6 крестовый поход годы. Шестой крестовый поход (1228–29). Могло ли быть иначе

(1217-1221) окончился неудачно для христиан. Иерусалим остался в руках мусульман, что дало повод папе римскому призвать рыцарей Западной Европы к новой военной компании в Святую Землю. Но в этот раз церкви не нужно было искать лидера среди европейских монархов и вельмож, так как таковым изначально считался император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250).

Император Фридрих II и египетский султан Аль-Камиль договариваются о передаче Иерусалима христианам

Он принимал активное участие в Пятом крестовом походе, отправляя крестоносцев из Германии в Палестину и Египет. Однако сам не сопровождал армию, укрепляя свои позиции в Германии и Италии. В 1220 году римский папа Гонорий III возложил на голову Фридриха императорскую корону, и тот стал полновластным властителем самого могущественного государства в Европе. После этого император поклялся понтифику, что возглавит Шестой крестовый поход (1228-1229).

Клятву подкрепила женитьба на Иоланде Иерусалимской – дочери номинального правителя Иерусалимского королевства Иоанна Бриеннского. Свадьба состоялась в 1225 году, и у Фридриха II появилась кровная заинтересованность в расширении и укреплении земель Латинского востока.

Теперь откладывать на неопределённый срок военную компанию в Святую Землю не было никого смысла, и в 1227 году император со своими крестоносцами отплыл из Италии в Акру, которая в то время считалась столицей Иерусалимского королевства. Однако там вспыхнула эпидемия чумы, и германское войско поспешно отбыло обратно в Италию.

В том же году в марте месяце умер римский папа Гонорий III. Его заменил Григорий IX (1227-1241). Этот человек относился к Фридриху II крайне отрицательно. Можно сказать, что он был врагом императора, так как тот стремился подчинить себе земли Италии, находящиеся под абсолютным контролем католической церкви. Поэтому новый понтифик искал любой повод, чтобы досадить правителю Священной Римской империи.

Он заявил, что Фридрих II нарушил свой крестовый обет, уехав из Акры. То, что там бесчинствовала чума, не могло служить оправданием по мнению папы. После такого заявления Григорий IX отлучил императора от церкви и тем самым освободил его подданных от всех клятв и обязательств перед правителем. Фридрих II пытался наладить отношения с папой, но тот оставался непреклонным, надеясь своим решением ослабить власть императора.

Римский папа Григорий IX, отлучивший Фридриха II от церкви

Надо сказать, что Фридрих II был чрезвычайно умным и прекрасно образованным человеком. Он свободно говорил на 6 языках, в том числе и на арабском. Радел о благополучии своего государства и пользовался огромным уважением у всех слоёв германского населения. Поэтому его авторитет не был сильно подорван после отлучения.

Не сумев договориться с понтификом, император в 1228 году вновь отправился в Шестой крестовый поход, но при этом он уже не пользовался поддержкой церкви. Путь германцев лежал по морю через Кипр. На этом острове лидер очередной военной экспансии в Святую Землю попытался решить свои династические притязания на престол Кипрского королевства. Это было государство крестоносцев, созданное английским королём Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода .

В нём сидел регентом Жан I Ибелин. Германский император заявил, что его правление нелегитимно, и остров должен отойти под полный контроль Священной Римской империи. Но данная инициатива не встретила понимания у местной знати. В результате все перессорились, а главное заключалось в том, что Кипр перестал считать себя союзником германского императора.

После Кипра Фридрих II отправился в Акру, где политическая ситуация оказалась сложной и неоднозначной. Служители церкви отнеслись к прибывшему лидеру Шестого крестового похода крайне негативно. А вот рыцари разделились. Одни поддерживали императора, а другие выражали симпатию слугам божьим. Таким образом, у Фридриха в подчинении оказались только прибывшие с ним крестоносцы и рыцари тевтонского ордена. С такими силами вести действия против мусульман не представлялось никакой возможности.

Что оставалось делать императору, попавшему в немилость к папе римскому? Он ознакомился с политической ситуацией в мусульманском мире и понял, что султан Египта Аль-Камиль увяз в подавлении мятежей в Сирии и тоже не обладает достаточными военными силами, чтобы успешно противостоять крестоносцам. А отсюда следовало, что при грамотном подходе можно решить вопрос о возврате Иерусалима христианам без кровопролитных сражений.

Германский император устроил демонстративный показ якобы имеющейся у него огромной армии. Он разбил своё войско на отряды и провёл их на юг вблизи морского побережья. Для Аль-Камиля этого оказалось достаточным. Султан уверовал в мощь крестоносцев и согласился вести переговоры. Они оказались чрезвычайно плодотворными для воинов Христа. Мусульмане отдали Иерусалим христианам, а помимо этого передали им такие крепости как Вифлеем, Сидон, Назарет и Яффа.

Фридрих II с крестоносцами и мусульманами в Иерусалиме

Договор об этом и перемирие на 10 лет были заключены 18 февраля 1229 года. Уже 17 марта того же года Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим и на следующий день провозгласил себя королём Иерусалимского королевства. Однако на коронации отсутствовал патриарх Латинского востока, а поэтому данная церемония не имела никой юридической силы. Новоиспечённого короля не утвердили ни папа, ни знатные феодалы Святой Земли. Он мог быть только регентом при своём сыне Конраде, рождённом от брака с Иоландой Иерусалимской.

В Иерусалиме германский император пробыл до середины мая 1229 года и отбыл на родину, где возникли политические проблемы местного характера. На этом Шестой крестовый поход закончился. В том же году папа отменил отлучение Фридриха II, руководствуясь интересами церкви. А в возродившемся королевстве начались распри и борьба за власть. Но самое главное свершилось: Иерусалим вернулся к христианам и находился под их полным контролем в 1229-1239 годах и в 1241-1244 годах. То же самое можно сказать и о других районах Святой Земли.

В заключении следует заметить, что крестовый поход под руководством Фридриха II показал всему миру, что важнейшие государственные вопросы можно решать путём переговоров, а не на полях сражений. Самого же императора прозвали «крестоносцем без креста», а его поход стали называть «походом без похода». Ведь воины Христа не сражались с мусульманами, но одержали полную победу над ними, чего нельзя сказать о других военных компаниях в Святую Землю .

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности около 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

1 крестовый поход

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Священная Римская империя и её союзники
  • 15px Тевтонский орден
    • 15px Айюбиды
    * 15px Кипрское королевство
    • 15px Ибелины
    Командующие
    • 15px Фридрих II
    • 15px Герман фон Зальца
    • 15px аль-Камиль
    * 15px Генрих I
    • 15px Жан I Ибелин
    Силы сторон
    неизвестно неизвестно
    Потери
    120px
    Крестовые походы
    1-й крестовый поход
    Крестьянский крестовый поход
    Германский крестовый поход
    Норвежский крестовый поход
    Арьергардный крестовый поход
    2-й крестовый поход
    3-й крестовый поход
    4-й крестовый поход
    Альбигойский крестовый поход
    Крестовый поход детей
    5-й крестовый поход
    6-й крестовый поход
    7-й крестовый поход
    Крестовые походы пастушков
    8-й крестовый поход
    9-й крестовый поход
    Северные крестовые походы
    Крестовые походы против гуситов
    Крестовый поход на Варну

    Шестой крестовый поход - крестовый поход императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена в -1229 годах . Этот поход не был отмечен ни одним сражением. Спустя семь лет после провала Пятого крестового похода Фридрих II путём дипломатических маневров сумел восстановить контроль христиан над Иерусалимом и рядом других областей на ближайшие пятнадцать лет.

    Фридрих II и Папство

    Крестовый поход

    Вместо того, чтобы отправиться прямо к Святой земле , император сначала посетил Кипр , который был его вотчиной с момента захвата острова Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода . Фридрих II прибыл с претензиями на престол Кипрского королевства , но встретил сопротивление местных баронов, поддерживавших регента Жана I Ибелина . Фридрих II утверждал, что регентство нелегитимно и потребовал от Жана передать фьеф Бейрут императору. Конфликт ничем не завершился, однако в перспективе этот спор лишил императора ценного сторонника в лице Ибелинов .

    Даже с учетом воинов орденов войско Фридриха II по численности было лишь тенью армии, которую он собрал в начале похода. Он понял, что его единственная надежда на успех в Святой земле - это переговоры о капитуляции Иерусалима , поскольку сил для сражений с Айюбидами он не имел. Фридрих II провел демонстрацию силы, проведя свои войска на юг вдоль побережья, чего оказалось достаточно, чтобы убедить египетского султана аль-Камиля вступить в переговоры. Египтяне были заняты подавлением восстаний в Сирии и поэтому согласилась уступить крестоносцам Иерусалим и узкий коридор вдоль побережья.

    Фридрих II продемонстрировал, что крестовый поход может быть успешным даже без военного превосходства. Более того, он создал прецедент, добившись успеха в крестовом походе без папского участия. Дальнейшие крестовые походы будут организовываться отдельными правителями, такими как Людовик IX и Эдуард I , что наглядно демонстрировало угасание папской власти.

    Напишите отзыв о статье "Шестой крестовый поход"

    Примечания

    Литература

    • Cattaneo, Giulio (1992). Federico II di Svevia. Rome: Newton & Compton.

    Отрывок, характеризующий Шестой крестовый поход

    – Может что-то случилось? – задала совершенно глупый вопрос я.
    – Ну, естественно – случилось! Иначе он бы никогда отсюда не ушёл.
    – А может здесь тоже был тот злой человек? – испуганно спросила Мария.
    Честно признаться, у меня тоже мелькнула такая мысль, но высказать её я не успела по той простой причине, что, ведя за собой троих малышей, появился Светило... Детишки были чем-то смертельно напуганы и, трясясь как осенние листики, боязливо жались к Светилу, боясь от него отойти хоть на шаг. Но детское любопытство вскоре явно пересилило страх, и, выглядывая из-за широкой спины своего защитника, они удивлённо рассматривали нашу необычную тройку... Что же касалось нас, то мы, забыв даже поздороваться, вероятно, с ещё большим любопытством уставились на малышей, пытаясь сообразить, откуда они могли взяться в «нижнем астрале», и что же всё-таки такое здесь произошло...
    – Здравствуйте, милые... Не надо вам было сюда приходить. Что-то нехорошее здесь происходит... – ласково поздоровался Светило.
    – Ну, хорошего здесь вряд ли можно было бы ожидать вообще... – грустно усмехнувшись, прокомментировала Стелла. – А как же получилось, что ты ушёл?!... Ведь сюда любой «плохой» мог за это время явиться, и занять всё это...
    – Что ж, тогда ты бы обратно всё «свернула»... – просто ответил Светило.
    Тут уж мы обе на него удивлённо уставились – это было самое подходящее слово, которое можно было употребить, называя данный процесс. Но откуда его мог знать Светило?!. Он ведь ничего в этом не понимал!.. Или понимал, но ничего об этом не говорил?...
    – За это время много воды утекло, милые... – как бы отвечая на наши мысли, спокойно произнёс он. – Я пытаюсь здесь выжить, и с вашей помощью начинаю кое-что понимать. А что привожу кого, так не могу я один такой красотой наслаждаться, когда всего лишь за стеной такие малые в жутком ужасе трясутся... Не для меня всё это, если я не могу помочь...
    Я взглянула на Стеллу – она выглядела очень гордой, и, конечно же, была права. Не напрасно она создавала для него этот чудесный мир – Светило по-настоящему его стоил. Но он сам, как большое дитя, этого совершенно не понимал. Просто его сердце было слишком большим и добрым, и не желало принимать помощь, если не могло делиться ею с кем-то другим...
    – А как они здесь оказались? – показывая на испуганных малышей, спросила Стелла.
    – О, это длинная история. Я время от времени их навещал, они к отцу с матерью с верхнего «этажа» приходили... Иногда к себе забирал, чтобы от беды уберечь. Они же малые, не понимали, насколько это опасно. Мама с папой были здесь, вот им и казалось, что всё хорошо... А я всё время боялся, что опасность поймут, когда уже поздно будет... Вот и случилось только что это же самое «поздно»...
    – А что же такого их родители натворили, что попали сюда? И почему они все «ушли» одновременно? Они погибли что ли? – не могла остановиться, сердобольная Стелла.
    – Чтобы спасти своих малышей, их родителям пришлось убить других людей... За это здесь и платили посмертно. Как и все мы... Но сейчас их уже и здесь больше нет... Их нигде нет более... – очень грустно прошептал Светило.
    – Как – нет нигде? А что же случилось? Они что – и здесь сумели погибнуть?! Как же такое случилось?.. – удивилась Стелла.
    Светило кивнул.
    – Их убил человек, если «это» можно назвать человеком... Он чудовище... Я пытаюсь найти его... чтобы уничтожить.
    Мы сразу же дружно уставились на Марию. Опять это был какой-то страшный человек, и опять он убивал... Видимо, это был тот же самый, кто убил её Дина.
    – Вот эта девочка, её зовут Мария, потеряла свою единственную защиту, своего друга, которого тоже убил «человек». Я думаю, это тот же самый. Как же мы можем найти его? Ты знаешь?
    – Он сам придёт... – тихо ответил Светило, и указал на жмущихся к нему малышей. – Он придёт за ними... Он их случайно отпустил, я ему помешал.
    У нас со Стеллой поползли по спинам большие-пребольшие, шипастые мурашки...
    Это звучало зловеще... А мы ещё не были достаточно взрослыми, чтобы кого-то так просто уничтожать, и даже не знали – сможем ли... Это в книгах всё очень просто – хорошие герои побеждают чудовищ... А вот в реальности всё гораздо сложнее. И даже если ты уверен, что это – зло, чтобы побеждать его, нужна очень большая смелость... Мы знали, как делать добро, что тоже не все умеют... А вот, как забирать чью-то жизнь, даже самую скверную, научиться ни Стелле, ни мне, пока ещё как-то не пришлось... И не попробовав такое, мы не могли быть совершенно уверены, что та же самая наша «смелость» в самый нужный момент нас не подведёт.
    Я даже не заметила, что всё это время Светило очень серьёзно за нами наблюдает. И, конечно же, наши растерянные рожицы ему говорили обо всех «колебаниях» и «страхах» лучше, чем любая, даже самая длинная исповедь...
    – Вы правы, милые – не боятся убить лишь глупцы... либо изверги... А нормальный человек к этому никогда не привыкнет... особенно, если даже ещё не пробовал никогда. Но вам не придётся пробовать. Я не допущу... Потому что, даже если вы, праведно кого-то защищая, мстить будете, оно сожжёт ваши души... И уже больше никогда прежними не будете... Вы уж поверьте мне.
    Вдруг прямо за стеной послышался жуткий хохот, своей дикостью леденящий душу... Малыши взвизгнули, и все разом бухнулись на пол. Стелла лихорадочно пыталась закрыть пещеру своей защитой, но, видимо от сильного волнения, у неё ничего не получалось... Мария стояла не двигаясь, белая, как смерть, и было видно, что к ней возвращалось состояние недавно испытанного шока.
    – Это он... – в ужасе прошептала девчушка. – Это он убил Дина... И он убьёт всех нас...
    – Ну это мы ещё посмотрим. – нарочито, очень уверенно произнёс Светило. – Не таких видели! Держись, девочка Мария.
    Хохот продолжался. И я вдруг очень чётко поняла, что так не мог смеяться человек! Даже самый «нижнеастральный»... Что-то в этом всём было неправильно, что-то не сходилось... Это было больше похоже на фарс. На какой-то фальшивый спектакль, с очень страшным, смертельным концом... И тут наконец-то меня «озарило» – он не был тем человеком, которым выглядел!!! Это была всего лишь человеческая личина, а нутро было страшное, чужое... И, была не была, – я решила попробовать с ним бороться. Но, если бы знала исход – наверное, не пробовала бы никогда...
    Малыши с Марией спрятались в глубокой нише, которую не доставал солнечный свет. Мы со Стеллой стояли внутри, пытаясь как-то удержать, почему-то всё время рвущуюся, защиту. А Светило, стараясь сохранить железное спокойствие, встречал это незнакомое чудище у входа в пещеру, и как я поняла, не собирался его туда пропускать. Вдруг у меня сильно заныло сердце, будто в предчувствии какой-то большой беды....
    Полыхнуло яркое синее пламя – все мы дружно ахнули... То, что минуту назад было Светилом, за одно лишь коротенькое мгновение превратилось в «ничто», даже не начав сопротивляться... Вспыхнув прозрачным голубым дымком, он ушёл в далёкую вечность, не оставив в этом мире даже следа...
    Мы не успели испугаться, как сразу же за происшедшим, в проходе появился жуткий человек. Он был очень высоким и на удивление... красивым. Но всю его красоту портило мерзкое выражение жестокости и смерти на его утончённом лице, и ещё было в нём какое-то ужасающее «вырождение», если можно как-то такое определить... И тут, я вдруг вспомнила слова Марии про её «ужастика» Дина. Она была абсолютно права – красота может быть на удивление страшной... а вот доброе «страшное» можно глубоко и сильно полюбить...

    ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

    Ни то, что четвертый крестовый поход закончился не там, где ожидалось, ни ересь на юге Франции не заставило папу Иннокентия III отказаться от идеи возвращения Святой Земли.

    Но после того, как в 1187 г. к ногам султана Саладина пал Иерусалим, все меньше становилось переселенцев на Восток и все меньше охотников совершить туда паломничество с мечом в руках и крестом на плаще. Иногда, завидев сборщика податей на крестовый поход, благородные рыцари кидали монетку не ему, а первому попавшемуся нищему, да еще и приговаривали: «Возьми во имя Магомета, который сильнее Христа!» Приморские города, несмотря на все запреты, продавали мусульманам оружие и даже поставляли на восточные рынки рабов-христиан (в большинстве славян). Коммерция - дело тонкое.

    Все же заморский поход удалось организовать. В 1213 г. папа Иннокентий повсюду разослал своих проповедников, поручив им вручать крест каждому, кто того пожелает - даже уголовным преступникам. Ежемесячно устраивались торжественные процессии и молебны о даровании победы. В пользу грядущего успеха говорил важный мистический аргумент: апокалиптическое число зверя - 666, а к этому времени прошло как раз столько лет от начала деятельности пророка Мухаммеда.

    Папа на три года запретил все войны и даже рыцарские турниры. Лица духовного звания должны были вносить на нужды похода двадцатую часть своих доходов. Вызвались идти три государя: Иоанн Английский, Андрей Венгерский и германский император Фридрих II (он же король Сицилии). Но Иннокентий и англичанин не дожили до начала похода. Поэтому в 1217 г. отправились в путь только немцы и венгры во главе с королем Андреем (император принял личное участие только в шестом походе, девять лет спустя).

    Первый акт, как всегда, затягивался. Передовые отряды, прибывшие морем в Акру, целый год занимались бесплодными стычками с турками и ссорами с местными христианами. За более серьезные дела принялись, только когда прибыло 300 кораблей из северной Германии и Нидерландов.

    Начать решили с завоевания Египта - на этом особенно настаивали государи и вельможи сирийских христианских государств. Задача была трудной. Египетский султан Аладил создал сильное войско из купленных у кавказских горцев молодых рабов. Они прошли усиленную военную подготовку и, будучи чужаками, стали самыми преданными его воинами. Так появились знаменитые мамелюки (со временем они сами захватили власть и несколько веков правили Египтом).

    Крестоносцы осадили большой торговый город Дамиетту в дельте Нила. Султан был согласен на большие уступки: возвратить «древо Истинного Креста» и Иерусалимское королевство. Но папский легат Пелагий, родом из Испании, фактически взявший верховное командование армией в свои руки, ответил отказом. И вскоре крестоносцы взяли город. Добычи оказалось на 400 тысяч золотых.

    В Европе, после бесконечной череды неудач, эту весть встретили с великой радостью. Папа назвал Пелагия «вторым Иисусом Навином» (библейский завоеватель «Земли Обетованной» - Палестины).

    Мусульмане были в смятении. Султан Аладил приказал разломать стены Иерусалима, как если бы город был уже утрачен. Жители стали покидать город.

    Но крестоносцы, нацелившись на завоевание всего Египта, опять затянули время. Противник пришел в себя, султан усилил армию и даже успел выстроить новую крепость неподалеку от лагеря крестоносцев. Но все же, не будучи до конца уверен в своих силах, опять обратился с предложением: Иерусалимское королевство в обмен на Дамиетту. И опять отказ Пелагия - тем более, что из Европы прибыло новое пополнение.

    Войско двинулось вдоль Нила. И тут случилось то, что случается каждый год, благодаря чему и возник семь тысяч лет назад Египет и что спасло его на этот раз. Великая река разлилась, и крестоносцы оказались на болотистом острове среди бескрайних водных просторов. Мамелюки сразу же перерезали пути к отступлению, и это было еще счастьем для недавних победителей во главе с их новым Иисусом Навином, что султан отпустил их подобру-поздорову всего лишь на условии сдачи Дамиетты (1221 г.).

    В 1227 г. в поход на Святую Землю собрался германский император Фридрих II - это был Шестой крестовый поход. Проходил он в обстановке, можно сказать, скандальной.

    Новому папе Григорию IX казалось, что сборы идут ни шатко, ни валко. Чем дальше, тем больше росло его раздражение. Из его уст прозвучало обвинение, что и Дамиетту шесть лет назад сдали исключительно из-за нерадения, а может быть, даже из-за намеренного саботажа императора. И когда тот, наконец, двинулся в путь, но из-за обострившейся болезни сделал остановку в южноитальянском Отранто - терпение папы лопнуло. Он наложил на императора отлучение.

    Фридрих с достоинством оправдывался. Его недуг явно не был притворным, в войске тоже распространились болезни - остановка была необходима. Григорий ничего не хотел слушать.

    Тогда Фридрих тоже вспылил - захватил папское владение Анконскую марку (в центральной Италии) и стал поддерживать врагов папы в Риме. Ответный удар: папа подтверждает свое отлучение, а вдобавок накладывает интердикт (запрет на богослужение и церковные обряды) во всех тех местностях, где будет находиться император.

    Но Фридрих, поправившись, стал действовать, не обращая на папские репрессии никакого внимания. Высадившись в Акре (1228 г.), - хоть и не с очень большими силами, - он выказал намерение пойти войной на египетского султана. Но каирский повелитель решил не искушать судьбу в новом столкновении с крестоносцами: было заключено перемирие на 10 лет, и Иерусалимское королевство вместе со святым городом вновь перешло к христианам. За это Фридрих обещался быть союзником султана против всех его врагов - не только восточных, но и западных.

    Однако насколько же разлад на верхнем уровне оказался сильнее религиозного чувства. В католическом мире не было никаких торжеств. Более того, папа наложил интердикт и на Иерусалимское королевство, и когда освободитель Гроба Господня венчался как иерусалимский император - нельзя было даже совершить богослужение.

    Рим всячески подстрекал сирийских христиан на противодействие Фридриху. И небезуспешно - его сторонники были изгнаны из Акры. Потом до императора дошли вести, что осложнились дела в Германии, и он вынужден был срочно отбыть на родину. Воспользовавшись этим, его недруги в нарушение перемирия стали нападать на египетские владения. Султан призвал на подмогу хорезмийских туркменов, и эта свежая боевая сила двинулась на Иерусалим. Город, лишившийся во время предыдущего крестового похода своих укреплений, был легко взят - на этот раз безвозвратно (1244 г.). Немногочисленное войско сирийских христианских государств, двинувшееся на мусульман, было наголову разбито при Газе.

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

    Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

    Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

    Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

    ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. - Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. - Св. Бернард. - Царствование Саладина в Египте и в Сирии. - Он завоевывает Иерусалим. - Морские крестовые походы. -

    Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Поддерживаемый религиозным воодушевлением воинственного народа, ислам в первом столетии после смерти своего пророка с неимоверной быстротой распространился по лицу земли. Победоносно проник он в Персию и Туран, завладел Индией, отнял у византийцев

    Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

    Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

    Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

    1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

    Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

    Пятый и Шестой крестовые походы. «Мирное» завоевание Иерусалима В 1215 г. в Риме был собран пышный церковный (Латеранский) собор, принявший решение о новом крестовом походе в Святую Землю. Крестоносный обет приняли три государя - Андраш II Венгерский, король Англии Иоанн

    автора Безыменский Лев

    Дни пятый и шестой: протокол Пятый день начался изложением планов ВВС Англии, о которых сообщение сделал маршал Бернет. Его доклад был весьма оптимистичным. Так, Бернет говорил:«Наши авиационные базы в Англии защищены лучшими средствами в мире, которые непрерывно

    Из книги OCOБAЯ ПАПКА «БАРБАРОССА» автора Безыменский Лев

    Дни пятый и шестой: реконструкция Мы объединяем заседания 16 и 17 августа, ибо их течение весьма сходно. Теперь, когда мы знаем колоссальное напряжение тех дней, трудно даже заниматься комментированием тех (в известной мере второстепенных) вопросов, которые обсуждали Дракс,

    Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

    Из книги Последний час рыцарей автора Шионо Нанами

    Крестовые походы В середине IX века, когда Иерусалим все еще находился во власти мусульман, богатый купец по имени Мауро построил здание, которое могло бы служить одновременно госпиталем и странноприимным домом для паломников, пришедших с Запада на Святую землю. Купец был

    Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

    Крестовые походы В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна

    Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

    Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Темные, как дремучий лес. Никогда не узнают о них правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет, они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Приемов было

    Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

    Крестовые походы В конце XI века, после того как прочно установился институт рыцарства, в Европе началось поразительное движение, определившее историю этой части света и Азии примерно на протяжении 250 лет.Как уже упоминалось, религия вскоре стала тесно связанной с

    Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

    Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь

    Который не исполнил обета идти на освобождение Святой Земли, данного им на своей коронации в Ахене (1215 г.) и откладывал выступление туда с года на год. Однако Фридрих принял титул короля иерусалимского (хотя действительный король, Иоанн, был его тестем) и немедленно отправил в Палестину епископа Амальери для принятия присяги от иерусалимских баронов.

    В 1227 г. огромная масса крестоносцев (из одной Англии около 60 тысяч человек) собралась на юге Италии, в Апулии, чтобы выступить в Шестой Крестовый поход. Крестоносцы ждали лишь императора. Скопление столь значительного числа людей, большей частью непривычных к жаркому климату, повлекло за собою страшное развитие чумы, от которой весьма многие погибли, а другие бежали домой. Вследствие этого, Фридрих, прибыв в августе 1227 г. в Бриндизи, нашел крестоносное войско уже значительно ослабленным. Крестоносцы были немедленно посажены на суда и отплыли, а за ними 8 сентября тронулся и император, но через 6 суток он снова вернулся в гавань Бриндизи. В немедленно отправленном папе донесении Фридрих объяснил свое возвращение болезнью и противными ветрами. Но папа Григорий IX , крайне рассерженный и не веривший в действительность болезни императора, 17 ноября 1227 г. публично отлучил его от церкви.

    Император, однако, обратил на это отлучение очень мало внимания. Он не оставил своего намерения отправиться в Святую Землю, тем более, что тогдашняя политическая обстановка на Востоке весьма благоприятствовала делу освобождения Гроба Господня. Сыновья султана Мелик-Адиля, незадолго до этого сплотившиеся ввиду опасности, грозившей Египту, теперь снова стали враждовать между собою. Один из них, египетский султан Мелик-Камиль, обратился даже к Фридриху, прося у него помощи против своих братьев и обещая за это Иерусалим. Большая часть прежних крестоносцев уже рассеялась. Фридриху II пришлось искать новых, а этому всячески противодействовал Григорий IX, ясно доказывая тем, что он свои личные интересы ставил выше святого дела освобождения Гроба Господня. Вследствие этого Фридрих, при всей своей энергии, мог собрать весьма незначительное число крестоносцев, с которыми и отплыл в Шестой Крестовый поход на 40 галерах в августе 1228 г. из Бриндизи.

    7 сентября 1228 г. Фридрих прибыл в гавань Акры и был торжественно встречен патриархом и народом. Но вслед за ним приехали в Палестину посланцы от папы и обнародовали тяготевшее над императором отлучение. Тогда духовенство и вообще палестинское население стало относиться к императору враждебно. Узнав о прибытии Фридриха, султан Мелик-Камиль отправил к нему послов с богатыми подарками и сам направился с армией в Палестину, имея целью захватить Дамаск, владетель которого только что умер. Император немедленно вступил с Камилем в переговоры об уступке христианам Иерусалима. Но переговоры шли не так успешно, как можно было ожидать: Камиль, видимо, испугался возможности слишком тесного вмешательства германского императора в дела Востока.

    Фридрих II и султан Камиль. Миниатюра XIV века

    Тогда Фридрих, желая скрыть затянувшиеся переговоры (это могло скомпрометировать его в глазах христиан), одобрил намерение крестоносцев укрепить бывшие в их руках города, а также овладеть городом Яффой (Иоппией), весьма важным, как ближайший к Иерусалиму порт. Захват Яффы тем более входил в планы императора, что обладание этим городом приближало его к египетскому султану, с которым он вел переговоры. Но, но причине тяготевшего над Фридрихом отлучения, иерусалимские рыцари (тамплиеры и иоанниты ) согласились идти с императором лишь при условии, что все приказания будут исходить не от имени Фридриха, а во имя Бога и святой церкви. Так как император не согласился на это, ему пришлось двинуться к Яффе лишь с 10 тысячами пехоты (силы, неудовлетворительные и по числу и по составу: отсутствие конницы при противнике, богатом ею). К чести рыцарей, сознание долга и важности дела пересилило в них желание служить интересам папы: они последовали за Фридрихом на некотором расстоянии, так что при необходимости всегда могли поддержать его. Скоро и император, не желая рисковать разделением сил, уступил требованию рыцарей .

    15 ноября 1228 г. крестоносцы заняли Яффу и приступили к укреплению этого города. При выступлении к Яффе, участники Шестого Крестового похода взяли с собою продовольствия только на время похода до неё. Остальные припасы они рассчитывали подвезти позднее морем уже во взятый город. Это было крайне неосторожно: Яффы они могли и не взять, тогда не хватило бы продовольствия на обратный путь; кроме того, море, завися от погоды, – крайне неверная коммуникационная линия. И действительно, сильная буря задержала в море флот, везший продовольствие, вследствие чего крестоносцы Шестого похода стали терпеть крайнюю нужду, приписывая свои невзгоды решению следовать за отлученным императором. Многие думали даже оставить ряды армии, но к счастью вскоре ветер стих, и ожидаемый транспорт в Яффу прибыл.

    Тем временем переговоры с султаном продолжались. Обе стороны желали мира: император – по причине вражды к нему палестинских христиан (был даже заговор против его жизни) и слухов о нападении войск папы на его европейские владения; Камиль – в виду угрожающего положения, принятого армией нового дамасского султана. Поэтому 18 февраля 1229 г. было заключено перемирие на 10 лет, по которому христиане получили Иерусалим и прочие святые места. Договор этот, несмотря на то, что им без кровопролития достигалась цель Шестого Крестового похода, возмутил всех, и особенно иерусалимского патриарха, без ведома которого он состоялся. Патриарх запретил богослужение в Иерусалиме на время пребывания в нем императора и этим еще увеличил раздоры между христианами.

    Королевство Иерусалимское (обозначено жёлтым цветом) после договора 1229

    Между тем единство последних было весьма необходимо. Дамасский султан Давид не признал уступки Иерусалима, и важно было воспользоваться раздорами между сарацинами, чтоб окончательно укрепить за собою Святую Землю. Несмотря на непризнание договора, император 17 марта 1229 г. вступил в Иерусалим, где, ввиду отказа патриарха, сам возложил на себя иерусалимскую корону. Возросшая враждебность палестинских христиан к Фридриху заставила его через два дня вернуться в Яффу, но он и здесь был встречен недовольством. Озлобленный император стал жестоко преследовать неприязненное ему духовенство. Вскоре вести из Европы о нападении папы на владения Фридриха заставили его 1 мая 1229 г. отправиться на родину. Отъезжая, он не принял мер для упрочения святых мест за христианами. Этим и окончился Шестой Крестовый поход. Отъезд Фридриха, пользовавшегося большим влиянием на сарацин, благодаря своим хорошим отношениям к султану Камилю, заметно ослабил положение христианской колонии в Святой Земле, которое ухудшалось еще и постоянными раздорами между рыцарскими орденами и императорским наместником.

    Шестой Крестовый поход, замечательный по отсутствию боевых столкновений между враждующими сторонами, совершенно незаметен в военном отношении. Гораздо интереснее этот походсо стороны политики: он показал её значение на войне и важность личных отношений между главными вождями (плохие отношения императора и папы вредили делу; хорошие же между императором и султаном, напротив, помогали). Еще важнее то, что Шестой Крестовый походрельефно охарактеризовал отношения между властями папской и императорской. Первая явно склонялась к упадку: даже отлучение от церкви не лишило императора возможности отправиться на Восток. Ещё одним очевидным выводом из событий этого похода стало охлаждение Европы к идее Крестовых походов.

    Публикации по теме