. В этом случае Президент уже не может пересмотреть свое решение и отозвать прошение об отставки.

Также необходимо рассмотреть вопрос о том, автоматически ли Председатель Правительства начинает исполнять обязанности Президента,который по каким либо причинам не способен на это,либо же ему необходимо официально объявить об этом. Конституционный суд РФ следующим образом толкует ст. 92 Конституции РФ. Можно предложить следующее толкование: Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность « передумать » и отозвать свое заявление.

C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.Премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

Также по Конституции Президент может прекратить осуществление своих функций по состоянию здоровья При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации-Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. В этом случае следует разрешить ситуацию в соответствии с ч. 2 ст. 92: Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В сущности это означает ту же отставку,но с указанием конкретного основания.

В случае, если состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. В данном случае, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

В случае, если медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам, то Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает объявление об этом. Со дня объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.

В случае, когда Президент по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела.В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, т.е. в данное время Премьер замещает Президента.

Также коснемся вопроса о том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное заявление. Если Председатель Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, лишь издается соответствующее распоряжение Председателя. Если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе о Правительстве.

Если Президент уходит в отпуск,то его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает исполнять свои обязанности.В связи с этим формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. При их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств.

В период проведения Президенту каких либо медицинских операций только сам Президент имеет право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

Закон сохраняет за Президентом это право. В случаи замещении Президента, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента.

В случае,если ситуация со здоровьем изменилась к худшему, и Президент не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства и соответственно нельзя исключить возникновение необходимости в том самом заключении медицинской комиссии, в котором говорилось ранее. Тогда, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую зависит от фактических обстоятельств. В этом случае в соответствии с ч.2 ст. 92 речь пойдет о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья.

Рассмотрим следующую возможность прекращения Президентом своих обязательств -отрешение от должности. Когда был введен пост Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Настоящая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно . Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Такие нормы были введены с учетом опыта конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, но достаточно трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить тяжкие деяния. Формулировка статьи 93 в определенном смысле содержит некоторый казус, так-так получается, что хотя Президент и совершил преступление, подпадающее под статью Уголовного Кодекса РФ и содержащее в себе элементы тяжкого преступления, он все равно не может быть привлечен к ответственности. Таким образом, Конституция не исключает то, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ. Возможно, здесь предполагается что будет осуществлена процедура импичмента либо же Президента заставят подать в отставку. Но чем руководствоваться, если этого все же не случится? Вполне вероятно, что при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности регламентируется статьей 93 Конституции, Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ (в той мере, в которой Конституционный Суд и Совет Федерации участвуют в этой процедуре), а также регламентами палат Федерального Собрания. Причем регламенты палат устанавливают лишь процедуры принятия решений палатами и не могут изменять конституционную процедуру отрешения Президента от должности.

Согласно Конституции Совет Федерации может отрешить Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения(ч.1 ст.93).

Весьма проблематичным является термин "иное тяжкое преступление", который находил свое отражение исключительно в Уголовном кодексе России, действовавшем на момент принятия Конституции РФ 1993 г. В нем была специальная ст.71, в которой были перечислены все тяжкие преступления. В Уголовном кодексе РФ 1996г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК РФ преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления - в зависимости от характера и степени общественной опасности. Формально получается, что Президент может обвиняться в совершении только тяжких преступлений (срок лишения свободы от пяти до десяти лет), но не особо тяжких (срок лишения свободы - свыше 10 лет). Однако государственная измена, о которой идет речь в ст.93 Конституции, в действующем Уголовном кодексе относится к особо тяжким преступлениям. Ясно, что формулировка ч.1 ст.93, после вступления в силу УК РФ 1996 г., прежде всего подразумевает государственную измену как особо тяжкое преступление и, видимо, некоторые иные особо тяжкие преступления.

В Совет Федерации передается решение Государственной Думы, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.С сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, в соответствии с Регламентом Совета Федерации, начинается рассмотрение вопроса, затем слово предоставляется Председателю Конституционного суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения соответствующих органов органов, после этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.На заседание Совета Федерации приглашается Президент,по желанию ему или его представителю может быть предоставлено слово. Само решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов палаты, при этом следует отметить- не присутствующих на заседании, а именно всех членов Совета Федерации. Данное решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой соответствующего обвинения против Президента, что закреплено в ч. 3 ст. 93 Конституции;Если Совет Федерации не примет соответствующего решения,то выдвинутое против Президента обвинение считается отклоненным.

Когда Совет Федерации объявит об отрешении от должности Президента,то именно с этого момента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел в период отстранения Президента от занимаемой должности Председатель Правительства объявляет о том, что он приступил к исполнению обязанностей.

В ч. 2 ст. 92 идет речь не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу данные формулировки, не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Необходимо все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, вследствие чего оно более не имеет президентской неприкосновенности по ст. 91 Конституции РФ, а также не сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента. По другому следует рассматривать временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92. В данном случае речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.

Несмотря на то, что в ч.2 ст. 92 указано, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно,т.е. подразумевается его собственное волеизъявление, важно также отметить что на практике подобное возможно лишь в случае его добровольной отставки, в других же случаях -болезни и отрешение, речь идет об инициировании ухода Президента с занимаемой должности со стороны. Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст. 167 Регламента Совета Федерации (Совет Федерации по Конституции назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения СФ вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. А не получится ли так, что СФ при любом варианте будет требовать какого-то письменного подтверждения от Президента?

Также нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92 Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

В ч. 3 ст. 92 Конституции не сказано,чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента. Единственно что можно отметить, это то Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. Указ от 19 сентября 1996 г. « О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации »также не разрешил вопрос; ведь в акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства « в полном объеме ». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. «з» Конституции), изменить состав Правительства и т. д. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента нашим законодательством не предусмотрены.

Вполне очевидно, что при замещении Президента при его болезни Председатель Правительства обязан заниматься лишь текущими делами государства, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Председателю Правительства целесообразно решать только неотложные текущие вопросы и при прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента. Необходимо учесть, что 3 месяца – срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.

Заключение

В работе мы рассмотрели законодательно закрепленные возможности прекращения Президентом исполнения своих обязанностей, однако на практике иногда происходит так называемое не легитимное прекращение президентом исполнения своих обязанностей.. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

В целом, анализируя законодательную базу,рассмотренную выше, следует отметить достаточную трудность в практическом смысле осуществить отстранение президента от занимаемой должности -импичмент, поскольку его процедура слишком сложна, не отвечает многим демократическим методам.

Литература

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г.).

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 6 июня 1996 г.

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 5 июня 2002 г. "Российская газета" от 2 июня 2001 г.

5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". "Российская газета" от 16 января 2003 г.

6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г.). "Российская газета" от 6 мая 1992 г.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия". "Российская газета" от 21 июля 2000 г.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - 2000.

10. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996.

11. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000.

12. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.

13. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5.


Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

Http://biblioteka.org

Http://biblioteka.org

Http://www.cultinfo.ru

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

Http://www.cultinfo.ru

Для изучения этого вопроса Вам понадобится:

    Конституция РФ (ст.91,92)

    Постановление КС РФ от 11.07.2000г. №12-П по делу о толковании ст.91 и 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательство не дает содержание данного состояния, поэтому для его трактовки применяются по аналогии закона соответствующие нормы ФЗ от 08.05.1994г. (ред. от 27.07.2011г.) №3-ФЗ «О статусе члена СФ и депутата ГД» и ФЗ от 12.02.2001г. (в ред. от 28.12.2010г.) №12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Прежде всего, это неприкосновенность личности Президента РФ (физическая, психическая, имущественная, информационная).

Действующего Президента нельзя привлечь к юридической ответственности (кроме конституционно-правовой).

Президенту предоставляется государственная охрана (ФЗ от 27.05.1996г. (ред. от 28.12.2010г.) №57-ФЗ «О государственной охране»).

Президент РФ прекращает свои полномочия в случае:

    Принесения присяги вновь избранным Президентом.

  1. Отставки.

    Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

    Отрешения от должности.

Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста. Решение принимается самим Президентом. Мотивация может быть разнообразной (от личных до политических мотивов). Подразумевается одновременное объявление об отставке и издание соответствующего указа. Нельзя объявить, что ухожу в отставку через несколько недель или месяцев. Отменить решение об отставке также нельзя. Однако четкой правовой регламентации этого вопроса нет. Б.Н. Ельцин, уходя в отставку в декабре 1999 года, обратился к народу через новостные каналы в прямом эфире в 20-00 часов уже издав указ о сложении с себя полномочий президента с 00-00 часов 1 января 2000 года.

Прекращение полномочий по состоянию здоровья в случае если это добровольный уход с поста Президента РФ, то юридически это ничем не отличается от отставки. Следовательно, подразумевается, что мнение Президента не имеет решающего значения при прекращении полномочий по данному основанию. Определяющим будет медицинское заключение, в котором объективно будет установлена фактическая невозможность Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянных, необратимый характер, осуществлять свои полномочия. Однако в действующем законодательстве не содержится какой-либо трактовки данной процедуры. Постановление КС указывает на данный пробел, но не восполняет его.

Отрешение от должности – юридическая процедура привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Предложение должно быть мотивировано – обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Затем формируется специальная комиссия Государственной Думы для рассмотрения данной инициативе. После чего вопрос выносится на рассмотрение Государственной Думы, которая принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов.

Затем принятое решение передается в Совет Федерации, который направляет документы в Верховный Суд РФ для заключения о наличиях в действиях Президента признаков состава преступления (материальная экспертиза ). После этого Совет Федерации направляет документы в Конституционный Суд для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (формальная экспертиза ).

После экспертиз вопрос рассматривается Советом Федерации. Решение об отрешении президента принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Процедура рассмотрения данного вопроса в задействованных органах власти прописана в их регламентах.

На всю процедуру от выдвижения до принятия окончательного решения отводится 3 месяца. Срок присекательный.

Публикации по теме