Каждый из тех кому покровительствует святой патрик. День Святого Патрика — почитание покровителя Ирландии. Как отмечают День Святого Патрика в разных странах мира

Это христианский миссионер и епископ романо-британского происхождения, который в V веке популяризировал христианство в Ирландии.

Звали его, по разным версиям, Майвин Суккат или Магон, а Патрик или Патрикий (Patricius - «знатный человек, патриций») было прозвищем, которое ему дали ирландские пираты, захватив его в плен и продав в рабство.

Сейчас святой Патрик ассоциируется с ирландской культурой. Он стал национальным символом вместе с трилистником, на котором, согласно легендам, объяснял ирландцам принцип тройственности Бога.

Почему День святого Патрика начали праздновать по всему миру?

День святого Патрика начали праздновать в в XVII веке в честь годовщины смерти святого Патрика. Позже этот праздник проник в Америку вместе с ирландскими иммигрантами, которые продолжали праздновать День святого Патрика и носить зелёный цвет, чтобы подчеркнуть свою любовь к родине.

В 1990-х правительство Ирландии начало кампанию по пропаганде культуры страны в мире с помощью Дня святого Патрика. В 1996 году был проведён фестиваль, приуроченный к этому празднику, а позже такие фестивали распространились по всему миру.

Сейчас День святого Патрика отмечается фестивалями и парадами в разных странах: Канаде, Малайзии, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, Японии и России.

Как День святого Патрика проник в Россию?

Летом 1991 года в Москве открылся «Ирландский торговый дом на Арбате», и через год в День святого Патрика решили провести парад под руководством ирландцев, которые участвовали в этом проекте. Напротив «Ирландского дома» сделали трибуну и устроили парад по всем правилам - так, как он уже проводился во всём мире.

С тех пор в Москве проходят парады с национальной ирландской музыкой и танцами. Шествия и фестивали кельтской культуры также можно увидеть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калуге, Екатеринбурге и других городах России.

Ирландская музыка и танцы, изображение трилистника, лепреконы и очень-очень много зелёного цвета.

Как святой Патрик связан с зелёным цветом?

Поскольку святой Патрик стал ассоциироваться с Ирландией, праздник окрасился в зелёный цвет, который можно считать национальным цветом этой страны.

Впервые зелёный флаг использовали ирландские повстанцы во время восстания в 1641 году, затем зелёный цвет стал отличительным знаком членов Общества объединённых ирландцев, которые боролись против английского владычества в 1790 году.

Сейчас во время Дня святого Патрика люди одеваются в зелёную одежду и даже пьют .

РПЦ признала святого Патрика?

Да, и совсем недавно. На заседании Священного Синода 9 марта 2017 года было решено добавить в православный календарь 15 святых, почитаемых на Западе.

Их выбирали по нескольким критериям: чтобы святого почитали ещё до разделения церкви на католическую и православную (великой схизмы), чтобы его имя не упоминалось в трудах по борьбе с восточной церковью и чтобы его почитали православные прихожане в западноевропейских епархиях РПЦ.

Святой Патрикий, просветитель Ирландии, или просто святой Патрик, подошёл по всем параметрам, и его тоже включили в этот список, а днём его памяти установили 30 марта.

Почему вообще решили признать западных святых?

Есть несколько версий, почему РПЦ неожиданно решила признать западных святых:

  • Ради сближения двух христианских церквей - православной и католической - и, возможно, налаживания политических отношений с Западом. В феврале 2016 года состоялась первая встреча патриарха Кирилла и Папы Римского в аэропорту Гаваны для подписания совместной декларации. Можно считать признание католических святых продолжением работы по сближению.
  • Из-за увеличения православных иммигрантов в странах Запада. Поскольку они живут в сложившейся культурной среде с почитанием своих святых, епархии православной церкви должны как-то подстроиться под эту среду и выразить отношение к почитаемым святым.

И как признание святого Патрика отразится на этом празднике в России?

Скорее всего, никак. День святого Патрика в России решили праздновать 30 марта (17 марта по юлианскому календарю), а в это время у верующих продолжается пост. Поэтому пить алкоголь, есть недозволенную еду и радоваться в этот день запрещено.

Другое дело - люди, которые празднуют День святого Патрика как весёлый праздник, посвящённый кельтской культуре, ходят на парады и одеваются в зелёное. В таком случае это не имеет никакого отношения к религии и признанию святого Патрика церковью. Поэтому нет никаких ограничений на зелёное пиво, виски, костюмы лепреконов и безудержное веселье.

Святого Патрика любят в каждом уголке мира, но более всего в Ирландии. Народ этой страны считает мужчину из глубокой древности своим покровителем. В истории христианства трудно отыскать еще одного такого же реального человека, чья жизнь представляет плотные заросли легенд, басен и сказочных преданий.

Детство и юность

Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.

Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.

Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.


В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.

Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.


Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного . Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.

По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:

«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Христианское служение

С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.


На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.

Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.


Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.

В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.


Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.

Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.

Смерть

Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.


Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.

День святого Патрика

День святого Патрика празднуют почти по всему миру - в Аргентине, Великобритании, Малайзии, Швейцарии, Японии и других странах. И, конечно, торжества с размахом проходят в Ирландии. .

В этот день города преображаются. Прогуливаясь по улице, обязательно встретишь зеленого человечка, в неожиданном месте вдруг красуется клевер, добавляют колорита в общую атмосферу протяжные звуки волынок. Пиво льется рекой, в каждом уголке проходят концерты, а в соборах праздничные богослужения.


Люди самозабвенно ищут четырехлистный стебель клевера. Того, кто найдет его 17 марта, ждет удача в любом деле, ведь в этот день волшебные божественные силы удваиваются.

В России тоже празднуется День святого Патрика. Так, каждый год 30 марта в храме Петра и Павла при Университете им. Герцена (Санкт-Петербург) проходит конференция общества русско-ирландской дружбы. В церкви проводят молебны перед иконой славного миссионера.

Память

  • До XVIII века в Ливерпуле специальный крест отмечал место, где Патрик проповедовал перед началом миссии в Ирландию.
  • В ирландском городе Кашел в честь Патрика названа скала.
  • Середина VII века - «Первый Синод св. Патрика».
  • VII век - «Житие святого Патрика» под авторством Мурьху.
  • 1191 – построен собор Святого Патрика в Дублине (Ирландия).
  • 1762 – первый парад в честь Дня святого Патрика, проведенный в Америке.
  • 1931 – первый парад 17 марта, состоявшийся в Дублине.

17 марта в Ирландии отмечается национальный, культурный и религиозный праздник - День святого Патрика . В России этот праздник хорошо известен, ведь с 1999 года при поддержке посольства Ирландии проводится ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», хотя впервые в Москве это ирландское национальное торжество отмечалось в 1992 году. Но немногие знают, что данный праздник куда ближе нашей традиции, в отличие от пресловутого . С 2017 года РПЦ МП отмечает память святого Патрикия Ирландского 30 марта по новому стилю, то есть на 13 дней позже.

Древний святой

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) относится к числу древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до Великой схизмы - церковного раскола 1054 года, после которого Римско-католическая и Православная церкви окончательно разделились. Восточнохристианская церковная практика такова, что святые, канонизированные до Великого раскола, независимо от того, в каком регионе они подвизались, являются общими святыми для христиан Запада и Востока. То есть православные христиане могут им молиться, могут писать иконы и т.д. Другое дело, что не все те святые включены поместными православными церквями в месяцесловы для поминовения. И вот Русская православная церковь Московского патриархата в начале марта 2017 года включила имя святого Патрикия Ирландского (вместе с именами некоторых других древних святых) в месяцеслов для поминовения 30 марта (н. ст.). Строго говоря, это событие не стало чем-то эпохальным, как о том писали некоторые СМИ; наоборот, это был просто технический момент, наконец реализованный.

Так уж повелось, что в разных странах разные святые почитаются больше или меньше, о ком-то могут просто не помнить. И потому мало удивительного в том, что, например, для РПЦ апостол Андрей Первозванный (по преданию, бывший на Руси) и святые Кирилл и Мефодий ближе, тогда как святой Патрик весьма близок православным и католикам в Ирландии.

Другое дело, что празднование Дня святого Патрика пришло в Россию как светский праздник и в том формате, в каком он был устроен американскими ирландцами: с зеленой одеждой, кельтской музыкой, танцами и употреблением эля. Но празднование Дня святого Патрика 17(30) марта всегда выпадает на , который в это время идет и у католиков. Потому для православных христиан «традиционное» празднование Дня святого Патрика неприемлемо, но может сопровождаться чтением жизнеописания этого святого и размышлением над его христианской жизнью.

Жизнь святого

Почти все, что известно о биографии святого Патрика, сохранилось в его собственных сочинениях и некоторых стихотворных гимнах, созданных вскоре после его упокоения. Причем действительно достоверных сведений не так много, зато легенд, посвященных его чудесным делам, предостаточно.

Суккат (так при рождении назвали Патрика) родился в конце IV века в Британии в состоятельной галло-римской семье. Крещен с латинским именем Магон. Его дед был христианским священником, отец - дьяконом, мать - родственницей святого Мартина Турского. В юности будущий святой не был близок к Господу. В возрасте 16 лет он попал в рабство к пиратам и был увезен в Ирландию, где стал пастухом и выучил местный язык. Его хозяин, местный племенной вождь, насмешливо прозвал юношу Патриком, что означает «знатный человек». В своей «Исповеди» Патрик осмыслял случившееся как наказание от Бога за неправедную жизнь.

Жизнь в суровых условиях, среди язычников, заставила встать Патрика на путь к истинному Богу. Спустя шесть лет, проведенных в рабстве, посте и молитве, будущий святой услышал голос, говоривший, что скоро он возвратится в родную страну и корабль уже приготовлен. Так и случилось. Правда, оказавшись не то в Британии, не то в Галлии (современная Франция), Патрик со своими спутниками-язычниками был вынужден почти месяц странствовать в поисках людей. Терзаемые голодом, они попросили будущего святого помолиться Богу об их спасении. Когда Патрик сделал это, появилось стадо свиней.

После странствий и разных бед Патрику удалось вернуться домой. Вскоре он стал учеником святителя Германа и в 432 году, уже в сане епископа и получив благословение, направился с миссией в Ирландию.

Сначала просветителя встретили камнями. Да и вообще ему часто приходилось противостоять упорствующим сторонникам язычества. Когда святой в небольшом сопровождении клириков шел в Тару, бывшую столицей Ирландии, на них была устроена засада в лесу. Спев гимн-молитву «Щит святого Патрика», они предстали королевским воинам в образе оленьего стада.

В то время приближался большой языческий праздник. Верховный король Лоэгайре запретил зажигать какие-либо огни, пока не загорится главный языческий ритуальный огонь в Таре. Но Патрик со спутниками разжег огромный костер по случаю Пасхи. Жрецы-друиды предсказали королю, что если не потушить этот огонь, то он никогда не погаснет. Однако воинам короля не удалось ни убить Патрика, ни потушить огонь. А колдовство друидов оказалось бессильно перед защитой Бога. Последнее произвело большое впечатление на Лоэгайре, и он вместе со всем своим домом крестился.

Рассказывая о Святой Троице, Патрик показывал ирландцам трехлистный клевер, говоря, что как три лепестка находятся на одном стебельке, так и Бог един в трех лицах. Скончался святой просветитель Ирландии во второй половине V века, разные источники указывают разные годы. Аналогично обстоит дело с местом кончины и захоронения святого Патрика. Одна легенда гласит, что для выбора такого места тело покойного положили на телегу, запряженную двумя неукрощенными быками: где те быки остановятся, там и должно похоронить Апостола Крайнего Запада.


Подробнее о том, почему Русская православная церковь все-таки решила включить просветителя Ирландии в свой месяцеслов и как православному верующему отметить День святого Патрика, не нарушая Великого поста, нам рассказал кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

Отец Валерий, позвольте задать вам несколько вопросов по поводу признания святого Патрика Русской православной церковью. Как отметил в своей статье мой коллега, святой Патрик был канонизирован еще до Великого церковного раскола, а это значит, что восточные христиане могут почитать его уже много веков подряд. Почему же тогда Русская православная церковь включила ирландского святителя в свой месяцеслов только в прошлом году?

Дело в том, что включать святых в (православный - прим. ред. ) календарь всегда стараются очень осторожно, потому что это предполагает молитвенные обращения и храмовые богослужения. Долгое время шло противостояние восточной и западной цивилизаций, и у нас, проще говоря, побаивались включать в календарь святых, которые так или иначе связаны с западными территориями, потому что усматривали в этом некое влияние западной культуры и, соответственно, западного мировоззрения. Но сами-то святые тут ни в чем не виноваты! Это святые, которые жили задолго до отделения католицизма от православия, поэтому никакой прокатолической идеологии в жизни и учении этих святых нет. Собственно, сейчас это и начали переосмыслять.

- С чем это связано?

Во-первых, с тем, что сейчас мир становится все более информативным. Раньше, когда не было интернета и столько общедоступной информации, то и сведений было меньше. То есть вряд ли кто-то в XVII-XVIII веках у нас на Руси вообще вспоминал и знал, что где-то там был такой святой Патрик. Западных святых не включали в календарь даже просто потому, что они не входили в сферу внимания русского народа. Они выпадали из нашей памяти, и к ним у нас особо не обращались в молитвах. Ведь святых в календарь обычно включают, когда есть уже более-менее распространенное молитвенное поминание, когда люди к этому стремятся. Святых много, и не ко всем люди успевают обращаться, не про всех успевают узнать. Поэтому ряд святых в какие-то периоды оказывается забыт. А сейчас сама культура наша более информативна, и, так или иначе, все эти сведения легко всплывают. Оказывается, что есть много святых древнего времени, которые жили на западных территориях, проповедовали Христа и обращали к Нему людей, которые пострадали за имя Христово. И они на самом деле достойны памяти и почитания, и в их жизни мы не наблюдаем никаких причин для каких-то вероучительных преткновений. Это в принципе ничего не говорит о нашем отношении к католицизму, поскольку речь идет о святых древнехристианской церкви.

А почему Русская православная церковь чтит память святого Патрика не 17, а 30 марта? Выбор даты по новому стилю как-то связан с Великим постом или есть другие причины?

Это связано исключительно с . По юлианскому календарю День святого Патрика отмечается 17 марта, и в древнее время люди придерживались юлианского календаря. Поэтому если святой Патрик пострадал 17 марта по юлианскому календарю, то и положено придерживаться этой даты. В этом смысле расхождение в днях памяти святого Патрика точно такое же, как расхождение в праздновании Рождества Христова и других больших праздников: разница составляет 13 дней. То есть здесь мы просто придерживались юлианского календаря, а не пытались как-то подстроиться под дни Великого поста.

В России День святого Патрика отмечается еще с начала 90-х, но именно как светский праздник - с парадом, традиционной ирландской атрибутикой, алкоголем и веселыми танцами. Очевидно, что церковь не приветствует такой способ празднования. Как же следует поступать православному христианину, который хочет почтить память святого Патрикия?

Все-таки в православной традиции в центре празднования долго находится молитвенное обращение к святому. Возможен, конечно, какой-то семейный праздник, если данная семья почитает святого. Более широкие способы празднования дней святых, которые входят в культуру народа, формируются с веками. Если где-то организуются какие-то процессии, парады, то это просто постепенный ход истории: народ празднует память святого доступными для себя способами, и потом светская составляющая начинает преобладать. Но у нас не было такой истории почитания.

Как вы думаете, приживется ли этот святой в нашей православной традиции? Станут ли верующие чаще обращаться к Патрикию?

Мы сейчас стоим в самом начале прославления святого Патрика. Но если на Западе он обращал в христианскую веру целые народы и поэтому для них этот день является ключевым, то у нас день святого Патрика, конечно же, не может вытеснить дни памяти других, более важных для нас святых: допустим, при котором состоялось крещение Руси; , с которым было связано возрождение русской духовности; , который очень почитаем у нас в народе. То есть День святого Патрика у нас, конечно, не поднимется на такую высоту уже устоявшихся праздников. Думаю, что культура все-таки не поменяется.

Как вы думаете, каким образом включение в православный месяцеслов скажется на образе этого святого в нашем сознании? Станут ли его больше почитать в России? На что это вообще влияет?

Лично я положительно отношусь к этому включению. Объясню почему: теперь мы, православные христиане, видим, что людей, которые обратились к Богу в древние времена, которые исповедовали веру Христову посреди языческих народов и обратили ко Христу людей, - их, оказывается, было много! И они были явлены в разных концах планеты. Это значит, что благодать Божья не ограничилась только Святой землей (Иерусалим и прилегающие к нему территории. - Прим. ред. ), Малой Азией, Грецией, Италией - в общем, странами Средиземноморья. Она проявляла себя в разных уголках земли, и везде появлялись такие святые. Думаю, что этот праздник в честь святого Патрика говорит о полноте действия божественной благодати в разные времена и о том, что много людей откликалось на Божий призыв. Поэтому такие изменения можно только приветствовать.

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика - покровителя Ирландии. Этот праздник уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся "немного ирландцами".

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын - Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии , и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих . Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе. Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" ‑ единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо - на счастье.

По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник . Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.

Помимо трилистника, символами этого дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).

В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что в этот день св. Патрик превращает все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной. Кроме того, существует множество блюд, в приготовлении которых используются разные сорта пива.

В День святого Патрика устраиваются парады, первый из которых прошел на территории современных США в XVIII в. Право называться первым городом, в котором прошел такой парад, оспаривают Нью‑Йорк и Бостон. Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью‑Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго. Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое. Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

В Ирландии первый такой парад состоялся в 1931 г.

Празднования в честь св. Патрика проходят также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В России парад в честь Дня святого Патрика проходил с 1992 по 2010 гг. Инициаторами проведения этого мероприятия стали президент ирландской компании "Аэр Рианта" Дерек Кео и Юрий Лужков, бывший тогда заместителем главы Московского городского Совета. В 2011 г. посол Ирландии в России заявил об отмене парада.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Праздник, который отмечался в Ирландии с древнейших времен, уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами "Изумрудного острова" и празднуется в разных странах мира.

Святого Патрика почитают в католической, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях.

Кем был Святой Патрик и за что его почитают? Каковы символы и традиции праздника? Sputnik Грузия попытался найти ответы на эти вопросы, с которыми вы сможете ознакомиться ниже.

Житие

Родился будущий Святой в 389 году на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей Святого Мартина Турского (епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции Святых). Новорожденного назвали кельтским именем Суккат, а при крещении дали латинское имя — Магон.

К 16-ти годам Магон не отличался большой набожностью, несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви. Но в 405 году произошло событие, которое полностью перевернуло его жизнь.

Евгений Ткачев

Пираты захватили его в плен и продали в Ирландии, одному из местных племенных вождей. Хозяин, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало "знатный человек", которое со временем трансформировалось в латинское Патрикий (Patricius), поскольку имело аналогичное значение.

За шесть лет рабства, проведенные в Ирландии, Патрик обрел веру в Бога. Он пас овец на скудных ирландских пастбищах в любую погоду и непрестанно молил Бога о спасении.

Однажды в сонном видении он услышал таинственный голос, который сказал ему, что на берегу моря его ждет корабль. Патрик решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

После спасения, Патрик некоторое время провел в монастырях Галлии (современная Франция) и вернулся на родину. Позже он завершил свое образование в Галлии, был рукоположен в дьякона, а затем возведен в сан епископа.

Святой Патрик вернулся в Ирландию в 432 году, но уже как проповедник христианства. Поначалу ирландцы, которые в основном, были язычниками, встретили миссионера весьма недружелюбно. Однако, какое-то время спустя проповедь Святого обратила ко Христу одного из местных вождей, который пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.

Много легенд связано с именем Святого Патрика, с его миссионерской деятельностью и столкновениях с друидами (жрецы). Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей.

По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Евгений Ткачев

Святой умер 17 марта 463 года (по другим источникам в 461 году) и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах. С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта.

Праздник

День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти Святого выпадает на Страстную неделю (последнюю неделю перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, а в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 году День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен.

Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

Символы

Традиционными символами этого дня считаются трилистник (клевер) и сказочные существа лепреконы. Широкое распространение получила легенда о том, как Святой Патрик объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера.

Согласно преданию, Святой Патрик во время проповеди о Святой Троице сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам единство, которое составляют Бог отец, Иисус Христос и Святой Дух.

Евгений Ткачев

С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника — цветом всей нации. Поэтому зеленые одежды, в которые люди облачаются в День Святого Патрика считаются символ Святой Троицы.

А лепреконы - это волшебные существа маленького роста, которые шьют обувь для других сказочных героев и являются хранителями сокровищ. Согласно преданию, если поймать такого зеленого человечка, то он за свою свободу может отдать сокровища или исполнить три желания.

В Ирландии, чтобы поддерживать хорошие отношения с этим мифическим созданием, которое имеет достаточно противоречивый характер, принято оставлять для него блюдечко с молоком на пороге дома.

Символами являются также арфа, которая изображена на гербе Ирландии, и шилейла - посох, сделанный из дубового дерева, который используется еще и как клюшка для игры в керлинг.

Традиции

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как церковных, так и народных. В частности, ежегодно паломники поднимаются на Святую гору Croagh Patrick, на которой, по преданию, Святой 40 дней постился и молился.

В этот день обычно проводятся парады, на улицах устраиваются театрализованные представления и танцы, звучит ирландская фольклорная музыка, а также заполняются все пабы городов, чтобы осушить "чарку Патрика".

© photo: Sputnik / Максим Блинов

Изначально распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии более популярным стал эль. По традиции, прежде чем выпить последний стакан виски или эля, нужно было положить в стакан трилистник, выпить напиток, а трилистник бросить через левое плечо — на счастье.

Церковные служители критикуют сложившиеся светские традиции праздника и предлагают День Святого Патрика в первую очередь праздновать как церковный — молитвой в церкви.

По традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник. Также к своему повседневному наряду добавляют зеленый шарф или традиционную ирландскую шляпу.

Впервые об обычае прикреплять к одежде трилистник упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты Святого Патрика.

В день праздника все города Ирландии словно окрашиваются в зеленый цвет — люди рисуют на лицах ирландские флаги, прикрепляют охапки клевера к головным уборам и костюмам, одеваются в праздничные одежды, даже пьют зеленое пиво.

Евгений Ткачев

Девиз праздника — Craic, что означает "веселье и наслаждение", поэтому в этот день люди пьют пиво и пляшут групповой ирландский танец "кейли".

В этот день традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной, несмотря на то, что праздник обычно выпадает на Великий пост. По народному поверью, Святой Патрик превращает все мясные блюда, готовящиеся на праздник в рыбные.

В мире

Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Этот день празднуют в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Атланте и Чикаго. Поговаривают, что традиция дружески щипать всех тех, кто не одет 17 марта в зеленое, зародилась именно в США.

Во многих американских городах существует также традиция в День Святого Патрика красить в зеленый цвет водоемы. Начало этой традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго. Считается, что они окрасили реку зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

День Святого Патрика празднуют также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В этот день многие культурные и исторические достопримечательности в разных городах мира меняют обычную подсветку на зеленую. Эта инициатива известна как The Global Greening.

Грузия впервые присоединилась к этой акции в 2015 году — Тбилисская телевизионная башня на один день стала зеленой в связи со всемирной кампанией The Global Greening.

Публикация от Virginia Profe FLE (@elcondefr) Мар 16 2016 в 11:16 PDT

После этого агентство туризма Ирландии внесло Тбилиси в список тех городов, которые рекомендованы ирландским туристам для путешествия.

Третий год дружбы Тбилиси и Дублина и 21 год с момента установления дипломатических отношений между Грузией и Ирландией также отметят 17 марта.

Святой Патрик — один из наиболее известных и почитаемых католических святых, покровитель Ирландии, Исландии и Нигерии, куда христианство принесли ирландские миссионеры. В честь этого Святого освящены более двух тысяч храмов по всему миру, главный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Публикации по теме