Айзек Азимов: лучшие произведения писателя. Айзек Азимов: фантастические миры в его книгах. Произведения Айзека Азимова и их экранизации Азимов произведения

Когда Айзек Азимов родился, он с удивлением обнаружил, что родился на территории Советской России в местечке Петровичи под Смоленском. Он постарался исправить эту ошибку, и три года спустя в 1923 его родители перебрались в Нью-Йоркский Бруклин (CША), где открыли кондитерскую лавочку и зажили припеваючи, имея достаточные доходы на то, чтобы финансировать образование сына. Айзек стал гражданином США в 1928 году.
Страшно подумать, что было бы, если бы Айзек остался на родине предков! Конечно, не исключено, что он занял бы место Ивана Ефремова в нашей фантастической литературе, но это вряд ли. Скорее, все сложилось бы гораздо более мрачно. А так он получил специальность биохимика, закончив химический факультет Колумбийского университета в 1939 году, и преподавал биохимию в Медицинской школе Бостонского университета. С 1979 года - профессор этого же университета. Профессиональные интересы никогда не были им забыты: он автор многих научных и научно-популярных книг по биохимии. Но не это прославило его на весь мир.
В год окончания университета (1939) он дебютировал в «Amazing Stories» рассказом «В плену у Весты». Блестящий научный ум сочетался в Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это - фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои - Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо - сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.
Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения «Счастливчика» Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселение дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и её распад, и работа кучки учёных, объединившихся под названием Академия, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяжённую в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью. И как всякий творец мира, он проявил явное стремление к эпичности. Скорее всего, он не планировал заранее превратить свой фантастический детектив «Стальные пещеры» в эпический цикл. Но вот появилось продолжение - «Роботы утренней зари» - уже становится ясно, что цепочка отдельных преступлений и несчастных случаев, которые расследуют Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, связана с судьбами человечества.
И все же даже тогда Азимов вряд ли собирался связать сюжетно цикл «Стальных пещер» с трилогией «Академия». Это случилось само собой, как это всегда случается с эпосом. Известно ведь, что поначалу романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола не были связаны между собой, а тем более с историей Тристана и Изольды. Но с течением времени они объединились в нечто общее. Так же и с азимовскими романами.
И уж если создаётся эпический цикл, то в нем не может не быть центрального эпического героя. И такой герой появляется. Им становится Р. Даниел Оливо. Робот Даниел Оливо. В пятой части «Академии» - романе «Академия и Земля» - он занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб.
Азимовские роботы - это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение - скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми - это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трёх Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.
Но уже из этих Трёх Законов вытекает масса проблем: например, роботу прикажут прыгнуть в огонь. И он будет вынужден это сделать, потому что второй закон изначально сильнее третьего. А ведь азимовские роботы - во всяком случае, Даниел и ему подобные - это по сути люди, только искусственно созданные. У них уникальная и неповторимая личность, индивидуальность, которая может быть уничтожена по капризу любого глупца. Азимов был человеком умным. Он сам заметил это противоречие и разрешил его. И множество других проблем и противоречий, возникающих в его книгах, были им блестяще разрешены. Создаётся впечатление, что ему нравилось ставить проблемы и находить их решения.
Мир романов Азимова - это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова столь же неожиданны, как концовки рассказов О"Генри. И тем не менее любая неожиданность здесь тщательно мотивирована и оправдана. Ошибок у Азимова нет и быть не может.
Так же причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и её зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди, конкретные люди, подобные гениальному Голану Тревайзу из четвертой и пятой книг «Академии». Впрочем, что там в конечном итоге, так и не известно. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся. Кто знает, куда бы пришло человечество у Азимова, проживи автор ещё немного…
Читатель, вошедший в чужую тревожную, огромную и полную противоборства азимовскую Вселенную, привыкает к ней, как к своему дому. Когда Голан Тревайз посещает давно забытые и пустынные планеты Аврора и Солярия, на которых много тысяч лет назад жили и действовали Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, мы чувствуем грусть и опустошение, как будто стоим на пепелище. В этом - глубокая человечность и эмоциональность такого, казалось бы, лично-умозрительного мира, созданной Азимовым.
Он прожил по западным стандартам немного - всего семьдесят два года и умер 6 апреля 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. Но за эти годы он написал не двадцать, не пятьдесят, не сто и не четыреста, а четыреста шестьдесят семь книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями «Небьюла» (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями. Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов - «Asimov"s Science Fiction and Fantasy». Есть чему позавидовать.

Исаáк Ю́дович Ази́мов . Родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи, Шумячский район, Смоленская область, РСФСР (Россия). Умер в Нью-Йорке 6 апреля 1992 года.

Кто такой?

Прежде всего, Айзек Азимов это американский писатель-фантаст. За свою 72 летнюю жизнь он написал почти 500 книг. Согласитесь, невероятная производительность. И это не только книги в жанре научной-фантастики, он также писал о Библии, о Литературе, и, конечно, о Науке. Сам писатель по образованию был биохимиком, и поэтому, как и любой учёный, очень любил науку и к тому же умел простым языком о ней писать. Больше половины его книг - это нехудожественная литература. Так что его можно назвать успешным популяризатором науки.

Но писатель не просто продуктивно писал большое количество книг, он писал их очень качественно, идеально овладев этим мастерством. Это доказывают многочисленные всевозможные премии в английской литературе. Азимов становился многократным победителем премий Хьюго, Небьюла и Локус. А некоторые его произведения брали сразу 3 награды.

Автор также знаменит тем, что в своих произведениях придумал как должны взаимодействовать человек и робот, введя в основу работы мозга роботов, так называемые три закона робототехники , о которых хоть раз слышал чуть ли не каждый. В те времена, люди боялись роботов, и в различных произведениях те были злыми. У Азимова же они добры и «глубоко порядочны», в отличие от людей. Азимов вообще имел крайне позитивные взгляды на жизнь.

В его произведениях также встречаются такие новые понятия как «робототехника», «позитронный» (о мозге робота) и «психоистория » (наука о предсказании поведения больших масс из цикла «Основание »). Эти новые слова прочно вошли во многие языки мира.

История рождения

Как утверждает сам Азимов, настоящее его имя - Исаáк Ю́дович Ози́мов. Однако, все его родственники, оставшиеся в СССР - Азимовы.

Родился будущий писатель под Смоленском на территории СССР (тогда ещё РСФСР) в еврейской семье в 1920 году. Точная дата рождения неизвестна из-за разницы еврейского и григорианского календаря, но сам Азимов предпочитал праздновать свой день рождения 2 января. Русского языка он не знал, его семья говорила на Идише (еврейский язык германской группы). В 1923 году его родители вместе с ним эмигрировали в США, спасаясь от революции, где поселились в Бруклине, районе Нью-Йорка.

Образование

Талантлив с детства

Читать Айзек научился когда ему не было и 5 лет, а в 7 лет уже был постоянным посетителем библиотеки. Читал он очень много. В школу пошёл в 5 лет, и настолько всех поразил своими способностями, что смог перескочить через классы и окончить весь школьный курс в 15 лет со всевозможными отличиями.

Получив среднее образование, по желанию родителей, он пытался стать медиком. Но Айзек понял что это не для него, он боялся крови, ему становилось плохо. И вместо этого он попробовал поступить в самый престижный колледж Колумбийского Университета. Но не прошел собеседования, и поступил в юношеский колледж в Бруклине.

Но через год этот колледж закрыли, и Азимов таки оказался в Колумбийском Университете, но не как студент, а как свободный слушатель. Но уже в 1939 году, в возрасте 19 лет, он получил степень бакалавра, а в 1941 стал магистром по химии.

В 1942 - 1945 годах работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии. После чего отслужил в армии до 1946 года.

После армии в 1948 году он вернулся к учёбе и окончил аспирантуру, получив докторскую степень по химии. И в следующем году устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где сначала стал ассистент-профессором в 1951 году, затем в 1955 - адъюнкт-профессором и в 1979 году получил звание профессора.

Любовь к труду

Еще в школьные годы, Азимову была привита любовь к труду. Когда в семье родился второй сын, Стэнли, Айзеку пришлось помогать отцу. Он каждый день, в шесть утра вставал и шел разносить газеты. А после школы бежал домой и допоздна стоял за прилавком. У Азимовых была тогда своя кондитерская лавка, которую купил отец. Если тот видел как Айзек опоздывает из школы или читает книгу, тут же обвинял его в лени. Таким образом привычка к труду осталась у писателя на всю жизнь. В автобиографии он написал:

Я работал по десять часов семь дней в неделю, все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: господи, а как там в лавке?

Из-за этого писатель был лишен общения со сверстниками, не заводил дружбу, в том числе и с девочками, и так продолжалось довольно долгое время. Но недостаток общения в последствии был с лихвой восполнен. Позже в гостях на многочисленных конференциях, он был любителем пофлиртовать с женщинами, и был в этом так же хорош, как и во всем остальном.

Кстати, именно тогда, в лавке, будущий писатель-фантаст познакомился с научной фантастикой (НФ). Ему было 9 лет, когда в лавке на полках стали появляться НФ журналы. Отец считал такое чтение неподходящим для сына, но позже Айзеку удалось убедить отца, что раз уж в журнале “Science Wonder Stories” есть слово “наука”, значит содержание должно быть полезным.

Карьера и путь к всемирной известности

В 1938 году любимым журналом НФ для него был “Astounding” (Поразительный) , куда он частенько отправлял письма. И именно туда он и отправил свой первый рассказ, причем явился туда лично, не доверив это дело почте. Рассказ был отвергнут, но главный редактор журнала, 28 летний Джон В. Кэмпбелл, живая легенда во плоти для Айзека, посвятил беседе с восемнадцатилетним юношей целый час. И дал ему несколько советов. Следующие два рассказа были также отвергнуты, но уже через четыре месяца свой третий рассказ он послал в другой журнал “Amazing Stories”, который был принят и Азимов получил свой первый гонорар - 64 доллара. Кэмпбелл же принял только шестой рассказ Азимова, который получил призовое третье место в читательском голосовании журнала, обойдя даже некоторых общепризнанных мастеров.

Позже в 1940 году, все что писал Азимов где-то публиковалось. Спустя годы, он пытался поблагодарить Кэмпбелла за помощь, но тот ее не принял, сказав что давал советы сотням молодых писателей, но многие ли из них стали Азимовым?

Что интересно, из-за Кэмпбелла, в своих произведениях Азимов полностью отказался от инопланетян. Дело в том, что взгляды редактора были таковыми, что он не верил в равенство людей и также считал что человек обставит всяких там "инопланетяшек", и часто рассказы переписывались редакторами после покупки. А некоторые и вовсе не принимались. Как следствие, во Вселенной “Основания” вся галактика заселена исключительно людьми. А в рассказах о роботах говорилось об отношении человека и машины, и тема превосходства людей перед кем-то не имела смысла.

Кстати именно Кэмпбелл помог сформулировать три закона робототехники, и Азимов уступал авторство именно ему, и даже позже посвятил ему сборник “Я, Робот ”. Сам же Кэмпбелл говорил что лишь достал их из рассказов Азимова.

В 1941 году был написан знаменитый рассказ “Приход ночи ”, который через много лет стал полноценным романом. И именно в этом году Азимову пришла идея историй о Галактической империи, по аналогии с Римской империей, о ее жизни и падении. Первый рассказ назывался “Основание” и был принят сдержано, но уже второй и последующие не опускались ниже второго места по читательскому голосованию.

В 1942 году шла война и Кэмпбелл познакомил Азимова с другим известнейшим писателем-фантастом Робертом Хайнлайном, который тогда служил в армии во флоте в Филадельфии, куда он и получил приглашение на должность химика, где получал хорошее жалование. Но в 1946 году Азимов был призван на регулярную службу в армию, рядовым. Где он был клерком в подразделении, готовившее испытание ядерной бомбы в тихом океане. И теме не менее, до 1945 года Айзек написал еще несколько рассказов во вселенной “Основание”, за что получил неплохие гонорары.

Когда он вернулся в Колумбийский Университет, он продолжил работу над диссертацией, и открыл в себе хорошие навыки преподавания. И в 1948 году он впервые попробовал себя в публицистике и к удивлению писателя статья имела большой успех, особенно среди ученых химиков, что даже помогло ему при сдаче на докторскую.

В 1949 году он написал свой последний рассказ из цикла “Основание”, закончив серию (на 32 года). И тогда же получил контракт на издательство первой книги - романа “Камешек в небе ”.

Издательству роман понравился и были следом изданы продолжения: “Звезды как пыль ” и “Космические течения ”. Ему также предложили издать серию фантастики для подростков , которая могла бы стать основой для телесериала. Так как Азимову не нравилась ни одна телепередача подобного рода, он не хотел чтобы что-то подобное ассоциировалась с ним, и единственный раз в своей карьере издавался под псевдонимом Пол Френч.

Другие издательства тоже проявили интерес к Азимову, и был выпущен сборник его рассказов о роботах в одной книге “Я, робот ”, а затем и вся серия “Основание” в трех томах. Эта серия стала самой популярной из книг Азимова, и до сих пор расходится миллионными тиражами.

В 1952 году новый путь в его карьере открыла научно-популярная книга для подростков “Химия жизни ”. А за ней последовали и другие книги на схожую тему. Вот что Азимов пишет по этому поводу:

Однажды придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику... Не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…

В 1954 году Азимову предложили написать роман о роботах, чего он делать не хотел, потому что писал о них только рассказы, но ему подбросили идею написать детективный роман, зная его любовь к этому жанру. Так появился один из лучших романов писателя “Стальные пещеры ”, который стал началом новой серии романов о роботах. Мало кому удавалось удачно сочетать детективную историю с научной фантастикой, и Азимов один из немногих у кого это получалось превосходно.

В 1958 году Азимов ушел из преподавательской деятельности и стал заниматься только писательством. На этот момент у него в запасе была уже куча издателей, которые хотели с ним работать. И он стал писать публицистику, что тогда приносило ему больше денег, чем научная фантастика. Все потому, что для публицистики можно было писать больше, и использовать уже наработанный материал. Все это так захватывало писателя, что он решил стать самым лучшим популяризатором науки в мире. В этом же году ему предложили вести постоянную колонку в журнале “Fantasy and Science Fiction”, которую вёл всю жизнь, написав там 399 статей.

  • "The Intelligent Man"s Guide to Science" ("Путеводитель по науке для интеллигентного человека”) 1960 год
  • "Asimov"s Biographical Encyclopedia of Science and Technology" ("Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники", 1964)

Также он увлекался историей, писал о древней Греции, Египте и Римской империи. И даже, будучи атеистом, писал о Библии .

К началу семидесятых, написав сотню книг, он уже считался лучшим популяризатором науки в мире, его отлично принимали везде, во всех университетах, где он иногда читал лекции, в любых издательствах, на конвенциях и вечеринках. Он был ловеласом и любил пофлиртовать с симпатичными женщинами на разного рода мероприятиях. Эту репутацию он тоже использовал в своих книгах: ("Похотливый старикашка", 1971) и "Lecherous Limericks" ("Разнузданные лимерики", 1975)

Азимов стал литературным феноменом, очень незаурядной личностью, признанным гением. Он был уверен что все должны интересоваться тем же, чем и он, всем что он говорит, что пишет и думает. И возможно был прав. О нем знали все. Любая книга или журнал с его именем был обречен на успех. Каждая новая книга Азимова помогала продать его другие книги, расширяя аудиторию поклонников. А он писал уже очень легко.

В том числе не забросил и научную фантастику, составлял многочисленные антологии.

А в 1972 году он снова начал писать фантастические романы. Красиво вернувшись, выпустив самый лучший по мнению критиков роман “Сами боги ”, взявший все возможные награды.

Дальше в честь его имени и с его согласия был открыт новый журнал научной фантастики “Asimov’s”, который кстати успешно издается по сей день. Там он не был главным редактором, а писал лишь небольшую колонку. Но пообещал, что как только будет что-то научно-фантастическое для формата журнала, это будет у них.

К 1982 году он возвращается к серии “Основание”, выпустив продолжение “Кризис основания ”, написав его специально в стиле 30 летней давности, роман приняли исключительно хорошо.

В 1984 году в общей сложности у писателя уже было выпущено две сотни книг. И все его последующие романы становятся бестселлерами:

Азимов превращается в очень богатого писателя, если раньше он писал много публицистики в том числе по финансовой причине, то теперь каждый его новый научно-фантастический роман приносит ему больше чем десять научно-популярных книг. Его лицо становится узнаваемым, он первым из писателей появляется на телевидении и в рекламных роликах. Он поддерживает много начинающих авторов своим именем, раздаривает идеи, а деньги и слава к этому времени его уже не интересовали, и у него не было особняков или яхт, а была лишь пишущая машинка и тихая комната с зашторенными окнами.

К концу жизни, в соавторстве с Робертом Силвербергом он перерабатывает три своих знаменитых рассказа в романы “Приход ночи”, “Двухсотлетний человек ” и “Уродливый мальчуган ”.

А весной 1993 года, уже после смерти писателя выходит его последняя книга “Я, Азимов” - третий том его автобиографии , которую он диктовал своей жене уже в больнице.

Личная жизнь

В 1942 году на день святого Валентина, на свидании в слепую, он познакомился со своей будущей женой Гертрудой Блюгерман. И через несколько месяце 26 июля они поженились. В то время Азимов жил в Филадельфии и работал химиком на военном флоте. Потом, уже после службы, они уехали жить в Бостон в 1949 году. У них родилось двое детей, сын Дэвид (1951) и дочь Робин Джоан (1955). Но так складывалось, что их брак медленно распадался на протяжении десятилетий. В итоге они разошлись в 1970 году и официально развелись через три года - 16 ноября в 1973 году. Развод был болезненным, в том числе с финансовой точки зрения - стоил писателю 50 тысяч долларов (на тот момент это большие деньги). В своей автобиографии он полностью взял вину на себя, сказав что его нельзя было назвать хорошим мужем, что был эгоистичен и занимался только своими книгами.

Почти сразу после развода он женится на Джанет Опил Джеппсон (30 ноября 1973), психиатром, с которой он познакомился на Нью-Йоркской Всемирной конвенции еще в 1956 году. С ней он и останется. Позже Джанет Азимова поможет издать несколько его книг уже после смерти, в том числе его последнюю автобиографию .

Как умер писатель?

Еще в 1977 году Азимов перенес инсульт, и в 1983 году ему ему была сделана успешная операция на сердце. Но в последствии оказалось, что донор крови был ВИЧ инфицирован. Об этой болезни писатель скрывал, потому что это могло отрицательно сказаться на нем и его семье, тогда существовала дискриминация по отношению к ВИЧ инфицированным в обществе. После смерти, семья решила не оглашать истинную причину кончины, потому что в это время, один знаменитый Американский тенисист рассказал о своей болезни, которую также получил после операции, и это вызвало много обсуждений в обществе. Врачи настаивали на секретности. Через десять лет, когда большинства врачей Азимова уже не было в живых, Джанет Азимова опубликовала настоящую причину смерти в одном из изданий его последний автобиографии.

Сам Азимов говорил, что надеется умереть, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки. А в одном из интервью, когда его спросили что он будет делать, если ему скажут что жить осталось полгода, он ответил “Я буду печатать быстрее”. Но последние недели он провел в больнице и его жизнь поддерживали лекарства. И 6 апреля 1992 года Айзек Азимов нас покинул. По его воле, тело было кремировано, а пепел - развеян.

Первые полосы многих газет писали о его смерти. А через две недели CNN выпустило ретроспективную передачу о его карьере и жизни. До этого подобное делали только для политиков и кинозвезд. Национальное радио выпустило его интервью 1988 года, и его собственные слова стали некрологом.

Впервые об уходе из жизни писателя фантаста скорбил весь мир.

Говорят, что последними его словами были:

Это была хорошая жизнь


Было интересно? Расскажи об Азимове друзьям.



Весь список жанров

Все научно-фантастические романы Айзека Азимова.

Айзек Азимов написал много книг, прежде всего в жанре научной фантастики. Азимовские роботы - самое удивительное из всего созданного писателем. Он первым сформулировал три закона робототехники , обязательные правила поведения для роботов. Некоторые термины из его произведений - robotics (робототехника), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Мир романов Азимова - это мир необыкновенного сочетания логики и неожиданности. Вы не сможете предсказать, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, а кто им помогает. Финалы романов Азимова весьма неожиданны. Однако, любое событие в них тщательно мотивировано и оправдано. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся, что и делает его произведения такими захватывающими.


1950

Камешек в небе

Pebble In The Sky

В произведении рассказывается о том, как житель Чикаго Джозеф Шварц неожиданно попадает из ХХ века в далёкое будущее. Земля в этом будущем оказалась в положении глубокой провинции, стала лишь маленькой частью Галактической Империи. Многое изменилось, вернуться надежды нет, так ещё и всё осложняется тем, что главный герой попадает в неспокойное время для жителей нашей планеты...

Другие переводы: "Галька в небе", "Песчинка в небе", "Осколок Вселенной"

Год: 1950

1951

Звёзды как пыль

The Stars, Like Dust

Действие происходит в далёком будущем. Герой романа Байрон Фаррил заканчивает обучение в местном университете на планете Земля. Вся жизнь Фаррила меняется, когда на него вдруг совершается покушение... Почему? Кому нужна смерть обычного студента? Или в судьбе Фаррила не всё так просто?

Год: 1951

Основание

Первая книга большого цикла романов о распаде Галактической Империи с высочайшим уровнем развития цивилизации и история появления новой.

Учёный Гэри Селдон создаёт науку "психоисторию" и математически доказывает, что Империя через 500 лет перестанет существовать. Власти ему не поверили, но он и его последователи это предвидели и уже подготовили план по созданию новой Галактической Империи. Согласно этому плану, период варварства после краха Империи сократится с 30000 лет всего лишь до 1000 лет.

Другие переводы: "Академия", "Фонд"

Год: 1951

1952

Дэвид Старр - космический рейнджер

David Starr, Space Ranger

Молодой член Совета Науки Дэвид Старр, "счастливчик", спортсмен и искатель приключений, отправляется на Марс, чтобы выяснить почему оттуда поступают отравленные продукты. И там от странного живого существа с сильным разумом, Дэвид впервые услышал имя, под которым его будет знать вся Галактика, - Космический Рейнджер.

Год: 1952

Основание и Империя

Foundation and Empire

Вторая книга из серии "Основание". Нас ждёт продолжение истории формирования новой Галактической Империи и новые кризисы Основания.

Другие переводы: "Академия и Империя", "Фонд и Империя", "Основатели и Империя"

Год: 1952

Космические течения

The Currents of Space

Действие сюжета происходит во времена перехода Трантора из региональной державы в Галактическую Империю. Трантор контролирует половину обитаемых миров.
Космоаналитик с планеты Земля подвергается воздействию психозонда. В результате он теряет память и проводит дни на планете Флорина, где выращивают особое растение, имеющее громадную ценность на галактических рынках. Неожиданно землянин начинает вспоминать, что он знает некую тайну о будущем Флорины...

Год: 1952

1953

Второе Основание

Second Foundation

Третья книга из серии "Основание".
Роман состоит из двух частей, первоначально опубликованных как отдельные повести.
Часть первая «Поиски ведёт Мул» («Search by the Mule») была впервые опубликована в 1948 году в январском выпуске Astounding Sience Fiction под названием «Теперь вам это понятно» («Now you see it»).
Часть вторая «Поиск ведёт Фонд» («Search by the Foundation») была впервые опубликована в 1949-50 годах в декабрьском и январском выпусках Astounding Sience Fiction под названием «Но не до конца» («And now you don"t»). Первоначальные названия повестей представляют собой цитату Первого Оратора из главы 6 первой части.

Другие переводы: "Второй фонд", "Вторая Академия"

Год: 1953

Лакки Старр и пираты с астероидов

Lucky Starr and the Pirates of the Asteroids

В поясе астероидов уже давно промышляют пираты, которые стали причиной многих убийств и грабежей, в том числе и смерти родителей Дэвида Старра.
Через год после событий первой книги, его миссии на Марсе, он предпринимает самостоятельную попытку расправиться с пиратами.

Год: 1953

1954

Стальные пещеры

The Caves of Steel

Действие романа происходит на Земле, колыбели человечества, которая страдает от перенаселения. Люди на планете вынуждены всю свою жизнь проводить в гигантских городах-муравейниках, не видя солнечного света, в то время как космониты, потомки Землян, заселившие другие планеты, наслаждаются всеми прелестями бытия. Космониты значительно превосходят Землян в своей экономической и военной мощи. И тут на Земле произошло убийство мирного представителя космонитов, и это событие может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, что грозит страшными последствиями. Расследовать убийство отправлен сотрудник нью-йоркской полиции Элайдж Бейли, а со стороны космонитов ему дают необычного сыщика по имени Р. Дэниел Оливо.

Год: 1954

Лакки Старр и океаны Венеры

Lucky Starr and the Oceans of Venus

Новые приключения Лакки Старра. На этот раз главному герою предстоит выполнить новое задание на полностью покрытой океаном планете Венера, где член Совета Лу Эванс, друг Лакки, обвиняется в получении взяток.

В середине 1950-х о Венере было известно немного фактов: только ее масса, объём, орбитальные характеристики и то, что она покрыта непроницаемым слоем облаков.

Год: 1954

1955

Конец вечности

The End of Eternity

Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.

Год: 1955

1956

1957

Обнажённое солнце

Мастерство детектива Элайджа Бейли было замечено космонитами по результатам предыдущего дела. Главного героя приглашают помочь в расследовании убийства на одном из Внешних Миров - Солярии. Солярия - это мир, в котором люди никогда не общаются лично, а только через голографический телеконтакт. В таких условиях и убийство, требующее личного присутствия, кажется невозможным. Но там оно всё же произошло.

Год: 1957

Лакки Старр и луны Юпитера

Lucky Starr and the Moons of Jupiter

Действие этого романа происходит на Адрастее - одном из спутников Юпитера. Лакки Старр и Бигмен получили новое задание, связанное с самым секретным исследовательским проектом Совета Науки "Антигравитация" - постройка первого антигравитационного корабля.

Год: 1957

1958

Лакки Старр и кольца Сатурна

Lucky Starr and the Rings of Saturn

По закону, принятому очень давно (роман Айзека Азимова «Лаки Старр и кольца Сатурна»), любое тело, вращающееся вокруг звезды, принадлежало именно этой звездной системе. Но Сириус решил захватить систему планеты Сатурн в Солнечной системе, обосновав на Титане базу.

Год: 1958

1966

Фантастическое путешествие

Fantastic Voyage

Специально подготовленные четверо мужчин и женщина уменьшаются до микроскопических размером и отправляются в миниатюрной подводной лодке внутрь организма учёного, чтобы уничтожить тромб в его мозгу. Если у них не получится то весь мир будет обречён...

Год: 1966

1972

Сами Боги

The Gods Themselves

События в книги происходят на Земле, Луне и в параллельной вселенной с другими законами физики.
Благодаря счастливой случайности было совершенно открытие, и теперь Земле больше не грозит энергетический кризис. Был создан Электронный Насос - неисчерпаемый, дешёвый, экологически чистый и безопасный источник энергии. Электронный насос помогает двум совершенно разным мирам. Но действительно ли все так хорошо?
Это и предстоит выяснить главному герою. И известно ли учёным что на самом деле хотят существа из другой вселенной?

Год: 1972

1982

Край основания

Foundation"s Edge

Действие романа происходит через 500 лет после того как была создана Первое Основание.
Роман был впервые опубликован в сентябре 1982 года. Он был написан спустя почти 30 лет после выхода последнего романа классической трилогии цикла благодаря давлению со стороны поклонников и издателей, а также внушительному гонорару. С тех пор роман неоднократно переиздавался на английском языке, а также был переведён на несколько других языков, включая русский.

Другие переводы: "Академия на краю гибели", "Кризис Основания", "Предел Фонда"

Год: 1982

1983

Норби - необыкновенный робот

Norby, the Mixed-up Robot

Юного кадета Джеффа Уэллса, которому четырнадцать лет, подозревают в шпионаже в пользу вражеской космической империи. Над будущим космолетчиком нависает серьезная опасность. Ему ничего не остается как приобрести подержанного робота Норби. Совершенно неожиданно маленький робот становиться для Джеффа его другом и защитником. Кроме того оказалось, что Норби имеет уникальные способности…. но именно эти способности являются источником многих бед.
Произведение рассчитано на подростковую аудиторию, но будет интересно и взрослым. Первая книга из цикла Норби.

Год: 1983

Роботы утренней зари

The Robots of Dawn

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, на то, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он это не делал. Фастольф - лидер политического движения помощи землянам, и правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки и оно посылает проверенного уже человека. Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

Год: 1983

1984

Норби - маг и волшебник

Norby"s Other Secret

Необыкновенный робот Норби пытается выяснить тайну своего происхождения, он вместе со своим верным и смелым другом Джеффом отправляется на планету дракониц. Возникновение цивилизации на этой планете и создание робота имеет между собой прямую связь. Кроме того, робот Норби узнает много нового о своих уникальных способностях. На планете дракониц Норби и Джефф знакомятся с таинственными существами Менторами, и находят друзей инопланетян.

Другие переводы: "Другой секрет Норби"

Год: 1984

1985

Норби и пропавшая принцесса

Norby and the Lost Princess

Приключения Норби (робота с уникальными способностями) и его верного друга Джеффа Уэллса (кадета космической компании) продолжаются…. На этот раз они отправляются на своем космическом корабле «Многообещающий» на удивительную планету Мелодия, где растения поют… и не только, они еще и заставляют петь, а кто не подчиняется им получает удар электрическим током. А некоторые растения (музыкофилы) по настоящему опасны. Наши друзья в сопровождении брата Джеффа (бесшабашного ловеласа) и мудрого учителя генерала Йоно отправляются на эту коварную планету, чтобы отыскать следы пропавшей принцессы с планеты Изз. Но вместо этого они попадают в плен к противным скользупам. Но друзья не сдаются…., а Джефф внезапно обзаводится поклонницей!

Год: 1985

Роботы и Империя

Robots and Empire

В романе Айзека Азимова «Роботы и Империя» действие происходит спустя два столетия после событий «Роботов Утренней Зари».
Волна экспансии с Земли на другие планеты набирает силы, и появляются конфликты между космонитами (жителями Внешних Миров) и поселенцами (потомками землян). Глэдия, женщина-космонитка, которую с Элайджем Бейли связывала искренняя любовь, до сих пор еще жива – ведь космониты живут три-четыре столетия. Жив и её враг – доктор Амадейро, который после смерти доктора Хена Фастольфа вновь вознамерился отомстить Земле, заселившей уже немало планет...

Год: 1985

Норби и захватчики

Norby and the Invaders

В манхэттенской гостиной братьев Уэллс (Фарго, секретного агента Космического управления, и Джефферсона, кадета Космической Академии) идет веселая вечеринка, устроенная по случаю дня рождения начальника Фарго по Космическому управлению, адмирала Бориса Йоно. Внезапно Норби, знаменитый робот-путаник, получает сообщение о том, что первый Ментор попал в беду и всей Джемии угрожает опасность. И снова друзья спешат на помощь на своем космической корабле «Многообещающий»… В приключение с ними отправляются маленькая гостья - джемианская драконица по имени Заргл и Оола, многоцелевое домашнее животное и любимица Джеффа.
Насыщенная фантастическими событиями произведение понравиться не только увлекательным сюжетом, но и даст возможность поразмышлять над проблемой взаимопонимания между столь разными во всех отношениях цивилизациями, а также о взаимосвязанности всего в этом мире.

Год: 1985

1986

Основание и Земля

Foundation and Earth

В этом романе-продолжении «Край Основания» мы наблюдаем поиски Старой Земли Голоном Тревизом и его командой. Эти поиски заведут их к самым первым колониям землян, к затерянным Внешним Мирам и даже к самой Солнечной системе... Только там их поджидает что-то более таинственное и древнее, чем сверхразум Геи и Второй Академии...

Другие переводы: "Академия и Земля"

Год: 1986

Норби и ожерелье королевы

Norby and the Queen"s Necklace

Произведение знакомит с новыми приключениями неразлучных друзей: веселого всезнайки и уникального робота Норби, ответственного и находчивого Джефферсона, любителя приключений обаятельного Фарго и его невесты Орбани. На этот раз они путешествуют во времени.
Все началось с перемещения Фарго прямо во время спектакля во Францию XVIII века как раз перед революцией. Причиной этого события оказывается ожерелье. Задачей для Норби и Джеффа становиться поиск Фарго и разгадка тайны ожерелья, которая спрятана в будущем. И самое главное…. Норби узнает благодаря чему у него есть способность перемещаться во времени.
Читателям будет интересно познакомиться с новым взглядом на события французской революции, а также представить далекое будущее.

Год: 1986

1987

Норби ищет злодея

Norby Finds a Villain

Очередная порция головокружительных приключений маленького робота Норби и его друзей.
Инг Неблагодарный проник в Космическое управление под видом клоуна Фризи и похитил новейший космический корабль и маленького робота Перу и скрылся в гиперпространстве. Здесь он собирался переждать взрыв оставленных им бомб, который нарушит равновесие всей Вселенной. На поимку злодея в гиперпространство отправляются робот Норби и его друзья...

Год: 1987

Фантастическое путешествие II. Место назначения - мозг

Fantastic Voyage II: Destination Brain

Действие разворачивается в микромире. Специально подготовленная группа, уменьшенная до размеров атома, по своей воле или вынужденно проникает во внутреннее пространство человеческого тела. У героев стоит очень сложная задача - расшифровать с помощью специального прибора мысли русского ученого, находящегося в коме. И оказывается, что, несмотря на крошечные размеры, их ждут вовсе нешуточные испытания, подлинные приключения, реальные опасности, роковые страсти.

Другие переводы: "Фантастическое путешествие II: Цель - мозг"

Год: 1987

1988

Прелюдия к Основанию

Prelude to Foundation

Действие романа начинается с доклада молодого математика Гэри Селдона с планеты Геликон на научном конгрессе, в котором он описывает теоретическую возможность математического моделирования будущего. Докладом заинтересовались премьер-министр Империи Эдо Демерзель и Император. Селдона доставляют во дворец, где он разочаровывает Императора, объяснив сугубо теоретический характер своей работы. Однако Император желает использовать Селдона, чтобы укрепить свою власть.
Селдон продолжает работу над психоисторией, изучая историю Империи, пытаясь получить больше информации, и создать модель психоистории.
Знакомый профессор убеждает его подняться на поверхность Трантора с группой метеорологов. Там он узнаёт о некой древней планете под названием Аврора, от которой и пошла человеческая раса. Селдон пытается найти активного робота, чтобы разузнать о древней истории Первого Мира, и использовать его для модели психоистории.
Наивный и доверчивый провинциал Селдон не подозревает, что он становится самым желаемым человеком во всей Вселенной. Его пытаются привлечь на свою сторону соперничающие политические лидеры.
В романе читателю представляется возможность узнать неизвестные ранее подробности личной жизни гениального ученого - будущего отца психоистории.

Другие переводы: "Прелюдия к Академии"

Айзек Азимов (1920-1992) - подлинная легенда «золотого века» американской фантастики. Почти всю свою жизнь он посвятил литературе: свыше четырехсот книг, включая специальные исследования и научно-популярные работы, вышло из-под его пера. Дело, конечно, не в количестве, есть среди фантастов и более плодовитые. Но, в отличие от большинства своих коллег, Азимов не следовал избитым клише - он фонтанировал оригинальными идеями, каждая из которых была способна породить целое направление в научной фантастике.

И это все - о нем

Как ни банально это звучит, уже биография Азимова похожа на увлекательный роман. Он появился на свет в Советской России, в местечке Петровичи под Смоленском. Произошло это судьбоносное событие 2 января 1920 года, а уже в 1923 семья Озимовых (так изначально звучала фамилия его родителей) эмигрировала в Соединенные Штаты. Литературная карьера Азимова началась шестнадцатью годами позже, с рассказа «Затерянные у Весты», опубликованного в журнале «Amazing Stories». С тех пор публикации посыпались одна за другой, и вскоре Айзек стал одним из активнейших деятелей американского фэндома, завсегдатаем форумов и конвентов, душой общества, обаятельным и куртуазным. Занятия литературой не мешали и научной карьере. Вчерашний эмигрант, он сумел блестяще окончить среднюю школу, затем - химический факультет Колумбийского университета, стремительно получить ученую степень и к 1979 стать профессором в своей альма-матер.

Майкл Уэлан, мастер фантастической живописи, проиллюстрировал множество книг Азимова. Эти работы украшают нашу статью.

Однако главные достижения Айзека Азимова, несомненно, лежат в области литературы. Здесь, правда, не обошлось без некоторой доли везения. Первым же человеком из мира научной фантастики, с которым лично познакомился юный Айзек, был Джон Вуд Кэмпбелл. Легендарный редактор журнала Astouding SF сыграл неоценимую роль в становлении американской фантастики «золотого века», лично выпестовал целое поколение блестящих писателей - от Роберта Хайнлайна до Генри Каттнера и Кэтрин Мур. Кэмпбелл не только обладал поразительным нюхом на таланты, но и буквально засыпал своих любимчиков целым градом идей, многие из которых нашли воплощение в повестях и рассказах тех, кого мы сегодня называем классиками НФ. Разумеется, Джон Кэмпбелл не мог пройти мимо Азимова, хотя лишь девятый из предложенных Айзеком рассказов увидел свет на страницах его журнала. Как и многие товарищи по цеху, писатель на всю жизнь сохранил признательность Кэмпбеллу - человеку, благодаря которому американская фантастика всего за несколько лет сделала гигантский эволюционный скачок.

О творчестве Айзека Азимова написана уйма статей и книг - в том числе, двухтомник воспоминаний самого писателя. Одно перечисление его литературных наград заняло бы несколько страниц убористым шрифтом. На счету Азимова пять «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983) и две «Небьюлы» (1972, 1976) - самых авторитетных премий в мировой фантастике. Однако куда важнее то, что его многочисленные книги до сих пор переводятся и переиздаются во всем мире - в том числе, произведения, созданные более полувека назад.

Я, робот

Первое, что приходит на ум, когда звучит имя Айзека Азимова, - образ робота в мировой фантастике. Нет, разумеется, роботов придумал не Азимов. Слово это родом из чешского языка, впервые его использовал Карел Чапек в своей знаменитой пьесе «R.U.R.», назвав так искусственных людей, предназначенных для самой черной, тяжелой и неквалифицированной работы. Сам же образ искусственного человека, живого, но лишенного души, пришел к нам из историй о Големе и чудовище Франкенштейна. Однако именно Азимов предложил идеальный способ раз и навсегда обезопасить человечество от самой возможности «бунта машин». Если в журнальной фантастике 1920-х годов обезумевший андроид был одним из главных врагов человечества (наряду с жукоглазыми монстрами и маньяками-учеными), то с приходом «святого Айзека» робот из лукавого раба превратился в незаменимого помощника и верного наперсника человека. А всего-то понадобилось ввести Три Закона, зашитых, так сказать, в BIOS позитронного мозга каждой разумной машины!


Думаю, не лишним будет еще раз напомнить эти Законы. Согласно Первому, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Согласно Второму - должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. И, наконец, согласно Третьему, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. Позитронный мозг физически не способен нарушить ни один из этих принципов - именно на них базируется его структура.

Первый рассказ Айзека Азимова, посвященный роботам, появился в 1940 году на страницах одного из журналов научной фантастики. Рассказ назывался «Странный приятель», или «Робби», и повествовал о судьбе необычного робота - трогательного и очень человечного. За этим произведением последовало второе, третье, четвертое… А уже в 1950 цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот» вышел отдельной книгой, которая определила развитие темы разумных машин на многие годы вперед.

Основание и основатели

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» - писала Анна Ахматова. Интерес Айзека Азимова к роботам был вызван причинами вполне прозаическими. При всех своих достоинствах Джон Вуд Кэмпбелл, долгое время остававшийся главным издателем Азимова, отличался радикальными взглядами и полагал, что из любого конфликта с инопланетянами представитель «высшей» человеческой расы непременно должен выходить победителем. Эти рамки были слишком узки для Айзека, более того - противоречили его убеждениям. И писатель нашел блестящий выход: отныне в произведениях, которые он предлагал Кэмпбеллу, вообще не было инопланетян, а значит, отсутствовал и соответствующий конфликт. Однако это не значит, что Азимов полностью отказался от космической тематики. Напротив, произведения, действие которых происходило на далеких планетах, выходили из-под его пера одно за другим. Только вот населяли эти миры не «маленькие зеленые человечки», а все те же люди, потомки земных переселенцев.


Самым знаменитым азимовским циклом, начало которому было положено в этот период, стало «Основание» (также известное в русских переводах как «Фонд» и «Академия»). В романах, созданных под влиянием книги Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», нарисована едва ли не самая впечатляющая история будущего в научной фантастике XX века. Первая Империя человеческой расы пала под собственной тяжестью. Наука и искусства хиреют, армия разваливается, провинции объявляют себя независимыми государствами, связь между ними теряется - словом, наступают новые Темные Века. Конечно, оптимист Азимов не теряет веры в прогресс: рано или поздно мир вновь станет единым и над всеми мирами взовьются штандарты Второй Империи. Но можно ли просчитать, как будет развиваться ситуация, и сократить Темные Века до минимума? За это берется великий математик Хари Сэлдон, изобретатель науки психоистории, создатель Основания - сообщества, которому предстоит стать зародышем Второй Империи человечества.


Картины гибели и распада величайшей Империи, талантливо нарисованные писателем, впечатляют. Но главная находка Азимова в этом цикле, безусловно, сама психоистория. «Не пытаясь предопределять действия отдельных личностей, она сформулировала определенные математические законы, по которым развивалось человеческое общество», - так объясняет ее суть герой романа. Тысячелетиями создание такой науки остается мечтой власть имущих. Сегодня на смену оракулам и гадальщикам, пифиям и авгурам, картам Таро и кофейной гуще пришло старшее дитя Прогресса - всемогущая Наука. Что только ни используют, чтобы предсказать примерное направление развития общества - хотя бы на несколько месяцев вперед, до ближайших выборов… Увы, уверенно прогнозировать будущее социологи с политологами так и не научились…
Что же до «Основания», то судьба этого цикла сложилась вполне счастливо. В 1966 на 24-м «Уорлдконе» «Основание» получило премию «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времен». При голосовании романы Азимова обошли и популярнейшую «Историю будущего» Роберта Хайнлайна, и «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, имя которого уже успело прогреметь в англоязычном мире.

Стальные пещеры

Фантастический детектив - жанр совершенно особый. Он сочетает черты традиционного детективного романа и фантастики, и поэтому зачастую подвергается критике с обеих сторон. Ценителей детективного жанра раздражают фантастические допущения, поклонников фантастики стесняет неизбежная для детектива жесткая структура. Однако писатели упорно возвращаются к этому направлению, вновь и вновь принуждают когорты неуловимых преступников и гениальных сыщиков браться за дело. И одним из общепризнанных классиков фантастического детектива опять-таки принято считать непревзойденного и многоликого Айзека Азимова.

Романы «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце» и «Роботы Утренней Зари» о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо - в некотором смысле продолжение цикла «Я, робот». Детектив сам по себе сродни запутанной шахматной партии, Азимов же добавил в это уравнение дополнительное неизвестное - роботов. Один из них, уравновешенный и сдержанный сыщик Дэниел Оливо, становится главным героем всех романов трилогии. Другие роботы неизменно попадают под подозрение или становятся ключевыми свидетелями в делах, которые предстоит распутать парочке следователей. Ход, надо заметить, остроумнейший. Поведение мыслящих машин жестко определено Тремя Законами - и, тем не менее, роботы то и дело оказываются замешаны в преступлениях со смертельным исходом. Да еще сложная внешнеполитическая обстановка требует найти виновного в рекордно короткие сроки…


Список фантастических детективов Азимова трилогией не ограничивается. Однако именно она вошла в анналы, стала неизменным примером для подражания. Причем не только в США и Англии, но и в России. Впервые «Стальные пещеры» вышли на русском в 1969, в одном из томов детлитовской «Библиотеки приключений», с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких - и сразу трехсоттысячным тиражом. Далеко не каждый современный автор бестселлеров может похвастаться подобным успехом. И, в целом, заслуженно: хотя за минувшие годы свои силы в области фантастического детектива попробовали сотни писателей, произведения Азимова по-прежнему остаются идеальным образчиком жанра.

Начало вечности

Еще одно направление, в котором американский писатель оставил отчетливый след - хроноопера, литература о путешествиях во времени. Машина времени - дежурная тема НФ с незапамятных времен. В современной фантастике существует астрономическое число вариаций на эту тему, в том числе, множество классических: «И грянул гром…» Рэя Брэдбери, «Патруль Времени» Пола Андерсона, «Да не опустится тьма» Спрэга Де Кампа… Но «Конец Вечности» Айзека Азимова занимает в этом ряду одно из самых почетных мест. Насколько легко по текстам Брэдбери угадывается поэт, настолько же легко в авторе «Конца Вечности» опознается ученый-естественник. Дотошно и безжалостно-логично исследовав ситуацию с путешествиями во времени, Азимов сконструировал организацию, которая неминуемо должна была возникнуть в мире, где отправиться в прошлое или будущее не сложнее, чем съездить к тетке в Саратов.

Вечность - своего рода тоталитарное государство, которое существует вне основного временного потока и использует машину времени для исправления истории. Главная ее цель - сохранить общество в неизменности, застраховать обывателей от глобальных катастроф и потрясений. И в то же время, сохраняя статус-кво, Вечность лишила человечество будущего, фактически заморозила прогресс цивилизации на тысячелетия. Увы, именно глобальные потрясения, войны и катастрофы заставляют общество двигаться вперед. Полный покой ведет цивилизацию к загниванию и смерти…


Далеко не все писатели разделяют скептицизм Айзека Азимова. Более полувека Вечность снова и снова возрождается в романах других авторов, под новыми именами: Патруль Времени (у Пола Андерсона), Пескоцентр (в «Береге Динозавров» Кейта Лаумера), и так далее, и тому подобное. Большинство из этих организаций, впрочем, не столько корректирует историю человечества, сколько следит за ее неприкосновенностью. Слишком велик страх перед анархией, которая воцарится во времени, переполненном путешественниками без виз. Если одна бабочка, раздавленная в прошлом, аукнется в настоящем изменением политического строя в Америке, как способен искорежить историю очередной янки, заявившийся ко двору короля Артура с пулеметом наперевес?.. Именно этот страх раньше других почувствовал Айзек Азимов - и блестяще обыграл в своем романе.

Классики и современники

Проект памятника Азимову (работа Майкла Уэлана)

Бесспорно, этим вклад Айзека Азимова в копилку идей и сюжетов научной фантастики не ограничивается. Он придумал планету, жители которой видят звезды лишь раз в несколько тысячелетий и первым отправил своих героев в микромир, он выдвинул предположение, что неандертальцы владели телепатией и в ироническом ключе описал развитие счетно-вычислительных систем, он еще в 1950-х заговорил об угрозе ядерной войны и о контактах с жителями параллельного мира…

Сегодня в США и Англии ежегодно выходит несколько тысяч фантастических романов, и добрую треть этих произведений можно отнести к НФ. Но для того, чтобы разобраться, о чем предпочитают писать «научные фантасты», совсем не обязательно читать все эти книги. Если вас интересует, какие идеи активно развивают ныне западные беллетристы, перечитайте собрание сочинений Азимова. Уверяю вас: все разнообразие современной НФ отражается в его произведениях, как океан в капле воды.

Входит в так называемую «Большую тройку» писателей-фантастов. Этот факт говорит о признании коллег по цеху и о том гигантском вкладе, который он внес в литературу. Кроме того, эту тройку великолепных мастеров фантастики можно назвать и просветителями нашего времени. Азимов и Кларк сделали очень много для того, чтобы популяризировать науку.

Петровичи (сейчас Шумячский район) Смоленской области - это место, которое прославил своим рождением 2 января 1920 года мальчик Исаак, ставший впоследствии лучшим писателем-фантастом 20 века Айзеком Азимовым. Позднее он говорил, что родился на той же земле, что и Юрий Гагарин, и поэтому до сих пор чувствует себя так, словно принадлежит сразу двум странам.

Отец писателя, Юда Азимов, был по тем временам образованным человеком. Сначала он был занят в семейном деле, а после революции стал бухгалтером. Мать писателя, Хана-Рахиль, была из многодетной семьи и работала в лавке.

Эмиграция

После рождения в 1923 году дочери родители Айзека получают приглашение от брата матери, который уже давно уехал в США и обосновался там. Семья принимает решение эмигрировать в Америку.

Айзек Азимов утверждал, что до приезда в США его родители носили фамилию Озимовы, но чиновники иммиграционной службы вписали их как Азимовых и изменили имя писателя на американский лад. Так он и стал Айзеком.

Родители не смогли хорошо освоить английский язык, поэтому устроиться на не получалось. Тогда Юда купил небольшую бакалейную лавку и открыл торговлю. Но для сына он не хотел участи мелкого торговца и решил дать ему хорошее образование. Сам Айзек учился с удовольствием, а с 5 лет мог посещать библиотеку.

С поступлением на медицинский факультет ничего не получилось - как оказалось, Азимов не переносил вида крови. Тогда было решено поступить на отделение химии Колумбийского университета.

Дальше была успешная карьера. Айзек Азимов стал профессором-биохимиком и начал преподавать в Бостонской медицинской школе. В 1958 году он внезапно прекращает свою научную деятельность. Но свои знаменитые лекции продолжал читать на протяжении нескольких лет.

Как он становится писателем-фантастом

Писать Азимов начал еще в детстве. Однажды его друг, прочитав начало рассказа, потребовал продолжения. И тогда будущему писателю-фантасту стало понятно, что у него действительно что-то получается.

Первые рассказы Айзека Азимова были опубликованы в 1939 году легендарным редактором и открывателем молодых талантов. Уже второе опубликованное произведение - «Приход ночи» - становится, по мнению Американской ассоциации писателей-фантастов, лучшим фантастическим творением из когда-либо написанных в мире.

Лучшие книги писателя

В жанре фантастики - это такие произведения, как «Сами боги», «Основание» и цикл «Я, Робот». Но это далеко не все значимые его творения. Никто не мог лучше заглянуть в будущее на тысячелетия вперед, чем Айзек Азимов. «Конец вечности» - лучший роман писателя, посвященный проблеме путешествий во времени.

Невероятный Азимов

Написать 500 книг - это кажется невероятным. Многие за всю жизнь столько даже не прочитают. Айзек Азимов не только писал, он успевал делать еще огромное количество других дел. Он был председателем американской Ассоциации гуманистов, занимался популяризацией науки, редактировал научно-фантастический журнал, носящий его имя. Он не доверял литературным агентам и предпочитал вести дела сам, что отнимало много времени. Азимов умудрялся при своей загруженности быть председателем мужского клуба. Он все делал на совесть. Даже маленькую речь в своем клубе он тщательно готовил. Не было случая, чтобы ему пришлось краснеть за результат своей работы.

Поражает и сфера интересов писателя. В прошлом профессор-биохимик, Азимов никогда не ограничивался изучением только этой области науки. Его интересовало все вокруг. Космология, футурология, лингвистика, история, языкознание, медицина, психология, антропология - это всего лишь небольшой список увлечений писателя-фантаста. Он не только интересовался этими науками, а и серьезно изучал. И книги Айзека Азимова, написанные им в этих областях знаний, всегда точны и безупречны в достоверности поданного материала.

Работа по популяризации науки

В середине 1950 годов Азимов начинает писать публицистику, занимаясь популяризацией науки. Его книга для подростков «Химия жизни» имела большой успех у читателей, а сам он понял, что писать документальные произведения ему легче и интереснее, чем художественные. Он пишет для большого количества научных журналов статьи по математике, физике, химии, астрономии. Большая часть его работ была ориентирована на детей и подростков. В доступной для них форме Азимов рассказывал юным читателям о серьезных вещах.

Научно-популярная литература Азимова

Писатель больше известен в мире благодаря своим произведениям в жанре фантастики и мистики. Немногие знают, что Айзек Азимов - автор многочисленных работ в форме научно-популярной литературы. Поражает разнообразие его интересов.

Знаменитый фантаст написал книги об истории Ближнего Востока, расцвете и падении Римской империи, расах и генах, эволюции Вселенной и тайне сверхновых. Он создал «Краткую историю биологии», где в увлекательной форме рассказал о развитии этой науки, начиная с глубокой древности. Еще одна работа, «Человеческий мозг», с юмором описывает строение и работу центральной нервной системы. Также в книге собрано много увлекательных историй о развитии науки психобиохимии.

Многие книги писателя просто необходимо читать детям. Одна из них - «Популярная анатомия». Айзек Азимов в ней подробно рассказывает об удивительном строении человеческого тела. В свойственной ему манере легко и непринужденно говорить о сложных вещах автор пытается пробудить интерес читателя к анатомии.

Научно-популярные книги Айзека Азимова всегда написаны живым, понятным языком. Он умеет рассказать об очень сложных вещах увлекательно и интересно.

Прогноз будущего. Что сбылось из предсказанного писателем

Одно время очень популярной была тема предсказания будущего человечества известными авторами-фантастами. Особенно много разных вариантов развития событий было предложено Азимовым и Артуром Кларком. Идея эта не нова. Еще Жюль Верн в своих произведениях описал многие открытия, которые были сделаны человеком намного позже.

По просьбе газеты "The New York Times" в 1964 году Айзек Азимов сделал прогноз о том, как будет выглядеть мир через 50 лет, в 2014 году. Это кажется удивительным, но большинство предположений фантаста или сбылось, или предсказано очень точно. Конечно, это не предсказания в чистом виде, свои умозаключения по поводу будущего человечества писатель делал на основе уже имеющейся технологии. Но все равно точность его высказываний поражает.

Что сбылось:

  1. Телевидение в формате 3D.
  2. Приготовление пищи будет во многом автоматизировано. На кухне появятся устройства с функцией «автоготовки».
  3. Население Земного шара достигнет 6-миллиардного рубежа.
  4. Во время разговора с собеседником, находящимся на расстоянии, его можно будет видеть. Телефоны станут портативными и будут снабжены экраном. С его помощью будет возможно работать с изображениями и читать книги. Спутники помогут связаться с человеком в любой точке Земли.
  5. Роботы не получат широкого распространения.
  6. Техника будет работать без электрического шнура, на батареях или аккумуляторах.
  7. Человек не высадится на Марсе, но будут созданы программы по его колонизации.
  8. Будут использоваться солнечные электростанции.
  9. В школах будет введено изучение компьютерных дисциплин.
  10. Будут активно осваиваться Арктика и пустыни, а также подводный шельф.

Фильмы по произведениям Айзека Азимова. Самые известные экранизации

В 1999 году на экраны вышел «Двухсотлетний человек», снятый по совместному роману Сильверберга и Азимова «Позитронный человек». А основой явилась небольшая повесть писателя с тем же названием, что и снятая картина. Проблемы, связанные с появлением роботов в будущем, всегда волновали фантаста. Возможная эволюция искусственного интеллекта, вероятность его конфронтации с человечеством, безопасность роботов, страх перед ними, человечность - круг вопросов, которые поднимает Азимов в своем творчестве, очень широк.

В этом фильме рассматривается очень интересная проблема: может ли робот стать человеком. Главный герой ленты - андроид Эндрю, блестяще сыгранный Робином Уильямсом.

В 2004 году вышел еще один замечательный фильм - «Я, робот». Айзека Азимова считают автором одноименного романа, на основе которого он был снят. На самом деле сюжет картины взят из целого цикла книг писателя о роботах. Это одна из самых удачных экранизаций произведений Азимова, в которой очень точно переданы те проблемы, которые он постоянно поднимал в своем творчестве.

На этот раз в фильме рассматривается проблема эволюции искусственного интеллекта. Законы робототехники Айзека Азимова, придуманные им в 1942 году, сыграют в сюжете не последнюю роль. Согласно им, робот обязан защищать людей и не может причинить им вред. Он должен во всем подчиняться своему хозяину, если это не нарушает самый главный закон роботехники - неприкосновенность человека.

В фильме искусственный интеллект ВИКИ, мозг крупнейшей компании по производству роботов, постепенно эволюционирует и приходит к выводу, что человечество нужно оградить самого от себя, иначе люди погубят все вокруг. С помощью роботов новой улучшенной серии он захватывает весь город. При этом гибнут мирные жители. Главный герой детектив Дэл Спунер с помощниками в лице работницы компании и робота Санни уничтожает ВИКИ. В фильме также остро затронута проблема неприятия этих машин людьми, недоверие к ним.

Еще одна известная Айзека Азимова «Сумерки» - фильм «Черная дыра» с Вином Дизелем в главной роли. Это очень вольный пересказ произведения писателя, почти ничего общего не имеющий с оригинальной версией.

Кроме этих трех известных экранизаций, по произведениям писателя также были созданы фильмы «Сумерки», «Конец вечности» и «Любовь андроида».

Премии и награды

Азимов очень гордился своими наградами, особенно в области фантастики. Их у него огромное количество, и это неудивительно, учитывая невероятную трудоспособность писателя и его библиографию в 500 написанных работ. Он удостоен нескольких наград «Хьюго» и «Небьюла», был лауреатом Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона. За свои работы в области химии Азимов получил награду Американского Химического общества.

В 1987 году премию «Небьюла» Азимову вручили с потрясающей формулировкой - «Великому мастеру».

Личная жизнь писателя

Айзек Азимов был успешен как автор, но личная жизнь писателя не всегда была безоблачной. В 1973 году после 30 лет совместной жизни он разводится с женой. От этого брака осталось двое детей. В том же году он женится на своей давней знакомой Джанет Джеппсон.

Последние годы жизни писателя

Он прожил не так уж и много по меркам западного мира - 72 года. В 1983 году Азимов перенес операцию - шунтирование на сердце. Во время ее проведения писатель был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Никто ничего не подозревал до повторной операции, когда при обследовании у него обнаружили СПИД. Смертельная болезнь привела к почечной недостаточности, и 6 апреля 1992 года великого писателя не стало.

Публикации по теме