Какие научные направления повлияли на возникновение психодрамы. История психодрамы. Пер енос, вчувствование и теле

Элементы психодрамы

Зрители – люди, которые находятся в психодраматической группе, но активно не участвуют в действии.

Директор – это психотерапевт, обученный вести психодраму, выполняющий роль режиссера.

Протагонист — любой человек из группы, чью ситуацию или проблему сейчас проигрывают.

Вспомогательные Я — участники группы, которые играют заданные протагонистом роли, например, его отца или симптома.

Сцена — это выбранное клиентом пространство в помещении, где проходит психодрама. Оно может быть символически отделено лентой от зрительного зала, где сидят другие участники группы. Нужна для того, чтобы разделять происходящее в реальности (встреча) и переживания клиента.

Этапы психодрамы

1. Разогрев

Термин «разогрев» (warming-up) пришел в психодраму из спорта. В психодраме стадия разогрева служит цели повышения спонтанности в группе, создания атмосферы доверия и готовности к работе. Можно говорить о разогреве директора, протагониста и группы, в частности вспомогательных Я для вхождения в роль. От качества разогрева зависит продуктивность предстоящей драмы.

Широко распространены двигательные разогревы, позволяющие поднять энергетику группы, освоить новые роли, прочувствовать актуальные состояния на данный момент.

2. Действие

Психодрама построена на действии, даже второй этап сессии, следующий за разогревом называется действие. После разогрева директор и протагонист проводят действие, оно строится на сцене. Так выстраивается окружающая обстановка протагониста и его внутренний мир, в этом ему помогают вспомогательные Я, которые одновременно являются и помощниками директора, и продолжением протагониста.

Действие на сцене разворачивается здесь-и-сейчас от первого лица. В движениях часто выражаются бессознательные состояния или то, что человек не мог сказать словами.

В психодраме возможно переиграть события прошлого . Так, проиграв травматичную ситуацию из детства, протагонист может на сцене начать действовать по-другому, более спонтанно, адаптивно, совершенно, что облегчит некоторые аспекты проблемы в настоящем.

В психодраме также можно разобрать текущую жизненную ситуацию, проявить свои актуальные чувства, научиться их выражать, например, гнев или агрессию, любовь или нежность.

В психодраме можно заглянуть в альтернативные варианты будущего и посмотреть, что ждет протагониста, и что ему следует делать, чтобы прийти к желаемому результату

3. Шеринг

4. Процесс-анализ (только в учебной группе)

Присутствует только в учебных группах. В ходе процесс-анализа обсуждается, как строилась драма, ее теоретические обоснования, техники, происходит интерпретация событий драмы.

Основные техники психодрамы

В психодраме можно выделить три центральных техники: дублирование, обмен ролями и зеркало.

Дублирование предполагает временное присоединение к про­тагонисту другого члена группы, его функция - поддержать протагониста и помочь ему выра­зить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляе­мые протагонистом мысли и чувства (или давая начало звуча­нию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное, если он согласен, то повторяет фразу своими словами, а если нет – ему становится проще понять свое состояние.

Иногда действия или слова вспомогательных Я могут выступать в роли интерпретации, когда они повторяют не заданный текст протагонистом, а что-то из своей роли, что, возможно, главный герой драмы никогда бы не осмелился не только сказать, но даже подумать. И тогда это открывает новое знание себя, понимание отношений.

Обмен ролями позволяет посмотреть на ситуацию и на себя глазами другого, что тоже расширяет границы понимания себя и других. Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персона­жа «изнутри» и увидеть - благодаря вспомогательному «я» — собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к ис­ходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протаго­ниста со вспомогательным «я» может быть многократным, на­пример, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное «я», как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).

Техника зеркало дает возможность увидеть себя и ситуацию со стороны. Она предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного «я», выступающего в качестве живого зеркала, со­стоит в том, чтобы по возможности более точно копировать по­ведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осу­ществляется с позволения или по инициативе ведущего. Основ­ное предназначение техники - позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружа­ющими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.

Теория ролей

Морено разработал развернутую теорию ролей, которую дорабатывали его последователи.

Определения «роли», данных Морено:

  • Роль - это единица консервированного поведения.
  • Роль - это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль - это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

В отличие от театра, в психодраме клиент исполняет не всем известные роли из классических произведений или современных постановок, а те роли, которые он играет в своей настоящей жизни, например, супруга, начальник, уставший родитель, мечтающий. А также роли людей, с которыми он взаимодействует, которые важны для него, будь то ныне живущие или уже ушедшие. Он может попробовать быть в роли своих чувств, желаний, опасений, надежд и ощущений.

Уровни ролей:

В модели Якоба Морено, дополненной Гретой Лёйтц, выделяется уровня:

  • Соматический : телесная сфера, непосредственное поведение человека – «целующий партнера», «моющий посуду», «принимающий пищу» и т.д.
  • Психический : уровень интрапсихических состояний и процессов – «радующийся», «грустящий», «испугавшийся» и т.д.
  • Социальный : область общественных взаимоотношений – «сын», «психолог», «клиент», «любовник» и т.д. Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
  • Трансцендентный : экзистенциальный уровень роли – «любящий», «творящий», «сочувствующий» и т.д. Представление о трансцендентных (итегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»… В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета.

Нормальное ролевое развитие предполагает поэтапное продвижение от соматической стадии к трансцендентной. Критерием здоровой личности является способность одновременно существовать на всех этих уровнях.

Теория спонтанности

Якоб Морено считал, что способность человека быть творцом является его основополагающим качеством. При рассмотрении им различных аспектов творчества, он сформулировал понятие «спонтанности». Это «некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу».

Спонтанность существует в моменте своего возникновения, она не может сохраняться или каким-то образом накапливаться, она может проявляться или подавляться. В последнем случае возникает, так называемый «невроз креативности», то есть обеднение бытия, отсутствие созидающей, приносящей удовольствие жизни, снижение личностных возможностей для персональных и социальных достижений.

По Морено, в новой обстановке возможно три варианта реагирования: отсутствие реакции, старая реакция, новая реакция. Спонтанность – это энергия, позволяющая адекватно реагировать здесь и сейчас на незнакомую ситуацию или оригинально и более адаптивно вести себя в старой ситуации. Самый первый пример спонтанности в жизни человека – это рождение.

Спонтанность – это противоположность тревожности, беспокойству. Чем больше первой, тем меньше второй. Нельзя путать спонтанность и импульсивность. Импульсивность, деструктивная спонтанность непродуктивна, она похожа на действия «из огня в полымя», в ней нет смысловой опоры и учета действительности.

Креативность не отделима от спонтанности. Креативность как творческая энергия в присутствии спонтанности способствует созданию культурных консервов, т.е. продуктов творческих актов таких, как пьеса, повесть, симфония. В психодраме участники группы учатся быть креативными и спонтанными в новых жизненных обстоятельствах.

Социометрия

Социометрия - эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, - притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвержение»).

С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид - это социальная фикция; в социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, социальном, деловом, культурном плане. В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый «объем знакомств»), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений.

Упомянутые социоэмоциональные силы - притяжение и отталкивание - приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле .

Пер енос, вчувствование и теле

Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, - как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с другими людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет реального понимания другого; здесь нет Встречи.

Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента - когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности другого и, соответственно, адекватного поведения. Способность к эмпатии в психодраме развивается благодаря изображению других людей. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование - односторонняя форма отношений.

Теле - двусторонний (или даже многосторонний) развернутый модус человеческих отношений, Встреча двух или нескольких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение

Виды и формы психодрамы

По фокусу:

Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.

Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:

  • разогревает группу для глубокой и слаженной работы,
  • помогает выявить протагониста,
  • выявляет групповую динамику,
  • тренирует навыки психодраматической работы,
  • создает равновесие между обсуждением в группе, теме и человеке,
  • исследует определенные темы (мифы, сказки, работа с будущим и т.д.).

Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.

Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах, вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.

По составу участников:

  • Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.
  • Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу.
    Ее варианты: индивидуальная по Морено – происходит с помощью 2-х терапевтов, один из которых исполняет роль дубля протагониста; монодрама; аутодрама; индивидуальная психодрама в группе:
  • Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.

По целям:

  • Диагностическая;
  • Терапевтическая;
  • Обучающая психодраме;
  • Эстетическая (по Морено): протагонист пытается достичь «чувства удовлетворения» от того, как он исполняет разные роли;
  • Воспитательная: тренинг новых ролей, навыков.

По количеству сцен:

  • Полная психодрама, состоящая из нескольких сцен, начиная с диагностики проблемы до полного ее разрешения;
  • Виньетка: психодрама из одной сцены.

По проявлению спонтанности:

  • Абсолютно спонтанная, не подготовленная заранее;
  • Подготовленная заранее (заранее обдуманная тема, спланированная работа конкретного участника и т.д.);
  • Повторенная: повторение психодрамы для анализа и супервизии.

По сочетанию с другими методами:

  • Аналитическая;
  • Экзистенциальная, в том числе аксиодрама;
  • Семейная;
  • Транзактная;
  • Арт-психодрама: танец, песня.

По способу проведения:

  • Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются.
    Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности.
  • Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.
    Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
    Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас».
  • Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.
  • Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой - групповая проблема. Целью - обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.

Что такое «психодрама»?

В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в начале 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Кроме дословного перевода можно интерпретировать психодраму, как «терапию действием», и такое представление отражает суть метода, в основе которого лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Таким образом, можно сказать, что психодрама – это метод практической психотерапии, построенный на анализе действий (а не мыслей) и направленный на получение нового телесного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

Когда появилась психодрама?

Основатель психодрамы — Якоб Леви Морено (1889-1974). Родился в Бухаресте, получил медицинское образование в Вене, уже здесь начал закладывать теоретические и практические основы психодрамы.

Первая проба метода произошла 1 апреля 1921 года в Венском театре комедии. Я.Л. Морено предложил публике попробовать разрешить политический кризис в стране средствами театра. Представление с треском провалилось.

В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Этот опыт стал в последствии прообразом психодрамы. В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы.

В Россию психодрама приходит в конце 80-х годов 20 века.

Религия и Психодрама

Морено критиковал современную религию за ее оторванность от реальной жизни. По его мнению в человеке живет желание быть Богом, творить, созидать, то есть обрести состояние «Я-Бог».

Я-Бог - третья стадия эволюции искры Божьей; первая - Он-Бог - воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая - Ты-Бог - воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия - Я-Бог - еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании». Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.

Театр и Психодрама

Значительное влияние на Морено оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено - принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме - проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного «я»»).

М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера.

Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно.

Философия и Психодрама

На Морено влияли различные философские концепции и трудно выделить только одну из них. Но можно утверждать, что экзистенциальные идеи Серена Кьеркегора и Мартина Бубера, были близки основателю психодрамы. Общим для них является идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности.

Также Морено привлекали концепции Карла Маркса: идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «социального атома», вторая была воспринята Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности.

Как стать психодраматерапевтом в России?

В Москве существует четыре института, обучающие психодраме:

1. Институт групповой и семейной психотерапии (ИГиСП), директор – Екатерина Михайлова
2. Институт психодрамы и ролевого тренинга (ИПиРТ), директор – Елена Лопухина
3. Московский институт гештальта и психодрамы (МИГиП), директор – Нифонт Долгополов
4. Институт психодрамы и психологического консультирования (ИППК), директор – Виктор Семенов

В Ростове-на-Дону есть Институт тренинга и психодрамы, директор – Владимир Ромек. Кроме постоянно действующих ВУЗов в России существуют программы обучения психодраме от общественных организаций психологов, например от ОППЛ обучающую программу по психодраме ведет Илона Романова. Еще есть программы обучения в регионах от разных иностранных ВУЗов, таких например, как Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии им. Морено.(Германия)

Краснянский Н.
Клинический психолог, психотерапевт.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892–1974 г.г.), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом.

Морено родился в Бухаресте, затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Позднее он отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности.

В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замысливал свой «спонтанный театр» как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра».

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы.

Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей — правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым воздействием явилось построение социограммы.

В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги — холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

Доклад

Психодрама: применение в сфере образования и бизнеса.

Выполнила: студентка 4 курса 41 группы ОП факультета психологии Блинова Екатерина Алексеевна

Проверил: доцент кафедры социальной психологии Горбунова М.В.

г. Самара – 2012 г.


Введение.

Основоположником в использовании драматургических элементов в терапии был Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Открытый им метод он назвал психодрамой. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Многое из того, что происходит в психодраме, с трудом поддается схематизации, и это делает работу ускользающей и странной, но в то же время волнующей и близкой. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском «комедия дель арте» наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действо.

Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими.

Психодрама как вид психотерапии имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике, позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Келлерман, проанализировав все проблемы связанные с определением психодрамы, предлагает свое «исчерпывающее определение психодрамы»:

«Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг».

Целью работы является представление психодрамы как оригинального направления в социально-культурной деятельности и возможности её применение в сфере образования и бизнеса.


История возникновения психодрамы.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования.

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В психодраме клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.

Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.

В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама - это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.

В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.

Психодрама - это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии - развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности. Таким образом, целью психодрамы является поиск более эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней: от экзистенциального до обыденного, бытового.

Психодрама в образовании.

Психодрама – метод, в ходе которого с помощью ведущего и группы ребенок воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни. Особая роль группы сверстников в развитии ребенка и формировании его личности уже давно является важной темой в области психологии развития, социальной психологии и социологии. Группа детей, равных по возрасту, правам и возможностям выделяется в качестве инстанции социализации, сопоставимой по своей действенности с семьей. В развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции:

· предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;

· позволяет пробовать и разучивать новые роли (которые в группе в отличие от семьи не так строго определены возрастом и полом);

· дает возможность проверять границы допустимого;

· помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

· способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию ребенка другими детьми;

· ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к этим «другим».

В группе дети получают новый опыт. Терапевтический эффект группы создается совокупностью всех этих функций, которые группа сверстников выполняет в ходе развития ребенка. Тем не менее лечебный и профилактический потенциалы группы мало используются в терапевтической работе с детьми. Во всех направлениях детской психотерапии групповая форма работы применяется гораздо реже, чем индивидуальная. Невелико и число публикаций о детской групповой терапии.

Особенно удивительным представляется тот факт, что в групповой терапии с детьми не получила широкого распространения психодрама с ее разработанной групповой концепцией. Несмотря на то, что Морено вдохновила на создание психодрамы детская игра и то, что он вел интенсивные занятия с детьми, психодраму как теоретический метод он разработал только для взрослых.

В дальнейшем многие пытались применить этот метод и в терапевтической работе с детьми. В Америке были предприняты попытки перенести классическую психодраму в детскую терапию лишь с незначительными модификациями. К примеру, Shearon пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений: «Применяя классические психодраматические процессы в работе с детьми, часто бывает необходимо сократить игровую фазу, потому что дети не способны долго концентрировать внимание. Зато фаза разогрева при работе с детьми имеет большое значение. Сама игра должна продолжаться недолго. Важно выделить также фазу повторения, где дети учат новые роли, упражняются в них и укрепляют их. … При работе с детьми меньший акцент делается на катартическом отреагировании, так как в ходе этих процессов извлекается на свет огромная масса агрессии, подавленных чувств или травм».

Во Франции психодрама в работе с детьми получила совершенно иное развитие. Детские аналитики парижской школы Lebovici направили психодраму в русло техники и теории психоаналитического лечения. Под влиянием работ по детскому психоанализу она развивается в аналитическую психодраму.

А.Айхингер и В.Холл в 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями.

Дети решительно сопротивлялись этим попыткам и они были вынуждены принять в расчет особенности групповой терапии с детьми, отличающие ее от работы со взрослыми. К этим особенностям относятся:

· быстрое преобразование чувств и представлений в двигательные проявления;

· импульсивность и неуравновешенность;

· слабая структура Я с низкой устойчивостью к фрустрации и слабой регуляцией;

· недостаточная сформированность Сверх-Я;

· невербальная коммуникация посредством действий;

· большая потребность в свободе движения и игре.

Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.

Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения и предъявлять к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешенности.

В отличие от американской традиции, где принято проигрывать с детьми реальные ситуации, Айхингер А., Холл В., как и представители французской аналитической психодрамы, рассматривает в качестве первостепенного средства терапии символическую игру. В символической игре дети выстраивают внутренние сцены в обобщенном и вместе с тем сжатом, концентрированном виде, облекая их в разнообразные изменяющиеся формы, чтобы разрешить содержащиеся в сценах конфликты и проблемы.

Морено считал символическую психодраму важным методом, который, однако, не должен исключать другие методы, если они целесообразны. Он использовал символическую психодраму при лечении детского невротического поведения.

Детская психодрама, ориентированная на «создание» творческой и спонтанной личности (по Морено), не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности. Детская психодрама пытается стимулировать и поддерживать в ребенке спонтанность и творческую активность. Ее задача - пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.

Достоинства психодраматических методов в том, что они:

· включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

· рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

· фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

· способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения.

Психодрама может помочь:

· отыграть вовне драму внутреннего мира;

· овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;

· поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;

· найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;

· освоить новые роли и модели поведения.

Важнейшим преимуществом психодрамы является возможность для ее участников заглянуть в свое завтра и опробовать разные модели поведения в будущем без страха быть наказанным за совершенные ошибки.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, ребенок переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее. К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче применяется у младших детей, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой ребенок может генерировать новые способы поведения.

Изменяем статусы

Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к другим.

Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" - первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода.

Верю, играю, чувствую

Важно помнить, что для ребенка игра является естественной. Он играет много, постоянно, не стыдясь своей "ненастоящей" роли. Порой возникают опасения, что психодрама способна выпустить «джина», живущего в душе маленького человека. Но, в отличие от взрослого, ребенок, во-первых, способен погружаться в игру безотчетно и честно, а во-вторых, он не будет видеть в этой игре какое-то второе дно. У него не появится желания «замуровать» свои страхи. В психодраматических техниках заложен потенциал, позволяющий активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно адресуясь к кинестетическому, слуховому и зрительному каналам восприятия, они помогают человеку собственное сопротивление и «пробиться» к этим важным для него переживаниям. Появляется возможность высказаться и показать свои переживания ребенку, даже если у него есть проблемы с коммуникацией. Психодраматические техники содержат в себе широкие возможности, способствующие эмоциональному отреагированию внутренних проблем, катарсису. Игра может стать способом пережить, проиграть стресс. Ребенок выявит собственные позитивные психологические ресурсы.

Занятия психодрамой позволяют детям активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учились постепенно справляться с ними.

Рассматривая проблему длительности эффекта психодрамы, стоит отметить, что у детей она невелика, поскольку психодрама – это метод действия, где важно не столько интеллектуальное прозрение сколько чувственный эмоциональный опыт. Если рассматривать эффективность психодрамы на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, то стоит отметить следующие особенности: на когнитивном уровне у детей развивается наглядно-действенное мышление, воображение, внимание. На эмоциональном уровне: проведенные занятия стабилизируют эмоциональный фон детей, улучшает настроение, позволяет детишкам отреагировать свои чувства и эмоции в конфликтных ситуациях, а также изучить те или иные эмоциональные состояния, их названия и характер проявлений. На поведенческом уровне: дети приобретают знания о правилах поведения в семье, дружеском коллективе, социуме, что способствует налаживанию межличностных отношений.

Психодрама в бизнесе.

Сегодня все большую популярность приобретают методы работы с персоналом организации, в процессе использования которых повышается активность, включенность и замотивированность участников обучающих или консалтинговых программ. Ведь от их работы, в конечном итоге, будет зависеть успешность организации в той или иной сфере. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сфере обучения персонала. Если еще пять лет назад большинство руководителей российских компаний говорили об организации лекций или семинаров для своих сотрудников, то сегодня речь идет о проведении именно тренинговых занятий с использованием активных обучающих техник.

Действительно, использование различных поведенческих методов позволяет не только получить яркое представление об эффективных путях разрешения рассматриваемой ситуации, но и получить практические навыки эффективного взаимодействия в данной ситуации. Кроме того, тренинговые техники позволяют лучше понять свои внутренние переживания, а также переживания своего партнера по деловому общению. Тренинговые техники хорошо понятны участникам и вызывают минимальное сопротивление в процессе обучения. Если требуется научиться более эффективной работе с клиентом, моделируется ситуация общения с клиентом, если приемам эффективного взаимодействия с подчиненными - ситуацию общения руководителя и подчиненного. Основной акцент в тренинговых техниках делается на внешней стороне поведения. В этом заключаются сила и, в то же время, слабость поведенческих методов.

Представляется важным использование методов, соединяющих в себе преимущества поведенческого подхода, направленного на действие, на поиск эффективного изменения поведения, а также подхода, принимающего во внимание внутренние переживания: осознаваемые и неосознаваемые ощущения, отношения, установки и родительские предписания. Вместе с тем такой подход должен удовлетворять требованиям времени и давать возможность оказывать клиенту необходимую помощь в сжатые сроки. Нам представляется, что одним из таких методов может быть метод психодрамы.

Психодрама - метод, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены "разыгрываются" в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и дает возможность изменить жизнь здесь и сейчас.

Важно, что в работе с организацией психодраматически могут ставиться не только "реальные" сцены - собеседование при поступлении на работу, заключение сделки с клиентом, мотивирующая беседа с подчиненным, но и сцены внутренней психологической реальности - представление об идеальной работе организации, "внутренние голоса" при принятии ответственного решения, фантазии и сновидения, имеющие отношение к профессиональной деятельности.

Проще говоря, психодрама - это игра. Но игра не по заранее написанному сценарию (как в театре), а игра, отражающая внутреннюю психологическую реальность клиента. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как "действие психики". Введение игры в работу с клиентом предполагает, что мы относимся к человеку не как к "ходячему носителю интеллекта" для выполнения определенной работы, а как к чему-то большему. Мы принимаем его таким, какой он есть на самом деле. Игра захватывает человека полностью, открывая тем самым для него неиспользованные ресурсы для решения личных и профессиональных проблем. Вы можете сказать: "Какая чепуха! Персонал должен работать, а не в игрушки играть". И Вы будете совершенно правы в том, что для выживания и процветания организации просто необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности. В то же время, "корни" недостаточно профессионально сделанной работы часто "зарыты" именно в сфере чувств, переживаний, образов и ощущений. "Распутывание клубка" внутренних переживаний "проясняет" картину необходимых действий в реальной ситуации.

Порой при обращении к эмоциональной стороне профессиональной работы, такой четкой, структурированной и логически обоснованной (на первый взгляд) иногда возникают опасения в том, что эти действия могут оказаться разрушительными.

Психодраматические техники позволяют активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно используя кинестетический, слуховой и зрительный каналы, данные техники помогают клиенту преодолеть собственное сопротивление и "пробиться" к значимым для себя переживаниям.

Исследование собственных эмоциональных переживаний помогает участникам лучше понять те мотивы, которые помогают им успешно заниматься бизнесом, преодолевая всевозможные препятствия, стрессы и сложные ситуации. Так позитивная мотивация руководителя является таким же конкурентным преимуществом для организации, как четко отлаженная система сбыта или возможность получения кредита на выгодных условиях.

Психодраматические техники предоставляют широкие возможности для эмоционального отреагирования, катарсиса, позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это происходит за счет использования образов и метафор. Язык метафор является языком бессознательного. Именно с помощью образов, "картинок" можно задействовать интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам в диагностике организаций. Иногда один образный ответ "вскрывает" проблемы фирмы глубже, чем десятки статистических сводок. Важно, что психодраматические техники дают возможность не только обменяться собственными "картинками", но и воплотить их в жизнь, сделать "реальными" и ощутимыми.

Психодраматический метод позволяет "проработать" личные проблемы, вернувшись к психотравмирующим переживаниям. Предшествующие и сегодняшние ситуации также предоставляет хорошую почву для "получения" стресса как для руководителей, так и для сотрудников организаций. Хотим мы того или нет, пока наши психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, у нашей организации мало шансов стать более эффективной.

Психодраматический метод, как и другие психотерапевтические подходы, направлен на поиск позитивных ресурсов личности. Одной из основных задач психодраматической сессии является психологическое "усиление" клиента, позволяющее ему справиться со сложной ситуацией. В то же время психодраматический подход через использование "дополнительных "я" позволяет сделать эти ресурсы "реальными" и "ощутимыми". Одной из важнейших проблем сегодняшнего бизнеса является его интенсификация. Сотрудники организаций свое основное время тратят на работу, все меньше времени оставляя для отдыха. В то же время ежедневная нагрузка на каждого сотрудника возрастает. В этой ситуации закономерно возникает вопрос: где взять ресурсы для восстановления собственной работоспособности? Психодраматические техники являются эффективным инструментом для поиска таких состояний.

Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Сегодня на рынке ощущается острый дефицит специалистов, обладающих как систематизированными знаниями в области менеджмента и маркетинга, так и практическими навыками управления в реальной ситуации. Психодраматические техники позволяют "оживлять" сложные схемы и логические последовательности, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Например, это может быть схема продвижения товара. В этом случае каждый участник выбирает роль какого-нибудь предмета или явления - кто-то может быт в роли магазина розничной торговли, кто-то в роли оптового склада, кто-то в роли товара, клиента, рекламных акций и т.д. Сначала такая игра вызывает некоторое недоумение и настороженность. Но через некоторое время "товар" начинает "рассказывать", что он "хотел бы продаваться в более просторном и уютном магазине", а "клиент" размышляет над тем, какие рекламные акции привлекли бы его внимание. Понимая всю условность такого распределения ролей, участники обучения могут не только логически осознать определенные требования к эффективной системе сбыта, но и прочувствовать изнутри", какие решения в данной ситуации будут наиболее успешными. В данном случае в течение небольшого отрезка времени группа получает не только необходимые знания, но и эмоциональный опыт решения маркетинговых задач. Приемы работы с клиентом, конфликтные ситуации с подчиненными, сложные управленческие решения - весь этот материал эффективнее усваивается, если участники обучающей программы "пропускают его через себя".

Психодраматические техники дают возможность осуществить "временной прорыв" в будущее собственной организации. В этом случае "картинка будущего" позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда для этого используется техника двух стульев. На одном стуле сидит "сегодняшний" руководитель, на другом - тот же руководитель через N-ное количество лет "Сейчас Вы в 2002 году. Вам 38 лет. Сегодня Вы пришли на Вашу фирму. Расскажите о ней поподробнее...". "Вернувшись" обратно в 1998 год, руководитель может предпринять меры для изменения тенденций, приведших его к кризису или процветанию в 2002 году (в зависимости от той "картинки", которую он "увидел").

Представляются важными следующие направления в работе с персоналом организации, где можно использовать психодраматические техники.

Обучение персонала . Яркая образная подача материала, использующая активность участников обучения, позволяет быстрее усвоить новый, подчас достаточно сложный материал. Интенсивность эмоциональных переживаний, необходимость действия и нацеленность на разрешение ситуации дает участникам обучения реальный опыт по решению сложных задач. Кроме того, в процессе игры постепенно меняется личное отношение к собственной профессиональной деятельности. Психодраматические техники способствуют формированию более зрелого отношения к проблемам организации, принятию ответственности за свою работу, повышению уверенности и креативности.

Формирование команды. Для эффективного взаимодействия команды, помимо других характеристик, важно личное "видение" каждым членом команды общей цели совместной работы, а также осознанные и неосознанные ожидания по отношению к работе друг друга. Именно недостаточная четкость собственных представлений, "непроговоренность" своего понимания ситуации, неадекватность ожиданий по отношению к другим создает благоприятную почву для различных "нестыковок", противоречий и несоответствий в работе команды. В конечном итоге это резко снижает эффективность организации в целом. Психодраматические техники помогают "выудить" из бессознательной сферы "недостающие" элементы для целостного понимания задач организации, налаживания четкого взаимодействия и принятия личной ответственности в работе команды.

Консультирование. Консалтинговая работа в организации может быть направлена на достижение различных целей. В зависимости от поставленных целей консультант выбирает наиболее эффективные методы. Психодраматические техники могут быть успешно использованы для поиска нового варианта разрешения сложной ситуации, формирования целостного видения проблемы, повышения мотивации персонала, анализа многофакторных и "неуловимых" составляющих управления (например, таких, как корпоративная культура). Психодраматические техники, как и другие техники, активно включающие персонал организации в процесс консультирования, снимают сопротивление предстоящим изменениям и обеспечивают поддержку нововведениям со стороны "рядового" сотрудника.

Особенно важным нам кажется использование психодраматических методик в работе по стратегическому планированию . В этом случае данные техники позволяют "задействовать" интуитивное понимание ситуации, а также стимулировать творческий подход в решении сложных задач, где значение многих переменных не имеет конкретного выражения. Сопровождение первого лица . Невозможно переоценить влияние личностных особенностей первого лица на работу организации в целом. Мотивы, ценности, установки и предпочтения руководителя (часто бессознательно) определяют миссию организации, ее цели и задачи, структуру организации, кадровые решения, стиль руководства. Пожалуй, нет ни одной сферы, которая не "ощущала" бы на себе влияние руководителя. Причем это могут быть процессы, в большей степени зависящие от объективных причин - например, технология производства или бухгалтерский учет. В процессе сопровождения психолог или консультант может использовать психодраматические техники для работы с личными проблемами, мешающими эффективному руководству организацией.

Психодрама - мощный метод, позволяющий решать многие проблемы организации. Используя закономерности игры, психодраматические техники открывают новые возможности для развития компании.


Заключение.

Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Они позволяют «оживлять» строгие схемы и сухие теории, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.


Список литературы.

1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии.

2. Келлерман П. Ф. «Психодрама крупным планом»

3. Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. А. М. Боковикова; общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. - М. : Прогресс; Универс, 1994.

4. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.

5. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. u.wikipedia.org


Похожая информация.


Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины, - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир «Как вам это понравится».

Психодрама – это «метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширение возможностей адекватного поведения и взаимодействия».

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (Jacob Levy Moreno, 1892-1974). С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, и в Вене его семья, в сущности, всегда оставалась семьей эмигрантов из Бухареста, хотя они переселились туда, когда

Якобом Морено Морено было 5 лет. Тайной окутан и факт его рождения. Морено

(1892-1974) родился на корабле в Черном море во время путешествия его матери

из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении. Он считал себя гражданином мира.

Свое образование Морено получил в Венском университете. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии, основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. Морено ввел понятие «социатрия» - представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. Морено переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. Морено был противником психоанализа, считая его искусственным миром снов и слов, возникающих в кабинете. Делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга.

В целом свое учение Морено называет социономией. Это наука о психологических свойствах популяций людей и общих проблемах, ими выдвигаемых. Социономия состоит из трех частей: социометрия, психодрама и социодрама.

Социометрия - это: а) часть социономии, занимающаяся математическим исследованием психологический свойств популяций; б) экспериментальная методика применения количественных методов и в) результаты, с ее помощью получаемые.

Психодрама - а) метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмотическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме; б) набор техник, которые эффективно используются в различных формах индивидуальной и групповой работы, в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении.



Социодрама - активный метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, направленный на прояснение групповых норм. Группа не концентрирует внимание на индивидуальных проблемах своих членов, в центре внимания группы - не личность, а роль.

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, СССР, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем - Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга "Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе" была переведена на русский язык. (В 2001 г. эта книга заново переведена и переиздана издательством "Академический проект"). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

Морено по праву считается одним из основателей групповой психотерапии.Он одним из первых сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социума. Элементы драматизации в настоящее время широко распространены и используются в других направлениях: в группах встреч, транзактном анализе, бихевиоральной психотерапии. С бихевиоральной психотерапией психодраму сближает использование научения. В процессе разыгрывания клиент не только испытывает катарсис, но и формирует новые реакции. Ориентация на изменение поведения является общей для бихевиоральной психотерапии и психодрамы. Психодрама преодолевает антагонизм, характерный для психоанализа и бихевиоральной психотерапии, поскольку осознание и изменение поведения в ней присутствует одновременно. Отдельные техники психодрамы, предложенные Морено, например "пустой стул", широко применяются в других психотерапевтических методах, например, в гештальт-терапии (F. Perls), транзактном анализе (E. Berne). В терапии поведения психодраматические техники используют для десенсибилизации и тренировки новых поведенческих навыков.

Основные разделы и категории концепции

1) Теория спонтанности. Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор).

Морено также считал, что божественный акт Творения не закончен, что сила (Бог), которая когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. Человек – носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. Эту энергию Морено называл спонтанностью .

Операциональное определение спонтанности, данное Морено, звучит так: спонтанность – это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия.

Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Спонтанность – это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление – к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью.

Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса являются культурные консервы . Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость:

Спонтанность – креативность – культурные консервы представляют собой цикл творчества. Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется, приводя к появлению новых консервов.

Типы проявления спонтанности в человеческом общении . Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.

Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование – это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации.

Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле . Теле – это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью.

Теле-отношения – это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле. Теле – двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы; вчувствование друг в друга, взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии.

Именно теле-отношения являются истинным предметом изучения социометрии и предметом взаимодействия в групповой психотерапии

2) Психотерапевтическая триада. Психодрама, с которой традиционно связывают имя Морено, не существует сама по себе, как набор техник. Любая техника является психодраматической тогда и только тогда, если ее исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады Морено. В психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, входят социометрия и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия .Именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, конфликтов, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

Идея групповой психотерапии естественно вытекает из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то, очевидно, что психотерапия (как способ Встречи) в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу, согласно Морено, можно решить, используя психодраму, основанную на социометрии.

История возникновения

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов.1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку "на злобу дня". В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе.

В издаваемом Морено журнале "Имаго", посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф. Перлз, Э. Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил "один на один". Молодой Морено заявил Фрейду: "Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив".

Арт-терапия

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой...

Влияние цвета на психику и деятельность человека

Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом...

Глубинная психология, психоанализ

Комплекс неполноценности

Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может...

Межгрупповые отношения: психологический аспект

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в психологии...

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, социального ученого...

Основные идеи гештальтпсихологии

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912)...

Понятия и методы классического психоанализа Фрейда

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом...

Проблемы анималотерапии

Можно сказать, что одним из источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, что целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Д.Б...

Психология спорта

Психология спорта - это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности...

Психотронное оружие

Можно записать слова как шум. В лаборатории был поставлен эксперимент - в вентиляцию поместили динамик, через который транслировали одно простое стихотворение: «В подвале крысы голодают, скорей несите им еду…»...

Сказкотерапия

Как самостоятельное направление в практической психологии сказкотерапия возникла не так давно, и сразу же приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 16 лет...

Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники...

Спор и его виды

Как я писала ранее: спор появился во времена древних мыслителей в момент, когда один не поддержал точку зрения другого. Так же древние философы первыми поняли, что такое средство коммуникации, как спор играет большую роль в нахождении истины...

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапевтические школы и направления. Танцетерапевты, в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта...

Публикации по теме