Дидактические, настольные игры. Настольная дидактическая игра «Кошки-мышки

Загогуля или Лабиринт.

Из чего делаем и где покупаем:
- Кусок ДСП, МДФ, а еще лучше плотная фанера около 10 мм (строительный магазин).
- Твердая проволока, диаметром от 10 мм (строительный магазин).
- Термоусадочная пленка разных цветов (это самая главная деталь, без которой Загогуля не превратится из обычной проволоки в детскую развивающую игрушку).
- Клей для деревянных и пластиковых поверхностей
- Шнур из магазина фурнитуры или декора, диаметром от 8 мм
- Мебельный степлер

Начинка или изобретения для нанизывания (выбираем по вкусу)
Из маминого фонда:
- заколки - крабики, небольшие, округлые, такие, чтобы удобно было «гонять» по спиралям;
- проволочные бигуди из поролона разных цветов;
- обычные бигуди с пластмассовой основой и липким верхним слоем;
- толстые резинки для волос;
- круглые части браслетов;
- пуговки с большой шляпкой;
- кухонные мочалки (желательно с разноцветными слоями).

Из папиного фонда:
- силиконовые сантехнические прокладки;
- шайбы от болтиков, диаметром большим, чем диаметр проволоки;
- крышки от баков с водой (пробки, которые мы обычно выбрасываем)
- деревянные кольца для карниза (строительный магазин)

Из малышового фонда:
- мелкие кольца от деревянной пирамидки;
- косточки от крупных деревянных счетов;
- колесики от машинок с широкой дыркой внутри (можно снять шину с колесика от крупной поломанной машинки);
- части от мягкого конструктора из вспененного полимера (конструкторы «Флексика»; те, что прилипают в ванной на кафеле). Берем дырокол и делаем в нем отверстия.

МАСТЕРИМ

С папой:
1. Готовим основу, если необходимо, «зашкуриваем» и закругляем углы основы. Игрушка должна дарить радость, а не занозы и царапины:О).

2. По краю всей платформы прибиваем барьерчики - тонкие куски фанеры, штапики, кто что придумает - так, чтобы основа стояла как бы на каркасе и чтобы этот каркас выступал и сверху. Он поможет спрятать все выступающие с обратной стороны элементы крепежа проволоки, а с внешней стороны будет служить ограничителем для игры с теннисным мячиком.
Также для ограничения поля можно использовать толстый и обязательно красивый шнур, который мы купили в магазине фурнитуры. Его можно приклеить, прибить декоративными гвоздиками с плоской шляпкой, пристеплировать мебельным степлером (только в том случае, если шнур мягкий и объемный; скобы должны «сесть» глубоко во внутрь шнура, чтобы детка не поранила пальчики во время игр).

3. Делим весь запас проволоки на примерные куски, из расчета - один кусок - один лабиринтик. Чем толще ваша проволока, тем больше петель из одного куска вы можете себе позволить, без заведения ее в основу вторым концом. Старайтесь так распределить проволоку, чтобы каждая петля имела свой цвет, тогда ваши задания для малыша будут более понятны. (Например: «переведи всех потерявшихся на левом берегу желтой речки на правый»).
Накручивайте высокие и замысловатые петли только тогда, когда вы уверены что малыш не сможет завалить или погнуть всю висящую конструкцию. У нашей игрушки должен быть долгий жизненный путь, и как минимум две-три передачи по наследству))).

4. Одеваем термоусадочную пленку на проволоку, складываем как огромные спагетти в кастрюлю с кипятком или проводим над огнем, до тех пор, пока пленка плотно не обхватит проволоку. Во втором случае (с огнем) требуется ловкость и внимательность, нам нужно прогреть пленку, а не поджарить:О). Можно попробовать сделать это над свечой или зажигалкой.

Зовем маму с кухни:
5. Теперь, когда разноцветное спагетти готово, приступаем к выгибаниям. Помним, что чем старше малыш, тем заковыристей должны быть наши загогулины, но чем меньше диаметр проволоки - тем приземленней должна быть вся конструкция.

6. Нанизываем все, что запланировали на эту петельку. Мамы, здесь без вас никак не обойтись))).

7. Сверлим отверстия и встраиваем концы каждой петли. Желательно основания для безопасности и эстетичности прикрыть какими-то крупными яркими деталями (у нас это - крышки от баков с водой и очень крупные части пирамидки). Их можно смело посадить на клей. Конструкция из-за этого станет не только еще более привлекательной, но и более надежной, так как эти детальки будут помогать фиксировать основания проволоки.

8. У подножия каждого основания приклеиваем из самоклеющейся пленки (или рисуем маркером по дереву) - условный знак, чтобы их тоже можно было задействовать в игре. Например:
все, что можно рассматривать, считать, изучать цвета, классифицировать:
геометрические фигуры,
силуэты животных,
буковки,
цифры,
горошины;
все что можно обыграть, то есть сюжетные:
дождик и солнышко - спаси разноцветных жучков (колечки) от дождика;
яблочко и груша - накорми разноцветное стадо (ой, ну и фантазия))) разными фруктами;
цветочек и бабочка - приведи сигнальные кружочки от бабочки к цветку, чтобы она увидела цветочек;
кошка и мышка - прогреми громкими стучалками (кружочками), чтобы мышка убежала от кошки.
(Надо же, чтобы все плоскость игрушки «работала»! Но очень важно не переборщить и не перегрузить ребенка, поэтому мы не детализируем наши сигнальные аппликации или рисунки, а останавливаемся на силуэтном изображении).

9. Рисуем маркером дорожки для прогулки теннисного мячика по всей платформе. Произвольно, только так, чтобы мячик мог пробежать)). И обязательно рисуем ворота (четыре полосочки на четырех сторонах). Затем края дорожки проклеиваем толстым шнуром, или мебельным степлером прикрепляем по рельефу дорожки тот же шнур, что мы использовали для краев игрушки (можно использовать любой безопасный кабель, трубочки для питья или любой другой «веревочный» материал, который не позволит мячику убегать с платформы).

«Проведи» (с 1 года)
С самыми маленькими просто перевозим колечки с одного бережка речки на другой, при этом рассказываем для чего мы это делаем. К примеру, что колечки - это маленькие кораблики, которые никак не могут перебраться на другую сторону, ждут, когда же на помочь придет малыш.

«Найди»
Самое большое колечко, самое толстое, самое мягкое, все красные и т. д., два одинаковых колечка, два одинаковых основания, самую высокую горку, самую низкую и так далее.

«Проведи палочкой» (приблизительно с полутора лет)
Если уже ручкой у малыша получается очень хорошо, то можно попробовать проводить колечки палочкой, карандашиком, маленькой указкой.

«Найди и переведи» (с двух-трех лет)
Примеры
- «По желтой реке с левого бережка на правый перевези только мягкие поролоновые колечки»
- На нашей карусели (придумываем, что спиралька, которая была речкой - стала каруселькой, к примеру) найди самую высокую спиральку и переведи на самую высокую горку этой спиральки все колечки. Сколько нетрусливых колечек ты смог перевести?
- Найди самое трусливое оранжевое колечко и опусти его на самую нижнюю точку горки (ребенок находит оранжевое колечко, изучает спиральку на которой это колечко живет и затем перевозит это колечко на самую нижнюю точку). Ребенок может и просто перевезти колечко в самый низ платформы и тоже будет прав, потому что и это самая низкая точка)))

«Найди и переведи» (с четырех лет)
Примеры
- «Переведи колечки так, чтобы самым верхним было зеленое колечко. По какой речке это можно сделать?» - Ребенок находит все зеленые колечки, затем смотрит, на какой из спиралек зеленое может быть первым или последним, затем увозит все колечки в одну из сторон, так чтобы оно оказалось верхним.
- «На какой речке (проволоке) можно сделать так, чтобы деревянное колечко лежало на платформе? Как у тебя это получилось? » - Ребенок находит все деревянные колечки, затем глазками выбирает только те, у которых основание (те детальки, которые мы приклеили у подножия проволочных спиралек) по диаметру меньше, чем сами деревянные колечки и опускает колечки на самый низ.
- « Найди деревянные желтенькие на двух соседних спиральках и сделай так, чтобы они встретились (то есть ребенок должен найти самые близкие точки соприкосновения двух рядом стоящих спиралек и в эти места согнать нужные колечки)».

«Сосчитай»
все спиральки; все горки; все красные колечки; все синие основания; все приклеенные горошины и так далее

«Забей гол»
Помните мы рисовали на основании дорожки? Так вот, по этим дорожкам очень удобно гонять теннисный мячик)) Чтобы он не убегал с поля - мы делаем по краям основания барьеры (см. «Мастерим», п. №2). Гоняем ручками, палочкой, а еще лучше - дуем!!! Причем придумываем с малышом различные правила: выдул мячик за пределы поля (дорожек) - минус очко, забил гол - плюс (можно нарезать дольками морковку, яблоки, бананы или другие приятные маленькие вкусные призы; придумать легенду о том, что это вовсе не еда, а вот такие особенные медальоны, развивающие в спортсменах силу и использовать их в качестве поощрений).
Обязательно расскажите и покажите малышу как зависит скорость и траектория движения мячика от того, на сколько сильный ветерок на него направлен. Больше всего детки любят играть, когда идет настоящее сражение, то есть вы дуете не по очереди, а одновременно, только один пытается «задуть» гол, а второй своим дыханием защищает ворота.
Можно:
- смешить, чтобы «сбить» дыхание противника
- перебегать на любую из четырех сторон, главное, чтобы дуть было удобно
- дуть различными методиками: прерывисто, сплошным потоком, с добавлением голоса, совсем не слышно
- просить тайм-аут
- взрослым также можно: рассказывать о том, от чего зависит сила его самодельного ветра (объем легких) и в связи с этим - поддаваться (но только незаметно); посоветоваться с логопедом и использовать рекомендованные им упражнения на тренажере; разрешать ребенку придумывать и изменять правила игры.
Нельзя:
- играть на тренажере до головокружения
- меряться с малышом своими «выдувательными» способностями.
- обманывать и помогать себе руками в случае, когда мячик должен быть задут.
Что дает эта игра:
Развитие мелкой и крупной моторики, ловкость, координация движений.
Развитие логического мышления, смекалки
Тренировка концентрации внимания
Стратегическое мышление (задачи на три и более последовательных шага)
Понятия: больше-меньше, количество, цвет, форма, тактильные тренажеры, обогащение словарного запаса новыми прилагательными
Работа с дыханием, артикуляция (тренажер с теннисным мячиком)

P. S. Если малыш подустанет от игрушки или перерастет ее, дайте ему прищепки. Вы не представляете сколько новых комбинаций гигантских бус он придумает, используя прищепки как ограничители! И еще, чтобы дуть было интересно нарисуйте вашему мячику мордаху, чем не колобок на новый лад? :О)))

Настольные дидактические игры для дошкольников – это обучающие занятия для познавательного развития, поданные в непринужденной развлекательной форме. Чем активное познание в процессе игры отличается от обыкновенных уроков за партой и чем оно значительно лучше последних? Наличием стимула: все без исключения игроки стремятся к одной и той же цели – к победе – а достичь ее можно, только если усвоить учебный материал лучше всех.

Такая методика обучения прекрасно подходит для младших и старших дошкольников, а также для учеников начальной школы. Ведь игра для детей – это ключевой способ познания окружающего мира. Играя с друзьями, ребята одновременно приобретают новые знания и навыки, учатся общаться, работать в команде.

Дидактические развивающие игры для дошкольников представляют собой раздаточный материал в картинках для выполнения тех или иных заданий: подбери пару, реши задачку, найди заданные предметы, опиши изображение и так далее. В каждый набор входят ярко оформленные картонные карточки. На них могут быть изображены предметы, объединенные общей темой (животные, растения, страны мира), математические примеры, задачки на логику или картинки для обсуждения.

Существуют задания, оформленные в виде увлекательных настольных игр с сюжетом. Дети закрепляют знания о формах в «ходилке», составляют картины из магнитных элементов, собирают мозаики по заданным координатам.

В интернет-магазине «Умная игрушка» вы можете купить детские дидактические игры на множество тем. Мы предлагаем вам богатый ассортимент пособий, среди которых вы найдете именно те, которые заинтересуют ваших детей и воспитанников. Многие игры составлены опытными педагогами и отвечают целям образовательного процесса.

Эти познавательные наборы сообщают ребенку много новых и интересных сведений об окружающем мире, учат его читать и считать, рассказывают, как важно любить и уважать природу. Есть среди них игры и для будущих первоклассников: тесты из серии «Готов ли ты к школе» содержат увлекательные задания, проверяющие грамотность и знание арифметики. С такими пособиями можно заниматься как самостоятельно дома, так и в группе детского сада.

Предложите дошкольникам сыграть в дидактическую игру – с ними они получают знания весело и эффективно!

В комплект игры входят кошка, мышки, игральный кубик.

Возраст детей: 3-5 лет

Игровая задача: педагог побуждает детей поиграть с кошкой и мышками, предлагает распределить роли. Все вместе обсуждают действия персонажей, приходят к выводу, что кошка догоняет, а мышки убегают.

Задачи:

  • формировать сенсорное восприятие;
  • совершенствовать умение действовать по сигналу;
  • развивать внимание, ловкость, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать интерес к настольным играм, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Процесс изготовления:

1. Чтобы сделать мышек, необходимо взять 6 крышек от пластиковых бутылок /цвет подобрать тот, который дети изучают по программе/, подобрать к крышкам по цвету пряжу. Проткнуть шилом в каждой крышке дырку, продеть в неё нитку пряжи длиной примерно 10 см, закрепить изнутри при помощи узелка. Оформить мышкам ушки, глазки, носик из самоклеящейся бумаги.

2. Взять пластмассовый кубик из строительного набора /если нет кубика готового, его можно сделать из картона/. Наклеить на каждую его грань квадраты из самоклеящейся бумаги того цвета, что и мышки.

3. Чтобы сделать кошку, надо взять пластиковую 1,5 литровую бутылку, отрезать низ, обклеить край с помощью цветной изоленты в целях безопасности. Оформить мордочку кошки можно с помощью самоклеящейся бумаги, цветного шпагата.

Игра удобна в хранении. Все составляющие элементы игры убираются в бутылку-кошку.

Правила игры:

с помощью считалки можно выбрать одного ребёнка на роль кошки, второго - на роль водящего. Дети, выполняющие роль мышек, могут участвовать в количестве от 2 и до 6 человек. По сигналу (это может быть либо звуковой сигнал, либо зрительный) мышки убегают (дети дёргают их за хвостики), а кошка ловит мышек (ребёнок, держит бутылку - кошку за горлышко и пытается накрыть, т.е. поймать одну из мышек).

Организация детей на игру:

педагог предлагает детям рассмотреть кошку, сделанную из пластиковой бутылки. Можно придумать ей кличку, например, Маруся. Если дети решают, что это кот, то кличка может быть, например, Васька. Педагог сообщает детям, что кот (кошка) любит играть и ловить мышей и предлагает детям проверить, насколько кот (кошка) ловкий, а мышки быстрые.

Описание игры:

1 вариант игры

Дети располагаются вокруг стола, на котором сидят мышки. Распределяют, кто из детей, какой мышкой будут управлять. Каждый ребёнок берёт свою мышку за хвостик. Выбирается ребёнок, который будет управлять котом, он держит рукой за верхнюю часть бутылки. Водящий бросает кубик. Все участники игры наблюдают, какой цвет выпадет.

После того, как выпадет определённый цвет кубика, мышка, этого цвета должна среагировать и убежать. За этим следит участник игры, который отвечает за эту мышку. Он дёргает мышку за хвост. Кошка же пытается поймать эту мышку.

Если кошка накрывает мышку, мышка считается пойманной. Пойманные мыши поочерёдно выбывают из игры.

2 вариант игры

Все роли распределяются между участниками игры.

Ребёнок, выполняющий роль кота, вслух произносит слова игры:

Я - красивый серый кот.
У меня - пушистый хвост.
Мышек очень я люблю,
Быстро всех я их ловлю.

Слова может произносить ведущий игры:

Ах, как мыши надоели!
Всё погрызли, всё поели.
Наша кошка выбегает и мышат всех догоняет.

По окончании мышки разбегаются, участники дёргают их за хвостики, а кот (кошка) пытается мышек поймать.

Формы поощрения победителей:

Последняя мышка, оставшаяся в игре, становится победителем. Ей отводится роль кошки, и игра начинается сначала.

Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлено на обучение грамоте и развитию фонематического слуха детей 4 - 8 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове первого гласного звука. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна логопедам, воспитателям и родителям.

Цель: учить детей выделять первый гласный звук в слове; расширять и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Формировать умение выделять в слове первый гласный звук и находить слова, начинающиеся на такой же звук.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, внимание.

Воспитательная:

Воспитывать умение выполнять правила игры.

Описание игры

Игра предназначена для детей 4 - 6 лет, представляет собой 25 прямоугольных карточек с двумя картинками на каждой. В названии картинок первые звуки «А», «О», «У», «И», «Э». Дети должны называть картинки и определять первый звук в слове. Карточки необходимо распечатать на цветном принтере, наклеить на плотный картон и вырезать.

Вариант первый : играют от двух до пяти игроков. Карточки выкладываются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берёт себе по пять карточек. Если игроков меньше пяти, то оставшиеся карточки - это «банк». Первой выкладывается карточка с картинками, в названии которых первый звук одинаковый. Игрок, который нашёл у себя такую карточку, выкладывает её. Следующий игрок может положить карточку слева или справа, так, чтобы на этой карточке была картинка с тем же гласным звуком. Если у игрока нет подходящей карточки, он может взять карточку из «банка». Если игрок взял подряд две карточки, и среди них нет подходящей, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первый выложит все свой карточки.

Вариант второй: играют от одного до трёх игроков. Игрокам выдаётся по одной карточке, помеченной звёздочкой. Остальные карточки на столе картинками вверх. Игроки выкладывают дорожки из карточек, выбирая карточки так, чтобы на картинках рядом лежащих карточек первый звук был одинаковым. Побеждает тот, кто первый соберёт дорожку.

Словарь : ухо, экскаватор, игрушки, индюк, утка, индеец, утёнок, осень, аист, овощи, улей, утюг, автобус, ананас, апельсины, избушка, акула, улитка, аквариум, эскимо, остров, обувь, обруч, учительница, овцы, иголка, осы, эскимос, ива, эму, экран, электричество, экран, арбуз, облако, абрикосы, удочка, автоматчик, электрик, автоматы, этажерка, ириска, этажи, озеро, эвакуатор, укроп, Иванушка, окна, игры, узор.


ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Настольная дидактическая игра

для детей 3-4 лет.

Количество игроков: 1 – 5 и взрослый (ведущий)

Игра состоит из 3-х основных тем (игр):

Летит машина красная,

Не выключая фар –

На службу на опасную –

Летит тушить пожар!!!

Внимательно рассмотреть пожарную машину и сосчитать, сколько каких фигур составляют машину (сколько кругов? – покажите цифру, квадратов? – покажите цифру, треугольников?, прямоугольников?, овалов?)

- Оборудовать пожарную машину к выезду на пожар – вставить карточки в соответствующие отверстия, комментируя назначение того или иного атрибута пожарной машины.

III. Зашей комбинезон» (лист №3)

Комплектация: 1 карта – схема; 8 геометрических фигур (заплатки)

закрепить знание основных геометрических фигур. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности.

Перетянут он ремнём,

Каска прочная на нём.

Он в горящий входит дом.

Он сражается с огнём

Пожарный

Когда пожарные тушили пожар, порвали свой комбинезон и его нужно «починить»: на столе комбинезон, на нём дырки разнообразной формы. Детям раздаются геометрические фигуры соответствующих форм. Необходимо правильно подобрать заплатки.

Оформление игры: папка, на развороте которой находятся:

* 3 основных листа карты – схемы;

* 2 конверта с маленькими карточками к темам №2 и №3 и правила к каждой теме (игре)

Публикации по теме